ЗАИКОНОСПАССКИЙ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том XIX , С. 522-527
опубликовано: 31 октября 2013г.

ЗАИКОНОСПАССКИЙ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

(Патриаршее подворье), на Никольской ул. в Китай-городе. Основан, вероятно, на рубеже XVI и XVII вв., до 1614 г. Наименование мон-ря отражает посвящение главного престола и топографическое положение обители до нач. XIX в. (за Иконным торговым рядом вдоль Никольской ул.). В документах XVII в. З. м. именовался как «Спасский», «Спасский за Иконным рядом», «Спасский Училищный», в «Привелегии...» Симеон Полоцкий высокопарно называл его «Всемилостивого Спаса иже в Китае на Песках, нарицаемый Старый». Возможно, именно со 2-й пол. XVII в. появлялись версии о древнем происхождении монастыря и наименования: «Спасский на Никольском крестце, на Песках, на Старом месте». В XVIII в. мон-рь чаще именовался Заиконоспасским Училищным, в XIX-XX вв.- Заиконоспасским.

Вид на Заиконоспасский мон-рь со стороны Китайгородской стены. Фотография. Нач. ХХ в. (ЦАК МДА)Вид на Заиконоспасский мон-рь со стороны Китайгородской стены. Фотография. Нач. ХХ в. (ЦАК МДА)Архим. Леонид (Кавелин) датировал основание З. м. 1380 г. (в связи с победой на Куликовом поле) на территории монастыря Николы Старого - московского Греческого во имя свт. Николая Чудотворца монастыря (учреждение к-рого он также относил к XIV в.). Он полагал, что З. м.- это отделившийся зап. участок Никольской обители с расположенной на нем Спасской ц. По мнению архимандрита, именно самостоятельный Спасский мон-рь упоминается в документах с кон. XV в. как «Спас на Старом», «Спас Старый». Однако приведенный архим. Леонидом корпус летописных известий является спорным, а анализ их содержания - не вполне убедительным. Не подкреплена документами и гипотеза об основании З. м. в 1600 г. царем Борисом Годуновым. Менее распространенная версия, по к-рой датой основания З. м. считается 1660 г., видимо, связывает этот факт со временем постройки в мон-ре собора в честь Нерукотворного образа Спасителя.

Некоторые историки Москвы XIX-XX вв. допускали, что именно З. м. изображен на ранних планах Москвы, «Петрове чертеже» ок. 1597-1600 гг. и «Сигизмундове чертеже» ок. 1610 г., составленном польскими военными инженерами и изданном Г. Герритсом в Голландии (РГАДА. Ф. 192. Картографический отдел б-ки МГАМИД. Оп. 1. Моск. губ. № 151, 195, 198). Первый публикатор «Петрова чертежа» И. М. Снегирёв отметил, что на обнаруженном среди бумаг имп. Петра I плане Москвы на Никольской ул. изображен один мон-рь Николы Старого (Греческий), тогда как Спасский мон-рь, занимавший смежный с ним участок, не обозначен и не упомянут в экспликации. При этом на территории Никольского мон-ря показан не один, а 2 храма. Др. известные оттиски того же, казалось бы, оригинала, что и лист Снегирёва, также называемые «Петровым чертежом», фиксируют на той же территории уже 2 мон-ря, в центре каждого - храм. На них назван исключительно Никольский мон-рь, где, согласно экспликации, «целуют крест в сомнительных судебных случаях». Наименование обители и пояснение относительно 2-го мон-ря по-прежнему отсутствуют. К этому анонимному мон-рю вдоль Никольской ул. примыкал длинный корпус, к-рый на др. планах Москвы XVII в. обозначен как торговый Иконный ряд. Связь Иконного ряда со Спасским мон-рем документально прослеживается на протяжении XVII-XIX вв. Вероятно, что выделенная на планах кон. XVI - нач. XVII в. часть монастыря Николы Старого близ Иконного ряда и есть З. м.

Наиболее ранние документальные сведения о З. м. содержатся в расходной книге Казенного приказа, в к-рой под 1614 г. записано: «Февраля во 2 день... по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Русии указу и по приказу казначея Михаила Траханиотова по памяти за приписью дьяка Патрикея Насонова дано Спасу, что у Иконного ряду, на освященье фунт ладону, цена 4 алтына з деньгою, купли нынешнего 122-го году. Взял черной поп Макарей» (РГАДА. Ф. 396. Оружейная палата. Оп. 2. Д. 199. Л. 284 об.).

В 1687 г. в присутствии патриарха Иоакима (Савёлова) в З. м. состоялось торжественное открытие Эллино-греч. академии (см. Славяно-греко-латинская академия). С 1814 г. в бывших помещениях академии разместилось Заиконоспасское ДУ. В 1914-1917 гг. в зданиях уч-ща находилась Холмская ДС, эвакуированная в Москву в связи с событиями первой мировой войны.

