КОМИ
Том XXXVI , С. 515-520
опубликовано: 16 июля 2019г.

КОМИ

Содержание

(Республика Коми), субъект РФ в составе Северо-Западного федерального окр. Территория - 416,8 тыс. кв. км. Адм. центр - Сыктывкар (в 1586-1780 погост Усть-Сысола, в 1780-1930 г. Усть-Сысольск). К. расположена на северо-востоке европ. части России, граничит с Архангельской, с Кировской, со Свердловской, с Тюменской областями и Пермским краем. Население - 872 тыс. чел. (2014). Национальный состав: русские - 65,1%, коми - 23,7, украинцы - 4,2, татары - 1,3, белорусы - 1, немцы - 0,6, чуваши - 0,6, ненцы - 0,5, представители др. национальностей - 3%. Республика включает 5 городских округов и 15 муниципальных районов.

История

Собор в честь Вознесения Господня в г. Сыктывкар. Фотография. Нач. XXI в.Собор в честь Вознесения Господня в г. Сыктывкар. Фотография. Нач. XXI в. Исконным населением К. являются предки народов коми и коми-пермяков - упоминаемая в летописях пермь вычегодская, проживавшая в бассейнах рек Вымь, Вашка, Луза. Появление здесь древнерус. населения связано с формированием в XI в. Сухоно-Вычегодского пути, включенного в военно-торговую трассу от Приладожья до Урала. В XII-XIII вв. регион стал ареной столкновения интересов Вел. Новгорода и Владимирского великого княжества, в XIV-XV вв.- Новгородской республики и Московского великого княжества. В XIII-XIV вв. началась колонизация рус. крестьянами земель по нижней Лузе и нижней Вычегде, а затем по Мезени и Печоре. Окончательное вхождение территории совр. К. в состав Русского гос-ва произошло в посл. трети XV в. В 1379-1396 гг. монах из Ростова св. Стефан (с 1383 епископ Пермский) проповедовал на территории К. христианство и крестил древних коми; в 1383 г. была учреждена Пермская епархия с центром в Усть-Выме (ныне с. Усть-Вымь Усть-Вымского р-на), выделенная из Ростовской епархии (см. в ст. Вологодская и Великоустюжская епархия). Св. Стефан создал алфавит древнего языка коми и перевел на этот язык ряд богослужебных книг, что положило начало местной письменности. Епископ выступал в крае также как представитель московской администрации, наделенный значительными полномочиями.

Собор во имя св. Стефана в г. Сыктывкар. Фотография. Нач. ХХ в.Собор во имя св. Стефана в г. Сыктывкар. Фотография. Нач. ХХ в.К кон. XVII в. границы между территориями расселения коми и русских на западе и северо-западе стабилизировались. Большинство населения проживало в старожильческих районах - на нижней Вычегде, Выми, Сысоле, Лузе. В XVI в. здесь сложились основные этнографические группы коми: вымичи, нижневычегодцы, прилузские коми. В связи с расселением коми на северо-восток и юго-запад в XVII в. оформились группы сысольцев, удорских коми и коми-ижемцев. К кон. XVII в. в крае насчитывалось ок. 360 населенных пунктов. В связи с неурожаями (особенно длительными в 30-40-х гг. XVII в.), голодом и нехваткой земельных угодий часть населения К. переселилась в Вятский край, Прикамье и за Урал.

Во 2-й пол. XVII в. территория совр. К. в основном относилась к Яренскому и Пустозерскому уездам. Согласно губ. реформе 1708 г., Пустозерский у. вошел в Архангелогородскую губ., Яренский у.- в Сибирскую губ. (в 1711 включен в состав Архангелогородской губ.). В 1780 г. (согласно «Учреждению о губерниях» 1775 г.) основная территория совр. К. была разделена между Яренским и Усть-Сысольским уездами, входившими в состав Вологодской губ. (до 1796 наместничество). Остальные территории в XVIII - нач. XX в. относились к Архангельской, Вологодской, Пермской, Сибирской и др. губерниям.

