ЛЕБУИН
Том XL, С. 197
опубликовано: 17 апреля 2020г.

ЛЕБУИН

Содержание

[Лат. Lebuinus, Livinus] († ок. 775, Девентер, Фризия (совр. пров. Оверэйссел, Нидерланды)), св. (пам. зап. 12 нояб.), англосакс. миссионер, проповедник.

Источники

Самые ранние упоминания о миссии Л. сохранились в Житии св. Лиудгера, составленном Мюнстерским еп. Альтфридом (839-849) (BHL, N 4937). В сер. IX в. было создано краткое Древнее Житие Л., сохранившееся в 8 рукописях XV в. и впервые опубликованное нидерланд. ученым М. Я. А. Молцером (BHL, N 4810b; Moltzer. 1909. S. 221-235; MGH. SS. T. 30. P. 791-795). Датировка Древнего Жития была предметом дискуссии. По мнению Молцера, оно было составлено между 786 и 849 гг., позже появления Жития св. Григория, еп. Утрехтского (BHL, N 3680), но до создания Жития св. Лиудгера. Однако др. исследователи доказали, что при написании Древнего Жития использовалось Житие св. Лиудгера. Т. о., текст был создан после 839 г., когда Альтфрид был возведен на епископскую кафедру, но до кончины Хукбальда из Сент-Аманда († 930), автора 2-го Жития Л. (BHL, N 4812). По одной из версий, Древнее Житие было написано после разграбления норманнами в 882 г. Девентера, где покоились мощи святого (см.: Levison. 1912. S. 287-288; Lintzel. 1931. S. 87; Kronshage. 1964. S. 8-9). А. Хофмайстер предположил, что оно было составлено между 840 и 864 гг., т. к., по мнению исследователя, Древнее Житие Л. использовал автор 2-го Жития св. Лиудгера, созданного между 855 и 864 гг. в аббатстве Верден (BHL, N 4939-4943; см.: MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 790; Hauсk. Die Herkunft. 1964. S. 221-239; Löwe. 1965. S. 355-358). Этой т. зр. придерживаются совр. исследователи (напр.: Otten. 2006. S. 13-16). Местом составления Древнего Жития считали Девентер (Levison. 1912. S. 288) или Утрехт (Kronshage. 1964. S. 13-14), но более вероятно, что текст был написан в Вердене (MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 790; Drogereit. 1951. S. 61-62; Löwe. 1965. S. 360). Среди источников Древнего Жития были не только агиографические сочинения (Жития Григория Утрехтского и Лиудгера), но и устные сказания, напр. о путешествии Л. к саксам (см.: Eis. 1936. S. 42-57; Genzmer. 1951. S. 161-171; Hauсk. Die Herkunft. 1964. S. 743-745), а также «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного.

До нач. XX в. основным источником сведений о жизни Л. считалось 2-е Житие святого, составленное между 918 и 930 гг. мон. Хукбальдом из Сент-Аманда и посвященное Утрехтскому еп. Бальдерику (918-975). Хукбальд опирался гл. обр. на Древнее Житие, текст которого агиограф получил из аббатства Верден (Löwe. 1965. S. 362; о датировке см.: Kronshage. 1964. S. 20). В распоряжении Хукбальда были сочинения Утрехтского еп. Радбода (899-917), прежде всего Эклога в честь Л. (BHL, N 4811; MGH. Poet. T. 4. Fasc. 1. P. 169-172; рус. пер.: Радбод Утрехтский. 2012. С. 393-394) и гомилия в день памяти святого (BHL, N 4814; PL. 132. Col. 553-558). Дополнительными источниками стали Житие св. Виллиброрда, составленное Алкуином, краткая редакция Лоршских анналов, «Большая Хроника» Беды Достопочтенного и др. (Löwe. 1965. S. 348-350).

