МАКАРИЕВ СВИЯЖСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том XLII, С. 355-359
опубликовано: 13 ноября 2020г.

МАКАРИЕВ СВИЯЖСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Казанской епархии Казанской и Татарстанской митрополии) находится в с. Введенская Слобода Верхнеуслонского р-на Республики Татарстан. В XIX - нач. XX в. иногда именовался «Подгородным» или «Пригородным», т. к. находился на правом берегу р. Свияги, в 2 верстах от Свияжска, расположенного выше по течению реки. Основан как пустынь, вероятно, во 2-й четв. XVII в. Точное время строительства М. С. м. неизвестно, монастырский архив несколько раз уничтожался во время пожаров 1-й пол. XIX в. По местной легенде, зафиксированной лишь в кон. XIX в., прп. Макарий Желтоводский и Унженский, возвращавшийся вместе со спутниками из плена, в 1439 г. остановился на месте буд. мон-ря, при впадении р. Свияги в р. Волгу. Преподобный совершил благодарственный молебен, поставил памятный крест, испил воды из местного источника и позже завещал основать здесь пустынь. Однако ни в краткой, ни в пространной редакции Жития прп. Макария сведений об этих событиях нет.

Считается, что обитель основал старец Макариева Унженского во имя Святой Троицы монастыря схим. Исаия († 1661). Об этом свидетельствовали рассказы братии М. С. м., записанные в XIX в., и надпись на несохранившейся надгробной плите у захоронения старца в нижнем приделе монастырского Вознесенского собора. Вероятно, к 1660 г. старец с немногочисленной братией построили деревянную церковь и кельи. В обители хранился напрестольный крест 1660 г. с частицами Животворящего Креста Господня и Ризы Господней (не сохр.). Время кончины схим. Исаии зафиксировано в записи на полях последнего листа рукописной службы «О победе под Полтавой», хранившейся в монастырской б-ке (не сохр.): «В лето 7169 [1661] в декабре 10 дня преставился раб Божий монах схимник Исаия, затворник пустыни Макария Чудотворца на устье реки Свияги» (Малов. 1897. С. 5). В 60-х гг. XVII в. упоминается 1-й игумен обители Феодосий (Муравей).

Макариев Свияжский в честь Вознесения Господня мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.Макариев Свияжский в честь Вознесения Господня мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.В 1691 г. на предположительном месте захоронения схим. Исаии вместо деревянного был построен небольшой каменный храм в честь Вознесения Господня. В 1703 г., вероятно после ремонтных работ, антиминс церкви был подписан Казанским митр. Тихоном (Воиновым). В 1739 г. упоминается придел прп. Макария Желтоводского. В 1693-1706 гг. в М. С. м. находился в заточении бывш. «Греческих стран Андрусския епархии, Пелопонскаго острова» митр. Арсений (Ɨ 1706), отлученный от Церкви Иерусалимским патриархом Досифеем II Нотарой. После кончины 14 апр. 1706 г. митр. Арсений по благословению митр. Казанского Тихона был погребен у алтаря Преображенского собора казанского в честь Преображения Господня монастыря, в каменной часовне («пещерке»).

Вознесенский собор. 1837–1839 гг. Фотография. 2013 г.Вознесенский собор. 1837–1839 гг. Фотография. 2013 г.В нач. XVIII в. в М. С. м. проживал только строитель-иеромонах. Пустынь была малоземельной. Опись 1741 г. упоминает 4 бобылей, разорившихся крестьян, имевших дворы без пашенного надела. В 1764 г. пустынь была приписана к близлежащему свияжскому в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырю и фактически закрыта. Лишь изредка в приходском Вознесенском храме иеромонахи Успенской обители служили заупокойные службы. По строгой регламентации 1764 г. в Казанской епархии должно было остаться 7 заштатных и 11 штатных монастырей. В 1796 г. Казанский и Свияжский еп. Амвросий (Подобедов) ходатайствовал перед Синодом о восстановлении пустыни и включении ее в число 7 казанских обителей, оставленных на своем содержании. По преданию, в мае 1798 г. во время путешествия по Волге из Свияжска в Казань имп. Павел I обратил внимание на красивый вид, открывавшийся с реки на монастырь. 28 мая 1798 г. указом царя обитель была восстановлена с положенным количеством насельников: строитель, 2 иеромонаха, иеродиакон, монах и 2 послушника. На содержание братии ежегодно выдавалось 300 р. (Богословский. 1900. С. 533). На рубеже XVIII и XIX вв. близ пустыни образовалась «монастырская дача» - единый земельный участок в 90 дес. 1635 кв. саж., включавший 65 дес. дровяного леса, хозяйственный двор, сады. Также в кон. XIX в. из казны были выделены покосы «Малая Ворониха» (ок. 6 дес.).

