(† 26.07.1435, Смоленск), митр. Киевский и всея Руси. Сведения о происхождении Г. содержатся в приписке к «Словам постническим» прп. Исаака Сирина (РНБ. F. I. 476. Л. 153-153 об., XV в.; опубл.: ПСРЛ. Т. 17. Стб. 417-420; Соболевский. С. 3-5). Сборник был переписан в 1428 г. в Смоленске с рукописи, к-рую по заказу Г. написал 25 мая - 22 июня 1420 г. в к-польском мон-ре Богородицы Паммакаристос Тимофей (список 1420 г. не сохр.). В приписке к сборнику (датированной 14 авг. 1428) сообщается, что Г. был «родом москвитин, Титов сын, Болванов внук» (возможно, прозвище деда Г. произведено от одного из московских урочищ с названием Болвановье (известны в Замоскворечье и в Заяузье)).
В 1414 г. Киевский митр. св. Фотий со «священным Сбором священнейших архиепископ и епископ» выдал Г., к-рый был тогда иеромонахом, настольную грамоту на Владимирскую и Берестейскую кафедру (АИ. Т. 1. № 18. Стб. 27). В 1415 г. Г. участвовал в Соборе западнорус. епископов, на к-ром под давлением вел. кн. литов. Витовта была создана отдельная от общерусской митрополия во главе с Григорием Цамблаком. В 1420 г. Г. побывал в К-поле (где заказал сб. «Слов постнических» прп. Исаака Сирина). Ранее 1428 г. Г. по желанию Витовта и благословению митр. Фотия был переведен с Владимиро-Волынской кафедры (об этом сообщает приписка к «Словам постническим» прп. Исаака Сирина 1428), по-видимому на Смоленскую. Нек-рые исследователи связывают с Г. начало белорусско-литов. летописания в Смоленске.
Между 1 сент. 1432 и нач. 1433 г. патриарх Иосиф II в К-поле возвел Г. в сан митрополита Киевского и всея Руси (митр. Фотий скончался 2 июля 1431, ранее, зимой 1419/20, умер Григорий Цамблак). К этому времени относится надпись, сделанная одним из спутников Г. на стене к-польского собора Св. Софии: «[Господи, пом]ози рабу Своему Иакову Григорьевичу, писарю Герасима, митраполита Киевьскаго» (Kalavrezu-Maxeiner, Obolensky. P. 5, 7). Осенью 1433 г. Г. вернулся в Смоленск. Псковские летописи объясняют приезд Г. после поставления на митрополичий престол в Смоленск, а не в Москву шедшей в то время в Сев.-Вост. Руси феодальной войной («князи руския воюются и секутся о княжении великом на Руской земли»; см. в ст. Василий II Васильевич). (Впрочем, в 1-й пол. 30-х гг. XV в. в Великом княжестве Литовском также шла борьба за великокняжеский престол между Свидригайло и Сигизмундом Кейстутовичем.) 26 мая 1434 г. в Смоленске Г. возглавил хиротонию св. Евфимия II (Вяжицкого) во епископа Новгородского.
В научной лит-ре высказывалось мнение о том, что Г. был поставлен не на общерус. митрополичью кафедру, но для управления зап. епархиями Русской Церкви - Западнорусской, или Литовской, митрополией (в разное время отделявшейся от общерус. кафедры). Такой т. зр. придерживались митр. Платон (Левшин), Н. М. Карамзин, Е. Е. Голубинский и др. Однако большинство историков (митр. Макарий (Булгаков), С. М. Соловьёв, А. И. Соболевский, С. Б. Веселовский, А. А. Зимин, Я. С. Лурье, Б. А. Успенский и др.) считали, что Г. возглавлял общерус. митрополию. Возведение Г. на престол произошло после кончины свт. Фотия, в то время как почти все попытки поставить отдельного митрополита на зап. часть Киевской митрополии осуществлялись при живом митрополите всея Руси. Показательно титулование Г. «митрополитом Киевским и всея Руси», «митрополитом Русьстим» или «Руской земли» в великорус. источниках - псковских и новгородских летописях, Житиях свт. Евфимия (Вяжицкого) и блж. Михаила Клопского. В большинстве редакций Жития св. Михаила Клопского, в т. ч. в древнейшей, содержится сообщение о том, что блж. Михаил, отрицательно относившийся к Литве, предсказал свт. Евфимию (Вяжицкому) поставление у Г. 30 нояб. 1433 г. датируется запись в Минее Праздничной, написанной в Мостищском мон-ре во имя свт. Николая близ Новгорода «при архиепископе нашемь Герасиме Киевьстем и всеа Русе» (ГИМ. Чертк. № 230. 