Павел Николаевич (1.08.1900, С.-Петербург - 16.09.1970, Мёдон, близ Парижа), религ. философ. Сын полковника, убитого террористом в 1905 г. В детстве вместе с матерью часто посещал мон-ри. Обучался в кадетском корпусе в С.-Петербурге, в 1918 г. поступил в КДА. Участвовал в гражданской войне. В 1920 г. эмигрировал в Стамбул, в 1923 г. переехал в Париж, был вынужден чистить вагоны, работал на автомобильном заводе «Ситроен». Одновременно посещал курсы философии в Сорбонне, в 1925-1928 гг. обучался в Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского, испытал влияние прот. Сергия Булгакова и Н. А. Бердяева. Во время второй мировой войны защитил в ун-те г. Экс-ан-Прованс докт. дис. по философии на тему «Достоевский и проблема зла», особое внимание уделил анализу легенды о Великом Инквизиторе.
Е. был секретарем Парижского отд-ния Русского студенческого христианского движения. Во время второй мировой войны участвовал в движении Сопротивления. В 1941 г. стал одним из основателей межконфессионального комитета помощи беженцам CIMADE, к-рый открывал для беженцев общежития. Руководил студенческим центром CIMADE в г. Севр (Франция) с момента его создания в 1947 г. При нем в городском парке была открыта часовня для людей разных вероисповеданий. Е. был одним из организаторов Всемирного движения правосл. молодежи «Синдесмос», оформившегося на конференциях правосл. молодежи в Севре в 1952-1953 гг., и его 1-м президентом в 1953-1954 гг.
После войны преподавал в Боссе экуменическом институте близ Женевы. В 1953 г. стал профессором нравственного богословия в Сергиевском ин-те, от к-рого был послан наблюдателем на Ватиканский II Собор. С 1967 г. профессор в Высшем ин-те экуменических исследований при Католическом институте в Париже. Директор Центра франкоязычных правосл. исследований в Париже. В 1968 г. Фессалоникский ун-т присудил ему степень д-ра богословия honoris causa. Е. внес значительный вклад в распространение Православия во Франции и в др. франкоязычных странах. Так, при его участии в 60-х гг. ХХ в. в нижнем храме (крипте) Александра Невского собора в Париже был устроен франкоязычный Троицкий приход. Похоронен на рус. кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
В сочинениях Е. стремился к образности языка, считал, что нужно быть поэтом, чтобы заниматься богословием. В кн. «Брак, таинство любви» (1944) он говорит о «троичности» любви, размышляет о таинстве брачной жизни, объединяющей супругов во Христе, Который бесконечно укрепляет любовь. Работа «Женщина и спасение мира» (1958) посвящена роли женщины в таинстве брачной жизни. Автор называет женщину сильным полом в духовной жизни, говорит о ее предназначении помочь мужчине осознать смысл своего существования. Ряд произведений Е. знакомит зап. читателя с правосл., в частности русским, богословием. Так, кн. «Православие» (1959) посвящена учению отцов Церкви о человеке, церковной организации, соборности христ. общины, литургической жизни. В работе «Гоголь и Достоевский, или Сошествие во ад» (1961) Е. сопоставляет творчество 2 писателей, которых объединяло тревожное видение распадающегося мира, предчувствие грозных событий. Ф. М. Достоевский, по образному выражению Е., был духовным сыном Н. В. Гоголя. Соч. «Этапы духовной жизни» (1964) О. Клеман, ученик Е., назвал одним из его важнейших произведений, «наиболее способным своей напряженностью по-настоящему взволновать ищущего читателя, повернуть к Богу сомневающееся сердце. Евдокимов достигает здесь вершины мастерства. В свете поисков и тревог современного Запада он показывает самое устойчивое и плодотворное в православной духовности, можно сказать, самую суть» (Этапы духовной жизни. М., 2003. С. 7). В этой книге Е. представляет развитие духовной жизни человека (1-я стадия - смирение) как непрестанную борьбу, позволяющую исследовать погруженные во мрак глубины своей души. Он поднимает тему «внутреннего монашества», самоотречения без отказа от мира. В кн. «Молитва Восточной Церкви» (1966) приведен франц. перевод текста литургии свт. Иоанна Златоуста с комментарием, раскрывающим ее богатую символику. Христианин призван продолжать литургию в своей повседневной жизни, чтобы превратить мир в средоточие божественной любви. Это путь формирования «литургического человека», для к-рого молитва связывается с обжигающей близостью Бога, подобное состояние не каждый способен выдержать. В соч. «Познание Бога согласно восточной традиции» (1968) Е. акцентирует внимание на таинствах, в конечном счете предопределяющих «со-рождение» в Боге. В кн. «Святой Дух в православной традиции» (1969) Е. пытается сблизить правосл. и католич. традиции через учение о Св. Духе, через обращение к общим истокам. Понятие красоты в Библии, у св. отцов, в истории всемирной культуры рассматривается в кн. «Искусство иконы, богословие красоты» (1970). Др. тема этой книги - совр. искусство (и его отличие от иконописи), в к-ром автор видит нарушение целостности форм бытия и человеческого образа. Последняя книга, изданная при жизни Е., «Христос в русской мысли» (1970), продолжает темы лекций, прочитанных им в Высшем ин-те экуменических исследований в Париже. Начав с истории христологического наследства, переданного слав. народам Византией, Е. завершал свой курс серией портретов рус. мыслителей: первых славянофилов, Гоголя, Достоевского, Л. Н. Толстого, Вл. С. Соловьёва, Бердяева, прот. С. Булгакова и мн. др. Анализ такого обширного материала привел его к идее универсальности: «Цель земного существования - стать собратом всех людей». В Православии Е. находил экуменические черты, к-рых, по его мнению, по мере погружения в учение можно обнаруживать все больше.