ЕВФИМИЙ
Том XVII , С. 420-422
опубликовано: 13 апреля 2013г.

ЕВФИМИЙ

Содержание

(Турков Елеазар Иванович; ранее 1524 - после 1.10.1587, Иосифов Волоколамский мон-рь), игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, писатель, книгописец, один из организаторов ведения документации в Волоколамском мон-ре и сохранения письменного наследия прп. Иосифа Волоцкого и его учеников. Отцом Е. был И. И. Турков († 14 нояб. 1524), мать в иночестве носила имя Марина (из дворянского рода Ямских). Е. принадлежал к роду мелких землевладельцев, в кон. XV в. его дед вместе с родственниками получил поместья в Новгородской земле (Новгородские писцовые книги. СПб., 1868. Т. 3. Стб. 106). По-видимому, читать и писать Е. Турков научился до принятия монашества, поскольку известно, что его мать была грамотной.

5 июля 1551 г. Е. Турков принял постриг с именем Евфимий в Волоколамском мон-ре, был отдан в послушание бывш. Новгородскому архиеп. Феодосию, жившему здесь на покое с 1550 г., и находился при нем до кончины последнего в 1563 г. (эти сведения о себе Е. записал в принадлежавшем ему сборнике РГБ. Ф. 113. Вол. № 412. Л. 119). В 1551-1563 гг. Е. участвовал в работе небольшого скриптория, размещавшегося в келье архиеп. Феодосия. В сер. 50-х гг. инок помогал архиеп. Феодосию в переписке Постной Триоди, которую в 1558 г. еп. Нифонт (Кормилицын) дал вкладом в Волоколамский мон-рь (ГИМ. Епарх. № 70(127). Л. 7). Вскоре роль Е. в скриптории стала более серьезной. Монастырская опись сообщает о «соборнике в полдесть», который «архиепископ же при себе собрал от многих книг», между 1 сент. 1562 и 26 февр. 1563 г. этот сборник закончили его ученики - буд. архиеп. Казанский Иеремия и Е. (РГБ. Ф. 113. Вол. № 514. Л. 1). В сборник входят ответы участников Собора 1503 г. вел. кн. Иоанну III Васильевичу, краткая волоколамская редакция «Списания на Иосифа Волоцкого» Вассиана (Патрикеева), переводы прп. Максима Грека и его учеников из Псалтири Толковой, послание прп. Максима митр. Даниилу или Тверскому еп. св. Акакию, сочинения митр. Даниила, отрывок из перевода Д. Герасимовым Псалтири Толковой Бруно Вюрцбургского, хрисовулы афонскому Хиландарскому мон-рю Ангелины (Бранкович) с сыновьями 1496 и 1506 гг. и молдав. господаря Петра Рареша 1533 г. (молдав. хрисовул известен только по данному списку (Фотић А. Света Гора и Хиландар у Османском царству: XV-XVII в. Београд, 2000. С. 204), грамоты изд.: Невоструjев К. Три хрисовуле у Хиландару // ГСУД. 1869. Књ. 25. С. 279-287). Почерк Е.- на листах 1-7 об., 19 об.- 21, 25-30 и др.

В 30-50-х гг. в окружении архиеп. Феодосия составлялся еще один сборник, оконченный Е. в 1562 или 1563 г. Е. написал к сборнику предисловие (в полемическом тоне), в к-ром упоминает каких-то идейных противников, оглавление (Л. 2-3, 4 об.- 7 об.), а также выходную запись, в которой отмечено, что это «писмо самого архиепископа Феодосия бывшаго Великаго Новаграда и Пъскова, последнее руки его благословение, во мнозех болезнех и трудех изнеможе докончати, повеле мне, грешному рабу и ученику своему, последнему чернецу Еуфимию, сие послание духовное дописати духовною любовью» (РНБ. Q.XVII.50. Л. 340 об.; предисловие к сборнику и описание его состава см.: Послания Иосифа Волоцкого / Изд. подгот.: А. А. Зимин и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 109-113). В статьях кодекса затрагиваются проблемы земельной, торговой, таможенной политики, местничества, вотчинного и поместного землевладения, новых слобод, необходимость ведения писцовых книг, меры надзора за ногайскими купцами и послами, вопросы о корчмах и мыте и др. (ПРП. 1956). В келье архиепископа Феодосия также был составлен сборник (ГИМ. Син. № 791), содержащий на листах 95-164 материалы из архива прп. Максима Грека, в т. ч. его перевод «Краткой повести» о падении К-поля Э. С. Пикколомини (впосл. папа Пий II). Эти материалы не были волоколамского происхождения. В сборнике рукой Е. переписаны тексты на листах 1, 59-75, 93 об.- 94, им же сделаны приписки и исправления на листах 77, 77 об., 89, 89 об., 90.