В классическое средневековье агиографические сказания о Л. почти не создавались. О миссии Л. повествуется в стихотворном переложении Жития св. Лиудгера, выполненном неизвестным монахом из Вердена в 1-й пол. XII в. (BHL, N 4944). К XV в. относится Житие Л., автор к-рого был последователем Devotio moderna (Coens. 1915/1916. P. 306-330), а также неск. нидерланд. переводов Древнего Жития (см.: Otten. 2006. S. 19).

Среди адресатов письма св. Бонифация, датированного 746 или 747 г., назван некий еп. Леофвине (Leofuuine coepiscopi - Die Briefe des hl. Bonifatius und Lullus / Hrsg. M. Tangl. B., 1916. S. 147). По-видимому, Леофвине не следует отождествлять с Л., т. к. святой не был епископом (Lintzel. 1931. S. 77).

Житие

Л. происходил из Англии, получил там образование и был рукоположен во пресвитера. Ему неоднократно являлся Господь с повелением отправиться на берега р. Эйссел, вдоль к-рой проходила граница Франкского гос-ва и саксон. земель, и проповедовать местным жителям. Последовав этому указанию, Л. прибыл в Утрехт и попросил аббата Григория, воспитанника св. Бонифация, дать ему спутника. Вместе с мон. Мархельмом, учеником св. Виллиброрда, Л. поселился у вдовы Абархильды, жившей на восточном берегу Эйссела. Вскоре местные жители построили ораторий (небольшую церковь) в местности Вилп (по-видимому, там находился почитавшийся язычниками источник - Otten. 2006. S. 50-52), а впосл.- церковь и жилище (ecclesiam et mansionem) для проповедника в неск. километрах ниже по течению реки. На этом месте возникло сел. Девентер.

Согласно Древнему Житию, деятельность Л. была частью миссионерского движения, связавшего Британские о-ва с герм. землями в кон. VII-VIII в. Англосакс. проповедники, язык к-рых был близок к языку континентальных герм. племен (фризов, саксов, тюрингов и др.), проводили христианизацию зарейнских земель при поддержке франк. правителей и Папского престола. По договорам саксов с Пипином Коротким проповедникам гарантировалась безопасность, обеспеченная заложниками. Важнейшим среди миссионерских центров был Утрехт, расположенный на границе Франкского гос-ва; находившаяся здесь епископская кафедра ко времени прибытия Л. была вакантна, поэтому диоцезом управлял аббат Григорий. Область, в к-рую он послал Л., формально подчинялась франкам, но христиан среди местного населения было немного. Эти земли подвергались набегам язычников-саксов, к-рые сожгли церковь в Девентере и принудили христиан во главе с Л. бежать в Утрехт.

После нападения саксов Л. вернулся в Девентер, восстановил церковь и продолжил миссию среди фризов и саксов. В числе знатных германцев, друзей миссионера (amicos et familiares ex nobilissimis), был Фолькберт (Фолькбрахт), богатый человек из пага Судерго (близ Мюнстера; см.: Wood. 2001. P. 115). Возможно, именно он заключил со св. Лиудгером сделку, передав ему земли в Видуберге (14 февр. 799); впосл. Лиудгер основал поблизости аббатство Верден (Urkundenbuch für die Geschichte des Niederrheins. Düsseldorf, 1840. Bd. 1. N 12-13; Hofmeister. 1916. S. 104). По-видимому, в Вердене сохранялись предания о миссии Л., к-рые были использованы составителем Древнего Жития (Löwe. 1965. S. 360).

