КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ
Том XXXIX, С. 446-453
опубликовано: 3 марта 2020г.

КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Содержание

Субъект РФ в составе Центрального федерального окр. Территория - 29 997 кв. км. Адм. центр - Курск. Расположена на юго-западе европ. части России. На северо-западе граничит с Брянской обл., на севере - с Орловской обл., на северо-востоке - с Липецкой обл., на востоке - с Воронежской обл., на юге - с Белгородской обл., на юго-западе и западе - с Сумской обл. Украины. Население - 1117,4 тыс. чел. (2015). Национальный состав: русские - 96,5%, украинцы - 1,3%, представители др. национальностей - 2,2%. Административно-территориальное деление: 28 муниципальных районов, 5 городских округов, 27 городских поселений (5 городов и 22 поселка).

История

В VIII-X вв. территория совр. К. о. была заселена славянами, относившимися к летописным северянам. В результате похода на северян ок. 884 г. киевский князь Олег сумел подчинить лишь Черниговское Подесенье, восточные же районы Северской земли, в т. ч. центр и запад совр. К. о., сохранили независимость. Основой хозяйства жителей Посемья (летописных семичей) было земледелие. Семичи принимали непосредственное участие в транзите в Ср. Приднепровье вост. серебра (куфические монеты). В X в. в Посемье развернулось широкомасштабное фортификационное строительство. Во 2-й пол. X в. здесь сформировалось сложное племенное княжение, представлявшее собой совокупность племенных княжений, связанных единой властной структурой и общим экономическим пространством. Племенными центрами семичей являлись городища Б. Горнальское, Курское, Рыльское и, возможно, Старый Город (близ совр. г. Дмитриев-Льговский). Территориальная экспансия киевской великокняжеской власти и ее стремление поставить под свой контроль торговлю с Востоком привели в кон. X в. к разгрому северянских укрепленных поселений и насильственному включению Посемья в состав Древнерусского гос-ва (вероятно, это произошло в 985/6 г., после похода кн. Владимира (Василия) Святославича против Волжской Булгарии). Центром новой власти в Посемье в кон. X в. становится Курск (впервые упоминается в житии прп. Феодосия Печерского (нач. 30-х гг. XI в.)), превратившийся к 30-м гг. в значительный городской центр. В кон. X в. начал функционировать сухопутный караванный путь Киев - Булгар, участок которого проходил по юж. районам совр. К. о.

В 1054 г. Посемье вошло в состав Переяславского княжества. В 1094 (или 1095) г. Курск стал центром Курского княжества (до сер. XII в. существовало с перерывами). В кон. XI - сер. XII в. переяславские и черниговские князья с переменным успехом вели борьбу за Курск и Посемье. В кон. 50-х гг. XII в. этот регион окончательно вошел в состав Чернигово-Северской земли. Во 2-й пол. XI-XII в. Посемье подвергалось нападениям половцев. Особенно тяжелые последствия имело вторжение, предпринятое половецкими ханами после неудачного похода новгород-северского кн. Игоря Святославича в 1185 г.

В 1-й четв. XIII в. произошло возвышение Курского княжества. На территории Посемья помимо Курска в домонгольский период существовали города Рыльск (первое летописное упоминание в 1152 г.), Липовечск (предположительно на месте городища Старый Город), возможно, Ольгов (точное местоположение не установлено), а также неизвестные по имени города, располагавшиеся на месте Ратского, Липинского, Б. Горнальского и Гочевского городищ (с последним ряд исследователей связывает летописный Римов). Во 2-й пол. XII в. основан княжеский стол в Рыльске, в XIII в.- в Липовечске.

В 1239 г. Посемье было разорено монголо-татарами во время нашествия Батыя. В 1275 г. разорению монг. войском, возвращавшимся из похода на Литву, подверглась Курская округа. В кон. XIII в. Курск, утративший к этому времени статус столицы княжества, был окончательно разрушен. В 1289-1290 гг. князья Олег Рыльский и Святослав Липовечский выступили против ордынского баскака Ахмата, что стало причиной очередного разорительного похода монголо-татар. В XIV в. на землях бывш. Курского княжества существовало особое административно-территориальное образование, напрямую подчиненное властям Золотой Орды,- «Курская тьма». В этот период своего расцвета достиг крупный русско-ордынский город (возможно, Ратун), располагавшийся на месте Ратского городища. Во 2-й пол. XIV в. (предположительно после похода литов. кн. Ольгерда на Левобережье Днепра в 1362) курские земли были освобождены из-под власти Золотой Орды и включены в состав Литовского великого княжества. В результате русско-литов. войны 1500-1503 гг. Посемье вошло в состав Московского великого княжества. В 1-й четв. XVI в. в составе Русского гос-ва существовало Рыльское удельное княжество, ликвидированное в 1523 г.

Курская Коренная в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Фотография. 10-е гг. XXI в.Курская Коренная в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Фотография. 10-е гг. XXI в.

В XVI в. через территорию совр. К. о. пролегали дороги, по которым совершали набеги на Московское гос-во крымские татары: Муравский шлях, Изюмская сакма, Бакаев шлях, Свиной шлях и др. Для укрепления юж. границ осенью 1596 г. на старом Курском городище был построен новый город, принявший имя своего древнерус. предшественника. В кон. XVI в. Курск стал центром уезда. Его население составляли в основном выходцы из Болховского, Белёвского и др. сев. уездов.

В 1597 г. близ р. Тускарь (на месте обретения чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение») основана курская Коренная в честь Рождества Пресв. Богородицы мужская пустынь.

