КЛИМОВ
Том XXXV , С. 684-686
опубликовано: 12 апреля 2019г.

КЛИМОВ

М. Г. Климов. Фотография. Кон. 20-х гг. XX в.М. Г. Климов. Фотография. Кон. 20-х гг. XX в. Михаил Георгиевич (9.10.1881, с. Завидово Клинского у. Московской губ.- 20.02.1937, Ленинград), хоровой дирижер, педагог, автор переложений. Род. в семье рабочего-ткача. Окончил сельскую школу при Прохоровской фабрике в дер. Солнечная Гора Клинского у. Московской губ., в 1893 г. был принят по конкурсу в Синодальное училище церковного пения в Москве, где его наставниками стали С. В. Смоленский и В. С. Орлов. В 1900 г. К. окончил уч-ще с отличием, его имя было занесено на Золотую доску. В течение 2 лет К. преподавал хоровое пение и обучал игре на скрипке в Тамбовском жен. ЕУ. Составил методическое пособие «О церковном пении» (хранится в архиве К. в РНБ). В 1902 г. в изд-ве П. И. Юргенсона были опубликованы выполненные К. и свящ. В. В. Лебедевым переложения песнопений Триоди Постной для небольших хоров (в 1-й вып. вошли песнопения приготовительных недель к Великому посту и постовых служб, во 2-й - песнопения Страстной седмицы). В том же году Смоленский пригласил К. на должность помощника учителя пения (регента) в Придворную певческую капеллу в С.-Петербурге. С учителем пения капеллы С. А. Смирновым К. проводил церковные службы в Зимнем дворце и Царском Селе, стал любимым регентом имп. семьи.

М. Г. Климов. Портрет. 1928 г. Худож. А. П. Остроумова-ЛебедеваМ. Г. Климов. Портрет. 1928 г. Худож. А. П. Остроумова-Лебедева

В 1904 г. К. поступил в С.-Петербургскую консерваторию, в класс теории Н. А. Римского-Корсакова, позднее - в дирижерский класс Н. Н. Черепнина. В период учебы он дирижировал студенческими спектаклями «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, «Кащей бессмертный» Римского-Корсакова (в последнем с разрешения автора К. сделал добавления к финальному хору - см.: Музалевский. 1960. С. 12). Весной 1908 г. К. окончил консерваторию с большой серебряной медалью и получил звание свободного художника; его имя было помещено на мраморной доске, где 1-м стоит имя Чайковского. С того же года параллельно со службой в капелле начал преподавать в консерватории обязательные теоретические предметы (сольфеджио, гармонию, контрапункт, анализ муз. формы). В 1907 г. К. наряду с П. А. Петровым-Бояриновым и П. Н. Драгомировым (Толстяковым) помогал Смоленскому в учреждении Регентского уч-ща в С.-Петербурге. В этот период в изд-ве Юргенсона были выпущены учебные пособия К. «Первоначальное сольфеджио: Интервалы и простейшие виды ритма» (М.; Лейпциг, б. г.) и «Краткое руководство к изучению контрапункта, канона и фуги» (М.; Лейпциг, 1911; использовалось в качестве учебника в регентском классе капеллы и на летних регентско-учительских курсах в С.-Петербурге - см.: ХРД. 1914. № 2. С. 62; 1915. № 10. С. 187-188). В 1913-1917 гг. К. занимал должность учителя пения капеллы. В 1914 г. вместе с капеллой он принял участие в 1-м исполнении мистерии вел. кн. Константина Константиновича (псевдоним К. Р.) «Царь иудейский» в Эрмитажном театре Зимнего дворца; оркестром дирижировал автор музыки А. К. Глазунов, главную роль исполнял автор мистерии. В 1915 г. К. был включен в хоровую практическую комиссию Товарищеского хорового изд-ва в Петрограде (Там же. 1915. № 10. С. 191). В 1916 г. по предложению директора консерватории Глазунова К. было присвоено звание профессора.