При помощи Фолькберта Л. совершил поездку в Саксонию. Хелько, сын Фолькберта, должен был отправиться вместе с др. юношами на племенное собрание саксов, ежегодно проходившее в Маркло, на берегу р. Везер. В разговоре с сыном Фолькберт выразил опасение за жизнь миссионера, пожелавшего сопровождать его (саксы враждебно относились к христ. проповедникам, пользовавшимся поддержкой франков). Беседа была прервана шумом, к-рый доносился со двора: на Л., пришедшего навестить Фолькберта, набросились сторожевые псы. Хелько поспешил на помощь миссионеру и отогнал собак, но Фолькберт, вероятно, счел случившееся дурным предзнаменованием и попытался отговорить святого от поездки к саксам. Л. ответил, что намерен отправиться к язычникам по воле Господа и надеется на Его помощь (ср.: Ин 8. 29). Согласно Древнему Житию, в племенном собрании участвовали правители пагов, к-рых агиограф вслед за Бедой Достопочтенным называл сатрапами (Beda. Hist. eccl. V 10), а также 12 знатных, 12 свободных и 12 ограниченно свободных (литов) представителей каждого пага. Однако Хукбальд утверждал, что собрание состояло из простолюдинов (populares - Hucbaldus. Vita sancti Lebwini. 10, 13). По мнению Х. Лёве, агиограф подразумевал события, связанные с восстанием Стеллинга (841-843), в ходе к-рого свободные саксы и литы противостояли знати (Löwe. 1965. S. 352). Открывая собрание, саксы воздали почести богам, испросив у них покровительство. После этого Л. с крестом и Евангелием в руках обратился к ним с проповедью, предсказав завоевание Саксонии правителем соседней страны (в Житии подразумевается Карл Великий). Язычники не поверили миссионеру и решили забить его палками до смерти, но святой внезапно исчез. По призыву некоего сакса Буто участники собрания пожалели о намерении убить Л. и решили не причинять проповеднику вреда. Вскоре после возвращения из Саксонии Л. скончался (предположительно 12 нояб. 773; см.: Angenendt. 2005. S. 91). Впосл. во время нападения саксов церковь в Девентере сгорела, мощи святого были утрачены (они «скрылись» от язычников); по словам Альтфрида, их поиски длились 3 дня, но не завершились успехом. Вероятно, разорение Девентера было связано с начальным этапом Саксонских войн Карла Великого.

Почитание

Церковь св. Лебуина в Девентере. Гравюра. 1790 г.Церковь св. Лебуина в Девентере. Гравюра. 1790 г. Л. первоначально было связано с областью его миссионерской деятельности на р. Эйссел, позднее - с аббатством Верден. Альтфрид в Житии св. Лиудгера сообщает о восстановлении церкви в Девентере, разрушенной саксами, и об обретении мощей Л. Еп. Альберик († 784), преемник аббата Григория во главе диоцеза Утрехт, поручил сделать это св. Лиудгеру (Angenendt. 2005. S. 90-91). Вскоре после начала строительства храма Л. явился Лиудгеру и указал место у юж. стены, где покоились его мощи, к-рые считались утерянными. После обретения мощей Лиудгер изменил план церкви так, чтобы могила святого находилась внутри храма. Согласно Древнему Житию, в сер. IX в. в Девентере находилась ц. во имя Л., в к-рой совершались чудеса по молитве к святому (per servum suum Lebuinum Dominus virtutes multas operator usque ad hodiernum diem); Альтфрид упоминал также о монашеской общине. В 882 г. церковь была разрушена норманнами, но вскоре восстановлена. По свидетельству еп. Радбода Утрехтского, в день памяти святого в Девентере собирались многочисленные паломники. Укрепление почитания Л. как одного из св. покровителей диоцеза Утрехт было связано с тем, что из-за угрозы набегов викингов в Девентер была временно перенесена резиденция епископа (Grosse. 1987. S. 18-19). К X в. относятся упоминания Л. в литаниях (Coens M. Anciennes litanies des saints // AnBoll. 1937. T. 55. P. 67; см. также: Idem. 1952. P. 294) и надпись на чаше, найденной в Девентере, в к-рой говорится о Л. (Liafuini - Pollman. 1928. S. 287). По указанию еп. Бернольда (1027-1054) на месте старого храма была построена базилика во имя Девы Марии и Л.; заменившая ее готическая зальная церковь (возведена между 1450 и 1525) в наст. время принадлежит Протестантской Церкви Нидерландов. Реликварий с мощами святого хранится в католич. ц. во имя Л. (бывш. францисканская церковь) в Девентере. Поблизости, в сел. Вилп, сохранилась протестант. ц. во имя Л. (XII в., перестроена в XVI в.), возведенная на месте 1-го оратория, который построил святой. В средние века почитание Л. получило распространение в соседних регионах; поминовение святого совершалось в нек-рых церквах и мон-рях Фландрии, напр. в аббатстве св. Бавона в Генте (Coens, Straeten. 1966. P. 157).

