ЛЮБЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО
Том XLII, С. 50-57
опубликовано: 7 октября 2020г.

ЛЮБЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Содержание

В 1875-1905 гг. в составе Варшавской епархии РПЦ, в 1923-1940 гг. в составе Варшавско-Холмской митрополии, в 1940-1944 гг. в составе Холмско-Подляшской епархии Польской автокефальной православной Церкви (ПАПЦ) (см. в ст. Холмская епархия), в 60-80-х гг. XX в. в составе Варшавско-Бельской епархии ПАПЦ.

1874-1905 гг.

В 1874-1875 гг. шло постепенное воссоединение с правосл. Церковью униатов исторических областей Холмщины (Холмской Руси) и Подляшья (Забужной Руси). Этому немало способствовал переезд на Холмщину большого числа униат. священников из Галиции. В свою очередь значительная часть протестующих против сближения с Православием клириков переехала из Холмско-Подляшской Руси в Австро-Венгрию; с 1866 г. в Седлецкой губ. практиковались адм. высылки «упорствующего» духовенства и замена его на прорусски ориентированных священников из Галиции. В Седлецкой губ. волнения среди противников сближения с Православием были наиболее массовыми, в 1874-1875 гг. они охватили 26 приходов. Наиболее масштабное выступление имело место 24 янв. 1874 г. в с. Пратулин Бельского у., где 13 прихожан были убиты в столкновении с солдатами (в 1996 канонизированы папой Римским Иоанном Павлом II как Собор мучеников Пратулинских).

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в г. Бела (ныне Бяла-Подляска, Польша). 1747-1759 гг. Фотография. 2011 г.Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в г. Бела (ныне Бяла-Подляска, Польша). 1747-1759 гг. Фотография. 2011 г.

Первое значительное воссоединение с Православием большой группы униат. духовенства и прихожан произошло в дек. 1874 г. в Рождество-Богородичном соборе в г. Бела Седлецкой губ. (ныне Бяла-Подляска, Польша). Летом 1874 г. клирики собора объявили о своем нежелании подчиняться папе и об отказе признавать святым Иосафата Кунцевича, останки к-рого они тогда же захоронили в подвальном помещении бельского собора. С осуждением писал о папстве в «Холмском греко-униатском месяцеслове» старший преподаватель униат. Холмской ДС прот. Иоанн Потей, приходившийся дальним родственником униат. митр. Ипатию Потею. О разрыве с унией в числе первых объявил собор духовенства Бельского и Влодавского деканатов 12 янв. 1875 г.; в этот день делегаты от 45 приходов и 26 священников в г. Бела подписали акт о присоединении к Православию. 18 февр. 1875 г. в Холме (ныне Хелм Люблинского воеводства Польши) о своем желании присоединиться к правосл. Церкви заявили руководители униат. Церкви на Холмщине: администратор Холмской епархии прот. Маркелл Попель (см. Маркелл (Попель), еп.), ректор Холмской ДС прот. Ипполит Криницкий, секретарь Холмской консистории и настоятель Рождество-Богородичного собора прот. Иоанн Гошовский, другие клирики Холмского деканата, подписавшие «Соборный акт холмского духовенства». Воссоединение с Православием 42 униат. приходов и 30 священников имело место 25 марта 1875 г. в г. Янов (ныне Янув-Подляски) Седлецкой губ. Деканальные «соборики» духовенства, принимавшие решения о воссоединении, состоялись 27 апр. в с. Балля-Церковная Сувалкской губ., 13 мая в Грубешове (ныне Хрубешув), 15 мая в Николаевском соборе в г. Замостье (ныне Замосць), последнее собрание прошло в том же храме, в к-ром в 1720 г. проводился Замойский собор.

25 марта 1875 г. делегацию духовенства и мирян Холмской епархии принял в С.-Петербурге имп. Александр II Николаевич. 23 апр. 1875 г. Синод РПЦ принял постановление о воссоединении холмских униатов с правосл. Церковью. Офиц. церемония воссоединения Холмской греко-униат. епархии с правосл. Церковью состоялась в храме св. Варвары в Холме 11 мая 1875 г. В этот день в епархии ежегодно праздновалась память восстановления церковного единства в Холмской Руси. Рождество-Богородичный кафедральный собор в Холме был закрыт в 1874 г. для «переустройства... приспособительно к православному богослужению». Холмская униатская епархия насчитывала на момент своего упразднения 266 приходов, 260 578 верующих, ее клир составляли 240 священников, в т. ч. 40 переселенцев из Галиции (в процессе воссоединения 69 «упорствующих» священников были высланы в Россию, 63 уехали в Галицию). 25 янв. 1875 г. и 30 апр. 1879 г. Синод издал указы о том, чтобы из воссоединенных церквей были изъяты униатские книги и переданы в Синодальную б-ку в С.-Петербурге, в процессе передачи многое было утрачено.

Согласно синодальному постановлению от 1 мая 1875 г., перешедшие из унии в Православие церкви присоединились к Варшавской и Новогеоргиевской епархии, которая получила название Холмская и Варшавская, при этом главная кафедра осталась в Варшаве. Управление воссоединенными приходами было поручено епископу Люблинскому, викарию Холмско-Варшавской епархии. В тот же день им был назначен возглавлявший движение за возвращение холмских униатов в Православие бывш. администратор Холмской униат. епархии вдовый прот. Маркелл Попель. 8 июня 1875 г. он был хиротонисан во епископа с сохранением имени. Местом пребывания викария был назначен Холм. В ведении епископа Люблинского находились Холмская ДС, основанная в 1760 г. униатами и перешедшая из унии в Православие Холмская епархиальная школа причетников (преобразована в 1882 в Холмское ДУ).

После возвращения униатов в Православие к уже существовавшим в Варшавской епархии 2 благочинническим округам прибавились 12 новых, к-рые были подчинены Люблинскому архиерею. Он получил широкие полномочия по управлению воссоединенной с Православием частью Холмско-Варшавской епархии. Ему подчинялось Холмское духовное правление, ведавшее делами бывш. униатских приходов. Членов правления избирал викарий и утверждал епархиальный архиерей. Ряд общин Л. в., находившихся в Сувалкской губ., а также бывш. униат. варшавская Успенская ц. (соборный храм бывш. мон-ря василиан) были переподчинены епархиальному архиерею. Позже обе части Холмско-Варшавской епархии (старые и воссоединенные приходы) были объединены, вся епархия разделена на 19 благочиннических округов (впосл. их число и состав неоднократно изменялись).

