[Греч. Λέων] (VII-VIII вв.), свт. (пам. 20 февр., 19 и 21 февр.; пам. зап. 20 февр.), еп. Катанский.
Для изучения агиографической традиции, посвященной Л., главное значение имеют 3 текста: краткое Житие (BHG, N 981), пространное Житие (BHG, N 981b) и стихотворное Житие (BHG, N 981c; написано не позднее XIII в. греч. пятнадцатисложником). Текст краткого Жития изобилует элементами разговорного языка, пространное Житие риторично, композиционно сбалансировано, содержит античные реминисценции.
Точное время жизни Л. неизвестно. Установлено, что Юлиан, еп. Катанский (г. Катана, ныне Катания на о-ве Сицилия, Италия), засвидетельствованный в 680 г., был одним из его предшественников, а Феодор, еп. Катанский, подписавший орос VII Вселенского Собора 787 г., но известный уже в 785 г.,- одним из преемников. В неск. Житиях Л. указываются имена визант. императоров, при к-рых он совершал служение: в тексте BHG, N 981b - Константин IV (668-685) и Юстиниан II Ринотмит (685-695; 705-711), в тексте BHG, N 981c - Лев IV (775-780), сын Константина V (741-775), в текстах BHG, N 981 и 981e - Лев IV и Константин V. Относить служение Л. к сроку правления императоров, названных в 1-м тексте, мешает то, что при этой хронологии между 680 и 685 гг. (смерть Константина IV) должно произойти слишком много событий: смерть Юлиана, еп. Катанского, весь епископат Савина, еп. Катанского (непосредственного предшественника Л. на кафедре), начало бесчинств мага Илиодора (см. ниже) и т. д. Пара Лев и Константин может подразумевать соправительство Льва III и Константина V (720-741), Льва IV и Константина VI (776-780) и теоретически Льва V и его сына Симбатия (Константина) (813-820; см.: Acconcia Longo. 1989. P. 53). Хотя 2 независимые датировки указывают на правление Льва IV, явно неслучайная подстановка Константина (в Житиях не уточняется какого) и Юстиниана II вместо Льва (также без уточнения) и Константина (без уточнения) скорее говорит в пользу того, что служение Л. проходило при иконоборцах Льве III и Константине V; именно из-за приверженности ереси этих императоров они были заменены православными. Впрочем, автору текста BHG, N 981b, так же как и автору стихотворного Жития, могло просто не прийти в голову, что Лев IV формально имел соправителем малолетнего Константина VI, и в этом случае пара Лев и Константин не ассоциируется с гонителями православных Львом III и Константином V.
А. Акконча Лонго предполагает следующее развитие агиографической традиции, посвященной Л. Существовало некое первоначальное Житие - vita primitiva, к-рое подверглось цензуре из-за содержавшихся в нем иконоборческих элементов, в результате чего появился переработанный текст - vita censurata. К этой переработке восходит Житие BHG, N 981, в к-ром к жителям Катаны последовательно применяется местоимение «мы» и проявляется знание сицилийской и южноиталийской географии. В К-поле из vita censurata возникло т. н. восточное Житие - vita orientalis, к которому в свою очередь восходят независимо друг от друга тексты BHG, N 981b, 981c и 981e, а также заметка в К-польском Синаксаре (SynCP. Col. 479-480). Некоторые ученые интерпретируют борьбу Л. с идолопоклонством как его приверженность к иконоборчеству (Turner. 1990. P. 431-434). М. Ф. Озепи даже предполагает, что Л. был иконоборческим епископом и верным проводником политики Исаврийской династии, а маг Илиодор - его идейным противником-иконопочитателем (Auzépy M.-F. L'analyse littéraire et l'historien: L'example des vies de saints iconoclastes // Bsl. 1992. T. 53. P. 62-67). Однако др. доказательств этого, кроме возможного приурочения епископата Л. ко времени правления Льва III, не имеется. Лев IV, как известно, формально был иконоборцем, но не проявлял активности в насаждении ереси. Тем не менее примечательно, что иконы ни в одном из Житий не фигурируют. Это можно рассматривать как дополнительный довод в пользу датировки исходного текста VIII веком. А. Бергер указывает, что историческим прототипом Л. мог быть святитель, живший гораздо раньше. Исследователь проводит параллель с также насыщенным легендарными элементами Житием свт. Григория, еп. Акрагантского (BHG, N 707), составленным между 750 и 830 гг. (Berger A. Leontios Presbyteros von Rom: Das Leben des Heiligen Gregorios von Agrigent. B., 1995. S. 56-58). Л. фигурирует в переписке папы Римского Григория I Великого между 591 и 603 гг. (ср.: Acconcia Longo. 1989. P. 12). Лат. Жития Л. (BHL, N 4839, 4838) поздние и ценной информации практически не содержат.