В Смутное время в кон. 1604 г. Рыльск и Курск перешли под власть Лжедмитрия I. В нач. 1605 г. Рыльск выдержал осаду войск царя Бориса Феодоровича Годунова. В 1612 г. польско-литов. войска и черкасы безуспешно осаждали Курск, а в 1613 г.- Рыльск. Во время Смоленской войны 1632-1634 гг. Курск вновь был осажден польско-литов. войском в 1634 г., но не был взят. В 1-й пол. XVII в. Курский и Рыльский уезды неоднократно подвергались набегам крымских татар, особенно опустошительными были нападения в нач. 40-х гг. XVII в. Строительство Белгородской черты, защищавшей Курский край с юга, содействовало его социально-экономическому развитию. В 1649 г. была основана Обоянь, в 1664 г.- Суджа.

В 1708 г. большая часть территории совр. К. о. вошла в Киевскую губ., в составе к-рой в 1712-1719 гг. существовала Курская пров. В 1719-1779 гг. Курский, Обоянский и Суджанский уезды находились в составе Белгородской пров., а Рыльский у.- в составе Севской пров. Киевской губ. (1719-1727) и Белгородской губ. (1727-1779). В 1779 г. образована Курская губ. В 1779-1928 гг. вост. районы совр. К. о. входили в Воронежскую губ. Небольшая территория на северо-западе совр. К. о. (район совр. Железногорска) в 1778-1928 гг. входила в состав Орловской губ.

Церковь в честь Воскресения Христова (Воскресенско-Ильинская) в Курске. 1768 г. Фотография. 2004 г.Церковь в честь Воскресения Христова (Воскресенско-Ильинская) в Курске. 1768 г. Фотография. 2004 г.

В XVIII - нач. XX в. Курская губ. развивалась преимущественно как аграрный регион, имевший важное значение в поставках сельскохозяйственной продукции на общероссийский рынок. Во 2-й пол. XIX в. на территории губернии шло интенсивное железнодорожное строительство (сооружены магистральные линии Москва-Курск-Харьков, Киев-Курск-Воронеж, Брянск-Льгов-Харьков).

К 30 нояб. 1917 г. на всей территории Курской губ. была установлена советская власть. В период гражданской войны 1917-1922 гг. юго-зап. территории совр. К. о. с марта по нояб. 1918 г. оккупированы герм. войсками и воинскими частями Украинской Центральной рады. 5 мая 1918 г. было заключено перемирие и установлена демаркационная линия. После денонсации Брестского мира 13 нояб. 1918 г. герм. войска оставили территорию губернии, однако Белгородский у. до 11 февр. 1919 г. находился в составе Украины. С авг.-сент. по нояб. 1919 г. ряд городов (Курск, Обоянь, Фатеж, Льгов, Рыльск) находился под контролем Вооруженных сил Юга России.

В 20-х гг. XX в. в условиях послевоенного восстановления народного хозяйства развернулось целенаправленное исследование Курской магнитной аномалии (КМА). В 1923 г. в районе г. Щигры были получены первые образцы железной руды. В 1929-1934 гг. на территории совр. К. о. была проведена массовая коллективизация. Реакцией на нее явились антиколхозные выступления, в к-рых летом 1932 г. участвовали десятки тысяч крестьян.

Горнальский во имя свт. Николая Чудотворца Белогорский мон-рь. Фотография. 2006 г.Горнальский во имя свт. Николая Чудотворца Белогорский мон-рь. Фотография. 2006 г.

16 окт. 1925 г., согласно рекомендациям Комиссии по уточнению границ РСФСР, БССР и УССР, от Курской губ. к УССР отошли вся территория Путивльского у. (за исключением Крупецкой волости), а также часть Суджанского у. с бывш. заштатным г. Мирополье. В 1928-1934 гг. территория совр. К. о. входила в состав Центральночернозёмной обл. (ЦЧО). При ее создании из уездов бывш. Курской губ. были образованы Курский, Белгородский и Льговский округа. Вост. районы совр. К. о. вошли в состав Воронежского (с 1929 г. Старооскольского) округа. В 1930 г. округа ЦЧО были ликвидированы. 13 июня 1934 г. из зап. части упраздненной ЦЧО была создана К. о., насчитывавшая 92 района. В ее состав вошла вся территория совр. К. о. и большая часть совр. Орловской и Белгородской областей. 27 сент. 1937 г. 25 сев. районов К. о. были переданы вновь образованной Орловской обл. (20 дек. 1939 г. к ней отошел также Долгоруковский р-н).

Во время Великой Отечественной войны осенью 1941 г. почти вся территория К. о. была оккупирована герм. войсками. В ходе зимнего наступления Красной Армии в нач. 1943 г. значительная часть области (в т. ч. областной центр) была освобождена, в результате чего на линии фронта образовался знаменитый «Курский выступ» («Курская дуга»). В ходе подготовки к Курской битве жители области принимали активное участие в строительстве оборонительных сооружений. Летом 1943 г. за 32 дня была построена железнодорожная линия Сараевка - Ст. Оскол. В результате победы Красной Армии в Курской битве (5 июля - 23 авг. 1943 г.) К. о. была полностью освобождена к 2 сент. 1943 г.

13 июля 1944 г. Орловской обл. переданы Глазуновский, Малоархангельский, Троснянский и Дмитровский районы. 6 янв. 1954 г. 23 района К. о. вошли в состав новообразованной Белгородской обл. и 3 района - в состав Липецкой обл. С этого времени границы области не менялись. В послевоенный период на территории области началось интенсивное освоение ресурсов КМА, был построен ряд крупных промышленных предприятий, в т. ч. Михайловский горно-обогатительный комбинат и Курская атомная станция, основаны новые города Железногорск (1957 - поселок, с 1962 - город) и Курчатов (основан в 1968, в 1971 получил название и статус рабочего поселка, с 1983 - город).

