ЕГОРОВ
Том XVIII , С. 32-35
опубликовано: 23 мая 2013г.

ЕГОРОВ

Содержание

Егор Егорович (1862, Москва - 15.12.1917, там же), купец 2-й гильдии, деятель московской Преображенской общины старообрядцев-федосеевцев, собиратель древнерус. икон, рукописных и старопечатных книг, предметов богослужебной утвари. Из семьи потомственных старообрядцев, происходивших из г. Рыбинска Ярославской губ. Дед Е. Константин Егорович открыл в Москве торговлю продовольственными товарами, затем трактир в Охотном ряду. В 1825 г. он был записан в купеческое сословие, вскоре стал видным деятелем федосеевской общины на Преображенском кладбище. В сер. XIX в. за активную старообрядческую деятельность был сослан в Пензу, где и умер. Его дело унаследовал сын Егор Константинович, к-рый также играл важную роль в жизни Преображенской общины. В сер. XIX в. он женился на Феодоре Косичкиной, происходившей из московской старообрядческой семьи, у супругов родились дети: Е., Екатерина и Елизавета.

После смерти отца в 1887 г. Е. унаследовал дело, но через год продал его московскому купцу С. С. Уткину и посвятил себя коллекционированию памятников древнерус. и старообрядческой истории и культуры, желая сохранить их для старообрядцев. Во 2-й пол. XIX в., после запрещения в 1856 г. старообрядческого богослужения, среди последователей «старой веры» активизировалось собирательство икон и книг «дониконовского» времени, оно имело главной целью устройство тайных моленных. Такая моленная с книгами и утварью, собранными дедом и отцом Е., существовала и в доме Егоровых в Салтыковском пер. (ныне Дмитровский пер., д. 3). Е. тратил на коллекционирование значительные суммы, был знатоком рус. церковной старины, в его б-ке, насчитывавшей ок. 30 тыс. изданий, большое место занимали справочники, каталоги и альбомы по древнерус. искусству и палеографии.

Е., как и его дед и отец, принимал участие в старообрядческой жизни, к-рая активизировалась в России после издания манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» (1905) и указа «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (1906), легализовавших старообрядческие орг-ции. В 1907 г. была зарегистрирована московская федосеевская община Преображенского кладбища, членом к-рой являлся Е.; в качестве представителя прихожан он принимал участие в заседаниях совета общины, был одним из крупных благотворителей Преображенского богаделенного дома. В 1900-1917 гг. присутствовал на съездах беспоповцев, на собраниях старообрядцев в Москве, в Казани, в с. Воскресенском Саратовской губ. и др. Е. имел авторитет знатока Свящ. Писания, истории Церкви и старообрядчества, древнерус. и старообрядческой книжности и иконописи.

Е. отказывался от поступавших ему предложений о продаже своего собрания или его частей (такие предложения поступали от А. В. Морозова, Н. А. Бугрова и Д. В. Сироткина, Российского Исторического музея (с 1921 ГИМ), Русского музея в Петрограде, от общины Рогожского кладбища в Москве и др.), желая, чтобы оно стало собственностью Преображенской общины. Коллекционер неохотно допускал исследователей к собранию, при его жизни с принадлежавшими ему рукописями могли ознакомиться лишь С. А. Белокуров, Г. П. Георгиевский, В. Г. Дружинин, Н. П. Лихачёв. Переговоры Е. с советом Преображенской общины о перевозе коллекций на Преображенское кладбище велись на протяжении 10-х гг. XX в., окончательное решение должно было быть принято весной 1918 г. (коллекции предполагалось разместить в здании больницы Преображенского кладбища). 15 дек. 1917 г. Е. был убит грабителями в домашней моленной. Похоронен на Преображенском кладбище, могила сохранилась.

