ЛАВРСКАЯ КИНОВИЯ
Том XXXIX, С. 627-633
опубликовано: 18 марта 2020г.

ЛАВРСКАЯ КИНОВИЯ

Содержание

Подворье Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова монастыря (Гатчинской и Лужской епархии С.-Петербургской митрополии), в XVIII - нач. XX в. отд-ние, или скит, Александро-Невской в честь Святой Троицы лавры. Находится в С.-Петербурге (Октябрьская наб., 16-20).

1714-1923 гг.

Имп. Петр I именным указом от 10 июня 1714 г. пожаловал с.-петербургскому Александро-Невскому монастырю обширную территорию (154 га) на правом берегу р. Невы, между дер. Клочки и казенными кирпичными заводами. 20 сент. 1721 г. царским указом владение было утверждено за монастырем. Участок изначально предназначался для хозяйственной деятельности: производства кирпича и черепицы, заготовки дров. В 1810 г. в связи с претензиями местных крестьян на пустующие земли по благословению митр. Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского Амвросия (Подобедова) было расчищено для сенокоса 14 га дес. земли вдоль Невы. 19 апр. 1820 г. лаврский наместник архим. Товия признал участок подходящим для сенокоса, выращивания хлеба и рыбной ловли на Неве при условии поселения на нем «некоторого числа штатных лаврских служителей из крестьян и знающих сельскую работу» (РГИА. Ф. 815. Оп. 8. 1820 г. Д. 41. Л. 1 об.- 3 об.), что и было осуществлено. Митр. Новгородский и С.-Петербургский Михаил (Десницкий) предложил разместить здесь летнюю дачу - загородный архиерейский дом (прежняя дача у митрополичьего корпуса в лавре была расположена далеко и обветшала). 8 июля 1820 г. митр. Михаил обратился к военному ген.-губернатору гр. М. А. Милорадовичу с просьбой о разрешении построить церковь с небольшим количеством келий для престарелых и больных монашествующих лавры (в самом мон-ре не было больницы) (Там же. Л. 12, 23-24). Впосл. митр. Михаил намеревался поселиться здесь после ухода на покой. Архитектор лавры А. Прокофьев при участии В. П. Петрова составил проект застройки территории, утвержденный архиереем. 29 янв. 1822 г. был освящен отдельно стоящий деревянный храм во имя Всех святых и в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Иконы для иконостаса написал А. Антонов, интерьер расписал М. X. Набоков. Митрополит намеревался финансировать дальнейшие работы за счет 2-го издания своих проповедей, но из-за его внезапной кончины строительство архиерейского дома было на время приостановлено (в частности, постройка каменной церкви). Возведение 3 небольших зданий комплекса полностью завершилось летом 1822 г.

Лаврская киновия. Фотография. Нач. XX в.Лаврская киновия. Фотография. Нач. XX в.

Обязанности настоятеля Л. к. исполнял смотритель архиерейского дома, избиравшийся на Духовном соборе лавры и утверждавшийся Синодом. Первым (с 1 дек. 1820) был архим. Андрей (Смолин), ранее - насельник Юрьева новгородского мужского монастыря, флотский обер-иеромонах (РГИА. Ф. 815. Оп. 13. Д. 275. Л. 42-46). В числе первых смотрителей в 1826-1830 гг. были иером. Феодосий, ректор Псковской ДС, с авг. 1830 г.- правитель канцелярии лавры, игум. Никон (Кепишев), оставивший настоятельство в Коневском в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыре и избравший киновию местом пребывания на покое (1830-1835).

В 30-х гг. у Л. к. появился крупнейший благотворитель - фридрихсгамский (впосл. с.-петербургский) первостатейный купец Ф. Ф. Набилков (из крепостных крестьян графов Шереметевых, Ярославской губ.), строитель Всесвятского скита в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре, основатель (вместе с братом) Набилковской богадельни в Москве. В 1840-1841 гг. на 25 тыс. р. ассигнациями, выделенных Набилковым, по проекту архит. А. З. Комарова в обители началось каменное строительство: со стороны Невы возведена небольшая (высотой 5,5 саж.) надвратная колокольня. На средства Набилкова под деревянной Всехсвятской ц. был устроен придел с уникальным посвящением в честь Всех явленных и чудотворных икон Божией Матери (1841). В мае 1844 г. он внес пожертвование на постройку каменных келий (6704 р. серебром). Летом 1845 г. вместо первоначально предполагавшихся одноэтажных каменных строений «наместником лавры с опытными архитекторами» было решено построить 2 симметричных 2-этажных корпуса - к югу и к северу от церкви. Проект составил академик архитектуры А. П. Гемилиан, вероятно, при участии лаврского архит. К. И. Брандта. На генеральном плане было показано и место буд. каменной церкви. 17 июля 1845 г. митр. С.-Петербургский и Новгородский Антоний (Рафальский) утвердил проект киновии.