Религия

Большинство верующих в К. о.- православные. На нач. 2014 г. в области зарегистрировано 335 религ. организаций: 285 православных (входят в Курскую митрополию РПЦ; см. также Курская и Рыльская епархия), а также 11 общин старообрядцев (10 Древлеправославной поморской церкви и 1 федосеевцев), 15 общин баптистов, 6 общин адвентистов седьмого дня, 6 общин пятидесятников, по 2 общины иудеев (ортодоксальных) и Иеговы свидетелей, по 1 общине Истинно-православной Церкви (см. ст. Истинно православные христиане), Украинской православной церкви Киевского патриархата, католиков, лютеран, Новоапостольской церкви, мусульман, буддистов, Сознания Кришны (Вайшнавы).

Русская Православная Церковь

Сведения о церковно-адм. принадлежности Курского Посемья в домонг. период в источниках отсутствуют. Вероятно, эта территория входила в состав Черниговской епархии (см. Черниговская и Новгород-Северская епархия). Однако, учитывая длительную политическую связь Курского Посемья с Переяславлем, нельзя исключать, что во 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. оно состояло в ведении Переяславских, а не Черниговских епископов. Рыльск во 2-й пол. XIII - нач. XVI в. относился к Брянской епархии, затем вошел в состав Смоленской епархии (см. Смоленская и Вяземская епархия), а после Деулинского перемирия 1618 г. был включен в Патриаршую область. В состав последней со времени своего основания в 1596 г. входил и совр. Курск.

В 1667 г. была учреждена Белгородская и Обоянская епархия (см. Курская и Рыльская епархия), к которой были отнесены Курский и Обоянский уезды, а также, по-видимому, Суджа. Проектом переустройства епархиального деления, обсуждавшимся на Московском соборе 1681-1682 гг., предполагалось, в частности, учреждение епископской кафедры в Курске, однако это не было осуществлено. В 1742 г. Рыльск вошел в состав Московской епархии, преобразованной из Московской Синодальной области. В 1764 г. этот город был приписан к Севскому и Брянскому викариатству Московской епархии. В 1788 г. при его преобразовании в Орловскую и Севскую епархию (см. Орловская митрополия, также Орловская и Болховская епархия) Рыльск, согласно указу Екатерины II Алексеевны о приведении епархиальных границ в соответствие с губернскими, был передан в Белгородскую епархию (см. Белгородская и Старооскольская епархия). В 1787 г. Белгородская и Обоянская епархия переименована в Белгородскую и Курскую, в 1799 г.- в Курскую и Белгородскую. В 1833 г. епархиальные учреждения переведены из Белгорода в Курск.

В 1905 г. в составе Курской епархии было образовано Белгородское викариатство во главе с викарным архиереем, находившимся в подчинении курского правящего архиерея, в 1906 г.- Рыльское викариатство. В 1926 г. учреждено Дмитровское викариатство, прекратившее свое существование в том же году после ареста местного викарного епископа. В 1933 г. Белгородское вик-ство преобразовано в епархию, независимую от Курской. Она просуществовала до 1935 г., в том же году было упразднено Рыльское вик-ство. В 1993 г. было возрождено Белгородское вик-ство Курской епархии, преобразованное в 1995 г. в самостоятельную епархию. 26 июля 2012 г. учреждена Курская митрополия, состоящая из 3 епархий (Курской и Рыльской, Железногорской и Льговской, Щигровской и Мантуровской).

Община Украинской православной церкви (Киевский патриархат)

В 1991 г. община Свято-Троицкого храма в Обояни, настоятелем которого являлся игум. Иоасаф (В. В. Шибаев), перешла в юрисдикцию Свободной Русской правосл. церкви за границей (СРПЦЗ). Это обстоятельство положило начало череде длительных судебных разбирательств между общиной СРПЦЗ и Курской и Белгородской епархией, отстаивавшей права на здание храма. В 1993 г. храм был окончательно закреплен за РПЦ. Общине СРПЦЗ было выделено бывшее помещение комбината бытового обслуживания для последующего переоборудования для молитвенных целей. В кон. 1994 г. Иоасаф вместе со своим приходом перешел в УПЦ (КП), а в февр. 1995 г. был рукоположен в епископа Белгородского и Обоянского УПЦ (КП). Определением архиерейского собора РПЦ от 19 дек. 1997 г. запрещенный в священнослужении игум. Иоасаф Шибаев был извержен из священного сана. Оставаясь в составе УПЦ (КП), он в янв. 2000 г. был наделен титулом «архиепископ», а впосл. назначен постоянным членом синода УПЦ (КП).

А. И. Раздорский

Обновленчество

Летом 1922 г. в Курской епархии началось распространение обновленчества. Епархиальный съезд в Курске 23-25 авг. 1922 г. поддержал раскол и избрал управляющим Курской епархией викарного Белгородского еп. Никона (Пурлевского), 8 сент. он был утвержден в этой должности обновленческим Высшим церковным управлением (ВЦУ). Ряд участников съезда во главе с Рыльским еп. сщмч. Павлином (Крошечкиным) осудил раскольников. Главными деятелями раскола в Курске были председатель епархиального съезда прот. Иоанн Андриевский, зам. главы Курского ЕУ прот. Григорий Мусатов, секретарь ЕУ свящ. Константин Афанасьев и зав. канцелярией ЕУ свящ. Александр Иванов. Уполномоченным ВЦУ по Курской епархии и основным пропагандистом обновленчества в регионе стал бывш. редактор издававшегося в 1917-1918 гг. ж. «Вестник Курского епархиального совета» свящ. Л. Е. Иваницкий. В ноябре следующего года он был уволен, уполномоченным ВЦУ в Курской епархии назначили бывш. редактора «Волынских епархиальных ведомостей» и ж. «Православная Волынь» прот. Захария Саплина.