Основными занятиями коми были охота, рыболовство и промыслы. Большое значение имело оленеводство. Благодаря рус. крестьянам распространялось земледелие: обеспеченность населения своими хлебами составляла до 30% от потребительской нормы. В 1637 г. купец Д. Г. Панкратьев основал Серёговский солеваренный завод на р. Вымь, к-рый в 90-х гг. XVII в. стал крупнейшим в России. В 1730-1761 гг. были открыты 4 железоделательных и чугунный заводы, к сер. XIX в. пришедшие в упадок. В XVII в. через территорию К. проходил торговый путь в Сибирь, игравший большую роль в освоении вост. земель. Наряду с этим возрастало значение др. торгового пути, к-рый связывал Русский Север с Вятской землей и Поволжьем. Во 2-й пол. XIX в. на Печоре и Вычегде появились грузовые и пассажирские пароходы. В 1898 г. было введено регулярное товаропассажирское сообщение от Усть-Сысольска до Вел. Устюга, в 1907 г.- до Вологды и Архангельска.

В XIX - нач. XX в. в составе населения преобладали коми, значительную часть представляли русские, остальные народы были малочисленны. По переписи 1897 г., в совр. границах К. насчитывалось ок. 142 тыс. коми и 14-16 тыс. русских, в 1917-1918 гг. из 214 тыс. жителей коми по-прежнему составляли почти 90%, русские - ок. 10%. Ок. 96,8% населения (1897) являлись сельскими жителями; до 1861 г. это были гл. обр. черносошные (государственные) крестьяне (свыше 95%).

Советская власть была установлена в марте-апр. 1918 г. С осени 1918 г. происходили военные столкновения частей РККА и белых армий. Весной 1920 г. советская власть была восстановлена на всей территории К. В 1918-1921 гг. основная территория К. входила в состав Северо-Двинской губ. Декретом ВЦИК от 22 авг. 1921 г. из основной территории Печорского у. Архангельской губ., Усть-Сысольского у. и основной территории Яренского у. Северо-Двинской губ. образована автономная область (АО) Коми (Зырян). 2 мая 1922 г. она была разделена на 4 уезда: Ижмо-Печорский, Усть-Вымский, Усть-Куломский, Усть-Сысольский. В 1929-1936 гг. АО Коми (Зырян) входила в состав Северного края. Летом 1929 г. Большеземельская тундра отошла новообразованному Ненецкому национальному округу, при этом в АО Коми (Зырян) был включен ряд волостей бывших Архангельской и Вятской губерний. 15 июля 1929 г. введено деление АО на 9 районов: Визингский, Ижмо-Печорский (с 1930 Ижемский), Прилузский, Сторожевский, Удорский, Усть-Вымский, Усть-Куломский, Усть-Сысольский (с 1930 Сыктывкарский) и Усть-Цилемский. Центром области оставался г. Усть-Сысольск, переименованный 23 марта 1930 г. в Сыктывкар. 5 дек. 1936 г. АО Коми (Зырян) преобразована в Коми АССР.

В 20-х гг. XX в. в К. работали многочисленные экспедиции, подготовившие дальнейшее освоение запасов угля, нефти и др. ресурсов. По сравнению с 1913 г. к кон. 20-х гг. в 2 раза возросли объемы лесозаготовок, в 1926 г. вступил в строй Усть-Сысольский лесопильный завод. Однако доля промышленности составляла всего 2% от валовой продукции, более 60% приходилось на сельское хозяйство. В кон. 20-х - 30-х гг. XX в. многократно возросла заготовка древесины, появились деревообрабатывающие предприятия, лесная и деревообрабатывающая отрасли промышленности стали одними из ведущих в республике. В 1934 г. в пос. Чибью (с 1939 Ухта, с 1943 город) введен в действие нефтеперерабатывающий завод. В 1934 г. в Воркуте вошла в строй 1-я угольная шахта, затем - мощная шахта «Капитальная», в 1940-1941 гг. были заложены еще 5 шахт. В 1937-1941 гг. построена Северо-Печорская (с 1947 Печорская) железная дорога (Котлас - Воркута; с 1959 в составе Северной железной дороги). В 1961 г. открыто постоянное движение по линии Микунь-Сыктывкар.

В кон. 20-х - 50-х гг. XX в. К. была местом ссылки репрессированных. В 1929 г. создан Ухтапечтрест, начавший освоение угольных и нефтяных месторождений с помощью труда заключенных. В 1929-1956 гг. на территории К. в систему ГУЛАГ входили: Северный лагерь ОГПУ (1929-1933), Ухтпечлаг (1931-1938), Ухтижемлаг (1938-1955), Воркутлаг (1938-1957), Северо-Печорский ИТЛ (1940-1950), Интинский ИТЛ (1941-1948) и др. К 1 янв. 1942 г. на территории К. насчитывалось до 200 тыс. заключенных.

