ЕЛИСЕЙ
Том XVIII , С. 408-410
опубликовано: 31 мая 2011г.

ЕЛИСЕЙ

Содержание

Прп. Елисей Сумский. Икона. Кон. XX в. (Крестовоздвиженский собор, Петрозаводск)Прп. Елисей Сумский. Икона. Кон. XX в. (Крестовоздвиженский собор, Петрозаводск)(† после 1478, с. Сума, ныне Сумский Посад Беломорского р-на Республики Карелии), прп. (пам. 14 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Сумский, Соловецкий. Сведения о Е. содержатся в «Чуде о некоем черньци Елесеи имянем» в Первоначальной редакции Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. «Чудо…» входит в состав 18 посмертных чудес преподобных Зосимы и Савватия, описанных соловецким игум. Вассианом между 1514 и 1527 гг. В «Чуде...» рассказывается о том, как Е., мон. Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря, перед кончиной был пострижен в схиму благодаря чудесной помощи прп. Зосимы († 1478). Соловецкие монахи Даниил, Е., Савватий (от его имени ведется повествование), Филарет и с ними миряне собирались по повелению игумена ловить рыбу у порога Золотец на р. Выг. Когда рыболовы чинили ветхие сети, Даниил предсказал Е. скорую смерть: «Ктому убо не имаши рыб ловити, се бо ти смерть приближися». От этих слов объяла Е. «великая скорбь», потому что он не успел принять «великаго образа аггелскаго» - схимы. Поскольку рядом не было иеромонаха, по совету собратий Е. сам возложил на себя схиму. На следующее утро Е. не оказалось среди монастырских рыболовов. После недолгих поисков его нашли, и святой рассказал, что ночью его утащили бесы, сорвавшие с него схимнический покров. «От бесовских тех рук» Е. избавил прп. Зосима. Изнемогающего от болезни Е. братия положила в карбас, спустились вниз по р. Выг и добрались до монастырского пристанища у впадения р. Вирмы в Белое м. Путешествию иноков препятствовали стремительное течение р. Выг и сильная буря на море, но Е. укреплял монахов, напоминая о помощи прп. Зосимы. После мн. испытаний рыболовы достигли с. Сума на Онежской губе Белого м., где находилось подворье Соловецкого мон-ря и жил священник. Не успев принять схиму, Е. умер, но после молитв иноков, обращенных к прп. Зосиме, ожил и был пострижен в великую схиму. После Причащения Св. Таин Е. «пакы успе о Господе». Тело его было погребено за алтарем ц. свт. Николая в Суме.