С указанными выше рукописями связан принадлежавший Е. кодекс РГБ. Ф. 113. Вол. № 572, в к-ром на листах 62-62 об. есть почерк Е., а на л. 234 об.- почерк архиеп. Феодосия. Сборник содержит отредактированные Е. произведения, посвященные прп. Иосифу, в частности надгробное слово преподобному Досифея (Топоркова) (Л. 40-61 об.). По мнению Н. П. Попова, в кон. 70-х гг. Е. переработал 2-ю редакцию минейного Жития прп. Иосифа (Попов Н. П. Саввино Житие Иосифа Волоцкого в переделке XVI в. // Библиогр. летопись. 1914. Вып. 1. С. 59-71), а затем написал новое Житие святого, известное по списку РГБ. Ф. 310. Унд. № 324. Однако эта т. зр. в историографии разделяется не всеми (Плигузов. 2002. С. 341). В 1563 г. по благословению своего учителя Е. переписал Часослов (ГИМ. Епарх. № 256). «Исполненный задушевной скорби» рассказ Е. о последних днях архиеп. Феодосия в автографе автора, как установил В. О. Ключевский, сохранился в сб. РГБ. Ф. 113. Вол. № 512. Л. 213. По жанру он представляет собой Житие архиеп. Феодосия (Ключевский. С. 297). В этом же кодексе содержится заметка Е. о взятии рус. войсками Полоцка в февр. 1563 г. К 1569 г. относится написанный книжником некролог мон. Феодосию (Плещееву).

В 60-х гг. Е. стал уставщиком Волоколамского мон-ря, в нач. 70-х гг., по-видимому, исполнял также обязанности казначея (в этой должности он упом. в «изустной памяти» Е. И. Бровцына 1571/72 г.- АФЗХ. Ч. 2. № 356. С. 397). В сент. 1573 г. царь Иоанн IV Васильевич Грозный при поддержке монастырской братии просил Е. стать настоятелем Волоколамской обители, однако Е. отказался. Согласно духовной грамоте Е., царь все же настоял на его назначении. 26 июля 1575 г. митр. Антоний поставил Е. игуменом Иосифова мон-ря вместо Тихона (Хворостинина), хиротонисанного 5 июля во архиепископа Казанского.

К 70-м гг. относятся труды Е. по упорядочению монастырской документации. В 1573 г. вместе с книгохранителем Пафнутием (Рыковым) Е. составил опись книг Волоколамского мон-ря. Даже в старшей своей части она не является повторением описи 1545 г., но существенно отредактирована. Вероятно, основная заслуга в этом принадлежит Пафнутию (Рыкову), однако нельзя отрицать и участия Е., переписавшего оригинал описи (РГБ. Ф. 79. Горский. № 37). По-видимому, будучи уже игуменом, Е. составил «Список старой кормовой», в к-ром соединены синодик и кормовая книга Волоколамского мон-ря (ГИМ. Епарх. № 1(6)), вскоре эту рукопись Е. заменил новым списком (Там же. № 415(675)). На бумажной оклейке внутри верхней крышки переплета пергаменной рукописи Епарх. № 1(6) сохранилась помета: «Се список старои кормовои, держати в церьки по вся дни и на понахидах чести в обычныа, в меньшиа, кормы, а в большиа кормы государьскиа на понахыдах чести по новому списку, по книге игуменьскаго письма Еуфимьева». В этих важных источниках записаны имена и фамилии первых вкладчиков обители, указаны дни их памяти по месяцам. Во время игуменства Е. в новый список кормовой книги делались записи и вставки листов (ГИМ. Епарх. № 415(675). Л. 35-38, 95, 136-137). Е. считается автором особых записных книг с чином поминовения вкладчиков мон-ря и с указанием о кормах, последнюю записную книгу он создал в 1584-1585 гг. (РГБ. Ф. 113. Вол. № 681; РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. № 482). В 1578/79 г. Е. написал монастырский устав - Обиходник (список 1578/79 г.- автограф Е.: ГИМ. Син. № 829). Обиходник содержит сведения о распорядке монастырской жизни, о богослужении, о церемониале приема часто посещавшего обитель царя Иоанна IV Васильевича. В Обиходнике Е. дал хвалебную характеристику отцу царя - вел. кн. Василию III Иоанновичу, о чьей «милостыни... государьския и великого жалования не мочно сказати и не исписати» (Леонид (Краснопевков), еп. Выписка из «Обихода» Волоколамского Иосифова монастыря // ЧОИДР. 1863. Кн. 4. С. 4).

