(† не позднее 1477), прп. (пам. 18 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), основатель и 1-й игумен Космина Яхренского (Яхромского) в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря.
Житие К. («Житие и жизнь новаго чюдотворца, иже на Яхрени. Творение Григория смиреннаго Суждаля града обители преподобнаго Еуфимия», нач.: «Должни есмы проповедати человеколюбие Божие…»), единственный источник сведений о преподобном, было создано иноком Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря Григорием, по-видимому в 50-60-х гг. XVI в. (см. Григорий Суздальский). В наст. время известны 5 списков Жития К. Начало изучению памятника положил в XIX в. П. М. Строев. Он отметил, что Житие К. не вошло в Великие Минеи-Четьи св. митр. Макария и почти не содержит фактической информации (Строев. Словарь. С. 72). Архиеп. Филарет (Гумилевский) в 1862 г. указал список Жития 2-й четв. XVII в. (РНБ. Ф. 573. Собр. СПбДА. № 277, далее: Д; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 111-112). В. О. Ключевский в исследовании о Житиях русских святых, кратко охарактеризовав сочинения Григория, обратил внимание на список Жития XVII в.- Погодинский (РНБ. Погод. № 729, далее: П; Ключевский. Древнерусские жития. С. 284). Скептически оценивая достоверность памятника, историк заключил, что в нем «среди словообильных и напыщенных назиданий и размышлений, путающих ход рассказа, с трудом можно уловить две-три ясные биографические черты» (Ключевский. Древнерусские жития. С. 286). Н. П. Барсуков представил сведения о Епархиальном списке 3-й четв. XVII в. (ГИМ. Епарх. № 493, далее: Е; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 319), архим. Леонид (Кавелин) об Уваровском списке 1-й трети XVII в. (ГИМ. Увар. № 1006, далее: У; Леонид (Кавелин), архим. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания гр. А. С. Уварова. М., 1893. Ч. 2. С. 428). Также известен список А. С. Волынского 2-й пол. XVII в. (РНБ. Погод. № 642, далее: В).
В 1883 г. Ф. Павлинский опубликовал пересказ Жития по неизвестному в наст. время списку XVIII в. из б-ки Космина мон-ря (вероятнее всего, эта рукопись, содержащая список Жития К. и службы ему, была написана при имп. Елизавете Петровне). Пересказ дополнялся сведениями, почерпнутыми из неких «преданий», а также фрагментами службы и пояснениями самого Павлинского (Житие. 1883. С. 249-256; к числу таких пояснений можно отнести не сопровождавшиеся ссылками на источники и лит-ру указания на основание Космина Яхренского муж. мон-ря «приблизительно в 1482 году» и на 1513 г. как на дату кончины преподобного; см.: Там же. С. 254-255). Этот список еще в нач. ХХ в. хранился в Косминой обители (Монастыри. 1906. С. 113).
Первое специальное исследование Жития К. предпринял В. А. Колобанов. Он привлек к изучению и описал списки П, У и Е, списки Д и В ему известны не были. Исследователь пришел к выводу о первичности списка П, который, по его мнению, стоит ближе к архетипу памятника. Также Колобанов указал на случаи привлечения летописного материала к написанию Жития (Колобанов. 1975-1976). Наблюдения Колобанова уточнил и дополнил А. С. Усачёв, осуществивший научную публикацию Жития по всем 5 спискам: в основу был положен список У, к-рый, как установил исследователь, сохранил древнейший текст Жития (Усачев. Житие. 2011. С. 92-106; Он же. Списки и источники. 2011. С. 28-31). Согласно исследованию Усачёва, в основу Жития было положено «Слово похвальное» прп. Варлааму Хутынскому, написанное в XV в. Пахомием Логофетом (ср.: Житие Варлаама Хутынского в двух списках. СПб., 1881. С. 97-105); его материал дополнен летописными данными (напр., рассказом о приходе ап. Андрея Первозванного на Русь), а также рассказами о жизни и 2 чудесах преподобного. Для Жития К. характерны обороты и композиционные приемы, отличающие проч. сочинения Григория («Слово похвальное» рус. святым, Жития Евфросинии и Иоанна Суздальских) (Колобанов. 1975. Вып. 1. С. 119-121, 123; Усачев. Списки и источники. 2011. С. 30).
В известных источниках XVIII в. содержится упоминание о бытовании «издревле» в Космином мон-ре «письменной» службы К. (Голубинский. Канонизация святых. С. 443). Вероятно, речь шла об известной Павлинскому службе по рукописи XVIII в., в к-рую наряду с Житием К. был помещен и «канон преподобному смиреннаго Геласея» (Житие. 1883. С. 250). Согласно предположению прот. В. В. Косаткина, речь могла идти об авторстве службы митр. Крутицкого Геласия (1589-1601), имя к-рого имеется в синодике Космина мон-ря (Монастыри. 1906. С. 113).