Собор в честь Воздвижения Креста Господня в Люблине. 1873-1875 гг. Фотография. Нач. XX в.Собор в честь Воздвижения Креста Господня в Люблине. 1873-1875 гг. Фотография. Нач. XX в.

В 1873-1876 гг. в Люблине строился Крестовоздвиженский собор, до 1878 г. являвшийся кафедральным для Л. в. В Холме для архиерейских служб в 1875-1878 гг. использовался Николаевский храм. В 1875-1877 гг. шло строительство Рождество-Богородичного храма в г. Янов-Люблинский (ныне Янув-Любельски). Важными событиями стали завершение в нач. 1878 г. капитального ремонта в Рождество-Богородичном кафедральном соборе Холма и освящение его 11 мая 1878 г. С этого времени Крестовоздвиженский собор в Люблине стал 2-й кафедрой Л. в. В 1876-1884 гг. строился храм-памятник в честь воссоединения с правосл. Церковью холмских униатов во имя святых Кирилла и Мефодия на Даниловой горе в Холме, рядом с кафедральным собором. В 1877 г. в числе первых было возобновлено Замостское Николаевское братство в г. Замостье.

Гражданские власти, добиваясь воссоединения униатов с Православием, в ряде случаев применяли жесткие методы, процесс воссоединения проходил сложно и не всегда был успешным. Нек-рые формально правосл. жители края отказывались посещать правосл. церкви, отмечались случаи проведения ими похорон без участия священников. Гражданские власти препятствовали ксендзам совершать требы для «упорствующих» и «колеблющихся» (так в офиц. документах именовались формально записанные в Православие униаты). По этой причине католич. священнослужители часто не вносили в местные метрики записи о совершении ими крещений и венчаний, а отсылали данные о них за границу - в Краков или Белз. Тайно придерживавшиеся униатского обряда жители края направлялись за совершением треб в костелы: Всех святых, Св. Духа в Варшаве и др. Польск. помещики-католики препятствовали воссоединению с Православием местного населения, поощряя переход униатов в католичество. В 1878 г. в Беле, Варшаве, Люблине, Грубешове и др. местах были организованы тайные римско-католич. миссии для униатов (их деятельность курировали мон-ри иезуитов в Варшаве, Кракове и др. городах). Появилось послание папы к «сохраняющим верность унии» в Холмской и других епархиях, в к-ром требовалось отмежеваться от «схизматиков» и «отступников».

9 дек. 1878 г. еп. Маркелл был переведен на Подольскую и Брацлавскую кафедру. Целью этого было противодействие усилившемуся в приходах Холмщины влиянию галицких священнослужителей, к-рых привлек еп. Маркелл; они вступали в конфликты с местными клириками. Кроме того, отношения еп. Маркелла с назначенным в кон. 1875 г. Холмско-Варшавским архиеп. Леонтием (Лебединским) были напряженными: Люблинский епископ стремился подчинить правящего архиерея своему влиянию и, по-видимому, желал выделения Л. в. в самостоятельную епархию. В 1877 г. по требованию гражданских властей и архиеп. Леонтия был уволен ректор Холмской ДС Ипполит Криницкий, уроженец Галиции, ректором в 1877-1889 гг. являлся прот. Михаил Добрянский, уроженец Подолии. Тем не менее влияние галицкой группы сохранялось и после удаления еп. Маркелла из Холма.

На Л. в. был назначен еп. Модест (Стрельбицкий), уроженец Подольской губ., хорошо знакомый с униатской проблематикой. При еп. Модесте полномочия викария были ограничены, Холмско-Варшавский архиерей усилил контроль над воссоединенными с Православием приходами. В крае возрождалось братское движение. В 1877 г. при Николаевском храме в Замостье начало работу Николаевское братство вместо ставропигиального братства (Замойской ставропигии), существовавшего в 1616-1698 гг. В 1879 г. было учреждено холмское Свято-Богородицкое братство при кафедральном соборе, его основателем и 1-м главой стал Люблинский епископ. По предложению еп. Модеста Холмское духовное правление собрало мнения благочинных по вопросу образования приходских братств и в 1881 г. разработало их типовой устав. В сент. 1882 г. при холмском кафедральном соборе и Свято-Богородицком братстве еп. Модест основал Холмский братский церковно-археологический музей. В 1890 г. для братства, б-ки и музея было построено новое здание. В окт. 1882 г. было восстановлено Люблинское братство при Преображенском храме в Люблине. В 1882 г. еп. Модест основал 1-й в Люблинской губ. муж. скит во имя прп. Антония Печерского (с 1891 мон-рь, с 1898 жен. община, с 1901 жен. мон-рь) в с. Радочница (ныне Радечница Замойского повята).

7 июня 1885 г. еп. Модест был назначен на Нижегородскую кафедру. 29 июня того же года на Л. в. был переведен Аксайский еп. Флавиан (Городецкий). При епископах Модесте и Флавиане особое внимание уделялось изучению древностей и памятников Православия Холмско-Подляшской Руси, сбору материалов для доказательства более древней, чем у католицизма, истории Православия в регионе. По благословению еп. Модеста увидели свет посвященные Холмщине выпуски «Памятников русской старины в западных губерниях», издан историко-краеведческий сб. «Холмская Русь», собирались материалы для историко-статистического описания церквей и приходов Холмщины и Подляшья. В епархиальных изданиях регулярно публиковались статьи по местной церковной истории, популяризировались местные традиции. В частности, известный церковно-общественный деятель Холмщины, делегат Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг., духовный композитор и драматург, преподаватель Варшавского и Холмского духовных уч-щ Е. М. Витошинский в своих публикациях настаивал на сохранении в храмах региона особого холмско-подляшского церковного распева, считая его одной из древнейших правосл. традиций края.

Рачинский мон-рь во имя Антония Печерского. Фотография. 1910 г.Рачинский мон-рь во имя Антония Печерского. Фотография. 1910 г.