Сначала позиции обновленцев в крае были достаточно сильными (к ним примкнуло ок. 35% приходов епархии), но успех движения был недолгим. Несмотря на активную агитацию и даже издание обновленцами в регионе 2 периодических изданий в 1922-1923 гг. (в Курске и в Ст. Осколе), массового перехода общин в обновленчество не последовало. Кроме того, не было среди раскольников единства: так, большинство духовенства Корочанского у. отказалось подчиниться еп. Никону, в июне 1923 г. Корочанский уездный съезд обратился к ВЦУ с просьбой о создании самостоятельной Корочанской епархии под руководством благочинного прот. Виктора Руднева. Столкнувшись с отказом, уездное духовенство заявило о неповиновении «архиерею» (ГА Курской обл. Ф. 750. Оп. 4. Д. 369).

В дек. 1922 г. было учреждено обновленческое Рыльское вик-ство, преобразованное в феврале следующего года в Рыльскую епархию. 1-2 авг. 1923 г. состоялся обновленческий съезд в Белгороде, по решениям которого обновленческий лжемитр. Евдоким (Мещерский) 5 сент. 1923 г. дал согласие на образование Белгородской епархии во главе с Никоном (Там же. Д. 363. Л. 18). Однако уже в марте 1924 г. еп. Никон принес покаяние в грехе раскола и вернулся в РПЦ. После этого число обновленческих приходов в регионе сократилось. В авг. 1924 г. в отчете обновленческого Курского ЕУ сообщалось, что Путивльский у. перешел на сторону «тихоновского» архиеп. Иувеналия (Масловского). В 1923-1924 гг. из раскола ушли приходы Дмитриевского, Грайворонского, Корочанского, Льговского и др. уездов. Причина недовольства состояла также в том, что в 1923-1924 гг. обновленческое ЕУ пыталось перевести приходы на новый стиль.

В 1924-1925 гг. обновленческая Курская епархия имела статус архиепископии, в нее входили «викарные епархии» - Белгородская и Рыльская. В 1924-1925 гг. обновленцами руководил «архиепископ Курский» Константин Спасский, в 1926-1928 гг.- «епископ» Гервасий Малинин. К нач. 1927 г. к обновленчеству относилось 4,3 % всех приходов области (ГА Курской обл. Ф. Р-325. Оп. 2. Д. 6. Л. 24). В 1930-1932 гг. Курская епархия находилась в составе Центральночернозёмной (Воронежской) обновленческой митрополичьей обл., в Курске служил «архиепископ» Дмитрий Крылов.

К сер. 30-х гг. XX в. обновленчество в К. о. пришло в упадок. В июле 1935 г. «Курский архиерей» Александр Медведев был уволен за аморальность. В 1935-1936 гг. епархией временно управлял заштатный обновленческий «епископ» Петр Никольский, служивший в кладбищенской Всехсвятской ц. в Курске. 21 июня 1936 г. указом лжемитр. Виталия (Введенского) в Курск был назначен «архиепископ» Василий (Ратмиров), получивший регистрацию 20 марта следующего года. Он попытался укрепить позиции обновленчества: так, Введенский храм в Белгороде был отнят у общины РПЦ и передан раскольникам. Вероятно, в угоду обновленцам с 1936 г. власти не регистрировали в Курске епископов патриаршей Церкви. 24 авг. 1938 г. зарегистрирован в качестве «уполномоченного по управлению обновленческими церквами Курской митрополии» живший в Белгороде «священник» Владимир Хохановский, переехавший после этого в Курск (ГА Курской обл. Ф. Р-3322. Оп. 1. Д. 3. Л. 12).

К июню 1941 г. обновленческих храмов в К. о. не было, действовали 3 прихода патриаршей Церкви: в с. Коншино Боброво-Дворского р-на, в с. Поныри-2 Поныровского р-на и в слободе Троицкая Старооскольского р-на. При этом в области насчитывалось ок. 30 сельских храмов, в т. ч. бывш. обновленческих, к-рые не действовали, но официально не были закрыты. В области проживало немало бывш. обновленческого духовенства, отдельные представители к-рого после Великой Отечественной войны пытались легализоваться. Так, о своей приверженности обновленчеству заявили в 1945-1946 гг. 2 незарегистрированных священника: Тихон Колпинский (с. Касиновка Щигровского р-на) и Иоанн Тебекин (дер. Удерево Черемисиновского р-на). В 1946 г. уполномоченный по делам РПЦ потребовал от областных властей удалить их из сел, где они жили, указывая на нежелательность возобновления обновленческих приходов (Там же. Ф. Р-5027. Оп. 1. Д. 10. Л. 11).

В нач. 2000-х гг. в Курске появилась сектантская «Православная реформаторская церковь Христа Спасителя» с центром в Орле, к-рая заявила о приверженности идеям обновленчества 20-х гг. XX в. Данная структура близка к неопятидесятничеству (см. в ст. Пятидесятники).

Общины «истинно православных христиан» и РПЦЗ

Движение истинно православных христиан (ИПХ) в К. о. известно с 20-х гг. XX в. В нек-рых районах (Большетроицком и др., позднее вошедших в Белгородскую обл.) во главе нелегальных общин стояли женщины, это течение получило название серафимовцев или самокрестов. Движение активизировалось в 1942 г., когда было разрешено открывать храмы. Независимую общину пытался зарегистрировать настоятель Преображенского храма в с. Замостье Суджанского р-на свящ. Григорий Травкин, заявивший о неподчинении Курскому епископу, бывш. обновленцу. 16 апр. 1944 г. уполномоченный по делам РПЦ по Курской обл. запретил проводить службы в церкви в с. Замостье, писал о появлении «секты травкинцев», охватившей неск. приходов района (ГА Курской обл. Ф. Р-5027. Оп. 1. Д. 10. Л. 18). В 1945 г. Травкин был изгнан из храма несогласными с ним прихожанами, в 1947 г. арестован. В сер. 40-х гг. XX в. в К. о. распространилось движение стефановцев, или подгорновцев. В 1945 г. сотрудники НКГБ разогнали общину в с. Касилово Грайворонского р-на. За поддержку стефановцев в 1946 г. был снят с регистрации свящ. Александр Чефранов, настоятель кладбищенского Покровского храма в Льгове, храм тогда же был закрыт.