К 1845 г. «вчерне» был выстроен южный корпус с кельями, трапезной, а также квартирой смотрителя. В 1846 г. трудами смотрителя (1840-1847) иером. Вениамина был построен 2-й архиерейский корпус. В 1846 г. в сев. корпусе приступили к устройству домовой церкви, к-рую 19 окт. 1847 г. наместник лавры архим. Вениамин освятил во имя арх. Михаила и Всех бесплотных Сил (в память «первооснователя киновии» митр. Михаила). Эскизы отделки церкви составил Гемилиан. Одновременно формировалось буд. Киновиевское кладбище. С 1848 г. по инициативе смотрителя о. Паисия производились захоронения в юго-зап. части. Первоначально на кладбище погребали преимущественно иноков др. епархий, временно проживавших в лавре. К 1855 г. здесь были захоронены 150 чел., в т. ч. эконом Полтавского архиерейского дома иером. Антоний (1848), архимандрит Александрова Свирского в честь Св. Троицы монастыря Иезекииль (1855), духовник Валаамского монастыря иером. Игнатий (1860).

4 июля 1848 г. в Москве скончался благотворитель Набилков, завещав 30 тыс. р. «бедной киновии на устроение трехпрестольного каменного храма о пяти главах Триипостасные Троицы с приделами с одной стороны во имя Пресвятой Богородицы, в честь всех ее праздников… и… икон ее…; с другой стороны - придел во имя Всех Святых» и по образцу собора Киево-Печерской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры (РГИА. Ф. 815. Оп. 9. 1861 г. Д. 103. Л. 1-2).

20 янв. 1856 г. Духовный собор лавры постановил упразднить обветшавшую Всехсвятскую ц. с целью освобождения места в центре киновии для новой постройки. 2 марта архит. Брандт составил генеральный план киновии с указанием предполагаемых новой церкви и кладбища. Только 15 июля 1861 г. было принято решение разобрать Всехсвятскую ц., а материал употребить на леса. Но по инициативе подрядчика, купца 2-й гильдии И. К. Пирогова, храм был перенесен на участок к юго-востоку от прежнего местоположения и освящен 3 июня 1862 г. во имя Всех святых. Несмотря на предписание митр. Новгородского и С.-Петербургского Исидора (Никольского) сохранить план, размер и фасад прежней церкви (соответствующий проект составил гражданский инженер Г. И. Карпов), Пирогов воссоздал небольшой одноглавый храм по своему усмотрению, взяв на себя необходимые расходы.

5 апр. 1861 г. Карпов представил в Духовный собор лавры план нового собора вместо проекта Брандта (мотивы отделки, примененные предшественником, были им частично использованы). 15 июня 1861 г. проект утвердил имп. Александр II Николаевич, и на следующий день Духовный собор постановил образовать Строительный комитет. Согласно его решению, Карпов изменил проект, сделав церковь 3-престольной, кирпичи поставляли лаврские заводы. Наблюдателем по архитектурной части стал акад. архитектуры архит. Академии художеств П. В. Кармин, со стороны монастыря был игум. Аполлинарий, распорядителем строительства - В. Ф. Набилков (брат Ф. Ф. Набилкова), к-рый перед смертью наказал закончить постройку своему сыну, потомственному почетному гражданину Н. В. Набилкову, и выделил для этого еще 30 тыс. р. 25 февр. 1865 г. он обратился к митр. Исидору с прошением окончить строительство «с постановкой иконостаса», которое было удовлетворено. Работы производили подрядчики И. Макаров и Ф. Мохов.

17 июня 1862 г. состоялась торжественная закладка Троицкого собора. Он строился без забивки свай, на одних лежнях, цоколь вывели из путиловского известняка. С весны 1863 г. были выведены своды, устроены малые главы, выложены 8 кокошников между арками купола, оформленные 24 колонками. К кон. 1864 г. храм был окончен «вчерне», фасады оштукатурены и выбелены, купола и крыша покрыты железом. В подвальном этаже стояли изразцовые коробовые печи, были «проведены воздушные и дымовые панели» для «духового отопления». 22 марта митрополит распорядился упразднить Строительный комитет с благодарностью его участникам и разрешил предоставить Набилкову возможность завершить строительство собора, утвердив проект. Общая сметная стоимость постройки составила ок. 60 418 р. 28 июля 1868 г. Троицкий храм был освящен викарным епископом Выборгским Григорием (Медиоланским). Всенощное бдение накануне отслужил наместник лавры архим. Иувеналий (Половцев). В соборе хранились святыни: икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (XVII в.), привезенная александро-невской братией с Афона (ок. 1900 икону обследовали профессора Н. В. Покровский и Н. П. Лихачёв), и крест с частицами мощей святых, подаренный наместником архим. Палладием. Купец П. И. Баев пожертвовал серебряно-позолоченные сосуды (весом 6 фунтов 12 золотников). В б-ке киновии насчитывалось в сер. XIХ в. 63 книги.

