ЕВЛАМПИЙ И ЕВЛАМПИЯ
Том XVII , С. 156-157
опубликовано: 21 сентября 2009г.

ЕВЛАМПИЙ И ЕВЛАМПИЯ

Содержание

Мученичество святых Евлампия и Евлампии. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 103)Мученичество святых Евлампия и Евлампии. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 103) [греч. Εὐλάμπιος κα Εὐλαμπία] († между 303 и 311), мученики (пам. 10 окт.), пострадали в Никомидии при имп. Максимиане (по мнению Р. Жанена, в правление имп. Галерия). Христиане, скрывавшиеся в горах и пустынных местах от преследований, послали юношу Ев. в город за хлебом. Он был схвачен и приведен к судье Максиму (по др. источникам, к императору). Ев. обличил языческие заблуждения, за что был подвергнут пыткам. Когда после долгих мучений святого положили на раскаленное железное ложе, он не пострадал, и все нанесенные ему раны зажили. Чтобы явить могущество истинного Бога, Ев. объявил о желании принести жертву в языческом храме. В сопровождении народа он отправился в храм Ареса, и по его молитве идол упал на землю и разбился. Увидев это, многие уверовали во Христа.

Е., родная сестра святого, узнав о страданиях брата за Христа, пришла на место пыток и присоединилась к нему. Ее подвергли избиению, а Ев. выкололи глаза; обоих мучеников бросили в котел с кипящей водой, который чудесным образом остыл (после этого чуда 200 чел. уверовали во Христа), а затем в раскаленную печь, но они остались невредимыми. Видя их стойкость, судья приказал обезглавить мучеников. Е. скончалась прежде, чем палачи приступили к казни. В их честь была построена церковь в К-поле, в квартале Адда (Mateos. Typicon. T. 1. P. 64; SynCP. Col. 127).

Сохранилось 2 пространных Жития Ев. и Е.: анонимное (болландисты относят его к числу легендарных) и прп. Симеона Метафраста.

Ист.: BHG, N 616-617; ActaSS. Oct. T. 5. P. 67-79; PG. 115. Col. 1053-1066; PG. 117. Col. 100-101 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 125-127; ЖСв. Окт. С. 230-235.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 314; Т. 3. C. 419-420; Εὐλάμπιος // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1050-1051; Janin R. Eulampius, Eulampia // DHGE. Т. 15. Col. 1386; Celinski H. Eulampio ed Eulampia // BiblSS. Vol. 5. P. 213; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 147.
Э. П. А.

Гимнография

Мученики Евлампий и Евлампия. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклинхаузен)Мученики Евлампий и Евлампия. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклинхаузен) Память Ев. и Е. отмечена в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 64) под 10 окт. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава, память Ев. и Е. отсутствует, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 160, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 18) содержатся канон, цикл стихир и седален Ев. и Е. Евергетидский Типикон 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 292-293), представляющий малоазийскую редакцию Студийского устава, предписывает совершать 10 окт. службу с «Аллилуия», петь канон, составленный гимнографом Иосифом, плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, цикл стихир-подобнов и седален, посвященные Ев. и Е. Мессинский Типикон 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 38), представляющий афоно-итал. редакцию Студийского устава, упоминает под 10 окт. Ев. и Е. и предписывает совершать в этот день вседневное последование. Ранние редакции Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.; см.: Lossky. Typicon. P. 177) содержат в день памяти Ев. и Е. указание совершать службу с «Аллилуия». Начиная с первопечатных греч. и рус. Типиконов и по наст. время в богослужебных книгах под 10 окт. излагается вседневная служба Ев. и Е. Последование Ев. и Е., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь общий мученикам Οἱ μάρτυρές σου̇ (  ); кондак 3-го гласа Τοὺς γενναίους μάρτυρας̇ (  ); каноны, различающиеся в греч. и слав. Минеях: в слав. Минее помещен канон, составленный гимнографом Феофаном (греч. оригинал известен по рукописям; см.: AHG. T. 2. P. 80-86), 4-го гласа, с акростихом; Τὴν αὐτάδελφον αἰνέσω ξυνωρίδα (   ), ирмос: Θαλάσσης τὸ ἐρυθραῖον πέλαγος̇ (   :), нач.: Τῷ πόθῳ τῷ τοῦ Χριστοῦ (  ); в греч. Минее находится канон, составленный гимнографом Иосифом, плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа (видимо, именно этот канон подразумевается в указаниях Евергетидского Типикона), с акростихом: Τὴν λαμπρὰν ὑμνῶ μαρτύρων ξυνωρίδα. ᾿Ιωσήφ (Светлое воспеваю мучеников сопряжение. Иосиф), ирмос: ῾Ως ἐν ἠπείρῳ̇ (   ), нач.: Ταῖς φανοτάταις ἀκτῖσι (Светлейшими лучами); цикл стихир-подобнов (разные в греч. и слав. Минеях: в греч. Минее - 4-го гласа, подобен ῎Εδωκας σημείωσιν̇ (   ); в слав. Минее - 4-го гласа, подобен   ), славники на «Господи, воззвах» и на стиховне вечерни; седален; светилен.

