ЕВСЕВИЙ
Том XVII , С. 242-245
опубликовано: 18 июня 2009г.

ЕВСЕВИЙ

Содержание

(† 379 или 380), сщмч. (пам. 22 июня), еп. Самосаты (ныне Самсат, Юго-Вост. Турция), участник арианских споров. Предположительно до избрания на епископскую кафедру был врачом. Время рукоположения неизвестно. К 360 г. уже принадлежал к числу сторонников еп. Акакия Кесарийского. Богословские взгляды Е. в это время были близки к взглядам еп. Мелетия Антиохийского, избегавшего как никейского Православия, так и крайнего арианства (аномеи). Возможно, Е. склонялся к омиусианству. Партия омиев на К-польском Соборе 360 г. видела в Е. своего сторонника. В том же году Е. принимал участие в избрании Мелетия на Антиохийскую кафедру. Определение об избрании Мелетия было подписано всеми участниками Собора в Антиохии и передано на хранение Е. Вскоре, после изгнания Мелетия, на Антиохийскую кафедру был избран Евзоий. Ариане потребовали от имп. Констанция II уничтожить документ об избрании Мелетия. Император отправил в Самосату посланника, чтобы изъять этот документ у Е., однако тот отказался его отдать и заявил, что вернет его только в присутствии всех, кто подписали это соборное определение (Theodoret. Hist. eccl. II 27-28). Т. о., Е. выступил защитником Мелетия.

Сщмч. Евсевий, еп. Самосаты. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей иконн, Рекклингхаузен)Сщмч. Евсевий, еп. Самосаты. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей иконн, Рекклингхаузен)

В 363 г. Е. участвовал в Антиохийском Соборе, на к-ром под председательством еп. Мелетия был подтвержден Никейский Символ веры, хотя и с нек-рыми замечаниями, придававшими ему омиусианское толкование. Подпись Е. стоит под постановлениями этого Собора сразу после подписи еп. Мелетия (Socr. Schol. Hist. eccl. III 25; Sozom. Hist. eccl. VI 4). Е. был противником антиохийских евстафиан, которых с 362 г. возглавлял еп. Павлин. Эта община признавалась свт. Афанасием Великим как единственная правосл. в Антиохии (Athanas. Alex. Ep. ad Jovianum // PG. 26. P. 816).

Дело защиты еп. Мелетия сблизило Е. cо свт. Василием Великим. В 370 г. Е. принимал участие в избрании Василия на кафедру Кесарии Каппадокийской. В 70-х гг. Е., святители Василий Великий и Григорий Богослов вели оживленную переписку. Известно ок. 20 посланий Василия к Е. и 5 посланий Григория; ответные послания Е. не сохранились. Также Василий направил 2 послания к жителям Самосаты в тот период, когда Е. был изгнан из города, и 4 послания к Антиоху, племяннику Е. и впосл. его преемнику на кафедре.

Эта переписка весьма лаконична по содержанию, поскольку, вероятно, ее участники не всегда считали возможным распространяться о нек-рых известных им вопросах. Во мн. местах она носит личный характер. Свт. Василий постоянно выражает почтение Е. как старейшему и более опытному собрату; хвалит его благочестие, святость жизни, заботу о Церкви, описывает его сожаление о господстве арианской ереси на Востоке и пытается утешить; просит у Е. молитв за себя. Он консультировался с Е. относительно своих контактов с Западом, начатых в 371 г. (ср.: Basil. Magn. Ep. 120). Е. одобрил инициативу свт. Василия направить на Запад коллективные послания с просьбой о помощи в борьбе с арианством и проект созыва на Востоке общего Собора из вост. и зап. епископов. Кроме того, Е. подписал послание свт. Василия в Рим, где высказывалось требование поддержки еп. Мелетия и критиковалась антиохийская община евстафиан (Basil. Magn. Ep. 92).