Святитель род. в богатой благочестивой семье в г. Равенна. Согласно лат. Житию BHL, N 4838, тайно бежал в г. Регий (ныне Реджо-ди-Калабрия), где еп. Кирилл наставил его и рукоположил во пресвитера. Однако, согласно греч. Житию BHG, N 981b, Л. исполнял должность эконома и прошел все ступени церковной иерархии в родном городе, а после смерти еп. Катанского Савина паства призвала его стать епископом. Императоры Лев и Константин пригласили Л. в К-поль, где оказали ему разнообразные почести (BHG, N 981e (Cap. 15); SynCP. P. 480). В Катане Л. превратил языческий храм в ц. Сорока мучеников (или построил ее на месте капища), а также воздвиг большой храм во имя мц. Лукии. По его молитве языческая статуя, поставленная имп. Декием на некой высокой постройке, упала и разбилась, а на ее месте Л. водрузил крест. После многолетних трудов на благо Церкви святитель мирно скончался и был погребен либо в ц. мц. Лукии (BHG, N 981e), либо в основанном им монастыре вблизи городских стен (BHL, N 4838). На его гробнице совершались чудеса, в частности исцеление кровоточивой женщины. Мощи святителя впосл. были перенесены в Рим и положены в храме во имя свт. Мартина, еп. Турского.
Центральное место во всех без исключения агиографических текстах, посвященных Л., занимает история мага Илиодора, представляющая собой один из самых ранних примеров т. н. фаустовского сюжета в европ. лит-ре (Kazhdan A. Hagiographical Notes // Erytheia. Madrid, 1988. N 9. P. 205-208). Илиодор был сыном благочестивой и знатной женщины Варвары, имевшей чин патрикии, и очень хотел получить должность эпарха (градоначальника). Поскольку ему это не удалось, он пригласил некоего еврея-колдуна, и тот рассказал ему, как продать душу диаволу в обмен на сверхъестественное могущество. Сделка совершилась, и Илиодор обрел магический дар, а также получил в помощники демона по имени Гаспар (согласно стихотворному Житию (BHG, N 981c), Ган). На потеху своим друзьям он стал совершать «злые чудеса», напр. заставлял проходящих женщин задирать подолы, внушая им, что они не идут по улице, а переходят через бурный поток. После того как Илиодор, придавая камням и дереву вид золота и серебра, расстроил всю торговлю в городе, эпарх написал письмо императорам в К-поль с жалобой на зловредного мага. Государи отправили на Сицилию чиновника Ираклида. Илиодор переместил всю его свиту и себя вместе с ними в К-поль. Узнав о способе их прибытия, императоры приказали сразу же предать мага смерти, но тот, попросив выпить воды, погрузился в чашу и исчез, посоветовав искать его опять в Катане. Туда был вновь направлен Ираклид, и Илиодор опять обещал доставить его обратно в столицу. В назначенный срок маг нарисовал на песке корабль со всей оснасткой, рассадил на нем Ираклида с его людьми, и бес за 1 день переправил их в К-поль. Там жена Ираклида Ефалия (Фалия) прилюдно оскорбила Илиодора, и он сделал так, что во всем городе погас огонь, а зажигать новый можно было только у Ефалии между ног, после чего опять перенесся в Катану. Наконец, во время скачек Илиодор подменил Хрису, племяннику Л., коня, на к-ром тот одержал победу. Когда конь внезапно исчез, Хриса арестовали, но дядя добился у эпарха его оправдания. Уверенный в собственной неуязвимости, Илиодор в праздник вошел в храм, где служил Л., стал забавлять народ прыжками и ужимками и пообещал, что заставит скакать самого святителя. Тогда тот накинул Илиодору на шею свой омофор и потащил на место, где совершались казни. Епископ вынудил мага признаться во всех совершённых им злодеяниях. После этого Л. велел разложить большой костер и вошел в него вместе с Илиодором. Там маг сгорел дотла, а Л. остался невредимым, причем даже омофор его не обгорел.
