(† 379 или 380), сщмч. (пам. 22 июня), еп. Самосаты (ныне Самсат, Юго-Вост. Турция), участник арианских споров. Предположительно до избрания на епископскую кафедру был врачом. Время рукоположения неизвестно. К 360 г. уже принадлежал к числу сторонников еп. Акакия Кесарийского. Богословские взгляды Е. в это время были близки к взглядам еп. Мелетия Антиохийского, избегавшего как никейского Православия, так и крайнего арианства (аномеи). Возможно, Е. склонялся к омиусианству. Партия омиев на К-польском Соборе 360 г. видела в Е. своего сторонника. В том же году Е. принимал участие в избрании Мелетия на Антиохийскую кафедру. Определение об избрании Мелетия было подписано всеми участниками Собора в Антиохии и передано на хранение Е. Вскоре, после изгнания Мелетия, на Антиохийскую кафедру был избран Евзоий. Ариане потребовали от имп. Констанция II уничтожить документ об избрании Мелетия. Император отправил в Самосату посланника, чтобы изъять этот документ у Е., однако тот отказался его отдать и заявил, что вернет его только в присутствии всех, кто подписали это соборное определение (Theodoret. Hist. eccl. II 27-28). Т. о., Е. выступил защитником Мелетия.
В 363 г. Е. участвовал в Антиохийском Соборе, на к-ром под председательством еп. Мелетия был подтвержден Никейский Символ веры, хотя и с нек-рыми замечаниями, придававшими ему омиусианское толкование. Подпись Е. стоит под постановлениями этого Собора сразу после подписи еп. Мелетия (Socr. Schol. Hist. eccl. III 25; Sozom. Hist. eccl. VI 4). Е. был противником антиохийских евстафиан, которых с 362 г. возглавлял еп. Павлин. Эта община признавалась свт. Афанасием Великим как единственная правосл. в Антиохии (Athanas. Alex. Ep. ad Jovianum // PG. 26. P. 816).
Дело защиты еп. Мелетия сблизило Е. cо свт. Василием Великим. В 370 г. Е. принимал участие в избрании Василия на кафедру Кесарии Каппадокийской. В 70-х гг. Е., святители Василий Великий и Григорий Богослов вели оживленную переписку. Известно ок. 20 посланий Василия к Е. и 5 посланий Григория; ответные послания Е. не сохранились. Также Василий направил 2 послания к жителям Самосаты в тот период, когда Е. был изгнан из города, и 4 послания к Антиоху, племяннику Е. и впосл. его преемнику на кафедре.
Эта переписка весьма лаконична по содержанию, поскольку, вероятно, ее участники не всегда считали возможным распространяться о нек-рых известных им вопросах. Во мн. местах она носит личный характер. Свт. Василий постоянно выражает почтение Е. как старейшему и более опытному собрату; хвалит его благочестие, святость жизни, заботу о Церкви, описывает его сожаление о господстве арианской ереси на Востоке и пытается утешить; просит у Е. молитв за себя. Он консультировался с Е. относительно своих контактов с Западом, начатых в 371 г. (ср.: Basil. Magn. Ep. 120). Е. одобрил инициативу свт. Василия направить на Запад коллективные послания с просьбой о помощи в борьбе с арианством и проект созыва на Востоке общего Собора из вост. и зап. епископов. Кроме того, Е. подписал послание свт. Василия в Рим, где высказывалось требование поддержки еп. Мелетия и критиковалась антиохийская община евстафиан (Basil. Magn. Ep. 92).
В 70-х гг. IV в., при имп. Валенте, господствовавшая партия омиев видела в еп. Мелетии и Е. изменников, перешедших в стан никейцев. В 373 г. Е. получил приказание имп. Валента отправиться в ссылку во Фракию. По сообщению Феодорита, Е. уговорил присланного имп. чиновника, к-рый должен был проводить его к месту ссылки, не арестовывать его публично, чтобы не возбудить беспорядков в городе. Ночью Е. отплыл с конвоем из Самосаты в Зевгму, вниз по Евфрату. Однако утром группа жителей Самосаты отправилась за Е., к-рого они догнали уже в Зевгме. Е. с большим трудом убедил их вернуться (Theodoret. Hist. eccl. IV 13; Basil. Magn. Ep. 181, 236). Е. проехал через Каппадокию, где, возможно, встречался со свт. Григорием Богословом (Greg. Nazianz. Ep. 64). Е. оставался в ссылке вплоть до переселения и начала восстания готов на Дунае (376-378). Феодорит сообщает, что посланные вместо него в Самосату 2 арианских епископа не пользовались уважением жителей города. Один из них, Луций, устроил жестокие репрессии против граждан и клира, сочувствовавших сосланному Е. Среди пострадавших был и пресв. Антиох, племянник Е., к-рого в наказание отправили в Армению. Находясь в ссылке, Е. был свидетелем гот. вторжения во Фракию и опустошения этой страны войной в 376-378 гг. (Theodoret. Hist. eccl. V 4).