Гипотетически время жизни К. можно отнести к 1-й пол.- сер. XV в., при этом нельзя исключать, что святой род. во 2-й пол.- кон. XIV в. К. происходил «от предел великаго Богом спасаемаго града Владимира». Судя по тому, что, согласно тексту Жития, К. еще в юности был отдан в услужение к «господину», у к-рого «родителя его питаста», можно полагать, что он происходил из незнатного рода. Со ссылкой на некое «предание» Павлинский писал о происхождении «господина» К. из рода бояр Секириных (Житие. 1883. С. 251). «Господин... любляше зело праведнаго отрока», учил «его книгам и прочим премудростям» (Усачев. Житие. 2011. С. 96), но через нек-рое время тяжело заболел. К. сопровождал его в поездках по Руси в поисках исцеления. По Житию, «при источнице Яхрень зовомы и Шахматица нарицаемо» К. явился образ Богоматери; святой также увидел необычный свет в «полугоре» и услышал голос, повелевающий поставить церковь на месте явления иконы (согласно более позднему источнику - Сказанию об образе Богоматери Яхромской (Яхренской), помещенному в сборник, составленный сторожем кремлевского Благовещенского собора С. Ф. Моховиковым в 1714-1716,- явление иконы состоялось 14 окт. 1482; см.: Щенникова. 2002. С. 56). После исцеления благодаря чудотворной иконе «господина» отрок покинул его дом, взяв с собой явленный образ, к-рый всегда «имел с собою, храняща его от всякия неприазненыя вещи».
Некоторое время, согласно Житию, К. пребывал в Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра), в к-ром святой «преспеваше… разумом в подвизех простираяся и в пощении» (Усачев. Житие. 2011. С. 96-97, 99-100). Возмужав, К. вернулся на Яхрень и здесь по Божию знамению («лучю божественую сияющу») «поставил церковь Божию и проименова ю во имя пренепорочныя Божия Матере честнаго и славнаго Ея Успения по образу явльшемуся» (Там же. С. 100). Точная дата основания мон-ря не установлена. Известно лишь, что между 1464 и 1473 гг. обитель уже существовала. Этим временем датируется наиболее ранний документ, относящийся к этому мон-рю,- меновая грамота вел. кн. Иоанна III Васильевича и митр. Филиппа I. В ней среди митрополичьих владений, отходивших вел. князю, упомянуто «сельцо» «у Кузьмина монастыря» во Владимирском у. (АФЗХ. Ч. 1. С. 131-132. № 149; Ефимова. 2002. С. 247). Поскольку в грамоте фигурирует «Кузьмин» мон-рь, можно предположить, что скорее всего К. ко времени составления документа уже не было в живых. По нек-рым поздним источникам (напр., в перечне рус. святых XIX в.), К. скончался в 1492 г. (7000 г. от сотворения мира) (РНБ. ОЛДП. Q. 862. Л. 118), однако ранние источники точных дат не содержат. Поэтому кончину К. можно отнести к периоду не ранее сер. 3-й четв. XV в. (Усачев. 2010). В любом случае его кончина относится ко времени не позднее 1477 г.: под этим годом в качестве игумена Космина мон-ря упоминается Пахомий; ему, вероятно, наследовал Протасий, о котором сообщается под 1500 г. (Строев. Списки иерархов. Стб. 683). Т. о., можно предположить, что К. жил (и соответственно основал Космин мон-рь) не позднее 70-х гг. XV в.
Согласно преданию XIX в., К. был удостоен дважды чудесного явления иконы Божией Матери: в обители праздновали явление иконы Успения (9-я пятница по Пасхе) и явление Яхромской иконы Божией Матери (14 окт.). Опись нач. XX в. среди древних святынь Яхренского мон-ря первой называет икону Успения длиной 9 вершков (ок. 40,5 см) и шириной 6 вершков (ок. 27 см), вставленную в ростовую икону XIX в. с изображениями К. и свт. Митрофана Воронежского (не сохр.). Второй образ, названный в описи «Яхромская Богоматерь»,- изображение Пресв. Богородицы с Младенцем по типу «Умиление» на серебряном ковчеге-мощевике (Владимиро-Суздальский музей-заповедник) под литым окладом, к-рый, по мнению исследователей, вместе с окладом был выполнен в кон. XV-XVI в.
С именем К. в научной лит-ре связывается происхождение и бытование иконы Божией Матери (2-я пол. XIV в.) из кремлевского Успенского собора. Согласно мнению Л. А. Щенниковой, этот образ мог являться семейной иконой либо К., либо его «господина» (исследовательница считает, что икона была привезена в Москву в царствование Алексея Михайловича; см.: Щенникова. 1997. С. 59-60).
Почитание К. началось не позднее сер. XVI в. К этому времени относится составление Жития К. В современном Житию «Слове похвальном» рус. святым, написанном также иноком Григорием, К. упомянут вместе с Ростовскими святыми: «Ублажаю чюднаго Феодора и дивнаго Павла и Козьму славнаго и пречюднаго. О вы, звезды Ростовъскиа, овоже сей Владимерская похвало, иже на Яхрени» (Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского // АиО. 1997. № 2(13). С. 139).
Нельзя исключить и того, что почитание К. началось ранее: по предположению Т. В. Николаевой, одним из лиц, изображенных на иконе-мощевике нач. XVI в. (согласно датировке исследовательницы), являлся К., а сама икона могла быть заказана ктиторами Козьмина мон-ря (Николаева Т. В. Икона-мощевик Успенского Козьмина мон-ря на р. Яхрени // ПКНО, 1979. Л., 1980. С. 326-336).