В с. Васильевка Тербунского р-на в 1945 г. ИПХ объявили об обретении чудотворной иконы Божией Матери «Оборонная», происходящей из закрытого местного храма. В 1945 г. милиция изъяла икону, устраивавшая службы перед иконой в Тербунах мон. Ксения (Шилина) была арестована. Катакомбные общины во главе с монахинями были не редкостью в К. о. В с. Архарово Малоархангельского р-на общину ИПХ возглавляла бывш. монахиня Кожевникова. В с. Ендовище Конышевского р-на действовала группа под руководством мон. Серафимы, называвшей себя родственницей царской семьи; за поддержку этой группы в 1947 г. был снят с регистрации настоятель местной церкви Поликарп Преображенский. В с. Нижне-Гурово Советского р-на организовалась катакомбная община из бывш. монахинь, к-рую окормлял местный свящ. Введенский, в 1946 г. арестованный за «антисоветские выступления». За сотрудничество с катакомбниками в 1946 г. были арестованы также свящ. Иван Мартынов из с. Богатого Ивнянского р-на, незарегистрированные клирики: свящ. Лука Рыжков из с. Сула Большесолдатского р-на, свящ. Ширин из с. Засеймье Мантуровского р-на. За незаконное служение в частном доме в с. Топлинка Белгородского р-на в 1947 г. арестовали заштатного свящ. Соколова, к-рого также причисляли к истинно православному подполью. В с. Бобрышево Кривцовского р-на, по данным уполномоченного, в кон. 40-х гг. XX в. действовали хлысты, к-рые маскировались под ИПХ.

В 1960-1961 гг. органы госбезопасности разгромили 15 наиболее крупных общин ИПХ в Больше-Троицком и Корочанском р-нах. Несмотря на это, в регионе остались отдельные группы катакомбников, большинство к-рых в 90-х гг. XX в. влилось в общины Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ).

В мае 1991 г. была зарегистрирована первая община РПЦЗ в регионе - Троицкий приход в Курске. После смерти в 1998 г. ее настоятеля Льва Лебедева, благочинного Курско-Белгородского округа РПЦЗ, приходы в Курске, Рыльске и Обояни распались. Зарегистрированный в 1997 г. в юрисдикции Ишимско-Сибирской епархии РПЦЗ Рождество-Богородичный приход в Курске в 2000 г. перешел в юрисдикцию бывшего митр. Виталия (Устинова) (РПЦЗ(В)). После отделения в 2002 г. от РПЦЗ(В) Одесско-Тамбовского архиеп. Лазаря (Журбенко) к нему примкнула часть курских катакомбников, в 2003 г. они зарегистрировали в Курске Свято-Троицкий приход Одесской епархии Русской истинно-православной церкви.

В. Г. Пидгайко

Старообрядчество

Старообрядчество появилось на территории К. о. во 2-й пол. XVII в. Курско-белгородские земли являлись в то время российским «порубежьем», контроль властей над жизнью населения был здесь относительно слаб. Между 1658 и 1662 гг. сторонники старого обряда во главе с Иовом Льговским, придя из Центр. России «во область града Рыльска на место, зовомо Льговские горы» (совр. Льговский р-н), создали монастырь во имя вмч. Димитрия Солунского. Приверженность к «древнему православию» в первые десятилетия церковного раскола проявляли жители Рыльска, в т. ч. иноки Рыльского во имя свт. Николая Чудотворца монастыря. В 1683 г. старообрядчество стало заметным явлением в жизни Курска: сюда были сосланы 600 стрельцов-старообрядцев с семьями. С того времени часть Курска, где поселили сосланных (Стрелецкая слобода), стала центром «старой веры» в городе: там устраивали молитвенные дома, неподалеку располагалось старообрядческое кладбище. На территории Курского и Обоянского уездов оказалось по меньшей мере 8 старообрядческих сел. Местные правосл. священнослужители до 60-х гг. XVIII в. сообщали о том, что их прихожане продолжают креститься «двуперстно», держат в домах старые иконы, почитают восьмиконечный крест и т. п.

Во время гонений на старообрядцев в кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. часть староверов переселилась из курских пределов на Ветку в Речь Посполитую. В 1756 г. в Белгородской губ. (включавшей в то время курские земли) число «записных раскольников» составило 291 чел. Процесс либерализации вероисповедной политики, начавшийся в 1761 г. и продолжавшийся до 20-х гг. XIX в., позволил курскому старообрядчеству укрепиться. В 1812 г. комиссия из С.-Петербурга насчитала в Курской губ. 8776 «ревнителей старины», признав неполноту своих сведений и констатировав, что Курская губ. «принадлежит к числу мест, где раскол имеет значительное распространение». Особенно крепкими позиции «старой веры» оставались в Рыльске. В 1826 г. там насчитывалось более 100 купеческих и мещанских дворов, которые никогда не обращались к православным священнослужителям и имели собственную часовню. Более 500 сторонников «древнего благочестия» и по крайней мере 5 моленных имелось в Курске. Среди староверов было немало представителей известных купеческих династий - Титовых, Голиковых, Сыромятниковых и др. В 1810 г. часть из них изъявила желание перейти в единоверие, и к 1812 г. в Курске была построена единоверческая Успенская ц. Весьма заметным явлением было старообрядчество и в др. районах Курского края. По офиц. сведениям, в 1812 г. в Льговском у. проживало 1,5 тыс. староверов (во Льгове было 50 купцов); в Фатежском у.- 2 тыс. (в 33 деревнях и селах). В нач. XIX в. в населенных пунктах губернии было построено ок. 20 старообрядческих часовен, в Обоянском у. появился старообрядческий скит. Большинство курских староверов в 1-й пол. XIX в. принадлежали к беглопоповцам (ветковцам), ок. 40% были беспоповцами (преимущественно поморцами). В годы царствования имп. Николая I Павловича мероприятия по борьбе с «расколом» возобновились, но большого успеха в Курской губ. не имели: число «записных» старообрядцев здесь выросло и к 1856 г. составило 16 530 чел. В «Курских ЕВ» в 1872 г. отмечалось, что старообрядцев в крае «много более», поскольку «в Курской епархии есть города, население которых состоит более чем наполовину из раскольников, и целые слободы».