С лит. т. зр. очевидно, что очень скудные сведения об историческом епископе Л. были использованы для обрамления занимательной истории с фольклорно-мифологическими мотивами. Так, Л. и Илиодор в нек-ром смысле предстают как олицетворение стихий огня и воды соответственно (идея Каждана; см.: Афиногенов 2011. С. 416-417); эта история тем не менее выдержана в христ. духе и может рассматриваться как душеполезная повесть.
О весьма древнем почитании Л. в качестве святого свидетельствуют руины средневизант. ц. (X-XI вв.) Агиос-Леос в Брики (п-ов Мани на Пелопоннесе) с фресками XIV-XV вв. (Δρανδάκης Ν. Β. ῾Ο ναὸς τοῦ ῎Αϊ-Λέου εἰς τὸ Μπρίκη τῆς Μάνης // ΔΧΑΕ. 1972. Τ. 6/4. Σ. 146-168). В Катании функционирует ц. во имя свт. Л., находящаяся в юрисдикции К-польского Патриархата.
Л. изображают в соответствии с его епископским служением - в фелони, иногда крещатой (или с Нового времени - в саккосе), с омофором, в руках Евангелие. В отношении облика святого существуют разночтения: он либо седовласый старец (чаще), либо темноволосый средовек. Рекомендации к изображению Л. старцем зафиксированы в греч. и рус. иконописных подлинниках. В Ерминии афонского иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - «старец с широкой бородой» (разд. «Святые иерархи: внешний вид их и надписания». № 35; Ерминия ДФ. С. 161); в рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) его внешность уподобляется облику сщмч. Власия Севастийского: «Сед, власы мало взлиз, брада Власиева, риза лазорь, испод бел, амфор и Евангелие, правой рукой благословляет» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 74, то же: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 275). В ряде случаев во внешности Л. наблюдается характерная черта, встречающаяся у представителей Западной Церкви,- тонзура (гуменцо), а его облик в целом близок к изображениям Римских пап, во внешности к-рых отмечается общее типологическое подобие ап. Петру. Так, на миниатюре из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 416, 1-я четв. XI в.) Л. представлен как муж старше средних лет, фронтально в рост на фоне архитектурных колонок, он облачен в охристый подризник, светло-лиловую фелонь, обеими руками держит Евангелие; кудрявые светлые волосы лежат венцом, не скрывая тонзуру, борода короткая.
В храмовой декорации образ Л. встречается с X в. в пространстве вимы: в росписи ряда церквей Каппадокии (Новой Токалы-килисе, кон. X в.; в капелле св. Варвары в Соганлы, нач. XI в.; предположительно в апсиде церкви Гёреме 4а, 1-я пол. X в., вероятнее, Леонтий Кесарии Каппадокийской; см.: Jolivet-Lévy. 1991. P. 89)). На фресках балканских храмов предпочтительным было изображение Л. в полиставрии - крещатой фелони (напр., в росписи ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия, 1314, в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия, 1348-1350).
Единоличные изображения святого включены в минейные циклы рукописей, икон, в росписи храмов, где их обычно помещают под 20 февр. (возможны отклонения в 1 день). Его образ представлен на миниатюрах в Императорском Минологии 2-й четв. XI в. (ГИМ. Син. греч. № 183. Л. 103),- под 22 февр.; в Императорском Минологии кон. XI в. из Музея Бенаки в Афинах (Athen. Ben. 71. Fol. 3v); в греко-груз. рукописи кон. XV в. (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O. I. 58. Л. 100 об.),- седовласый, с залысинами на лбу, борода окладистая, немного сужающаяся книзу; в светло-сиреневой фелони и голубом подризнике, с омофором, палицей, обеими руками держит кодекс; предположительно поясное изображение - на миниатюре в Минологии деспота Димитрия Палеолога (Bodl. theol. gr. f. 1. Fol. 32 v, 1322-1340) вместе с др. святителем и прп. Тимофеем под 21 февр. (на полях подписано только имя прп. Тимофея и обозначена календарная дата) - высокий лоб с залысинами, седой, волосы слегка вьются у ушей, борода средней длины, облачен в серо-зеленую фелонь, с омофором, в покровенной левой руке - Евангелие. В настенных минологиях представлен в ц. вмч. Георгия мон-ря Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- по пояс, средовек с темными волосами и темной же длинной клиновидной бородой, в фелони, с омофором, покровенными руками держит Евангелие; в соборе Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (между 1390 и 1391),- в рост; в ц. вмч. Георгия в с. Воронец, Румыния (ок. 1504 (?)); в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- полуфигура.
