(Дософтей; 26.10.1624, Сучава - 13.12.1693, Жолква, Украина), св. (пам. 13 дек.), митр. Сучавский и всей Молдавии, церковный, гос. и общественный деятель, литератор и издатель. В миру Дмитрий Барилэ. Историк Молдавской Церкви митр. Арсений (Стадницкий) писал, что «митрополит Досифей принадлежит к числу знаменитейших архипастырей ХVII века главным образом своею ученостью».
Д. происходил, по одним данным, из семьи мазылов - мелких свободных землевладельцев, по другим - из семьи торговцев. Обучался в Яссах и Львове. Знал кроме родного языка греч., лат., церковнослав., древнеевр., рус., польск. и укр. языки. По возвращении из Львова принял монашество в мон-ре Пробота, где вскоре был возведен в сан диакона, затем иерея. С нач. 1658 г. епископ в г. Хуши, с нач. 1660 г., став епископом г. Роман, 11 лет возглавлял епархию т. н. Н. Молдавии. В июле 1671 г. был избран митрополитом Молдавии.
В 1674 г. вместе с бывш. молдав. господарем Штефаном Петричейку, антиосманскую политику к-рого он поддерживал, был вынужден переехать в Польшу. В нач. 1675 г. вернулся в Молдавию, где первое время находился в мон-ре св. Саввы в столице княжества - Яссах, а летом 1676 г. вновь занял митрополичью кафедру. С 1677 г. его резиденция находилась в Яссах. В 1684 г. Д. выехал в Москву во главе молдав. посольства, к-рое из-за эпидемии чумы доехало только до Киева и оттуда обратилось к царям Иоанну и Петру с просьбой об оказании помощи Молдавскому княжеству. В послании от 1 янв. того же года они просили избавить их от врагов, «пославши войска против агарянов, ускорите да не погибнем. От иные бо страны ниоткуду надежды о избавлении, токмо на святое вы царство». В 1686 г., после того как войска польск. кор. Яна III Собеского вступили в Молдавию, Д. вновь был вынужден покинуть родину и переехать в Польшу. Некогда распространенное в рус. лит-ре мнение о том, что Д. провел последние годы в России, совр. исследователями не подтверждено. Но, находясь в Польше, Д. поддерживал связи с Россией. Известны его письма от 1688, 1689 и 1690 гг. рус. царям и Московскому патриарху с просьбой о помощи и положительный ответ царей Иоанна и Петра от 12 мая 1690 г. В февр. 1691 г. иером. Иона привез им благодарственные письма от Д.
Д. печатал свои книги в типографии Уневского мон-ря на Украине, в господарской типографии в Яссах, к-рая испытывала нехватку оборудования. В авг. 1679 г. он обратился с письмом через посредство Николая Спафария к патриарху Московскому Иоакиму с просьбой прислать оборудование и бумагу. Такая помощь была оказана, и в благодарственном стихотворении Д. написал, что «свет из Москвы идет к нам».
В 1650 г. Д. перевел на молдав. язык «Историю» Геродота, снабдив ее стихотворным предисловием, хронограф Матвея Кигалиса и «Поучения царя Василия Македонянина к своему сыну Льву»; как епископ г. Роман поддержал перевод ВЗ, сделанный Николаем Спафарием, к-рый в 1688 г. вошел в т. н. бухарестскую Библию. Среди др. работ Д. особо выделяются «Псалтирь в стихах» (1673), вошедшая в молдав. фольклор, «Жития и деяния святых» (4 т. 1682-1686), известные не только в Молдавии. На титульном листе «Житий...» благодарственная надпись патриарху Московскому Иоакиму за помощь в их издании. В 1681 г. Д. издал перевод «Молитвенника», в котором после предисловия следует «Хронологическая поэма о господарях Молдавии», написанная Д. (136 стихов),- 1-е стихотворное переложение молдав. истории. Д. перевел также Греческий патерик, «Спасение грешников» Агапия Ландоса, фрагменты из «Жизни и чудес св. Василия Нового», занимался переводами на рус. язык. В частности, последней из известных работ Д. была подготовка сб. «О пресуществлении святых тайн», в к-рый были включены переводы из трудов отцов Церкви свт. Иоанна Златоуста, св. Ефрема Сирина, Афанасия Синаита. Сборник предназначался для царей Иоанна и Петра. Из светской лит-ры на молдав. язык Д. перевел фрагмент из пролога драмы критского поэта Георгиоса Хортациса «Ерофили», написанной в 1600 г. Д. обогатил словарь родного языка рядом терминов, заимствованных из греч. и лат. языков, способствовал утверждению молдав. языка в качестве офиц. языка богослужения. В 1974 г. в рамках ЮНЕСКО было широко отмечено 350-летие со дня рождения Д. 14 окт. 2005 г. был оглашен синодальный томос Румынской Православной Церкви о канонизации Д.