[Домициан; греч. Δομετιανός] († 10 или 11.01.602), прп., еп. Мелитинский (пам. 10 янв.). Род. в богатой и благочестивой семье, отца звали Феодором, мать Екдикией (или Евдокией). По сведениям Синаксаря К-польской ц. (кон. Х в.), Д. был родственником имп. Маврикия (582-602), предположительно племянником или двоюродным братом (первое наиболее вероятно). По сведениям Минология имп. Василия II, Д. род. во время правления визант. имп. Юстина II (565-578), однако, по мнению П. Губера, датой рождения Д. следует считать 50-е гг. VI в. Д. получил хорошее светское и духовное образование. Вскоре после женитьбы он овдовел и посвятил себя подвигам благочестия. Маврикий, к-рого имп. Тиверий назначил командующим войсками Востока, ок. 579 г. добился для Д. сана епископа г. Мелитина (столицы пров. Армения Третья, ныне Малатья, Турция), незадолго до того разоренной и сожженной персид. шахом Хосровом I Ануширваном.
Когда Маврикий был провозглашен императором, он сделал Д. ближайшим советником, и тот окончательно обосновался в К-поле, где приобрел большое влияние. Д. пребывал в столице до 585 г., о его деятельности в 585-590 гг. нет сведений, в частности неизвестно, какова была его роль в сенатских дебатах по поводу оказания помощи персид. шаху Хосрову II Парвизу. Тем не менее, после того как императором и сенатом было принято решение поддержать Хосрова, желавшего возвратить свой престол, Д. было поручено отправиться на Восток и сопровождать шаха, помогая ему во всем. Д. встретил Хосрова в г. Константина в Сев. Сирии как личный представитель императора. Хосрова также в течение неск. недель сопровождал свт. Григорий I, патриарх Антиохийский, однако главную роль при шахе играл все же Д. Он сопровождал Хосрова в военном походе в Персию через города Мардин, Дару и Аммодий и покинул его, только когда тот перешел персид. границу. Д. вел с Хосровом вероучительные беседы и нек-рое время, вероятно, питал надежду на обращение его в христианство. Эта цель не была достигнута, однако в благодарность за возвращение ему трона Хосров впосл. предоставил христианам в своем царстве многочисленные льготы.
Во время пребывания на Востоке Д. имел не только церковную, но и светскую власть, исполняя, в частности, судебные функции. Так, по его приказу были приговорены к смерти нек-рые визант. офицеры, перешедшие в свое время на сторону персов.
Вероятно, летом 591 г. Д. вернулся в К-поль. Присутствие Д. в К-поле вплоть до 598 г. засвидетельствовано в письмах свт. Григория I Великого, папы Римского. Первое письмо (авг. 593) (Greg. Magn. Reg. epist. III 67; по нумерации CCSL III 62) является ответом на письмо Д., в к-ром речь шла об экзегетических вопросах. Наряду с прочим папа высказывает сожаление по поводу неудачи обращения Хосрова в христианство. 2 следующих письма папы написаны Д. в связи с обсуждавшимся тогда законом императора, к-рый воспрещал военным и гражданским чиновникам принимать духовный сан до истечения положенного им срока службы. Папа пытался через Д. добиться внесения нек-рых поправок к этому закону, что свидетельствует о возвращении Д. к обязанностям имп. советника. Письмо свт. Григория от 1 июня 595 г. (Reg. epist. V 16; CCSL V 43) также свидетельствует о том, что Д. в это время находился в К-поле. В этом письме папа жалуется Д. на проблемы с лангобардами, на конфликт между папой и свт. Иоанном IV Постником, патриархом К-польским. Согласно этому письму, Д. должен был сообщить об этих проблемах Сабиниану, папскому апокрисиарию в К-поле. В письме папы от окт. 596 г. (Reg. epist. VII 7 (=CCSL)) Д. упоминается среди епископов, участвовавших в интронизации нового патриарха К-польского Кириака.
Между авг. 596 и 597 г. имп. Маврикий, тяжело заболев, назначил Д. на случай своей смерти опекуном своих малолетних детей.
Последнее письмо свт. Григория к Д. направлено в сент.-окт. 598 г. и касается некоторых церквей на о-ве Сицилия.
Будучи твердым приверженцем халкидонского вероисповедания, Д. следил за тем, чтобы только те, кто исповедует вероопределение Халкидонского Собора, могли принимать духовное звание. Он также предпринял меры по обращению в христианство самаритян и иудеев, однако без особого успеха.
В кон. 598 г. Д. вновь отправился на Восток с тем, чтобы, согласно сир. и егип. источникам, начать жестокое преследование монофизитов. Прежде всего он отнял у них все церкви, к-рыми те владели в Сев. Сирии и Месопотамии. Д. принудил Фому, монофизитского еп. Иераполя (сир. Маббуг, ныне Манбидж, Сирия), бежать в Египет. По словам монофизитского хрониста Михаила Сирийца, Д. «был объят завистью» из-за успехов монофизитов в Мелитине и окрестностях. Повсюду он изгонял клириков-монофизитов. Он также прибыл в Эдессу, где собрал монахов мон-ря Восточного и потребовал у них вступить с ним в общение и признать Халкидонский Собор. После того как монахи отказались сделать это, Д. якобы приказал солдатам вывести почти 400 монахов к городскому рву и казнить. Согласно той же хронике, это событие произошло 10 марта 601 г. Т. о., преследование монофизитов продолжалось более 2 лет.
Постоянно занимаясь гос. и церковно-политическими делами, Д. интересовался богословскими вопросами. Одно из писем свт. Григория свидетельствует о том, что Д. обменивался с ним мнениями по поводу толкования Свящ. Писания. Д. вступил в полемику со св. Евлогием I, патриархом Александрийским, по поводу отдельных пассажей из сочинения последнего против учения Севира Антиохийского (Κατὰ Τιμοθέου κα Σεβήρου, Против Тимофея и Севира - Phot. Bibl. Cod. 225; PG. 103. Col. 939-949), посвященного Д. Эти пассажи касались аполлинарианской формулы, употребленной свт. Кириллом Александрийским, «одна воплощенная природа Бога Слова» (Phot. Bibl. P. 240) (см. ст. Вселенский III Собор, разд. «Богословие Собора»; Вселенский IV Собор). Для того чтобы разъяснить Д. свою т. зр., свт. Евлогий составил новый трактат «К Дометиану, еп. Мелитинскому» (Ad Domitianem Melitenum - Phot. Bibl. Cod. 230; PG. 103. Col. 1069-1073). По словам патриарха Фотия, свт. Евлогий опровергает нек-рые «неблаговидные подозрения, которые имел Дометиан на его счет, упрекая его в неискреннем принятии и применении выражения «одна воплощенная природа Бога Слова» - по икономии, для того, чтобы искусно вести слушателей к единению и тем отсечь предлог для отступления от Церкви». Это позволяет предположить, что Д. в отличие от свт. Евлогия, стремившегося отождествить данную христологическую формулировку с определением Халкидонского Собора о двух природах во Христе, относился к «строгим халкидонитам», не признававшим формулу «одна воплощенная природа Бога Слова».
Д. умер в К-поле и похоронен с большими почестями в ц. св. Апостолов в присутствии патриарха Кириака и всего сената. Согласно Синаксарю К-польской ц., от его мощей происходило не меньше чудес, чем он совершал при жизни.