Осенью 375 г. Е. из ссылки одобрил предложение пресвитеров Дорофея Неокесарийского и Сантиссима Антиохийского об организации нового посольства в Рим (Basil. Magn. Ep. 120). Дорофей по пути на Запад весной 376 г. встретился с Е. Видимо, тогда же он вручил Е. послание Василия (Idem. Ep. 239), в к-ром тот выражал скептическое отношение к этому предприятию. В 377 г. свт. Василий жаловался в письме еп. Петру II Александрийскому, что в состоявшемся в Риме разговоре пресв. Дорофея с папой Дамасом I и еп. Петром еп. Мелетий и Е. были «причислены к последователям Ария» (Idem. Ep. 266).
Е. вернулся на кафедру осенью 378 г., после гибели имп. Валента. Вскоре он рукоположил правосл. епископов вместо арианствующих на неск. кафедр: в Берою, Иераполь, Халкиду, Кир, Карры (Харран). На кафедру Эдессы возвел свт. Евлогия (Theodoret. Hist. eccl. V 4). Все эти рукоположения несомненно были сделаны с ведома и одобрения еп. Мелетия Антиохийского, однако, по описанию Феодорита, Е. превзошел Мелетия в количестве рукоположенных епископов. Осенью 379 г. Е. участвовал в Соборе в Антиохии под председательством Мелетия; его имя значится в числе 150 мелетианских епископов, пославших папе Дамасу доказательство православия своего исповедания (PL. 13. Col. 353). Вскоре Е. направился в г. Долиха, чтобы утвердить там нового епископа Мариса, что вызвало недовольство местных жителей. Во время въезда епископов в город некая женщина, по сообщению Феодорита арианка, бросила в Е. кусок черепицы с кровли дома и разбила ему голову. От этой раны он вскоре скончался, завещав никого не наказывать за свою смерть.
Феодорит Кирский в «Церковной истории» описывал Е. в панегирическом тоне. Сведения из этого сочинения послужили основой для синаксарных Житий Е. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) память Е. помещена под 22 июня. Под тем же числом (22 харизана) она находится в различных сиро-яковитских календарях. Кроме того, существует 2 греч. Жития Е., а также эпитома минология «Царской Минеи». Все они основаны на известиях Феодорита; в них расширено повествование, добавлены рассказы о чудесах. Подобным же образом была создана и сир. версия Жития, основанная на несохранившейся греч. редакции. На Западе почитание Е. оставалось неизвестным до времени составления Римского Мартиролога Цезарем Баронием (XVI в.). Однако благодаря Мартирологу блж. Иеронима на Западе уже в V в. утвердилось почитание под 21 июня памяти еп. Евсевия Кесарийского. Бароний счел невозможным поместить память Евсевия в Римском Мартирологе и заменил ее памятью Е., к-рую нашел в греч. памятниках, сохранив, однако, прежнюю дату - 21 июня. В России до свт. Димитрия Ростовского были известны только краткие проложные сказания о Е., его пространное Житие было фактически заново составлено свт. Димитрием Ростовским на основании «Церковной истории» Феодорита с учетом совр. ему научной критики (болландистов, Барония).
Память Е. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-X вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 316) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., древнейшей сохранившейся редакции Студийского устава, память Е. не указывается, но в рукописных слав. Минеях студийской эпохи (напр., ГИМ. Син. № 167, XII в.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 69) 22 июня приводятся посвященные Е. канон, цикл стихир и седален. Евергетидский Типикон 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 462) содержит краткое перечисление основных элементов последования Е., к-рое включает канон, цикл стихир и седален; предполагается совершение непраздничной службы с пением «Аллилуия» на утрене. Мессинский Типикон 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 159) указывает пение «Аллилуия», не описывая последования Е. подробно.