Период после выхода указа «Об укреплении начал веротерпимости» (1905) стал временем расцвета курского старообрядчества. Было зарегистрировано 13 старообрядческих общин: 3 в Рыльском у., по 2 общины в Обоянском, Льговском, Дмитриевском и Фатежском уездах, по 1 общине в Курском и Щигровском уездах. 8 общин были поповскими (5 беглопоповских, 3 Белокриницкой иерархии) и 5 - беспоповскими. В губернии построили неск. больших старообрядческих храмов: во Льгове, Обояни, в селах Ивановском (Льговский у.) и Воробьёвка (Щигровский у., ныне Золотухинский р-н). За 10-летний период во всех крупных старообрядческих населенных пунктах губернии появилось более 20 молитвенных помещений. К 1917 г. старообрядчество было 2-й по численности конфессией в Курской губ., имея более 30 тыс. приверженцев. Ощутимым было влияние представителей «старой веры» на региональную экономику - во мн. сельских населенных пунктах они составляли основу зажиточного крестьянства.

В 1929-1941 гг. все общины старообрядцев были сняты с регистрации, молитвенные помещения закрыты, до 80% священников и уставщиков репрессированы. В 1944-1948 гг. верующим удалось зарегистрировать 8 общин, еще 7 общин действовало без регистрации, количество «активных» старообрядцев в К. о. определялось уполномоченным по делам религ. культов в 2,5 тыс. чел. К 1980 г. в К. о. легально действовали 4 об-ва старообрядцев, принадлежавших к Новозыбковской архиепископии Русской древлеправославной церкви (беглопоповцы).

Процесс религ. возрождения в кон. XX - нач. XXI в. привел к восстановлению ряда старообрядческих общин, в т. ч. в Курске. Местным староверам в 1989 г. удалось вернуть здание Успенской ц., прослужившей более 30 лет в качестве склада мебельной фабрики. В 1999 г. в старообрядческом мире К. о. произошел раскол: настоятель Успенской ц. священноинок Аполлинарий (Дубинин) вместе с прихожанами отделился от Новозыбковской архиепископии, обвинив ее в сближении с РПЦ. В 2000 г. Аполлинарий был хиротонисан во епископа Курского еп. Тульчинским и всея Румынии Евмением (Титовым) «единолично на основании 29-го правила царя Юстиниана (от свитка новых заповедей)». Аполлинарий стал главой Древлеправославной церкви России с центром в Курске.

К кон. 2014 г. в К. о. были зарегистрированы 10 приходов Русской древлеправославной церкви и Древлеправославной церкви России (Курская епископия), а также 1 община федосеевцев.

Лит.: Военно-статистическое обозрение Российской империи: Курская губ. СПб., 1852. Т. 13. Ч. 4; Чистяков И. Новые условия церковной жизни и раскола // Курские ЕВ. Отд. неофиц. 1872. № 10, 11, 12, 14, 16, 18; Танков А. А. Сведения о так называемых старообрядцах в Курской губ. в 1812 г. // Там же. Приб. 1888. № 37. С. 593-600; он же. Из истории раскола в Курской епархии // Там же. № 41. С. 661-664; он же. Из истории раскола в Курской епархии // Там же. 1898. № 15. С. 146-152; № 17. С. 173-178; Дружинин В. Г. Раскол на Дону в конце XVII в. СПб., 1889; Обзор Курской губ. за 1915 год. Курск, 1916; Раздорский А. И. Архиереи Курского края XVII-XX вв.: Кр. биогр. справ. Курск, 2004; Апанасенок А. В. Старообрядчество Курского края в кон. XVII - нач. XX в. Курск, 2005; он же. «Старая вера» в Центральном Черноземье: XVII - нач. XX в. Курск, 2008; он же. Религиозные диссиденты в рос. провинции: Очерки истории духовных движений Курской губ. в кон. XVIII - нач. XX в. Курск, 2010; он же. «Осколки старого мира» в социалистической деревне: Сельские древлеправославные общины Курского края в 1920-е - 1980-е гг. // Старообрядчество: история, культура, современность: Мат-лы 10-й Междунар. науч. конф. М., 2011. Т. 1. С. 216-228; он же. Религиозный традиционализм в провинциальной России: История старообрядческих сообществ Центрального Черноземья в XVII - нач. XX в. Курск, 2014.
А. В. Апанасенок