Были отреставрированы древнейшие рус. памятники края: Белавинская башня близ дер. Белавина Холмского у., Столпьевская башня на горе Щекавица близ с. Столпье Холмского у., Преображенский храм в с. Спас Холмского у. (ныне Подгуже Хелмского повята), Успенский храм в г. Щебрешине Замостского у., Свято-Духовский храм в посаде Кодень Бельского у. Было создано научное описание древнейшего рукописного памятника края - Холмского Евангелия, приобретенного в 1821 г. Румянцевским музеем в Москве (ныне в ОР РГБ; в 2015 его факсимильное издание вышло в Киеве). Во время научных экспедиций в приходы и мон-ри члены Холмского братства обнаружили и доставили в братский музей многочисленные рукописные богослужебные книги, а также документы из архивов Замостского братства и замостского Братского мон-ря, братский ставропигиальный крест. Удалось выявить и перевезти в Холмский музей помянники Колемчицкого мон-ря, холмского собора. Почти все указанные исторические ценности были утрачены во время первой мировой войны, кроме тех памятников, которые были переданы в Румянцевский музей (старинное изображение Иосафата Кунцевича из Рождество-Богородичного храма в г. Бела, серебряный барельеф с престола Рождество-Богородичного собора в Холме), в ГИМ (коллекция холмских грамот). Миссионерско-просветительская деятельность и церковно-исторические исследования при участии Холмского и др. братств епархии способствовали большему сближению униатов с правосл. Церковью. Так, в 1889-1890 гг. ок. 100 униатов воссоединились с Православием в Грубешовском у.

В кон. 80-х - нач. 90-х гг. XIX в. Синод начал заменять на ключевых должностях в Л. в. бывш. униатов выходцами из России. Так, ректором Холмской ДС вместо уволенного в 1889 г. прот. М. Добрянского стал уроженец Орловской губ. архим. Гедеон (Покровский). 12 янв. 1892 г. он был хиротонисан во епископа Люблинского и вскоре стал активным проводником новой кадровой политики. Изменения коснулись в первую очередь духовного образования. Так, до 1890 г. местная церковная власть поощряла прием в Холмскую ДС жителей Галиции, отдавая среди них предпочтение выходцам из униатских духовных родов; получив в Холме образование, галичане часто становились на Холмщине священниками. Однако в нач. 90-х гг. XIX в. епископ Люблинский перестал принимать кандидатов на священство из Галиции. В 1894 г. еп. Гедеон благословил создать при Холмском братстве издательский комитет по выпуску миссионерских книг и брошюр на «народном малорусском языке». При нем активно проводилась начатая еп. Флавианом кампания по «очищению обряда», «искоренению униатских пережитков», к-рая реализовывалась поспешно, с использованием адм. методов, что в ряде случаев приводило к переходу верующих в Римско-католическую Церковь. 8 сент. 1894 г. массовое выступление прихожан против устранения элементов униат. обрядности произошло в посаде Кодень (ныне Бяльского повята Люблинского воеводства). 22 дек. 1896 г. еп. Гедеон был уволен на покой.

Позднее Люблинскую кафедру занимали епископы св. Тихон (Беллавин; 19 окт. 1897 - 14 сент. 1898; впосл. патриарх Московский и всея России), Герман (Иванов; 1 нояб. 1898 - 5 дек. 1902), Евлогий (Георгиевский; 12 янв. 1903 - 16 июня 1905). В 1894 г., будучи ректором Холмской ДС, иером. Тихон открыл при семинарии курсы по обличительному богословию. По инициативе еп. Тихона 24 нояб. 1897 г. при Яблочинском во имя преподобного Онуфрия Великого мужском монастыре начала работу епархиальная школа псаломщиков, ее задачей было повысить образовательный уровень местных клириков. За 10 месяцев пребывания на Люблинской кафедре еп. Тихон посетил 115 приходов, гл. обр. в селах, где жили «упорствующие» униаты: в Холмском, Бельском, Седлецком, Красноставском, Замостском и Белгорайском уездах. Архиерей добивался открытия церковноприходских школ. Как председатель совета Холмского братства, еп. Тихон инициировал издание типографией братства в 1897-1898 гг. миссионерских листков с обличением унии и католичества. Его преемник на кафедре, еп. Герман, в 1900 г. создал в Холме епархиальное жен. уч-ще. В нояб. 1901 г. в одном из крупнейших центров «упорствующих» - г. Седлец (ныне Седльце) - еп. Герман открыл миссионерскую Свято-Леонтиевскую церковь-школу, учрежденную на средства седлецкого братства св. Леонтия Ростовского. 12 янв. 1903 г. во епископа Люблинского был хиротонисан ректор Холмской ДС (1897-1903) архим. Евлогий (Георгиевский), к-рый также много внимания уделял миссионерской деятельности среди холмских униатов. В сент. 1904 г. в здании Холмского братства при братской б-ке была устроена народная читальня, имевшая миссионерскую направленность. В 1904-1905 гг. достраивалось новое здание братства на Даниловой горе в Холме.

1905-1918 гг.

В условиях революционных событий в Российской империи число «упорствующих» униатов в зап. губерниях резко возросло. В Люблинской и Седлецкой губерниях к 1905 г. их насчитывалось ок. 90 тыс. чел. После издания 17 апр. 1905 г. указа «Об укреплении начал веротерпимости» началось массовое отпадение жителей края от Православия.

К 1905 г. в Люблинской губ. насчитывалось 274 правосл. храма и часовни, из них соборных - 2, приходских - 163, приписных - 71, кладбищенских - 9, крестовых - 2, домовых при казенных и богоугодных заведениях - 7, часовен - 20. В них служили 16 протоиереев и 164 иерея. Действовали Яблочинский Онуфриевский муж. мон-рь, жен. мон-ри: Радочницкий во имя прп. Антония Печерского (в с. Радочница), Леснинский Богородицкий (в с. Лесна (ныне Лесьна-Подляска)), Вировский Всемилостивого Спаса (в с. Виров; ныне Вирув Соколувского повята), Турковицкий Покровский (в с. Турковицы; ныне Турковице Хрубешувского повята). Римско-католическая Церковь в крае, уступая православной по количеству храмов, доминировала по численности духовенства. В Люблинской губ. ей принадлежало 226 храмов и часовен, из них самостоятельных - 126, филиальных - 18, не приходских - 5, монастырских - 9, больничных и тюремных - 3, часовен - 65. В них служили 250 духовных лиц (Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1905. № 43. С. 517). В Седлецкой губ. действовало более 180 правосл. церквей и часовен.

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Холме (Хелме). 1735-1756 гг. Фотография. 1910 г.Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Холме (Хелме). 1735-1756 гг. Фотография. 1910 г.