В годы Великой Отечественной войны К. обеспечивала страну нефтью, углем, лесом, была открыта группа газовых месторождений, создан мощный газодобывающий комплекс. Во 2-й пол. 40-х - 80-х гг. XX в. К. превратилась в индустриальный регион (особое развитие получил лесопромышленный комплекс, нефтяная и газовая промышленность). Центры наиболее крупных лагерей и места сосредоточения промышленности были преобразованы в города (Воркута (1943), Ухта (1943), Печора (1949), Инта (1954), Сосногорск (1955); в 1959 статус города получил Микунь, в 1984 - Усинск и Вуктыл, в 1985 - Емва). К. стала одним из самых урбанизированных регионов СССР: по переписи 1989 г., 76% населения (1 261 тыс. чел.) проживало в городах. За счет притока населения из других регионов СССР изменился национальный состав. В 1989 г. коми составляли ок. 23% населения, русские - ок. 57, украинцы - 8,2, представители др. национальностей - 11,8%.

Собор в честь Вознесения Господня в с. Иб Сыктывдинского р-на. Фотография. Нач. XXI в.Собор в честь Вознесения Господня в с. Иб Сыктывдинского р-на. Фотография. Нач. XXI в.В 1990 г. Коми АССР преобразована в Коми ССР. 26 мая 1992 г. постановлением Верховного Совета Коми ССР утверждено новое официальное название - Республика Коми. 17 дек. 1994 г. была принята Конституция Республики Коми.

Религия

Большинство верующих в К.- православные. В 2013 г. в республике действовали 177 зарегистрированных религ. орг-ций: 102 православные (входят в Сыктывкарскую и Воркутинскую епархию РПЦ), 2 общины старообрядцев, католическая, 62 протестантские, иудейская, 9 мусульм. общин.

Русская Православная Церковь

Храм Воскресения Христова в г. Усинск. Фотография. Нач. XXI в.Храм Воскресения Христова в г. Усинск. Фотография. Нач. XXI в.С XII в. территория К. входила в Новгородскую (сев. и вост. части) и Ростовскую (юго-зап. земли) епархии Русской Церкви. В 1383 г. была учреждена Пермская епархия, включавшая земли совр. К.: по берегам рек Вычегда, Вымь и Сысола (Вычегодская Пермь). В 1676 г. Яренская и Вымская земли были переданы созданной в 1658 г. Вятской и Великопермской епархии (см. Вятская и Слободская епархия). В 1682 г. территории северо-восточнее Сев. Двины, бассейна Печоры и Сев. Приуралье, переданные в 1674 г. из Патриаршей области Новгородским митрополитам, отошли новоучрежденной Холмогорской и Важской епархии (см. Архангельская и Холмогорская епархия). В том же году Яренский у. вошел в состав новоучрежденной Великоустюжской епархии, в 1780 г. к ней присоединился также Усть-Сысольский у. В 1788 г. в связи с ликвидацией Великоустюжской кафедры эти уезды отошли Вологодской епархии. В 1888-1917 гг. юж. и центральная части совр. К. относились к Великоустюжскому викариатству Вологодской епархии, сев. и зап. части - к Пинежскому викариатству Архангельской епархии (с 1913). 6 окт. 1995 г. Свящ. Синод РПЦ учредил на территории К. Сыктывкарскую и Воркутинскую епархию. (Подробно об истории правосл. Церкви на территории К. см. в ст. Сыктывкарская и Воркутинская епархия.)

П. П. Котов

Старообрядчество

Троице-Стефано-Ульяновский муж. мон-рь в с. Ульяново Усть-Куломского р-на. Фотография. Нач. XXI в.Троице-Стефано-Ульяновский муж. мон-рь в с. Ульяново Усть-Куломского р-на. Фотография. Нач. XXI в.