В Житии святого описаны 2 чуда от мощей К. Один из жителей дер. Зерново (Зерзнево, ныне Зернево) страдал «исступлением ума» и не узнавал своих родных. Его привели к мощам преподобного, после 4-дневного пребывания у гробницы К. больной исцелился. Сын жившего при мон-ре работника Стефан впал в расслабление, его принесли к гробнице святого, после молитвы отрок получил исцеление.
Рака над мощами святого находилась в ц. Параскевы Пятницы, упоминаемой в описи 1619 г. («на раке образ писан чудотворца Козмы» - РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723а. Л. 55 об.). В 1657 г. на месте деревянных храмов в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя Параскевы Пятницы на средства, пожалованные царем Алексеем Михайловичем (300 р. и 100 пудов железа), был построен каменный Успенский собор, в к-ром раку святого поставили около юж. дверей.
Имя К. внесено в монастырский синодик XVII в.,- как указал Н. С. Стромилов, около имени преподобного в рукописи «украшения травчатаго письма, т. е. рисованы вокруг клейма цветы и листья» (Козьмина мон-ря синодик. 1884. № 5. С. 1; также см.: Монастыри. 1906. С. 113).
В XVII в. наилучшего состояния Яхренский мон-рь достиг в период деятельности игум. свт. Митрофана (1666-1675; впосл. епископ Воронежский) (Ефимова. 2002. С. 248-251). К этому времени относятся все известные списки Жития К. и по крайней мере один список канона К. (РНБ. Солов. 182/182. Л. 173-176).
Вероятно, в XVII в. почитание К. уже вышло за пределы Космина монастыря. Так, согласно тексту вкладной записи 1666 г. в рукописи, содержащей Житие К. (П), «старица инока скиница княгиня Палагея Борисова» по «родителех на вечной поминок» вложила эту книгу в московский в честь Вознесения Господня мужской монастырь (РНБ. Погод. № 729. Л. 1-105).
В 1-й пол. XVIII в. почитание К. было не столь распространено, это, по всей видимости, было связано с утратой былого значения Космина мон-ря: как «малобратственный», он временно был приписан к синодальному Никольскому Волосову мон-рю (1726-1727) (Ефимова. 2002. С. 251). Житие К., по-видимому, не переписывалось. Возможно, в обители к этому времени либо уже не было списка чудес преподобного, либо они не были известны братии. Так, в 1744 г. последовал указ имп. Елизаветы Петровны по всем епархиям предоставить сведения о мощах, хранящихся «под спудом». В своем ответе игумен Космина монастыря Иаков сообщил, что К. «издревле» совершалась служба 14 окт. (текст службы хранился в мон-ре), а о чудесах этого святого ничего не известно (Голубинский. Канонизация святых. С. 443-445). На этом основании Е. Е. Голубинский заключил, что «о начале местного празднования ему ничего не может быть сказано» (Там же. С. 151).
Во 2-й пол. XVIII в., по-видимому, интерес к К. возрос, в мон-ре не позднее 1775 г. был известен список XVIII в., содержавший Житие, чудеса и службу, к-рым воспользовался Павлинский (см.: Житие. 1883. С. 249-250). Возможно, написание полного списка Жития и чудес К. было связано с запросом имп. Елизаветы. Учитывая то, что монастырь к тому времени не располагал достаточными сведениями о К., можно полагать, что для создания данного списка привлекались материалы, хранящиеся вне обители. Вероятно, был привлечен суздальский список Жития из б-ки Спасо-Евфимиева мон-ря, с которым Яхренская обитель, судя по всему, в XVI-XVIII вв. поддерживала контакты (ср. указание на переписывание в XVII в. Жития К. ризничим Косминской обители «старцем Феоктистом суждальцем» - запись на л. 123 об. ркп., содержащей П, переписку между бывш. косминским игуменом еп. Воронежским Митрофаном и спасо-евфимиевским архим. Варлаамом в нач. XVIII в., наличие имен игуменов Спасо-Евфимиева мон-ря в синодике Косминского мон-ря - Монастыри. 1906. С. 50, 113; Усачев. Списки и источники. 2011. С. 28. Примеч. 28).
На почитание К. в XVII-XIX вв. указывает включение его имени под 14 окт. (представленная в поздних источниках дата явления образа Пресв. Богородицы К.) и 18 февр. (дата преставления К., содержащаяся в его Житии) в святцы, описания святых и иконописные подлинники этого времени (см., напр.: РНБ. Тит. № 94. Л. 17; № 3116. Л. 19 об.; № 3117. Л. 40; № 4765. Л. 142; ОЛДП. О. 21. Л. 58; Q. 862. Л. 118; Вяз. О. 87. Л. 81; Мих. Q. 532. Л. 229 об.; Тиханов. № 279. Л. 20; ОСРК. О.I.504. Л. 63). В ряде случаев (РНБ. ОЛДП. Q. 862. Л. 118; Мих. Q. 532. Л. 229 об. и др.). К. упоминается в перечне святых «града Юрьева Польского», также в числе Вологодских (РНБ. ОЛДП. О. 21. Л. 58) и Ярославских (РНБ. Вяз. О. 87. Л. 81) святых.
16 авг. 1865 г. в обители был освящен придельный храм во имя К. (Житие. 1883. С. 259). Согласно описи 1906 г., в мон-ре хранилась икона с изображениями К. и свт. Митрофана (последний был канонизирован в 1832), шитый шелком образ К., который, по описи, находился в Древлехранилище Братства св. Александра Невского во Владимире (Монастыри. 1906. С. 111; Щенникова. 2000. С. 169-170).