Коллекции Е. были взяты под охрану советской властью. Большую роль в их поступлении в Гос. Румянцевский музей (в 1925-1992 ГБЛ, ныне РГБ) сыграл зав. отд-нием рукописей и старопечатных книг музея Георгиевский. 19 дек. 1917 г. он обратился к и. о. наркома имуществ П. П. Малиновскому, возглавлявшему Комиссию по охране памятников старины и художественных сокровищ при Моссовете, с просьбой принять срочные меры для охраны имущества Е. 28 дек. 1917 г. Малиновский выдал мандат на прием научного и художественного имущества Е. на временное хранение в Румянцевский музей. В янв. 1918 г. были подготовлены «охранительные» описи собрания Е. В Румянцевский музей была вывезена большая часть рукописей, а также часть икон, предметов мелкой пластики и кириллических книг, оставшаяся часть коллекции должна была временно храниться в доме Е. Вскоре на основании декрета СНК РСФСР, по которому все завещания в пользу религ. общин были аннулированы, а дальние родственники лишены права наследования, коллекция Е. была национализирована и объявлена гос. достоянием. 3 марта 1919 г. руководство Румянцевского музея обратилось в Моссовет с просьбой о передаче их музею «в полную собственность», ходатайство было удовлетворено. В февр. 1921 г. в музей были перевезены остававшиеся в доме Е. рукописи, старопечатные книги и б-ка. В 1923 г. иконы и предметы мелкой пластики из собрания Е. были переданы Историческому музею, в Румянцевском музее осталось 66 икон «для сравнительного изучения рукописных миниатюр и иконописных изображений». Впосл. часть икон из ГИМ и иконы из ГБЛ перешли в Третьяковскую галерею. После образования в ГБЛ отдела редких книг ему были переданы кириллические книги из коллекции Е., к 1979 г. в его фондах хранилось более 500 изданий кириллической печати XV-XVIII вв., в т. ч. 349 московских, 70 белорус. (гл. обр. старообрядческих) и более 100 укр. изданий из собрания Е. (часть книг собрания была передана в б-ку Новосибирского ун-та, дублеты попали в др. б-ки страны). Рукописи и архив Е. в наст. время составляют фонд № 98 ОР РГБ.

Собрание славяно-русских рукописей

«Памятник нижегородской печати 1613 г.» (РГБ. МК. № 6467. Л. 213)«Памятник нижегородской печати 1613 г.» (РГБ. МК. № 6467. Л. 213) Е. включало более 2 тыс. книг сер. XIV - нач. XX в. и было одной из крупнейших частных коллекций в стране. Отличительными чертами собрания являются широкий хронологический диапазон, различные по содержанию книги, значительное число ранних, редких и лицевых рукописей. Ок. половины собрания составляют рукописи сер. XIV-XVII в., из них более 150 имеют точную датировку. Мн. тексты представлены неск. списками разного времени.

Ок. 100 рукописей Е. унаследовал от деда и отца. Основную часть собрания он приобрел у московских и с.-петербургских антикваров, на Нижегородской ярмарке, у старообрядцев Москвы, С.-Петербурга, Поволжья. Коллекционер заказывал рукописи профессиональным переписчикам, в частности И. Г. Блинову, выполнившему в 10-х гг. XX в. для Е. экземпляр «Слова о полку Игореве». Рукопись написана стилизованным уставом и украшена великолепными миниатюрами. В составе собрания Е. были рукописные книги, происходившие как из частных б-к (еп. Амфилохия (Сергиевского-Казанцева), А. И. Егорова, Е. С. Егорова, И. Д. Першина, Н. П. Никифорова, кн. Д. М. Голицына и др.), так и из монастырских собраний (Ниловой Столобенской в честь Богоявления мужской пустыни, Антониева Сийского, Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы, Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы, Корнилиева Комельского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Коневского Рождественского, Межигорского в честь Преображения Господня, Ферапонтова Мартинианова Белозерского в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мон-рей, Троице-Сергиевой лавры и др.) и из б-к приходских церквей. Ряд кодексов восходит к б-кам мон-рей Путна и Бисерикани (в румынской Молдове), молдав. обителей, список Пандектов прп. Никона Черногорца (главы 31-63, сер. XIV в.) происходит из б-ки болг. мон-ря Зограф на Афоне.

Ок. четверти собрания составляют книги Свящ. Писания, творения отцов Церкви и богослужебные рукописи, датируемые преимущественно XVI-XVII вв. Среди них велика доля певч. рукописей крюковой нотации XVII-XX вв. (ок. 100). Наиболее ранними являются Апостол-апракос 2-й пол. XIV в. рус. извода (РГБ. Ф. 98. № 18) и Евангелие-апракос кон. XIV - нач. XV в. рус. извода (Там же. № 108). Др. значительную часть коллекции составляют рукописи патристического, богословско-учительного, аскетического, полемического содержания, памятники древнерус. оригинальной и переводной лит-ры. В этой группе выделяется новгородское Учительное Евангелие 2-й четв. XVI в., украшенное миниатюрами, инициалами и заставками работавших позднее (после 1548) в Кремле мастеров. Из царской мастерской, несомненно, происходит и т. н. Егоровский сборник, содержащий 330 великолепных миниатюр (Там же. № 1844), сборник имеет тесную связь с Лицевым летописным сводом, создававшимся кремлевскими мастерами в Александровой слободе после переезда туда царя. В числе древнейших книг этой группы - Лествица прп. Иоанна Лествичника серб. извода кон. XIV (?) - нач. XV в. (Там же. № 380). Особо ценным является список 30-х гг. XV в. «Памяти и похвалы князю Владимиру» Иакова Мниха, в к-ром отразились черты древнейшего рус. летописания XI в. В собрании много Житий рус. и южнослав. святых, а также сказаний об иконах Божией Матери в разновременных списках.

