КОЗЕЛЬСКАЯ И ЛЮДИНОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том XXXVI , С. 246-250
опубликовано: 12 июля 2019г.

КОЗЕЛЬСКАЯ И ЛЮДИНОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

Содержание

Калужской митрополии РПЦ, учреждена по решению Свящ. Синода 2 окт. 2013 г., выделена из Калужской и Боровской епархии в границах юж. р-нов Калужской области: Думиничского, Жиздринского, Козельского, Людиновского, Сухиничского, Ульяновского и Хвастовичского. Правящим архиереем в тот же день был назначен еп. Никита (Ананьев), ранее бывший епископом Людиновским, викарием Калужской епархии. Кафедральные соборы - в честь Успения Пресв. Богородицы в Козельске и в честь Казанской иконы Божией Матери в Людинове. Епархия разделена на 5 благочиннических округов: в 1-й входит территория Козельского р-на, во 2-й - Сухиничского, в 3-й - Думиничского, в 4-й - Ульяновского и Хвастовичского, в 5-й - Людиновского и Жиздринского р-нов. В 2014 г. в епархии действовали 57 приходов, в клире состояли 43 священника и 6 диаконов. На территории епархии находятся 3 монастыря (2 муж., 1 жен.), в т. ч. 2 ставропигиальных: Оптина в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пуст. и Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы женский монастырь. При ЕУ действуют отделы: по взаимоотношениям Церкви и общества, по культуре и взаимодействию со СМИ, по религ. образованию и работе с молодежью, церковной благотворительности и социального служения, по взаимодействию с силовыми структурами и учреждениями УФСИН, по взаимодействию с казачеством, по вопросам семьи, защиты материнства и детства, миссионерский.

История

Успенский собор в Козельске. 1824 г. Фотография. Нач. XX в.Успенский собор в Козельске. 1824 г. Фотография. Нач. XX в.

Центром епархии является Козельск (впервые упом. в летописи в 1146), столица Козельского удельного княжества в XII-XV вв. Город знаменит 7-недельной обороной в 1238 г. против войск хана Батыя. Жители оказали ожесточенное сопротивление и все погибли в неравном бою, после чего монголы назвали Козельск «злыи град». Сохранился каменный крест (находится в Козельском краеведческом музее), к-рый, по легенде, был установлен на братской могиле козельчан, погибших в 1238 г.; ряд историков и археологов отрицают христ. характер памятника и считают его антропоморфным изображением языческого идола. Существуют версии, что город на месте совр. Козельска возник в XIV в., а древний Козельск находился в др. месте. С 1447 г. территория К. и Л. е. принадлежала Великому княжеству Литовскому, в 1494 г. Козельск вошел в состав Русского гос-ва.

В 1708 г. территория К. и Л. е. была приписана к Смоленской губ., в 1713 г.- к Рижской губ., в 1719 г.- к Калужской пров. Московской губ., в 1776 г.- к Калужскому наместничеству. В 1796 г. была образована Калужская губ., территория К. и Л. е. вошла в ее состав и охватывала Козельский и бoльшую часть Жиздринского у. В 1920 г. Жиздринский у. передали Брянской губ. В 1927 г. Козельский у. был ликвидирован, его территория присоединилась к Сухиничскому у. Калужской губ. В 1929 г. Калужская и Брянская губернии были упразднены, территория К. и Л. е. стала частью Западной обл. В 1937 г. часть территории была передана Смоленской обл., др. часть - Орловской обл. В 1944 г. была создана Калужская обл., в к-рую включили р-ны, составляющие территорию К. и Л. е.

В церковно-административном отношении территория края входила в Черниговскую епархию (см. Черниговская и Новгород-Северская епархия), с XV в.- в Крутицкую (Сарскую и Подонскую) (см. Крутицкая и Коломенская епархия), с 1788 г.- в Московскую и Калужскую (см. Московская епархия), с 1799 г.- в Калужскую и Боровскую епархию. Козельск периодически выделялся как церковно-административный центр. Некоторые архиереи Крутицкой епархии имели титул «Сарский, Подонский и Козельский». Со 2-й пол. XVIII в. до 60-х гг. XIX в. действовало Козельское духовное правление, ведавшее делами Козельского у. и ближайшей к нему части Жиздринского у. В 1924 г. было создано Козельское викариатство, в 1929 г.- Сухиничское викариатство, оба они были закрыты в 1931 г. В 1996-2013 гг. помощником Калужского архиерея по управлению епархией был викарный епископ Людиновский (см. Людиновское викариатство).