По указу Синода от 18 марта 1743 г. З. м. был изъят из ведения епархиальных властей и передан в синодальное подчинение, т. е. стал ставропигиальным. В 1764 г. отнесен ко 2-му классу. В 1812 г. серьезно пострадал в результате пожара и от бесчинств солдат армии имп. Наполеона.

В 1682 г. к З. м. был приписан Убожедомский мон-рь (см. Московский в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь), с 1722 г.- серпуховской Владычный монастырь со всеми вотчинами. В ведении З. м. в XVII - нач. XX в. находилась каменная ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери (освящена в 1692, снесена в 20-х гг. XX в.) у Никольских ворот в Москве. Небольшой храм, в пространстве к-рого доминировал восьмерик, являлся классическим образцом нарышкинского стиля. В храме находились чтимые иконы Нерукотворного образа Спасителя (XVIII в.), список чудотворной Владимирской иконы в золотой ризе (дар гр. Н. П. Шереметева).

А. В. Маштафаров

Архитектура

По сведениям документов 20-50-х гг. XVII в., на территории З. м. находились каменный, очевидно Спасский, собор и деревянная церковь.

Новый каменный Спасский собор был построен в 1660 г. на средства боярина кн. Ф. Ф. Волконского. Нижний храм был освящен в честь Нерукотворного образа Спасителя, верхний - в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Дата строительства подтверждается надписью на закладном камне, полный текст к-рой можно было прочесть в XVIII в.: «Лета 7168 [1660] апреля в 30 день начата быть строитися церковь Всемилостиваго Спаса Нерукотворенного Образа с повеления... царя... Алексия Михайловича... строил по обещанию своему боярин князь Феодор Феодорович Волконской, а совершена 7169 [1660] года, ноября в 20 день» (см.: Дамаскин. 1791. С. 200). В 1701 г. храм пострадал от пожара, в том же году к нему была пристроена трапезная (Памятники. 1982. С. 418). К 1702 г. относится 2 подрядных договора (от 30 апр. и 24 сент.) с игум. мон-ря Палладием на разборку и постройку вновь церкви неизвестного посвящения (Словарь архитекторов. 2008. С. 261; РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Д. 1031. Л. 677-677 об., 869; Николаева М. В. Иконостасы храмов Москвы и Подмосковья 1-й четв. XVIII в.: История создания - «столярство и резьба» // Христианское зодчество: Новые мат-лы и исслед. М., 2004. С. 406). Неизвестно, о каком храме идет речь в договоре от 17 сент. 1702 г. об изготовлении иконостаса в новопостроенную церковь (Словарь архитекторов. 2008. С. 261), т. к. к тому моменту церковь еще даже не разобрали.

Собор в честь Нерукотворного образа Спасителя. 10Собор в честь Нерукотворного образа Спасителя. 10В июне 1709 г. архим. мон-ря Феофилакт в донесении царю Петру I сообщал о том, что строительство храма еще не окончено «недостатка же ради железа и прочих припасов» (РГАДА. Ф. 214. Сибирский приказ. Оп. 5. № 1545. Л. 1). В недатированном доношении архимандрита сообщалось, что в том же году «на достроение церкви Спасского монастыря» взято взаймы «извести государевой двести бочек» (РГАДА. Ф. 9. Кабинет Петра I. Отд. 2. Кн. 22. Л. 146). Т. о., вероятно, сохранившийся Спасский собор был построен в 10-х гг. XVIII в. (Словарь архитекторов. 2008. С. 262). В 1721 г. его восьмерик рассматривался уже в качестве архитектурного образца (Там же. С. 486). В документах 10-30-х гг. XVIII в. упоминается придел во имя вмч. Феодора Тирона в Скорбященском храме (возможно, он существовал уже в храме 1660 г., т. к. вмч. Феодор мог быть тезоименит строителю храма кн. Волконскому). Собор вновь пострадал во время пожара Москвы 1737 г.; по завершении ремонтно-строительных работ под рук. архит. И. Ф. Мичурина был освящен 15 июля 1742 г. Новгородским и Великолуцким архиеп. Амвросием (Юшкевичем) в присутствии имп. Елизаветы Петровны. Во время ремонта с запада и севера под папертью было устроено 2 этажа келий для студентов академии.