В 1918 г., после преобразования капеллы в Народную хоровую академию, К. оставался дирижером ее хора, позднее он также стал ее заведующим, а после переименования в Гос. академическую капеллу (1922) - художественным руководителем и главным дирижером (до 1935), а также директором (до 1930). К. делал для капеллы переложения народных песен, романсов, инструментальных пьес и отрывков из опер зарубежных и рус. композиторов (И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ж. Бизе, Чайковского, М. П. Мусоргского, А. К. Лядова). Репертуар капеллы при К. был огромен, в него входили и духовные произведения: Месса си минор и «Страсти по Матфею» Баха, оратории - «Самсон» и «Иуда Маккавей» Г. Ф. Генделя, «Сотворение мира» Й. Гайдна, «Царь Давид» и «Юдифь» А. Онеггера, Торжественная месса Бетховена, Реквиемы Моцарта, И. Брамса, Дж. Верди и Г. Берлиоза, Литургия Чайковского. К. реорганизовал бывш. регентский и инструментальный классы капеллы в Хоровой музыкальный техникум, к-рый при нем окончили Е. А. Мравинский (1921), К. А. Симеонов (1928), Е. П. Кудрявцева и Н. Д. Успенский (1931), А. Г. Мурин (1933).

В консерватории К. с профессорами И. В. Ершовым и С. Д. Масловской в 1921 г. создал учебный студенческий театр - Оперную студию, через которую прошли известные впосл. певцы и дирижеры. Занимая должность директора Ленинградской филармонии (1925-1926), К. привлек к работе дирижеров Н. А. Малько, Н. С. Голованова, В. А. Дранишникова, А. В. Гаука, Ф. Штидри и др.

В 1928 г. капелла под рук. К. совершила концертное турне по Латвии, Германии, Швейцарии и Италии, в программе были рус. народные песни в обработке А. Ф. Пащенко и фрагменты Всенощного бдения С. В. Рахманинова. Концерты были встречены с восторгом публикой и прессой. В итал. газетах отмечались звучность хора, прекрасные голоса его участников, стройность и динамические контрасты, драматизм и экспрессия исполнения; швейцар. рецензент писал, что К., подобно А. Тосканини и Ф. Вейнгартнеру, «простыми средствами создает чудеса исполнительского искусства» (см.: Музалевский. 1960. С. 40). Позднее греч. дирижер Д. Митропулос назвал капеллу К. «восьмым чудом света» (см.: Кудрявцева. 2011. С. 18).

Насыщенная деятельность музыканта вызывала зависть, сопротивление, нападки «деятелей от культуры». После того как в 1935 г. была снята с генеральной репетиции и запрещена к исполнению как «порочная для пролетариата» кантата С. И. Танеева «По прочтении псалма» (на стихи А. С. Хомякова), К. перенес инсульт, приведший к параличу и потере речи, и через 2 года музыкант умер. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, рядом с могилой М. И. Глинки, также служившего в капелле.