Древнейшими обителями на территории епархии были Оптина пуст. близ Козельска и Вознесенский жен. мон-рь в Козельске. Оба мон-ря, вероятно, были созданы в XV в.; существует версия, что первоначально Оптина пуст. была смешанным, «общим» мон-рем (мужским и женским), что и дало ей название. В сер. XVI в. прп. Герасим Болдинский основал в Брынских лесах жиздринский Свято-Троицкий монастырь. В 1606 г., в Смутное время, Козельск перешел на сторону И. И. Болотникова, в 1611 г. был захвачен и ограблен тушинцами. Из почти 40 храмов города большинство было уничтожено. Пострадали и обители края, которые восстанавливались после окончания Смуты. В 20-х гг. XVII в. в Вознесенском мон-ре была воздвигнута ц. в честь Вознесения Господня - древнейший сохранившийся храм К. и Л. е. В 1997 г. на территории храма проводилось археологическое исследование, была обнаружена часть монастырского некрополя XVII-XVIII вв.

Церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Козельске. 1789 г. Фотография. Нач. XXI в.Церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Козельске. 1789 г. Фотография. Нач. XXI в.Во 2-й пол. XVII в. на территории К. и Л. е. возникли крупные центры старообрядчества: в Брынских лесах (по берегам р. Брынь; свт. Димитрий (Савич (Туптало)) ввел в оборот выражение «брынская вера» применительно к старообрядцам), в Сухиничах. В 1856 г. старообрядческая моленная в Сухиничах была обращена в единоверческую ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. В 1914 г. в Сухиничах была заложена, в 20-х гг. XX в. освящена старообрядческая Казанская ц.

В 1777 г. Козельск сильно пострадал от пожара, из 9 церквей сгорели 6. После этого город восстанавливался по регулярному плану. Центром городского пространства стал построенный ранее Успенский собор (перестроен в 1824, в советский период пришел в полуразрушенное состояние, восстановлен в 2001-2008). При образовании Калужской епархии в 1799 г. в Козельском у. было 79 церквей, в Жиздринском у.- 45 церквей.

Введенская Оптина пустынь. Литография. Кон. XIX в.Введенская Оптина пустынь. Литография. Кон. XIX в.В кон. XVIII в. Московский и Калужский митр. Платон (Левшин) обратил внимание на единственный в крае сохранившийся после секуляризации церковных земель мон-рь - Оптину пуст.- и решил преобразовать его на строгих общежительных принципах. В 1821 г. при Оптиной пуст. был основан Иоанна Предтечи скит, в котором зародилось оптинское старчество. В обители удалось добиться непрерывности традиции старчества: после смерти старца старшая братия выбирала ему преемника, к-рый обычно был его ближайшим учеником, иногда служение совершали неск. старцев одновременно. По благословению прп. старца Амвросия (Гренкова) в 1884 г. в Козельском у. была основана Шамординская Казанская жен. община (с 1901 мон-рь). По инициативе прп. старца Макария (Иванова) в Оптиной пуст. с 40-х гг. XIX в. велась активная просветительская деятельность. Монахи в сотрудничестве со светскими лицами переписывали и издавали творения отцов Церкви (в переводе прп. Паисия (Величковского) и в собственных переводах) и др. лит-ру. В нач. XX в. в Шамординском мон-ре была устроена типография. Обе обители к этому времени обладали значительными земельными наделами, большим, образцово организованным хозяйством, комплексом благотворительных учреждений. По числу монашествующих Оптина пуст. опережала все мужские, а Шамординский монастырь - все жен. обители Калужской епархии. В XIX - нач. XX в. Оптину пуст. посещали многочисленные паломники, в т. ч. вел. кн. Константин Константинович, вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна, обер-прокурор Синода гр. А. П. Толстой, Московский митр. св. Макарий (Невский), Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский, К. Н. Леонтьев, Вл. С. Соловьёв, гр. Л. Н. Толстой и др. Многие из них бывали и в Шамординском мон-ре, в частности, Л. Н. Толстой навещал там свою сестру - схим. Марию (Толстую). Оптину пуст. часто называли духовным центром не только Калужской епархии, но и России. В большинстве муж. мон-рей Калужской епархии сложилась традиция подбирать настоятелей из насельников Оптиной пуст.

