Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛОРЕТО
Т. 41, С. 465-468 опубликовано: 7 августа 2020г.


ЛОРЕТО

Дом Божией Матери
Дом Божией Матери

Дом Божией Матери
Город в восточной части Центр. Италии, в пров. Анкона, в обл. Марке, место почитания Дома Божией Матери (или Св. Дома, итал. Santa Casa) и Ее чудотворного образа. Дом Божией Матери представляет собой маленькую (9,52×4,1 м) каменную церковь, или капеллу, находящуюся внутри большого церковного здания (Basilica della Santa Casa), имеющего статус папской базилики.

Капелла почитается как Дом Пресв. Богородицы из Назарета, в котором Она получила Благовестие и где возрастал Христос. Она не раз становилась объектом исследований, нацеленных на доказательство ее аутентичности палестинскому зданию или хотя бы подтверждающих происхождение ее камней из Палестины. По принятой в наст. время в Л. версии, к-рая предлагается паломникам в качестве основной, в нижней части стен Дома Божией Матери находятся камни из Назарета. На стенах капеллы в верхних частях сохранились фрагменты росписи 2-й пол. XIV в.

Расцвет почитания лоретской святыни приходится на 2-ю пол. XV в. С этого времени в Л. начались строительные и художественные работы, продолжавшиеся вплоть до XX в. В разные периоды для работ приглашали известных художников и архитекторов, но непрекращавшиеся паломничества отодвигали художественные задачи на 2-й план. Наибольшее значение в художественном отношении представляет мраморная облицовка Дома Божией Матери (XVI в.), так что святыня оказалась заключенной в роскошный ковчег-реликварий. Его наружные стены покрыты мрамором и украшены скульптурами пророков и сивилл, барельефами со сценами из земной жизни Пресв. Богородицы, с историей перенесения Дома. Архитектурный замысел мраморного сооружения принадлежит архит. Донато Браманте и восходит к 1510 г.; он был реализован неск. скульпторами XVI в., наиболее известный из к-рый Андреа Сансовино создал барельефы на сюжеты «Благовещение» и «Поклонение пастухов».

Базилика Дома Божией Матери. Ок. 1470 г.
Базилика Дома Божией Матери. Ок. 1470 г.

Базилика Дома Божией Матери. Ок. 1470 г.

Сама базилика в Л. представляет памятник одновременно готической, ренессансной и барочной архитектуры. Ее строительство началось ок. 1470 г. и продолжалось в XVII в. В работе над проектом принимал участие Браманте. Купол базилики был возведен в 1499-1500 гг. архит. Джулиано да Сангалло.

В кон. XVI в. на алтарной стене базилики разместили лат. надпись, к-рая гласит, что посетитель может узреть в базилике Св. Дом, перенесенный ангелами из Палестины в 1291 г., сначала остановившийся в Иллирике, затем перенесенный в рощу вблизи Реканати и, наконец, в Л. в 1295 г.

Лоретская легенда, сообщающая о чуде появления в Италии Дома Божией Матери, а также необычный характер самой реликвии вызывали неоднозначную реакцию. Напр., скептическое отношение к чуду отмечено уже во 2-й пол. XV в. среди католиков. Споры о достоверности Лоретской легенды и о подлинности Дома Божией Матери отражены во внушительной историографии, которая обобщена в работе Л. Скараффии (Scaraffia. 1998. Cap. 3). Большая часть последних изданий носит в основном апологетический, но отчасти научный характер. Эти работы, подготовленные, в частности, хранителями лоретского святилища и архива в Л. отцами Ф. Гримальди и Дж. Сантарелли, содержат ссылки на документы и снабжены библиографией.

Ранний наиболее надежный источник, упоминающий о Богородичной святыне в Л.,- документ, известный по судебному процессу 1315 г. В нем сообщается, что в нач. XIV в. в Л. была церковь, в к-рой находился чтимый (судя по перечисленным богатым украшениям) образ Божией Матери с Младенцем. Позднейшее свидетельство (булла папы Павла II (1470), дарующая индульгенции паломникам, к-рые делали вклады в строительство базилики и Дома в Л.) упоминает находившуюся в церкви чудотворную икону, помещенную там ангелами. По мнению ряда историков (Дж. Кракко, М. Баччи, М. Сенси), в XIV - 1-й пол. XV в. почитался не Дом Божией Матери, а Ее чудесно явленная икона. Можно предполагать, что в преданиях, предшествовавших периоду письменных фиксаций, нашло отражение типичное для легенд об основании церкви или мон-ря событие: чудесное обнаружение образа в лесу и/или на дереве.

