[Кунигунда Польская, Венгерская; лат. Kinga, Kynga, Cunegundis; венг. Kinga; польск. Kinga, Cunegundа] (5.03.1224, Эстергом, Венгрия - 24.07.1292, Стары-Сонч, Польша), св. Римско-католической Церкви (пам. 24 июля), супруга вел. кн. польск. Болеслава V Стыдливого (1243-1279). Основными источниками сведений о К. являются 2 ее Жития (одно из них было составлено польским историком каноником Яном Длугошем († 1480), автор 2-го Жития (нач. XV в.) неизвестен), а также описание посмертных чудес святой (1-я пол. XIV в.) (BHL, N 4666-4668). К.- дочь короля Венгрии и Хорватии Белы IV (1235-1270) и его жены Марии, дочери никейского имп. Феодора I Ласкаря; племянница католической св. Елизаветы Тюрингской. Как сообщается в Житии, с детских лет К. отличалась религиозностью и склонностью к молитвенному уединению, проводила много времени в часовне в Вишеграде (Vita S. Kyngae. 1884. P. 688). В 1239 г. К. вышла замуж за сандомирского кн. Болеслава, регентом при к-ром был вел. кн. польский Генрих II Благочестивый (1238-1241). К. убедила мужа дать обет целомудренной жизни в браке. В 1241 г. К., кн. Болеслав и его мать кнг. Гремислава бежали от нашествия монголов в Краков, а затем, после падения Кракова, Люблина и Завихоста,- в Венгрию, где их приняли старшая сестра Болеслава католическая блж. Саломея и ее супруг князь Славонии Коломан (1226-1241), который был дядей К. 11 апр. 1241 г. кн. Коломан погиб в ходе сражения с монголами на р. Шайо. Члены семьи Болеслава, в т. ч. Саломея, прибыли в Моравию, а затем вернулись в Польшу. После гибели вел. кн. Генриха II в битве при Легнице (9 апр. 1241) в стране началась междоусобная борьба, в результате которой Болеслав стал великим князем.
В Житиях сообщается о помощи К. прокаженным и нищим: она раздавала им пищу и одежду (Vita S. Kyngae. 1884. P. 695-696, 703-704), а также о совершённых ею многочисленных чудесах, в т. ч. об изгнании беса из одержимого (Ibid. P. 697, 703-708). К. являлась одним из инициаторов канонизационного процесса Станислава, еп. Краковского (канонизирован в 1253 папой Римским Иннокентием IV) (Ibid. XXXV). После смерти мужа (1279) К. отказалась от своего имущества в пользу бедных и поселилась в построенном при ее содействии мон-ре кларисс в г. Стары-Сонч. В 1287 г. из-за нашествия монголов К. и монахини были вынуждены временно покинуть обитель и переселиться в Пениньский замок на территории горного массива Тши-Короны (Joannes Dlugossius. Vita beatae Kunegundis. 1887. P. 268-272). 24 апр. 1289 г. К. принесла монашеские обеты. Уступив уговорам насельниц, она согласилась стать настоятельницей монастыря.
К. погребена в монастырской часовне; практически сразу появились сведения об исцелениях, происходивших у ее могилы. С XV в. мощи К. хранятся в позолоченной раке.
В 1628 г. папа Римский Урбан VIII распорядился изучить жизнь К. и проверить все связывавшиеся с ней чудеса, однако подготовка к беатификации была приостановлена. В 1684 г. папа Иннокентий XI по просьбе польск. кор. Яна III Собеского вновь начал процесс беатификации К. 10 июня 1690 г. папа Римский Александр VIII причислил К. к лику блаженных Римско-католической Церкви. В 1715 г. папа Римский Климент XI провозгласил К. покровительницей Польши и Литвы. В 1742 г. папа Бенедикт XIV поручил Краковскому архиеп. Яну Александеру Липскому (1732-1746) провести сбор сведений о новых исцелениях, однако канонизационный процесс был прерван и возобновлен лишь в 90-х гг. XX в. 16 июня 1999 г., во время паломничества папы Римского Иоанна Павла II в г. Стары-Сонч, К. была причислена к лику святых Римско-католической Церкви.