Из-за усиления католич. агитации в крае 16 июня 1905 г. Холмско-Варшавская епархия была разделена на Холмско-Люблинскую, к-рую возглавил еп. Евлогий (Георгиевский), и Варшавско-Привислинскую во главе с еп. Иеронимом (Экземплярским). Холмское духовное правление было упразднено, вместо него 31 июля учреждена Холмская духовная консистория. В состав Холмской епархии вошло 168 приходов в Люблинской губ. и 115 приходов в Седлецкой губ. Торжественное настолование еп. Евлогия в холмском соборе состоялось 8 сент. 1905 г., в день празднования Холмской иконы Божией Матери. В 1905-1915 гг. главной кафедрой епархии был Рождество-Богородичный собор в Холме, 2-м кафедральным храмом являлся Крестовоздвиженский собор в Люблине. Однако полонизация населения Холмщины и отпадение православных в католичество имели место и в дальнейшем; по официальным данным, в 1905-1907 гг. в епархии в католичество перешли 6590 бывших униатов, числившихся православными.

23 июня 1912 г. была упразднена Седлецкая губ. и образована Холмская губ. в составе Российской империи, что укрепило позиции Православия в регионе. В Холмскую губ. вошли Белгорайский, Холмский, Грубешовский, Томашовский, Замойский, Бельский, Константиновский уезды и части Красноставского и Любартовского уездов. При этом католич. часть упраздненной Седлецкой губ. (Гарволинский, Луковский, Седлецкий, Соколовский, Радинский уезды, часть Влодавского у.) вошла в состав Люблинской губ.

В связи с приближением линии фронта весной-летом 1915 г. все церковные учреждения Холмщины были эвакуированы в центральные и сев. губернии России. В ходе начатой 3 мая 1915 г. офиц. массовой кампании «беженства» Люблинскую и Холмскую губернии покинуло более 1 млн православных жителей. До 1918 г. в Москве и Петрограде работали все адм. учреждения Холмской епархии, они управляли духовенством края, получившим на период эвакуации места на приходах почти в каждой из губерний Европ. России. Основные церковные учреждения Холмщины эвакуировались в Москву. На Тверской ул. в отдельном здании разместилось Холмское братство, при котором был организован комитет для оказания помощи беженцам. На Семёновской пл. работали Холмская епархиальная типография и редакция епархиального вестника «Холмская церковная жизнь» (изд. до июня 1917), при Марфо-Мариинской обители расположился Турковицкий женский мон-рь, позже перенесенный в окрестности Москвы. Леснинский и Радочницкий жен. мон-ри переехали на подворья в Петрограде. В 1915-1918 гг. Холмская ДС продолжала свои занятия в московском Заиконоспасском монастыре, сохранив бо́льшую часть преподавателей и студентов.

До 18 апр. 1916 г. временно управляющим Холмско-Люблинской епархией был еп. Белостокский и викарий Гродненской епархии Владимир (Тихоницкий), его сменил хиротонисанный 3 апр. 1916 г. во епископа Бельского и викария Холмской епархии Серафим (Остроумов). Первым его кадровым решением стало назначение на должность и. о. ректора Холмской ДС и председателя Холмского епархиального училищного совета архим. Смарагда (Латышенко). Кафедральным храмом еп. Серафима в 1915-1917 гг. являлась Ильинская ц. на Воронцовом поле, переданная Холмской епархии; ее временным настоятелем был настоятель Холмского кафедрального собора прот. Андрей Козловский, эвакуированный в Москву (вернулся на Холмщину в 1920). 3 мая 1917 г. из Петрограда в Москву была перевезена чудотворная Холмская икона Божией Матери, которую торжественно поместили в Ильинской ц. В Москву переехал также настоятель Крестовоздвиженского кафедрального собора Люблина и благочинный Люблинского окр. прот. Емилиан Бекаревич, делегат Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг., занявший должность секретаря Холмской консистории в изгнании.

К началу первой мировой войны в Холмско-Люблинской епархии существовало 283 прихода (объединявшие не менее 410 церквей и часовен), к 1919 г. православным принадлежали 63 храма. В ходе боевых действий были уничтожены 59 церквей, 111 церквей были закрыты, десятки храмов находились в полуразрушенном состоянии, что нередко служило поводом для занятия их римо-католиками. В период австр. оккупации Холмщины, когда основная часть духовенства покинула край, собор в Холме пришел в запустение, богослужения в нем не совершались. В Люблине во время войны действовал Преображенский братский храм, поэтому город в 1915 г. стал церковным центром Холмщины и оставался им до 1940 г., когда Холмская епархия на короткий период была восстановлена.

1918-1989 гг.

В 1918 г. Люблин стал одной из резиденций Белостокского еп. Владимира (Тихоницкого), который периодически служил в Холме и Люблине, обсуждал с польск. властями вопрос об учреждении самостоятельной Люблинской епархии. В нач. 1920 г. он был признан властями в качестве «временного главы Варшавской и Холмской епархий», «правящего епископа церквей Люблинского воеводства». Еп. Владимир поддержал созданный в Варшаве Русский православный церковный совет в Польше, к-рый возглавил депутат сейма Н. С. Серебренников.

До 1920 г. поляки запрещали реэвакуацию правосл. духовенства Холмщины. В порядке исключения не позднее 1 окт. 1919 г. получил разрешение служить в храме в с. Сычин свящ. Орест Мильков, в 1920 г. власти зарегистрировали возглавляемый этим клириком Холмский церковный совет вслед. того, что свящ. Орест тогда являлся одним из капелланов армии С. В. Петлюры, у к-рого с Польшей был заключен военно-политический союз. Получил разрешение служить в Люблине др. военный духовник - свящ. Василий Мартыш, занимавший в 1919-1921 гг. должность уполномоченного представителя еп. Владимира по управлению приходами Люблинского воеводства. Кременецкий еп. Дионисий (Валединский), необоснованно заявлявший о своих правах на Холмскую епархию, назначил 27 дек. 1919 г. своим представителем в данной епархии свящ. Иоанна Левчука, рукоположенного в 1917 г. в Москве, ему было разрешено жить в Холме. С 23 февр. 1921 по 1923 г. эту должность занимал бывш. глава Холмского епархиального совета свящ. Орест Мильков, ставший настоятелем прихода в Холме.

Яблочинский Онуфриев мон-рь. Фотография. 1891 г.Яблочинский Онуфриев мон-рь. Фотография. 1891 г.

