(† кон. IV в. или после 400), прп., пустынник Сирийский (пам. 23 янв.). В ряде визант. синаксарей под 23 янв. помещено сказание об аскетических подвигах сир. затворника Е., возглавившего затем мон-рь Аммиана (SynCP. Col. 418-419) и собравшего вокруг себя мн. любителей благочестия. Данное сказание представляет собой сжатый пересказ обширного повествования из «Истории боголюбцев» Феодорита Кирского. Навыки аскетической жизни Е. привил его дядя Мариан, затворив их с братом в небольшой хижине без окон и дверей. Когда брат и дядя Е. умерли, Е. не оставил своего затворничества. В 25 стадиях от этого места, на склоне горы Корифа, на пути из Антиохии (ныне Антакья) в Берою Сирийскую (ныне Халеб), находился небольшой мон-рь, основанный неким Аммианом. Он часто приходил за духовным советом к Е., разговаривая с ним через стену его жилища. Постепенно Аммиан убедил Е. стать наставником для монахов его мон-ря. Прорыв вход в хижину, он вывел оттуда Е.
Однажды, сидя на склоне холма, Аммиан читал Евангелие и попросил Е. истолковать его. Тот, отвлекшись на созерцание природы и работавших земледельцев, не смог этого сделать. После этого Е. решил носить тяжелые вериги, чтобы всегда иметь взор, устремленный в землю, и не любоваться красотами мира. Е. старался вообще не выходить из монастыря, кроме как в церковь для молитвы. Подвизаясь т. о. 40 лет, Е. пережил Аммиана и собрал вокруг себя множество последователей, в т. ч. и бывш. учеников прп. Иулиана (Саввы; † между 362 и 373, пам. 18 окт.) - Иакова Персиянина и Агриппу. Перед смертью Е. хотел назначить Иакова своим преемником, однако тот отказался, и настоятелем был избран Агриппа. Е. скончался скорее всего в кон. IV в., так что Феодорит Кирский лично не мог быть с ним знаком (был рукоположен во епископа г. Кир в 423); сведения о Е. он почерпнул у старца Акакия и настоятеля мон-ря Е. Давида (преемника Агриппы). Е. следует отличать от др. прп. Евсевия (пам. 15 февр.), также упоминаемого Феодоритом Кирским.