Большой интерес представляют произведения Е., включенные в составленный им в 1575-1587 гг. Канонник: духовная грамота и предсмертная исповедь (черновики с правкой автора), канон на исход души и канон за умершего друга, в виде летописных записей краткие некрологи насельникам Иосифова монастыря за время настоятельства Е., краткий семейный летописец (Е. записал даты своего пострига, кончины архиеп. Феодосия, смерти отца, деда и дяди (РГБ. Ф. 113. Вол. № 412. Л. 30 об., 116-120 и др.)). На внутренней стороне верхней крышки переплета А. А. Зимин нашел предсмертное письмо матери Е. инокини Марины (публ.: Зимин А. А. Рукописи Евфимия (Туркова) и письмо Марины (Турковой) // Лингвист. источниковедение. М., 1963. С. 136-139). Помимо текстов Е. в Канонник вошли неск. канонов, службы преподобным Евфимию Великому, Иосифу Волоцкому.

В 1571 г. Е. дал «по своей душе» вкладом 7 книг, из них 4 - «своего писма». В 1575-1587 гг. он переписал основную часть Псалтири РГБ. Ф. 113. Вол. № 213. Л. 1-481 об., 490 об. Игумен следил за составлением сборников его учениками. В рукописи РГБ. Ф. 113. Вол. № 133, принадлежавшей ученику Е. Левкию (Аишеву), есть помета: «Благословение Евфимия», здесь же имеется автограф Е. Выявлены пометы Е. на рукописи, хранящейся в ГЛМ (№ 204),- на обороте форзацного листа читается его указание: «Сие тетрати по кельям не давати, держати в казне у книгохранителя». В сборнике 20-х гг. XVI в., написанном, по-видимому, в Симоновом Новом в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре (РГБ. Ф. 113. Вол. № 566), на пришитых к основному блоку листах 537-538 также найдены записи Е. (Плигузов. 2002. С. 103). На обороте последнего листа кодекса, имеющего в составе «Собрание некоего старца» (наиболее раннее произведение, излагающее идеи нестяжательства (см. Нестяжатели)), Е. указал, что «сий соборник владыки Леонида Резанского и Муромскаго. Переделан лета 7084, месяца июня, 2 дня» (Л. 538 об.).

Участие Е. в управлении Волоколамским монастырем

Е. играл значительную роль в управлении монастырским хозяйством еще прежде назначения настоятелем. Сохранился ряд грамот монастырских вкладчиков, в к-рых упоминается Е. Во время настоятельства Е. в Волоколамский монастырь поступали многочисленные денежные и земельные пожертвования, игумен проводил последовательную политику по защите земель и льгот обители и подчиненного ей населения. По сообщению Е., 1/3 от всех денежных вкладов в монастырь составили царские пожалования. Зимин подсчитал, что за время правления Иоанна IV Волоколамский монастырь получил от него денежные вклады на сумму 8263,5 р., основную часть (7243,5 р.) царь пожертвовал в обитель тогда, когда ею руководил Е. (в эту сумму не вошли вклады, сделанные царем в Волоколамский монастырь «в память ряда близких к нему лиц... суммы, ежегодно выдававшиеся московской казной в память о волоцких князьях, а с 1563/64 г.- и по Кассиане Босом (7 р. в год)», а также ежегодная милостыня) (Зимин. Крупная феод. вотчина. 1977. С. 123-125). Кроме того, во 2-й пол. XVI в., по подсчетам Вассиана Кошки и Е., Волоколамский мон-рь получил от духовных лиц, от митрополитов до рядовых монахов, пожертвований на сумму ок. 5 тыс. р. (Там же. С. 146).

Многочисленными были земельные пожалования обители во время настоятельства Е. (см. грамоты о земельных вкладах в Волоколамский мон-рь: АФЗХ. Ч. 2. № 362-366. С. 402-407; № 368. С. 410-411; № 372. С. 415-416; № 382. С. 429 и др.). 29 авг. 1578 г. Е. получил от царя Иоанна IV Грозного жалованную тарханную и несудимую грамоту на новые владения обители, а также на села Малечкино, Луковниково, Кузьмодемьянское и др., находившиеся в разных уездах страны, где население, подсудное игумену, освобождалось от большинства гос. налогов и повинностей. 7 янв. 1587 г. эта грамота была подтверждена царем Феодором Иоанновичем (Там же. № 367. С. 407-410). 2 днями ранее Е., несмотря на указ об отмене тарханов, сумел добиться царского подтверждения тарханной и несудимой грамоты Иоанна IV на всю монастырскую вотчину (Там же. № 302. С. 314-323). 29 дек. 1583 г. по челобитью игумена царь приказал организовать перепись во владениях Волоколамского мон-ря в Рузском у., запустевших из-за «поветрея, и гладу, и крымского царя приходу», с целью уменьшения налогового обложения монастырских крестьян (Там же. № 373. С. 416-418).