В 1800, 1810 и 1829 гг. деревянные постройки М. С. м. горели во время пожаров. В 1835-1837 гг., при игум. Антонии (1833-1842), на месте обветшавшего Вознесенского собора (1691) был построен и освящен новый 2-этажный храм с верхним холодным приделом в честь Вознесения Господня, теплыми нижним прав. приделом в честь Ватопедской иконы Божией Матери и левым - во имя прп. Макария Желтоводского. Могила схим. Исаии оказалась в наружной стене нижнего Ватопедского придела, близ клироса. По благословению архиеп. Казанского свт. Филарета (Амфитеатрова) значительные пожертвования на возведение Вознесенского храма поступили от жительницы Свияжска Н. И. Саврасовой (1783-1870) и казанского помещика Е. А. Лебедева. Последний кроме средств на церковь внес еще 7992 р. серебром в кредитные учреждения на проч. нужды обители.

Небольшой основной объем Вознесенского храма, с фронтонами над каждой из 4 сторон, венчала закругленная в виде визант. купола кровля. Над зап. порталом храма была построена 2-ярусная 33-метровая колокольня (1839) - самое высокое сооружение мон-ря. Главный ее ярус - в плане квадратный, с большими арочными проемами на каждой стороне. Выше - ярус круглый, с круглыми отверстиями - слухами. Венчает колокольню полусферический купол с малой главкой. Основной объем храма соединяла с колокольней низкая трапезная.

В Вознесенском соборе стоял 4-ярусный иконостас, находились принесенные с Афона в XIX в. Ватопедская икона Божией Матери «Отрада и Утешение» (не сохр.), украшенная серебряной ризой, жемчугом и драгоценными камнями, и образ вмч. Пантелеимона (не сохр.) с частицей его мощей. К кон. XIX в. это была единственная икона целителя в Казанской епархии, поэтому множество богомольцев приходили в обитель помолиться святому о здравии.

Вероятно, из М. С. м. происходит сохранившаяся житийная икона прп. Макария Желтоводского (сер. XVII в., ГМИИРТ) с 20 клеймами. В среднике иконы преподобный представлен в рост, молящимся Св. Троице, посреди ландшафта над пещерой или «кладезем» (Тарасенко Л. П. Иконография прп. Макария Желтоводского и Унженского по письменным источникам и произведениям изобразительного искусства: АКД. М., 2006. С. 19). Возможно, именно эту «древней живописи икону» прп. Макария, пребывавшую в Вознесенском соборе, упоминали исследователи 2-й пол. XIX в. как главную достопримечательность пустыни. Считалось, что икона была принесена на Свиягу схим. Исаией из Унженского мон-ря и в 80-х гг. XIX в. украшена серебряным окладом (Вечеслав Н. Н. К вопросу о народных преданиях в Казанской губ. относительно первых заселений в ней русских и о их борьбе с туземцами // Тр. 4-го Археол. съезда. Каз., 1884. Т. 1. С. 167; Спутник по Казани. 1895. С. 251; Вадим (Чинилкин). 2007. С. 4, 8).