Церковь в честь Богоявления в Козельске. 2005–2011 гг. Фотография. Нач. 2012 г.Церковь в честь Богоявления в Козельске. 2005–2011 гг. Фотография. Нач. 2012 г.В 1857 г. в Козельском у. действовали 65 приходов, в клире состояли 73 священника и 21 диакон, в Жиздринском у. имелось 53 прихода, служили 72 священника и 31 диакон. В 1813-1815 гг. предполагалось открыть ДУ в Козельске, однако из-за отсутствия в городе подходящего здания уч-ще было открыто в Мещовске. В 1863-1879 гг. в Козельске действовало единственное в Калужской епархии уч-ще для девиц духовного звания. Оно было создано на базе всесословной частной школы диакона козельской Благовещенской ц. Феодора Вырского, открытой в 30-х гг. XIX в. Занятия шли в доме Вырского, для общежития воспитанниц диак. Феодор приобрел отдельный дом. Вырский преподавал вместе с дочерью А. Ф. Вырской, применял передовые методы. В 1879 г. заведение было преобразовано в епархиальное жен. уч-ще и переведено в Калугу. В 1881 г. в Козельске был открыт епархиальный свечной завод, вскоре переехавший в Калугу. В кон. XIX - нач. XX в. в крае действовал ряд братств и церковноприходских попечительств. В качестве примера можно привести основанное в 1893 г. братство свт. Николая Чудотворца при Успенской ц. в с. Озерском Перемышльского у. (ныне Козельского р-на). В состав почетных членов братства входили прот. прав. Иоанн Кронштадтский, обер-прокуроры Синода К. П. Победоносцев и В. К. Саблер, министр имп. двора и уделов гр. И. И. Воронцов-Дашков, чаеторговец и благотворитель Оптиной пуст. и Шамординского мон-ря С. В. Перлов и др. Братство содержало чайную, избу-читальню, приют для престарелых, церковный хор и неск. школ, в т. ч. церковноприходскую школу для девочек.

В 1916 г. в Козельском у., разделенном на 4 благочиннических округа, было 59 церквей, в Жиздринском у., состоявшем из 5 благочиннических округов, насчитывалось 75 церквей. К числу наиболее значимых храмов края в нач. XX в. относились Успенский собор, Вознесенская и Благовещенская церкви (1810) в Козельске, Троицкая ц. бывш. Драгошанского Свято-Троицкого монастыря в с. Драгошань (Зимницы) Жиздринского у. (1670), Введенский собор Оптиной пуст. (1750-1771), Смоленский собор в Сухиничах (1770), Казанская ц. в с. Людинове Жиздринского у. (1802-1820) с уникальным хрустальным иконостасом, Александро-Невский собор в Жиздре (1855), 15-главый Казанский собор Шамординского монастыря (1889-1902) и др.

В 1918-1940 гг. практически все храмы и оба действующих мон-ря на территории К. и Л. е. были закрыты. Офиц. упразднение Оптиной пуст. и Шамординского мон-ря состоялось в 1918 г., у них было изъято все имущество, затем организованы совхозы, в к-рых работали монашествующие. Впоследствии в монастырских постройках размещались разные учреждения, в частности сельскохозяйственные ПТУ. В Оптиной пуст. в 1919-1928 гг. действовал музей «Оптина пустынь», в скиту св. Иоанна Предтечи в 1967-2005 гг.- литературный отдел Козельского краеведческого музея с экспозициями, посвященными писателям, посещавшим обитель. Монахи и монахини после выселения из обителей переехали в Козельск и окрестные села. В 1917 г. на хуторе Манинском Жиздринского у. (ныне урочище Манинский Хутор Людиновского р-на) монахини Шамординского мон-ря устроили скит в честь Иерусалимской иконы Божией Матери («Иерусалимская пустынька»), некоторое время существовавший нелегально под окормлением оптинского иером. Тихона (Лебедева). В 1924 г. в Калужской епархии было учреждено Козельское вик-ство, к-рое возглавил еп. Михей (Алексеев), ранее живший в Оптиной пуст. на покое. Вик-во просуществовало до его смерти в 1931 г. Мн. священнослужители и монашествующие были подвергнуты репрессиям, среди расстрелянных был последний настоятель Оптиной пуст. прмч. Исаакий (Бобраков)

. В 1929-1930 гг. существовала обновленческая (см. Обновленчество) кафедра в Жиздре.