Сщмч. Евсевий, еп. Самосаты. Фрагмент иконы«Минея на июнь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА)Сщмч. Евсевий, еп. Самосаты. Фрагмент иконы«Минея на июнь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА)

В 70-х гг. IV в., при имп. Валенте, господствовавшая партия омиев видела в еп. Мелетии и Е. изменников, перешедших в стан никейцев. В 373 г. Е. получил приказание имп. Валента отправиться в ссылку во Фракию. По сообщению Феодорита, Е. уговорил присланного имп. чиновника, к-рый должен был проводить его к месту ссылки, не арестовывать его публично, чтобы не возбудить беспорядков в городе. Ночью Е. отплыл с конвоем из Самосаты в Зевгму, вниз по Евфрату. Однако утром группа жителей Самосаты отправилась за Е., к-рого они догнали уже в Зевгме. Е. с большим трудом убедил их вернуться (Theodoret. Hist. eccl. IV 13; Basil. Magn. Ep. 181, 236). Е. проехал через Каппадокию, где, возможно, встречался со свт. Григорием Богословом (Greg. Nazianz. Ep. 64). Е. оставался в ссылке вплоть до переселения и начала восстания готов на Дунае (376-378). Феодорит сообщает, что посланные вместо него в Самосату 2 арианских епископа не пользовались уважением жителей города. Один из них, Луций, устроил жестокие репрессии против граждан и клира, сочувствовавших сосланному Е. Среди пострадавших был и пресв. Антиох, племянник Е., к-рого в наказание отправили в Армению. Находясь в ссылке, Е. был свидетелем гот. вторжения во Фракию и опустошения этой страны войной в 376-378 гг. (Theodoret. Hist. eccl. V 4).

Осенью 375 г. Е. из ссылки одобрил предложение пресвитеров Дорофея Неокесарийского и Сантиссима Антиохийского об организации нового посольства в Рим (Basil. Magn. Ep. 120). Дорофей по пути на Запад весной 376 г. встретился с Е. Видимо, тогда же он вручил Е. послание Василия (Idem. Ep. 239), в к-ром тот выражал скептическое отношение к этому предприятию. В 377 г. свт. Василий жаловался в письме еп. Петру II Александрийскому, что в состоявшемся в Риме разговоре пресв. Дорофея с папой Дамасом I и еп. Петром еп. Мелетий и Е. были «причислены к последователям Ария» (Idem. Ep. 266).

Сщмч. Евсевий, еп. Самосаты. Миниатюра из греко-груз. рукописи (РНБ. О.I.68.Л. 118)Сщмч. Евсевий, еп. Самосаты. Миниатюра из греко-груз. рукописи (РНБ. О.I.68.Л. 118)

Е. вернулся на кафедру осенью 378 г., после гибели имп. Валента. Вскоре он рукоположил правосл. епископов вместо арианствующих на неск. кафедр: в Берою, Иераполь, Халкиду, Кир, Карры (Харран). На кафедру Эдессы возвел свт. Евлогия (Theodoret. Hist. eccl. V 4). Все эти рукоположения несомненно были сделаны с ведома и одобрения еп. Мелетия Антиохийского, однако, по описанию Феодорита, Е. превзошел Мелетия в количестве рукоположенных епископов. Осенью 379 г. Е. участвовал в Соборе в Антиохии под председательством Мелетия; его имя значится в числе 150 мелетианских епископов, пославших папе Дамасу доказательство православия своего исповедания (PL. 13. Col. 353). Вскоре Е. направился в г. Долиха, чтобы утвердить там нового епископа Мариса, что вызвало недовольство местных жителей. Во время въезда епископов в город некая женщина, по сообщению Феодорита арианка, бросила в Е. кусок черепицы с кровли дома и разбила ему голову. От этой раны он вскоре скончался, завещав никого не наказывать за свою смерть.

Феодорит Кирский в «Церковной истории» описывал Е. в панегирическом тоне. Сведения из этого сочинения послужили основой для синаксарных Житий Е. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) память Е. помещена под 22 июня. Под тем же числом (22 харизана) она находится в различных сиро-яковитских календарях. Кроме того, существует 2 греч. Жития Е., а также эпитома минология «Царской Минеи». Все они основаны на известиях Феодорита; в них расширено повествование, добавлены рассказы о чудесах. Подобным же образом была создана и сир. версия Жития, основанная на несохранившейся греч. редакции. На Западе почитание Е. оставалось неизвестным до времени составления Римского Мартиролога Цезарем Баронием (XVI в.). Однако благодаря Мартирологу блж. Иеронима на Западе уже в V в. утвердилось почитание под 21 июня памяти еп. Евсевия Кесарийского. Бароний счел невозможным поместить память Евсевия в Римском Мартирологе и заменил ее памятью Е., к-рую нашел в греч. памятниках, сохранив, однако, прежнюю дату - 21 июня. В России до свт. Димитрия Ростовского были известны только краткие проложные сказания о Е., его пространное Житие было фактически заново составлено свт. Димитрием Ростовским на основании «Церковной истории» Феодорита с учетом совр. ему научной критики (болландистов, Барония).