Храм является одним из классических образцов петровской архитектуры Москвы, к-рая соединила формы доминировавшего в русском зодчестве с сер. 80-х гг. ХVII в. нарышкинского стиля с только что начавшим проникать из Европы (решающую роль сыграло Великое посольство 1697-1698) барокко, в основном в его скромном протестант. изводе. Нижний храм имеет традиц. для XVII в. планировку (четверик, алтарь с 3 апсидными полукружиями, трапезная); 4 столба в зап. части основного объема были установлены, вероятно, при надстройке верхнего храма. Последний представляет собой четверик, увенчанный 2 восьмериками, меньший из них несет небольшую главку. Собор З. м. является одним из первых храмов Москвы, в к-ром применен т. н. малый восьмерик - значительно уступающий четверику по ширине и опирающийся не на стены четверика, а на возведенные над ними своды. Центральные прясла четверика, фланкированные пилястрами, сильно выступают из плоскости стен, придавая объему крестообразный характер; выступы завершены полуциркульными фронтонами (т. н. полуглавиями), зрительно облегчающими переход к восьмерику. Подобную роль играют и малые полуглавия, и 4 люкарны, устроенные в своде нижнего восьмерика. Нижняя часть четверика окружена крытым гульбищем, проходы, ограниченные легкими балюстрадами, устроены также по краям четверика и в основании нижнего восьмерика (в последнем случае не только снаружи, но и внутри).

По архитектуре храм близок к ряду московских храмов петровского времени, в первую очередь к ц. Иоанна Воина на Якиманке (1709-1717) и собору Варсонофиевского мон-ря (1709-1714, освящен в 1730, не сохр.). Нек-рые исследователи считали, что архитектором храма был И. П. Зарудный (Рус. архитектура. 1954. С. 64-69, 73-76); эта т. зр. не получила документального подтверждения (Словарь архитекторов. 2008. С. 250) и не может быть принята (Зодчие Москвы времени барокко и классицизма (1700-1820-е гг.). М., 2004. C. 96).

Старый иконостас верхнего Скорбященского храма, так же как и утварь обветшавшего придела вмч. Феодора Тирона, сгорел во время пожара 1737 г. Вероятно, после пожара этот придел был упразднен. По описанию 1781 г., в верхней Скорбященской ц. находился деревянный резной позолоченный 4-ярусный иконостас, к-рый сохранялся за более новым до нач. XX в. Клиросы и проповедническая кафедра были богато вызолочены к кон. XIX в. Высокое, залитое светом внутреннее пространство храма с 3 сторон окружали хоры, которые в наст. время переделаны в балконы внутри выступающих прясел. Верхний храм был целиком расписан на сюжеты из «Ветхозаветной и Новозаветной истории. Свет в этот храм обильно притекает из стеклянной галереи, слуховых окон и купола; глаз молящегося приятно нежит голубой фон стенной живописи храма» (Ковалёв. 1887. С. 92).

В кон. XVIII в. в нижней Спасской ц. находился 2-ярусный «каменный раскрашенный красками и местами позолоченный» иконостас. Деревянные царские двери с 6 образами были также раскрашены и местами позолочены. Храмовая икона «Спас Нерукотворенный» была украшена серебряным венцом, в 1793 г.- алмазами и изумрудами (РГАДА. Ф. 1189. Оп. 1. № 334. Л. 77).

В 1812 г. франц. солдаты разорили и осквернили Спасский собор, устроив в нем конюшню; затем он был восстановлен; перестраивался в 1851 г. (изменена форма главы) и во 2-й пол. XIX в.

Согласно описанию нач. XX в., в алтарном иконостасе нижнего храма находились иконы Нерукотворного образа Спасителя в серебряной ризе, Божией Матери в серебряной ризе, вмц. Екатерины, св. Марии Магдалины пред Распятием, св. ап. Иоанна Богослова, св. блгв. кн. Александра Невского, апостолов Петра и Павла, а также живописное изображение св. Иоанна Крестителя с хоругвями или бумажными развернутыми свитками. На стенах алтаря - живописные изображения Рождества Иисуса Христа, святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского. Среди святынь за правым клиросом в небольшом киоте хранились частицы мощей апостолов Андрея Первозванного и Варнавы, первомч. архидиак. Стефана, свт. Спиридона Тримифунтского, св. Михаила Синадского (Фригийского), мч. Андрея Стратилата, мц. Саломии, прмч. и исп. Стефана Нового, св. блгв. вел. кн. Василия Ярославского, преподобных Пимена Великого и Макария Калязинского. Здесь же хранился киот с частицами мощей святых, частицами от камня, на к-ром «возвести Ангел о Христовом Воскресении», 2 камня из «Столпа Господня». К 2008 г. первоначальные убранство и росписи храма полностью утрачены.

Описание, в к-ром указаны размеры участка и ориентировочная топография построек З. м., содержится в переписи дворов Китай-города после пожара Москвы 1626 г. Согласно переписи, мон-рь располагался вдоль Никольской ул., занимал 14 саж., в глубину, к Китайгородской стене,- 16 саж.; деревянная монастырская церковь выступала на линию улицы, и в 8 саж. от нее во дворе находилась каменная церковь длиной 6 саж. К востоку от З. м. указана Никольская обитель. Оба монастыря разделяют деревянные кельи, отстоящие от алтаря каменного храма на 1,5 саж. Земля к западу от З. м. принадлежала Земскому двору. В 1626 г. ее арендовали частные лица. Ближайший к мон-рю двор отделялся от улицы 9 торговыми лавками Иконного ряда. Т. о., в нач. XVII в. мон-рь был небольшим и, по-видимому, его формирование только начиналось.