Братию Л. к. составляли 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 8 послушников и 3 служителя; на содержание ежегодно выделялось 729 р. 43 к., небольшие доходы оставались в обители. В числе смотрителей киновии были иеромонахи Макарий (апр. 1847 - март 1848; погребен в киновии), Герасим (март 1848 - сент. 1849, нояб. 1854 - янв. 1859); Паисий (Кривоборский; † нояб. 1854; погребен в киновии); Никанор (Ильинский; с янв. 1860 наместник лавры), игумены Пафнутий (янв. 1860 - май 1861), Аполлинарий (май 1861 - май 1864). Здесь проживали и подвижники, напр., в 1857-1858 гг. соловецкий схим. Арсений, старец игум. Сергий († 1867). Наряду с насельниками из крестьян и мещан были монашествующие из дворянского сословия. Напр., в 1874 г. по ходатайству собственного дяди, гр. К. Ф. Литке, в Л. к. был переведен из Коневского мон-ря, неблагоприятного по климату, 57-летний иером. Никанор (Сульменев), бывш. капитан флота, выпускник Морского кадетского корпуса. «В тиши уединения под благотворным влиянием свежего воздуха и природы» здесь проводили до неск. месяцев столичные архиереи, отдыхали и монашествующие из ДА. В 1849 г. в Л. к. проживал архиеп. Воронежский и Задонский Игнатий (Семёнов).

Литургия совершалась ежедневно с 9 ч., зимой - в теплой Всесвятской ц.; в праздничные и воскресные дни служили 2 литургии. С 18 ч. совершались вечерня и утреня. День Всех святых являлся главным праздником киновии. После литургии, совершавшейся часто архиерейским чином, крестный ход шел вокруг монастыря и кладбища, затем купцы разворачивали ярмарочные палатки. В 40-х гг. XIX в. священноначалие Л. к. инициировало постройку часовни на границе лаврских земель и Клочков, а в 1859 г.- деревянной церкви в Смоленской слободе (1865, архит. Карпов), напротив киновиевских зданий, на левом берегу Невы. В 1879-1882 гг. здесь была построена каменная ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери (архит. М. А. Щурупов; разрушена в 1934).

В 1879 г. смотритель игум. Израиль из-за отсутствия средств просил разрешения отремонтировать на собственные деньги ц. арх. Михаила, что и было осуществлено. 7 мая 1879 г. митр. Исидор распорядился возобновить храм, исправить иконостас, устроить 2 киота и объявить игум. Израилю благодарность за усердие. К 17 сент. в храме был возобновлен иконостас, своды алтаря расписаны по голубому фону золотыми звездами, выполнены росписи стен. 24 сент. 1879 г. митрополит благословил совершить освящение храма по малому чину. В 1875-1876 гг. по проекту Карпова к югу от собора было построено новое кирпичное здание монастырской бани (сохр.).

Церковь во имя Всех святых. Фотография. Нач. XX в.Церковь во имя Всех святых. Фотография. Нач. XX в.

В 1875 г. игум. Израиль ходатайствовал Духовному собору об увеличении ассигнований, ссылаясь на повышение цен. Снабжение шло по «третям» (кварталам): январской, майской и сентябрьской. В лавру поступали и средства от аренды перевоза через Неву, к-рый находился в створе совр. Общественного пер. 4 дек. 1879 г. было решено увеличить годовое содержание киновии с 1200 до 1500 р., при этом Духовный собор лавры предписал поднять цены за место на кладбище и организовать четкое деление на разряды, к-рого не было, несмотря на то что данный вопрос поднимался еще в 1849 и 1856 гг. Ризничий архим. Митрофан, выполняя предписание, 5 янв. 1880 г. представил план деления на 4 разряда, к к-рому был добавлен низший, 5-й. С увеличением стоимости захоронений были прекращены погребения в церквах и указано на необходимость совершения отпеваний только в Л. к. при погребении на Киновиевском кладбище. Но доходы Л. к. не возросли, поскольку бедное и малочисленное местное население стало хоронить усопших в основном на городских кладбищах - Фарфоровском (Преображенском) или Малоохтинском (утрачены). В связи с этим смотритель киновии иером. Митрофан ходатайствовал перед Духовным собором лавры об уменьшении платы для бедных, что 27 янв. 1886 г. было одобрено. Кладбище заняло территорию, в пределах к-рой находилось до 1927 г. Среди погребенных отмечали могилу супруги действительного статского советника Л. И. Вагнер (в склепе под храмом); возможно, здесь же похоронен владелец лакокрасочного (ультрамаринового) завода Веге. В 1899 г. кладбище было огорожено деревянным рустованным забором, выполненным по эскизу лаврского архит. Л. П. Андреева (не сохр.). Кладбищенская Всесвятская ц. дважды ремонтировалась, в 1888 и 1906 гг.

По состоянию на 1884 г. к Л. к. относился участок на правом берегу Невы площадью 109 дес. 2308 кв. саж. Среди прочего «под церквями и строениями» находились 5 дес. 251 кв. саж., под кладбищем - 1276 кв. саж., под сенокосом - 38 дес. 1777 кв. саж., «неудобной земли» было в общей сложности 40 дес. 1763 кв. саж. Значительную часть земель сдавали в аренду, имелся деревянный доходный дом.