на территории совр. К. начало распространяться в посл. трети ХVII в., через Усть-Цильму и Ижму часто проезжали посланцы Выголексинского общежительства. Позднее рост числа последователей «старой веры» в регионе был связан с переселенцами из Чердынского края, проживавшими по притокам Печоры. В нач. ХVIII в. в Усть-Цильме осели старообрядцы с Пинеги, Мезени, Сев. Двины и из центральных районов России. С приходом на нижнюю Печору рус. староверов и заселением ими притоков Печоры - Пижмы, Цильмы, Нерицы - началось обособление рус. населения от иноэтничного окружения (правосл. коми и языческих ненецких племен). Особенную строгость в общении с внешним миром проявляли пижемские староверы. Предположительно в 20-х гг. XVIII в. на Пижме выходец из Выголексинского общежительства П. Клокотов и соловецкий мон. Феофан устроили Великопоженский скит, сыгравший важную роль в укоренении в крае старообрядчества; в 40-х гг. XVIII в. в нем жили до 100 старообрядцев-поморцев (см. также Древлеправославная поморская церковь). В 1743 г. на Печору и Мезень была направлена противораскольническая экспедиция, при приближении которой насельники скита (78 чел.) во главе с наставником Иваном Акиндиновым совершили самосожжение. Экспедиция арестовала 69 чел. (этим событиям посвящены «Повесть о самосожжении в Мезенском уезде», «Помянник сгоревших в Великопоженском общежительстве в 1743 году»). В 1825 г. скит был восстановлен, в нем располагались часовня с 3 приделами, трапезная, 17 келий, хозяйственные постройки. В 1831 г. в скиту жили 85 чел., была налажена переписка книг, изготовляли резные иконы. В 1851 г. власти закрыли скит, на его месте образовалась дер. Скитская, где со временем продолжали богослужение. В сер. ХVIII в. на Цильме был основан Омелинский скит, где имелись часовня, муж. и жен. кельи. Усть-Цильма стала в этот период важным центром старообрядчества. Там получали подготовку наставники, оттуда «старая вера» распространялась среди коми-зырян: на верхней и средней Печоре (районы совр. Печоры, Вуктыла и Троицко-Печорска, где живут поморцы, федосеевцы и странники), на верхней Вычегде (совр. Усть-Куломский р-н, в котором живут «глухие нетовцы» спасова согласия), на Удоре (бассейн рек Вашка и Мезень, совр. Удорский р-н, где живут филипповцы и странники). В нач. XIX в. последователи староверия появились среди летских коми в бассейне р. Летки. В ХIХ в. рост численности населения в регионе обусловливался притоком переселенцев, гл. обр. с Мезени. В отличие от изолировавшихся от внешнего мира пижемских старообрядцев староверы с Мезени, обосновавшиеся в верховьях р. Нерицы, роднились с правосл. коми. В Омелинском скиту в 1805 г. жили ок. 40 чел.; 1844 г. власти закрыли скит.

В устной традиции сохранились известия еще об одном небольшом ските - в 83 км вверх по Тобышу, притоку Цильмы - на месте, называемом теперь Покойное. Скит поддерживали оленеводы Усть-Цильмы. В сер. ХIХ в. все его насельники из-за болезней и тяжелых условий погибли. Память о «покойных», как и о «самосгоревших» на Пижме, способствовала распространению старообрядчества на нижней Печоре. По данным епархиального миссионерского комитета, в Печорском у. в 1890 г. числилось 3670 старообрядцев, в 1916 г.- более 8 тыс. В нач. ХХ в. на территории К. насчитывалось более 11 тыс. старообрядцев разных согласий; по мнению исследователей, эти данные занижены. В 1912/13 г. на Удоре проживало 14 незарегистрированных старообрядческих наставников, существовало 7 молелен (филипповцев, поморцев, скрытников), на верхней Вычегде было 5 наставников, имелось 5 моленных домов (нетовцы), на верхней Печоре действовали 3 наставника, имелись 3 филипповские молельни (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 19187. Л. 67, 78).