Скульптурный декор Дома Божией Матери. XVI в.
Скульптурный декор Дома Божией Матери. XVI в.

Скульптурный декор Дома Божией Матери. XVI в.

На рубеже XIX и XX вв. появилось объяснение Лоретского чуда в позитивистском духе. В наст. время оно принимается как наиболее отвечающее благочестивой традиции. Так, перенесение Дома Божией Матери ангелами предлагается понимать как исторический эпизод перевоза камней из храма в Назарете в Италию человеком по фамилии Ангел (в народной памяти фамилия трансформировалась в образы ангелов). Эта версия о чуде опирается на известный по копии XIX в. некий древний документ в досье Chartularium culisanense (досье датируется 2-й пол. XVI в., не сохр.), подвергнутый справедливой критике Кракко (Cracco. 1997. P. 113-115).

Начало сакрализации Л. как места, принявшего «бегущий с Востока» Дом Божией Матери, хронологически близко ко времени падения К-поля, что может быть соотнесено с идеями в духе Ферраро-Флорентийского Собора, которые развивал Виссарион, митр. Никейский (К-польский Патриархат), кардинал и титулярный лат. патриарх К-поля, преследуя цель подтолкнуть Запад к новому крестовому походу ради спасения восточнохрист. мира. Так, в периоды, когда Папский престол отвечал на эти призывы, Л. становилось объектом паломничеств, сопряженных с задачами крестового похода. Папа Пий II посещал Л., когда в 1464 г. отравился в крестовый поход, а буд. папа Павел II оставался в Л. в ожидании венецианского дожа, плывшего с флотом для участия в походе (в связи со смертью папы Пия и отменой крестового похода паломничество дожа не состоялось). Позже, при возобновлении планов спасения Восточной Церкви при папе Сиксте IV, кард. Виссарион и др. легаты совершали паломничества в Л. перед отъездом к государям Европы для призыва их в крестовый поход. Это значение Л. в истории несостоявшихся крестовых походов не нашло места в письменном предании о чуде Л. и не получило широкого распространения, поскольку идея спасения христ. Востока не укоренилась в католич. мире. Стала преобладающей идея торжества Римской Церкви, под покровом к-рой святыня обрела свое место. Л. стало мистической столицей папства. Слава Л. росла, преумножая (во многом благодаря папским индульгенциям) материальное богатство Церкви, которое служило опорой для Папского престола в тяжелых обстоятельствах. Напр., при захвате Рима наемниками (1527) папу выкупили из плена на средства, переданные ему из Л. Связь Лоретского культа с христианским Востоком актуализировалась в периоды тур. угрозы Западу. Помощи Лоретской Божией Матери была приписана победа Свящ. лиги над турками в битве при Лепанто (1571).

В нач. XVI в. широкое распространение получили т. н. Лоретские литании (см. ст. Литания). Это молитва, состоящая из последовательности воззваний к Богоматери с употреблением Ее традиц. эпитетов. Происхождение литаний неизвестно. Структурное сходство этого текста с Акафистом позволяет предполагать и в этом случае ориентацию на восточнохрист. традицию. Лоретские литании, распространившиеся по Европе, использовались для чествования иконы Ченстоховской Божией Матери, почитание к-рой близко к почитанию Лоретской Божией Матери по времени возникновения, по формам и значению.

Празднование Лоретской Божией Матери было утверждено в календаре Римской Церкви в кон. XVI в. и совершается 10 дек.