К сер. XVII в. здесь существовало здание школы «для грамматического учения», а в 1665 г. для школы Симеона Полоцкого строились особые деревянные хоромы (РИБ. Т. 23. Дела Тайного приказа. Стб. 638, 649). В 1681 г. «на устройство... академии» предполагалось прибавить «земли подле того монастыря к Неглинным вратам в длину на 18 саженей, поперек на 15 саженей» (РГАДА. Ф. 18. № 85. Л. 507).

В 1685 г. на участке земель Земского двора, примыкавшем к мон-рю с запада и отданном ему Петром I, построили грандиозный 3-этажный каменный коллегиум (академический корпус) с галереями и квадратной лестничной башней у юго-зап. угла, увенчанной восьмериком. Дипломат де ла Невилль в «Записках о Московии» 1689 г. назвал здание «огромным и прекрасным». В 1819 г. архитекторы М. Ф. Казаков [Л. К. Карлони?] и О. И. Бове предложили разобрать здание. Новый 3-этажный училищный корпус был построен в 1821-1822 гг. в стиле ампир по проекту Бове (иногда ошибочно приписывается архит. В. Яковлеву); были использованы старые фундаменты, но здание значительно расширилось в сторону стены Китай-города.

К северу от храма в одну линию с коллегиумом стоял 2-этажный братский корпус. Это сложное здание было построено на рубеже XVII и XVIII вв. (традиционно датируется 1686; известен документ 1702 г. о выдаче денег бывш. Рязанскому митр. Авраамию за строительство каменных и деревянных келий). Нижний этаж предназначался для хозяйственных нужд, наверху располагались жилые комнаты. По указу Петра I в 1718 г. в сев. линию зданий были встроены 2-этажные учительские кельи, напоминавшие братский корпус (вместе с к-рым их называли учительским корпусом): подрядный договор на их строительство «по первому чертежу, который учинен Иваном Зарудневым» был заключен в 1720 г. (Словарь архитекторов. 2008. С. 499). В 1729 г. вдоль юж. стены возвели галерею, зрительно объединившую учительские кельи и коллегиум. Сохранился Учительский корпус: западная часть (кельи) была перестроена на рубеже XVIII и XIX вв., большая восточная - в 1886 г. в формах рус. стиля (архит. Н. А. Шер) с надстройкой 3-го этажа.

В 1784 г. на зап. части двора было построено 2-этажное здание бурсы (разобрано в 1895).

С Никольской ул. в мон-рь вели св. ворота с флигелями по обеим сторонам; через них попадали на площадку перед юж. входом в храм, а также в крытую галерею верхнего храма. В 1743 г. ворота были перестроены и увенчаны колокольней. Западнее находились школьные ворота, ведшие в монастырский двор, вдоль юж. стороны к-рого тянулось одноэтажное здание иконного ряда. Право на владение зданием было дано мон-рю по указу царя Петра I от 12 февр. 1718 г., подтвержденному жалованной грамотой имп. Петра II от 9 окт. 1728 г. В 1753 г. по приказу имп. Елизаветы ряд был снесен «ради того, чтобы улица не тесна была»; вместо него было велено выстроить 2 каменные палаты, соразмерные с боковыми флигелями св. ворот. В 1781 г. после разборки обветшавшей ограды между колокольней и Греческим мон-рем в З. м. был построен 2-этажный корпус. В фундаменте этого корпуса были проложены белокаменные трубы для стока воды с Никольской ул. через территорию обители в Неглинку. На нижнем этаже корпуса находились конюшня и каретный сарай, на 2-м этаже - 2 кельи с сенями (РГАДА. Ф. 280. Оп. 17. № 89. Л. 1-14).

На рубеже XIX и XX вв. по новой красной линии Никольской ул. было построено 2 монументальных дома, сохранившиеся до наст. времени. К западу от школьных ворот возведен Торговый дом (1899-1901, архит. М. Т. Преображенский) в рус. стиле, декором и высокими кровлями схожий с расположенным на противоположной стороне улицы зданием Верхних торговых рядов (1890-1893, архит. А. Н. Померанцев). Восточнее в том же стиле, но в варианте, имитирующем нарышкинские формы, построили доходный дом монастыря (1900, архит. З. И. Иванов); над встроенным в центральную часть фасада проемом св. ворот (ныне заложен) была возведена колокольня (верх разобран в 1924), к-рая копировала завершение колокольни московского храма Успения на Покровке (1696-1699; не сохр.). Дома полностью отделили обитель от улицы и значительно уменьшили пространство двора.