Л. нередко путали с мч. Ливином, ирл. монахом, просветителем Фландрии. Поминовение обоих святых совершалось 12 нояб. (см.: Coens. 1952. P. 285-305; Kronshage. 1964. S. 1). Л. изображается в далматике или казуле с раскрытым Евангелием и крестом в руках.

Ист.: BHL, N 4810b-4814b, 4937-4949; Vita Lebuini antiqua / Ed. A. Hofmeister // MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 789-795; Hucbaldus. Vita S. Lebwini // PL. 132. Col. 877-894; Altfridi Vita Liudgeri / Ed. W. Diekamp // Geschichtsquellen des Bistums Münster. Münster, 1881. Bd. 4. S. 3-53; Egloga ecclesiastica Ratbodi... de virtutibus beati Lebuini // MGH. Poet. T. 4. Pars 1. P. 169-172; Радбод Утрехтский. Эклога о св. Лебуине / Пер.: М. Р. Ненарокова // Ненарокова М. Р. Каролингская эклога: теория и история жанра. М., 2012. C. 393-394; Homilia S. Radbodi de S. Lebwino // PL. 132. Col. 553-558.
Лит.: Monté ver Loren J. Ph., de. Lebuïnus en zijne stichting te Deventer gedurende den eersten tijd van haar bestaan. Zwolle, 1885; Moltzer M. J. A. De oudste Levensbeschrijving van Lebuinus // Nederlandsch archief voor kerkgeschiedenis. 's-Gravenhage, 1909. Vol. 6. S. 221-235; Levison W. Eine neue Vita Lebuini // NA. 1912. Bd. 37. S. 286-289; Coens M. Vie de S. Lebuin // AnBoll. 1915/1916. T. 34/35. P. 306-330; idem. L'auteur de la Passio Livini s'est-il inspiré de la Vita Lebuini? // Ibid. 1952. T. 70. P. 285-305; Schmidt L. Zur Stammesverfassung der Sachsen // Korrespondenzblatt des Gesamtvereins der deutsche Geschichts- und Altertumsvereine. B., 1916. Bd. 64. N 9/10. S. 236-237; Hofmeister A. Über die älteste Vita Lebuini und die Stammesverfassung der Sachsen // Geschichtliche Studien: A. Hauk zum 70. Geburtstage. Lpz., 1916. S. 85-107; idem. Die Jahresversammlung der alten Sachsen zu Marklo // Hist. Zschr. 1917. Bd. 118. S. 189-221; Pollman D. Chronique // RHE. 1928. T. 24. P. 287; Lintzel M. Untersuchungen zur Geschichte der alten Sachsen. 8: Die Vita Lebuini antiqua // Sachsen und Anhalt. Magdeburg, 1931. Bd. 7. S. 76-108 (= Lintzel M. Ausgewählte Schriften. B., 1961. Bd. 1. S. 235-262); Schmidt K. D. «Nuntius Dei» in der Germanenmission // ZKG. 1936. Bd. 55. S. 437-444; Eis G. Drei deutsche Gedichte des 8. Jh. aus Legenden erschlossen. B., 1936. S. 42-57; Genzmer F. Liobwins Dingfahrt // Germanisch-Romanische Monatsschrift. Hdlb., 1951. Bd. 31. S. 161-171; Drogereit R. Werden und der Heliand. Essen, 1951; Genzmer F. Vier altdeutsche Heldenlieder. Darmstadt, 1953; Hömberg A. K. Westfalen und das sächsische Herzogtum. Münster, 1963; Kronshage W. Die Entstehung der Vita Lebuini // Niedersächsisches Jb. f. Landesgeschichte. 