ЕГОРОВ
Том XVIII , С. 31-32
опубликовано: 22 мая 2013г.

ЕГОРОВ

А. А. Егоров. Фотография. Нач. 50-х гг. XX в. (РГАЛИ)А. А. Егоров. Фотография. Нач. 50-х гг. XX в. (РГАЛИ) Александр Александрович (19.04.1887, С.-Петербург - 25.05. 1959, Ленинград), композитор, хоровой дирижер, педагог. Происходил из муз. семьи, его отец был певчим Придворной певческой капеллы. Здесь же Е. занимался (окончил в 1907) специальной теорией музыки у А. К. Лядова, Н. А. Соколова, фортепиано у А. И. Полетики (экстерном), хоровым дирижированием у Е. С. Азеева, Н. С. Кленовского. В 1912 г. окончил С.-Петербургскую консерваторию по композиции у Лядова со званием свободного художника.

С 1907 г. преподавал хоровое пение и музыкально-теоретические предметы в городских уч-щах С.-Петербурга. В 1914-1918 гг. был учителем пения в Могилёвской жен. гимназии. С 1918 г. в Гомеле заведовал муз. секцией губ. отдела народного образования, в 1919 г. организовал там же Народную консерваторию (ныне муз. уч-ще). Вел теоретические предметы, хоровое пение, создавал муз. студии для рабочих. С 1920 г. преподавал музыкально-теоретические предметы в Петроградской (впосл. Ленинградской) консерватории, с 1923 г. в должности доцента, с 1935 г.- профессора. С 1938 г. работал с хором студентов инструкторско-хорового фак-та (в наст. время дирижерский), в 1938-1951 гг. заведовал кафедрой хороведения, в 1946-1951 гг. был деканом дирижерско-хорового фак-та. Одновременно в 1920-1923 гг. работал на военных курсах Петроградского военного округа, в Военно-инженерной академии, в 1924-1931 гг. руководил самодеятельными хорами Балтийского завода, клубов «Союза металлистов», «Электроник». В 1927-1935 гг. преподавал музыкально-теоретические предметы в Ленинградской академической капелле. Член жюри всесоюзных конкурсов: пианистов (1937), дирижеров (1938). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946).

Еще в молодые годы Е. проявил себя как композитор, опирающийся на классическое наследие и в то же время способный развивать певч. традиции. Незаурядное дарование Е. было замечено современниками, к-рые отмечали солидные музыкальные достоинства его ранних сочинений, их мелодическое и гармоническое соответствие поэтическим текстам. Впосл. хоровой стиль Е. совершенствовался благодаря тесным творческим контактам в 20-30-х гг. с Ленинградской академической капеллой.

Е. оставил большое количество сочинений: более 100 хоровых и инструментальных, 107 обработок народных песен, ок. 60 переложений для хора, более 40 романсов и мелодекламаций.

Духовно-муз. сочинения Е., в основном миниатюры, написаны для разных составов голосов: «Единородный Сыне», «Тебе поем», «Отче наш», «Достойно есть», «Свете тихий» для смешанного хора большого состава (до 8 голосов); «Приидите, поклонимся», «Господи спаси благочестивыя» и Трисвятое для смешанного хора малого состава; «Разбойника благоразумнаго» (трио), «Душе моя», «Милость мира» для муж. хора (3- и 5-голосного); «Тебе поем» для жен. хора (4-голосного).

В произведениях Е. при плавной мелодике песенно-романсового склада присутствуют древняя ритмическая раскованность и протяженность, благодаря чему возможно избежать квадратности мелодических построений, имеются длительные слоговые распевы, голосовые педали-исоны, речитация.

Гармонический язык характеризуется терпкими звукосочетаниями, минорными красками трезвучий вместо ожидаемых мажорных, натурладовыми оборотами, уменьшенными и увеличенными трезвучиями, септаккордами, нонаккордами, органично включенными в звуковую ткань. Фактура прозрачна и разнообразна: гомофонно-гармонический склад перемежается с развернутой имитационной полифонией, подголосочным развитием, противопоставлениями высоких и низких голосовых партий, общим унисоном хора. Диапазон весьма широкий. Динамика контрастная. Среди исполнительских приемов выделяются «аркообразные» динамические построения, филирование. Сочинения Е. для большого состава трудны для исполнения, доступны только высокопрофессиональным хорам. Проч. церковные миниатюры несложны.

Сочинения Е. были исполнены в духовном концерте Придворной певческой капеллы 19 дек. 1913 г. в С.-Петербурге (Известия и заметки // ХРД. 1913. № 1. С. 13).

Нек-рые произведения известны по анонсам в печати, но не найдены, напр. «Христос воскресе» для жен. хора (см.: Новые книги и муз. соч. // ХРД. 1911. № 9. С. 280).