А. В. Маштафаров, Л. К. Масиель Санчес

Памятники церковных древностей

Монастырская ризница серьезно пострадала при пожаре 1737 г. и при французах в 1812 г. Cверка ризничного имущества, проведенная архим. Симеоном в 1813 г., свидетельствовала об утрате большого числа икон, драгоценных окладов и серебряных крестов. Среди сохранившихся к кон. XIX в. реликвий - сребровызолоченный крест с 420 частицами мощей святых, частица ризы Господней в серебряном медальоне, антиминс 1715 г., освященный Местоблюстителем Патриаршего престола Стефаном (Яворским), икона Успения Божией Матери, серебряный вызолоченный крест (с мощами неизв. святых) с надписью: «Лета 7198 марта в 30 день сий животворящий крест церкви великомученика Селунского Димитрия, что у Гостиного Двора на лавках, а сделан из церковного серебра, а то серебро снято с местной большой иконы Спаса Вседержителя».

Библиотека

З. м., описания к-рой сохранились за кон. XVII-XVIII в., существенно пострадала в 1812 г., из 202 книг 50 было утрачено. Среди них - Евангелие (М., 1628), Евангелие «выходу патриарха Иосифа» (М., 1644), «Библия на русском языке старопечатная в волынской земле в городе Остроге» (М., 1663), НЗ (СПб., 1767), издания богословских сочинений Симеона Полоцкого, а также рукописный синодик мон-ря. Все 6 напрестольных Евангелий были «передраны и серебро похищено неприятелем» (РГАДА. Ф. 1189. Оп. 1. № 334. Л. 10-12). После перевода академии в Троице-Сергиеву лавру архив и книжное собрание были перевезены в МДА.

Особенности богослужения и праздники

В воспоминание о возобновлении в 1742 г. сгоревшего храма ежегодно 15 июля совершалось торжественное богослужение. Указом Святейшего Синода от 20 сент. 1761 г. архимандритам З. м. дозволялось иметь мантию со скрижалями и посох с яблоками.

Настоятели, братия, именитые посетители

В XVII в. З. м. управляли строители и игумены. Из настоятелей З. м. XVII в. наиболее известны строители: до 1680 г.- иером. Симеон Полоцкий († 25 авг. 1680), в 1680-1691 гг.- Сильвестр (Медведев). После кончины в 1703 г. игум. Палладия (Роговского) в З. м. была учреждена архимандрития; должность архимандрита была совмещена с должностью ректора академии. Многие из настоятелей становились архиереями, в т. ч. возглавлявшие З. м.: в 1703-1704 гг.- Рафаил (Краснопольский), в 1704-1705 гг.- Сильвестр (Крайский), в 1706-1722 гг.- Феофилакт (Лопатинский), в 1722-1728 гг.- Гедеон (Вишневский), в 1728-1731 гг.- Герман (Концевич; впосл. архиепископ Архангелогородский; † 1735), в 1733-1736 гг.- Стефан (Калиновский), в 1737-1739 гг.- Митрофан (Слотвенский; впосл. архиепископ Тверской), в 1741-1742 гг.- Кирилл (Флоринский), в 1742-1747 гг.- Порфирий (Крайский), в 1748-1753 гг.- Иоанн (Козлович; впоследствии епископ Переяславский; † 1757), 1757-1758 гг.- Геннадий (Драницын; впосл. епископ Суздальский), в 1761-1763 гг.- Гавриил (Петров), в 1764-1768 гг.- Геннадий (Бронницкий; впосл. епископ Переславль-Залесский; † 1773), в 1768-1770 гг.- Антоний (Герасимов-Забелин), в 1770-1774 гг.- Феофилакт (Горский), в 1774-1778 гг.- Амвросий (Подобедов), в 1778-1782 гг.- Дамаскин (Семёнов-Руднев), в 1782-1783 гг.- Павел (Пономарёв; впосл. архиепископ Ярославский), в 1783-1786 гг.- Аполлос (Байбаков), в 1786-1788 гг.- Афанасий (Иванов), в 1792-1794 гг.- Мефодий (Смирнов), в 1795-1797 гг.- Евлампий (Введенский), в 1798-1799 гг.- Серафим (Глаголевский), в 1801-1804 гг.- Августин (Виноградский), в 1804-1808 гг.- Моисей (Близнецов-Платонов), в 1810-1814 гг.- Симеон (Крылов-Платонов), в 1814-1817 гг.- Евгений (Казанцев), в 1817-1819 гг.- Парфений (Чертков), в 1833-1834 гг.- Исидор (Никольский), до 1842 г.- Иосиф (Богословский), в 1843-1853 гг.- Алексий (Ржаницын), в 1854-1859 гг.- Леонид (Краснопевков), в 1881-1884 гг.- Иосиф (Баженов), в 1884-1885 гг.- пребывавший на покое еп. Петр (Екатериновский).