Во время Великой Отечественной войны на оккупированной немцами территории начали открываться храмы, при отступлении немцев некоторые церкви (в частности, Троицкая ц. бывш. Драгошанского Свято-Троицкого мон-ря, Александро-Невский собор в Жиздре) были уничтожены. Прот. Викторин Зарецкий, настоятель Свято-Лазаревской ц. в Людинове, участвовал в антифашистском подполье, выполнял задания партизанского командования. В 2007 г. он был посмертно награжден медалью «За отвагу».

Возрождение церковной жизни в крае началось в кон. 80-х гг. XX в. со знаменитых мон-рей: в 1987 г. Оптина пуст., в 1990 г. Шамординский мон-рь были возвращены Церкви, началось их восстановление, оба мон-ря впервые в своей истории получили статус ставропигиальных. Оптиной пуст. в 1990 г. была передана бoльшая часть скита св. Иоанна Предтечи, в 1999 г. был устроен скит при Шамординском мон-ре с храмом в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». С 2006 г. в Оптиной пуст., Калуге и Москве проводится Оптинский форум «Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции». В 2001 г. в Козельском р-не был учрежден Клыковский в честь Нерукотворного образа Спасителя мужской монастырь.

В Козельске в 1997 г. была открыта правосл. гимназия, в 2007 г.- православный центр детского творчества «Возрождение», патронируемый Клыковским мон-рем. В 2004 г. в с. Фроловском Козельского р-на был основан детский правосл. культурно-оздоровительный центр им. святых Флора и Лавра с пансионом для детей из неблагополучных и малообеспеченных семей и детским лагерем. В 2008 г. в с. Ильинском Козельского р-на начал работу православный реабилитационный центр «Ильинка» для алко- и наркозависимых людей. В 2011 г. была освящена ц. в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в ИК-5 в Сухиничах - один из самых больших храмов в исправительных учреждениях России.

В 1996 г. в Калужской епархии было учреждено Людиновское вик-ство, к-рое возглавил еп. Георгий (Грязнов; с 2005 архиепископ). После его кончины кафедру в 2012 г. занял еп. Никита (Ананьев). В новейший период Козельск, Оптину пуст. и Шамординский мон-рь неоднократно посещали предстоятели Русской Церкви Святейшие Патриархи Алексий II и Кирилл. 23 окт. 2013 г. состоялся визит Патриарха Кирилла в новообразованную К. и Л. е.

Святыни и крестные ходы

На территории епархии в нач. XX в. почитался список Ахтырской иконы Божией Матери, обретенный в 1868 г. в Вознесенской ц. в Козельске. В скиту св. Иоанна Предтечи при Оптиной пуст. хранилась чудотворная икона Божией Матери «Знамение», в Шамординском монастыре - чудотворные иконы Божией Матери Казанская и «Спорительница хлебов», последняя икона была написана по заказу прп. Амвросия Оптинского в 1890 г. В г. Жиздра в день преполовения Пятидесятницы после водоосвящения на р. Жиздре совершался крестный ход вокруг города с иконами из всех городских церквей, установленный в память избавления от холеры в 1848 г.

В наст. время в К. и Л. е. особо почитается Собор преподобных отцов и старцев, в Оптиной пуст. просиявших (общецерковное почитание установлено на Архиерейском юбилейном Соборе 13-16 авг. 2000 г.). Мощи большинства из них почивают в Оптиной пуст. Также в обители почитаются могилы иером. Василия (Рослякова), иноков Трофима (Татарникова) и Ферапонта (Пушкарёва), убитых на Пасху 18 апр. 1993 г.; в 2008 г. над их захоронением была воздвигнута часовня. Во Введенском соборе находится Казанская икона Божией Матери, прославившаяся мироточением в 1988 г. Справа от ворот скита св. Иоанна Предтечи сохранилась «хибарка», в к-рой жили нек-рые оптинские старцы, ныне она является мемориальной кельей прп. Амвросия. В Шамординском мон-ре пользуется почитанием могила 1-й настоятельницы схиигум. прп. Софии (Астафьевой), расположенная за алтарем Казанского собора. В Казанском соборе в Людинове хранится местночтимая Людиновская икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих» (30-50-е гг. XVIII в.). В 2000-х гг. на месте «Иерусалимской пустыньки» в Людиновском р-не была сооружена часовня в честь Иерусалимской иконы Божией Матери над почитаемым источником.

