ЕВТРОПИЙ, КЛЕОНИК И ВАСИЛИСК
Том XVII , С. 356-358
опубликовано: 4 февраля 2010г.

ЕВТРОПИЙ, КЛЕОНИК И ВАСИЛИСК

Содержание

[греч. Εὐτρόπιος, Κλεόνικος, Βασιλίσκος] († нач. IV в.), мученики Амасийские (пам. 3 марта, 22 мая), пострадавшие в правление имп. Максимиана. Сведения о святых сохранились в 2 группах греч. агиографических сочинений: в Мученичестве Е. и К. (BHG, N 656-656e) и в различных версиях Мученичества В. (BHG, N 241-241a), к-рое является продолжением первого (В. был осужден и предан смерти почти через 2 месяца после казни Е. и К.). Также существует лат. версия Мученичества В. (BHL, N 1021).

Мученики Евтропий, Клеоник и Василиск. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)Мученики Евтропий, Клеоник и Василиск. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

Согласно Мученичеству братьев Е. и К., они были сослуживцами и родственниками, а В.- племянником вмч. Феодора Тирона (пам. 17 февр.). Схваченные вместе с В., они пребывали в темнице в г. Амасия (ныне Амасья, Турция). В это время туда прибыл новый правитель Асклипиодот, к-рый вызвал на допрос Е., К. и В. После отказа Е. принести жертвы идолам палачи принялись избивать мучеников воловьими жилами. Во время пытки Е., К. и В. явился Спаситель с ангелами и вмч. Феодором Тироном, они утешали их и обещали защиту. Воины и стоящие поблизости люди также видели Спасителя и в страхе просили Асклипиодота прекратить пытки. Тогда правитель велел увести мучеников в темницу и, решив поговорить с Е. наедине (в синаксарном сказании - с К. (SynCP. Col. 504)), пригласил его к себе на обед. Обещая богатства и почести, Асклипиодот предложил Е. публично принести жертвы языческим богам, а в душе оставаться христианином. Е. не согласился, и его отправили в темницу. На следующий день узников привели в языческий храм для поклонения идолам. По молитве Е., К. и В. случилось землетрясение и статуя Артемиды рухнула. Тогда мучеников подвергли новым пыткам: привязав к деревянным кольям, вбитым в землю, их поливали кипящей смолой, к-рая стекала по спинам мучеников, как вода, и обжигала палачей. Затем тела Е., К. и В. строгали железными когтями, а раны поливали горчицей и раствором уксуса с солью. Наконец Асклипиодот повелел распять Е. и К., а В. оставить в тюрьме, чтобы не исполнилось их желание пострадать вместе за Христа. После казни Е. и К. благочестивые жители города, несмотря на запрет наместника, похоронили останки мучеников за городской стеной.

Мученичество В. начинается с сообщения о смерти Асклипиодота и назначении в Амасию нового правителя Агриппы. Пока Агриппа еще не прибыл в город, преследования христиан ненадолго прекратились и В. был отпущен на неск. дней попрощаться с родственниками. В сопровождении стражников он пришел в родную дер. Хумиалы, простился с семьей и близкими и наставил их в христ. вере. Когда Агриппа узнал, что В. отпущен, он разгневался и приказал воинам доставить мученика в цепях и медных сапогах с острыми гвоздями внутри в г. Команы. По пути, в сел. Даки, женщина, по имени Троиана, пригласила воинов, сопровождавших В., в дом отдохнуть и поесть. Они приняли ее предложение, а В. привязали к сухому дереву. По молитве святого сапоги с гвоздями распались, оковы ослабли, а дерево зазеленело и из того места, куда капала кровь с его ног, забил источник. Видевшие это женщина и воины уверовали во Христа. Много др. чудес сотворил В. по дороге в Команы: исцелил расслабленного и прокаженного, изгнал нечистых духов и обратил ко Христу жителей деревень, через к-рые они проходили. Стадо волов пало ниц перед В. В Команах В. был отведен в языческий храм Аполлона, где находился Агриппа. Во время допроса правитель потребовал, чтобы В. принес жертвы богам. Тот сделал вид, что согласился, но вместо этого воззвал к Господу, и началось землетрясение: статуя Аполлона рухнула, а сошедший с неба огонь сжег храм до основания. После этого Агриппа решил, что В.- колдун, и приказал отрубить ему голову, а тело бросить в реку. После казни В. благочестивые жители Коман выкупили у палачей останки мученика и тайно похоронили его. Позже над захоронением В. был возведен храм.