Префектами академии были буд. архиереи Иннокентий (Кульчицкий), Гавриил (Бужинский), Платон (Малиновский), Иннокентий (Неронович), Ириней (Братанович), Иннокентий (Нечаев), Тихон (Малинин). Из преподавателей, проповедников академии, насельников мон-ря иерархами стали Лука (Конашевич), Димитрий (Сеченов), еп. Вологодский Иосиф (Золотой; † 25 дек. 1774), Гедеон (Криновский), Ириней (Клементьевский), Дамаскин (Россов), Никанор (Клементьевский).

В 1625 г. в монастыре числились игумен, диакон и 5 чел. братии, в 1692 г.- строитель, диакон и 5 старцев. О религиозно-нравственном состоянии немногочисленной братии свидетельствуют поучения Симеона Полоцкого, в т. ч. «О питии заздравной чаши по поводу торжественных случаев», «Увещание к братии о еже во храм Божий ходили», «Увещание к братии о еже к началу богослужения приходити», «Увещание к крадущим», «Увещание к бегающим из монастыря», «Увещание к братии, упивающейся» и «Увещание ко священником ко исповеди частей», в к-рых он обличал иеродиаконов и иеромонахов за обыкновение служить литургию без должного приготовления. В 1812 г. З. м. был разграблен французами, оставшиеся монахи и ученики академии подвергались притеснениям и унижениям. Так, иером. Виктора схватили, раздели донага, «прогнали» по Красной пл. и сбросили в р. Москву. Престарелого иеродиак. Вонифатия раздели, набросили на тело св. покров и привели в Кремль «на потеху» маршалу И. Мюрату и его свите. В 1813 г. в З. м. проживали архимандрит, 6 иеромонахов, 2 иеродиакона, белый священник и 4 послушника, в 1851 г.- архимандрит, иеросхимонах, 9 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 9 рясофорных, а также 12 штатных служителей с семьями, в 1901 г.- архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 5 монахов, 9 послушников.

В XVII-XVIII вв. З. м. посещали патриарх Иоаким (Савёлов), цари Алексей Михайлович, Феодор Алексеевич, имп. Елизавета Петровна.

Некрополь

В нижнем храме собора погребен строитель иером. Симеон Полоцкий. Над гробом высечена эпитафия (из 12 статей по «2 вирши» каждая), написанная его преемником Сильвестром (Медведевым). Также в З. м. похоронены основатель академии, иером. Иоанникий Лихуд († 7 авг. 1717; надгробная надпись на греч. языке составлена его братом Софронием Лихудом), кн. Г. А. Святополк-Четвертинский († 1702), строитель и ректор академии игум. Палладий (Роговский), учитель философии В. Выговский († 1718).

О материальном обеспечении

З. м. впервые свидетельствуют документы XVII в.: обитель не владела населенными землями, главной статьей ее дохода было ружное жалованье. На 60-е гг. XVII в. в делах Тайного приказа сохранились сведения о царских поминальных вкладах (выдавались осетрами, тешей других рыб) по царице Марии Ильиничне, урожд. Милославской (РИБ. Т. 21. Стб. 1512, 1513, 1713; Т. 23. Стб. 995, 1015-1017). Вместе с тем с 1634 по 1676 г. З. м. платил по окладу дань в 3 алтына. По указу от 30 июля 1676 г. патриарха Московского и всея Руси Иоакима прекращалось не только взыскание с мон-ря церковных денег и казенных пошлин за прошлые годы, но и взимание церковной дани вообще, предписывалось мон-рю «из окладу выложить» и далее в приходную книгу не писать.

Во 2-й пол. XVII в. строитель Симеон Полоцкий принимает ряд мер для улучшения положения насельников, с этой целью он завел «синодик обители Всемилостивого Спаса, сущия за Иконным рядом» и в особой пространной речи приглашал православных делать вклады по умершим: «Являйте убо милость умершим вашим жертвы святыя о спасении душ их приношением и иными всяческими благотвореньми: а они вашим пособием помилования умолят у Господа Бога милость и жизнь вечную душам вашим!»