1964. Bd. 36. S. 1-27; Hauсk K. Die Herkunft der Liudger-, Lebuin- und Marklo-Überlieferung: Ein brieflicher Vorbericht // FS f. J. Trier. Graz, 1964. S. 221-239; idem. Ein Utrechter Missionar auf der altsächsischen Stammesversammlung // Das erste Jahrtausend, Kultur und Kunst im werdenden Abendland an Rhein und Ruhr. Düsseldorf, 1964. Bd. 2. S. 734-745; Löwe H. Entstehungszeit und Quellenwert der «Vita Lebuini» // DA. 1965. Bd. 21. S. 345-370; Coens M., Straeten J., van der. Un martyrologe de XIIe siècle à l'usage de Saint-Bavon de Gand // AnBoll. 1966. T. 84. P. 129-160; Fritze W. Zur Entstehungsgeschichte des Bistums Utrecht: Franken und Friesen (690-734) // Rheinische Vierteljahrsblätter. Bonn, 1971. Bd. 35. S. 107-151; Grosse R. Das Bistum Utrecht und seine Bischöfe im 10. und frühen 11. Jh. Köln; W., 1987; Toorians L. De Marklo-passage uit de Vita Lebuini antiqua // Dreimaandelijkse Bladen. Uithuizen, 1987. Vol. 39. S. 26-48; idem. Communiceren met een heiligenleven: Lebuïnus en de lezer // Madoc. Hilversum, 2012. Vol. 26. S. 241-250; Wood I. The Missionary Life: Saints and Evangelization of Europe, 400-1050. N. Y., 2001; Angenendt A. Liudger: Missionar - Abt - Bischof im frühen Mittelalter. Münster, 2005; Otten D. Lebuïnus, een gedreven missionaris. Hilversum, 2006; idem. Terug naar de ware Lebuïnus: Hoe de evangelisator van Saksenland vanaf de IX eeuw wird beschreven, vereerd en miskend. Deventer, 2010.
Г. И. Борисов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • КАНИЗИЙ Петр (1521-1597), cв. католич. Церкви (пам. 21 дек.), иезуит, богослов, полемист, проповедник
  • ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРИНДИЗИ [мирское имя - Джулио Чезаре Руссо] (1559 - 1619), св. Римско-католической Церкви (пам. 21 июля), проповедник, деятель Контрреформации, учитель католич. Церкви
  • ЛИУДГЕР [Лиутгер, Людгер] (ок. 742 - 809), миссионер, 1-й еп. Мюнстера, основатель монастыря Верден, св. (пам. зап. 26 марта)
  • ЛУЛЛ (ок. 710 - 786), св. (пам. зап. 16 окт.), еп. Майнца (с 754, архиепископ с 780/2), англосакс. миссионер в Германии
  • АДАЛЬБЕРТ (ок. 956–997), еп. Пражский (с 983), сщмч. (пам. зап. 23 апр.), покровитель Польши и Чехии, миссионер
  • АНСГАР (Анскарий, Ансгарий; 801-865), архиеп. Гамбургский и Бременский, миссионер и церковный деятель, св. (пам. зап. 3 и 4 февр.)
  • БАТО (IX в.), исп. монах тирольского мон-ря Иннихен (пам. зап. 31 июля)
  • БОБОЛЯ Андрей (1591 – 1657), иезуит, св. католич. Церкви (пам. зап. 16 мая)
  • БРУНО КВЕРФУРТСКИЙ (ок. 974 - 1009), миссийный архиепископ, агиограф, сщмч. (пам. зап. 15 окт., 19 июня)
  • ВАРВАРА († ок. 306), вмц. (пам. 4 дек., пам. зап. 15, 17 дек.)