В рукописном тексте XIX в. (не позднее 1886) «О мощах угодников, почивающих в киевских пещерах, и о святых угодниках Российских, которых имена не помещены в месяцеслове» «Козьма преподобный» упомянут в числе тех «угодников святых, коих время памяти неизвестно» (РНБ. Тит. № 2727. Л. 71 об.).
В 80-х гг. XIX в. по просьбе жителей с. Зернева (Зерзнева) Суздальского у., считавших К. «своим уроженцем», епархиальное начальство учредило в 9-ю пятницу по Пасхе крестный ход с чудотворной иконой Успения Божией Матери из мон-ря в село для освящения домов местных жителей. В 1923 г. мон-рь был закрыт, возобновлен по постановлению Синода от 27 дек. 1996 г. В 2008 г. над трапезной Никольского храма архиеп. Владимирский и Суздальский Евлогий освятил придел во имя К. и свт. Митрофана. В наст. время мощи святого находятся «под спудом» в Успенском соборе Яхренского мон-ря.
Согласно Житию, «бе же видение блаженнаго благообразно: имея велию главу, лице бледо, велика брада, власы русы, черьвлению украшен, добрыма очима, чело имея высоко…» (Усачев А. С. Житие Козьмы Яхренского // ДРВМ. 2011. № 1(43). С. 101). Это описание повторялось иногда в иконописных подлинниках, где с посл. четв. XVII в. известна традиция уподобления внешности К. под 14 окт. облику прп. Сергия Радонежского, а под 18 февр.- облику прп. Варлаама Хутынского: «...брада Сергиева в прожелть, брада доле пояса» (БАН. Арханг. № 205. Л. 85; см. также: РНБ. Тит. № 3116. Л. 19 об.; БАН. Строг. № 66. Л. 43 об., 82 об.); «...подобием рус изжелта и мало надсед, брада до пояса аки Варлаама Хутынскаго, подоле, на конец подвоилась, ризы преподобническия, ряска вохряная, руки молебны» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 46-47); «...аки Варлаам Хутынский надсед изжелта, ризы преподобническия, брада до пояса, на конец раздвоилась, ряска» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 124 об.; см. также: РНБ. Тит. № 4765. Л. 142; Погод. № 1931. Л. 113; Большаков. Подлинник иконописный. С. 74).
Изображения К. существовали в основанном им мон-ре, вероятно, уже в XV в., но сохранившиеся немногочисленные образы относятся к более позднему времени. Согласно монастырской описи 1665 г., у юж. дверей Успенского собора помещалась гробница святого, над ней - «ветх гораздо» образ К., обложенный медью, с серебряными венцом и сенью с камнями (очевидно, он упом. в более ранних описях деревянной ц. вмц. Параскевы Пятницы - РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723-А. Л. 55 об.; РГАДА. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 157. Л. 7). На гробнице находилась «пелена образ чудотворца Козмы шит золотом и серебром… круг венца обнизь жемчугом и около Живоначальныя Троицы обнизь жемчужная же, около пелены опушка шита золотом, чудотворцев тропарь и кондак, покров обложен дорогами двоеличными…» (Козьмина монастыря синодик, вкладная книга и его описи XVII в. / Подгот.: Н. С. Стромилов // Владимирские ГВ. 1884. № 7. Ч. неофиц. С. 3). В описи также указано, что «над чудотворцовым образом Пречистыя Богородица Одигитрия с чудотворцом Космою, у Космы чудотворца венец и цата серебряна золочена…». Еще один образ К. стоял, вероятно, в местном ряду иконостаса Успенской ц.: «…на образу Козмы чудотворца что писан новой окладу в нем серебряной и цата серебряная с каменеем…» Т. о., в XVII в. в мон-ре было всего 3 иконы с образом основателя мон-ря и лицевой покров.
В XIX в. покров с гробницы К. находился в ц. свт. Николая Чудотворца и почитался как икона (ГИМ ОПИ. Ф. 195. Оп. 1. Д. 566. Л. 15). В кон. XIX в. он был взят из мон-ря в древлехранилище Братства во имя блгв. вел. кн. Александра Невского (Краткое описание церк.-ист. древлехранилища Братства св. блгв. вел. кн. Александра Невского / Сост.: В. Т. Георгиевский. Вязники, 1895. С. 6, 36; Ушаков Н. Н. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губ. Владимир, 1913. С. 138-139). В описи древних предметов Космина мон-ря 1906 г. названы ростовая икона на гробнице К. «старинного письма» XVI в. (2 аршина 4 вершка × 12 вершков) под шитой золотом ризой и шитый шелком образ К. «не позднее XVII в.», к-рый хранился в древлехранилище Братства св. Александра Невского (Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст.: Кр. ист. сведения с прил. описей сохраняющихся в них древних предметов / Под ред. прот. В. В. Косаткина. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри. С. 111). После Октябрьской революции 1917 г. покров поступил оттуда во Владимирский музей. В 1967 г. он был реставрирован М. П. Рябовой во ВХНРЦ: фон и подкладка были положены на новую основу (тонированный газ), от первоначального голубого шелка фона остались фрагменты в левом верхнем углу, по контуру фигуры К. и образа Св. Троицы и возле каймы.