Собор в честь Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. 2008 г.Собор в честь Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. 2008 г.С той же целью Симеон составил обширное стихотворение «Моление увещательное и увещание молитвенное», в к-ром, подробно описав святыню З. м.- икону Нерукотворного Спаса, призывал паству к пожертвованиям. В одном из стихотворений Симеон просил царя обратить внимание «на убогую Спасову обитель». В бумагах Симеона встречались сведения, что подчиненная ему обитель имела в это время полное обеспечение благодаря особенному вниманию к ней царя Феодора Алексеевича. Так, в указе царя в связи с созданием академии на ее содержание к З. м. предполагалось приписать следующие обители вместе с вотчинами: Иоанна Богослова мон-рь Рязанского у., московский Андреевский мон-рь, Данилов московский мон-рь, к-рый предназначался для пребывания «новоприходящим ученым людям», Стромынский во имя Св. Троицы мон-рь Московского у., дмитровский во имя святых Бориса и Глеба мон-рь, Мефодиев Пешношский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь и Медведеву в честь Рождества Богородицы пуст. Дмитровского у. «со всеми крестьянскими и бобыльскими дворами и со всеми угодьями», «да в Чугуеве на Опакове колодези пасечное пустое место со всеми угодьи и землею». Также определялись дворцовая Вышегородская вол. в Верейском у. со всеми угодьями и мельницами и 8 пустошей в Боровском у. Указ не был подписан в связи с кончиной царя Феодора Алексеевича.

Во 2-й пол. XVII в. насельникам З. м. выдавались годовая руга и «молебенные» деньги: строителю - 2 р. 8 алтын, ржи и овса по 2 четв. «с осминою без четверика»; старцам - по 9 алтын, ржи и овса по четверти «без четверика»; диакону - 1 р. 24 алтына, ржи и овса по 2 четв. На просвиры З. м. получал 2 четв. ржи «без полуосмины». До 1713 г. руга поступала из приказа Большого дворца. С 1713 по 1723 г., несмотря на неоднократные челобитные архимандрита и указы царя Петра I, хлебное и денежное жалованье из Московской губ. канцелярии не выдавалось. Мон-рь существовал за счет оплаты треб во Владимирской ц. и продажи привесов (золотых монет и ювелирных изделий) к Владимирской иконе Божией Матери. В З. м. также поступала плата с дворов, построенных тяглецами на монастырской земле (впервые известны по Росписному списку г. Москвы 1638 г.; см.: Тр. Московского отдела Имп. Русского военно-ист. об-ва. М., 1911. Т. 1. С. 17). Казна З. м. пополнялась и за счет денежных пожертвований и вкладов. Так, в 1728 г. адмирал Ф. М. Апраксин пожертвовал на содержание академии 100 р. и подал Синоду прошение о целесообразности перевода в З. м. семинарии из Перервинского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря. С 1728 г. до нач. XX в. в пользу З. м. поступали доходы от арендаторов лавок, находившихся в монастырских зданиях на Никольской ул. 17 июля 1742 г. по распоряжению имп. Елизаветы Петровны братии было выдано единовременное жалованье 500 р.

После учреждения штатов 1764 г. во 2-й пол. XVIII-XIX в. характер материального обеспечения изменился. Кроме традиц. неокладных доходов, поступавших из Владимирской ц., арендной платы и пожертвований мон-рю выдавалась штатная сумма из Коллегии экономии, к-рая в 1765 г. составляла 1311 р. 90 к. в год.

С того же времени у З. м. появляются земельные владения в Московском у.: при с. Кузьминки (Влахернское) участок, в составе к-рого земли 872 саж., под прудом и рекой - 613 саж., мельница на р. Голедянке «о трех поставах»; луг (8 дес.) при дер. Шелепихе (РГАДА. Ф. 1189. Оп. 2. № 492. Л. 1-2).

С кон. XVIII в. З. м. ежегодно получал процентные доходы по билетам Московской сохранной казны. Наиболее ранний билет, датированный 15 окт. 1796 г. (на 100 р. ассигнациями), был положен С. С. Римской-Корсаковой с выплатой в обитель «на вечные времена» по 5 р. в год. До 1856 г. из 50 билетов наиболее крупным является вклад 1835 г. неизвестного лица на 1 тыс. р. с выплатой «бессрочно» по 40 р. в год (РГАДА. Ф. 1189. № 18. Л. 1-46).

На 1901 г. штатная сумма, получаемая З. м. из казны, составляла 1183 р. 43 к. Мон-рь имел 26 дес. огородной земли и леса близ Москвы, мельницу на Голедянке, в местности Шибаевка. В З. м. поступали доходы с часовни и Владимирской ц. у Никольских ворот, от сдачи помещений, выходивших на Никольскую ул., под торговые заведения.

1917-2008 гг.

С 11 авг. 1917 до 1918 г. З. м. управлял пребывавший на покое архиеп. Черниговский сщмч. Василий (Богоявленский). С 1918 г. началось изъятие недвижимого имущества обители. В 20-х гг. монастырский собор был захвачен обновленческим «Союзом церковного возрождения», к-рый возглавлял еп. Антонин (Грановский). Еп. Антонин жил в кельях уже закрытого Богоявленского мон-ря, а служил в соборе З. м. Разорвав отношения с др. течениями обновленцев, он основал здесь «автокефальную кафедру». В 1924 г. в З. м. начал работу т. н. собор Союза церковного возрождения. 16 янв. 1927 г. в соборе состоялось отпевание еп. Антонина (погребен за алтарем собора Новодевичьего мон-ря).