Письменные источники о Лоретском чуде

Сказания о Лоретском чуде, изданные на гравированных листах, в брошюрах, в книгах на лат., итал. и др. языках, многочисленны (избр. библиографию см.: Grimaldi. 1984). Повествования о чуде появляются на рубеже 60-х и 70-х гг. XV в. Важнейшее из них создано управителем Л. (нач. 70-х гг. XV в.), ответственным за дела церкви Пьетро ди Джоржо Толомеи по прозвищу Терамано. Небольшой текст размножался как рукописно, так и печатно на разных языках для раздачи паломникам. В дальнейшем распространяются расширенные версии с добавлением чудес, но текст Терамано остается основой Лоретской легенды. По этой версии, маленькая церковь Л. является комнатой, где Дева Мария была рождена, воспитывалась, получила благую весть от арх. Гавриила, растила Иисуса Христа, там же ап. Лука написал образ Божией Матери. После взятия Богоматери на небо апостолы устроили в этой комнате церковь в память о Ней и стали совершать там Божественную литургию. Местный христ. народ чтил церковь, но потом, отвернувшись от Христа, принял веру Магомета. Вслед. этого церковь была унесена ангелами сначала в «Склавонию», на вост. побережье Адриатики, и помещена в крепость Флумен (итал. г. Фьюме; ныне Риека, Хорватия), а затем - в вост. область Италии, где она тоже меняла местоположение, пока не утвердилась окончательно на дороге близ г. Реканати. Точных дат перемещений нет; указано, что в 1396 (или 1386) г. Дева Мария явилась недалеко от Л. и сообщила о происхождении церкви из Назарета.

Лоретская Богоматерь с Младенцем. XVI в. (Дом Божией Матери в Лорето)
Лоретская Богоматерь с Младенцем. XVI в. (Дом Божией Матери в Лорето)

Лоретская Богоматерь с Младенцем. XVI в. (Дом Божией Матери в Лорето)

Почти одновременно с повествованием Терамано было создано сочинение Дж. Риччи риторического характера, адресованное высшим церковным кругам. Согласно Риччи, Дом Божией Матери «бежал» из страны иудеев на землю чистой и сильной веры, т. е. Римской Церкви. Не принимается во внимание история христианства на Востоке, исключена антимусульм. тематика. Иллирийцы - народ «Склавонии», не сумевший принять Дом Богородицы,- слепы и не увидели свет истины.

Новая версия Лоретской легенды была составлена секретарем реканатской коммуны Дж. Анджелитом в XVI в. В 1531 г. текст был представлен на утверждение папе и стал офиц. документом Лоретского культа. Текст Анджелиты был издан в Венеции в нач. 30-х гг. XVI в., неоднократно переиздавался на лат. и итал. языках. В него внесены существенные изменения: рассказу придана пышность и торжественность; если Терамано упоминал икону, написанную ап. Лукой, то Анджелита уточняет, что Лука создал своими руками деревянную статую, ту, что находится в храме Л. Вводится хронология перемещений реликвии: Дом Божией Матери начал движение в 1291 г., при францисканце папе Николае IV, когда был захвачен г. Триполи (в действительности Триполи был взят в 1289, а 1291 - год падения Иерусалимского королевства на Св. земле); характер пребывания в «Склавонии» изменился, остановка там стала периодом наибольшего почитания культа, местный народ уже не анонимный, от его имени выступают представитель могущественного католич. рода, владевшего землями в «Склавонии», кн. Николо Франджипане и его благочестивые подданные; «отлет» Дома в Италию в канун 10 дек. 1294 г. мотивирован непостижимой Божией волей. Анжелита дважды ссылается на свои источники - лист из Фьюме с описанием истории чуда и рассказы монахов францисканского ордена при церкви в Терсатто (ныне Трсат, в черте г. Риека) близ Фьюме, к-рая осталась на месте «улетевшего» Дома Божией Матери.

Ранняя францисканская версия легенды не сохранилась. Имеется хроника, составленная в XVII в. Ф. Главиничем, монахом францисканского мон-ря в Терсатто. Согласно ей, мон-рь в Терсатто был основан в 1453 г. на том месте, где Дом Божией Матери сделал остановку. В 1509 г. монахи вынуждены были бежать из мон-ря из-за бедствий и разорений, связанных с турецко-венецианской войной, и унесли с собой документы; позже мон-рь восстановили. Рассказы о Лоретском чуде XV в. не упоминают мон-рь в Терсатто, и даже Анджелита пишет о монахах, обитавших при церкви. Судьба этой земли настолько изменчива и сложна, что не зависимая от Лоретского предания история почитания Богоматери в Терсатто не реконструируется. В наст. время в Трсате находится святилище Трсатской иконы Божией Матери, которая, по преданию, была подарена папой Урбаном V взамен «улетевшего» Дома Божией Матери. Базилика Трсатской Божией Матери, в к-рой хранится икона, была построена к XV в. Праздник в память дня «прилета» Дома Божией Матери в «Склавонию» совершается 10 мая.

