КОРИНФСКАЯ, СИКИОНСКАЯ, ЗЕМЕНСКАЯ, ТАРССКАЯ И ПОЛИФЕНГСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
Том XXXVIII, С. 17-20
опубликовано: 3 сентября 2019г.

КОРИНФСКАЯ, СИКИОНСКАЯ, ЗЕМЕНСКАЯ, ТАРССКАЯ И ПОЛИФЕНГСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

Содержание

[греч. ῾Ιερὰ Μητρόπολις Κορίνθου, Σικυώνος, Ζεμενοῦ, Ταρσοῦ κα Πολυφέγγους], епархия Элладской Православной Церкви. Кафедра расположена в Коринфе; наименование митрополии включает названия ранее существовавших в ее окрестностях городов-епископий: Сикион (Σικυών), Зимена (Ζημαινᾶ, Ζημενᾶ), Тарс (Ταρσός), Полифенг (Πολύφεγγος). Коринф являлся одним из важнейших городов Греции в античный и рим. периоды и сохранил свое значение в ранневизант. период. Он возник после нашествия дорийцев; политический и экономический подъем города начался ок. 725 г. до Р. Х. Процветание Коринфа было связано с его стратегическим местоположением - он находился рядом с Истмийским перешейком, соединяющим Центр. Грецию с Пелопоннесом, и имел 2 гавани - Кенхреи и Лехей, выходящие в Саронический и Коринфский заливы соответственно. Кроме того, рядом с городом, на утесе высотой 575 м находилась неприступная цитадель Акрокоринф. Коринф превратился в могущественную морскую державу и основал большое число колоний. В 146 г. до Р. Х. за сопротивление римлянам он был разрушен полководцем Луцием Муммием. В 44 г. до Р. Х. Коринф был заново основан Юлием Цезарем, впосл. быстро развивался и стал главным городом пров. Ахайя.

Крупная христ. община была основана в Коринфе ап. Павлом. Среди обращенных в христианство были люди, обладавшие высоким социальным статусом (напр., начальник синагоги Крисп и городской казнохранитель Ераст). Главной христ. святыней Коринфа является расположенное на агоре судейское место (трибунал, бема) проконсула Галлиона, к которому был приведен на суд ап. Павел. В Коринфе также проповедовал ап. Аполлос, в городе останавливался ап. Андрей Первозванный и, возможно, ап. Петр. Для разрешения проблем местной христ. общины написаны 1-е и 2-е Послания Коринфянам ап. Павла и 1-е и 2-е Послания к сщмч. Клименту Римскому (см. в ст. Климент, еп. Римский). По преданию, 1-м епископом Коринфским был ап. Сила, а его преемником - ап. Сосфен. Ко II в. относятся достоверные сведения о епископах Коринфа: еп. Аполлоний (1-я пол. II в.), выступавший против еретиков, в т. ч. гностика Кердона, упоминается в анонимном ересеологическом трактате сер. V в. «Praedestinatus» (Liber Praedestinatus. 23 // PL. 53. Col. 594), о епископах Приме (ок. 155), сщмч. Дионисии (между 161 и 180) и Вакхилле (кон. II в.), также строго державшихся Православия, сообщает Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (Euseb. Hist. eccl. IV 22, 23; V 22, 23). Возможно, в 196 г. еп. Вакхилл созвал в Коринфе Собор для обсуждения вопроса о праздновании Пасхи.

Церковь вмч. Димитрия Солунского в крепости Акрокоринф. XVII в.Церковь вмч. Димитрия Солунского в крепости Акрокоринф. XVII в.

В III в. в Коринфе претерпели страдания за Христа мн. мученики: Магистриан; Еликонида; Кодрат с Дионисием, Киприаном, Анектом, Павлом, Крискентом; Ирина; Леонид с Хариессой, Нунехией, Василиссой, Никой, Калисой (Каллией, Галией), Галиной и Феодорой; Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион, Папий. В источниках не сохранились имена мучеников, пострадавших в гонение Диоклетиана; при Юлиане Отступнике был казнен мч. Александр.

Коринфские епископы участвовали во всех значительных церковных Соборах, кроме I и VII Вселенских Соборов (325 и 787). В 1-й пол. IV в. еп. Гесиод боролся с ересью арианства, Епиктет был адресатом свт. Афанасия Великого, еп. Александрийского, который отправил к нему послание против ариан (371-372).

Коринфский епископ являлся митрополитом всего Пелопоннеса и пров. Ахайя. В сер. V в. Коринфскому митрополиту подчинялся 21 епископ, а к нач. VI в. их число увеличилось до 70.

