(род. ранее 1332, Ростов?), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Радонежский, иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря, родственник и ученик прп. Сергия Радонежского. Единственным источником сведений о Е. является Житие прп. Сергия, написанное Епифанием Премудрым ок. 1418-1419 гг. Житие не содержит точных дат, поэтому факты биографии Е. восстанавливаются благодаря косвенным сведениям. Согласно Житию, в нач. 30-х гг. XIV в. (по-видимому, после голода 1332) в Московское великое княжество из Ростова переселилась большая группа его жителей, в т. ч. «болярин» Кирилл и его дядя, отец Е. Анисим, переехавший в Радонеж вместе с тысяцким Протасием. В Житии отмечено, что мн. переселенцы прибыли с «родом си» из Ростова, откуда Анисим, не указано. В числе переселенцев имя Е. не фигурирует, поэтому можно предположить, что Анисим переехал один, а сын его остался в Ростове и оказался в Троице-Сергиевом мон-ре позднее, после того как в обители поселился его отец. Житие упоминает отца Е. в числе первых 12 насельников Троице-Сергиева мон-ря, собравшихся на Маковце до поставления в 1354 г. прп. Сергия в игумены. При этом агиограф поясняет, что входивший в их число Анисим «бе диакон, диаконов отець Иелесеа глаголемаго» (Клосс. 1998. С. 321). По сведениям архим. Леонида (Кавелина), Е. был похоронен под монастырским Троицким собором (Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142-143).
В «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.) Е. наряду со своим отцом Анисимом и Иаковом Якутой назван учеником прп. Сергия (С. 79). В данном сочинении отразилась поздняя агиографическая традиция, сложившаяся в Троице-Сергиевом мон-ре к нач. XVIII в. В древнейших списках рода прп. Сергия в пергаменных синодиках Троице-Сергиева мон-ря посл. трети XVI в. Е. не упоминается (РГБ. Ф. 304/1. № 40. Л. 7; № 42. Л. 4). Его имя не встречается в списке учеников прп. Сергия, ранняя редакция которого отразилась в пергаменном синодике киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря нач. XVII в. (Там же. № 43. Л. 12). Имя Е. отсутствует и в синодике патриаршего Новинского Введенского Богородицкого мон-ря в Москве, переписанного в 1645/46 г., хотя имя его отца Анисима здесь записано дважды (Там же. Ф. 173/4. Л. 40). По сообщению архим. Леонида (Кавелина), в кон. XIX в. Е. почитался местно (Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142). Канонизация Е. подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, учрежденный в 1964 г. по инициативе архиеп. Ярославского и Ростовского Никодима (Ротова), и в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено 10 июля 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена.
Описание внешнего облика Е. встречается в тексте иконописного подлинника кон. XVIII в. в отдельном перечне учеников прп. Сергия Радонежского без указания дня памяти: «Сед, брада поменше и уже Николиной, ризы преподобническия» (БАН. Строг. № 66. Л. 156). В рукописи 20-х гг. XIX в. под 14 июня он уподобляется своему учителю: «Брада поменши Сергиевы, власы с ушей, риза преподобническая» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 169 об., см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 107). В составе композиции Собора Радонежских святых Е. представлен в нижнем ряду 2-м справа, между преподобными Михеем Радонежским и Максимом Греком, на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Святой Троице» кон. XVII в., написанной в мастерской Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ, см.: Прп. Сергий Радонежский в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Кат. выст. [М.], 1992. С. 97. Кат. 14. Ил. 18). Он изображен вполоборота влево, в красноватой рясе, коричневой мантии и зеленом парамане, с куколем на плечах, с волнистыми волосами и седоватой бородой средней величины, правая рука на груди, левая в молении; вверху на окладе гравированная надпись: «Прп(д)бны елисеи».
В XIX в. в храмах Троице-Сергиевой лавры образ Е. вводился в монументальный ряд изображений Радонежских чудотворцев. Так, его полуфигура, в мантии и голубой епитрахили, со сложенными крестообразно на груди руками с четками, с седой округлой бородой и ниспадающими на плечи прядями волос, помещена в стенописи ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842?, поновления - 1871, 1947). В живописной манере выполнен также ростовой образ Е. (руки с четками на груди, длинные волосы на прямой пробор) вместе с прп. Иоанникием Радонежским на оконном откосе сев. стены трапезной части ц. прп. Сергия Радонежского (1883, поновления - XX в.).