В кон. XIX - нач. XX в. на Удоре и на верхней Печоре распространилось согласие странников. В 1885 г. они жили в с. Чупрове, деревнях Коптюга, Муфтюга, Верхозерье. Многие из них были арестованы, в 1909 г. возобновили деятельность (НА Респ. Коми. Хр. 1. Ф. 7. Оп. 1. Д. 304. Л. 35, 70, 79). На верхней Печоре распространение страннического вероучения в 20-30-х гг. XX в. связано с деятельностью старца Еварета (Евареста). Из-за сложной политической и экономической ситуации идея скрытников о побеге из «мира антихристова» как о единственно возможном пути спасения нашла много сторонников. В 30-х гг. XX в. страннические кельи существовали в селах Покча, Подчерье и Возино, а также на берегах рек Подчерье, Щугер, Илыч. Несмотря на притеснения со стороны властей, скиты действовали до нач. 70-х гг. (НА Коми науч. центра Уральского отд-ния РАН. Ф. 1. Оп. 13. Д. 167. Л. 15-19, 57). В 30-40-х гг. XX в. в К. был фактически уничтожен институт старообрядческих наставников.

В 1990 г. была зарегистрирована община Древлеправославной поморской церкви (ДПЦ) в с. Усть-Цильма, в 1992 г. освятили молитвенный дом. В нач. XXI в. Усть-Цилемский р-н представляет собой старообрядческий центр, группы поморцев существуют в каждом из 38 населенных пунктов района. В 2013 г. освящена ц. во имя свт. Николая в Усть-Цильме. В 1994 г. зарегистрирована община поморцев в Сыктывкаре. В 2009 г. завершено строительство ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Возрождаются общины последователей ДПЦ в Печоре, в Ухте, в с. Объячеве на верхней Печоре.

В ряде районов К., прежде всего на нижней Печоре, сохранялись и переписывались старообрядческие книги. Поиски в К. древнерусских рукописей начал В. И. Малышев в 1937 г. В 50-х гг. XX в. археографические экспедиции Пушкинского Дома стали систематическими, их результаты отразились в работе Малышева «Усть-цилемские рукописные сборники ХVI-ХХ вв.» (1960) и в Усть-Цилемских собраниях в Древлехранилище ИРЛИ. Наличие большого числа выговских рукописей в Усть-Цильме (не только списков, создававшихся в Выговском общежительстве для распространения среди поморцев др. регионов, но и рукописей выговского архива) подтверждает тесные связи Усть-Цильмы с Выгом. В сер. 60-х гг. XX в. состоялась 1-я экспедиция ИРЛИ на Удору, продолженная в 70-80-х гг. учеными Сыктывкарского гос. ун-та. Экспедиция выявила местную рукописную традицию и сформировала Вашкинскую книжную коллекцию ИРЛИ. В Усть-Цильме проходят Мяндинские чтения, посвященные рукописной книжности и истории края.

Е. А. Агеева, В. В. Власова,Т. И. Дронова

Бывшие общины Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ)

Община РПЦЗ появилась в К. в 1998 г. в результате выхода из РПЦ Стефано-Афанасиевского мон-ря в с. Вотча. В 1999 г. насельники мон-ря создали скит в дер. Бердыш Троицко-Печорского р-на. В 2001 г. они перешли сначала в юрисдикцию митр. Виталия (Устинова) - РПЦЗ(В), в 2006 г.- в Российскую православную церковь (РосПЦ). В результате расколов в РПЦЗ скит долгое время пустовал, в 2008 г. он был воссоздан как Андроников скит в юрисдикции РПЦЗ(В). В 2001-2007 гг. в Сыктывкаре существовала община св. Прокопия Устюжского РосПЦ. В 2006 г. в РосПЦ перешел созданный в 2004 г. приход во имя св. Царственных мучеников и всех новомучеников и исповедников Российских в с. Ыб Сыктывдинского р-на. Все общины не зарегистрированы.

