(† после 1478, с. Сума, ныне Сумский Посад Беломорского р-на Республики Карелии), прп. (пам. 14 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Сумский, Соловецкий. Сведения о Е. содержатся в «Чуде о некоем черньци Елесеи имянем» в Первоначальной редакции Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. «Чудо…» входит в состав 18 посмертных чудес преподобных Зосимы и Савватия, описанных соловецким игум. Вассианом между 1514 и 1527 гг. В «Чуде...» рассказывается о том, как Е., мон. Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря, перед кончиной был пострижен в схиму благодаря чудесной помощи прп. Зосимы († 1478). Соловецкие монахи Даниил, Е., Савватий (от его имени ведется повествование), Филарет и с ними миряне собирались по повелению игумена ловить рыбу у порога Золотец на р. Выг. Когда рыболовы чинили ветхие сети, Даниил предсказал Е. скорую смерть: «Ктому убо не имаши рыб ловити, се бо ти смерть приближися». От этих слов объяла Е. «великая скорбь», потому что он не успел принять «великаго образа аггелскаго» - схимы. Поскольку рядом не было иеромонаха, по совету собратий Е. сам возложил на себя схиму. На следующее утро Е. не оказалось среди монастырских рыболовов. После недолгих поисков его нашли, и святой рассказал, что ночью его утащили бесы, сорвавшие с него схимнический покров. «От бесовских тех рук» Е. избавил прп. Зосима. Изнемогающего от болезни Е. братия положила в карбас, спустились вниз по р. Выг и добрались до монастырского пристанища у впадения р. Вирмы в Белое м. Путешествию иноков препятствовали стремительное течение р. Выг и сильная буря на море, но Е. укреплял монахов, напоминая о помощи прп. Зосимы. После мн. испытаний рыболовы достигли с. Сума на Онежской губе Белого м., где находилось подворье Соловецкого мон-ря и жил священник. Не успев принять схиму, Е. умер, но после молитв иноков, обращенных к прп. Зосиме, ожил и был пострижен в великую схиму. После Причащения Св. Таин Е. «пакы успе о Господе». Тело его было погребено за алтарем ц. свт. Николая в Суме.
26 февр. 1666 г. Новгородский митр. Питирим (впосл. патриарх Московский и всея Руси) отправил в Соловецкий мон-рь грамоту, в к-рой повелел «досмотреть» гроб, появившийся из земли 27 сент. 1665 г. в Суме близ ц. свт. Николая, установить, кто в нем погребен и не совершались ли от останков чудотворения (РНБ. Солов. № 20/1479. Л. 259-260; см.: Панченко. 2001. С. 474). Царский стольник А. С. Хитрово после дознания установил, что в гробу покоились останки инока, чудотворений от них не было. В 1668 г. по приказу Хитрово над гробом была поставлена небольшая часовня рядом с Никольской ц. Вскоре у гробницы стали совершаться чудотворения. Их описанию посвящено «Сказание о чудесах и явлениях преподобного отца Сумского, нового чудотворца», созданное, вероятно, между 1701 и 1710 гг. и известное в одном списке кон. XVIII в. (РНБ. Собр. Колобова. № 207; в ркп. также содержится «Чудо о некоем черньци Елесеи имянем» из Жития преподобных Зосимы и Савватия). «Сказание…» состоит из 6 рассказов об исцелении разных лиц по молитвам, обращенным к не названному по имени «новому Сумскому чудотворцу»; первые 5 чудес датируются 1668-1670 гг., 6-е чудо - 1704 г. По мнению О. В. Панченко, открывшего и опубликовавшего этот памятник, первоначальный текст «Сказания…» был составлен в офиц. кругах в период осады Соловецкого мон-ря в 1667-1676 гг. (см. Соловецкое восстание 1667-1676 гг.): в 4-м чуде соловецкие насельники названы «замятежниками». Инициатором записи текста был сумский таможенный голова Фаддей Панфилов. В подзаголовке отмечено, что «Сказание…» «списано со старых столпцов», т. е. первоначально