Среди старообрядческих сочинений, большей частью написанных в поморском согласии, присутствуют 2 первоначальных, поданных властям экземпляра «Поморских ответов», подписанных 9 представителями Выголексинского общежительства во главе с Даниилом Викулиным, а также большое число списков этого сочинения XVIII-XIX вв. Неск. списками представлен и др. важный старообрядческий памятник - «Дьяконовы ответы». Коллекция включает старообрядческие сочинения исторического (в т. ч. значительное число списков «Истории о зачале Выговской пустыни» И. Ф. Филиппова, «Истории об отцах и страдальцах соловецких» и «Винограда Российского» Семена Денисова (см. Денисовы)), житийного, эсхатологического содержания, полемические произведения, в т. ч. труды учителей старообрядчества.

Круг рукописей исторического содержания, не связанных со старообрядческой традицией, невелик. Это гл. обр. хронографические и летописные тексты XV-XIX вв., наиболее значительное место среди них принадлежит рус. хронографам различных редакций в списках XVI-XVII вв. Особую ценность имеет лицевой Хронограф рус. редакции 1512 г. в списке кон. XVI в., содержащий свыше тысячи красочных миниатюр (Там же. № 292). Эту рукопись можно рассматривать как подражание Лицевому летописному своду. Количество рукописей научного и учебного характера также невелико: неск. «Алфавитов» XVII в., учебные пособия по риторике и философии XVI-XVIII вв., сочинения грамматического содержания в составе сборников XVI-XVII вв., руководства по иконописанию в списках XVII-XIX вв., лечебники XVII-XIX вв., неск. списков космографий разных редакций XVI-XIX вв.

В собрании имеется немалое число списков визант. и древнерус. церковно-канонических и юридических памятников: Кормчей книги, Номоканона, «Русской Правды», Стоглава, Соборного уложения 1649 г. и др. Представляет интерес Кормчая нетрадиц. редакции, составленная и написанная Нифонтом (Кормилицыным) в 30-х гг. XVI в. «по гранем, а не по Соборам» (Там же. № 156). Необычность композиции этого труда стала причиной критики со стороны митрополитов Даниила, затем св. Макария, о чем сообщает запись игум. Нифонта.

В фонде № 98 находятся материалы из архива коллекционера (архив полностью не сохр.): каталоги икон и предметов церковной утвари, рукописных и печатных кириллических книг, гектографов, книг гражданской печати, журналов и газет, находившихся в собственности Е., 2 тетради с перечнем 76 икон, принадлежавших Е. и находившихся у сестер собирателя Е. Е. Дубровой и Е. Е. Меньшовой. В архиве сохранились записи Е. о старообрядческой жизни, преимущественно Преображенской общины, в 1906-1917 гг., копии протоколов старообрядческих съездов, копии переписки Е., завещания Е. и др.

В собрании кириллических книг

Е. было представлено большинство изданий, напечатанных на Московском Печатном дворе в XVI-XVII вв., имелись также издания литов., белорус. и укр. типографий XVI-XVIII вв. с преобладанием киевских. Значительное место в собрании занимали богослужебные книги, изданные в старообрядческих типографиях в кон. XVIII - нач. XIX в. в посаде Клинцы Черниговской губ. Мн. книги имеют вкладные и запродажные записи (Евангелия московской печати 1637 и 1644 гг. сохранились в окладах).

Особо ценным в коллекции является «Памятник нижегородской печати 1613 г.» - 1-е рус. печатное публицистическое произведение светского характера (посвящено Смутному времени), известное в единственном экземпляре. Его автор - Н. Ф. Фофанов, ранее работавший на Московском Печатном дворе, между 5 янв. и 17 дек. 1613 г. устроил типографию в Н. Новгороде. «Памятник...» представляет собой тетрадь из 6 листов, приплетенную к Евангелию Учительному, напечатанному в Вильно в типографии В. М. Гарабурды ок. 1582 г. (РГБ. Музей книги. № 6467).