С кон. VII в. Коринф был главным городом фемы Эллада, а с нач. IX в.- фемы Пелопоннес. В 731/2 (или в 733) г. Коринфская митрополия перешла из юрисдикции Римской Церкви в ведение К-польского Патриархата. В связи с возвышением других церковных центров на Пелопоннесе число епископов Коринфской митрополии постепенно уменьшалось. В кон. VII - нач. VIII в. (по др. версии, между 733 и 746), когда Афины также были возведены в ранг митрополии, Афинскому митрополиту были переданы в подчинение 38 епископов, а 32 епископа остались в юрисдикции Коринфской митрополии.

В средневизант. период Коринфская митрополия получила статус архиепископии (Darrouzès. Notitiae. Р. 216, 222. N 2). На моливдовуле (VIII или IX в.) Гавриил Коринфский именуется архиепископом. Анонимный Коринфский архиепископ упоминается в Житии прп. Луки Элладского (Стириота) († 946). В IX в. митрополией также стали Патры, к-рые после слав. завоевания Пелопоннеса соперничали с Коринфом за контроль над полуостровом. Согласно Тактикону имп. Льва VI Мудрого, в подчинении Коринфской митрополии осталось только 7 епископий в вост. части Пелопоннеса и на Ионических о-вах: Дамальская, Аргосская, Монемвасийская, Кефалонийская, Закинфская, Зименская, Майнская (Darrouzès. Notitiae. P. 282. N 7). В 9-й и 13-й нотициях (Х в.) в числе епископий Коринфской митрополии, кроме того, указана и Кифирская (Ibid. Р. 302, 361. N 9, 13).

Памятники раннехрист. и визант. периодов сохранились как в самом Коринфе (см. в ст. Коринф), так и на территории совр. митрополии: 3-нефная базилика в Кьято (V в.), церкви св. Андрея в Лутраки, свт. Николая Чудотворца в местности Малагари близ Перахоры (с фресками XIII в.), вмч. Георгия Победоносца в Немее, Успения Пресв. Богородицы в Стефани, а также прп. Антония Великого, Св. Троицы (с фресками XIII в.), св. Таксиархов, Пресв. Богородицы «ту Стири» (с фресками иером. Феодула Какаваса, 1668), Сретения Господня (с фресками XIII в.) в Софико и др.

В 1210 г., после нескольких лет осады крестоносцами, Коринф вошел в Ахейское княжество, в нем была учреждена лат. архиепископия. В 1262 г. ахейский кн. Гийом II Виллардуэн формально уступил город Византии, но капитан Коринфа отказался передать грекам контроль над крепостью. В XIII в. на Пелопоннесе были учреждены новые митрополии - Монемвасия и Аргос. При имп. Андронике II Палеологе Коринфская митрополия была перемещена в списках епархий с 27-го на 33-е место (Darrouzès. Notitiae. P. 395, 406. N 17, 18). Ок. 1300 г. Коринф перешел под власть представителей Анжуйской династии, с 1358 г. городом управлял Никколо Аччаюоли. В этот период городская жизнь сосредоточилась в крепости Акрокоринф. Нерио I Аччаюоли выделил Коринф в качестве приданого своей дочери Бартоломее, вступившей в брак с деспотом Феодором I Палеологом. В 1395 г. Феодор I присоединил Коринф к Морейскому деспотату, но в 1397 (или в 1400) г. продал этот город рыцарям-иоаннитам, которые владели им до 1404 г., затем Коринф окончательно перешел к Палеологам. В период лат. владычества в нижнем городе продолжали существовать ц. ап. Павла и ц. великомучеников Феодоров, которая стала соборной. Латиняне построили госпиталь Сен-Сансон и небольшой зальный храм над вост. частью центрального нефа разрушенной Кранейской базилики.

Кафедральный собор во имя апостолов Петра и Павла в Неа-Коринтос. Фотография. 2012 г.Кафедральный собор во имя апостолов Петра и Павла в Неа-Коринтос. Фотография. 2012 г.