Архиеп. Владимир (Ужинский; † 16 дек. 1855) после ухода на покой от управления Казанской епархией собирался поселиться в пустыни. В 1847 г. по созданному архиереем плану и под его наблюдением был построен 2-этажный келейный корпус. Средства были выделены из архиерейского дома. Руководил работами строитель иером. Виталий, бывш. эконом архиерейского дома. В 1866 г. была возведена теплая ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с 2 приделами: во имя свт. Афанасия Великого, еп. Александрийского, и Всех святых, соединенная с 2-этажным настоятельским корпусом и впосл. с каменно-деревянным корпусом братских келий (1893). В Скорбященский храм помещица Лихачёва пожертвовала Толгскую икону Божией Матери и Нерукотворный образ Спасителя в серебряных позолоченных ризах. В 1887 г. под церковью соорудили амосовскую печь, в 1892 г. храм украсили 34 «живописными картинками» - писанными масляными красками изображениями на стенах и сводах.

В мон-ре были построены неск. корпусов, в т. ч. 2-этажный братский (1830) с кухней и трапезной (1-й этаж каменный, 2-й деревянный), большой 2-этажный кирпичный настоятельско-братский корпус с крыльцом (с 10 окнами по фасаду на 2-м этаже и 8 окнами на 1-м этаже) (1889), деревянный странноприимный дом с мезонином (1888), покрытый железом. В кон. XIX в. из «дикого камня» была построена ограда, со стороны горы представлявшая собой опорную стену (как частичная защита от разрушения склона), со стороны реки - парапет (52 саж.).

Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 1866 г. Фотография. 2014 г.Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 1866 г. Фотография. 2014 г.Над св. источником, у к-рого, по легенде, останавливался прп. Макарий, издавна ставили часовни. В 1892 г., при игум. Димитрии, на средства свияжского купца Ф. Т. Каменова над источником возвели сруб и часовню на каменном фундаменте. В часовне находились икона «Живоносный Источник», Смоленский образ Божией Матери и икона прп. Макария. Ежегодно 25 июля, в день памяти легендарного основателя М. С. м., совершался многолюдный крестный ход от монастырского храма к св. источнику с освящением воды. Близ пустыни располагалось древнее кладбище, называвшееся в народе «Вздыхалка». С кон. XVI в. на нем хоронили именитых граждан г. Свияжска, а также насельников и сестер свияжских мон-рей.

По плану 1855 г., за мон-рем числилось 5 дес. луговой земли у с. В. Вязовые Свияжского у., 12 дес. покосов при с. Красновидове того же уезда, 33 дес. покосов при Щучьем оз. Само Щучье оз. и часть р. Свияги, принадлежавшие обители в качестве «рыбных ловель» - 48 дес. водного пространства, настоятель сдавал в арендное пользование за 350 р. в год. В 1889 г. из казны М. С. м. была передана 3-поставная мукомольная мельница на р. Унге в Ядринском у. К 1900 г. М. С. м. владел 12 дес. пахотной земли (при самой обители), 65 дес. земли дровяного леса (рядом), 12 дес. луговой земли при с. Красновидове, Щучьим оз. и частью р. Свияги с прилегающими 33 дес. луговой земли, 105 дес. 300 саж. пахотной земли при дер. Максабаши Лаишевского у., лесной дачей (82 дес. 1187 саж.) в Ядринском у. В 1904 г. на вершине горы, выше кладбища, была обустроена пасека из 135 ульев. К нач. XX в. мон-рь располагал капиталом в 38 543 р. в процентных бумагах. Все здания мон-ря были застрахованы Российским страховым об-вом на сумму 31 750 р.