Во 2-й пол. XIX в. был организован перевоз на левый берег Невы, для этого использовали пароход «Киновия». Этот путь являлся основным при осуществлении связи между лаврой и ее скитом (зимой - по льду). В 1916 г. братский корпус киновии был передан для квартирования команды 10-й «воздухобойной» (противовоздушной) батареи Петроградской крепостной артиллерии.

В 1897-1909 гг. послушание смотрителя Л. к. нес архим. Тихон (Покровский; † 1916), проживший в лавре ок. 63 лет, в 1910-1911 гг.- иером. Гавриил (Кузнецов; † 1917), похороненный на Киновиевском кладбище. C 1912 г. до 12 июня 1917 г. смотрителем был духовник лавры иером. Гавриил (Стефановский; † 1919). В 1895 г. был принят в лавру с размещением в киновии на покое архим. Иоанн (Верюжский; † 1907), автор кн. «Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местночтимых» (Вологда, 1880; М., 1993). В 1896-1918 гг. с перерывами в Л. к. проживал иером. Никодим, к-рый поступил в 1853 г. в Валаамский мон-рь, а в 1881-1893 гг. заведовал Никольской часовней в С.-Петербурге. С 1901 г. в Л. к. проживал за штатом, а в 1905 г. был пострижен в схиму иером. Серафим (Богатов; † 1919), духовник прмч. Серафима (Вавилова). К 10-м гг. XX в. службы в кладбищенском Всехсвятском храме почти не совершались, однако имеется упоминание о служении в нем 28 мая 1917 г. еп. Серафима (Лукьянова).

1923-2015 гг.

9 июня 1923 г. по решению Президиума Петроградского губернского исполнительного комитета была закрыта и «полностью ликвидирована» Михаило-Архангельская ц., жилые помещения переданы губ. отделу коммунального хозяйства.

С окт. 1923 г. до закрытия в июле 1937 г. собор принадлежал приходу, подчинявшемуся Святейшему патриарху Московскому и всея России свт. Тихону. Настоятелем до лета 1925 г., вероятно, был архим. Игнатий (Азаренко; † после 1932; погребен, вероятно, в Л. к.). С нач. июня 1925 г., по возвращении из ссылки, назначение настоятелем в Л. к. получил архим. Гурий (Егоров), к-рый, как и архим. Игнатий и иером. (?) Иосиф, проживал в одном из зданий киновии. В приход вошли члены Александро-Невского братства, духовные ученики архим. Гурия, в т. ч. К. Н. Вендланд (буд. митр. Ярославский и Ростовский Иоанн), Л. Л. Поляков (впосл. митр. Рижский и Латвийский Леонид), А. А. Хархаров (буд. архиеп. Ярославский и Ростовский Михей) и др. Они же составили знаменитый хор киновии под упр. дочери философа А. А. Мейера Л. А. Мейер, в котором практиковалось знаменное пение по крюкам. До 1930 г. Вендланд служил внештатным псаломщиком храма, был посвящен во чтеца наместником лавры еп. Лужским Амвросием (Либиным). Киновия того времени описана в романе И. В. Головкиной (Римской-Корсаковой) «Побежденные» («Лебединая песнь»).

В 1927 г. в Троицкой ц. служил свящ. Николай Прозоров, расстрелянный в 1930 г. и канонизированный РПЦЗ в 1981 г. В 1927-1928 гг. архим. Гурий дважды подвергался арестам, после повторного, 24 дек. 1928 г., он в киновию больше не вернулся. Настоятелем с дек. 1928 г. стал один из руководителей Александро-Невского братства 27-летний иером. Сергий (Ляпунов), сын композитора, старосты Рождество-Богородицкой ц. при С.-Петербургской консерватории С. М. Ляпунова.

В ночь на 18 февр. 1932 г. по делу Александро-Невского братства были арестованы иером. Сергий, Л. А. Мейер, неск. певчих и свечница М. В. Полякова, член приходского совета Троицкой ц., помогавшая репрессированным священнослужителям, 13 марта - иером. Серафим (Суторихин). Осужденных приговорили к различным срокам лишения свободы, в частности, иером. Сергия († дек. 1936) - к 10 годам лагерей.

17 апр. 1932 г. по групповому делу монашествующих арестовали архим. Игнатия (Азаренко), служившего в Троицкой ц. и на квартирах по приглашению верующих. На допросе 31 мая о. Игнатий заявил, что останется священником, «несмотря на гонения и притеснения существующей мирской власти, так как я… считаю единственно правильным учением религиозное, а другие учения, не получающие благословения Божия, неизбежно погибнут на своем неверном пути» (Шкаровский. 2013. С. 435). 16 июня 1932 г. о. Игнатий был приговорен Коллегией ОГПУ к 3 годам ссылки с конфискацией имущества. После репрессий монашествующих в Троицкой ц. служили: в 1934-1936 гг. прот. Евгений Золкин, c 18 мая 1936 г. прот. Павел Троицкий. Видимо, последним настоятелем (дек. 1936 - июль 1937) был прот. Николай Петропавловский, расстрелянный 26 марта 1938 г. в Ленинграде. Аресты проходили непосредственно на территории киновии.