Шитый образ К. был создан в 90-х гг. XVI в. в мастерской царицы Ирины Феодоровны Годуновой и, вероятно, ею же был вложен в Космин мон-рь (Щенникова. 2000. С. 167). По стилю и технике шитья он близок к шитому в той же мастерской в те же годы покрову прп. Зосимы Соловецкого, пожертвованному царицей Ириной на раку святого в Соловецком мон-ре (ныне в ГММК; см.: Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье: Кат. М., 2004. С. 208-209. Кат. 58), но отличается от него поразительной «портретностью», сходством с иконописью, что несвойственно большинству лицевых покровов XVI в. Он вышит искусными мастерицами по рисунку одаренного иконописца-«знаменщика»; благодаря их творческому содружеству возник редкостный высокохудожественный «духовный портрет» святого. Возможно, для покрова мастер «снял прорись» с аналогичной иконы К., написанной в связи с прославлением местночтимого святого в сер. XVI в., когда было составлено его Житие. О том, что покров мог повторять икону, свидетельствуют его художественные особенности.
Преподобный представлен в рост, фронтально, с непокрытой головой, правая рука поднята к груди, пальцы сложены в жесте двуперстного благословения; в опущенной левой руке - развернутый свиток с текстом традиц. молитвенного обращения: «Не скорбите братия…» Святой как бы идет навстречу братии. Такое впечатление создается благодаря немного выдвинутой вперед правой ноге и прикрывающей ступню загнутой складке ткани подола. Черты лика индивидуальны: крупные, широко открытые глаза, длинный нос с широкой переносицей, большие ушные раковины, свисающие усы, прикрывающие плотно сомкнутый маленький рот, расходящаяся на 2 пряди и раздвоенная на конце длинная борода. Своеобразна редкая, не встречающаяся на др. шитых образах святых деталь: под подбородком пряди бороды расходятся и образуют просвет (в нем видна мантия), подчеркнутый 2 круглящимися черными описями-штрихами. Мастер создал идеальный образ: все в лике правильно, гармонично, строго пропорционально, но при этом нет геометрической застылости, зеркальной симметрии. Во всех деталях рисунка - абрисе волос и ушей, разделке прядей, линиях морщин и крыльев носа - ощущается легкая естественная асимметрия. Моделировка лика проработана с иконописной тщательностью, выделены подглазные тени, описи век, радужек глаз с черными зрачками. Столь же тщательно выполнены кисти рук святого с длинными пальцами, на к-рых отмечены суставы и ногти. Шитый образ К.- показательный пример высочайших художественных достижений «живописи иглой», уподобляющей шитье шелком иконописи красками. Мелкие, сливающиеся в единое цветовое пятно стежки крученого шелка телесного оттенка и более темного для передачи притенений, положенные атласным швом, подобно неразличимым мазкам кисти в письме плавью, выявляют неглубокий рельеф лика, строят его форму. Нимб, мантия и нижние одежды святого шиты «в прикреп» пряденым золотом. Желтовато- и красновато-коричневые шелковые нити на мантии создают эффект мерцания золота, делают одежды переливчатыми, светящимися. На нимбе шелковая нить «прикрепа» почти неотличима от пряденой золотой нити, благодаря чему нимб воспринимается как золотой венец (подобный металлическим), украшенный жемчужной обнизью и 3 жемчужными звездами с красными и синим (в центре) камнями. Одежды, как и лик, трактованы мягко, пластично; тонкие, плавные, округлые линии складок, выявляющие формы тела, и описи фигуры исполнены черным шелком. Лежащий на плечах куколь с 2 крупными крестами и параман с крестами и полосами-источниками по краю шиты пряденым серебром с серо-голубой нитью «прикрепа».
С нимбом святого соприкасается вверху широкий полукруг неба с облаками по краю, в к-ром представлена Св. Троица. Этот образ возник здесь, вероятно, потому, что покров К. был шит в мастерской Ирины Годуновой по образцу покрова, предназначенного для Троице-Сергиева мон-ря, напр. прп. Никона Радонежского 1586 г. (СПГИАХМЗ; см.: Балдин В. И., Манушина Т. Н. Троице-Сергиева лавра: Архит. ансамбль и худож. коллекции древнерус. искусства XIV-XVII вв. М., 1996. Ил. 304). Из всех известных лицевых покровов XVI в., кроме произведений, связанных с Троице-Сергиевой обителью, образ Св. Троицы присутствует только на покрове К., причем Ее канонически правильному изображению мастер-«знаменщик» уделил большое внимание (подробнее см.: Щенникова. Почитание Св. Троицы. 2014). Еще одна редкая деталь покрова К.- развернутый свиток с пространным текстом. На всех известных покровах XV-XVI вв., за исключением шитого образа прп. Антония Киево-Печерского кон. XV - нач. XVI в. (вложен в Кириллов Белозерский монастырь в 1586, ГРМ), свиток показан свернутым. Возможно, К. был представлен с развернутым свитком в руке на его ранней несохранившейся иконе. Позем покрова К. не похож на однотонные гладкие поземы, характерные для покровов XVI-XVII вв. Преподобный идет по цветущему лугу: на зеленом фоне светлым шелком вышиты листья, травы, легко узнаваемые цветы - ромашки, колокольчики, васильки (вероятно, более позднее дополнение). На каймах - зеленая тафта с вышитыми по ней золотой нитью крупными буквами текстов кондака и тропаря К.