В «Сводке Московской губернской комиссии о ходе работы по изъятию церковных ценностей в Городском районе г. Москвы» от 22 апр. 1922 г. упоминалось изъятие предметов из З. м. без указания объема конфискованного. Из Владимирской ц. в доход гос-ва поступило серебра 2 пуда 30 фунтов 30 золотников, золота 12 золотников, по 1 бриллианту и сапфиру, а также звезда и ветка с алмазами (Изъятие церковных ценностей в Москве в 1922 г. М., 2006. С. 97, 99).

В июле 1929 г. Спасский храм был окончательно закрыт, в нем размещались различные гос. учреждения. В 1924 г. был разобран верх колокольни (1900, архит. З. И. Иванов). В некогда принадлежавшем мон-рю доме № 7 оборудована 1-я телестудия. В 1934 г. при разработке звукового телевидения потребовались дополнительные помещения, под к-рые использовалась колокольня Спасского собора.

Реставрационные работы в кон. 50-60-х гг. XX в. под рук. архит. Д. Н. Кульчинского позволили возвратить монастырскому храму 1-й пол. XVIII в. первоначальный облик, в частности, были восстановлены люкарны и декоративные парапеты, на 3-м и 4-м ярусах поставлена декоративная ограда. В помещении собора располагалась дирекция Московского обл. драматического театра.

В период подготовки реставрации зданий в 70-80-х гг. XX в. обнаружились дополнительные сведения по истории учительского корпуса (братских келий) 1686, 1886 гг., корпуса уч-ща 1822-1826 гг., учебного и ректорского корпуса XVII в. После реставрации предполагалось устроить в них музей.

К 2008 г. сохранились Спасский собор, здание Заиконоспасского ДУ и др. корпуса. Большую часть бывш. монастырских помещений занимают Российский гос. гуманитарный ун-т и др. учреждения. В 1992 г. Спасский собор возвращен РПЦ, имеет статус Патриаршего подворья, в нем совершаются богослужения. Постановлением правительства Москвы от 14 нояб. 2004 г. в безвозмездное пользование общине Спасского храма передано неск. помещений по ул. Никольской.

Арх.: РГАДА. Ф. 1189. Заиконоспасский московский муж. мон-рь; Ф. 192. Оп. 1. Московская губ. № 204-209.
Ист.: Дамаскин [Семёнов-Руднев], еп. Надписи, находящияся Заиконоспасскаго училищнаго в Москве мон-ря // ДРВ. 1791. Ч. 18. С. 198-201; Григорий [Воинов-Борзецовский], архим. О переводе Московской духовной семинарии из Перервы в Заиконоспасский мон-рь // ЧОИДР. 1873. Кн. 4. Смесь. С. 239-245.
Лит.: Снегирёв И. М. Памятники московской древности. СПб., 1842. С. 102. Л. XXIV-XXV; Леонид [Кавелин], архим. Исторические заметки о московских мон-рях Спаса Старого (ныне Заиконоспасского) и Николы Чудотворца Ст. (ныне Никольского Греческого) в связи с летописью московских пожаров с XIV по XVIII ст. // ЧОИДР. 1877. Кн. 1. Смесь. С. 98-109; Ковалёв А. Ист. описание ставропигиального 2-кл. Заиконоспасского мон-ря в Москве на Никольской ул. М., 1887; В. Заиконоспасский мон-рь [в Москве] // Нива. 1893. № 8. С. 177, 188-190; Денисов Л. И. Правосл. мон-ри Российской империи. М., 1908. С. 401-404; Рус. архитектура 1-й пол. XVIII в.: Исслед. и мат-лы / Под ред. И. Э. Грабаря. М., 1954. С. 71-72, 76, 252; Рогов А. И., Лаврентьев В. С. Памятники светской архитектуры Москвы XVII в. // История СССР. 1968. № 4. С. 157; Памятники архитектуры Москвы, состоящие под гос. охраной. М., 1980. С. 91; Клименко А. А. Заиконоспасский мон-рь: Славяно-греко-латинская академия: Новые мат-лы // Охрана и реставрация памятников архитектуры. М., 1981. С. 44-51; Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центр. площади. М., 1982. С. 416-418; Иванов О. Ресторан в мон-ре // МЦВ. 1990. № 26. С. 4; Козлов В. Первые сносы // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 8. С. 27-29; он же. «Ввиду потребности для трудящихся классов» // МЦВ. 1991. № 20. С. 8; Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. М., 1992. С. 91-92, 94-95, 107-110; Сорок сороков. 1992. Т. 1. С. 150-155; Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV - сер. XVIII в. М., 2008. С. 69, 83, 202, 479, 539, 556, 559, 561.
А. В. Маштафаров
Рубрики
Ключевые слова
См.также