(празд. 9 июля и в 1-ю Неделю Великого поста), чудотворный образ, прославившийся во 2-й четв. XIX в. в с. Коровицине Богородского у. Московской губ. (ныне Стромынь Ногинского р-на Московской обл.). О начале почитания К. С. и. известно по документам из фонда канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода, содержащим дело «об иконе Божия Матери Кипрския, находящейся в церкви села Стромыни, Богородского уезда, куда на поклонение стекаются богомольцы в большом количестве» (РГИА. Ф. 797. Оп. 11. Д. 28391; см. также: Поселянин Е. Богоматерь. С. 253-255). Вследствие видения во сне больной крестьянке икона была найдена на церковной паперти над дверями, вскоре больная исцелилась (Бухарев. Иконы. 1901. С. 34, 42). Документы, в которых сообщаются эти сведения, датируются 5 мая 1841 - 13 марта 1842 г. Под 21 апр. 1841 г. сохранилось подробное описание иконы, представленное свт. Филарету (Дроздову), митр. Московскому: «...в вышину один аршин и четыре вершка, а в ширину один аршин и два вершка»; «по сторонам… два ангела, а внизу по сторонам написаны: священномученик Антипа и мученица Фотина». Богородица изображена в короне, Ее венец, венцы ангелов и поля, вызолочены. К. С. и. фигурировала в документах как традиц. произведение, искусно написанное, но определить время ее происхождения оказалось затруднительно. Согласно церковным описям, в 1783 г. она стояла «в упраздненной деревянной Николаевской церкви за левым клиросом», в 1823 г.- на горнем месте в приделе во имя прп. Сергия. В 1829 г., после возведения каменной церкви, икона была поставлена на паперти над входными дверями, «на оной иконе находится малое повреждение на левой стороне лика, под глазом, а от чего случилось, неизвестно» (РГИА. Ф. 797. Оп. 11. Д. 28391. Л. 11 об.- 12; см. также: Чистяков. 2010).
С. И. Снессорева поместила в своде краткие сведения о К. С. и. под 20 апр. и сопроводила их изображением Богоматери с Младенцем на престоле, повторяющим с нек-рыми изменениями иконографию Кипрской иконы на гравюре Г. П. Тепчегорского: Богоматерь изображена сидящей на троне с Богомладенцем, по сторонам Ее - 2 ангела с ветвями в руках (Снессорева. 1994. С. 140). Празднование Кипрской иконе 16 февр. без уточнения, что имеется в виду чудо от К. С. и., отмечено и в др. сочинениях подобного рода под 20 апр. (Поселянин Е. Богоматерь. С. 165). Судя по клейму иконы «Богоматерь «Неопалимая Купина» с чудотворными иконами Божией Матери» иконописца В. А. Кукина (1894, собр. В. А. Бондаренко - Красилин. 2003. С. 543), К. С. и. (в 10-м ряду сверху) представляла собой поясной образ Божией Матери, держащей Младенца на левой руке; лики обращены друг к другу, правыми руками Мать и Сын вместе держат свиток; поверх мафория глава Пресв. Богородицы покрыта темным платом, рядом парят 2 ангела. В наст. время в Успенской ц. с. Стромынь почитается К. С. и., на которой изображена Богородица, сидящая на престоле в окружении ангелов с ветвями и со сферами в руках. Она поддерживает левой рукой стоящего на Ее коленях Младенца, правой рукой Он касается плата поверх мафория. По словам настоятеля храма прот. Александра Пархоменко, икона была спасена жительницами села во время разорения храма и позднее возвращена на место почитания. Образ покрыт окладом, украшен венцами, декоративными вставками и привесами, в нижней части на боковых полях под окладом сохранились 2 фигуры избранных святых.