27 нояб. 1930 г. конференция Невхимкомбината инициировала разборку деревянного Всехсвятского храма, в к-ром служили в холодное время года, под предлогом того, что он мешает строительству дома-коммуны для рабочих. 20 февр. 1931 г. решением Володарского районного совета, утвержденным Ленгорисполкомом, церковь была закрыта. Летом 1931 г. ее переделали под общежитие для рабочих Невхимкомбината. 30 дек. 1931 г. прихожане заключили с Володарским райсоветом договор на пользование зданием Троицкого собора. Но уже в нач. 1932 г. сектор адм. надзора предложил храм к закрытию и сносу якобы за невыполнение требований технического надзора (неустройство печей). 20-21 нояб. 1933 г. были сняты и впосл. переплавлены 7 колоколов Троицкой ц. весом 4408 кг. После заселения дома-коммуны в 1934 г., открытия автобусного и трамвайного движения по правому берегу Невы число прихожан значительно пополнилось, и власти стали особенно активно добиваться закрытия церкви. 14 июня 1934 г. в Президиум Леноблисполкома, со ссылкой на «наказы» рабочих и техническое состояние здания, был внесен проект распоряжения о сносе храма. Община направила жалобу в Москву, во ВЦИК, который 1 окт. распорядился оставить храм в пользовании верующих.

При закрытии последнего лаврского Свято-Духовского храма церковная община на рубеже 1935 и 1936 гг. ставила вопрос о передаче в Троицкий храм чтимых икон, но дальнейшая их судьба неизвестна. 23 янв. 1936 г. комиссия по делам культов повторно ходатайствовала о сносе здания. 13 авг. райсовет поддержал эту «инициативу». 13 сент. 1936 г. областная комиссия по вопросам культов, «ввиду того, что требуемый капремонт 20-ка произвести не в силах», постановила закрыть Троицкую ц. 9 окт. 1936 г. Президиум Леноблисполкома утвердил данное постановление, предписав использовать здание под мастерские Промышленного комбината Володарского р-на. Однако прихожане вновь направили жалобу в Президиум ВЦИК, в связи с чем закрытие храма было временно отложено. 23 июня 1937 г. Президиум ВЦИК утвердил постановление Президиума Леноблисполкома. 5 июля постановление поступило в Володарский райсовет, и вскоре Троицкий храм закрыли. В нем разместился пошивочный цех воинского обмундирования. Но праздник Всех святых собирались богомольцы и посетители кладбища вплоть до 50-х гг. XX в.

В нач. 20-х гг. XX в. кладбище официально не действовало. Однако в 1927 г. были закрыты и затем частично уничтожены нек-рые старые городские некрополи. 1 авг. 1928 г. постановлением плановой комиссии Ленинградского городского отдела коммунального хозяйства кладбище было расширено (к существующим 8 добавили 3 га) и вновь открыто для захоронений. В 1937 г. вновь была предпринята попытка закрыть кладбище. К лету 1938 г. наиболее богатая часть некрополя, прилегавшая к Троицкому храму, была уничтожена без перенесения могил захороненных, взорвана колокольня на берегу Невы, разобрана ограда. Все святыни и предметы убранства утрачены.

Зимой 1942 г. на дрова разобрали Всехсвятскую ц. и ряд хозяйственных сооружений. Подвал храма использовался под бомбоубежище. Во время Великой Отечественной войны значительная часть жителей из разобранных домов соседней дер. Клочки переселились в келейные корпуса киновии. В годы войны и блокады на Киновиевском кладбище были похоронены мн. военные и жители города. В период до 1955 г. оно было значительно расширено. На его территории под охраной государства находятся исторические захоронения - объекты культурного наследия регионального значения, в т. ч. 2 братские могилы воинов и жителей Ленинграда, погибших в Великую Отечественную войну (1943, 1946 - надгробие, архитекторы И. И. Фомин, С. И. Герасименко). Сохранились не более 10 дореволюционных надгробий. В послевоенный период на кладбище были погребены, в частности, Герой Советского Союза, разведчик, артиллерист П. О. Васильев (1910-1952), церковный историк А. И. Иванов (1890-1976).

По приказу министра легкой промышленности СССР А. Н. Косыгина от 31 окт. 1949 г., Главленхлоппром передал здание «фабрики» объемом 7663 куб. м. Всесоюзному строительно-монтажному тресту «Легпромстрой», к-рый в 1952 г. разместил в церкви общежитие с мастерскими в подвале. К нач. 1956 г. в храме на площади 636 кв. м проживали 111 чел. Бывш. келейные корпуса в 1953-1955 гг. были перестроены, полностью перепланирована домовая Михаило-Архангельская ц. с размещением в ее объеме жилых квартир; зашиты ее своды и оштукатурены росписи.