Почитание

Прп. Зосима ограждает прп. Елисея от бесов. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. № 71. Л. 96)Прп. Зосима ограждает прп. Елисея от бесов. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. № 71. Л. 96)26 февр. 1666 г. Новгородский митр. Питирим (впосл. патриарх Московский и всея Руси) отправил в Соловецкий мон-рь грамоту, в к-рой повелел «досмотреть» гроб, появившийся из земли 27 сент. 1665 г. в Суме близ ц. свт. Николая, установить, кто в нем погребен и не совершались ли от останков чудотворения (РНБ. Солов. № 20/1479. Л. 259-260; см.: Панченко. 2001. С. 474). Царский стольник А. С. Хитрово после дознания установил, что в гробу покоились останки инока, чудотворений от них не было. В 1668 г. по приказу Хитрово над гробом была поставлена небольшая часовня рядом с Никольской ц. Вскоре у гробницы стали совершаться чудотворения. Их описанию посвящено «Сказание о чудесах и явлениях преподобного отца Сумского, нового чудотворца», созданное, вероятно, между 1701 и 1710 гг. и известное в одном списке кон. XVIII в. (РНБ. Собр. Колобова. № 207; в ркп. также содержится «Чудо о некоем черньци Елесеи имянем» из Жития преподобных Зосимы и Савватия). «Сказание…» состоит из 6 рассказов об исцелении разных лиц по молитвам, обращенным к не названному по имени «новому Сумскому чудотворцу»; первые 5 чудес датируются 1668-1670 гг., 6-е чудо - 1704 г. По мнению О. В. Панченко, открывшего и опубликовавшего этот памятник, первоначальный текст «Сказания…» был составлен в офиц. кругах в период осады Соловецкого мон-ря в 1667-1676 гг. (см. Соловецкое восстание 1667-1676 гг.): в 4-м чуде соловецкие насельники названы «замятежниками». Инициатором записи текста был сумский таможенный голова Фаддей Панфилов. В подзаголовке отмечено, что «Сказание…» «списано со старых столпцов», т. е. первоначально имело форму делопроизводственного документа. Возможно, «Сказание…» о чудотворениях в послушном властям Сумском остроге должно было свидетельствовать о Божией помощи тем, кто пытались покорить мятежный Соловецкий мон-рь. В свою очередь мятежные соловецкие монахи в письме царю Алексею Михайловичу от 23 февр. 1668 г. также ссылались на чудеса в Сумском остроге: «Многие ныне у нас явныя чюдотворения от Пречистыя Богородицы и угодников Ея, преподобных отец наших, во обители нашей, в Помории, в Сумском остроге и в Анзерской пустыни яве содеваются» (Панченко. 2001. С. 475). В 1710 г., при соловецком архим. Фирсе, по указу архиеп. Холмогорского Рафаила была сделана 2-я попытка идентифицировать мощи Сумского чудотворца (Соловецкий патерик. 1991. С. 40), по-видимому, в ходе этого дознания святой был отождествлен с Е. В том же году над могилой поставили новую деревянную раку с изображением Е. на верхней доске (Клишко. 1930. С. 103), впосл. вместо часовни над св. мощами Е. возвели деревянный Никольский храм, св. мощи покоились под алтарем. (Между сведениями «Сказания...» о чудотворениях безымянного Сумского святого и рассказом из Жития преподобных Зосимы и Савватия о Е. есть противоречие: в «Сказании...» сообщается о явлении святого «в священнических одеждах», однако, согласно Житию преподобных Зосимы и Савватия, Е. не имел священного сана.) Архиеп. Сергий (Спасский) поместил Е. среди местночтимых рус. святых, Е. Е. Голубинский - в список почитаемых усопших.

Рака с мощами прп. Елисея Сумского (Крестовоздвиженский собор, Петрозаводск)Рака с мощами прп. Елисея Сумского (Крестовоздвиженский собор, Петрозаводск)

21 июля 1929 г. мощи Е. были вскрыты и переданы КГКМ в Петрозаводске (в музее хранится описание мощей святого - Опись довоенных поступлений. № 59. Л. 2 об.). 26 июня 1990 г. святыня была возвращена Церкви и помещена в Крестовоздвиженском соборе Петрозаводска. Ежегодно в день памяти Е. (14/27 июня, приурочен ко дню памяти прор. Елисея) из Крестовоздвиженского собора после Божественной литургии совершается праздничный крестный ход с мощами Е. Святому написан акафист (Петрозаводск, 2004). 9 нояб. 2005 г. в Сумском Посаде был установлен крест на месте буд. храма во имя Е. Записываются совр. свидетельства о чудесах, совершающихся по молитвам, обращенным к святому, у его мощей (Петрова С. Ради детей // Труд: Газ. 2003. 23 июля). Канонизация Е. подтверждена внесением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которому было возобновлено в 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова), в Собор Соловецких святых, учрежденный в 1993 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, и в Собор Карельских святых, новое празднование к-рому 21 мая установлено по благословению Патриарха Алексия II в 2004 г.