Собрание икон и предметов мелкой пластики

В основу коллекции легли иконы, доставшиеся Е. от деда и отца. Собрание было пополнено благодаря покупкам у антикваров на ярмарках в Н. Новгороде и в др. поволжских городах. Собрание Е. включало иконы московской, новгородской и строгановской школ, образы афонского письма. Коллекция насчитывала ок. 1,2 тыс. живописных произведений и свыше 60 резных каменных и медных икон, крестов и др. предметов мелкой церковной пластики. Среди наиболее интересных произведений - икона Преображения Господня московской школы, имевшая «рублевскую легенду» и датированная условно 1425 г.; икона Нерукотворного образа Спасителя «Мокрая брада» 1-й пол. XVI в. московской школы; Иерусалимская икона Божией Матери XV в. московской школы; Корсунская икона Божией Матери (Ярославская оплечная) со святыми на полях новгородской школы 2-й пол. XVI в., а также образы московского письма 1-й четв. XVI в.: равноап. кн. Владимира и князей Бориса и Глеба с житием на полях; 2-сторонняя таблетка новгородской школы кон. XV - нач. XVI в. с изображением Страстей Христовых; деисусный чин, вероятно афонской школы XV в.; 2-сторонняя таблетка московской школы с изображением праздников триодного цикла и др. В собрании Е. имелся приписываемый Истоме Гордееву 3-створчатый складень строгановского письма нач. XVII в. (сохр. средник и левая часть) - своего рода походная церковь. Наиболее древние каменные иконы в коллекции Е. датируются XIII-XV вв. В собрании также были представлены предметы лицевого шитья.