В различных редакциях Иерусалимского устава служба в день памяти Е. описывается очень лаконично: приводится лишь его имя или указание «Аллилуия» (включая московское издание Типикона 1633 г.). В редких случаях в рус. рукописях XV-XVI вв. имеется кондак Е. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. и в издании 1641 г. последование Е. изложено подробно, предписывается петь «Аллилуия» на утрене, последование включает кроме канона, стихир и седальна также кондак Е. и стихиры Божией Матери (для совершения «аллилуйной» службы). В исправленном московском издании Типикона 1682 г. и последующих устав службы 22 июня начинается словами «Аллилуия или тропарь», обозначающими возможность выбора между постовой службой с пением «Аллилуия» на утрене и службой с «Бог Господь» и общим тропарем Е. ( ). В изданиях Минеи тропарь не приводится до наст. времени.
Последование Е., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает общий отпустительный тропарь 4-го гласа (только в слав. Типиконе); кондак 4-го гласа на подобен (только в слав.; его текст связан с текстом общего кондака священномученику); канон 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, творение Иосифа, с акростихом Τῆς εὐσεβείας τὸν φερώνυμον σέβω. ᾿Ιωσήφ ( в слав. Минее имя Иосифа отделено от акростиха), ирмос: ῾Η κεκομμένη τὴν ἄτομον ἔτεμε̇ ( ), нач.: Τῷ ἀκροτάτῳ φωτ λλαμπόμενος ( ); цикл стихир-подобнов; седален.
По рукописям известны и др. песнопения Е., отсутствующие в совр. изданиях богослужебных книг: кондак 6-го гласа , отчасти совпадающий с текстом кондака 20 июня (Типиконы по ркп. МДА. ЦУ 79. Инв. № 187679, кон. XV - нач. XVI в.; Инв. № 233757, 1-я пол. XVI в.); канон 4-го гласа, с именем Георгий в богородичнах (кроме 2-й песни, к-рая приводится в одном из списков канона), ирмос: ῎Αισωμεν τῷ Κυρίῳ̇ ( ), нач.: Τῆς κρείττονος προμηθείας τῇ ἐπινεύσει Εὐσέβιος (Могущественнейшей мудрости повелением Евсевий) (AHG. T. 10. P. 155-162); анонимный канон 4-го гласа с акростихом Εὐσ<ε>β<ί>ης μέ<λ>πω τὸν ἐπώνυμον, αἴσιμα ῥέζων (Благочестия воспеваю тезоименного, искреннюю жертву), ирмос: ᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου̇ ( ), нач.: Εἰρήνης ὁ αἴτιος (Мира причина) (Ταμεῖον. Σ. 223).
Е. изображается седовласым старцем с длинной бородой, единолично или в сцене мучения; как епископ облачен в подризник, фелонь (иногда крещатую), с омофором, палицей, в епитрахили, с Евангелием в руках. Образ святого представлен гл. обр. в минейных циклах: на миниатюрах рукописей, напр. в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия Солунского (Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 44v, 1327-1340 гг., Фессалоника) - в молении и в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. Q.I.58. Л. 118); в настенных минологиях церквей, напр. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), и Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386),- в мучении (размозжен дубиной), в нартексах церквей Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320), и Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350),- погрудно, свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в рост; в иконописи, напр. на иконе «Минея годовая» (1-я пол. XVI в., Россия, Музей икон в Рекклингхаузене); на листовых гравюрах на каждый месяц года Г. П. Тепчегорского (1722, с развернутым вверх свитком в левой руке) и И. К. Любецкого (1730) - везде в рост.
В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в.- «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота - в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 22 июня о святом сказано: «...старец с широкою бородою, скончался, когда одна женщина поразила его в голову кирпичом» (Ч. 3. § 22). В сводном рус. иконописном подлиннике XVIII в. Е. описан следующим образом: «...подобием сед, власы на главе с ушей кратки, брада долга, аки Власиева (сщмч. Власия Севастийского.- Э. Ш.), ризы святительские зеленые, испод белы, в омофоре с Евангелием» (Филимонов. Иконописный подлинник. 1874. С. 372).