имело форму делопроизводственного документа. Возможно, «Сказание…» о чудотворениях в послушном властям Сумском остроге должно было свидетельствовать о Божией помощи тем, кто пытались покорить мятежный Соловецкий мон-рь. В свою очередь мятежные соловецкие монахи в письме царю Алексею Михайловичу от 23 февр. 1668 г. также ссылались на чудеса в Сумском остроге: «Многие ныне у нас явныя чюдотворения от Пречистыя Богородицы и угодников Ея, преподобных отец наших, во обители нашей, в Помории, в Сумском остроге и в Анзерской пустыни яве содеваются» (Панченко. 2001. С. 475). В 1710 г., при соловецком архим. Фирсе, по указу архиеп. Холмогорского Рафаила была сделана 2-я попытка идентифицировать мощи Сумского чудотворца (Соловецкий патерик. 1991. С. 40), по-видимому, в ходе этого дознания святой был отождествлен с Е. В том же году над могилой поставили новую деревянную раку с изображением Е. на верхней доске (Клишко. 1930. С. 103), впосл. вместо часовни над св. мощами Е. возвели деревянный Никольский храм, св. мощи покоились под алтарем. (Между сведениями «Сказания...» о чудотворениях безымянного Сумского святого и рассказом из Жития преподобных Зосимы и Савватия о Е. есть противоречие: в «Сказании...» сообщается о явлении святого «в священнических одеждах», однако, согласно Житию преподобных Зосимы и Савватия, Е. не имел священного сана.) Архиеп. Сергий (Спасский) поместил Е. среди местночтимых рус. святых, Е. Е. Голубинский - в список почитаемых усопших.
21 июля 1929 г. мощи Е. были вскрыты и переданы КГКМ в Петрозаводске (в музее хранится описание мощей святого - Опись довоенных поступлений. № 59. Л. 2 об.). 26 июня 1990 г. святыня была возвращена Церкви и помещена в Крестовоздвиженском соборе Петрозаводска. Ежегодно в день памяти Е. (14/27 июня, приурочен ко дню памяти прор. Елисея) из Крестовоздвиженского собора после Божественной литургии совершается праздничный крестный ход с мощами Е. Святому написан акафист (Петрозаводск, 2004). 9 нояб. 2005 г. в Сумском Посаде был установлен крест на месте буд. храма во имя Е. Записываются совр. свидетельства о чудесах, совершающихся по молитвам, обращенным к святому, у его мощей (Петрова С. Ради детей // Труд: Газ. 2003. 23 июля). Канонизация Е. подтверждена внесением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которому было возобновлено в 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова), в Собор Соловецких святых, учрежденный в 1993 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, и в Собор Карельских святых, новое празднование к-рому 21 мая установлено по благословению Патриарха Алексия II в 2004 г.
Сохранилась икона Е. кон. XVIII - нач. XIX в. (КГКМ. № 44564; 31,4×26,8 см, из довоенных поступлений), где он представлен в рост, прямолично, в монашеских одеждах и куколе, вверху в облаках - Спаситель. Ведомость 1855 г. ц. во имя свт. Николая Чудотворца Сумского прихода сообщает, что «в Сумском посаде… есть часовня во имя преподобнаго Елисея Сумскаго чудотворца. Она существует с 1668 года и первоначально устроена была по распоряжению царского стольника Александра Севастиановича Хитрова, местоположением она находится под правым клиросом церкви святителя Николая. В этой часовне под тем самым местом, где погребен преподобный Елисей Сумский Чудотворец, устроена приличная гробница и существует оная с означеннаго же времени. Украшением сия часовня весьма достаточна» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 670. Л. 3-3 об.). В Соловецком патерике указано, что «над могилой поставлена новая деревянная рака с изображением на верхней доске лика Преподобнаго» (Соловецкий патерик. СПб., 1873. М., 1991р. С. 40).