Отмеченная в описи древних предметов 1906 г. «икона на гробнице… письма старинного, под ризою, шитою золотом» утрачена (скорее всего уничтожена в период закрытия монастыря, когда с икон срывали драгоценные ризы, в т. ч. и шитые золотом и серебром). Возможно, из Космина мон-ря происходит икона кон. XVII - нач. XVIII в. К., Богоматерь и Младенец в облаках, с видом обители (в 20-х гг. XX в. поступила во Владимирский краеведческий музей, ныне ГВСМЗ), написанная на доске небольшого размера (30,5×25,5 см) с двойным ковчегом; в 1977 г. реставрирована Н. Н. Парамоновой во ВХНРЦ. Сопоставление изображенных на иконе архитектурных сооружений с указанными в описях XVII в. и сохранившимися в мон-ре храмами позволило исследователям не только идентифицировать их, но и предположить, что икона была создана во 2-й пол. XVII в., после возведения в 1657-1666 гг. новой ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, 1-й каменной постройки обители. Н. Н. Трофимова предположительно отождествила эту икону с образом «Пречистые Богородицы Одигитрия с чудотворцом Козмою», находившемся, согласно описям 1666 и 1671 гг., над гробницей преподобного (Трофимова Н. Н. Произведения древнерус. искусства из собр. Успенского Козьмина мон-ря: Докл., прочит. на Воронинских краевед. чт. 1978 г. во Владимире // ГВСМЗ. Д. 783; Козьмина мон-ря синодик // Владимирские ГВ. 1884. № 7. Ч. неофиц. С. 3). Позднее А. И. Ефимова обосновала эту гипотезу, сравнив изображение Успенского собора, представленного на иконе как прекрасный «новый» храм, сверкающий «каменной» белизной и олицетворяющий собой весь мон-рь, с реальным зданием (Ефимова. 2003).
Преподобный представлен в рост в правой части иконы; его крупная фигура почти касается правого поля, нимб с широкой описью приближен к верхней лузге. Руки святого простерты в молении к Богоматери с Младенцем, восседающей на престоле в окружении крупных светло-охристых облаков (в верхнем левом углу средника). Иисус Христос благословляет простертой правой рукой, в левой держит белый свиток, чтобы вручить его К. Такой же свиток - полученная от Спасителя «благословенная грамота» на основание обители - изображен в правой руке преподобного. У К. длинная густая борода, в целом соответствующая изображенной на покрове 90-х гг. XVI в., но рисунок бороды и волос, зачесанных с прямым пробором, иной. Лик написан плотной охрой с подрумянкой щек, рта и губ, крупные глаза выделены яркими белильными штрихами, придающими образу «живоподобие». Святой одет в светло-охристую рясу, коричневую мантию с золотыми пробелами, зеленовато-синюю схиму и куколь с красными крестами. В левой нижней части иконы изображен живописный пейзаж с расположенной у ног преподобного обителью. Мон-рь, обнесенный деревянной оградой, показан с сев. стороны. Почти всю территорию занимает большая 5-главая «белокаменная» ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. Отчетливо выписаны 3 объема: высокий и широкий центральный с двускатной крышей, с арочным порталом в центре и 2 окнами по сторонам - собственно храм; более низкая пристройка в зап. части с 3 арочными проемами и низкой двускатной крышей - трапезная; алтарь на востоке с 3 маленькими арочными окнами и полусферической крышей. Барабаны 4 луковичных глав поставлены на полукруглые кокошники, центральная глава - на большой килевидный кокошник, главка над алтарем - прямо на крышу. На северо-восток от церкви расположены св. ворота с надвратным храмом - встроенной в ограду бревенчатой прямоугольной постройкой с двускатной крышей, увенчанной главкой на кокошнике и барабане. Ограда возведена из бревен, положенных горизонтально между опорными столбами, без башен и проемов. Напротив собора внутри ограды видны тесовые крыши 4 маленьких келий; др. сооружений внутри мон-ря нет. С юж. стороны церкви - травы монастырского сада и дерево, обозначающее фруктовый сад обители.
Окружающий пейзаж, сохранившийся до наших дней, передан живописно и с документальной точностью. Мон-рь расположен внизу под холмом. С юж. стороны за оградой - широкая, плавно изгибающаяся лента р. Яхрень, с востока в нее впадает ручей, отделяющий мон-рь от покрытого лесом холма. За ним воспроизведен колодец на ручье с часовней (ныне восстановлена), по преданию выкопанный самим К., находящийся в неск. сот метров на восток от мон-ря в глубоком овраге. Изображение на иконе наглядно повторяет топографию холмистой местности, расположение обители, реки, луга и дубового леса на берегу. Серебряный фон передает впечатление от реального серо-голубого неба. Над нимбом крупная черная надпись: «ПРП(д)БНЫ(и) КО(з)МА ЯХРИ(н)СКИI». На иконе, выполненной просто и безыскусно, верно передан вид Космина мон-ря во 2-й пол. XVII в. Следов., автором был местный мастер, работавший, судя по художественным признакам, на рубеже XVII и XVIII вв. Вероятно, это список схожей по композиции иконы, созданной вскоре после завершения строительства каменного собора, чтобы увековечить новый образ обители, возникший благодаря попечительству царя Алексея Михайловича.