Арх.: РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 16. Ед. хр. 214.
Соч.: Арх.: РГАЛИ. Ф. 2077. Оп. 3. Ед. хр. 43: Методика хорового исполнения. Б. г. Ркп.; Этюды для курса техники дирижирования: Ркп. 1947; Сб. ст. по вопросам художественного пения и техники дирижирования. Б. г. Ркп.; Хоровая хрестоматия. 1948. Ркп.; Пособие по практическому изучению гармонического сольфеджио. 1948. Ркп.
Изд.: Основы хорового письма. Л.; М., 1939; Теория и практика работы с хором. Л.; М., 1951; Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин. Л., 1958; Гордость рус. муз. культуры: [Об А. К. Лядове] // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Л., 1962. С. 73-74.
Муз. соч.: «Единородный Сыне», «Тебе поем», «Отче наш»: Для смеш. хора; «Разбойника благоразумнаго»: Трио; «Душе моя»: Для муж. хора // Духовно-муз. соч. М.; Лпц.[: Юргенсон], 1910; «Достойно есть», «Свете тихий»: Для смеш. хора; «Тебе поем» [№ 1]: Для жен. хора // Там же. 1912; «Ныне отпущаеши» [№ 1], «Милость мира... Тебе поем» [№ 1]: Для смеш. хора; «Господи, спаси благочестивыя... Святый Боже»: Для баса соло и муж. хора // Там же. 1913; «Благослови, душе моя, Господа» (на всенощном бдении), «Господь воцарися» (прокимен), «Ныне отпущаеши [№ 2], «От юности моея», «Во царствии Твоем», Херувимская [№ 2], Херувимская [№ 3], «Милость мира» [№ 3] и «Тебе поем» [№ 2] // Там же. Б. м., [1917]; «Христос воскресе»: Для жен. или детского хора // ХРД. Нотное прилож. СПб., 1911; «Милосердия двери»: Для муж. хора // Там же. 1912. № 8. С. 178; «Памяти Отечественной войны»: Для 3-голосного жен. хора. СПб., б. г.; Кантата к 300-летию Дома Романовых: Для смеш. и жен. хоров. СПб., 1912; «Богородице Дево», «Господи, спаси благочестивыя... Святый Боже»; «Милосердия двери»: Для муж. хора; То же: Для смеш. хора; «Приидите, поклонимся», Песнопения из венчания, «Свете тихий» [№ 2], Сугубая ектения, «Тебе поем» [№ 2], «Хвалите имя Господне», «Христос воскресе», «Милость мира... Тебе поем» [№ 2] // Собр. духовно-муз. соч. СПб.[: Аккорд], 1914; «Молитва» / Слова М. Ю. Лермонтова. СПб., 1914; «Приидите, поклонимся» [№ 2], «Господи, спаси благочестивыя» и Трисвятое [№ 2] // Сб. духовно-муз. песнопений из произведений совр. авторов / Изд.: П. М. Киреев. Пг.[: Самообразование], 1916. Вып. 14: На литургии. № 5, 6; «Ныне отпущаеши» [№ 2] // Там же. Вып. 15: Из всенощного бдения. № 7; Часы на Св. Пасху / Изд.: П. М. Киреев. Пг.[: Самообразование], 1917.
Лит.: Х. Г. Новые книги и муз. сочинения // ХРД. 1910. № 1. С. 110-111; Юбилейные хоры к 300-летию Дома Романовых // Там же. 1912. № 11. С. 211-212; Ивакин М. Рус. хоровая литература. М., 1965. С. 183-188; Романовский Н. В. Хоровой словарь. Л., 1968. С. 87. М., 20004. С. 63-64; Дмитревская К. Н. А. А. Егоров // Рус. сов. хоровая музыка. М., 1974. Вып. 1. С. 71-86; Левандо П. П. Проблемы хороведения. Л., 1974. С. 13, 22, 27, 32, 34; Елисеева-Шмидт Э., Елисеева В. Сов. хоровые дирижеры: Справ. М., 1986. С. 6.
Т. М. Зацепина
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог
  • БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836 - 1910), русский композитор, глава новой рус. школы - "Могучей кучки"
  • ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель
  • ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (1880 - 1938), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог
  • ЕВГЕНЬЕВ Андрей Иванович (1833 - 1890), педагог по вокалу, хоровой дирижер, композитор
  • ИВАНОВ Федор Алексеевич (сер. 50-х гг. XIX в. - 1920), регент, хоровой дирижер, содержатель духовно-певч. капеллы, композитор, преподаватель пения
  • ИВАНОВ-РАДКЕВИЧ Павел Иосифович (1878 - 1942), духовный композитор, педагог, хоровой дирижер
  • АГРЕНЕВЫ-СЛАВЯНСКИЕ деятели русской музыкальной культуры