Одна из версий Мученичества В. была записана мч. Евсигнием (пам. 5 авг.), очевидцем его страданий, который сопровождал В. в Команы и подробно описал все чудеса, сотворенные им (BHL, N 1021; ActaSS. Mart. T. 1. P. 237-241).

Праздник в честь В. совершался в его мартирии недалеко от Стровилия (SynCP. Col. 702).

В «Церковной истории» Созомена (Sozom. Hist. eccl. VIII 28), блж. Феодорита Кирского (Theodoret. Hist. eccl. V 34) и в Житии свт. Иоанна Златоуста, написанном Георгием I, патриархом Александрийским (BHG, N 873), упоминается некий мч. Василиск. В то же время в «Диалоге Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, о Житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста» рассказывается о некоем Василиске, еп. Коман и «местном мученике», пострадавшем в Никомидии вместе с Лукианом († 312), пресв. из Вифинии Антиохийской (пам. 15 окт.). Василиск явился во сне Иоанну, когда тот вместе с сопровождавшим его пресвитером остановился на ночлег в мартирии за городской стеной г. Команы, и сообщил, что завтра Иоанн предстанет пред Господом, а пресвитеру приказал подготовить место для погребения. После кончины Иоанн был похоронен в мартирии вместе с Василиском (Palladius. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. P. 67-68). Большинство исследователей видят ошибку в сообщении Палладия относительно епископства Василиска и не отождествляют его с В., пострадавшим с Е. и К. (Janin. P. 1237; Gordini. P. 55-56).

Помимо общего дня празднования 3 мучеников 3 марта память В. отмечается 22 мая.

Ист.: BHG, N 241-241a, 656-656e; BHL, N 1021; ActaSS. Mart. T. 1. P. 235-241; PG. 117. Р. 366, 469 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 503-506 [3 марта], 699-702 [22 мая]; Delehaye H. Les légendes grecques des saints militaires. P., 1909. P. 41-42, 202-213; Lüdtke W. Das Martyrium des Basiliscus // ASPh. 1913/1914. Bd. 35. S. 44-51; Halkin F. Deux Passions inédites des saints Eutrope, Cléonique et Basilisque // AnBoll. 1986. Vol. 104. P. 17-54; Latyšev. Menol. T. 1. P. 174-179; Theodoret. Hist. eccl. P. 336; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 22-23; ЖСв. Март. С. 65-77; Май. С. 644-658.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 62, 152; Т. 3. С. 92, 191-192; Εὐτρόπιος // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1105; Gordini G. D. Cleonico, Eutropio e Basilisco // BiblSS. Vol. 4. P. 54-56; Janin R. Basiliscus (1, 2) // DHGE. T. 6. P. 1237; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 154; Δουκάκης. ΜΣ. Τ. 3. Σ. 29-30.
Т. А. Артюхова, Л. В. Луховицкий

Гимнография

Память Е., К. и В. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 242) без богослужебного последования. В древнейшей сохранившейся редакции Студийского устава - Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г.- память Е., К. и В. отсутствует. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 423) кратко перечисляются основные элементы последования Е., К. и В.: канон авторства Иосифа, 4-го гласа, цикл стихир, седален. Согласно Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 125), в день памяти Е., К. и В. совершается служба с «Аллилуия».

Ранние редакции Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 195 и Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 41) под 3 марта упоминают Е., К. и В. без богослужебных указаний. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) в день памяти Е. содержится указание: «Аллилуия или тропарь», обозначающее возможность выбора между постовой службой с пением «Аллилуия» на утрене и службой с «Бог Господь»; указан общий тропарь мученикам Οἱ μάρτυρές σου Κύριε̇ (   ). Согласно первопечатному рус. Типикону 1610 г., 3 марта совершается служба с «Аллилуия»; последование Е., К. и В. включает канон 1-го гласа, цикл стихир, седален. Начиная с издания 1682 г., в рус. Типиконах под 3 марта появляется указание: «Аллилуия или тропарь» (возможно, это произошло под влиянием греч. Типикона).

