КОРИНФ
Том XXXVIII, С. 8-17
опубликовано: 3 сентября 2019г.

КОРИНФ

Содержание

одна из столиц Древнего мира; важный центр античного и средневек. христианства; памятник античной новозаветной и христ. археологии. (О церковной истории К. см. в ст. Коринфская, Сикионская, Земенская, Тарсская и Полифенгская митрополия, о коринфской христ. общине периода проповеди ап. Павла - в ст. Коринфянам послания.)

История античного К.

В античное время К. был 2-м по значению греч. городом после Афин, а к началу христ. эры превзошел и их, заняв место в ряду крупнейших городов Средиземноморья наряду с Римом, Александрией и Антиохией. Экономическое и политическое значение города было обусловлено во многом его удачным географическим положением, позволявшим ему контролировать узкий (5950 м) перешеек (Истм), соединяющий п-ов Пелопоннес с центральной частью Греции. Наиболее важны для понимания ранней истории христианства К. древнегреч. и эпохи Римской империи.

Время появления города не установлено. Согласно легендарному преданию, он был основан либо потомком Гелиоса Коринфом, либо дочерью титана Океана Эфирой и носил ее имя в древности (Eumel. Corinth. 8). Мифическим основателем царской династии Коринфа считается Сизиф, сын Эола (Homer. Il. VI 152-154).

Город доминировал над 2 важнейшими гаванями по обе стороны перешейка. Это г. Кенхреи, расположенный в 8,5 км к востоку от К., на берегу Саронического зал., что давало доступ к судам, следующим из М. Азии и Эгейского м. (Apul. Metamorph. 10. 35), и г. Лехей, в 2 км к северу от К., на берегу Коринфского зал., обеспечивающий доступ к Адриатическому м. и Апеннинскому п-ову. Стратегические преимущества географического положения города отмечали еще античные авторы (напр.: Strabo. Geogr. VIII 6. 20). По сообщению Страбона, еще в нач. VI в. до Р. Х., при тиране К. Периандре, поперек перешейка была проложена мощенная камнем дорога, оборудованная колеями для перемещения небольших судов и грузов на колесных платформах от одного моря к другому (Ibid. VIII 2. 1; 6. 22). К тому же времени относится начало традиции Истмийских игр, организуемых на средства жителей К. в течение неск. столетий.

Древний К. был расположен к северу от подножия монолитной скалы (575 м), на верхнем плато которой по крайней мере с VII в. до Р. Х. находилась крепость Акрокоринф с храмом покровительницы города Афродиты, источником В. Пирена и агорой.

Территория, подконтрольная городу, включала земли по обе стороны Коринфского перешейка (Истма): к северу - вдоль зал. Алкион, к югу - до горы Онея. Важным источником благосостояния города была окружавшая его плодородная долина, орошаемая множеством источников, в т. ч. реками Немея и Лонгопотам.

В 146 г. до Р. X. город был разрушен до основания рим. войсками под рук. Луция Муммия, его жители перебиты или проданы в рабство (Pausan. Descript. I 20. 4; Cicero. In Ver. act. 2. 55), все ценности вывезены в Рим (Cicero. De offic. III 11. 46; Vitruv. De archit. V 5. 8), а на месте, где он когда-то находился, еще в нач. 70-х гг. I в. до Р. X. не наблюдалось никаких признаков городской жизни (Cicero. De lege agr. II 32. 87; Idem. Ad fam. IV 5; Velleius Patercul. Hist. Rom. I 13. 1). Но, по некоторым сообщениям античных авторов (Cicero. Tusc. disp. III 22. 53) и по данным археологии (Williams. 1978. Р. 21), в сер. I в. до Р. X. в окрестностях разоренного К. сохранялись поселения местных жителей.

Город был заново отстроен по рим. градостроительным канонам в 44 г. до Р. Х. по указу Юлия Цезаря как колония Коринфская в честь Юлия (Colonia Laus Iulia Corinthiensis - Dio Cassius. Hist. Rom. 43. 50. 3-5; Pausan. Descript. II 1. 2; III 11. 4) и стал впосл. главным городом пров. Ахайя, местом пребывания рим. наместника и сбора налогов. После восстановления этнокультурный состав его населения значительно изменился. Город был заселен вновь и стал частью рим. мира (Pausan. Descript. II 1. 2; 3. 6-7).

Ок. 27 г. до Р. X., при имп. Августе, Ахайя стала сенатской провинцией, в связи с чем К. был перестроен, что привело к еще большей его романизации и усугублению разрыва с прежними традициями. Ок. 7 г. до Р. X. были восстановлены Истмийские игры, к-рые стали проводиться 1 раз в 2 года. Позже были учреждены игры Цезаря и Имперские состязания, организуемые в честь имп. Тиберия 1 раз в 4 года. В 15 г. по Р. X. указом имп. Тиберия Ахайя была присоединена к имп. пров. Мёзия (Tас. Ann. I 76), но в 44 г. восстановлена в статусе сенатской провинции указом имп. Клавдия.

В 66-67 гг. по Р. X. город посетил имп. Нерон, к-рый даровал К. самоуправление и освобождение от податей (Pausan. Descript. VII 17. 3-4), а также инициировал строительство канала через Истм, к-рое было прервано в связи с землетрясением 77 г., разрушившим большую часть города. Восстановленный впосл. К. в источниках и на монетах, относящихся к периоду правления императоров династии Флавиев, иногда называется Коринфская Колония Юлия Флавия Августа (Colonia Iulia Flavia Augusta Corinthiensis). Как можно судить по замечанию Апулея, значение адм. центра провинции К. сохранял и во II в. по Р. X. (Apul. Metamorph. 10. 18).

А. В. Пономарёв

Организация и этапы археологических исследований

Роль археологии К. в изучении истории классического и христ. Средиземноморья очень существенна: на ее основе в науке сложилась особая, «коринфская школа». После периода неограниченного грабежа памятников Эллады (70-е гг. XIX в. и ранее) с 1886 г. раскопки начали проводить системно, с 1896 г.- под эгидой единого центра - «Американской школы классических исследований в Афинах» (ASCSA), для к-рой К. является научным полигоном. В 1931 г. в К. был организован музей-памятник с открытым хранением находок, в б-ке музея собраны археологические отчеты; издается специальный журнал для публикации материалов (Hesperia; многое печатается в American Journal of Archaeology), особая серия монографий (Corinth: Results of Excavations Conducted by the American School of Classical Studies at Athens), проводятся регулярные научные дискуссии. Вместе с ASCSA работают экспедиции мн. ун-тов и музеев США и Европы.

Особенно активными были раскопки в К. начиная с сер. ХХ в., когда совр. методики полевых исследований достигли значительного развития. Был раскрыт и подробно опубликован ряд памятников, ключевых как для изучения языческих культов (сев. кладбище, открытое в 1915 и раскопанное в 1928-1930, на котором исследованы 530 могил и 54 комплекса вещей cреднеэлладского, геометрического, протокоринфского и коринфского периодов (до V-IV вв. до Р. Х.)), так и раннего христианства: кладбище и христ. базилика у Кенхрейских ворот (раскопки 1928 г.); святилище Асклепия с источником Лерна на севере К. (раскопки 1929-1934 гг., продолжение работ и реинтерпретация в 40-50-х гг. XX в., публикация материала Д. Палласом в 1951) и соседний «источник светильников» (работы в 1965-1970); храмы Посейдона близ святилища Истма (раскопки с 1952, публикация в 1971), Деметры и Коры (раскопки 1961-1975 гг., публикация в 90-х гг. XX в.); зона гимнасия (работы в 1965-1970, отчеты в 1967-1972); окрестности театра (1982-1989) и др.