Как сподвижник прп. Зосимы Соловецкого Е. неоднократно изображен на миниатюрах из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких кон. XVI - нач. XVII в. из б-ки И. А. Вахромеева (ГИМ. Вахром. № 71). Здесь представлены такие сюжеты: «Известие о скорой смерти инока Елисея», «Возложение схимы на прп. Елисея», «Прп. Зосима ограждает прп. Елисея от бесов», «Путешествие иноков с больным прп. Елисеем», «Преставление и чудесное воскрешение прп. Елисея» и др. Е. изображен без нимба, в коричневой мантии и черном клобуке или в схиме с красными крестами и в куколе, с небольшой бородой. Аналогичные миниатюры встречаются в иллюстрированном Сказании о преподобных Зосиме и Савватии Соловецких 1623 г., написанном по заказу Александра (Булатникова) для Соловецкого мон-ря (РНБ. Солов. № 556/175), а также в рукописи «Сад спасения» 1711 г. (ГММК. Инв. № Кн.-215; до 1922 - в ризнице Соловецкого мон-ря).
В ранних изданиях Соловецкого патерика (СПб., 1873. М., 18952) статья о Е. не содержит изображения святого. Цветная литография была заказана в качестве иллюстрации к следующему изданию патерика в типографии Веферс в С.-Петербурге; на нижнем поле подпись: «Дозволено С. П. Б. Духовной ценз. 15-го Апреля 1898 г.». Образец для печати, очевидно, был выполнен в живописной палате Соловецкого мон-ря. Е. изображен в мантии и куколе, в рост, вполоборота влево, на фоне морского пейзажа с лодкой, десницей указывает на одноглавую часовню (Соловецкий патерик. СПб., 1906). В 1904 г. в Одессе были отпечатаны бумажные иконы святого.
В 1929 г. после вскрытия мощей Е. 4 иконы с его изображением были переданы вместе с мощами в КГКМ. В наст. время местонахождение икон неизвестно. В описи музея за 1937 г. сохранилось описание одной из них: «Икона святого Елисея Сумского, холст, краски. Работа русская 4-й четверти XVIII столетия. На холсте изображен Елисей Сумский стоящий. Руки сложены на груди, правая с четками выше левой, в левой руке свиток. Монашеская мантия, головное одеяние, подрясник и епитрахиль серебряные набивные. На епитрахили изображен вверху 8-конечный крест с копьем и тростью по бокам... В конце епитрахили изображены 3 ступени с пальмовыми листьями на них. Фон иконы (1/3 длины) - темно-зеленый, изображающий лес, остальные 2/3 покрашены бронзой. Вверху над головой изображение Иисуса Христа в цветном одеянии в лучах солнца, на облаках... Преобладают цвета: темно-коричневый, темно-зеленый, золотистые. С левой стороны ризы внизу вытиснуты 2 цифры - «84» и «1846». Размеры: 61,2×87,8 см» (КГКМ-59-9/900, см.: КГКМ. Оп. довоенных поступлений. Список № 59. Л. 2). Судя по клеймам, оклад к иконе был изготовлен в 1846 г.
Иконы Е. кон. XX - нач. XXI в. находятся в Крестовоздвиженском соборе Петрозаводска (над ракой с мощами преподобного), в ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Беломорске, в ц. Покрова Пресв. Богородицы в Сумском Посаде, в храме Кондопоги и в др. церквах Петрозаводской и Карельской епархии. Е. изображен на совр. иконе «Собор Карельских святых» в соборе блгв. вел. кн. Александра Невского в Петрозаводске (Правосл. Карелия: Изд. посвящ. 15-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии. Петрозаводск, 2005. С. 2) - в 1-м ряду, в куколе, с раскрытой ладонью десницы и крестом в левой руке; также на иконах «Собор Соловецких святых», напр. в 2005 г. из ц. во имя вмч. Георгия Победоносца в Яндове в Москве (подворье Соловецкого мон-ря).