В 1961-1962 гг. в храме разместилось комсомольско-молодежное СМУ № 1 им. XIV съезда ВЛКСМ треста № 19, из к-рого в 1991 г. выделилось арендное предприятие «Пульс», занявшее территорию киновии площадью 9987 кв. м. Храм использовался под контору, склады, цехи, мастерские. Окружающий район в соответствии с Генпланом Ленинграда 1931-1935 гг. сохранялся как промышленно-транспортный.

В 1992 г. была образована правосл. община, но регулярные богослужения наладить не удалось. С 2001 г. началась передача С.-Петербургской епархии под подворье Череменецкого мон-ря. С 2002 г. возобновлены регулярные воскресные и праздничные богослужения. К 2012 г. благоустроено Киновиевское кладбище, в храме, расположенном на 3-м этаже собора, проведен ремонт и установлен иконостас. Келейные корпуса используются под муниципальное жилье.

Архитектура и художественное убранство комплекса

Для Г. И. Карпова (1824-1900), мастера «романо-византийского» и рус. стилей, С.-Петербургского епархиального архитектора (1861-1892) и автора не менее 50 сооружений только в столице, собор в киновии стал одной из первых и самых значительных построек наряду с церквами свт. Николая Чудотворца (1868-1871) и прп. Исидора Пелусиота (1890-1891) в Александро-Невской лавре, апостолов Петра и Павла в Сестрорецке (1871-1874; не сохр.), собором Воскресения Христова в Луге (1873-1887), Преображенского собора, ц. Всех преподобных на Игуменском кладбище, Коневского, Авраамиевского, Ильинского скитов Валаамского мон-ря.

Главное сооружение комплекса, ц. во имя Св. Троицы, расположена со значительным отступом от красной линии набережной, в глубине участка. Рус. стиль здания восходил к стилистике церковных сооружений К. А. Тона, но отличался элементами отделки и необычным завершением: шатер центральной главы сочетался с луковицами боковых глав. В декоративное оформление фасадов архит. Карпов привнес элементы романского стиля, не характерные для «тоновских» церквей: развитые перспективные порталы, тройные арочные «венецианские» окна в центральной части зап. фасада в сочетании с выложенным в кирпиче орнаментом и т. д. В ходе строительства появилась отсутствующая в проекте аттиковая стенка с фризом - поясом ширинок. Однако в целом отделка фасадов в сравнении с проектом была несколько упрощена. Помимо главного зап. входа с Невы храм имел еще 2 входа шириной приблизительно 2 м с двойными дверями, к к-рым вели каменные лестницы (не сохр.). При главном входе слева находилась дверь в сторожку, справа - к лестнице, к-рая вела на хоры (перестроены). Длина храма, приближавшегося по своему объему к кубу, составляла 30 м, площадь для молящихся - 304 кв. м, вместимость до 550 чел.

Согласно отзывам современников, церковь в русско-визант. стиле отличалась «изящной» и «роскошной внутренней отделкой», исполненной «весьма тщательно». Росписи стен (в т. ч., вероятно, изображения евангелистов в парусах) выполнил И. Ф. Михайлов. Три вызолоченных деревянных «прорезных» иконостаса (работа охтенского мастера А. Е. Абросимова по эскизу Карпова) были украшены колонками и резьбой (в виде «византийской плетенки», вязок и листиков), под которой размещался слой малиновой фольги. Формы центрального иконостаса 1865 г. не соответствуют первоначальному проекту зодчего: он оказался значительно выше (высота главного иконостаса - 4 саж., длина - 8,4 саж.- во всю ширину арки, 2 малых боковых - 3 саж.) и более «русифицирован»: исчез барочный декор, сочетавшийся в проекте с русским; возобладали мотивы, связанные с отечественным зодчеством XVII в. (витые колонки, кокошники, необычайно богатый орнамент). Иконостасы состояли из 4 ярусов. Богато орнаментированные царские врата главного алтаря включали по 3 квадратных изображения на каждой створке, завершенные многолопастными кокошниками. По сторонам от них, в киотах с килевидным завершением, разделенных резными витыми колонками, находились 14 икон местного чина на золоченых чеканных фонах. Иконы 2-го, праздничного, чина помещались в 8-угольных звездчатых киотах. Третий ярус с центральным образом Спасителя, окруженного учениками, включал парные изображения апостолов (пророков?) в киотах, аналогичных киотам местного ряда. В верхнем ярусе располагались 3 иконы в киотах, разделенных сдвоенными колонками и завершенных богато профилированными кокошниками. В центре находился образ «Отечество» («Троица Новозаветная»), всего в иконостасе было 80 икон.