Археологи изучают К. 1) как религ. центр Др. Греции, столицу панэллинских Истмийских игр и языческих мистерий, главный (особенно в VII - нач. VI в. до Р. Х.; в III в. до Р. Х.; в I в. по Р. Х.) торгово-промышленный узел Вост. Средиземноморья; 2) как важный центр зарождающегося христианства и 3) как памятник раннехрист. археологии IV-VI вв., к-рый дает представление об особенностях пути к христианству одного из главных центров античного политеизма, о превращении К. в один из христ. городов Вост. Римской империи после запрета языческих богослужений имп. Феодосием, мощных землетрясений и варварских нашествий 80-90-х гг. IV в.; 4) как комплекс средневек. археологии, позволяющий проследить судьбу памятников визант. и лат. периодов, демонстрирующий постепенную деградацию огромного города и превращение его в незначительное провинциальное поселение.

Историческая топография

Крепость Акрокоринф. Фотография. Нач. XXI в.Крепость Акрокоринф. Фотография. Нач. XXI в. Археологический ландшафт К. образует Коринфия - аггломерация памятников археологии и архитектурных руин. Она включает городские гавани Лехей (с севера, на берегу Коринфского зал.) и Кенхреи (на берегу Саронического зал., с вост. стороны Истма), значительную часть перешейка Истм со знаменитым волоком Диолк и стеной Гексамилион, священные храмовые участки, дороги и улицы. Лучше др. частей К. исследован центр и локусы на его периферии: квартал горшечников; участок Панайия (юго-восточнее форума, 1995-2007); поселения Коракос, Истмия; участок Нези.

Руины древнего К. занимают центр пос. Архея-Коринтос (Ст. Коринф), уничтоженного землетрясением 1858 г. (совр. К. находится в 7 км северо-восточнее и в 1,5 км к западу от Коринфского канала). К. древнегреческого и римского периодов располагался к северу от вершины Акрокоринф с древней цитаделью, между ней и заливом. Город окружали стены длиной ок. 16 км (соединяясь со стенами цитадели, они тянулись по равнине до Коринфского зал.; неоднократно перестраивались). После войны с Римом К. был разрушен, восстановлен через столетие Юлием Цезарем (ок. 44 г. до Р. Х.). Запустение, судя по данным археологии, однако, не было полным: знаменитые гавани с азиатской и италийской сторон оставались необходимыми звеньями мировой торговли, а Истмийские игры сохранили статус важнейшего религ. действа эллинистического мира. Население древнего мегаполиса насчитывало 300 тыс. жителей, а во II в. по Р. Х.- ок. 460 тыс.

В древнегреческую эпоху

В древнегреческую эпоху сформировался комплекс агоры, но ее руины были перекрыты слоями рим. периода. Справа от выхода на агору с Лехейской дороги обнаружены священный источник IV в. до Р. Х. и остатки храма с апсидой: вырубленный в скале скрытый проход с водным каналом вел с террасы к алтарю архаической эпохи внутри храма. На восточной оконечности агоры открыты 2 линии начала дорожки для скачек на колесницах (IV-III вв. до Р. Х.). Западнее, ближе к форуму, на высотке стоял дорический храм Аполлона и Артемиды, один из древнейших в Греции (сер. VI в. до Р. Х.), с 38 монолитными колоннами, 7 из них все еще стоят на месте.

Храм Аполлона в Коринфе. Сер. VI в. до Р. Х.Храм Аполлона в Коринфе. Сер. VI в. до Р. Х.

Агора К. делилась на верхнюю и нижнюю. Сев.-зап. сторону нижней агоры обрамлял торговый ряд с колоннадой, за ним находились развалины дорим. сев.-зап. стои. Между нею и пропилеями, над засыпанным священным источником, во II в. по Р. Х. построили «портик пленников», где огромные статуи варваров поддерживали мраморные балки 2-го этажа. С востока на нижнюю агору выходила большая рим. базилика Юлия, где найдены мраморные статуи имп. Августа и членов его семьи. Южнее стояло здание рим. эпохи (городского архива?), его парадный зап. фасад оформляла колоннада из 13 коринфских колонн.

С юга агору замыкала длинная (165 м) юж. стоя (IV или III в. до Р. Х.; изначально это была двойная колоннада из 71 дорической колонны и 34 ионических во 2-м ряду), где размещались 2 ряда лавок, по 33 в каждом. Почти во всех лавках переднего ряда имелся глубокий колодец (10 м), и они соединялисьс подземными каналами, наполнявшимися водой из источника Пирена. Вероятно, это были своего рода «погреба» для вина и продуктов, требующих охлаждения. В римский период торговый ряд использовали для административных зданий (местный сенат и др.). К центру южной стои вела с юга мощеная дорога; 2-я дорога выходила на агору с зап. конца стои.

План древнего Коринфа 1. Южная стоя 2. Южная базилика 3. Булевтерион 4. Базилика Юлия 5. Портик Аполлона 6. Базилика 7. Термы Эврикла 8. Храм Аполлона 9. Северная агора 10. Северо-западные торговые лавки 11. Храм Гермеса 12. Храм Геркулеса 13. Храм Посейдона 14. Пантеон 15. Храм Венеры Фортуны 16. Храм Октавии (?) 17. Храм Геры Актии (?) 18. Западные торговые лавки 19. Одеон 20. Театр 21. Пирена 22. Лихейская дорога 23. Агора (форум)План древнего Коринфа 1. Южная стоя 2. Южная базилика 3. Булевтерион 4. Базилика Юлия 5. Портик Аполлона 6. Базилика 7. Термы Эврикла 8. Храм Аполлона 9. Северная агора 10. Северо-западные торговые лавки 11. Храм Гермеса 12. Храм Геркулеса 13. Храм Посейдона 14. Пантеон 15. Храм Венеры Фортуны 16. Храм Октавии (?) 17. Храм Геры Актии (?) 18. Западные торговые лавки 19. Одеон 20. Театр 21. Пирена 22. Лихейская дорога 23. Агора (форум)

Зап. часть агоры занимал ряд небольших храмов (с юга на север: Тюхе, Всех богов, Геракла, Посейдона, Аполлона, Гермеса), на сев. краю которого стоял круглый монумент коринфского ордера. Позади храмов проходила монументальная лестница, фланкированная колоннадами (за ними шли торговые ряды); она вела на открытую площадку, над которой стоял храм рим. эпохи.