В 1458 г., после 3-месячной осады, город взяли турки. В кон. XV в. число епископий Коринфской митрополии сократилось до 5 (Дамальская и Педиадская, Кефалинийская, Закинфская, Зименская и Тарсская, Полифенгская - Darrouzès. Notitiae. Р. 420. N 21), в 1715 г. их осталось только 2 (Дамальская и Полифенгская). Несмотря на это, Коринфский митрополит сохранял титул «всечестнейший и экзарх всего Пелопоннеса». В эпоху турецкого господства Коринф снова был заселен, многие жители одновременно имели дома и в нижнем городе, и в крепости Акрокоринф. В качестве кафедрального собора в османский период путешественники упоминали ц. Пресв. Богородицы (видимо, находилась к юго-востоку от агоры). Из письменных источников известно, что в 1676 г. внутри крепости существовало 5-6 церквушек, от которых теперь остались только руины (Κουμούση. 2001. Σ. 14). До наст. времени на Акрокоринфе сохранился пещерный аскитирий ап. Павла, однонефная ц. вмч. Димитрия Солунского XVII в. с фресками (ее кладка включает сполии раннехрист. базилики), полуразрушенная 3-нефная 3-апсидная церковь (90-е гг. XVII в.; посвящение неизв.). В нижнем городе до 1935 г. просуществовала однонефная сводчатая ц. ап. Иоанна Богослова (нач. XVII в.).

Во время турецко-венецианской войны (1684-1689) по обвинению в ведении тайных переговоров с врагами Османской империи был казнен сщмч. Захария († 1684), митр. Коринфский. Венецианцы захватили Коринф в 1687 г. и удерживали его до 1715 г. В XVIII - нач. XIX в. Акрокоринф пришел в запустение, тогда как нижний город развивался. В 1764-1776 гг. Коринфскую митрополию возглавлял свт. Макарий Нотара, один из лидеров движения духовного возрождения колливадов.

Коринф был освобожден от турок 26 окт. 1823 г. После провозглашения автокефалии Элладской Православной Церкви, в 1833 г., Коринфская епархия получила статус епископии, и в ее состав был включен Аргос с окрестностями, ранее входившими в Аргосскую и Нафплийскую митрополию. Название епархии теперь звучало как Коринфийская, т. к. оно было образовано не от названия города - Коринф, а от названия административно-территориальной единицы нового греч. гос-ва - Коринфия. В дек. 1841 г. Коринфийская епископия была объединена с Арголидской, в дек. 1842 г. эта епархия получила название Коринфийской и Арголидской епископии и в ее состав была включена Идрская епископия. В 1852 г. эти епископии были разделены и была создана Коринфийская архиепископия (в 1900 она снова получила статус епископии). После землетрясения 1858 г. в 8 км к северо-востоку от Коринфа был основан Неа-Коринтос (сейчас обычно именуется просто Коринф), а населенный пункт на месте древнего города стал называться Палеа-Коринтос (с 1951 Архея-Коринтос). С 1922 г. Коринфийская епископия, как и все епархии Элладской Православной Церкви, кроме Афинской архиепископии, возведена в ранг митрополии с названием Коринфийская.

После восстановления Неа-Коринтоса, разрушенного очередным землетрясением 1928 г., митр. Дамаскин (Папандреу; впосл. архиепископ Афинский и всея Эллады) перенес в этот город резиденцию из древнего Коринфа и построил митрополичий дворец, кафедральный собор ап. Павла (1936, архитекторы Н. Коцеронис, А. Захос) и др. адм. здания. Кроме того, по указанию митр. Дамаскина в городе была открыта церковная школа. Среди греч. диаспоры Сев. Америки он собрал значительные средства для помощи пострадавшим от землетрясения.

Его преемник, митр. Михаил (Константинидис; 1939-1949), во время второй мировой войны пытался оказать посильную помощь пастве, организовав бесплатные столовые и поликлинику, а в послевоенные годы он учредил архив и 1-ю б-ку в Неа-Коринтосе.

В 1965 г. в Коринфийской митрополии действовали 144 храма и 653 парекклисиона. В 1973 г. она была переименована в Коринфскую, Земенскую, Тарсскую и Полифенгскую митрополию, в 1977 г. получила современное название. За 40 лет архипастырского служения митр. Пантелеимон (Караниколас; 1965-2006) много сделал в области благотворительной и просветительской деятельности. В 1971 г. он открыл в Неа-Коринтосе приют для девочек «Дом святой Хлои» и Музей церковного искусства, в 1972 г.- дом престарелых «Дело апостола Павла», в 1973 г. организовал благотворительную кассу «Святой Захария, епископ Коринфский», фонд помощи невестам-бесприданницам «Акила и Прискилла» и фонд поддержки учащихся «Макарий Нотара», в 1977 г. учредил церковный лицей (в 2010 присоединен к церковному лицею г. Патры), в 1978 г.- б-ку «Святой Дионисий, епископ Коринфский», в 1985 г.- донорский центр «Священномученик Власий» с 52 пунктами приема крови на территории епархии. По инициативе митрополита в Лутраки был организован в 1972 г. «Дом святой Елены» для престарелых.