Ист.: BHG, N 2133-2135; BHO, N 294; Socr. Schol. Hist. eccl. III 25; Sozom. Hist. eccl. VI 4; Theodoret. Hist. eccl. II 31; IV 13-15; V 4; ActaSS. Iun. T. 4. P. 237-242; MartRom. Comment. P. 247-248; SynCP. Col. 763; Un Martyrologe et douze ménologes syriaques / Ed. F. Nau // PO. T. 10. P. 42, 80, 100, 111, 122.
Лит.: Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 1914. C. 458-459, 543-546, 552-553;Wijenborg R. De authentitate et sensu quorundam epistolarum S. Basilio Magno et Apollinario Laodiceno adscriptam // Antonianum. 1958. Vol. 22. P. 202-220, 387-413; Spanneut M. Eusèbe (29) de Samosate // DHGE. T. 15. Col. 1473-1475; Halkin F. Une Vie greque d'Eusèbe de Samosate // AnBoll. 1967. Vol. 85. P. 5-15; Devos P. Le dossier syriaque de S. Eusèbe de Samosate // Ibid. P. 195-239; idem. La vie syriaque de S. Eusèbe de Samosate // Ibid. 1972. Vol. 90. P. 360-362; idem. Aspects de la correspondance de S. Basile de Césarée avec S. Eusèbe de Samosate et avec S. Amphiloque d'Iconium // Ibid. 1992. Vol. 110. P. 241-259.
Д. В. Зайцев

Гимнография

Память Е. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-X вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 316) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., древнейшей сохранившейся редакции Студийского устава, память Е. не указывается, но в рукописных слав. Минеях студийской эпохи (напр., ГИМ. Син. № 167, XII в.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 69) 22 июня приводятся посвященные Е. канон, цикл стихир и седален. Евергетидский Типикон 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 462) содержит краткое перечисление основных элементов последования Е., к-рое включает канон, цикл стихир и седален; предполагается совершение непраздничной службы с пением «Аллилуия» на утрене. Мессинский Типикон 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 159) указывает пение «Аллилуия», не описывая последования Е. подробно.

В различных редакциях Иерусалимского устава служба в день памяти Е. описывается очень лаконично: приводится лишь его имя или указание «Аллилуия» (включая московское издание Типикона 1633 г.). В редких случаях в рус. рукописях XV-XVI вв. имеется кондак Е. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. и в издании 1641 г. последование Е. изложено подробно, предписывается петь «Аллилуия» на утрене, последование включает кроме канона, стихир и седальна также кондак Е. и стихиры Божией Матери (для совершения «аллилуйной» службы). В исправленном московском издании Типикона 1682 г. и последующих устав службы 22 июня начинается словами «Аллилуия или тропарь», обозначающими возможность выбора между постовой службой с пением «Аллилуия» на утрене и службой с «Бог Господь» и общим тропарем Е. (   ). В изданиях Минеи тропарь не приводится до наст. времени.

Последование Е., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает общий отпустительный тропарь 4-го гласа     (только в слав. Типиконе); кондак 4-го гласа на подобен         (только в слав.; его текст связан с текстом общего кондака священномученику); канон 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, творение Иосифа, с акростихом Τῆς εὐσεβείας τὸν φερώνυμον σέβω. ᾿Ιωσήφ (    в слав. Минее имя Иосифа отделено от акростиха), ирмос: ῾Η κεκομμένη τὴν ἄτομον ἔτεμε̇ (   ), нач.: Τῷ ἀκροτάτῳ φωτ λλαμπόμενος (   ); цикл стихир-подобнов; седален.