От западной оконечности агоры начиналась дорога на северо-запад; к востоку от нее находились развалины архаического храма Аполлона (идентификация дискуссионная), а на западе, посреди окруженного колоннадой двора,- небольшой храм «Геры на скалах» у развалин источника Главка (архаический период), цистерны которого высечены в монолитной скале. На северо-западе от дороги сохранились руины Одеона (небольшого крытого театра на 3 тыс. зрителей), восходящего к I в. по Р. Х. (перестроен и украшен во II в. Иродом Аттиком, афинским меценатом и философом). Двор Одеона был окружен колоннадой и соединен с верхним ярусом перестроенного древнего театра (IV в. до Р. Х.), где римляне в эпоху Августа устраивали состязания гладиаторов. В юж. части вершины Акрокоринф стояли крупные сакральные комплексы: верхний источник Пирена и святилище Деметры и Коры.

Вокруг К. изучены ремесленные зоны по производству керамики, бытовой (1,5 км к западу, VI-V вв. до Р. Х.) и строительной (1 км к востоку; основная продукция - знаменитая коринфская черепица). К западу исследован рим. загородный дом с хорошо сохранившимися мозаичными полами, а на востоке, на верхнем плато,- рим. амфитеатр (единственный в Греции).

Археологические раскопки не подтверждают многие мифы, сложившиеся еще в древности об обрядах в коринфских святилищах,- напр., рассказы о храмовой проституции и знаменитых трапезах-оргиях. Раскопки святилища Афродиты на Акрокоринфе (под рук. К. У. Бледжена, ASCSA) открыли храм среднего размера (ок. 10×16 м) со священным участком, но нигде на Акрокоринфе не обнаружено «кварталов распутства». Их следы, однако, остались в соседних Кенхреях, а раскопки (под рук. Р. Страуда) святилища божеств плодородия Деметры и Коры (VI-IV вв. до Р. Х., разрушено в 146 г. до Р. Х.) у сев. подножия Акрокоринфа показали, что здесь могли использовать одновременно десятки триклиниев (Bookidis, Stroud. 1997).

Диолк - специальная сухопутная трасса поперек Истмийского (Коринфского) перешейка (6-7 км) для перевозки торговых и военных кораблей из бассейна Эгейского м. в Адриатическое. Известен с нач. VI в. до Р. Х., был раскрыт на больших участках Археологической службой Греции (раскопки 1956-1959 гг. под рук. Н. Верделиса). На этой дороге в каменном мощении сохранились оставленные передвигавшимися платформами с кораблями колеи от колес. Поскольку расстояние между колеями всего 1,5 м, можно заключить, что платформы перевозили только малые суда и товары (мрамор, строительный камень, черепицу, продукты и др.). Со стороны Пелопоннеса расчищено ок. 230 м дороги от совр. Коринфского зал. (ширина 3,35-5,5 м); другой отрезок раскрыт на сев. стороне (шириной 5,5-5,8 м и более 200 м в длину). Верделис изучил также обширный каменный док в западной части Диолка, где производили перегрузку товаров.

Большая часть святилища Асклепион с источником Лерна (на самом краю плато, ниже К.) датируется IV в. до Р. Х. (время расцвета древнегреч. медицины); на его священном участке изучены «клиника» и 3 трапезных, а также собрана масса керамических изображений частей человеческого тела - ex votos (приношений по обету) за исцеления.

Римский период

Новый, рим. К. пережил в I в. эпоху расцвета, связанную в т. ч. с переносом сюда в 24 г. до Р. Х. резиденции проконсула пров. Ахайя и получением статуса свободного города в 67 г. по Р. Х. После землетрясения 77 г. К. был отстроен Веспасианом. Город был уже настолько богат, что при строительстве смог отказаться от местного известняка и использовать импортный мрамор. К., постепенно вновь грецизировавшийся, стал центром развлечений в Греции.

Фонтан Пирена. Фотография. 2013 г.Фонтан Пирена. Фотография. 2013 г.

Были построены форум, святилище Коры и Деметры и другие здания. С зап. стороны форума стояло неск. малых святилищ: храмы Тюхе и Аполлона времени Августа, к сер. I в. с юга пристроили храм Афродиты и еще одно здание, функция к-рого неясна. На форуме расположены огромный «храм Коринфа» и сакральная постройка в сев.-вост. углу его теменоса (возможно, святилище Геры).

В I в. форум переместился к югу от храмового холма; участок был разделен надвое. Весь форум лежит между юж. и сев. стоей, но верхний форум, в основном административный,- на террасе, севернее юж. стои, где до 146 г. до Р. Х. стояли статуи. С него можно было спуститься на нижний, торговый форум, окруженный с востока торговым районом базилики Юлия и с запада - храмами. В сев. оконечности высился храмовый холм, с южной - располагался центральный торговый ряд. Нижний форум до 146 г. до Р. Х. использовали для скачек, во время строительства камни высекали из скалы прямо на его вост. конце.

Лехейская дорога в Коринфе. Фотография. 2012 г.Лехейская дорога в Коринфе. Фотография. 2012 г.

Много места вокруг нижнего форума и центра К. занимали торговые кварталы. Продуктами питания торговали на сев. рынке, ниже сев. склона храмовой горы (1-я пол. I в. по Р. Х.). Ок. 40 г. были построены 2 одинаковые базилики (южная и Юлия).

Перибол Аполлона - большой открытый двор с колоннадой, в юго-восточном углу которого помещался источник Пирена, неоднократно перестраивался: в греч. и рим. периоды, при имп. Августе; с востока была возведена террасная стена, с 3 сторон были устроены торговые ряды. Они шли вдоль обеих сторон дороги в Лехей. Ниже вост. части огромной «придорожной» базилики (Лехейон) было 16 сводчатых помещений для торговли. Длинный центральный ряд лавок стоял на спуске от верхнего к нижнему форуму. В эпоху Августа на западной террасе холма за римскими храмами появились западные торговые ряды и сев.-зап. стоя (2 группы по 6 построек). Еще одна торговая линия шла вдоль сев.-зап. стои до конца форума, но она появилась только после разрушения стои, приблизительно в III в. (сохр. один из компартиментов линии).

Источники с водоразборами - важный элемент средиземноморской жизни - были в К. довольно многочисленны. Большой нижний фонтан Пирена (на востоке от входа на форум) - главный древний источник воды в городе; римляне в 146 г. его не разрушили. При имп. Августе его бассейн отремонтировали, а на южном краю фасада соорудили 6 камер с арками. За ними помещались 4 резервуара, наполнявшиеся водой по туннелям со склонов Акрокоринфа и соединенные друг с другом. Воду разбирали в 15 точках вдоль канала, а вокруг источника стояли 2-этажные стены (нижняя с дорическими и верхняя с ионическими колоннами).

Источник Главка, к западу от храмового холма, примыкал к храму Геры. Он появился на Акрокоринфе вместе с верхним фонтаном Пирена во время общей реконструкции города в 44 г. до Р. Х. Еще один источник был архитектурно оформлен на западной оконечности форума, у памятника Гнея Баббия Филина. Также восстановили источник Лерна возле Асклепиона, бани, еще один источник западнее; при имп. Тиберии здесь устроили плавательный бассейн и палату с 6 бассейнами поменьше, а вскоре - еще одну большую баню. «Дом с источником» - самая сложная постройка юж. стои, т. к. он отделан мрамором разных цветов, а его вход выполнен «в антах»; мрамор (пентелийский, гиметский, кара) в К. был дорогой: римляне доставляли его из Афин.