Ныне действующий митр. Дионисий (Мандалос) продолжил благотворительную работу своего предшественника. Он построил конференц-центр «Апостол Павел» в Архея-Коринтосе (2010), организовал пункт раздачи продуктов и одежды «Феопросфора» в Неа-Коринтосе и бесплатные столовые для бедных при кафедральном соборе ап. Павла в Неа-Коринтосе, ц. Преображения Господня в Кьято и ц. Пресв. Богородицы Ятриссы в Лутраки, отремонтировал приют для девочек «Дом святой Хлои», митрополичью резиденцию и особняк с актовым залом «Крокидиос», в к-ром теперь размещены центр молодежи, Музей церковного искусства и др. При его участии была открыта школа визант. иконописания в Перахоре.

В наст. время в митрополии действуют 164 приходских храма, 133 парекклисиона, 315 экзокклисионов, 90 кладбищенских церквей, 51 монастырский храм, 6 муж. монастырей (вмч. Георгия Победоносца близ с. Фенеос, Успения Пресв. Богородицы близ Немеи, прмч. Николая Вуненского близ Перахоры, Воскресения Христова в Лутраки, Пресв. Богородицы «Радость всех» в Календзи, равноап. Космы Этолийского близ с. Килини), 11 жен. мон-рей (Успения Пресв. Богородицы, или Пресв. Богородицы Фанеромени, близ Хилиомоди, прп. Патапия близ Лутраки, вмч. Димитрия Солунского близ Хилиомоди, прмч. Николая Вуненского близ с. Мапсос, прор. Илии близ с. Захоли, Успения Пресв. Богородицы Леховис с храмом XII или XIII в., сщмч. Власия близ с. Ано-Трикала, Пресв. Богородицы Корифис близ с. Камари, вмц. Марины в Лутраки, сщмч. Ферапонта в Галатаки, свт. Афанасия Великого близ с. Пулица), 7 жен. исихастириев (Вознесения Господня и прп. Герасима Кефалинийского близ Лутраки, Введения во храм Пресв. Богородицы «Геллиниу» близ Ано-Трикалы, Честного Креста близ с. Мапсос, сщмч. Харалампия близ Каламаки, св. Таксиархов (архангелов Михаила и Гавриила) в с. Сули, свт. Нектария Эгинского в с. Василико, прор. Илии близ Лутраки) и муж. исихастирий свт. Николая Чудотворца близ Айи-Теодори.