Рус. «Повесть о храме Святыа Богородица, в нем же родилася от Иоакима и Анны» оформлена как документ посольства 1526-1528 гг. к Папскому престолу; содержит приписку, что ее привезли из Италии в 1528 г. послы Е. Трусов и Ш. Лодыгин «иже видиша сию святую церковь от Рима 300 верст и к нам сие писание донесошя. А стоит та церковь посторонь Рима, в Римской державе папине». Т. о., ранние сборники, содержащие «Повесть…», датируются 2-й четв. XVI в. (БАН. Арх. Д. 193). Возможно, «Повесть…» была переведена Д. Герасимовым, вернувшимся из посольства в Рим незадолго до отъезда Трусова и Лодыгина (Цыпкин. 1990). В большинстве ранних сборников «Повесть…» так или иначе соединяется со сказанием о Тихвинской иконе Божией Матери (Кириллин. 1988). В наиболее представительной рукописи - ГИМ. Син. № 562, как и в ряде других сборников, рассказы о Лоретском чуде и о явлении на Тихвине образуют единый текст, т. е. согласованность 2 сказаний здесь уже осознанный факт. Не исключено, что элементы Лоретского культа получили распространение в России благодаря посольству царевны Софии Палеолог, браку к-рой с московским государем Иоанном III способствовал кард. Виссарион.

Рус. рассказ о Л. не имеет точных аналогов в латинско-итал. традиции. Он близок к тексту легенды Терамано, но с добавлениями позднего материала Анджелиты. Как у Анджелиты, подробно описана и представлена триумфальная остановка образа в «Склавонии», дана хронология его перемещений. Возможно, рус. послы получили францисканскую версию легенды независимо от Анджелиты, известно, что в поездках по Италии Герасимова, Трусова и Лодыгина сопровождал францисканский мон. Цит, который провел с русскими более 2 лет. Описания зданий, святынь и Лоретской легенды оставили также рус. паломники, в XVIII в.- гр. Б. П. Шереметев, в XIX в.- В. Г. Григорович-Барский, еп. Порфирий (Успенский).

Чтимые образы

В XV в. в Л. почитался образ Богоматери с Младенцем, созданный, по преданию, ап. Лукой. Его описал Риччи (см.: Ricci. 1987), как икону на доске небольших размеров; у Девы Марии черное лицо в соответствии со словами «черна я, но красива» (Песн 1. 4). Он также упоминает длинные золотые волосы Богоматери, что возводит икону к образцам не византийского, а скорее позднеитал. времени.

С нач. XVI в. в Л. вместо иконы стала почитаться деревянная статуя (из красной ели) Лоретской Богоматери (Мадонны) с Младенцем в характерном длинном, расширяющемся книзу далматике с драгоценными украшениями, закрывающем руки. В 1921 г. статуя пострадала от пожара и тогда же была заменена новой. Находится в вост. алтарной части в Доме Божией Матери, за престолом, под аркой.

На Руси иконные изображения Лоретской статуи, где Богоматерь и Младенец словно спеленуты звездчатой фелонью, появились в XVII в. Наиболее известная икона такого типа находится в собрании ГТГ (XVII в., см.: Икона Лоретской Божьей Матери // Чудотворный образ: Иконы Богоматери в ГТГ / Сост.: А. Лидов, Г. Сидоренко. М., 2001. № 30. C. 64-65). Лоретская икона с указанием празднования ей 14 сент. упоминается в публикациях об иконах кон. XIX - нач. XX в. (см., напр.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 323; Поселянин Е. Богоматерь. С. 594); в предании пересказана «Повесть о храме Святыа Богородица…», образ сравнивается с Ильинской-Черниговской иконой Божией Матери. Известны гравюры с Лоретской иконой, где в надписях указан год ее явления (1063 или 1069); напр., на 4-листовой гравюре мастера Е. Н. Долгова, где с изображениями 160 икон Божией Матери, «Лорецкая» икона находится под 15 сент. (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. № 1218. С. 185).

Образ Лоретской Мадонны воспроизводится на иконе Божией Матери «Прибавление ума». Но история чуда от этой иконы, случившегося в XVII в., не имеет отношения к Лоретскому преданию.