Вскоре после восстановления независимости Польши, в дек. 1918 г., в Холм был направлен номинированный 9 нояб. 1918 г. викарный Холмский епископ католич. Люблинского диоцеза Адольф Юзеф Еловицкий (рукоположен во епископский сан 23 марта 1919), на к-рого была возложена обязанность добиваться от властей передачи римо-католикам холмского собора и прилегающих к нему зданий бывш. мон-ря василиан, униат. семинарии и консистории. 26 мая 1919 г. римско-католический еп. Люблинский Мариан Леон Фульман освятил бывш. униат. и правосл. собор на Даниловой горе в Холме как римско-католич. костел Пресв. Девы. Глава Польского гос-ва Ю. Пилсудский поддержал захват собора. Из др. церковных зданий на Даниловой горе римо-католикам был передан только бывш. дворец Холмских униат. епископов, остальные «поуниатские» здания (семинария, мон-рь василиан и др.) были оставлены в собственности государства. После того как советские войска заняли Холм, Еловицкий покинул город, был лишен полномочий викария, а Холмская кафедра больше не замещалась. В бывш. дворце униат. епископов в 1920 г. открылся мон-рь иезуитов (закрыт в 1931), в их ведение перешел и кафедральный собор; в 1921 г. при мон-ре была основана Малая семинария Люблинского диоцеза (переведена в Ленчицу в 1931), использовавшаяся поляками гл. обр. для подготовки «светских миссионеров» и «реколлекционистов», работавших среди правосл. населения, в т. ч. бывш. униатов. Развернувшаяся в Люблинском воеводстве кампания по ревиндикации (передаче римо-католикам бывш. униат. церквей) стала одним из инструментов полонизации местного укр. населения; чтобы снять межнациональную напряженность, польские власти сначала пресекали неконтролируемую ревиндикацию, которую в 1918-1919 гг. еп. М. Фульман особенно активно осуществлял в Хелмском, Красноставском и Билгорайском повятах. В июле 1919 г. польск. министр вероисповеданий и образования Я. Лукашевич добился от Фульмана временного прекращения ревиндикации и согласия на легализацию в Люблинском воеводстве 29 православных приходов. Очевидно, до кон. 1919 г. этими общинами управлял Белостокский еп. Владимир.

Живший до 1920 г. в Москве настоятель Яблочинского Онуфриевского мон-ря архим. Сергий (Королёв) указом патриарха и Синода от 30 окт. 1920 г. был назначен управляющим Холмско-Люблинской епархией. 30 апр. 1921 г. он был хиротонисан в Вильно во епископа Бельского, викария Холмской епархии. В сент. 1921 г. еп. Сергий посетил Хелм, Томашов (ныне Томашув-Любельски) и др. места, но нигде не задерживался, т. к. польск. власти пресекали его попытки управлять приходами края. На просьбу еп. Сергия разрешить ему жить в Хелме или Люблине польск. власти ответили отказом. Епископ поселился в Яблочинском мон-ре. Стремясь не допустить возрождения в Люблинском воеводстве Православия, власти Польши не позволили вернуть на Холмщину Холмскую ДС, с 1918 г. она размещалась при кременецком Богоявленском мон-ре на Волыни. В нач. 20-х гг. ХХ в. в Хелме была снесена Кирилло-Мефодиевская часовня, построенная в честь воссоединения холмских униатов с правосл. Церковью. В 1921 г. был преобразован в гарнизонный костел, в 1924-1925 гг. разобран Крестовоздвиженский кафедральный собор в Люблине, в к-ром власти видели один из символов русификации.

В 1918-1922 гг. с небольшими перерывами осуществлялась 1-я кампания ревиндикации, в ходе к-рой в Люблинском воеводстве 127 бывш. православных (до 1875 униатских) церквей были преобразованы в римско-католические костелы (из них 85 в Люблинском диоцезе, 42 в Седлецко-Подляшском диоцезе), 6 церквей приспособлены под школы или больницы, 11 сгорели. Оставались опечатанными еще более 160 храмов. В ведении правосл. Церкви в 1923 г. находилось 37 храмов, гл. обр. в Хелмском, Хрубешувском, Томашувском и Влодавском повятах. В 1923 г. власти предприняли попытку закрыть и передать католикам Яблочинский Онуфриевский мон-рь, хотя данная обитель никогда не была униатской, всегда сохраняла верность Православию. Правосл. укр. деятелям Холмщины удалось возобновить в с. Турковицы на месте существовавшего до войны женского монастыря муж. скит - Турковицкое Покровское подворье Яблочинского Онуфриевского муж. мон-ря, устроенное при бывш. монастырской часовне рядом с правосл. кладбищем. Однако в 1924 г. власти признали в Люблинском воеводстве 54 правосл. общины (49 являлись приходами и 5 - «филиальными этатовых общин»), Турковицкого мон-ря среди них не было. До 1937 г. действовало еще ок. 20 временных молитвенных помещений в часовнях или в сельских домах. Были легализованы 6 благочиннических округов: Бяльский, Билгорайский, Влодавский, Хрубешувский, Томашувский и Хелмский. Власти пошли на такие уступки православным вслед. того, что активизировали свою борьбу на сеймах избранные в 1922 г. укр. депутаты от Люблинского воеводства А. К. Васиньчук и С. Любарский. Широкую деятельность по защите прав православных проводило зарегистрированное в окт. 1923 г. в Люблинском воеводстве укр. культурно-просветительское об-во «Родная хата».

В условиях, когда польск. власти только начали закрепляться на новоприсоединенных территориях, в Люблинском воеводстве в 1918-1919 гг. определенной свободой пользовался греко-католич. Луцкий еп. Иосиф Боцян, к-рому ранее было запрещено служить на Волыни. Однако даже не обсуждался вопрос о передаче униатам собора в Хелме, хотя последние имели на него больше прав, чем римо-католики. Впрочем, на Холмщине к нач. 20-х гг. XX в. насчитывалось только ок. 1,5 тыс. «аутентичных» униатов, живших в основном в селах Костомлоты, Кодень, Голя в Юж. Подляшье, а также в Замойском и Томашувском повятах. Униаты не могли составить серьезную конкуренцию правосл. Церкви, и власти не использовали их в борьбе против Православия. По переписи 1921 г., в Люблинском воеводстве жили 2 087 950 чел., из них: 77,6% римо-католиков, 13,8% иудеев и 7,3% православных. В 1931 г. в воеводстве насчитывалось 210,4 тыс. православных, в основном в Хелмском, Хрубешувском, Влодавском и Томашувском повятах. Значительное число правосл. клириков перешло в неоунию. Неоуниат. священнослужителями стали настоятель Яблочинского мон-ря в 1922-1923 гг. иером. Нифонт (Медведь), свящ. Марк Ячиновский из с. Ст. Бубель (1925), свящ. Николай Галас из с. Голя (1926), свящ. Феодор Чистовский из с. Шостка (1927), настоятель Яблочинского мон-ря в 1925-1927 гг. иером. Никита (Курдыбанский-Денисенко) и др.