Очевидно, к нач. 80-х гг. Е. установил отношения с буд. царем, а тогда кравчим Борисом Феодоровичем Годуновым. После реабилитации опальных в 1-й пол. 1584 г. Годунов дал в Волоколамский мон-рь с. Неверово с деревнями и пустошами в Старицком у. «по князе Борисе Давыдовиче по Тулупове, да по его матери княине Анне, да по Федоре, да по Василье по Ивановичех по Умных на вечной поминок и на кормы», казненных в 1575 г. (Там же. № 374, 375. С. 418-419). Ок. 1584/85 г. Е. составил отпись о внесении в синодик имен опальных кн. Тулупова, его матери и братьев Умных (Там же. № 379. С. 424). 28 авг. 1585 г. Е. получил жалованную тарханную грамоту, к-рая освобождала по всей стране товары, купленные для Волоколамского монастыря, от уплаты пошлин. Эту грамоту в обитель «приказывал боярин и конюшей Борис Федорович Годунов». Став царем, он подтвердил ее 12 янв. 1604 г. (Там же. № 380. С. 424-426).

Краткий некролог Е. написан его учеником Левкием (Аишевым) (РГБ. Ф. 113. Вол. № 213. Л. 491).

Соч.: Ключевский. Древнерус. жития. С. 415-416. Примеч. 2; Кунцевич Г. З. Феодосий, архиеп. Новгородский (1451-1563): (Его «Житие») // Über. der Reformierten Kirchenschule für 1899-1900. СПб., 1900. С. 1-14; Демкова Н. С. Духовная грамота волоколамского книжника XVI в. Евфимия Туркова // ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 342-356; Духовная грамота и исповедь Евфимия Туркова / Подгот. текста, пер. и коммент.: Л. А. Ольшевская // БЛДР. СПб., 2005. Т. 13: XVI в. С. 692-717, 839-846.
Ист.: Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в. и упраздненные мон-ри и пустыни в Ярославской епархии. М., 1906. С. 96, 102-112; КЦДР. [Вып.:] Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. СПб., 1991 (по указ.).
Лит.: Опись книг Иосифо-Волоколамского мон-ря 1573 г. // ЧОИДР. 1847. Кн. 7. С. 8-9; Зимин А. А. Из истории собр. рукописных книг Иосифо-Волоколамского мон-ря // Зап. ОР ГБЛ. М., 1977. Вып. 38. С. 15-29; он же. Крупная феод. вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977. С. 123-125, 132. Примеч. 165, 143-146, 153, 277, 308, 310; Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в. // ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 212-215; она же. Евфимий Турков // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 206-208 [Библиогр.]; Клосс Б. М. Нил Сорский и Нил Полев - «списатели книг» // ДРИ: Рукописная книга. М., 1974. Сб. 2. С. 161-162; он же. Максим Грек - переводчик повести Энея Сильвия «взятие Константинополя турками» // ПКНО, 1974. М., 1975. С. 55-61; Чернов С. З. Волок Ламский в XIV - 1-й пол. XVI в.: Структуры землевладения и формирование военно-служилой корпорации. М., 1998. С. 26-27, 85, 89, 135, 176, 190, 213, 232, 240; Плигузов А. И. Полемика в Рус. Церкви 1-й трети XVI ст. М., 2002. С. 74, 78, 198, 298, 314, 354-356, 381, 386.
Б. М. Клосс, А. В. Кузьмин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЛЕВКИЙ (Аишев или Акишев; 2-я пол. XVI в.), игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, книгописец, владелец обширной б-ки
  • ВИТАЛИЙ († между 1607 и 1612), игум., церковный писатель, поэт
  • ДОСИФЕЙ (Топорков (Вощечников); † после 1547), мон.
  • МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский
  • АВКСЕНТИЙ († 1857), игум., настоятель Глинской Рождество-Богородицкой пустыни
  • АВРААМИЙ игум. мон-ря во имя Всемилостивого Спаса, прп.
  • АВРААМИЙ (Палицын Аверкий Иванович; ок. 1550–1626), келарь Троице-Сергиева монастыря, писатель
  • АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых)
  • АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ прп. (пам. 21 авг. и в Соборе Смоленских святых)
  • АВРААМИЙ УГЛИЧСКИЙ († 1611 ?) игум. Угличского Богоявленского муж. мон-ря в нач. XVII в.