С окт. 1816 г. иноки пустыни жили по общежительному уставу. В 1856-1861 гг. обитель возглавлял иером. Мартиниан (Муратовский; † 1898), передавший значительные средства на строительство храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», с 1869 г. епископ Селенгинский, викарий Иркутской епархии. Братия почитала иером. Нила (Хрисогонова; 1823-1896). В 1862 г. он поступил послушником в М. С. м., в 1876 г. принял монашеский постриг, в 1880 г. был рукоположен во иерея; отличался аскетическим образом жизни, занимался благотворительностью. Он неоднократно посещал Иерусалим и Афон, привозил в М. С. м. и в другие храмы Казанской епархии различные святыни. Иером. Нил был духовным наставником братии и некоторых свияжских подвижников, в т. ч. схиигум. Анны Свияжской (Юминой), настоятельницы свияжского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря. 22 марта 1886 г. архиеп. Казанский и Свияжский Палладий (Раев) наградил иером. Нила набедренником «за ревностную и полезную деятельность для блага бедных духовного звания». Иером. Нил был погребен у южных дверей Вознесенского храма. По инициативе его сестры, насельницы Иоанно-Предтеченского мон-ря мон. Юлии, над его могилой был водружен крест с надписью: «Господи, прими дух мой с миром! Под сим крестом покоится прах раба Божия иеромонаха Нила, скончавшегося 3 июня 1896 года; жития его было 73 года, в обители жил 35 лет. Никтоже без греха есть, токмо Ты един, Владыко! Сего ради преставленному и грехи остави и в рай того всели» (не сохр.).

В воскресенье 7 июля 1902 г. по пути в Казань обитель посетил св. прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев). Он возглавил служение Божественной литургии, пообщался с братией. По воспоминаниям очевидцев, «из Свияжска и деревень узнавшие к концу литургии наполнили церковь».

В 1881 г. в М. С. м. проживали 29 насельников, в т. ч. 9 монашествующих, в 1897 г.- 28 насельников, в т. ч. 14 монашествующих, в 1900 г.- настоятель иером. Серафим (Павленко (Павлиенко)), иеромонахи Павел, Гурий, Прокл, иеродиак. Моисей, мон. Стефан и ок. 20 послушников; в 1904 г.- настоятель иером. Антоний (Чугунов), 6 иеромонахов, 3 иеродиакона, 7 монахов и 20 послушников; в 1917 г.- 39 насельников, в т. ч. 12 монашествующих. Среди братии М. С. м., которые позже были переведены в казанский Зилантов в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь и в сент. 1918 г. расстреляны,- прмч. мон. Леонтий (Карягин) и послушник Георгий Тимофеев.

В 1906-1908 гг. М. С. м. возглавлял архим. прмч. Сергий (Зайцев), в 1908/09-1920 гг.- архим. преподобноисповедник Феодосий (Лузгин), в 1920-1922 гг.- игум. прп. Александр (Орудов (Уродов)).

Памятник прп. Макарию Желтоводскому и УнженскомуПамятник прп. Макарию Желтоводскому и Унженскому

15 марта 1918 г. в Казани состоялся открытый суд над сщмч. Амвросием (Гудко), управлявшим соседним свияжским Успенским мон-рем, к-рого обвинили в контрреволюционных действиях. 7-10 авг. того же года Казань была занята белочехами и Народной армией Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч). В это время в Свияжске находился штаб Л. Д. Троцкого, по личному распоряжению к-рого начались массовые расстрелы свияжского духовенства, в т. ч. были убиты еп. Амвросий и свящ. Константин Далматов. В сент. 1918 г. М. С. м. был разграблен отрядом красноармейцев, в 1922 г. состоялось изъятие всех монастырских ценностей, а к кон. 20-х гг. XX в. обитель покинули последние иноки. В 1936-1986 гг. территорию бывш. мон-ря занимал детский туберкулезный санаторий, во время Великой Отечественной войны - госпиталь. Храмы и корпуса были перестроены под нужды медицинско-педагогических учреждений, в алтаре переоборудованного Вознесенского собора устроен туалет. В 1986 г. санаторий был выведен с территории обители, монастырские здания пребывали в запустении.

В 1996 г. постройки М. С. м. были переданы Казанской епархии РПЦ. 1 мая наместником возрождающегося мон-ря был назначен иером. Филарет (Егоров). В том же году возобновились богослужения в Вознесенском храме, 27 дек. решением Синода РПЦ мон-рь был официально открыт.