Последование Е., К. и В., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает следующие элементы: в рус. Минеях - канон авторства Иосифа, 1-го гласа (греч. оригинал см.: AHG. T. 7. P. 42-51), с акростихом Τριῶν μεγίστων ἆθλα τιμῶ μαρτύρων. ᾿Ιωσήφ (      в слав. Минее имя Иосифа отделено от акростиха), ирмос: Σοῦ ἡ τροπαιοῦχος δεξιὰ̇ (   ), нач.: Ταῖς ὑπερκοσμίοις ἀστραπαῖς (  ); цикл стихир-подобнов; седален. В греч. Минее помещены общий отпустительный тропарь 4-го гласа Οἱ μάρτυρές σου Κύριε̇ (   ); канон авторства Феофана, 4-го гласа, с акростихом Τριῶν ᾿Αθλητῶν συμφρόνων μέλπω πόνους (Трех подвижников единомудренных воспеваю страдания), ирмос: Θαλάσσης τὸ ᾿Ερυθραῖον πέλαγος̇ (   ), нач.: Τῆς θείας φωτοχυσίας λάμψεσι (Божественного светолития сияниями).

По рукописям известны и др. песнопения в честь Е., К. и В., отсутствующие в совр. изданиях богослужебных книг: канон 3-го гласа, без акростиха, ирмос: ῎Αισωμεν τῷ Κυρίῳ̇ (  ), нач.: ῎Αισωμεν τῷ Κυρίῳ τῷ δοξάσαντι τὴν φωτοφόρον σήμερον τῶν ἀθλοφόρων μνήμην (Воспеваем Господу, прославившему днесь светоносную память страстотерпцев), канон имеет 2-ю песнь (AHG. T. 7. P. 31-41; этот же канон указан в рукописной слав. Минее ГИМ. Син. № 172, кон. XIV - нач. XV в.- Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 89); канон авторства Георгия, 4-го гласа, с акростихом ῾Ο νικοποιὸς Χριστὸς αἰνείσθω πόθῳ (Победотворец Христос да воспоется желанно), ирмос: Θαλάσσης τὸ ᾿Ερυθραῖον πέλαγος̇ (   ), нач.: ῾Ο πάντα τὰ καθ᾿ ἡμᾶς ὡς εὔσπλαγχνος (Все то, что с нами, яко милосердный) (Ταμεῖον. Σ. 172); седален (AHG. T. 7. P. 38). В слав. мартовской Минее (РГБ. Троиц. № 541) кон. XVI в., выделяющейся среди сходных рукописей наличием множества дополнительных песнопений, 3 марта помещены 2 самогласна на «Господи, воззвах» и на стиховне утрени, др. седален, светилен.

Память В. также празднуется отдельно от Е. и К. 22 мая. Типикон Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 298) упоминает В. под 22 мая без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. память В. не отмечена, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 166 - Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 64) приводится последование В., содержащее минимальный набор песнопений (канон, цикл стихир, седален). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 456) под 22 мая перечисляются посвященные В. канон авторства Иосифа, 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, цикл стихир, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 153) под 22 мая упоминается только имя В. без богослужебных указаний.

Согласно одной из ранних редакций Иерусалимского устава (Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 153), в день памяти В. совершается служба с «Аллилуия». Первопечатный греч. (Венеция, 1545) и рус. (М., 1610) Типиконы также назначают В. аллилуйную службу. В совр. рус. Типиконе в день памяти В. присутствует указание: «Аллилуия или тропарь», предполагающее возможность выбора между службой с пением «Аллилуия» на утрене и службой с «Бог Господь» и тропарем В. (указан общий тропарь мученику    ), хотя совр. греч. Типикон, а также совр. греч. и рус. Минеи не содержат такого указания.

Последование Е. по совр. греч. и рус. Минеям включает кондак 8-го гласа    (только в слав.); канон, составленный гимнографом Иосифом, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа (указан уже в Евергетидском Типиконе), с акростихом Τὸν παμμέγιστον Βασιλίσκον αἰνέσω (   ), ирмос: ῎Αισμα ἀναπέμψωμεν̇ (  ), нач.: Ταύτην τὴν φαιδράν σου ἐορτην (    ); цикл стихир-подобнов, седален. По рукописям известен др. канон В., составленный гимнографом Георгием, 3-го гласа, без акростиха, ирмос: Τῷ ῥυσαμένῳ τὸν ᾿Ισραήλ̇ (  ), нач.: Τῆς βασιλείας τῶν οὐρανῶν (Царства Небесного) (AHG. T. 9. P. 240-246).