Римско-католическая Церковь

После подавления Польского восстания 1863-1864 гг. в Курской губ. были поселены ссыльные поляки, состоявшие под надзором жандармерии. Сначала поляки, жившие в Курске, проводили богослужения в частных домах, затем был устроен деревянный молельный дом. Духовные требы исполняли приезжие священники. В 1864 г. курские католики обратились к властям с ходатайством об учреждении прихода и назначении священника, но получили отказ. В 1868 г. католич. приход в Курске был зарегистрирован. В 1890-1891 гг. последовали новые ходатайства о разрешении на строительство постоянного храма, к-рые были удовлетворены (численность прихожан католич. прихода к этому времени превысила 3 тыс. чел.). В 1892-1896 гг. сооружен костел во имя Успения Божией Матери. В 1899 г. был отведен участок под католич. кладбище. В 1938 г. договор с католич. общиной Курска был расторгнут, здание костела передано под антирелиг. музей, внутреннее убранство и орган уничтожены. После Великой Отечественной войны в костеле размещался склад, с 1986 г.- городской Дом музыки. Возрождение курской католич. общины началось с 1992 г., в 1993 г. она получила гос. регистрацию. В 1995 г. здание костела передано общине. В 1997 г. в приход назначен постоянный настоятель.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Первые лютеране поселились в Курске в XVIII в. Курский евангелическо-лютеранский приход учрежден в 1817 г. Для проповеди и совершения духовных треб город сначала посещали приезжие пасторы, с 1860 г. здесь появился постоянный священник. В 1825 г. в Курске основана лютеран. община, в 1826 г. устроен молитвенный дом. В 1830 г. в имении И. И. Барятинского в с. Ивановском Льговского у. сооружена деревянная кирха, предназначенная для удовлетворения духовных потребностей кнг. М. Ф. Барятинской и ее слуг; в 1873 г. кирха перестроена в каменную. В кон. XIX в. в губернии проживало ок. 1,5 тыс. лютеран, наиболее многочисленную группу составляли немцы. В 1893-1895 гг. в Курске сооружена кирха святых Петра и Павла (старый молитвенный дом перед началом строительства разобран). В 1924 г. кирха закрыта, в 30-40-х гг. XX в. значительно перестроена (ныне здание занято областной прокуратурой). С 1855 г. в Курске существовало Немецкое (Лютеранское) кладбище, на к-ром до кон. XIX в. хоронили и местных католиков (ликвидировано в 50-х гг. XX в.). В 2012 г. лютеран. община Курска возрождена.

Первые общины баптистов на территории совр. К. о. возникли вблизи железнодорожных станций Клейнмихелево (ныне Ржава) и Солнцево на линии Москва-Харьков. В Курске собрания баптистов начали проводиться с 1910 г. В 1921 г. в губ. центре была основана церковь евангельских христиан, к-рая самостоятельно проводила служения в бывш. лютеран. кирхе. В 1922 г. учрежден губ. союз баптистов и избран губ. пресвитерский совет. В кон. 20-х гг. XX в. офиц. баптистские богослужения были запрещены, с этого времени они проводились негласным образом в частных домах. В 1991 г. в Курске сооружена первая в К. о. баптистская церковь «Благодать». В нач. XXI в. общины и группы баптистов помимо областного центра действовали в Железногорске, Курчатове, Рыльске и др. городах, а также в некоторых поселках и сельских населенных пунктах К. о. (входят в Российский союз евангельских христиан-баптистов). Курскими баптистами организована «церковь на колесах» для цыган. В Курске функционирует баптистский «Библейский колледж». В Железногорске существует секта «Независимой церкви евангельских христиан-баптистов», входящей в Братство независимых церквей евангельских христиан-баптистов.

Пятидесятнические общины и группы, относящиеся к «Российской церкви христиан веры евангельской», действуют в Курске («церковь «Святой Троицы»») и пос. Солнцево («церковь «Живой источник»»), общины и группы адвентистов седьмого дня - в Курске, Железногорске, Курчатове, Рыльске, Щиграх. В Курске пятидесятниками организован «Библейский колледж Святой Троицы». В областном центре действует община Зап. регионального управленческого центра Новоапостольской церкви.

Курская община Иеговы свидетелей зарегистрирована в 1993 г., насчитывает ок. 1,5 тыс. чел. В Курске отмечена также деятельность секты мормонов (Церковь Иисуса Христа святых последних дней).

Ислам

В золотоордынское время на территории Курского Посемья существовали крупные русско-ордынские поселения, находившиеся на месте Ратского и Гочевского городищ. После перехода региона под власть Литовского великого княжества во 2-й пол. XIV в. ордынское влияние здесь сохранилось, о чем свидетельствует устоявшаяся монетно-денежная система. В 1-й пол. XV в. на территории совр. Курской и Белгородской областей выходцы из Золотой Орды основали автономное гос. образование - «Яголдаева тьма», просуществовавшее до нач. XVI в. на правах вассального владения литов. князей. В постордынский период присутствие мусульман в регионе ограничивалось отрядами служилых татар, несших здесь военную службу. В XIX в. в Курске проживали отдельные ссыльные с Кавказа, в частности азерб. правители Насиб-султан Шамшадильский и Мустафа-ага Казахский (в 1819-1824). Постоянная мусульм. община сложилась в губ. центре к 90-м гг. XIX в. В 1894 г. в городе было основано Татарское кладбище. В Курске проживали в основном нижегородские татары, в пригородной слободе Ямской - касимовские. В нач. XX в. появились постоянные муллы, в 1914 г.- губ. имам. В 1921 г. члены мусульм. общины Курска заключили договор о пользовании молитвенным домом (здание, вероятно, использовалось в качестве мусалли и ранее). В 1923 г. было зарегистрировано Магометанское религ. об-во Курска. Впосл. оно было ликвидировано, однако религ. жизнь курских мусульман не прерывалась на протяжении всего советского периода. Мусульм. население собиралось на Татарском кладбище 1-2 раза в год (как правило, на праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам). В Курске с 1999 г. действует мусульм. община «Аль-Рахмат» (в 2011 г. вышла из состава Духовного управления мусульман европ. части России и примкнула к Исламскому объединенному центру мусульм. организаций России). Мечети в регионе отсутствуют. Мусульм. религ. группы существуют и в некоторых др. населенных пунктах К. о. (Рыльске, Курчатове), а также в местах компактного проживания турок-месхетинцев. Наиболее крупным мусульм. этносом в К. о. в наст. время являются азербайджанцы, превзошедшие по численности татар. При этом в курской общине четко сохраняется представление об историческом приоритете татар, являвшихся активными организаторами и учредителями местной религ. мусульм. орг-ции, поддерживаются активные связи с татар. общинами и их представителями.