В сент. 1921 г. Владимир (Тихоницкий) был лишен права управлять Варшавской и Холмской епархиями, эту функцию власти передали архиеп. Георгию (Ярошевскому), 11 окт. 1921 г. патриарх Тихон назначил архиеп. Георгия экзархом правосл. Церкви в Польше. 30 янв. 1922 г., как указывалось в решении 1-го архиерейского Собора Польской Православной Церкви, архиеп. Георгий был избран «митрополитом Варшавским с управлением Холмской епархией» и получил права областного митрополита. Митр. Георгий, действуя по указанию польских властей, не собирался замещать Холмскую кафедру и предотвратил попытку прот. Ореста Милькова возобновить в Хелме деятельность епархиального совета. Люблинский воевода в письмах митр. Георгию в 1922 г. указывал: «Любая попытка возобновить кафедру в Хелме будет расценена как попытка возрождения в Хелме очага пропаганды русского церковного империализма в предвоенном духе» (цит. по: Pelica. S. 159). Варшавская митрополия была переименована в Варшавско-Холмскую (с 1924 митрополит имел титул «Варшавский, Волынский и всея Польши»). Настоятель храма в г. Влодава, благочинный свящ. Михаил Левицкий, протестуя против упразднения Холмской епархии, в 1923-1924 гг. поминал за богослужениями патриарха Тихона, о чем поступил донос люблинскому воеводе. В 1925 г. Левицкий был смещен с должности благочинного. Из прихода в с. Кульне Билгорайского повята в 1924 г. за укр. агитацию и антипольск. действия был устранен свящ. Гавриил Коробчук, высланный из Люблинского воеводства и служивший на Волыни.

Митр. Георгий восстановил Л. в. Во епископа Люблинского, викария Варшавской епархии, 4 июня 1922 г. был хиротонисан архим. Александр (Иноземцев). 12 июня 1922 г. он стал временно управляющим Пинско-Новогрудской епархией и переехал в Новогрудок (ныне Белоруссия), 11 дек. того же года был назначен епископом Полесским и Пинским. Вскоре после избрания Варшавским митрополитом Дионисия (Валединского), 25 февр. 1923 г., во епископа Люблинского, викария Варшавско-Холмской епархии, был хиротонисан архим. Антоний (Марценко). Еп. Антоний должен был помогать митр. Дионисию в управлении приходами Волынской епархии, он также стал ректором Кременецкой ДС, жил в Кременце, в кон. 1925-1926 г. являлся настоятелем кременецкого Богоявленского монастыря. Протесты еп. Антония против махинаций митр. Дионисия и его окружения с имуществом волынских приходов привели к тому, что в нояб. 1926 г. епископа выслали в Почаевскую лавру без запрета в служении. После настойчивых требований духовенства Холмщины и укр. политических деятелей еп. Антоний в янв. 1927 г. переехал в Хелм, служил сначала в сельских приходах Холмщины, т. к. благочинный Хелмского окр. прот. Олимпий Денисевич не разрешал епископу служить в единственном действующем храме Хелма - Иоанно-Богословской ц. 20 сент. 1927 г. митр. Дионисий позволил еп. Антонию находиться в Хелме и выполнять функции викария Варшавской епархии, еп. Антоний поселился в приходском доме при Иоанно-Богословской ц. В 1928 г. еп. Антоний был устранен с Люблинской кафедры и лишен права служить в Хелме в результате клеветнического доноса прот. О. Денисевича и псаломщика Т. Костюка. 22 февр. 1928 г. Синод постановил отправить еп. Антония в Милецкий Николаевский мон-рь и запретить ему совершать богослужения. 24 марта 1928 г. варшавская газ. «Украинская нива» опубликовала открытое письмо укр. правосл. общины Хелма, в к-ром говорилось о лживости обвинений в отношении еп. Антония. Укр. деятели Холмщины ошибочно считали, что заказчиками действий против еп. Антония были римско-католич. священники, не желавшие присутствия правосл. архиерея в Хелме. В действительности, согласно отчетам польск. управления безопасности, инициатором удаления еп. Антония был митр. Дионисий, которому Люблинский епископ мешал осуществлять финансовые махинации (ГА Брестской обл. Ф. 1. Оп. 10. Д. 2791). Еп. Антоний не подчинился решению и остался в Хелме. Новый благочинный Хелмского окр. прот. Стефан Грушко добился примирения еп. Антония с церковными властями, 30 июля 1928 г. Синод принял решение направить еп. Антония в Милецкий мон-рь уже без запрета в священнослужении. Для успокоения верующих 19 мая 1928 г. митр. Дионисий предоставил Иоанно-Богословскому храму в Хелме статус 2-го кафедрального собора Варшавской епархии (ранее такой статус имел Преображенский собор в Люблине).

3 апр. 1932 г. во епископа Люблинского был хиротонисан архим. Савва (Советов). Его ближайшим соратником стал настоятель люблинского Преображенского собора прот. Михаил Левицкий, силами которого было возобновлено Люблинское Преображенское братство. По инициативе еп. Саввы 15 сент. 1934 г. открылась школа псаломщиков при Яблочинском мон-ре, заведующим которой стал игум. Митрофан (Гутовский); в 1936 г. школу окончили 39 чел.

В 1927-1932 гг. прошел 2-й этап ревиндикации православных храмов в Люблинском воеводстве: более 40 церквей из 168 были переданы Римско-католической Церкви, 29 церквей сожжены, 68 разобраны (пик гонений был в 1929, когда были разрушены 26 церквей). Не менее 90 церквей до вынесения окончательных решений по судебным процессам должны были оставаться закрытыми или опечатанными. 28 авг. 1930 г. митр. Дионисий совместно с укр. послами польск. сейма обратился с открытым письмом к правительству Польши, после чего антиправосл. кампания была свернута.

Третья волна борьбы с Православием совпала по времени с проводившейся в 1937-1938 гг. «ревиндикацией душ», когда сотни украинцев Холмщины и Волыни были вынуждены перейти из Православия в католичество. В 1937 г. 3 храма были переданы под костелы. Апогеем борьбы с Православием стала проведенная в мае-июле 1938 г. «ревиндикационно-ликвидационная акция», направленная на ликвидацию укр. правосл. центров. Как следует из переписки Люблинского воеводского управления с правительством Польши, суть акции состояла в создании условий для очищения Люблинского воеводства от нежелательных укр. элементов. В ходе этой операции, завершившейся 16 июля 1938 г., правосл. Церковь потеряла 135 храмов и часовен в Люблинском воеводстве, из них 127 были разрушены (91 приходская церковь, 26 временных молитвенных помещений и 10 часовен), 4 храма переданы под морги, 4 храма стали римско-католич. костелами. Из 75 правосл. церквей и часовен Люблинского воеводства, официально действовавших до 1938 г., к сент. 1939 г. осталось 53 (48 самостоятельных и 5 приписных). На 1939-1940 гг. была запланирована депортация не менее 10 тыс. украинцев (представителей интеллигенции, служащих, священнослужителей) за пределы Люблинского воеводства, к-рая не состоялась из-за начала второй мировой войны. В июне-июле 1938 г. люблинский воевода требовал от старост добиваться введения польск. языка в богослужениях правосл. храмов. Это предписание выполнил 1 приход - в с. Гродыславице Томашувского повята.