Е. Е. Макаров

Иконография

Е., К. и В. изображаются в соответствии с чином святости как мученики: в хитонах и гиматиях или в воинских одеждах (иногда с таблионом - знаком воинского отличия), в правой руке крест. Е. обычно молодой, с темными волосами и короткой бородой, К. и В. юные, темноволосые, без бороды или с едва проступающей бородой.

Одно из ранних изображений Е., К. и В. представлено в Минологии 2-й четв. XI в. (ГИМ. Син. греч. № 183. Fol. 149r), происходящем из К-поля; в этой же рукописи помещено отдельное изображение Е. (Fol. 202v). Образы 3 мучеников встречаются в минейных циклах в росписи ряда храмов: Успения мон-ря Трескавец, Македония (между 1334 и 1343); Благовещения Пресв. Богородицы монастыря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320); Вознесения в Дечанах, Сербия (1348-1350); св. Апостолов (Св. Спаса) Печской епархии, Косово и Метохия (1561),- везде в мучении; Е. и В. в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в рост. Изображение Е. и В. присутствует, напр., на годовой минее нач. XIX в. (УКМ), Е., К. и В.- на мартовской минее нач. XIX в. (частное собрание, опубл. в кн.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 96, 97, 100).

Е. и В. единолично дважды встречаются в греко-груз. рукописи (РНБ. О.I.58, XV в.) - оглавно в медальоне в цикле «Чины святых» (Л. 57 об.- Е. вверху слева, В.- на том же листе 3-й слева) и в минейной части - в рост (Л. 102 - Е.; Л. 115 - В.). Единоличное изображение В. сохранилось в настенных минологиях: на мозаике ц. вмч. Георгия (Ротонда) в Фессалонике, V в. (под апр.), в росписи наоса кафоликона Осиос Лукас, Греция (XIX в.), нартекса ц. Сорока мучеников в Велико-Тырнове, Болгария (1230), наоса (юж. сторона сев. нефа) ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- сцена усекновения мечом, а также на минейных иконах (напр., минея на май, XVI в., ВГИАХМЗ).

В греческом иконописном подлиннике, в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.), в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» (Ч. 3. § 22), под 3 марта объясняется, что Е. надо писать «кудрявым, с короткой бородою», К.- молодым, «с едва опушившейся бородою». О В. сказано под 23 мая (Там же): «Юный, был усечен мечом». Он упомянут и в разд. «Святые мученики» (Ч. 3. § 10. № 75). Рус. варианты описания иконописных подлинников более пространны. Так, в толковой части (Последование церковного пения и собр. вселетнаго) подлинника сводной редакции (собрание С. Большакова, XVIII в.) под 3 марта говорится, что Е. «подобием рус, аки Моисей Боговидец, риза вохра с белилом, испод лазорь, в правой руке крест, а в левой меч в ножнах». К. здесь указано писать седым, «борода Богословля, риза празелень, испод вохра», однако уточняется, что «в киевских листах напечатан Клеоник млад, аки Георгий, а Василиск аки Козма с брадою». О В. сообщено: «Млад аки Димитрий Селунский, риза бакан, испод лазорь, препоясан ширинкою, с левого плеча спустил под правой локоть, в правой руке крест». В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910), составленном В. Д. Фартусовым, рекомендовано, чтобы одеяние святых соответствовало визант. традиции изображения воинов (латы, короткая туника, плащ) (Фартусов. Руководство. С. 198), к описанию облачения В. добавлено упоминание о «медных сапогах» (Там же. С. 290); допускается изображение святых с хартией в руке.

Лит.: Ерминия ДФ. С. 165, 208, 211; Большаков. Подлинник иконописный. С. 76-77, 100-101; Фартусов. Руководство; SynCP. P. 170; Миjовић. Менолог. С. 172, 190, 255, 256, 279, 294, 299, 387; Евсеева. Афонская книга. С. 220, 305; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 36. Кат. 59; С. 63. Кат. 14; Древности мон-рей Афона в России: Кат. выст. М., 2004. С. 125.
Э. В. Ш.
Рубрики
Ключевые слова
См.также