Между форумом и Лехейской дорогой высились великолепные пропилеи с большой центральной и малыми боковыми арками (эпохи Августа); в базилике на Лехейской дороге, возможно, располагались судебные органы; здание в вост. конце форума, примыкающее к юж. стороне базилики Юлия, могло быть табулярием (архивом) или б-кой (построено при Августе, разрушено при Тиберии, восстановлено магистратом Баббием, поставившим и круглое здание между рим. храмами на зап. стороне форума).

В центре юж. стои в большой комнате с эллиптическими стенами (ок. 50 г. по Р. Х.) мог разместиться булевтерий (зал городского совета). В момент прибытия ап. Павла большую часть из 33 винных погребков в юж. стое уже заменили 10 адм. построек. В 3-м здании (с вост. конца), вероятно, размещалось руководство Истмийских игр (полы украшены мозаикой, изображающей нагих атлетов в венках из цветущего сельдерея и с пальмовыми ветвями в руках: они стоят перед Евтихией, покровительницей удачи). В 2 зданиях восточнее помещались руководители состязаний и награждаемые. Возле Кенхрейских ворот открыты руины церкви эпохи раннего христианства.

«Археология апостола Павла»

Фрагмент надписи с упоминанием «синагоги евреев»Фрагмент надписи с упоминанием «синагоги евреев» Ряд археологических памятников К. в библеистической лит-ре выделяют в особое направление - т. н. археологию ап. Павла, к-рая неразрывно связана с исследованиями античности - ведь во время посещения К. ап. Павлом город переживал строительный бум после учреждения здесь рим. колонии (44 г.).

Эпиграфика. «Синагога евреев»

Развитие исследований этого направления активизировало поиск памятников иудейской общины, одной из самых многочисленных и богатых в диаспоре. Когда в 1898 г. нашли фрагмент надписи с упоминанием «синагоги евреев» (опубл. в 1903), ее сразу сочли свидетельством проповеди ап. Павла. Но сам камень, судя по всему, более поздний, а на месте его находки, по дороге к Лехею, у подножия мраморной лестницы к пропилеям, синагога, построенная в более раннее время, располагаться не могла (ее помещают севернее, на месте более поздней синагоги). Все найденные в К. и его окрестностях надписи на древнеевр. языке собрали (1951-1976) и опубликовали (90-е гг. XX в.), однако это в основном надгробная эпиграфика христ. периода.

Надписи Эраста и Баббия

Ключевой для апостольской археологии стала находка текста на латыни. В К., восстановленном как рим. колония, обнаружена в основном лат. эпиграфика: из 104 надписей (с 44 г. до Р. Х. по нач. II в. по Р. Х.) найдено латинских 101, греческих только 3. В апр. 1929 г., во время расчистки каменного мощения городского театра (построен в V в. до Р. Х. северо-западнее форума; содержал ок. 14 тыс. мест в 55 рядов; римляне расширили его после 44 г. до Р. Х. или в 77 г. по Р. Х.), нашли на своем месте (in situ) часть плиты из серого известняка (65´ 225 см; 2 куска добавлены в 1928 и 1947 из др. частей театра) с надписью: ERASTVS-PRO-AEDILIT[at]E S-P-STRAVIT (Erastus pro aedilitate sua pecunia stravit - Эраст уложил это мощение на собственные средства в благодарность за эдильство). Дата мощения, ок. 50 г., хорошо сочетается с хронологией путешествий ап. Павла, к-рый в Послании к Римлянам упоминал казнохранителя города Эраста (Рим 16. 23). Случайное совпадение маловероятно: имя Эраст необычно и в др. надписях в К. не встречается; греч. слово «казнохранитель» отвечает именно должности эдила К. (единственная, регулярно переизбираемая в рим. колониях должность). Похожая надпись есть на пьедестале и эпистиле памятника Баббия в западной части форума: [C]N-BABBIVS-PHILINUS-AED[ILIS]-PONTIF[EX] D[E]-S[VA]-P[ECVNIA]-F[ACIENDVM]-C[URAVIT]-IDEMQVE-I IIVIR-P[ROBAVIT] (Гней Баббий Филин, эдил и понтифик, воздвиг сей памятник на собственные средства и был утвержден в официальной должности как дуовир). Баббий служил при имп. Августе, а Эраст - при Нероне.

Трибунал (бема)

Трибунал (бема) в Коринфе. Фотография. 2014 г.Трибунал (бема) в Коринфе. Фотография. 2014 г. Широко известен коринфский трибунал (бема), где ап. Павел стоял перед судом, защищая себя и свою христ. веру перед рим. проконсулом Галлионом (Деян 18. 12-17). Трибунал, платформа для чтения указов, объявлений и для разбора судебных дел, открыт в 1935-1937 гг. О. Брониром (Чикагский ун-т). Идентификация надежна, т. к. вблизи собрано 7 фрагментов надписи, текст к-рой реконструирован: «…он облицевал бему и собственными средствами оплатил расходы на весь мрамор», что совпадает с формулировками надписей Эраста и Баббия. Надпись датируют 25-50 гг. или правлением императоров Тиберия или Клавдия.

Здание трибунала, одно из самых великолепных в К., высилось на террасе юж. стои, над открытой площадкой нижней (северной) части агоры (во времена ап. Павла - форума), в центре линии средних торговых рядов, возле булевтерия. Слушатели стояли на 2,5 м ниже. Платформа вымощена голубым мрамором, опиралась на 2 такие же ступени и базу с изысканным профилем на белых мраморных ортостатах. Сзади и с обеих сторон платформу ограждала надстройка с пилонами из белого мрамора и с 3 проемами между ними; вдоль внутреннего края боковых ограждений шли скамьи голубого мрамора, им же была облицована стена. По обе стороны сооружения, на нижней агоре, высились прямоугольные экседры (служебные помещения) с облицованными мрамором лестницами, ведущими до верхней агоры, также с голубыми мраморными скамьями. Все это служило торжественным интерьером для выступавших с трибуны.

Важным для апостольской археологии К. является дискуссия об идентификации упомянутого в 1-м Послании к Коринфянам (10. 25) «торга» (μάκελλον, букв.- «мясной рынок»). Его связывали с сев. рынком (Ф. де Вале) или с юж. торговыми рядами (Бронир), где на одном из фасадов сохранилась надпись («мясник Луций»), а большинство лавок были связаны с колодцами-холодильниками. Раскопки, однако, доказали, что юж. ряды в нижней части уже в эпоху имп. Августа были заняты адм. помещениями, а в колодцы сбрасывали мусор из таверн. После раскопок 1985 г. к востоку от театра (под рук. Ч. К. Уильямса) дискуссия об идентификации «торга» возобновилась в связи с тем, что вблизи театра были раскрыты 2-3-этажные здания, в к-рых верхние этажи были жилыми, а нижние имели проемы на улицу для отпуска товаров, но не имели винных прилавков. Здания № 1 и № 3 были скорее торговыми, чем жилыми: здесь были широкие двери, а кухни слишком большие для нужд одной семьи. Собранные кости животных (черепа и нижние части конечностей) в углу и вокруг кухонных печей здания № 3 указывают на то, что это было место разделки туш. Датировка этого «мясного торга» временем ап. Павла, однако, не имеет основания - раскрытые здания относятся к периоду между землетрясением 77 г. и периодом правления имп. Адриана.