1°. Л. 424). Поздняя Новгородская III летопись (списки XVII в.) титулует Г. «митрополитом Московским». Менее значимыми представляются свидетельства западнорус. источников, поскольку Западнорусские (Литовские) митрополиты, начиная с Романа (сер. XIV в.), носили титул «митрополитов Киевских и всея Руси». Г. титулуется «митрополитом Киевским и всея Руси» в западнорус. Кормчей из Ягеллонской б-ки в Кракове АКС 71/1952. С. 721 (кон. XV в.) и в смоленском Требнике (ГИМ. Син. № 310. Л. 226 об., нач. XVI в.). В Толковом Евангелии, переписанном в 1434 г. в Киево-Печерском мон-ре иеродиак. Иосифом, Г. назван «архиепископом Киевским» (РНБ. F. I. 73. Л. 297). С сер. XV в. общерус. права Г. ставились под сомнение в Москве митр. св. Ионой (к-рый был возведен на престол Собором великорус. епископов) и его преемниками. После того как Смоленск был присоединен к Москве (1514) и Смоленская кафедра стала частью Московской митрополии, в смоленском Требнике (ГИМ. Син. № 310) на полях листа, где Г. назван в числе Киевских митрополитов, была сделана запись о непоминании за богослужением митрополитов «Пимена, и Дионисиа, и Григориа Цамблака, и Герасима, и Сидора» (Л. 226 об.).
Неясна роль Г. в попытках заключения церковной унии в Литве в 1-й пол. 30-х гг. XV в., осуществлявшихся по инициативе вел. кн. Свидригайло. 22 марта 1433 г. из Витебска было отправлено письмо Базельскому Собору от имени «князей, знати, бояр, военных, городов и горожан русских земель», в к-ром говорилось о поддержке церковной унии. 14 июля 1433 г. к Базельскому Собору обратился Свидригайло, писавший, что он старается склонить к унии «князей, воевод и знатных русских» (Jabł. P. 89-92; Грушевський. Т. 5. 1905. С. 518-519). 20 окт. 1434 г. датируются послания папы Евгения IV на имя Г. и Свидригайло, свидетельствующие о том, что со стороны последних в папскую курию поступило предложение о заключении унии с католич. Церковью (Коцебу. Приб. [1]. С. 31-41; Приб. [2]. С. 22-28). Папа убеждал Г. продолжать усилия в этом направлении и рекомендовал созвать Собор, чтобы получить от правосл. духовенства полномочия на ведение переговоров, а затем прибыть в Рим для окончательного решения вопроса. Одновременно с посланиями папа выдал на имя Г. охранную грамоту, призывавшую всех католиков содействовать данным переговорам. Однако есть основания считать, что Г. не был склонен к заключению унии. Ни в одном из писем Свидригайло католич. стороне не говорится о согласии правосл. духовенства на данный шаг. Утверждения о готовности митрополита к унии исходили от послов литов. вел. князя - католиков, с ними не было ни грамоты, ни посла от Г.
В кон. марта 1435 г. по приказу вел. кн. Свидригайло Г., обвиненный в сотрудничестве с Сигизмундом Кейстутовичем, был арестован в Смоленске, затем отправлен в Витебск, где 4 месяца пребывал «в железах». Арест Г. связан с раскрытием в марте 1435 г. заговора в Смоленске, когда город удалось удержать под властью Свидригайло лишь благодаря решительным действиям великокняжеского наместника. Тогда Свидригайло обнаружил у Г. «переветные грамоты», свидетельствовавшие о его контактах с Сигизмундом. (Причины ареста митрополита Свидригайло изложил в посланиях папе Евгению IV и Базельскому Собору в июне 1435 - Raczyński. 1845. S. 363-368.) По приказу Свидригайло Г. был сожжен на костре. Современники осудили казнь иерарха. В белорусско-литов. летописях поражение Свидригайло от Сигизмунда в решающей битве под Вилькомиром (совр. Укмярге, Литва) в 1435 г. было расценено как Божия кара за это деяние: «И за то Бог не пособи Швитригаилу, что сожьже митрополита Герасима, и поможе Бог князю великому Жидимонту» (ПСРЛ. Т. 35. С. 35).