В 2010 г. частный Музей русской иконы приобрел аналогичную икону-пядницу «Прп. Косма Яхренский», с видом монастыря кон. XVII - нач. XVIII в. (прежде находилась в собрании Л. А. Микуса в Германии; см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 86), повторяющую тот же утраченный образец. Как и предыдущая, икона имеет двойной ковчег и крупную надпись вязью (на верхнем поле). При создании обоих списков мастера не использовали прорись оригинала, но, повторив его иконографию и основную композицию, дали творческое решение. На 2-й иконе фигура и лик святого, облака вокруг образа Богоматери с Младенцем, постройки мон-ря и пейзаж выполнены более условно, колорит охряно-коричневый, почти монохромный. Образ отличается интересными деталями и своеобразным художественным решением.
Преподобный, облаченный в коричневую мантию с сухими черными линиями складок, охряную рясу и темную умбристо-зеленую схиму с красными крестами, обращается с молитвой к образу Богоматери с Младенцем в облаках, простирая к Ней руки (без свитка). Лик К. с мелкими чертами, темные волосы проработаны интенсивными разбеленными штрихами, передающими седину. Трактовка личного скорописная, с активным использованием белильных движков и высветлений. Благословляющий Иисус Христос держит в левой руке небольшой свиток, прижимая его, а не протягивая святому. Фигура К. отодвинута от правого края средника, за его спиной видна зап. часть мон-ря со вторыми, ныне хозяйственными, воротами в обитель. Св. ворота в вост. стороне ограды отмечены более низким, не выходящим за стену бревенчатым сооружением. «Белокаменная» ц. Успения Пресв. Богородицы, занимающая, как и на 1-й иконе, все пространство внутри обители, имеет иные пропорции, трактована более графично. На коричневую крышу основного объема поставлены 5 опирающихся на кокошники высоких белых барабанов с «чешуйчатыми» (крытыми лемехом) луковичными главами. Иконописец показал нижний ярус колокольни с высоким арочным проемом. В рисунке 4 келий намечены бревна и окна. Монастырский сад представлен 2 крупными деревьями с темными заостренными кронами, растущими в вост. части территории, за собором.
Часовня над источником расположена на том же месте, но изображена с большими подробностями: в темном арочном проеме видна бревенчатая купель, из верхней части к-рой исходит струя воды, льющаяся в круглый водоем. Из него вытекает ручей, впадающий за мон-рем в р. Яхрень. Пейзаж сравнительно прост: на светлой охряно-коричневой земле по обе стороны реки схематически нарисованы редко стоящие деревья с тонкими коричневыми стволами и темными умбристо-зелеными заостренными кронами. Композиция образа, изображение мон-ря и письмо лика святого находят аналогии на иконах рубежа XVII и XVIII вв. работы местных (суздальских) иконописцев.
В тот же хронологический период др. связанным с мон-рем художником была создана икона-пядница К. с видом мон-ря (из частного собрания; находится в процессе реставрации). По мн. композиционным и художественным особенностям она соотносится с образом из Музея русской иконы; при этом отличается деталями иконографии: руки святого высоко подняты в молитве, а свисающий с них конец мантии К. относительно короток. Образ, без сомнения, происходит из Космина мон-ря, о чем свидетельствует надпись на поновленном красочном слое в левом нижнем углу средника: « 1777 16 () » (об иером. Иоанникии см.: Настоятели. 2013. С. 92-93). Подпись продолжается на нижнем поле: « ».
К числу ранних должно быть отнесено изображение К. на иконе с 3 святыми и со Спасом Нерукотворным на верхнем поле в золоченом басменном окладе, закрывающем фон и поля (сер. XVII в., ГВСМЗ). Слева на верхнем поле прибита, вероятно, более поздняя металлическая пластинка с черневой надписью с именами вмч. Феодора Стратилата и свт. Алексия Московского, представленных под ней на иконе. Аналогичная пластина справа сохранилась фрагментарно, от неразборчивой надписи осталось неск. букв. Однако изображение преподобного, написанного рядом с образом свт. Алексия, по иконографии полностью совпадает с фигурой К. на шитом покрове. Все святые нарисованы прямолично с характерными атрибутами, правая рука преподобного со сложенными в двуперстном благословении пальцами поднята к груди, в опущенной левой руке - небольшой белый свиток. К. облачен в коричневую мантию, желтую рясу, зеленую схиму и куколь с красными крестами. Очертания головы с высоким открытым лбом, усов и длинной бороды, разделенной на 2 пряди, идентичны их изображению на покрове.