В рус. традиции Л. в минологиях устойчиво изображается под 20 февр. Образ святого представлен на иконах: «Минея годовая» (1-я пол. XVI в., Музей икон, Рекклингхаузен); на иконе на февр. из комплекта миней (XVI в., ГЭ) - с длинной, ниже пояса, седой бородой, разделенной внизу на 2 крупных завитка; «Минея на февраль» (кон. XIX в., частное собрание) - в 3/4-ном повороте, правой рукой благословляет, в левой на омофоре - Евангелие, облачен в красную фелонь. На гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1714, 1722) - в рост, в фелони, с омофором, в митре, правой рукой благословляет, в левой - раскрытый кодекс.
Известные иконы с единоличным изображением Л. носят, как правило, патрональный характер. В мастерской невьянских иконописцев Богатырёвых была создана икона «Св. Лев Катанский, с житием» (1818, СОКМ). Она предназначалась для домовой молельни екатеринбургского особняка купцов-старообрядцев Л. И. Расторгуева и П. Я. Харитонова. Возможно, именно заказчик иконы, Расторгуев, был инициатором разработки житийной иконографии своего небесного покровителя. В среднике на пейзажном фоне с горками, с видом на крепостные стены, городские строения и купола церквей помещена в рост фигура Л. с палицей. На нем фелонь с крупным цветочным орнаментом, красные подризник и туфли, золотые омофор, епитрахиль. Иконописцам удалось искусно передать фактуру гобеленовой ткани фелони и золотого шитья облачения. Святой представлен старцем с длинной, до середины груди, узкой клиновидной бородой. Правой рукой двуперстно благословляет, в левой на омофоре держит открытое Евангелие с текстом (Ин 10. 9-10). По краям в картушах - житийные сюжеты в сопровождении пространных надписей. Всего 12 клейм: рождение святого и Л. перед церковным начальством («вся священные степени законно прошед»); поставление во епископа; труды Л.-архиерея (на ступенях храма благословляет нищих и болящих, получающих милостыню); волхв Илиодор совращает народ; осужденный на отсечение головы Илиодор сделался невидимым; Л. увещевает Илиодора отказаться «от злобы»; Илиодор искушает Л. и паству во время богослужения; Л., помолившись в алтаре, укрощает Илиодора омофором; испытание огнем Л. и Илиодора; царь преклоняет колена перед Л.; чудеса, сотворенные Л. (исцеление больных и слепых, изгнание бесов, сокрушение идолов и капищ); погребение Л. и чудо исцеления кровоточивой жены от одра епископа. Между средником и клеймами нижнего ряда, в картушах, помещены тексты тропаря и кондака святому; внизу, в картуше с перечислением чудес,- надпись с датой создания образа. Икона с образом Л. из жен. мон-ря св. Иоанна Предтечи в Вел. Устюге, в соборе к-рого был устроен сев. придел во имя Л. (освящен в 1747), очевидно, была связана с ктитором мон-ря - устюжским купцом Л. А. Чалбышевым, соименником святого епископа. В московской ц. Покрова Пресв. Богородицы в Филях в местном ряду иконостаса находится икона сер. XIX в. «Свт. Лев Катанский и вмц. Параскева», возможно заменившая первоначальную икону 2-й пол. XVIII в., также с изображением небесного покровителя ктитора храма Л. К. Нарышкина. Единоличный образ святого был гравирован И. Ф. Зубовым (гравюра «Св. Лев Катанский», после 1721).