Арх.: Дело о б-ке Е. Е. Егорова, 1917-1921 гг. // РГБ. Дело ф. № 98; Георгиевский Г. П. Описание рукописных книг собр. Е. Е. Егорова [ок. 1945-1948 гг.] // РГБ. Ф. 217. Карт. 8. № 39.
Ист.: Барсов Е. В. Федосеевцы и старопоморцы на Всерос. соборе // Моск. листок. 1908. 12 нояб.; [Трушин И. А.] «А было это так...»: Рассказывает ветеран моск. милиции // На боевом посту: Газ. 1957. 29 нояб.
Лит.: Лавров П. А. Палеографическое обозрение кирилловского письма. Пг., 1915. № 7. С. 158-159. (ЭСФ; Вып. 4. Ч. 1); Зёрнова А. С. Памятник Нижегородской печати 1613 г. // Сб. Публичной б-ки СССР им. В. И. Ленина. М., 1928. Вып. 1. С. 57-98; Георгиевский Г. П. Рус. миниатюра XVI в. // Владимиров М. [Алпатов М. В.], Георгиевский Г. П. Древнерус. миниатюра. М., 1933. С. 37-40; Державина О. А. Списки «Сказания» Авраамия Палицына, хранящиеся в ОР ГБЛ // Зап. ОР ГБЛ. 1952. Вып. 14. С. 51, 76-77; Рогов А. И. Сведения о небольших собраниях слав.-рус. рукописей в СССР. М., 1962. С. 261-262; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2 (по указ.); Щапов Я. Н. Новый список Новгородского устава кн. Святослава Ольговича (из собр. Е. Е. Егорова) // Зап. ОР ГБЛ. 1963. Вып. 26. С. 395-398; Сметанина С. И. Записи XVI-XVII вв. на рукописях собр. Е. Е. Егорова // АЕ за 1963 г. М., 1964. С. 358-396; Антонова В. И. Древнерус. искусство в собр. П. Корина. М., [1966]. С. 68-76, 88-89; Шеломанова Н. Б. Предварительный список слав.-рус. рукописей XI-XIV вв., хранящихся в СССР // АЕ за 1965 г. М., 1966. С. 225. № 648; С. 226. № 676; С. 227. № 678; С. 259. № 1306; С. 261. № 1333; Зимин А. А. Из истории собр. рукописных книг Иосифо-Волоколамского мон-ря // Зап. Ор ГБЛ. 1977. Вып. 38. С. 19-20; Клосс Б. М. Царская книгописная мастерская времени Ивана Грозного // Конф. по истории средневек. письменности и книги: Тез. докл. Ереван, 1977. С. 39-40; Неволин Ю. А. Три лицевые рукописи XVI в., оформленные кремлевским мастером - знатоком и интерпретатором западноевроп. гравюры // Там же. С. 67-68; он же. Новое о кремлевских художниках-миниатюристах XVI в. и о составе б-ки Ивана Грозного // СА. 1982. № 1. С. 68-70; Книги кирилловской печати XV-XVIII вв.: Кат. / Сост.: А. А. Гусева. М., 1979. С. 5, 18, 21. (Книжные сокровища ГБЛ; 1); Шашков А. Т. Максим Грек и идеологич. борьба в России во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в.: Подделка и ее разоблачение // ТОДРЛ. 1979. Т. 33. С. 85-87; Иванов Е. П. Меткое моск. слово. М., 1982. С. 84, 96, 100; Линьков А. П. Дело жизни Е. Егорова // Альманах библиофила. М., 1982. Вып. 12. С. 167-168; Клосс Б. М., Корецкий В. И. Рукописи из б-ки кн. Голицыных в собр. ГБЛ СССР // Зап. ОР ГБЛ. 1983. Вып. 44. С. 159-160; Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика из камня: XI-XV вв. М., 1983. С. 69, 77, 84, 86, 97, 108, 118-119, 137; Предварительный список слав.-рус. рукописных книг XV в., хранящихся в СССР / Сост.: А. А. Турилов. М., 1986 (по указ.); Рыков Ю. Д. Собр. Е. Е. Егорова // Рукописные собр. ГБЛ: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2 [Библиогр.: С. 84] (по указ.); он же. Меженина - неизвестный дьяк вел. княгини 2-й пол. XV в. и судьба книги Пандекты Никона Чудотворца с записями этого дьяка // Исслед. по истории средневек. Руси: Сб. ст. М.; СПб., 2006. С. 434-458; он же. Утраченный и вновь обретенный Солодовниковский список «Истины показания» инока Зиновия Отенского: (Ист.-археогр. заметки) // От Средневековья к Новому времени: Сб. ст. М., 2006. С. 175-177; Калугин В. В. «Указ о художестве книжного переплета» по спискам из собр. Е. Е. Егорова и Ф. А. Каликина // Зап. ОР ГБЛ. 1987. Вып. 46. С. 82-83, 91; он же. «Житие Мефодия, архиеп. Моравского» в Егоровском сб. // Архив РИ. 2007. Вып. 8. С. 602-612; Анисимова Т. В. О трех малоизвестных списках Хроники Георгия Амартола из собр. Е. Е. Егорова (XV-XVI вв.) // Опыты по источниковедению: [Сб. ст.]. СПб., 1999. Вып. 2. С. 19-51; СКСРК, XIV. Вып. 1. № 39. С. 141-142; № 381. С. 549-550 [Библиогр.: С. 142, 550]; Богданова С. Еще раз о среднеболг. рукописи Егор. 18 // Slavia Orthodoxa: Език и култура: Сб. в чест на Р. Павлова. София, 2003. С. 44-52; Семячко С. А. К истории сборников XVII в.: (Старчество, Цветник священноинока Дорофея, Крины сельные) // ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 238-243; Викторов В. В. Список Жития Василия Нового сер. XV в. из собр. Е. Е. Егорова НИОР РГБ // Румянцевские чт.: Мат-лы междунар. конф. М., 2004. С. 37-41; Усачёв А. С. Сб. житий из собр. Е. Е. Егорова № 32: Время и место создания // Там же. 2006. С. 276-281.
Ю. Д. Рыков
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВАТОПЕД во имя Благовещения Пресв. Богородицы общежительный муж. мон-рь на Афоне
  • ДРУЖИНИН Василий Григорьевич (1859 - 1936), историк, исследователь старообрядчества, археограф, палеограф, собиратель древнерус. и старообрядческих рукописей и икон
  • ЗАВОЛОКО Иван Никифорович (1897 - 1984), деятель федосеевского согласия, историк старообрядчества
  • МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович (1744-1817), гр., обер-прокурор Святейшего Синода, гос. деятель, археограф, коллекционер, издатель
  • АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором
  • БАЗИЛЕВСКИЙ Александр Петрович (1829-1899), собиратель христ. памятников иск-ва
  • БАРСОВ Елпидифор Васильевич (1836-1917), исследователь древнерус. и старообр. лит-ры, археограф, собиратель
  • БАРЩЕВСКИЙ [Борщевский] Иван Федорович; 1851-1948, худож.-фотограф, историк древнерус. искусства и культуры
  • БАХРУШИНЫ семья рус. купцов и промышленников, известная своей благотворительностью
  • БЕКЕТОВ Платон Петрович (1761-1836), издатель, литератор, коллекционер, историк
  • БОББИО аббатство, город, с XI в. еп-ство в Сев. Италии
  • БОЛЬШАКОВ Сергей Тихонович – см. Большаков Тихон Федорович