К нач. 2016 г. в обители проживали наместник игум. Глеб (Владимиров) и ок. 10 насельников. Восстанавливаются Вознесенский храм с колокольней над зап. входом, Скорбященская ц., 2-этажные настоятельский и братский корпуса (1889), 2 полукаменных корпуса (1830 и 1847), небольшая ограда (в т. ч. с сев. стороны реки на 52 саж.), жилые и хозяйственные корпуса, каменная часовня прп. Макария (кон. XIX в.). У подножия монастырской горы, над св. источником построена деревянная часовня с купальней (2001). В Вознесенском соборе у правого клироса находится чтимая икона прп. Макария Желтоводского (Свияжск, кон. XX в.) с частицей его мощей. На территории мон-ря возведен 18-метровый памятник прп. Макарию.

Сохранился камень с разоренной могилы благотворителя М. С. м. купца Лебедева, на к-ром прочитывается надпись: «Под сим камнем упокоился прах Казанского, Нижегородского, Вятского и Пензенского помещика берггауптмана VI класса и кавалера Евграфа Алексеевича Лебедева, скончавшегося... декабря 187...».

Ежедневные богослужения начинаются в 6 ч. В понедельник, вторник, четверг и пятницу служатся молебны с чтением акафиста свт. Николаю Чудотворцу, в среду - молебен с чтением акафиста Божией Матери перед Ее иконой «Всех скорбящих Радость», в субботу - панихида, в воскресенье после полунощницы - молебен с чтением акафиста прп. Макарию, а по окончании литургии - благодарственный молебен.

Монастырь имеет подворья при каменной ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (1782-1789; 1886-1890) в с. Введенская Слобода Верхнеуслонского р-на и при деревянном храме-часовне в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (2004) в пос. Восточная Звезда Верхнеуслонского р-на.

Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 43-44; Лаптев М. Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба. [Т. 8]: Казанская губ. СПб., 1861. С. 466; Боголюбов Н. П. Волга от Твери до Астрахани. СПб., 1862. C. 214; Платон (Любарский), еп. Сб. древностей Казанской епархии и др. приснопамятных обстоятельств. Каз., 1868; Терновский Ф. А. Неск. данных для церк. статистики Казанской епархии. К., 1877; Пинегин М. Н. Казань в ее прошлом и настоящем. Каз., 1890; Загоскин Н. П. Спутник по Казани: Иллюстр. указ. достопримечательностей и справ. книжка города. Каз., 1895; Покровский И. М. Из истории Казанских мон-рей. Каз., 1896; он же. К истории Казанских мон-рей до 1764 г. Каз., 1902; Малов Е. А., прот. Свияжская Подгородная Макарьевская пуст. Каз., 18972; Богословский Г. К., свящ. Справ. книга для Казанской епархии. Каз., 1900. С. 532-535; Справ. книга Казанской епархии. Каз., 1904. С. 756-759; Харлампович К. Об изучении церк. древностей Казанского края. Каз., 1909. (Изв. Каз. об-ва археологии, истории и этногр.; Т. 25. Вып. 5); Журавский А. В. Жизнеописания новых мучеников Казанских: Год 1918-й. Каз., 1995; он же. Макарьевская пуст. // Вечерняя Казань. 1996. 31 мая; Елдашев А. М. Мон-ри Казанского края: Очерки истории. Каз., 2004; он же. Правосл. культура в Казанском крае (XVI-XX вв.): Очерки истории. Каз., 2013; Липаков Е. В. Макарьевская пуст. близ о-ва Свияжска // Рус. мон-ри: Средняя и Нижняя Волга. Новомосковск; М., 2004. С 104-109; Вадим [Чинилкин], иером. Свияжская Макарьевская пустынь. Каз., 2006; он же, сост. Свято-Вознесенский Макарьевский муж. мон-рь. Каз., 2007; Рощектаев А. В. Путеводитель по святыням Казанской епархии. Каз., 2006; Святые обители: Мон-ри Казанской епархии / Сост.: А. Г. Петрикин, В. А. Павлов. Набережные Челны, 2010.
Д. Б. Кочетов
Рубрики
Ключевые слова
См.также