После канонизации в 1832 г. свт. Митрофана Воронежского К. стали писать на иконах вместе с этим прославленным игуменом обители, способствовавшим ее расцвету во 2-й пол. XVII в. В Космине мон-ре имеется 3 подобных произведения 2-й пол. XIX в. Одно из них представляет собой выносную двустороннюю икону с образом Богоматери с Младенцем (находится в ц. во имя свт. Николая Чудотворца, размещена так, что видна лишь одна сторона с образами святых; см.: Настоятели. 2013. С. 149-150. Ил. 59, 60). Святые стоят на мягких, живописных холмах берегов р. Яхрень. Их некрупные фигуры показаны в глубине пейзажа. Между ними на др. берегу реки написаны светлые храмы за невысокой оградой мон-ря, скопированные с рисунка Д. М. Струкова 1864 г. или с литографии по этому рисунку (Там же. С. 26. Ил. 11). Вверху в облаках 2 ангела несут икону, на к-рой очень точно изображена монастырская святыня - чудотворная Яхренская икона Божией Матери (о ней см.: Щенникова Л. А. «Богоматерь Яхромская»: Визант. прототип и рус. иконы XIV-XVI вв. // РиХВ. М., 1997. Вып. 1. С. 49-62). Святые изображены в небольшом повороте к центру, К.- слева со сложенными крестообразно на груди руками, на правой висят четки. Преподобный одет в темную мантию, коричневую рясу, зеленую схиму с белыми Голгофскими крестами, голова покрыта куколем. Трактовка лика и одежд реалистическая, темно-коричневая борода средней длины.
На др. иконе, кон. XIX - нач. XX в. (Настоятели. 2013. С. 13. Ил. 2), повторяются те же иконография и композиция, но образы святых приближены к 1-му плану. Вид мон-ря между фигурами тоже крупный, детально выписанный. К. в серо-зеленой мантии, зеленой рясе и коричневой схиме с небольшими равноконечными крестами, голова не покрыта. Вверху большое изображение др. монастырской святыни - иконы «Успение Пресв. Богородицы», поддерживаемой коленопреклоненными ангелами на облаках. В надписях на обеих иконах преподобный назван Козьмой Яхренским (или игуменом Яхремским). На 3-й иконе того же времени (Там же. С. 115. Ил. 47), большого размера, святые представлены фронтально стоящими на полу с перспективно нарисованными плитами. К. изображен справа, одет в коричневую мантию, спадающую с плеч мягкими складками, и такого же цвета рясу, схима синяя, правая рука преподобного прижата к груди, в левой - наполовину развернутый свиток с текстом: « ». К. без куколя; благообразный лик с черной бородой средней длины и гладко зачесанными на прямой пробор волосами выполнен в стиле иконописно-академической живописи кон. XIX в. Вверху на золотом фоне с чеканным орнаментом оформлены в виде триптиха изображения Успения Пресв. Богородицы и 2 избранных святых. Икона такого извода в медной ризе хранилась в мон-ре в 1-й четв. XX в.
В XVIII в. образ К. был включен в программные многофигурные композиции «Собор русских святых», разработанные старообрядцами-беспоповцами Выговской пуст. В частности, он изображен (с непокрытой головой, борода не столь длинная, как в ранних произведениях) рядом с прп. Евфимием Суздальским в правой группе преподобных на иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА и сер.- 2-й пол. XIX в. из моленной в дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея / ГРМ. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70), 1-й четв. XIX в. из собрания Г. В. Лепса (Юхименко, Горшкова. Иконы: собр. Г. Лепса. 2012. С. 128-131. Кат. 34), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ; см.: Icônes russes: Les saints / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52) и др. В островерхом куколе со свитком в руке (надпись: «п козма юрье(в)») К. представлен прямолично на одной из минейных икон рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ).
Изображения К. в редких случаях вводились в программы церковной стенописи: напр., он был написан среди рус. святых в сев.-зап. части храма Христа Спасителя в среднем ряду на стене лестницы, ведущей на хоры, назван Владимирским (70-е гг. XIX в.- Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86). Образ К. включен в одну из групп подвижников XV в. в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (роспись в академической манере иеродиаконов Паисия и Анатолия, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновления - 70-е гг. XX в., ок. 2010).
В иконописи XX в. образ К. встречается в группе Владимирских чудотворцев на иконах письма мон. Иулиании (Соколовой) в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной по благословению свт. Афанасия (Сахарова): на иконах 1934 г., 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Иконописец мон. Иулиания / Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85, 100), а также на их списках кон. XX - нач. XXI в. Под 14 окт. он изображен с непокрытой головой на подготовительном эскизе (с пометой «рус») кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. и на рисунке мон. Иулиании к лицевым святцам рус. святых 1959-1960 гг. (частное собрание; см.: Там же. С. 88; Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed.: Aldošina. [Jgväskylä], 2000. P. 39). Образ К. был помещен также на иконе «Собор святых града Владимира и области его» кон. 50-х гг. XX в. (вклад еп. Афанасия (Сахарова) в Успенский собор Владимира к 800-летию его возведения) и на ее списках; он вводится в совр. изводы Собора Владимирских чудотворцев. Прорись с образом К. для Миней МП повторяет иконографию древнего покрова, вплоть до надписи на свитке (иконописцы прот. Вячеслав Савиных и Н. Д. Шелягина; см.: Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 175).
После открытия Косминой обители по заказу игум. Серафима (Котенёва) в 2007 г. иконописцем Анной Масловой для вновь устроенного храма во имя К. с приделом свт. Митрофана Воронежского была написана парная икона этих святых, держащих модель мон-ря (см.: Настоятели. 2013. Обл.). Святые обращены вполоборота друг к другу, вверху - Нерукотворный образ Спасителя. Иконография К. восходит к его изображению на покрове, в правой руке - развернутый свиток с текстом, аналогичным надписи на свитке покрова. Икона имеет полукруглый верх; она поставлена между главным и придельным иконостасами и т. о. соединяет храмы во имя этих святых в единое целое.