Запрестольную икону, а также образа для иконостаса написал на цинке и на досках акад. И. А. Тюрин (1824-1904), ученик проф. А. Т. Маркова. Тюрин почти исключительно занимался живописью религиозной (более 200 икон, в т. ч. для храма Христа Спасителя, Казанского собора в С.-Петербурге и собора в Воронеже) и портретной (до 800 портретов, преимущественно гос. деятелей времени царствования имп. Александра II). Карпов разработал эскизы не только внутренней отделки, но и утвари, к-рую изготовили на фабрике И. Н. Алексеева, а паникадило - на бронзолитейной фабрике Ф. Шопена. У правого столба в резном киоте находился образ «Отечество», круглой формы. Под главным храмом киновии размещался подвал со сводами, предназначенный для погребения.

После 1937 г. были снесены центральная шатровая световая глава и 5 боковых глухих (вероятно, в 1938), растесаны оконные проемы, пробиты окно на зап. фасаде и дверные проемы - на южном. Сбиты почти все элементы наружного декора (в частности, килевидные завершения архивольтов; профили опорных столбов порталов), разобраны лестницы у входов на боковых фасадах. При приспособлении для производственных целей в храме были сделаны 2 междуэтажных перекрытия, лестницы. Своды в подкупольной части пробиты для устройства вентиляционных шахт, при этом частично уничтожена живопись. Были утрачены вся внутренняя отделка, усыпальница в подвальном этаже.

Лишенная завершений и зрительно отделенная от берега церковь во многом утратила роль градостроительной доминанты района. Келейные корпуса, фланкирующие храм с севера и юга, расположены по красной линии набережной. Ранее занимавшие в ансамбле подчиненное положение, в наст. время они в большей степени участвуют в формировании панорамы берега Невы.

Церковь по-прежнему разделена на 3 этажа, кирпичная, оштукатуренная, на подвалах, 4-столпная. Главную роль в объемно-пространственной композиции играет массивный четверик основного объема. К нему примыкают 2-ярусный ризалит-притвор и 3 полуциркульные в плане апсиды. Фасады симметричны относительно своих центральных осей, имеют 3-частное членение. Цоколь облицован плитами известняка. Фундаменты зданий киновии бутовые, ленточные. Четверик завершен профилированным карнизом, декорированным прямоугольными ширинками, на углах оформлен гранеными выступами.

Лопатки разделяют стены сев. и юж. фасадов на 3 прясла. Центральные части решены в виде перспективных порталов с профилированными архивольтами на импостах, опирающихся на лопатки сложного профиля. Центральная часть зап. фасада (притвор) идентична по форме боковым порталам, к главному входу ведет широкая старая лестница с 8 ступенями путиловской плиты. Тройные окна расположены по центральным осям всех фасадов. Храм завершен 8-гранным барабаном на парусах, опирающихся на 4 граненых столба. Барабан в основании декорирован штукатурными «зубцами» и имеет позднее перекрытие. В подвале и на 3-м этаже основного объема в угловых частях своды крестовые, между ними - вспарушенные. Подвал перекрыт вспарушенным сводом в центральной части, притвор - цилиндрическим сводом с распалубками, апсиды - конхами. На гранях барабана (ныне чердачное помещение) сохранились фрагменты росписи в технике масляной живописи на позолоченном фоне, выдержанные в позднеакадемической манере. В профилированных нишах-киотах с килевидными завершениями изображены апостолы.

Келейные корпуса - бывш. настоятельский (митрополичий) северо-западный с домовой церковью и братский юго-западный - 2-этажные, на подвалах, кирпичные, оштукатуренные, Г-образные в плане. Северо-зап. фасад настоятельского корпуса в 8 осей, юго-вост. фасад в 4 оси; братского - юго-вост. фасад в 8 осей, сев.-зап. фасад в 4 оси. Кирпичные стены контрастируют с оштукатуренными и побеленными деталями. Углы зданий выделены широкими лопатками с килевидными нишами и ширинками; подоконные тяги и цоколь, облицованный известняковой плитой, декорированы ширинками. Под фризом карниза - аркатурный поясок. Окна 1-го этажа полуциркульные, с фигурными кокошниками, 2-го этажа - полуциркульные, имеют архивольты с килевидными завершениями. Сохранилась лестница, частично - коридорная планировка с односторонним расположением келий. Коридоры 1-го этажа перекрыты крестовыми сводами, на 2-м этаже перекрытия плоские.

Сев.-вост. торцевой дворовый фасад настоятельского корпуса - алтарная стена бывш. домовой церкви с глухими арочными нишами на 1-м и 2-м этажах, завершается ступенчатым щипцом с 2 круглыми нишами. Церковь имела площадь 102,39 кв. саж. Церковную утварь и иконостас изготовил Абросимов вместе с В. Я. Ярцовым. После ремонта 1879 г. в убранстве храма обращали на себя внимание иконы: в алтаре - «Моление о чаше» у жертвенника, литургистов; на горнем месте - «Евхаристическое призывание Св. Духа». Одноярусный, с центральной 2-ярусной частью резной иконостас, частично позолоченный и окрашенный «под мрамор бирюзового цвета», имел орнаменты в духе барокко и рус. стиля. Он включал написанные на цинке ростовые иконы Спасителя и Богородицы в богатых резных киотах, отделенных резными витыми колонками, по сторонам - ангелов с потирами. На царских вратах помещались рельефные иконы. Храм был расписан изображениями 16 святых, в т. ч. князей Александра Невского и Владимира, сщмч. Антипы и св. Симеона Богоприимца, cвт. Иоанна Новгородского, преподобных Симеона Столпника, Исидора Пелусиота, Варлаама Хутынского, Сергия Радонежского, Антония и Феодосия Печерских, и орнаментами. Кроме того, купцом Л. А. Корольковым были устроены 2 резных киота на клиросах в память избавления имп. Александра II от покушений. Многое из убранства было пожертвовано благотворителями: Е. А. Антоновой, купеческой вдовой,- облачения на престол и жертвенник, купцом М. И. Щукиным - бронзовое вызолоченное паникадило. В 1908 г. были поставлены железные оконные решетки.

