ЛЕОНИДОВА УСТЬ-НЕДУМСКАЯ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ПУСТЫНЬ
Том XL, С. 486-488
опубликовано: 29 мая 2020г.

ЛЕОНИДОВА УСТЬ-НЕДУМСКАЯ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ПУСТЫНЬ

Прп. Леонид Устьнедумский. Роспись Введенской ц. в дер. Озерцы Кировской обл. Кон. ХХ в.Прп. Леонид Устьнедумский. Роспись Введенской ц. в дер. Озерцы Кировской обл. Кон. ХХ в.Находилась в Устюжском у. Вологодской губ. (совр. дер. Озерская Лузского р-на Кировской обл.). Основана в 1607-1608 гг. прп. Леонидом Устьнедумским. Главным источником сведений по истории устроения Л. п. является «Сказание о явлении Пречистыя Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии старцу Леониду, и о пошествии его со образом Ея в Устюжеския пределы в Усольской уезд, и како прииде со образом на Лузу реку на Турину гору, и о преславных и предивных Ея чюдесехъ списано вкратце» (РНБ. Q.I. № 836. Л. 1-34 об. (1699 г.); БАН. Арх. ком., 228. Л. 1-38; Великоустюжский филиал ГАВО. Науч. б-ка. Инв. № 3644. Л. 1-17 (XVIII в.); Зенкова. 2000; Власов. 2011. С. 372-395). Создание «Сказания» относят к 50-м гг. XVII в., главная часть текста завершается сообщением о кончине основателя пустыни 17 июля 1654 г. (Власов. 1995. С. 56; Он же. 2011. С. 368; Буланин, Романова. 2004. С. 528).

Изначально мон-рь должен был обустраиваться на Туриной горе, на р. Лузе, в Устюжском крае (совр. Кировская обл.), согласно откровению, полученному прп. Леонидом во сне от Богородицы, повелевшей прежде взять с собой из Моржегорской Николаевской пуст. икону Божией Матери «Одигитрия». Отправившись с образом на р. Лузу в Устюжском у., преподобный остановился близ устья р. Якушицы, в 80 верстах от Вел. Устюга, близ Туриной горы (считается, что уже с XVI в. там находилась Воскресенская ц. (Суворов. 1916. С. 125-128)). Здесь подвижник поставил хижину, но крестьяне прогнали его, и преподобный прошел по р. Лузе еще 2 поприща. 8 сент. 1606 г. он встретился с местным крестьянином Никитой Назаровым, который выделил старцу участок земли для строительства кельи. Позднее местные жители помогли прп. Леониду построить часовню.

Согласно «Сказанию», во иерея и настоятеля пустыни прп. Леонида рукоположил Ростовский митр. Варлаам (Рогов; † 1603) (но, вероятно, речь идет о Филарете (Романове), в 1619-1633 патриархе Московском и всея Руси). Вернувшись на Лузу, подвижник построил ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, в к-рую 17 февр. 1608 г. перенесли икону «Одигитрия». Впосл. в обители существовала традиция совершать в 9-ю пятницу по Пасхе службу чудотворному образу «Одигитрия» (Великоустюжский филиал ГАВО. Науч. б-ка. Инв. № 3644. Л. 29 об.- 30).

Права пустыни как самостоятельного мон-ря были узаконены Ростовским митрополитом уже в 1612 г.: «...на Лузе реке усть речки Едомки зачата пустыня ново, а в ней поставлен храм древяной, теплой, во имя Пречистыя Богородицы Введения. А в пустыне черной поп Леванид, братьи у него 3 чернца. И с того храму оброком за все пошлины по 5 алтын на год; в 120 [1612] по митрополиче грамоте пожалованы; имать не велено и десятилником вьежжать и судить не велено же» (Акты. 1894. Ч. 2. Стб. 902). Впосл. подвижник приложил много усилий к обустройству места для буд. мон-ря: в целях осушения лесных болот выкопал 3 канала («борозды»): от р. Лузы до Чёрного оз. (900 саж.), до Святого оз. (40 саж.) и далее - до Чёрной речки (800 саж.), на к-рой поставил мельницу, существовавшую мн. годы. Однажды во время работы прп. Леонида в левую ногу укусила змея, но тот, помолившись Богу и Богородице и услышав чудесный глас «не скорби и не думай на бежание от трудов», преподобный положил на сердце не думать об этом несчастье и, не обращая внимания на рану, продолжил свой труд (Великоустюжский филиал ГАВО. Науч. б-ка. Инв. № 3644. Л. 11). В память об этом чуде подвижник назвал выкопанный им канал «Недума-река» (Акты. 1894. Ч. 2. Стб. 902). Позже здесь была образована Л. п. Она была чернотяглой: «...тех монастырей деревни в вытном и сошном писме с черными тяглыми волостьми написаны, и великаго государя всякие подати платят и службы служат с уездными крестьяны вместе» (Там же. 1890. Ч. 1. Стб. 511-512). Считается, что самый первый мон-рь, начало к-рому положила построенная в 1608 г. Введенская ц., находился в дер. Старово (Старомонастырская).