Был продолжен поиск остатков сооружений в районе возможных «Истмийских игр 51 года», к-рые в отличие от Олимпийских игр имели характер не столько спортивный, сколько религиозный. С проведением этих игр иногда связывали появление в К. ап. Павла, однако работы показали, что в Истмии (30 км от Ст. Коринфа) к сер. I в. по Р. Х. для панэллинских игр уже не было инфраструктуры, кроме стадиона и святилищ Посейдона и Палемона (их остатки с 1952 изучал Бронир).

Римские дороги

Во 2-й пол. ХХ в. была исследована дорожная сеть К. рим. времени. Главная улица (decumanus) - в направлении «восток-запад» (открыта в 50 м южнее подиума храма E, откуда шла вдоль юж. базилики; др. конец обнаружен северо-восточнее театра). Поперечная улица (cardo maximus) совпадала с дорогой, к-рая вела на север, к Коринфскому зал. и порту Лехей. Это была мощеная дорога с крытыми пешеходными тротуарами (ширина ок. 3,8 м), окруженная низкой стеной (с 394 г. до Р. Х.), обрамленная статуями и памятными колоннами. С зап. стороны дороги, напротив бань, располагался рынок с небольшими торговыми помещениями; часть их стояла и дальше вдоль дороги, а к западу располагалось более раннее торговое сооружение (V в. до Р. Х.). С дороги можно было подняться на агору по мраморной лестнице. Т. о., дороги из гаваней вели непосредственно в центр города.

Порты К.

Лехей - самый удобный порт города. Внутренние причалы (датировка дискуссионная) соединялись с внешней гаванью узкими каналами. В 1972 г. вблизи порта открыта часть раннерим. стои, а в 1976 г. рядом - еще одна стоя (I-II вв. по Р. Х.). К юго-востоку от порта обнаружен нимфей III-VI вв.

Кенхреи - 2-й порт, восточнее города и южнее Истмии. Отсюда ап. Павел отплыл в Сирию в начале 3-го миссионерского путешествия (Деян 18. 18); в Послании к Римлянам упоминается Фива, «диаконисса церкви Кенхрейской» (Рим 16. 1). Этот порт, построенный римлянами-колонистами (до 44 г. до Р. Х.; порт греч. эпохи располагался западнее), и тонкую прибрежную полосу исследовали 5 сезонов (1963-1968; ун-ты Индианы и Чикаго, ASCSA). Рим. порт не был велик, но был защищен большими волнорезами, длинными молами и пирсами, где располагались склады товаров, рыбные лавки, а также портовые святилища.

Вдоль западной стороны порта, среди нерегулярной торговой и жилой застройки, на выступе восточного мола, возможно, стоял храм Афродиты, а на почти прямоугольной оконечности мола высилась бронзовая статуя Посейдона. Примерно в 1 км к северо-востоку от порта найдена гробница римского времени (I в. по Р. Х.), надпись на которой содержит имя L. Castricius Regulus - одного из самых богатых и щедрых жителей К. римского периода, 1-го президента Истмийских игр римской эпохи.

Закат К. начался в III в., в т. ч. и из-за нападения герм. племени герулов в 267 г.

Ранневизантийский период

Превращение К. в христ. город произошло за столетие. До кон. IV в. археологи не находят в К. следов христианства: общественные здания и языческие храмы остаются в цветущем состоянии. Но в кон. IV в. следует серия землетрясений и вторжений варваров, после чего К. 50 лет лежал в руинах. Строительство во 2-й пол. V в. (императорской?) базилики в Лехее - одной из крупнейших в Греции отмечает начало христианизации, а 3 главных храма, появившиеся в VI в., указывают на то, что местное общество перенесло традицию эвергетизма (демонстративных актов щедрости) с языческих храмов на христ. церкви. В течение этих 100-150 лет христианство и язычество сосуществовали, терпимо относясь друг к другу, о чем свидетельствует ряд примеров синкретизма в ритуалах, символике, оформлении мест погребений и др.

I. Христианство и язычество в V-VI вв. Разрушение общественных зданий (театр, гимнасий) во 2-й пол. IV в., видимо, носило массовый характер; в V в. они были превращены в каменоломни, приспособлены под жилища, на их месте возникли кладбища или свалки. Фактически центр города полностью опустел (исключение - главная лестница форума, к-рый располагался на 2 уровнях, изначально разделявшихся торговым рядом (разрушен в кон. IV в., на его месте построили новую центральную лестницу)). Это последний крупный проект К.- языческие храмы, бани и стои уже не были нужны, хотя статуи все еще воздвигали. Однако примеров открытого отрицания прошлых верований и вражды к языческой культуре археология К. дает немного. Так, к ним можно отнести уничтожение лиц у статуй со жреческим убором из святилища Деметры и Коры (относится к V в.), а также на гидрии Осириса, причем в последнем случае на лбу одной из голов был начертан крест (головы скульптур сбросили в источник и дренажную канаву). Однако в целом наблюдается скорее толерантное отношение к языческим обрядам и родовым традициям.

Храм Посейдона в большом святилище Истмийских игр сохранял значение в IV в., хотя игры прекратились еще в III в. Его сполии, в т. ч. от разрушенного в 410-420 гг. храма, после нашествия Алариха использовали при укреплении Коринфского перешейка поперечной стеной (Гексамилион), а в VI в. новые сполии пошли на ее ремонт. Но части храма, включая группы статуй, были хорошо видны в V в., тем не менее христиане на них не посягали. Было разрушено святилище Деметры и Коры на склоне Акрокоринфа: оно процветало в IV в. и рухнуло от землетрясения в последние годы V в., причем горы обломков не разбирали и остатки сознательно не трогали, за исключением скульптур (найдены 3 головы статуй, лица к-рых намеренно сбиты).

Лехейская базилика. 2-я пол. V–VI в. Фотография. 2014 г.Лехейская базилика. 2-я пол. V–VI в. Фотография. 2014 г.

К югу от складов открыто святилище Иcиды (упом. в: Pausan. Descript. II 2. 3; Apul. Metamorph. 11). Здесь, в апсидной постройке, обнаружено более 100 панелей (еще неполностью распакованных после перевозки морем) для выстилки полов, где в технике opus sectile (с использованием разных по размеру шлифованных кусков мрамора и др. камней) выполнены сцены с аллегорическими изображениями Египта, Нила, мифологических персонажей; мозаики датированы ок. 370 г. Видимо, из этого же святилища происходит мраморная колонна, найденная недалеко, в христ. базилике у основания юж. мола Кенхрей,- т. н. колонна Оргии, на к-рой выбито слово «Orgia» (редкое имя богини Исиды, культ к-рой был распространен в городе вместе с культом Сераписа). Палеографически текст близок к надписям христ. кладбища V-VII вв.; возможно, жрецы Исиды продолжали открыто служить ей и после IV в.