Продолжалась католич. экспансия. В 1934 г. еп. М. Фульман основал при костеле свт. Николая (бывш. соборе Замойского Николаевского правосл. братства) общину редемптористов, перемещенных из Галичины. В с. Слипче Хрубешувского повята с 1936 г. действовали миссионерский дом и мон-рь монахинь Сердца Иисуса вост. обряда, в Хелме в 1933 г. открылся миссионерский мон-рь Сестер служебниц Непорочного Зачатия. В 1936-1938 гг. в Люблине существовал новый католич. орден - сообщество «братьев на кресах», нацеленное на работу среди православных.

27 нояб. 1938 г. во епископа Люблинского был хиротонисан поляк архим. Тимофей (Шреттер), до начала войны он жил в основном в Яблочинском мон-ре, настоятелем которого являлся. Еп. Тимофей в окт. 1939 г. представил нем. главе Люблинского дистрикта Генеральной губ. (оккупированной Польши) проект устройства правосл. Церкви в регионе и справку, в к-рой сообщалось, что в дистрикте существует 114 правосл. приходов, из них 54 вакантных. 20 окт. 1940 г. митр. Варшавский Дионисий, Пражский архиеп. Савватий (Врабец) и еп. Тимофей совершили хиротонию во епископа Холмского и Подляшского Илариона (Огиенко), в тот же день возведенного в сан архиепископа (с 1944 митрополит). 3 нояб. 1940 г. состоялась его интронизация в холмском кафедральном соборе Рождества Пресв. Богородицы, к-рый 29 окт. 1940 г. был изъят нем. оккупационными властями у римо-католиков и передан православным. Холмско-Подляшская епархия была отделена от митрополичьей Варшавско-Холмской епархии ПАПЦ. Архиеп. Иларион не был сторонником украинизации. Архим. Афанасий (Мартос), служивший в то время в Холмской епархии, писал: «Духовенство Холмщины и население опасались, что новый Холмский архипастырь займет крайний украинский курс для украинизации богослужения. Но он этого не сделал. Недовольны были этим украинские деятели и организовали из школьной молодежи демонстрацию против него с плакатами. Иларион возмущался, но своей тактики не переменил» (Апанас (Мартас), архиеп. На нiве Хрыстовай: У пяцiдзесятыя ўгодкi сьвятарства, 1928-1978: Успамiны. Нью Ёрк; Менск; Варшава, 2005. С. 70).

Люблинский еп. Тимофей в 1940 г. был смещен с должности настоятеля Яблочинского монастыря и переехал в Люблин, служил в Преображенском соборе. Настоятель собора и благочинный Люблинского окр. прот. Иаков Костецкий, глава местного отд-ния «Украинского вспомогательного комитета», был его ближайшим сотрудником. В 1942-1944 гг. на Холмщине происходили украинско-польские вооруженные столкновения, жертвами к-рых стали 9 священников, 8 псаломщиков и более 500 мирян. Возможно, в целях налаживания контактов с польскими деятелями архиеп. Иларион 18 мая 1943 г. вызвал еп. Тимофея в Хелм и назначил его и. о. главы миссионерского отдела Холмско-Подляшской консистории. В марте 1944 г. из-за угроз со стороны поляков прот. И. Костецкий уехал из Люблина, новым настоятелем Преображенского собора и благочинным Люблинского окр. в апр. 1944 г. был назначен поляк прот. Мариан Ткач.

К нач. 1944 г. Холмская и Подляшская епархия насчитывала 17 деканатов, объединявших 175 храмов. В период оккупации удалось возобновить приходы в ряде сел, где храмы были разрушены или переданы римо-католикам. При этом все неоуниат. храмы продолжали существовать. В укр. организациях имелся план, по к-рому приходы неоунии следовало украинизировать и использовать для перевода из латинского в слав. обряд «калакутов» - римо-католиков Холмщины укр. происхождения. На Холмщине проживали 290 тыс. украинцев и 167 тыс. «калакутов», большинство из к-рых являлись полонизированными украинцами. Однако разработанный главой Украинского центрального комитета в Генеральной губ. В. М. Кубийовичем план по их украинизации через УГКЦ, с которым был согласен Шептицкий, не удалось реализовать, хотя в Хелме в оккупационный период существовал греко-католический храм в составе экзархата Волыни, Полесья, Холмщины и Подляшья под рук. еп. Николая Чарнецкого в непосредственном подчинении Шептицкого. Работа духовенства правосл. Холмской епархии среди «калакутов» в условиях украинско-польск. конфликтов также не имела успеха, хотя отдельные случаи присоединения бывш. католиков к Православию имели место.

После отъезда в 1944 г. из Хелма митр. Илариона и значительной части духовенства еп. Тимофей остался единственным правосл. архиереем на территории Польши. Его задачей стало урегулирование отношений с новыми властями. Первым шагом в этом направлении стал перенос церковного управления из Хелма в Люблин, где была создана в 1945 г. самостоятельная Люблинская епархия (см. Люблинская и Хелмская епархия), существовавшая до июля 1946 г. Л. в. эпизодически замещалось в 60-80-х гг. XX в. Викариями Варшавской митрополии и епископами Люблинскими были: Никанор (Неслуховский; 21 февр. 1965 - 5 мая 1966), Алексий (Ярошук; 22 янв. 1970 - 23 июня 1971), Симон (Романчук; 26 нояб. 1979 - 18 авг. 1981), Адам (Дубец; 30 янв.- 29 сент. 1983). Архиереи жили, как правило, в Варшаве, работали в синодальных учреждениях ПАПЦ. В 1989 г. была воссоздана самостоятельная Люблинско-Хелмская епархия ПАПЦ.

Ист.: Волинь i Холмщина 1938-1947 рр.: Польсько-украïнське протистояння та його вiдлуння: Дослiдження, документи, спогади. Львiв, 2003; Кров украïнська, кров польська: Трагедiя Холмщини та Пiдляшшя в роках 1938-1948 у спогадах. Торонто; Львiв, 2014.
Лит.: Urban J. Wśród unitów na Podlasiu: Pamiętnik wycieczek misyjnych. Kraków, 1923; Маслов Л. Дерев'янi церкви Холмщини та Пiдляшшя. Кракiв, 1941; Крип'якевич I. Церкви Холмщини i Пiдляшшя // Холмський народний православний календар на 1944 р. Холм, 1943. С. 45-49; он же. З iсторiï холмського собору // Холмська земля. 1943. № 18; Stopniak F. Kościół na Lubelszczyźnie i Podlasiu na przełomie XIX i XX w. Warsz., 1975; Kania J. Likwidacja cerkwi na Lubelszczyźnie w okresie międzywojennym // Chrześcijanin w Świecie. 1982. Roc. 14. N 6. S. 50-89; idem. Rozbiórki cerkwi na Lubelszczyźnie w roku 1938 a stanowisko biskupa Fulmana // Chrześcijański wschód a kultura polska / Red. R. Łużny. Lublin, 1989. S. 31-54; Sziling J. Kościoły chrześcijańskie w polityce niemieckich władz okupacyjnych w Generalnym gubernatorstwie (1939-1945). Toruń, 1988. S. 67-93; Urban K. Kościół prawosławny w Polsce, 1945-1970: Z zagadnień stabilizacji życia kościelnego. Kraków, 1992; idem. Materiały do powojennych dziejów Cerkwi prawosławnej na Podlasiu. Cz. 1: Świątynie prawosławne na Lubelszczyźnie (przyczynek do ich losów powojennych); Cz. 2: Kilka dokumentów z życia parafii diecezji Chełmsko-Podlaskiej w 1944 r. // Nad Buhom i Narvoju. 1992. N 3. S. 9-11; 1993. N 31. S. 8-11; idem. Kościół prawosławny w Polsce w latach 1944-1956: Studia i materiały. Kraków, 1998; Kuligowski J. Rewindykacja świątyń pounickich w diecezji siedleckiej w latach 1918-1939 // Martyrologia Unitów Podlaskich w świetle najnowszych badań naukowych / Red. J. Skowronek, U. Maksymiuk. Siedlce, 1996. S. 322-340; Салюк I., Горний М. Iсторична Холмщина в описах, дослiдженнях i спогадах. Львiв, 1996; Kuprianowicz G. Ukraińcy na Chełmszczyźnie i Podlasiu Południowym w dwudziestoleciu międzywojennym (1918-1939). Lublin, 1997; idem. Akcja «Wisła» a Kościół prawosławny // Akcja «Wisła», pod redakcją Jana Pisulińskiego. Warsz., 2003. S. 153-173; Kuprianowicz G. Ukraińcy Chełmszczyźny i Podlasia Południowego w okresieu międzywojennym (1918-1939): Diss. dokt. Lublin, 1998; он же. 1938: Акцiя руйнування православних церков на Холмщинi i Пiвденному Пiдляшшi. Холм, 2008; Drozd R. Polityka władz wobec ludności ukraińskiej w Polsce w latach 1944-1989. Warsz., 2001; Hałagida I. Losy ukraińskiego duchowieństwa prawosławnego i greckokatolickiego w czasie konfliktu polsko-ukraińskiego w latach 1943-1944: szkic zagadnienia // Antypolska akcja OUN-UPA 1943-1944: Fakty i interpretacje / Red. G. Motyka, D. Libionka. Warsz., 2002. S. 92-100; Abel (Poptawski), arcybiskup. Martyrologia Prawosławia na Ziemi Chełmsko-Podlaskiej // Cerkiewny wiestnik. 2003. N 1. S. 3-12; Слободян В. М. Церкви Холмськоï єпархiï: АКД. Львiв, 2006; Сергiйчук В. З iсторiï украïнцiв Холмщини й Пiдляшшя // Холмщина i Пiдляшшя: Iст.-етногр. дослiдження. К., 1997. С. 77-85; Wilkowski E. Unici na ziemi chelmskiej w latach 1875-1905 // Rocznik Chelmski. 1998. T. 4. S. 29-79; Grzesiak K. Ukaz tolerancyjny z 1905 r. i jego następstwa na Lubelszczyźnie // Wiadomosci Archidiecezji Lubelskiej. 2005. N 79. S. 472-495; idem. Kształtowanie się sieci parafialnej Kościóła prawosławnego na Lubelszczyźnie w latach 1918-1939 // Ibid. 2006. N 80. S. 785-825; idem. Duchowieństwo prawosławne na Lubelszczyźnie w latach 1918-1939 // Ibid. 2007. N 81. S. 183-225; idem. Diecezja lubelska wobec prawosławia w latach 1918-1939. Lublin, 2010; idem. Parafie prawosławne na poludniowym Podlasiu w okresie międzywojennym // Drohiczyński Przegląd naukowy. 2012. N 4. S. 79-111; Mironowicz A. Kościół prawosławny na ziemiach polskich w XIX i XX w. Białystok, 2005; Latawiec K. W slużbie imperium: Struktura społeczno-zawodowa ludności rosyjskiej na terenie guberni Lubelskiej w latach 1864-1915. Lublin, 2007; Pelica G. J. Kościół prawosławny w województwie Lubelskim (1918-1939). Lublin, 2007; Tajna misja jezuitów na Podlasiu (1878-1904): Columbae simlicitate et serpenti prudentia: Wybór dokumentów z archiwów zakonnych Krakówa, Rzymu i Warszawy / Oprac. R. Danieluk. Kraków, 2009; Marczewski J. R., Grzesiak K. Biskup lubelski Marian Leon Fulman wobec ruchu neounijnego // Pater Ecclesiae Lublinensis: Studia w 65 rocznicę śmierci biskupa Mariana Leona Fulmana (1866-1945). Lublin, 2010. S. 49-76; Kumor-Mielnik J. Parafie rzymskokatolickie erygowane w latach 1918-1925 przy rekoncyliowanych cerkwiach pounickich i poprawosławnych w dekanatach: Chełmskim, hrubieszowskim, tyszowieckim, tomaszowskim, tarnogrodzkim, biłgorajskim, szczebrzeszyńskim i zamojskim // Rocznik Chełmski. 2011. T. 15. S. 223-240; Pelczar J. S. Prześladowanie Unitów w Chełmszczyżnie i na Podlasiu. Rzeszów, 2011.
В. Г. Пидгайко
Рубрики
Ключевые слова
См.также