Ист.: Клишко В. Вскрытие «мощей» Елисея Сумского // Карелия: Ежег. Карельского гос. музея за 1928 г. Петрозаводск, 1930. Т. 1. С. 103-107; он же. Карельские «чудотворцы». Петрозаводск, 1932. С. 8-21; Соловецкий патерик. М., 1991р. С. 37-40; Минеева С. В. Рукописная традиция Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, XVI-XVIII вв. М., 2001. Т. 2. С. 69-71; Панченко О. В. «Сказание о чудесах и явлениях прп. отца, Сумского нового чудотворца» // КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 473-482; БЛДР. 2005. Т. 13. С. 112-114.
Лит.: Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление... преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших... и ист. сведения о церковном их почитании. СПб., 1900. С. 36-37, 109; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 21; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 180; Голубинский. Канонизация святых. С. 324-325; Дмитриева Р. П. Вассиан, игум. Соловецкого мон-ря // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 118-119; Олонецкая епархия: Страницы истории. Петрозаводск, 2001. С. 122; Буланин Д. М. Чудеса Сумского нового чудотворца // СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 260-261 [Библиогр.]; Православная Карелия. Петрозаводск, 2005. С. 2, 52, 54; Ромодановская Е. К. «Святой из гробницы»: О нек-рых особенностях сибирской и севернорус. агиографии // Рус. агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 143-145, 147-148, 150; Святые Новгородской земли, X-XVIII вв. Вел. Новгород, 2006. Т. 1. С. 674-677.
А. В. Пигин

Иконография

Сохранилась икона Е. кон. XVIII - нач. XIX в. (КГКМ. № 44564; 31,4×26,8 см, из довоенных поступлений), где он представлен в рост, прямолично, в монашеских одеждах и куколе, вверху в облаках - Спаситель. Ведомость 1855 г. ц. во имя свт. Николая Чудотворца Сумского прихода сообщает, что «в Сумском посаде… есть часовня во имя преподобнаго Елисея Сумскаго чудотворца. Она существует с 1668 года и первоначально устроена была по распоряжению царского стольника Александра Севастиановича Хитрова, местоположением она находится под правым клиросом церкви святителя Николая. В этой часовне под тем самым местом, где погребен преподобный Елисей Сумский Чудотворец, устроена приличная гробница и существует оная с означеннаго же времени. Украшением сия часовня весьма достаточна» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 670. Л. 3-3 об.). В Соловецком патерике указано, что «над могилой поставлена новая деревянная рака с изображением на верхней доске лика Преподобнаго» (Соловецкий патерик. СПб., 1873. М., 1991р. С. 40).

Преставление и чудесное воскрешение прп. Елисея. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. № 71. Л. 99)Преставление и чудесное воскрешение прп. Елисея. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. № 71. Л. 99)

Как сподвижник прп. Зосимы Соловецкого Е. неоднократно изображен на миниатюрах из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких кон. XVI - нач. XVII в. из б-ки И. А. Вахромеева (ГИМ. Вахром. № 71). Здесь представлены такие сюжеты: «Известие о скорой смерти инока Елисея», «Возложение схимы на прп. Елисея», «Прп. Зосима ограждает прп. Елисея от бесов», «Путешествие иноков с больным прп. Елисеем», «Преставление и чудесное воскрешение прп. Елисея» и др. Е. изображен без нимба, в коричневой мантии и черном клобуке или в схиме с красными крестами и в куколе, с небольшой бородой. Аналогичные миниатюры встречаются в иллюстрированном Сказании о преподобных Зосиме и Савватии Соловецких 1623 г., написанном по заказу Александра (Булатникова) для Соловецкого мон-ря (РНБ. Солов. № 556/175), а также в рукописи «Сад спасения» 1711 г. (ГММК. Инв. № Кн.-215; до 1922 - в ризнице Соловецкого мон-ря).

Прп. Елисей Сумский. Фрагмент иконы «Собор Соловецких святых». 2005 г. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Яндове в Москве)Прп. Елисей Сумский. Фрагмент иконы «Собор Соловецких святых». 2005 г. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Яндове в Москве)

В ранних изданиях Соловецкого патерика (СПб., 1873. М., 18952) статья о Е. не содержит изображения святого. Цветная литография была заказана в качестве иллюстрации к следующему изданию патерика в типографии Веферс в С.-Петербурге; на нижнем поле подпись: «Дозволено С. П. Б. Духовной ценз. 15-го Апреля 1898 г.». Образец для печати, очевидно, был выполнен в живописной палате Соловецкого мон-ря. Е. изображен в мантии и куколе, в рост, вполоборота влево, на фоне морского пейзажа с лодкой, десницей указывает на одноглавую часовню (Соловецкий патерик. СПб., 1906). В 1904 г. в Одессе были отпечатаны бумажные иконы святого.