В Асклепионе в слоях кон. IV в. обнаружены наслоения битого мрамора, известняка и следы пожара (до 0,7 м), поскольку камень здесь брали для вторичного использования и пережога на известь (горны открыты тут же). Но божеству продолжали приносить жертвы: среди вотивов выделяется ряд светильников кон. IV-V в., сохранившихся целиком и на своих местах. Ров для жертв возле храма (глубина 50-100 см) заполнен костями животных, обожженными камнями и целыми светильниками - остатками от обрядов жертвоприношений хтоническим божествам. Их совершали на данном участке и в сер. VI в., после полного уничтожения храма. Находки объясняются тем, что язычники почитали место, где видели присутствие божества, а не постройку на нем (мн. священные участки вообще не имели храмов, только алтари).

Особенно показательный пример религ. синкретизма дал «источник светильников» в районе гимнасия. До кон. IV в. здесь сохранялся комплекс бань, после обрушения которых возникли искусственные «пещеры», почитавшиеся священными до сер. VI в. В источнике найдены более 4 тыс. светильников (половина из них целые) сер. V - кон. VI в. (в основном кон. V - сер. VI в.). Это место обрядов, вероятнее всего, связано с культом нимф и бога Пана. Декор светильников насчитывает ок. 300 типов, почти все - позднерим. варианты, известные в К. Соответственно широко представлена и символика, в т. ч. крест и фигурки Эрота. Очевидно, это место почитали и христиане и язычники, что доказывают 4 граффити на лампах (самые выразительные: «Ангелам, живущим у сих вод») и надписи на скатанных в трубочку свинцовых табличках-заклинаниях (4 обнаружены в том же источнике). Подземный источник кон. V - нач. VI в. коринфяне, возможно, считали одновременно обителью нимф и ангелов. Воды «источника светильников», как и само святилище Асклепия, представлялись наделенными целительной силой и христианам и язычникам в V и даже в VI в. Возможно и другое объяснение: поскольку идея конфессиональной несовместимости чужда языческому сознанию, его носители возжигали лампады сначала Пану и нимфам, а затем - Богу христиан, к-рые в V в., видимо, оставались в К. в меньшинстве. Приношение лампад в святилище и возжигание светильников - один из широко распространенных обрядов древности, унаследованный христианством.

II. Первые христианские базилики. Во 2-й пол. V-VI в. преподносить дары Церкви стало обязанностью правителя и его окружения, что, возможно, и послужило стимулом для строительства храмов.

Лехейская базилика. ПланЛехейская базилика. План

Базилика, возведенная западнее Лехея, на берегу Истма,- одна из самых больших христ. базилик - ее длина 223,7 м, полы выстланы мраморной мозаикой (opus sectile), а стены покрыты мраморными панелями. Это 3-нефная эллинистическая базилика с трансептом и полукруглым перистилем в атриуме, П-образной алтарной преградой, солеей и амвоном. Строительство базилики может быть связано с культом мч. Леонида. Баптистерий Лехейской базилики, имеющий форму октагона с угловыми нишами, октагональную крещальню, притвор, вероятно, датируется более ранним временем и, возможно, был первоначально мартирием. Великолепный ордер колонн, капители, преграды интерьера из проконнесского мрамора - все свидетельствует (учитывая размер здания) об огромных затратах на строительство, к-рое могло быть оплачено имп. казной. Постройка датируется не позже 2-й пол. V в. благодаря монете имп. Маркиана (450-457), найденной в засыпке траншеи фундамента, но более поздние монеты свидетельствуют о том, что работы шли очень долго (верхняя дата - 525 г.). Три др. базилики, раскопанные в К. около гимнасия Кранейон, возле Кенхрейских ворот, в местности Скутела, и посвященная мч. Кодрату возведены в нач. VI в. (начало строительства Кранейской базилики некоторые относят к кон. IV в.). Они наполовину меньше Лехейской, но тоже большие и дорогие (полы и стены базилики Кранейон также выложены мрамором, в ней устроена роскошная погребальная капелла). Баптистерий Кранейской базилики имел план вписанного креста. На Акрокоринфе на месте святилища Афродиты после землетрясения 550/51 г. была построена небольшая 3-нефная базилика с баптистерием.

III. Христианские некрополи К. были исследованы в 1-й пол. XX в. Кладбища существовали в К. веками, и их изучение позволило археологам проследить смену представлений о загробном мире. Наиболее известны 3 крупных кладбища - возле заброшенных святилища Асклепион и источника Лерна, а также на месте святилища Деметры и Коры и у Кенхрейских ворот. Все 3 кладбища явно отличаются от языческих стандартным обрядом захоронения (ингумация в могилах с ориентировкой ногами к востоку и со скрещенными руками; «кровля» из черепиц над телами), но топография и практика размещения могил отражают толерантность, сохраняемую жителями К. по отношению к верованиям предков. «Общекоринфским» оказался и предметный мир: вещей в могилах христиан мало, но светильники те же, что приносили в Асклепион.

Базилика Кранейон. ПланБазилика Кранейон. План

Некрополь на месте святилища Асклепион и источника Лерна существовал с V до кон. VII в. Здесь изучены сотни небогатых могил с погребениями (включая небольшие шахтные гробницы в скале). Собраны христ. эпитафии (более 60, в основном переотложенные), но точная датировка их затруднена. Кладбище заняло территорию к западу от святилища и часть неудобного склона к северу, возможно из-за нежелания пересекать границу священного участка. Ранее полагали (Вале, К. Рёбук), что это должно было указывать на страх похоронить христианина в нечистом месте и на определенный вызов язычникам, для к-рых погребение в храме или в городе было кощунственным актом. Однако скорее всего хотели сохранить юридически обозначенную, но на местности уже невидимую границу участка древней святыни, все еще почитаемой частью жителей К.

На участке святилища Деметры и Коры погребения уже выходят за его пределы, возможно, потому, что на Акрокоринфе кладбища возникли еще в эпоху эллинизма, и сразу после уничтожения святилища, в кон. IV в., могилы устраивали на его территории. Христианскими считают 29 могил V-VII вв. без эпитафий и почти без инвентаря на основе сходства погребального обряда с обрядом на кладбище у святилища Асклепион и источника Лерна. Состав погребений (14 женских, 12 детских и 2 муж. могилы) указывает на сохранение (даже после исчезновения статуй и храма) представления о связи этого места с божествами плодородия, деторождения и сельского хозяйства. Христиане считали это место если не священным, то все же пригодным, имевшим известные преимущества для погребения умерших.

Кладбище базилики Кранейон, расположенной у Кенхрейских ворот, восходит к дорим. времени и существовало даже после возведения базилики в нач. VI в. Здесь обнаружены баптистерий, погребальная камера, превращенная в кладбищенскую церковь или часовню, и очень много могил. Возможно, постройка связана с памятью раннего христ. святого или мученика и освящала участок погребений богатых и благочестивых коринфян, чьи могилы выделяются составом погребального инвентаря. Особенностью христ. эпитафий, найденных в К., является частое указание на профессию покойного, а также сообщение о покупке участка для погребения.

IV. Почитаемые погребения. Ряд персональных гробниц был открыт в базилике мч. Кодрата (кон. V в.) и в святилище Палемон на Истме (разрушено в кон. IV в.). В первом случае в погребальную камеру в центральном нефе базилики (кафедральной церкви К.?) сквозь пол была выведена бронзовая трубка - вероятно, для возлияний на тело епископа. Такой способ известен во многих древних гробницах римского мира, а сама практика возлияний на усопших или в их честь - один из древнейших погребальных обрядов. Применение обряда для погребения епископа указывает на высокий уровень синкретизма религ. верований.

Погребение в древнем святилище Палемон находилось в бетонном подиуме с арочным проемом, ведущим в туннель, который соединял храм с древнейшей подземной камерой, где, согласно традиции, покоилось тело мифического персонажа. Новая могила была врезана (нач. V - сер. VI в.) в бетон подиума рядом с туннелем; в нее поместили деревянный гроб с телом женщины, украшенный гипсом, а вход в могилу заложили камнем на растворе. Те, кто сооружали могилу, не использовали туннель, но самим расположением отметили связь могилы со священной камерой. Знатная дама (в погребении найдены височные кольца и ожерелья), вероятно, была христианкой, к-рая пожелала использовать древние предания, чтобы указать на свой высокий статус, т. е. сочла погребение в полуразрушенном святилище Палемон вполне почетным.

Изобразительное искусство ранневизант. К. известно значительно хуже. Сохранились мозаики в технике opus sectile, в т. ч. на полу и стенах Лехейской базилики и в т. н. агиасме, фрагменты скульптурной архитектурной декорации и статуя Доброго Пастыря (в Византийском музее в Афинах). В юж. части трансепта Лехейона найдены фрагменты аниконической орнаментальной живописи, похожей на роспись коринфских склепов.

Археология средних веков

Переход к средним векам в К. оказался достаточно плавным. Город сохранял позднерим. облик, невзирая на утраты рубежа IV и V вв., когда были разобраны колоннады юж. стои и храма E, базилика на Лехейской дороге, юж. базилика, а часть гражданских зданий пришла в упадок (роскошный дом за торговым рядом на дороге в Лехей, постройка позади полукруглого здания на противоположной стороне дороги). Большинство сооружений все же использовали и ремонтировали (юго-вост. здание; базилика Юлия; сев.-вост. торговые ряды; дорога в Лехей и главные здания на ней; источник Пирена; центральная лестница и фонтаны), приспосабливая под новые функции: перибол Аполлона и базилика Юлия были превращены в церкви, юго-вост. здание, бывшее городским архивом, стало дворцом архиепископа.

Базилика Юлия. 54–44 гг. до Р. Х.Базилика Юлия. 54–44 гг. до Р. Х.

Христиане (в отличие от язычников) не использовали вторично ни сполии, ни здания целиком. Агора сохранилась, но потеряла имперский размах: единый ряд юж. стои сменили не столь грандиозные ряды малых построек, более свободно стоящих и архитектурно разнообразных. Между верхней и нижней агорами, ранее разделенными линией центральных торговых рядов с регулярными проходами, теперь можно было двигаться свободно по нерасчлененной центральной лестнице.

Трибунал (бема), не изменившись внешне, уже не был связан с линией центральных рядов и общей системой агоры, хотя остался уникальным центром зоны, ее самым заметным элементом.

Долго считалось, что в VII-VIII вв. К. опустел после прихода аваров (586-587). Археологи показали, однако, что город выжил и до сер. VII в. оставался важным центром Византии (затем его захватили болгары, вскоре изгнанные имп. Константом II Погонатом (641-668)). Но полного запустения опять не произошло - археологи обнаружили следы ремонтов мн. зданий (дом севернее перибола, трибунал) и нового скромного строительства в нач. VII в., хотя это и было временем упадка К. Труднее выявить развитие кладбищ и большие вертикальные планировки. Нек-рые храмы на зап. террасе исчезли, юж. стоя частично разрушена, как и центральная лестница; верхняя агора утратила архитектурную монументальность, а ее зап. части заняли кладбище и каменоломня. В сер. VII в. на месте дорического храма рядом с агорой с использованием сполий была построена небольших размеров 3-нефная базилика с нартексом, граненой апсидой и пастофориями, прежде не встречавшимися в К. Над источником Лерна в VII в. строится парекклисион агиасмы. Не позднее кон. VII в. дом севернее перибола разрушился, и даже руины успели зарасти, однако нижняя агора и базилика Лехейон еще функционировали. Кладбищ этого времени в центральной зоне или рядом с ней отмечено не менее 7: в зап. конце юж. стои и в юж. краю зап. торговых рядов; внутри и северо-восточнее Пирены; в юго-вост. части юж. базилики. В IX в. они появились вокруг бемы, в сев. конце зап. террасы, на месте храма E и вокруг него, в районе полукруглой постройки и в вост. конце сев. рынка. Отдельные могилы известны у базилики Юлия, перед юго-восточным зданием, западнее храма Аполлона и др. Погребения не отличаются от более ранних: имеют черепичные перекрытия и обычно носят семейный характер. Известны 2 сводчатых сооружения, но они более поздние (использовались до XIII-XVI вв.). C сер. VII и в VIII в. жизнь в городе опять наладилась, хотя слои почти не содержат монет 668-802 гг., в то время как до и после этого периода нумизматический материал обилен. Это, вероятно, можно объяснить общим упадком экономики Греции.

Амфора. 590 г. до Р. Х. (Коптский музей, Коринф)Амфора. 590 г. до Р. Х. (Коптский музей, Коринф)

Благодаря хорошо защищенной крепости Акрокоринф К. становится центром фемы Эллада, впервые упомянутой под 695 г.

I. 1-я половина средневизант. периода (802-1057) в К. изучена лучше, чем более поздний период. Ко времени, когда город был столицей фемы Пелопоннес (в кон. X в. вновь объединился с фемой Элладики в фему Эллада), относятся мн. следы экономического оживления К.: на Акрокоринфе был размещен гарнизон во главе со стратегом, на печатях встречаются имена и должности военачальников, чиновников, епископов. В археологических слоях резко возрастает количество монет (включая клады времени имп. Романа I Лакапина (919-944)) и надписей. Развивается производство керамики, в надписях упоминаются «пурпур», бумага, оружие, стекло.

Археологи, однако, находят очень мало следов строительства. Старые городские здания не разбирались, но приспосабливались для новых целей. Дорога в Лехей постепенно утрачивала колоннады и др. конструктивно-декоративные элементы, однако в этот период была сооружена ступенчатая рампа через Пропилеи. Прекрасный дом VI в. (севернее перибола) был уже разрушен, зато дом, построенный восточнее Пирены, не уступал ему в интерьере. Источник Пирена не снабжал город водой, его архитектурное обрамление включало маленькую церковь. На нижней агоре более не было церкви в базилике Юлия, в сев.-зап. торговых рядах размещалась администрация. Пространство рынка осталось открытым, на месте трибунала стояла церковь. Застройка зап. террасы изменилась еще больше: хотя остатки мн. рим. храмов еще были видны, рядом были поставлены керамические горны. Верхняя агора постепенно застроилась, строительство шло также за линией зап. террасы, особенно к югу от нее. В Х в. были реконструированы некоторые здания, а в проходе от двора перед Лерной к Асклепиону была поставлена новая часовня (ок. 900). В нач. X в. над рим. рострами была возведена ц. ап. Павла в виде зального храма (в воспоминание о его допросе на трибунале), в XI в. к ней были пристроены 2 нефа, так что все здание приобрело форму базилики в технике клуазонне (с использованием большого количества камня). К X в. относится мон-рь ап. Иоанна Богослова с 3-нефной базиликой, возведенной в той же технике, и известные только по надписям на печатях церкви Пресв. Богородицы, великомучеников Феодоров и Христа Спасителя.

II. Во 2-й пол. средневизант. периода (1059-1210), после нового кризиса, у К. были тесные торговые отношения с Венецией, Генуей, Пизой, что подтверждают клад, состоявший из множества визант. монет 1036-1067 гг. с добавлением 69 вост. монет и монеты крестоносцев 1095 г., обнаруженный в районе театра, раскопанные клады времени имп. Исаака I (1057-1059) и Алексея I Комнинов (1081-1118), а также относящиеся к походу (1147) на Грецию сицилийского кор. Рожера II (4 клада времени имп. Мануила I Комнина, 1143-1180).

В этот политически сложный период в К. шло очень активное строительство. Первое большое здание построено в эпоху Алексея I на зап. стороне нижней агоры, перед террасой (прежде здесь был ряд храмов, многие из к-рых еще стояли), линия лавок появилась в центре юж. части нижней агоры. В сер. XII в., после разграбления города Рожером II, при Мануиле I, эти здания заменены новыми, в зап. краю нижней агоры, прямо на руинах, возведен мон-рь, а на руинах лавок у трибуны - дворец с лоджией. Особенно активно застраивалась открытая площадь агоры, в центре к-рой остался лишь небольшой участок, окруженный лавками, постоялым двором, таверной, адм. зданием, церковью и мон-рем. От него во всех направлениях расходились торговые улицы с мастерскими, банями, жилищами, со зданиями смешанных функций. У коринфян уже не было ни сил, ни нужды поддерживать торжественную архитектуру площадей прошлого или ставить памятники, они переселялись из предместий в тесный центр города, где жили без всякой роскоши.

Когда после взятия К. Рожером II в 1147 г. на Сицилию были увезены ремесленники, начинается экономический упадок города, связанный также с оживлением пиратства. Судья (претор) фем Эллада и Пелопоннес был перемещен в Афины, а К. остался лишь адм. центром округа. В 1203 г. военачальник Лев Сгур поднял восстание против императора, через год скрылся от крестоносцев на Акрокоринфе. После его гибели и взятия города большая часть жителей покинула К., и он окончательно утратил свое прежнее значение. (О периодах лат. и тур. владычества в К. см. в ст.: Коринфская, Сикионская, Земенская, Тарсская и Полифенгская митрополия.)

Лит.: Shear T. L. Excavations in the Theatre District and Tombs of Corinth in 1929 // AJA. 1929. Vol. 33. N 4. P. 515-546; idem. The Roman Villa. Camb., 1930. (Corinth; 5); Fowler H. N., Stillwell R. Introduction: Topography, Architecture. Camb., 1932. (Corinth; 1/1); Waele F. J., de. The Sanctuary of Asklepios and Hygieia at Corinth // AJA. 1933. Vol. 37. N 3. P. 417-451; idem. The Fountain of Lerna and the Early Christian Cemetery at Corinth // Ibid. 1935. Vol. 39. N 3. P. 352-359; Morgan C. H. The Byzantine Pottery. Camb., 1942. (Corinth; 11); Shelley J. M. The Christian Basilica Near the Cenchrean Gate at Corinth // Hesperia. 1943. Vol. 12. N 2. P. 166-189; Roebuck C. The Asklepieion and Lerna. Princeton (N.J.), 1951. (Corinth; 14); Broneer O. The South Stoa and Its Roman Successors. Princeton, 1954. (Corinth; 1/4); idem. Temple of Poseidon. Princeton, 1971. (Isthmia; 1); idem. Topography and Architecture. Princeton, 1973. (Isthmia; 2); Scranton R. L. Mediaeval Architecture in the Central Area of Corinth. Princeton, 1957. (Corinth; 16); Weinberg S. S. The Southeast Building: The Twin Basilicas, the Mosaic House. Princeton, 1960. (Corinth; 1/5); Blegen C. W., Palmer H., Young R. S. The North Cemetery. Princeton, 1964. (Corinth; 13); Hill B. H. The Springs: Peirene, Sacred Spring, Glauke. Princeton, 1964. (Corinth; 1/6); Garnett K. S. Late Roman Corinthian Lamps from the Fountain of the Lamps // Hesperia. 1975. Vol. 44. N 2. P. 173-206; Williams C. K. Corinth 1977: Forum Southwest // Ibid. 1978. Vol. 47. n 1. P. 1-39; Biers J. C. The Great Bath on the Lechaion Road. Princeton, 1985. (Corinth; 17); Jordan D. Inscribed Lamps from a Cult at Corinth in Late Antiquity // HarvTR. 1994. Vol. 87. N 2. P. 223-229; Ivison E. A. Burial and Urbanism at Late Antique and Early Byzantine Corinth (c. AD 400-700) // Towns in Transition: Urban Evolution in Late Antiquity and Early Middle Ages / Ed. N. Christie, S. T. Loseby. Aldershot, 1996. P. 99-125; Bookidis N., Stroud R. S. The Sanctuary of Demeter and Kore: Topography and Architecture. Princeton, 1997. (Corinth; 18/3); Rothaus R. M. Corinth, the First City of Greece: An Urban History of Late Antique Cult and Religion. Leiden; Boston, 2000; Williams C. K. II, Bookidis N., ed. Corinth: The Centenary, 1896-1996. Princeton; Athens, 2003. (Corinth; 20); Schowalter D., Friesen S. J., ed. Urban Religion in Roman Corinth: Interdisciplinary Approaches. Camb. (Mass.), 2005; Weaverdyck E. J. From Pagan to Christian: An Archaeol. Study of the Transformation of Corinth in Late Antiquity // Classics Honors Projects. 2007. [N 8] (Электр. ресурс: digitalcommons.macalester.edu/classics_honors/8/); Friesen S., Daniel N., Schowalter D., Walters J., ed. Corinth in Context: Comparative Studies on Religion and Society. Leiden; Boston, 2010; Rife J. L. The Roman and Byzantine Graves and Human Remains. Princeton, 2012. (Isthmia; 9); Slane K. W. Tombs, Burials, and Commemoration in Corinth's Northern Cemetery. Princeton, 2013. (Corinth; 21); Friesen S. J., James S. A., Schowalter D. N., ed. Corinth in Contrast: Studies in Inequality. Leiden; Boston, 2014.
Л. А. Беляев
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВЕРРИЯ город в обл. Македония (Греция) и митрополия Элладской Православной Церкви
  • АБУ-МИНА руины «города паломников» в пуст. Марьют
  • АВЕРКИЯ (ИЕРАПОЛЬСКОГО) ЭПИТАФИЯ самая ранняя идентифицированная христианская надпись
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата
  • АККО морской порт и крепость севернее мыса Кармель (Израиль)
  • АЛЕКСАНДРИЯ центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в зап. части дельты Нила
  • АЛЬБАНЫ САРКОФАГ один из первых (ок. 270 г.) христ. саркофагов в Европе