По рукописям известны и др. песнопения Е., отсутствующие в совр. изданиях богослужебных книг: кондак 6-го гласа     , отчасти совпадающий с текстом кондака 20 июня (Типиконы по ркп. МДА. ЦУ 79. Инв. № 187679, кон. XV - нач. XVI в.; Инв. № 233757, 1-я пол. XVI в.); канон 4-го гласа, с именем Георгий в богородичнах (кроме 2-й песни, к-рая приводится в одном из списков канона), ирмос: ῎Αισωμεν τῷ Κυρίῳ̇ (  ), нач.: Τῆς κρείττονος προμηθείας τῇ ἐπινεύσει Εὐσέβιος (Могущественнейшей мудрости повелением Евсевий) (AHG. T. 10. P. 155-162); анонимный канон 4-го гласа с акростихом Εὐσ<ε>β<ί>ης μέ<λ>πω τὸν ἐπώνυμον, αἴσιμα ῥέζων (Благочестия воспеваю тезоименного, искреннюю жертву), ирмос: ᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου̇ (   ), нач.: Εἰρήνης ὁ αἴτιος (Мира причина) (Ταμεῖον. Σ. 223).

А. А. Лукашевич

Иконография

Е. изображается седовласым старцем с длинной бородой, единолично или в сцене мучения; как епископ облачен в подризник, фелонь (иногда крещатую), с омофором, палицей, в епитрахили, с Евангелием в руках. Образ святого представлен гл. обр. в минейных циклах: на миниатюрах рукописей, напр. в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия Солунского (Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 44v, 1327-1340 гг., Фессалоника) - в молении и в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. Q.I.58. Л. 118); в настенных минологиях церквей, напр. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), и Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386),- в мучении (размозжен дубиной), в нартексах церквей Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320), и Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350),- погрудно, свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в рост; в иконописи, напр. на иконе «Минея годовая» (1-я пол. XVI в., Россия, Музей икон в Рекклингхаузене); на листовых гравюрах на каждый месяц года Г. П. Тепчегорского (1722, с развернутым вверх свитком в левой руке) и И. К. Любецкого (1730) - везде в рост.

В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в.- «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота - в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 22 июня о святом сказано: «...старец с широкою бородою, скончался, когда одна женщина поразила его в голову кирпичом» (Ч. 3. § 22). В сводном рус. иконописном подлиннике XVIII в. Е. описан следующим образом: «...подобием сед, власы на главе с ушей кратки, брада долга, аки Власиева (сщмч. Власия Севастийского.- Э. Ш.), ризы святительские зеленые, испод белы, в омофоре с Евангелием» (Филимонов. Иконописный подлинник. 1874. С. 372).

Лит.: Ерминия ДФ. 1868. С. 212; Миjовић. Менолог. 1973. С. 280, 303, 339, 359, 388; Евсеева. Афонская книга. 1998. С. 311; Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 6-7, 23, 217.
Э. В. Ш.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВТОНОМ († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.)
  • АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)
  • АНТИПА (I в.), еп. Пергамский, сщмч. (пам.11 апр.)
  • АРИСТИОН еп. Александрийский, сщмч. (пам. 3 сент.)
  • ЕЛЕВФЕРИЙ еп. Иллирийский (?), сщмч. (пам. 15 дек., пам. зап. 18 апр.)
  • ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ (I - нач. II в.), еп. Антиохийский, сщмч. (пам. 29 янв., 20 дек.; пам. зап. 1 февр., 17 окт.)
  • ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.)
  • КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.)
  • КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.)
  • АКЕПСИМ, ИОСИФ И АИФАЛ († 378 или 379), священномученики Персидские (пам. 1 сент., 3 нояб., греч. 22 апр.)
  • АНФИМ еп. Никомидийский, сщмч. (пам. 3 cент., зап. 27 апр., сир. 24 апр.)
  • АПОЛЛИНАРИЙ († 75), еп. Равенны, сщмч. (пам. 23 июля)
  • АРТЕМОН († 303), сщмч. Лаодикийский (пам. 13 апр., греч. 24 марта, 12 апр., зап. 8 окт.)
  • АСТИЙ (нач. II в.), еп. г. Диррахий (Иллирик), сщмч. (пам. 4 июня; греч. 5, 6 июля)
  • ВАСИЛИЙ († ок. 322), еп. Амасийский, сщмч. (пам. 26 апр., 30 апр.- перенесение мощей)
  • ВИКЕНТИЙ († 304), сщмч. Августопольский (Сарагосский, Валенсийский), (пам. 11 нояб., пам. зап. 22 янв.)