Римско-католическая Церковь

Первые католики появились в К. в 30-х гг. XX в. в связи с депортацией советских немцев в лагеря на территории К. Имелось неск. католич. общин без священников, верующие тайно приходили на молитвенные собрания. Напр., община в Човью (ныне в черте Сыктывкара) существовала вплоть до сер. 90-х гг. XX в., когда большинство католиков уехали из К. В 2003 г. в Ухте был зарегистрирован приход св. Терезы из Лизьё, относящийся к архиепархии Божией Матери в Москве.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Протестанты появились в К. в период коллективизации, в кон. 20-х гг. XX в., в связи с переселением в край раскулаченных крестьян (в т. ч. немцев) с Украины, из Поволжья и др. регионов. Немногочисленные общины лютеран, пятидесятников, адвентистов предположительно прекратили существование в сер. 30-х гг. XX в. Новые общины появились в 1941 г., когда началась депортация советских немцев в К. Было распространено т. н. братское лютеранство. Его особенностью является автономность общин, к-рые собираются для молитвы в частных домах. В 40-х гг. возникла евангелическо-лютеран. община Сыктывкара, соединившая представителей разных течений лютеранства, т. о. сложился стихийный союз братского и церковного лютеранства. Община в основном состояла из немцев, богослужения проводились на немецком языке. Братские общины подвергались преследованиям до кон. 60-х гг. XX в., когда гос-во неофициально их признало. В 1975 г. была зарегистрирована община в Сыктывкаре. В связи с эмиграцией немцев и оттоком молодежи в другие протестантские церкви численность общины уменьшалась. В 90-х гг. XX в. усилились связи лютеран К. с Евангелической церковью Германии, пасторы из Германии стали приезжать для работы с братскими общинами К. К кон. XX в. лютеранские общины в К. пополнялись за счет русских и представителей др. народов РФ. В 1996 г. в Сыктывкаре была образована община св. Иоанна Крестителя Уральского пробства Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии; к 1998 г. община насчитывала ок. 100 чел., богослужения совершались на языке коми. Церкви Ингрии принадлежит также приход Рождества Христова в пос. Троицко-Печорск.

Баптисты появились на территории К., в Усть-Вымском у., в 20-х гг. XX в., в 1927 г. община состояла из 43 чел. В 1922 г. была создана община баптистов в с. Ыб, к 1924 г. насчитывавшая 30 чел. В кон. 20-х гг. оба сообщества, видимо, прекратили существование. В 1943 г. основана община в Сыктывкаре (возможно, существовала и ранее). В 60-х гг. XX в. группы баптистов имелись также в Ухте, Печоре, Сосногорске, Воркуте, Инте и др. Всего в К. насчитывалось ок. 350 баптистов. В 2013 г. были зарегистрированы 3 баптист. общины, входящие в Российский союз евангельских христиан-баптистов, Совет церквей евангельских христиан-баптистов, Коми христианскую церковь евангельской веры (зарегистрирована в 1999).

Пятидесятнические общины действуют на территории К. с 20-х гг. XX в. (начали регистрироваться в 90-х гг.), рост числа пятидесятников пришелся на 70-е гг. В 2013 г. в К. действовали 27 зарегистрированных пятидесятнических орг-ций, которые входили в Церковь христиан веры евангельской пятидесятников (ХВЕП) в составе Российской церкви христиан веры евангельской (ХВЕ), в Церковь полного Евангелия «Источник Жизни» в составе Ассоциации независимых церквей ХВЕ, в Церковь ХВЕ «Исход» и др.

В К. также зарегистрированы 4 общины адвентистов седьмого дня (в Ухте, Печоре, Усинске, Воркуте), 9 общин Иеговы свидетелей (Сыктывкар, Ухта и др.), община методистов (Сыктывкар) и др.

Ислам

Появление мусульман на территории К. связано с репрессиями 30-40-х гг. XX в., среди ссыльных было немало татар. Новый приток мусульм. населения в регион связан с освоением месторождений угля и нефти в 50-70-х гг. XX в. В 1991 г. в Усинске была зарегистрирована первая в К. мусульм. община. В 2003 г. общины Усинска, Сыктывкара и Воркуты образовали Духовное управление мусульман Республики Коми. В 2014 г. в К. действовали 9 мусульм. общин, ислам исповедуют татары, башкиры, аварцы, чеченцы, ингуши и др.

Иудаизм

В 1939-1940 гг. в К. было депортировано население из присоединенных к СССР Зап. Белоруссии, Зап. Украины и Польши, значительную часть к-рого составляли евреи; 2-я волна переселения евреев в К. пришлась на 50-60-е гг. XX в. Евр. общественная орг-ция «Шолом» была создана в 1991 г. В 2002 г. зарегистрирована религ. орг-ция «Еврейская община города Сыктывкара», в 2008 г.- евр. община Ухты, входящие в Федерацию еврейских общин России.

Новые религиозные движения

В 2004 г. в Сыктывкаре была зарегистрирована орг-ция Об-ва сознания Кришны, в наст. время она не существует. В столице К. действует Рериховское об-во.