Ист.: Angelita G. L' historia della translatione della Santa Casa della Madonna a Loreto: Trad. in lingua volgare… Con il compendio dell'indulgenze concesse da vari sommi Pontefici, alla suddetta Santa Casa. Macerata, 1580; Martorelli P. V. Teatro istorico della Santa Casa Nazarena della B. Vergine Maria e Sua ammirabile: Translazione in Loreto. R., 1732-1733. 2 vol.; Glavinich F. Historia Tersattana: Raccolta dalle antiche, e moderne historie, annali e traditioni. Rijeka; Zagreb, 1989; Grimaldi F. La Chiesa di Santa Maria di Loreto nei documenti dei sec. XII-XV. Ancona, 1984; idem. Pellegrini e pellegrinaggi a Loreto nei sec. XIV-XVIII. Loreto, 2001; Ricci G. Virginis Mariae Loretae Historia / A cura di G. Santarelli. Loreto, 1987; Santarelli G. Loreto Arte. Ancona, 1988; Кирпичников А. И., ред. Русское сказание о Лоретской Богоматери // ЧОИДР. 1896. Кн. 3. Отд. 2. С. 3-18; РФА. Т. 3. С. 537-540.
Лит.: Кириллин В. М. Текстологический анализ ранних редакций «Сказания о Тихвинской Одигитрии» // Лит-ра Др. Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 129-143; Цыпкин Д. О. Сказание «О Молукитцкых островех» и Повесть о Лоретской Богоматери: (Из сб. БАН, Арханг. собр. Д. 193, XVI в.) // ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 378-386; Cracco G. Alle origini dei santuari mariani: Il caso di Loreto // Loreto: Crocevia religioso tra Italia, Europa e Oriente. Brescia, 1997. P. 97-164; Scaraffia L. Loreto. Bologna, 1998; Bacci M. Il pennello dell'Evangelista: Storia delle immagini sacre attribuite a S. Luca. Pisa, 1998. P. 292-298; Гукова С. Н. Икона «Богоматерь Прибавление ума» и Лоретская Мадонна // ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 94-110; Плюханова М. Б. Сказание о Лоретской иконе Богоматери // Чудотворная икона Тихвинской Богоматери: Иконография, история, почитание. СПб., 2001. С. 7-12; она же. Культ Божьей Матери Лоретской, его русские параллели и связи // ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 669-696; eadem (Pljukhanova M.). Reliquie in volo e in viaggio tra Oriente e Occidente nel XV sec. e l'idea di Terza Roma (la Casa di Loreto, il Capo di Sant'Andrea, l'Odighitria di Tikhvin) // Liturgia e agiografia tra Roma e Costantinipoli: Atti del I e II Seminario di Studio, Roma; Grottaferrata, 2000-2001 / A cura di K. Stancev, S. Parenti. Grottaferrata, 2007. P. 259-275; она же. Новый Иерусалим в «италийской пустыни»: сказания о перенесении дома Богородицы в Лорето // Новые Иерусалимы: Иеротопия и иконография сакральных пространств / Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2009. С. 419-444; Белоброва О. А. Русские посольские и паломнические отклики на святыни Лорето // Книга и литература в культурном контексте. Новосиб., 2003. С. 109-115; Sensi M. Loreto, una chiesa «miraculose fundata»: Icona di Gerusalemme e di Nazaret. Firenze, 2013.
М. Б. Плюханова
Ключевые слова:
Иконография Божией Матери (Иконопись) Италия. История История святынь, чудотворных икон, источников и чудесных исцелений Страноведение. Италия Церковная архитектура. Храмы (Италия) Иконография Божией Матери (Скульптура) Лорето, город в восточной части Центр. Италии, в пров. Анкона, в обл. Марке, место почитания Дома Божией Матери
См.также:
АССИЗИ город в Италии, центр францисканского ордена
ВЕНЕЦИЯ г. в Италии
ГЕНУЯ г. в Италии, столица обл. Лигурия, центр одноименного архиеп-ства
АЗОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 авг.)
АКАФИСТНАЯ ЗОГРАФСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (праздн. 10 окт.)
АКАФИСТНАЯ ХИЛАНДАРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (праздн. 12 янв.)
АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата
АМАЛЬФИ город в Юж. Италии
БАЛЫКИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 30 июня)
БАХЧИСАРАЙСКАЯ [МАРИУПОЛЬСКАЯ] ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 15 авг.)
БЕСЕДНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ праздн. 14 авг.
«БЛАГОВЕЩЕНИЕ МОСКОВСКОЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 25 марта)
«БЛАГОВЕЩЕНИЕ УСТЮЖСКОЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 8 июля)
БЛАГОДАТНОЕ НЕБО ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ из Архангельского собора Московского Кремля (празд. 6 марта)