Монастыри

Действующие: Оптина пуст., ставропигиальная (муж., близ Козельска, основана в XV в. (?), закрыта в 1918, возрождена в 1987), Шамординский, ставропигиальный (жен., в дер. Шамордино Козельского р-на, основан в 1884 как община, в 1901 преобразован в мон-рь, закрыт в 1918, возрожден в 1990), Клыковский (муж., в с. Клыкове Козельского р-на, основан в 2001).

Упраздненные:

козельский Вознесенский (жен., в Козельске, основан ранее 1499 (?), закрыт в 1764), жиздринский во имя Св. Троицы (муж., в г. Жиздра, основан ранее 1547, сгорел в 1760), Драгошанский Свято-Троицкий (муж., в с. Драгошань (Зимницы) Жиздринского у., основан ранее 1653, закрыт в 1764).

Ист.: Материалы для географии и статистики России, собр. офицерами Генерального штаба. СПб., 1864. Т. 9: Калужская губ. / Сост.: М. Попроцкий. 2 ч.; Быков В. П. Тихие приюты для отдыха страдающей души: Лекции-беседы с портр. и рис. М., 1913; Благословенная Оптина: Восп. паломников об обители и ее старцах. М.; Козельск, 1998; Письма великих оптинских старцев: XIX в. / Сост.: А. Д. Червяков. М., 2001; Амвросия (Оберучева), мон. История одной старушки: Очерки из многолетней жизни одной старушки, которую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостью и которая считала себя счастливой всегда, даже среди самых тяжелых страданий. [М., 2006]; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. / Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. 2 т.
Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. СПб., 18622; он же. Церковно-историческое описание упраздненных мон-рей, находящихся в пределах Калужской епархии. М., 1863; он же. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 18763; он же. История Церкви в пределах нынешней Калужской губ. и Калужские иерархи. Калуга, 1876; Летопись Калужская от отдаленных времен до 1841 г. / Сост.: В. В. Ханыков; сообщ.: архим. Леонид (Кавелин). М., 1878; Рошефор Н. И., де. Опись церк. памятников Калужской губ. // ЗОРСА. 1882. Т. 3. С. 293-343; Преображенский М. Т. Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губ. СПб., 1891; Историко-стат. и археол. описание ц. Вознесения Господня в г. Козельске (Калужской губ.) в связи с ист. сказанием о чудотворной Ахтырской иконе Божией Матери // Калужские ЕВ. Приб. 1895. № 8. С. 187-197; № 9. С. 131-136; № 10. С. 165-171; Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Козельск, 2012; Сахаров Н. В. Школа Ф. В. и А. Ф. Вырских // В. А. Арцимович: Восп., характеристики. СПб., 1904. С. 446-466; Казанская Амвросиевская жен. пуст. Калужской губ. при с. Шамордине и ее основатель оптинский старец иеросхим. Амвросий. Калуга, 1908; Малинин Д. И. Калуга: Опыт ист. путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1912, 2004; Николаев Е. В. По Калужской земле: (От Боровска до Козельска). М., 1968; Концевич И. М. Оптина пуст. и ее время. Джорд., 1970. Козельск, 2013; Ильинская А. В. Судьбы шамординских сестер. М., 1999; Калужский край, Козельский р-н: Этногр. очерки. М., 1999. (Живая культура рос. провинции); Безбородов А., прот. Годы испытаний: История правосл. Церкви на Калужской земле с 1917 по 2000 гг. Калуга, 2001; Пуцко В. Г. Козельское каменное изваяние: крест или болван? // Песоченский историко-археол. сборник. Киров, 2004. Вып. 5. С. 137-144; Филинова Л. И. Сельские храмы земли Козельской. Калуга, 2004; Древний Козельск и его округа: Мат-лы исслед. Деснинской экспедиции ИА РАН. М., 2005; Оптина пустынь: Годы гонений / Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2007. Кн. 1; Штепа А. В. Социальное служение РПЦ в Калужской епархии: (2-я пол. XIX - нач. XX в.). Калуга, 2007; Запальский Г. М. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 гг. М., 2009; Легостаев В. В., Шатохин А. В. Храмы Жиздринского уезда. М., 2011; Синодик священнослужителей, церковных старост, учителей, благотворителей и их семей / Сост.: В. В. Легостаев. Калуга, 2013. Ч. 4: Жиздринский у., 1113-2013.
Г. М. Запальский
Рубрики
Ключевые слова
См.также