По греч. рукописям известны еще 2 канона Ев. и Е.: канон, составленный гимнографом Германом, 1-го гласа, без акростиха, ирмос: Τῷ βοηθήσαντι Θεῷ̇ (  ), нач.: Σήμερον πάντας συγκαλεῖ ἡ ἐτήσιος μνήμη (Днесь всех созывает ежегодная память); анонимный канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом: Τὸν σοφὸν Εὐλάμπιον σὺν Εὐλαμπίᾳ ᾄδω (Мудрого Евлампия с Евлампией воспеваю), ирмос: ᾿Υγρὰν διοδεύσας ὡσε ξηρὰν̇ (    ), нач.: Τὴν θείαν σου μνήμην κα εὐκλεῆ (Божественную твою память и славную) (Ταμεῖον. Σ. 57).

Е. Е. Макаров

Иконография

Мученики Евлампий и Евлампия. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I.58.Л. 81)Мученики Евлампий и Евлампия. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I.58.Л. 81)Святые изображаются, как правило, вместе в мучении или единолично. В соответствии с мученическим чином прославления одна из их одежд, гиматий или хитон, обязательно красного цвета, в руках - крест; на голове Е.- плат, гиматий ее брата может быть украшен тавлионом - знаком воинской принадлежности. Оба молоды, Ев. темноволосый, с короткой или слегка пробивающейся бородой.

Практически все известные изображения находятся в минейных циклах, как на миниатюрах рукописей, так и в иконных и настенных минеях. В мучении святые представлены: на миниатюре из Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 103, 976-1025 гг.); на одной из икон т. н. Синайского гексаптиха (2-я пол. XI-1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); в нартексах церквей Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320),- под 9 окт. и Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350). Единоличные изображения: на миниатюрах Минологиев на окт. (ГИМ. Греч. № 175. Fol. 62r, посл. четв. XI в.; Vindob. hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.) - в рост и на год (Bodl. F. 1. Fol. 12v, 1327-1340 гг.) - по пояс, на миниатюре из греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 81) - в рост, в настенной росписи церквей вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- оплечно и Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386),- в рост, на левой створке иконы-складня «Минея годовая» 2-й пол. XIX в., Палех (собрание В. А. Бондаренко), на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713) и И. К. Любецкого (1730) - везде в рост. Изображение (в рост) только Ев. представлено на иконе «Минея годовая» (нач. XIX в., УКМ).

Одно из ранних упоминаний об изображении святых находится в греч. «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 10 окт.: «Святые Евлампий и Евлампия и бывшие с ними воины были усечены мечом. Евлампий молод, с едва показавшеюся бородою, а лица прочих разнообразны» (Ч. 3. § 22). Там же, в ч. «Святые мученики», приведено описание облика только Ев.: «…молод, с круглою бородою» (Ч. 3. § 10. № 51). В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) они описываются следующим образом: «Евлампий подобием аки Георгий, риза верх празелень и средняя празелень, испод лазорь с киноварью, в руке крест. Леты млад и лицеем красен; Евлампия, сестра его, юная девица, подобием аки Варвара мученица, риза лазорь, испод киноварь, в руке крест, в другой свиток, а в свитке написано: «Благодарю Тя, Боже и Создателю мой, яко сподобил мя еси рабу Твою за святое имя Твое страдати»» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 169).

Лит.: Ерминия ДФ. С. 165, 202; Миjовић. Менолог. С. 263, 293, 322, 347, 351, 363, 378; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 64. Кат. 140; Евсеева. Афонская книга. С. 241; «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. Кат. 59.
Э. В. Ш.
Рубрики
Ключевые слова
См.также