Впосл. обитель, так как место оставалось затопляемым, перенесли на мыс у Чёрного оз., к установленному прп. Леонидом кресту, куда он часто удалялся для уединенной молитвы. В «Сказании» зафиксировано пророчество подвижника об основании на этом месте монастыря и о своем там упокоении: «В сем месте у креста сего будет монастырь на собрание иноком и будут церкви, и звон, и людей, и пашни много. И мне умрети на сем месте» (РНБ. Q.I. № 836. Л. 12 об.- 13). На новом месте была построена теплая ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы с приделом во имя вмц. Параскевы Пятницы. В ее строительстве вместе с братией принимали участие жители окрестных Онтропьевой (Антропьевой) слободы и Туриной горы, в т. ч. и сын Никиты Назарова Григорий. Храм освятили 23 мая 1652 г. при участии архимандрита великоустюжского во имя арх. Михаила монастыря Арсения; антиминс для новой церкви был получен у Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) (Там же. Л. 14 об.- 15 об.). 17 сент. 1670 г. в трапезной Л. п. произошел пожар, однако, выломав дверь, иноки увидели, что в алтаре обгорел престол, церковная одежда и утварь сгорели «без остатку», а Евангелие и антиминс остались совершенно неповрежденными, около них даже виднелся иней. 3 июня новый престол в храме был освящен прилуцким игум. Дионисием по благословению митрополита Ростовского (Там же. Л. 33 об.- 34).

Прп. Леонид, бывший до 1648 г. строителем монастыря, скончался в 1654 г. (БАН. Арх. ком. № 228. Л. 11). Храмоздательство в монастыре продолжил строитель Дионисий (1660, 1667-1680). В 1677 г. началось возведение отдельного холодного храма для чудотворной иконы «Одигитрия». При создании церкви в 1678 г. произошло чудо: строитель Дионисий, призвав местных крестьян, не имел для них достаточно съестных припасов: всего 18 хлебов на 96 чел., однако всем хватило еды и еще осталось 4 хлеба. 31 мая 1678 г. состоялось освящение нового храма, в к-рый перенесли из теплой церкви икону «Одигитрия» (Там же. Л. 11 об.- 13).

По переписным книгам 1648 и 1678 гг., за Л. п. числилось 45 половничьих дворов (Акты. 1890. Ч. 1. Стб. 511-512). Крестьян при пустыни было 126 чел. (Вологодские ЕВ. 1864. Приб. № 5. С. 141). В переписных книгах 1710 г. сообщается о 2 церквах: «В том же Ратмеровском стану пустыня Пречистыя Богородицы Одигитрие на реке на Лузе на Усть Недумы речки, а около тое пустыни ограда древяная ветхая, а в пустыне церковь Пречистые Богородицы Одигитрия, холодная, другая церковь Введения Пресвятыя Богородицы теплая с трапезою и с келарскою, да в пределе святыя великомученицы Парасковии»; среди населяющих Л. п. названы строитель иером. Филарет и еще 6 монахов с вкладчиками. В это время Л. п. принадлежали 8 деревень. Консисторские сведения за 1725 г. называют 18 дворов со 137 крестьянами. В 1-й четв. XVIII в. в Л. п. проживали 5 монашествующих и отставной солдат; при обители состояли 76 служителей (вкладчиков). Л. п. принадлежали 64 четв. пашни сенокосов на 2030 копен. Братия получала «в пропитание» хлебное жалованье и деньги - 8 р. 80 к. на 5 чел., включая строителя (Великоустюжский филиал ГАВО. Ф. 363. Оп. 1. Д. 53. Л. 20 об.). В сер. 50-х гг. XVIII в. в Л. п. проживал только иером. Афанасий, количество бельцов неизвестно (Зенкова. 2000. С. 207).

29 марта 1760 г. дьячок усть-недумского храма Андрей Павлович Вячеславов за неосторожность, приведшую к возгоранию теплой деревянной церкви, был наказан плетьми (Выписки из ревизских сказок, предоставленные А. Булатовым). В 1763 г. вместо обветшавшей деревянной Введенской ц. на средства лальского купца Ксенофонта Емельяновича Захарова был построен каменный теплый храм с 2 престолами. В 1764 г. Л. п. была упразднена и обращена в приходскую церковь, имения изъяты в пользу гос-ва. В 1833 г. по указанию Вологодской духовной консистории началось строительство придела вместо др. деревянной церкви - в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», в которой после секуляризации служили только на престольный праздник. Новый престол был освящен в 1835 г., старая церковь, как и Введенская, разобрана. В 1788 г. в приходе числилось 774 чел., в 1868 г.- 910. С 1874 г. некоторое время усть-недумская Богородицкая ц. была приписана к коротаевской церкви.