Иудаизм

Евр. община возникла в Курске в 60-х гг. XIX в., когда прошедшим военную службу нижним чинам и членам их семей было позволено проживать вне черты оседлости. В сер. 60-х гг. XIX в. в городе возникло Еврейское кладбище. До 1895 г. евреи Курской губ. находились в юрисдикции конотопского раввина. В 1895 г. им было разрешено устроить молельню. В нач. XX в. в Курске действовали 2 синагоги: «Белая» (толка «сефард») и «Красная» (толка «ашкиназ») (обе закрыты в 30-х гг. XX в.), своя синагога существовала также в пригородной Ямской слободе. В 1914-1924 гг. в Курске и Курской губ. численность евр. населения значительно увеличилась за счет беженцев из оккупированных герм. войсками зап. губерний Российской империи и переселенцев, устремившихся в великорус. регионы после ликвидации черты оседлости. Перед началом Великой Отечественной войны евр. община Курска по численности была одной из крупнейших в РСФСР. Во время оккупации в 1941-1943 гг. евреи, не успевшие эвакуироваться из города (более 2 тыс. чел.), были истреблены. В 1946 г. в Курске вновь открыта синагога (в доме, специально приобретенном для нее местной евр. общиной). В 1980 - 1-й пол. 90-х гг. XX в. численность евреев в Курске и К. о. резко сократилась из-за массовой эмиграции в США, Израиль, Германию, Австралию и др. страны. В 2002 г. зарегистрирована евр. община г. Курска, входящая в Федерацию евр. общин России.

А. И. Раздорский, Ю. В. Озеров

Новые религиозные движения

В Курске действует «Общество сознания Кришны города Курска», к-рое входит в состав всероссийской религ. орг-ции «Центр обществ сознания Кришны в России». Первые последователи Движения сознания Кришны появились в Курске в нач. 90-х гг. XX в. В авг. 1992 г. было зарегистрировано Курское областное отд-ние Российского проповеднического центра «Санкиртана» Международного об-ва сознания Кришны. В дек. 2000 г. оно было реорганизовано в местную религ. орг-цию «Курское общество сознания Кришны» (после реорганизации в 2007 г. действует под совр. названием). В Курске отмечена деятельность секты бранхамитов, групп последователей буддистской школы «Карма Кагью» и неоиндуистского движения «Брахма Кумарис», оккультных сект «Церковь последнего завета» («Община единой веры») и анастасийцев («Курская общественная орг-ция «Звенящие кедры»»).

А. И. Раздорский

Ист.: Из истории Курского края: Сб. док-тов и мат-лов. Воронеж, 1965; Справка об изменениях адм.-террит. деления Курской обл. (1708-1990 г.) // Гос. архив Курской обл.: Путев. Курск, 2005. Прил.
Лит.: Курск: Краевед. слов.-справ. Курск, 1997; Археологическая карта России: Курская обл. М., 1998-2000. 2 ч.; Дорога без конца: Очерки из истории курских евреев. Курск, 2000; Зорин А. В., Раздорский А. И. Порубежье: Курский край в XVII в. Курск, 2001; Князева Е. Е., Соловьева Г. Ф. Лютеранские церкви и приходы России XVIII-XX вв.: Ист. справ. СПб., 2001. Ч. 1; Бугров Ю. А. История Курской епархии. Курск, 2003; Емельянов С. Н. Власть и обновленцы в Курской обл.: 1922-1941 гг. // Вторые Дамиановские чтения. Курск, 2003. С. 197-205; Большая Курская энциклопедия. Курск, 2004-2011. 3 т.; Раздорский А. И. Архиереи Курского края XVII-XX вв.: Кр. биогр. справ. Курск, 2004; Енуков В. В. Славяне до Рюриковичей. Курск, 2005; Кобец О. Н., прот., Крупенков А. Н., Крупенков Н. Ф. История Белгородской епархии. Белгород, 2006; Бунин А. Ю. Обновленческий раскол и Курская епархия (1920-е гг.) // Пятые Дамиановские чтения: (Мат-лы Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 26-28 марта 2008 г.). Курск, 2008. Ч. 2. С. 63-66; Зорин А. В. и др. Очерки истории Курского края с древнейших времен до XVII в. Курск, 2008; Ислам в центрально-европейской части России: Энцикл. слов. М.; Н. Новг., 2009; Лихих Г. А. Соль, сохранившая силу. Курск, 2010; Немецкие адреса старого Курска: История на почтовых открытках. М. 2011; Бугров Ю. А. и др. Курский католический синодик. Курск, 2012; Российченкова И. А. Церковный раскол в Обояни в 1990-е гг. // Обоянь и обоянцы в отечественной и зарубежной истории и культуре: Сб. мат-лов межрегион. науч. конф. (г. Обоянь, 21 апр. 2012 г.). Обоянь, 2013. С. 168-181; Енуков В. В., Раздорский А. И. О времени основания и первого упоминания древнерус. Курска // Рос. история. М., 2015. № 2. С. 39-59.
Рубрики
Ключевые слова
См.также