Коринфские архиереи

Ап. Сила (I в.), ап. Сосфен (I в.), Аполлоний (1-я пол. II в.), Прим (II в.), сщмч. Дионисий (между 161 и 180), Вакхилл (кон. II в., возможно, 196), Гесиод (1-я пол. IV в.), Дионисий (между 337 и 352), Епиктет (упом. в 371 или 372), Евстафий (упом. в 381), Дорофей (кон. IV в.), свт. Александр (упом. в 406), Периген (419 - после 435), Ерасистрат (упом. в 446 и 449), Петр (упом. в 451 и 457/8), Фотий (упом. в 536), Феодор (VI в.), Анастасий (?-591), Иоанн (упом. в 591, 595), Стефан (упом. в 680/1), Иоанн (787-815), Гавриил (VIII или IX в.), Иларион (упом. в 870), Иоанн (упом. в 879), свт. Павел, брат свт. Петра Аргосского (упом. в 901-907), аноним (не позднее 946), Василий (950-970), свт. Афанасий (в правление Василия II Болгаробойцы (976-1025)); иногда в лит-ре неверно указана дата смерти - 957), неизв. по имени митрополит, переведенный с Патрской кафедры (в правление Василия II Болгаробойцы (976-1025), Гавриил Марморий (?), Никодим (1-я пол. XI в.), Георгий (упом. в 1027), Сергий (упом. в 1027 и 1028), Никита (упом. в 1030 и 1032), аноним (упом. в 1051/52), аноним (2-я пол. XI в.), Иоанн (2-я пол. XI в.), Георгий (2-я пол. XI в.), Сергий (упом. в 1092), Григорий Пард (после 1092-1156), Феодор (1157-1166 или 1173/74), Стефан Хрисоверг (ранее янв. 1170 или 1174/75 - не позднее 1186), аноним (упом. в 1186), Михаил (?) (XI-XII вв.), аноним (90-е гг. XII в.), Николай (?-1205), Мануил (упом. в 1230), Иакинф (1343-?; ранее митрополит Косский), Феолипт (XIV в.), неизвестный по имени бывш. архиепископ Ахелойский (упом. в 1370), Исидор (упом. в 1386), Феогност (1394-1401), аноним (1401-?), Малахия (упом. в 1446/47 или 1467), Марк (упом. в 1454-1466), Иоаким (упом. ок. 1447 или в 1477), аноним (?-1492), Кирилл (1492-1507), Макарий (1507-1517, затем митрополит Фессалоникийский), Феофан (после 1517 - до 1534), Константин Росин (1-я пол. XVI в.), Иоасаф (1541-1549), Софроний (1549-1569), Лаврентий (1574-1585), Неофит (упом. в 1585-1589), Лаврентий (повторно, упом. в 1590), Неофит (повторно, упом. в 1595), Анфим (1601-1616), Афанасий (упом. в 1620), Анфим (1620-1622, повторно), Неофит (1622-1624), Даниил (1624-1628; впосл. митрополит Серрский), Иезекииль (1628-1635), Кирилл (1635-1637; впосл. митр. Филиппопольский, Тырновский и патриарх К-польский Кирилл III), Иезекииль (1637-1638, повторно), Иоасаф (1638-1641), Григорий (1641-1660), Парфений (1660-1668), Каллист (1668-1672), сщмч. Захария (до 1678-1684), Григорий Нотара (1684-1715), Иоасаф (1715-1719), Митрофан (упом. в 1719), Дионисий (упом. в 1730), Парфений (1734-1763), свт. Макарий Нотара (1764-1776), Гавриил (1776-1783; впосл. митрополит Никейский), Захария (1784-1819), Кирилл (Родопулос; 1819-1836), Кирилл (Вогасарис; 1841-1842), Герасим (Раллис Спанос; 1842-1843), Иона (Константинидис; 1852-1854), Амфилохий (Гарделис; 1854-1875), Сократ (Колиацос; 1884-1899), Варфоломей (Георгиадис; 1899-1918), Дамаскин (Папандреу; 1922-1938; впосл. архиепископ Афинский и всея Эллады), Михаил (Константинидис; 1939-1949; впосл. архиепископ Северо- и Южноамериканский), Прокопий (Дзаварас; 1949-1964; ранее митрополит Гортинский и Мегалопольский и митрополит Мантинийский и Кинурийский), Пантелеимон (Караниколас; 1965-2006), Дионисий (Мандалос; с 2006).

Лит.: Janin R. Corinthe // DHGE. 1956. T. 13. Col. 876-880; Κωνσταντινίδης ᾿Ι. Χ., Πάλλας Δ. ᾿Ι. Κόρινθος // ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 847-867; Γριτσόπουλος Τ. ᾿Α. ᾿Εκκλησιαστικὴ ἱστορία κα χριστιανικὰ μνημεῖα τῆς Κορινθίας. ᾿Αθῆναι, 1973. Τ. 1; Darrouzès. Notitiae. P. 216, 222, 231, 244-245, 249, 261, 265, 268, 272, 282, 291, 302, 323, 342, 349, 361, 375, 381, 388, 395, 406, 412, 416, 419-420. N 2-21; Koder J., Hild F. Hellas und Thessalia. W., 1976. (TIB; 1). S. 50-53, 55-56, 67-69, 76, 79-81; Παντελεήμων (Καρανικόλας), μητρ. ῾Αγιολόγιον Κορινθιακόν. Κόρινθος, 1977; Fedalto. Hierarchia. P. 483-485; G[regory] T. E. Corinth // ODB. Vol. 1. P. 531-533; Pallas D. I. Corinth // EEC. Vol. 1. P. 201-202; Μεθόδιος (Θούγιας), μητρ. Ιστορία της Αποστολικής Εκκλησίας της Κορίνθου. Αθήνα, 19972; Rothaus R. M. Corinth, the First City of Greece: An Urban History of Late Antique Cult and Religion. Leiden; Boston; Köln, 2000; Κουμούση Α. Ακροκόρινθος. Αθήνα, 2001; Corinthus/Corinth // Brill's New Pauly Encyclopedia of the Ancient World. Leiden; Boston, 2003. Vol. 3. P. 797-804; Aubert R. Korinthos // DHGE. 2007. Vol. 29. Col. 662-664; Brown A. R. The City of Corinth and Urbanism in Late Antique Greece: Diss. / Univ. of California. Berkeley, 2008; Δίπτυχα. 2014. Σ. 608-617; http://www.imkorinthou.org [офиц. сайт Коринфской митрополии].
О. В. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также