28 июня 1884 г. после грозы причтом усть-недумской церкви было обнаружено, что церковный сторож погиб от разряда молнии, а иконостасы в теплом храме и колонны, поддерживающие сень над гробницей прп. Леонида, опалены. В холодных храмах, верхнем и нижнем, в восьмериках были разбиты 30 стекол, вырвана и сброшена оконная рама. На ремонт потратили 6 р. В 1896 г. в дер. Липово Усть-Недумского прихода была открыта приходская школа (в 10 верстах от храма), которой заведовал свящ. М. Черняев. В ней учились 37 мальчиков и 6 девочек.

В мон-рь с самого начала его основания приходили богомольцы на 9-ю пятницу по Пасхе для поклонения чудотворному образу «Одигитрия» (Великоустюжский филиал ГАВО. Науч. б-ка. Инв. № 3644. Л. 29 об.- 30). В «Сказании...» повествуется о чудесах от иконы Богородицы, нек-рые из них совершились почти сразу после основания мон-ря: в 1609 и 1610 гг. с жителями окрестных Онтропьевой слободы и Туриной горы (исцеления от беснования, зубной боли, болезни глаз, «икоты»); чудеса 20-60-х гг. XVII в. свидетельствуют о распространении почитания иконы и мон-ря на Лальском погосте, в Вел. Устюге, Лузской Пермце (РНБ. Q.I. № 836. Л. 17 об.- 34 об.). Чудотворная икона, принесенная прп. Леонидом, не сохранилась. В XX в. в церкви размещалась мастерская, стены были покрыты копотью, утварь разграблена. Мощи прп. Леонида пребывали под спудом во Введенском храме, там же хранилась его власяница и местный церковный летописец (Верюжский. Вологодские святые. С. 679). Введенская ц. располагается на высоком берегу Святого оз., над р. Недумой, у дер. Озерской (ранее с. Усть-Недума); над мощами святого установлена гробница. В Лузе проходят Усть-Недумские чтения.

Арх.: Перепись 1710 г.: Архангелогородская губ.: Переписная книга г. Соливычегодска с уездом переписи стольника И. Р. Цымерманова // РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 1083. Л. 364 об., 398 об.
Ист.: Акты Холмогорской и Устюжской епархии. СПб., 1890. Ч. 1. Стб. 511-512; 1894. Ч. 2. Стб. 902. (РИБ; 12, 14); Зенкова О. Б. Устьнедумская Богородицкая пуст. // Макариевские чт. Можайск, 2000. Вып. 7. С. 206-228; Власов А. Н. Сказания и повести о местночтимых и чудотв. иконах Вычегодско-Северодвинского края XVI-XVIII вв.: Тексты и исслед. СПб., 2011. С. 372-395.
Лит.: ИРИ. Ч. 6. С. 580-584; Вологодские ЕВ. Приб. 1864. № 5. С. 141; Строев. Списки иерархов. Стб. 782-783; Верюжский. Вологодские святые. С. 668-679; он же. Прп. Леонид Устьнедумский, Вологодский чудотворец. СПб., 18982; Разные известия по епархии // Вологодские ЕВ. 1884. № 15. С. 232-233; Филарет (Гумилевский). РСв. Ч. 2. С. 397-398; Зверинский. Т. 2. С. 393-394; Вологодские ЕВ. 1896. № 22. С. 384; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. 18982. С. 371; Голубинский. Канонизация святых. С. 333, 488-489; С[уворов] И. Н. К истории церквей Вологодской епархии: Воскресенская Туринская (или на Турине горе) церковь Устюжского у. // Вологодские ЕВ. 1916. № 5. С. 125-128; Власов А. Н. Устюжская лит-ра XVI-XVII вв.: Ист.-лит. аспект. Сыктывкар, 1995. С. 52-64; Таисия (Карцева), мон. Рус. святые. СПб., 2000. С. 457-458; Гунн Г. П. Житие вологодского св. Леонида Устьнедумского: К вопросу о фактографии древнерус. житий // Ферапонтовский сб. М., 2002. Вып. 6. С. 100-112; Поселянин Е. Богоматерь. 2002. Кн. 2. С. 155; Буланин Д. М., Романова А. А. Повесть о основании Устьнедумской пуст. // СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 528-530; Рыжова Е. А. Сюжетный мотив «поставление креста на месте основания монастыря» в агиографической традиции Рус. Севера // Сб. статей в честь О. А. Белобровой. М., 2006. С. 44.
Е. А. Рыжова
Рубрики
Ключевые слова
См.также