Кладбищенская церковь представляла собой деревянное здание клетского типа в 3 окна, с маленьким притвором на цоколе из путиловской плиты, крытое железом, обшитое досками и окрашенное. Венчал храм невысокий шатер на барабане над центральной частью, увенчанный маленькой луковичной главкой с крестом. Имелись 2 крыльца. Длина церкви составляла 8 саж., площадь - 67,64 кв. саж. Иконостас церкви, в плане образующий полукружие и 2-ярусный в центральной части, был декорирован в рус. стиле наборными и сдвоенными колонками. Он включал царские врата с 6 иконами, ростовые изображения Спасителя и Богоматери, боковые врата. По сторонам от иконостаса располагались резные киоты темного дерева. Церковь представляла собой интересный образец архаичного по стилистике деревянного сооружения, нетипичного для столицы.

Комплекс зданий лаврской киновии: собор Святой Троицы (1861-1868), келейные корпуса (1845-1847): настоятельский с домовой Михаило-Архангельской ц. и братский, с 2001 г. является выявленным объектом культурного наследия. Л. к.- единственный сохранившийся образец небольшого монастырского комплекса бывш. окраин С.-Петербурга, памятник в традиционных для царствования имп. Александра II формах рус. стиля с элементами неоренессанса (келейные корпуса); градостроительная доминанта в панораме набережной правого берега Невы. В правобережной части Невского р-на Троицкая ц.- единственный сохранившийся храм, а жилые корпуса - старейшие сооружения.

Арх.: РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 964; Ф. 799. Оп. 33. Д. 1395. Л. 91-94; Ф. 815. Оп. 8. Д. 55, 62, 70; Оп. 9. Д. 45, 62, 103, 144; Оп. 10. Д. 109, 146, 260; Оп. 12. Д. 16, 85; Оп. 13. Д. 275; Ф. 835. Оп. 1. Д. 622; ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 57, 58; ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 1008, 1027; ЦГА Науч.-техн. документации С.-Петербурга. Ф. 192. Оп. 3-1. Д. 9277.
Лит.: Окончен великолепный храм // Голос. СПб., 1868. № 146. С. 2; [Освящение храма] // Там же. № 221. С. 1; Киновия // Иллюстрированная неделя. СПб., 1875. № 35(135). С. 545-546; Лавры, мон-ри и храмы на Св. Руси: С.-Петербургская епархия. СПб., 1908. Вып. 1. С. 19; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра, 1713-1913. СПб., 1913. С. 858-859, 932-935, 993; Валдин В. В. Киновиевское кладбище // Ист. кладбища Петербурга: Справ.-путев. СПб., 1993. С. 472-479; Архитекторы-строители С.-Петербурга сер. ХIХ - нач. ХХ в.: Справ. СПб., 1996; Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Справ. по истории правосл. мон-рей и соборов г. С.-Петербурга 1917-1945 гг.: (По док-там ЦГА СПб). СПб., 1996. С. 23-24; СПб мартиролог. С. 36, 155, 191, 236; Берташ А., свящ. Карпов Г. И. // Три века С.-Петербурга: Энцикл. СПб., 2004. Т. 2. С. 158-159; он же. Троицкий собор киновии Александро-Невской лавры // Сб. мат-лов науч.-практ. конф. «300 лет С.-Троицкой Александро-Невской лавры». СПб., 2013. С. 268-285; он же. Основание Лаврской киновии. Лаврская киновия // Берташ А., свящ., Рункевич С. Г., Шкаровский М. В. Св.-Троицкая Александро-Невская лавра, 1713-2013. СПб., 2013. Т. 2. С. 102-106, 138-144, 258-259; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга. СПб., 20103. C. 25-26; Берташ А., свящ., Шкаровский М. В. Лаврская Киновия // Шкаровский М. В. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, 1913-2013. СПб., 2013. Т. 1. С. 119-128; они же. Состояние кладбищ и зданий Лавры и Киновии // Там же. Т. 2. С. 200-204; Шкаровский М. В. Серафимо-Антониевский скит и Лаврская киновия // Там же. Т. 1. С. 242-246, 432-437.
Свящ. Александр Берташ
Рубрики
Ключевые слова
См.также