В 1929 г. после вскрытия мощей Е. 4 иконы с его изображением были переданы вместе с мощами в КГКМ. В наст. время местонахождение икон неизвестно. В описи музея за 1937 г. сохранилось описание одной из них: «Икона святого Елисея Сумского, холст, краски. Работа русская 4-й четверти XVIII столетия. На холсте изображен Елисей Сумский стоящий. Руки сложены на груди, правая с четками выше левой, в левой руке свиток. Монашеская мантия, головное одеяние, подрясник и епитрахиль серебряные набивные. На епитрахили изображен вверху 8-конечный крест с копьем и тростью по бокам... В конце епитрахили изображены 3 ступени с пальмовыми листьями на них. Фон иконы (1/3 длины) - темно-зеленый, изображающий лес, остальные 2/3 покрашены бронзой. Вверху над головой изображение Иисуса Христа в цветном одеянии в лучах солнца, на облаках... Преобладают цвета: темно-коричневый, темно-зеленый, золотистые. С левой стороны ризы внизу вытиснуты 2 цифры - «84» и «1846». Размеры: 61,2×87,8 см» (КГКМ-59-9/900, см.: КГКМ. Оп. довоенных поступлений. Список № 59. Л. 2). Судя по клеймам, оклад к иконе был изготовлен в 1846 г.

Иконы Е. кон. XX - нач. XXI в. находятся в Крестовоздвиженском соборе Петрозаводска (над ракой с мощами преподобного), в ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Беломорске, в ц. Покрова Пресв. Богородицы в Сумском Посаде, в храме Кондопоги и в др. церквах Петрозаводской и Карельской епархии. Е. изображен на совр. иконе «Собор Карельских святых» в соборе блгв. вел. кн. Александра Невского в Петрозаводске (Правосл. Карелия: Изд. посвящ. 15-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии. Петрозаводск, 2005. С. 2) - в 1-м ряду, в куколе, с раскрытой ладонью десницы и крестом в левой руке; также на иконах «Собор Соловецких святых», напр. в 2005 г. из ц. во имя вмч. Георгия Победоносца в Яндове в Москве (подворье Соловецкого мон-ря).

Лит.: Повесть о Зосиме и Савватии: Факс. воспроизв. М., 1986. Л. 94 об.- 99 об. С. 133-134; Соловецкий ПЦК / Изд. Соловецкой обители. 2000. Вкл. между с. 116 и 117; Соловецкий мон-рь: Кн.-альбом / ГММК. М., 2000.
Т. М. Кольцова, А. В. Пигин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
  • ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
  • ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий
  • ВАССИАН И ИОНА ПЕРТОМИНСКИЕ († 1566 или июнь 1561), преподобные (пам. 12 июня, 5 июня, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
  • ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый
  • ДАМИАН (Диомид Иерофеевич, в схиме Диодор; между 1586 и 1593-1633), прп. (пам. 27 нояб., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
  • ЗОСИМА И САВВАТИЙ Соловецкие († 17.04.1478) и († 27.09.1434 или 1435), преподобные (пам. 17 апр. (З.), 27 сент. (С.), 8 авг.- 1-е и 2-е перенесения мощей, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • КИРИЛЛ (1285-1367 (XV-XVI вв.?)), Челмогорский, Каргопольский, прп. (пам. 8 дек., 3 июня - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?)), прп. , Мурманский (Муромский), Олонецкий (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
  • АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
  • АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVв. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)
  • АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • АФАНАСИЙ ОСТРОВСКИЙ († после 1533), прп. (пам. 30 авг., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
  • ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ВАСИЛИЙ (2-я пол. XV в.), инок, прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
  • ЕФРЕМ (Евстафий; † 1486), прп. (пам. 26 сент., 16 мая, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых)