КУДУМАС
Том XXXIX, С. 260-261
опубликовано: 20 февраля 2020г.

КУДУМАС

[греч. Κουδουμᾶς, ῾Ιερὰ Μονὴ Κοιμήσεως τῆς Θεοτόκου Κουδουμᾶ], муж. общежительный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Гортинской и Аркадийской митрополии Критской Православной Церкви в составе К-польского Патриархата. Расположен на зап. оконечности Астерусийских гор, на юж. побережье Крита. Точное время основания К. неизвестно. Самые ранние свидетельства существования мон-ря с таким названием, происшедшим, возможно, от наименования растения кудумалия, относятся к XIV в. Судя по сохранившемуся письму Иосифа Филагрия, в к-ром упоминается ученый и дидаскал Дометий Каппадокий, монах из К., в кон. XIV в. при обители действовала школа. Впосл. мон-рь был заброшен из-за набегов пиратов или захвата Крита турками в сер. XVII в.

Кафоликон в честь Успения Пресв. Богородицы. 1895 г.Кафоликон в честь Успения Пресв. Богородицы. 1895 г.Возрождение К. началось после 1870 г. и связано с деятельностью братьев-монахов преподобных Парфения и Евмения (пам. 10 июля). Согласно преданию, Божия Матерь повелела прп. Парфению воздвигнуть на развалинах бывш. обители новый мон-рь, сказав, что будет его управительницей. Усилиями братьев-монахов при поддержке местных жителей строительство продолжалось с 1878 до 1895 г., когда был возведен кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы. В здание собора включена сохранившаяся стена древнего пещерного храма с росписями. Первоначально К. считался скитом, но при этом не зависел ни от какой др. обители и впосл. официально получил статус мон-ря. Прп. Парфений подавал приходящим в К. пример строгой аскетической жизни, и вскоре благодаря ему мон-рь стал крупным духовным центром. Настоятелем обители вплоть до своей кончины в 1920 г. являлся прп. Евмений. После канонизации братьев в 2007 г. на территории К. был возведен парекклисион в их честь. Служба в мон-ре совершается согласно уставу Св. Горы.

Во время второй мировой войны К. и его метох свт. Николая, находящийся в 6 км от сел. Стернес, снабжали продовольствием партизан и оказывали им помощь в организации побегов на Ближ. Восток. В 1942 г. немцы, узнав о том, что греки и их союзники имеют морское сообщение на юж. побережье Крита, решили устроить там сторожевой пост. Они захватили К., прогнав оттуда насельников, к-рые взяли иконы и церковную утварь и поселились в метохе свт. Николая. Вскоре фашисты сами были вынуждены бежать из мон-ря: как рассказывается в местной легенде, нем. сержант, желая осквернить храм Пресв. Богородицы, лег на жертвенник, но тотчас он услышал жен. голос, трижды приказавший ему встать и уйти. Поскольку военный не подчинился приказу, Божия Матерь дала ему пощечину. В гневе немец поднялся и выстрелил в образ «Сретение», находившийся в храме, однако пули отскочили от иконы. После этого немцы покинули К., разрушив мн. постройки, но не причинив храму вреда.

В наст. время метох свт. Николая не заселен, большинство построек разрушено; ежегодно 6 дек. монахи К. в его храме отмечают престольный праздник. В 2007 г. в районе метоха была освящена часовня во имя свт. Василия I, архиеп. Гортинского (местночтимый святой, пам. 16 сент.), к-рая считается подворьем К. Также мон-рю принадлежит бывш. обитель Трех святителей, основанная в кон. XIV в. Иосифом Филагрием в местности Лусуди на горе Кофинас. После кончины Филагрия мон-рь постепенно пришел в запустение и нуждается в серьезной реконструкции.

Ежегодно 10 авг. в кафедральном соборе К. совершается всенощное бдение под праздник чудотворной иконы Божией Матери «Милостивая Киккская». Изначально икона находилась в Янине и принадлежала рабам Али-паши, тайно исповедовавшим Христа. После 1930 г. она была увезена в Афины и подарена медсестре Красного Креста Елене Скандалаки за то, что она сумела вымолить перед этой иконой исцеление родственнику высокопоставленного итал. чиновника. Елена увезла икону к себе домой, в сел. Айия-Фотьяна Крите, а в 1957 г. передала в дар К. В обители находится также чтимый список афонской иконы Божией Матери «Геронтисса».

Престольным праздником в обители является Успение Пресв. Богородицы (15 авг.), 10 июля особо отмечается день памяти основателей мон-ря - преподобных Парфения и Евмения.

К обители относятся 5 парекклисионов, 3 из к-рых располагаются на ее территории: в честь Сретения Господня, где хранится чудотворная икона «Сретение»; во имя преподобных Парфения и Евмения, в к-ром находятся частицы мощей святых; во имя апостолов Петра и Павла (пещерный храм). Два других - во имя прп. Космы Отшельника и во имя преподобных и богоносных отцов, в подвиге просиявших, устроены в близлежащих пещерах. Также недалеко от К. расположена пещера св. Антония, внутри к-рой находится небольшая часовня во имя этого святого; в пещере со сталактитов и сталагмитов стекает в 3 углубления вода, считающаяся чудотворной.

В наст. время в К. подвизается 6 монахов и 2 послушника; игумен - Макарий (Спиридакис) (Δίπτυχα. 2014. Σ. 908).

Лит.: Τιμόθεος (Παπουτσάκης), ἐπισκοπ. ᾿Αρκαδίας. ἆΕνας σύγχρονος ἅγιος. ῾Η ἱερὰ Κουδουμᾶ. ᾿Αθῆναι, 1958; Ψιλάκης Ν. Βυζαντινές εκκλησίες και μοναστήρια της Κρήτης. Ηράκλειο, 1994. Σ. 71-74; Κόκορης Δ. Θ. ᾿Ορθόδοξα ῾Ελληνικά Μοναστήρια. ᾿Αθῆναι, 19972. Σ. 294-295; Λέκκος Ε. Π. Τά μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιάς, 1997. Τ. 2. Σ. 229; Κοκκίνης Σ. Τά μοναστήρια τῆς ῾Ελλάδος. ᾿Αθῆναι, 19992. Σ. 186.
А. Н. Крюкова
Рубрики
Ключевые слова
См.также