Арх.: РНБ ОР. Ф. 1127 (М. Г. Климов).
Ист.: Зарубежная гастроль Ленинградской капеллы в 1928 г.: Дневник М. Климова и отзывы прессы // Хоровое искусство: Сб. Л., 1971. Вып. 2. С. 95-151.
Муз. перелож.: Песнопения из Триоди Постной: [Для смеш. хора] / Перелож. М. Климова и свящ. В. Лебедева. М., 1902. № 1-11: «Покаяния отверзи ми двери»: Знам. расп., то же (мелодия у альта): Знам. и киев. расп., «На реках Вавилонских», «Не отврати лица Твоего», «Дал еси достояние», [Тропари]: «Богородице Дево»: Сокр. киев. расп., Ектении: [Знам. расп.]: Великая и малая, Сугубая, Просительная, «Аллилуия», [Припевы на троичнах], Кафизма [запевы], Светильны троичны, Тропари на часах: Киев. расп., Блаженны: [из «Учебного Обихода»], «Помяни нас», то же: Иного расп., «Пресвятая Владычице Богородице», «Господи сил» [из «Триоди нотного пения»], Ирмосы Великого канона: По Д. С. Бортнянскому, «Да исправится»: Греч. расп., то же: Киево-Печерское, «Ныне силы небесныя»: Киев. расп., На Литургии свт. Василия Великого: «Достойно и праведно есть»: Обиходное, перелож. С. В. Смоленского, «О Тебе радуется»: Сокр. греч. расп., мелодия из обихода С. В. Смоленского, то же: Греч. расп.; № 12: Страстная седмица: «Аллилуия», «Се Жених», Ирмосы трипеснца «Непроходимое волнящееся»: По А. Ф. Львову, «Чертог Твой»: По Д. С. Бортнянскому, то же: Киев. расп.: [Из «Триоди нотного пения»], Ирмосы двоепеснца «Велению мучителеву»: По А. Ф. Львову, Ирмосы трипеснца «На камени мя веры»: По А. Ф. Львову, «Егда славнии ученицы»: Киев. расп., Ирмосы канона «Сеченое сечется», «Вечери Твоея тайныя»: Знам. расп., «Слава Тебе, Господи», то же: [Другой расп.], Ирмосы трипеснца «К Тебе утренюю», «Бог Господь» и тропари «Благообразный Иосиф»: Болг. расп., Непорочны: Греч. расп., Ирмосы канона «Волною морскою», «Славно бо прославися»: [Из «Триоди нотного пения»], «Елицы во Христа»: Обычного расп., «Воскресни, Боже»: Обычного расп., «Да молчит»: Киев. расп. (переизд. отд. номеров: Триодь церковного пения: Седмичные службы Великого поста / Ред.: А. Буренина, Н. Грызлова; Изд. Совет РПЦ. М., 2006. Великое повечерие. С. 52-57; То же. 2006. Литургия Преждеосвященных Даров. С. 8, 35, 55; То же. 2006. Часы. Изобразительны. Вечерня. С. 8, 39-40, 76; То же. 2007. Вечерня в Неделю вечера. Утреня. Час 1-й. С. 9, 21, 48, 55, 58, 76).
Лит.: Н. Ф. Б[укреев]. Песнопения из Триоди постной. Перелож. М. Климова и свящ. В. Лебедева // Изв. С.-Петербургского об-ва муз. собр. 1904/1905. Вып. 3. С. 21; Музалевский В. И. М. Г. Климов: Очерк жизни и творческой деятельности. Л., 1960; Шереметьева Н. М. М. Г. Климов - дирижер Ленинградской академической капеллы / Послесл.: А. И. Ершов. Л., 1983; Романовский Н. В. Русский регент. Лебедянь, 19922. С. 48-55; Кудрявцева Е. П. М. Г. Климов // Деятели хорового искусства С.-Петербургской консерватории. СПб., 1993. С. 15-32; она же. Мой музыкальный век / Ред.: А. А. Мурин. СПб., 2011. С. 15-42; С. В. Смоленский и его корреспонденты / Ред.: М. П. Рахманова, науч. консультант: А. А. Наумов. М., 2008-2010. 2 кн. (РДМДМ; Т. 6) (по указ.).
А. А. Мурин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРЕНСКИЙ Антон Степанович (1861-1906), русский композитор, дирижер, педагог
  • БЕНЕВСКИЙ Василий Дмитриевич (1864-1930), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог
  • ВАРЛАМОВ (1801 - 1848), рус. композитор, певец, педагог-вокалист, дирижер
  • ДМИТРИЕВ Николай Дмитриевич (1829 - 1893), композитор, пианист, дирижер, педагог
  • ЗОЛОТАРЁВ [наст. фам. Куюмжи] Василий Андреевич (1872/73 - 1964), композитор, дирижер, педагог, общественный деятель
  • ИЛЬШТРЕМ [Ильстрем, Илстрем] Африкан Иванович (60-е гг. XIX в.- после 1937), дирижер, регент, композитор, педагог