Ист.: Житие св. Стефана, еп. Пермского, написанное Епифанием Премудрым. СПб., 18972; Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись: Док-ты по истории коми // Ист.-филол. сборник. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 257-271; Документы по истории народа коми: Писцовая и переписные книги Яренского уезда XVII в. / Сост.: Н. П. Воскобойникова, М. А. Мацук. Сыктывкар, 1985.
Лит.: Малышев В. И. Усть-Цилемские рукописные сборники ХVI-ХХ вв. Сыктывкар, 1960; Беленкина Т. И. Из истории классовой борьбы коми народа. Сыктывкар, 1971; Гагарин Ю. В. Старообрядцы. Сыктывкар, 1973; он же. История религии и атеизма народа Коми. М., 1978; Жеребцов И. Л. Формирование этнической территории коми (зырян). Сыктывкар, 1977; он же. Населенные пункты Республики Коми: Ист.-демогр. справ. М., 2001; Турубанов А. Н. Создание целлюлозно-бумажной промышленности в Коми АССР. М., 1979; Давыдов В. Н. Образование автономной области Коми. Сыктывкар, 1981; История Коми АССР с древнейших времен. Сыктывкар, 19812; История северного крестьянства. Архангельск, 1984. Т. 1; Святитель Стефан Пермский: К 600-летию со дня преставления / Под ред. Г. М. Прохорова. СПб., 1995. (Древнерус. сказания); История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы: Исслед. и мат-лы к 600-летию со дня преставления Стефана Пермского. Сыктывкар, 1996; Котов П. П. Динамика уровня земледелия в Коми крае в кон. XVIII - нач. XX в. Сыктывкар, 1996; Мацук М. А., Шаньгина В. В. Торговля и пути сообщения в Коми крае в XIX в. Сыктывкар, 1996; Христианизация Коми края и ее роль в развитии государственности и культуры. Сыктывкар, 1996. 2 т.; Морозов Н. А. ГУЛАГ в Коми крае, 1929-1956 гг. Сыктывкар, 1997; он же. Особые лагеря МВД СССР в Коми АССР (1948-1954 годы). Сыктывкар, 1998; Рогачев М. Б. Приходское духовенство Коми края в конце XIX - начале ХХ в. // Вестник культуры Респ. Коми. Сыктывкар, 2000. № 1. С. 9-17; Атлас Республики Коми. М., 2001; Христианство и язычество народа коми. Сыктывкар, 2001; Дронова Т. И. Русские старообрядцы - беспоповцы Усть-Цильмы: Конфессиональные традиции в обрядах жизненного цикла (кон. ХIХ - нач. ХХ в.). Сыктывкар, 2002; она же. Старообрядческие общины Усть-Цильмы и Сыктывкара: Пути сохранения традиций // Очерки рус. народной культуры / Отв. ред.: И. В. Власова. М., 2009. С. 197-220; Старообрядческий центр на Вашке. Устная и письменная традиция Удоры: Мат-лы и исслед. / Под ред. А. Н. Власова. Сыктывкар, 2002; Чувьюров А. А. Локальные группы коми Верхней и Средней Печоры: Проблемы языковой, историко-культурной и конфессиональной самоидентификации: Дисс. СПб., 2003; Маркелов Г. В. Писания выговцев: Каталог-инципитарий. Тексты: По мат-лам Древлехранилища Пушкинского Дома. СПб., 2004; Терюков А. И. Из истории перевода Священного Писания на язык коми-зырян (П. И. Савваитов и Г. С. Лыткин) // Христианство в регионах мира / Отв. ред.: Т. А. Бернштам, А. И. Терюков. СПб., 2008. Вып. 2. С. 229-245; Юхименко Е. М. Книжное наследие Выга в гос. хранилищах // Духовное наследие народов Республики Коми: История и современность. Сыктывкар, 2009. С. 16-23; Власова В. В. Старообрядческие группы коми: Конфессиональные особенности соц. и обрядовой жизни. Сыктывкар, 2010; она же. Религиозная идентичность в локальных сообществах: Сельские правосл. общины в Республике Коми // Идентичность: Интеллектуальные практики и соц. проекты. Сыктывкар, 2010. С. 7-22; Вторые Мяндинские чтения: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Сыктывкар, 2011. Т. 1; История Коми с древнейших времен до современности. Сыктывкар, 20112. 2 т.
Рубрики
Ключевые слова
См.также