Макарьевич Попов († 16.01.1650, Тотемский у. (ныне дер. Варницы Тотемского р-на Вологодской обл.)), блж., Христа ради юродивый (пам. 16 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Тотемский, свящ. Источником сведений о святом является прошение о канонизации М., поданное священником тотемской Воскресенской ц. Иоанном Рохлецовым архиеп. Великоустюжскому и Тотемскому Иосифу (хранилось при Воскресенской ц., копия прошения в составе «дела» о М. в 1745 была прислана в Синод: РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723б. Л. 312-314; опубл. с сокращениями: Верюжский. Вологодские святые. 1880. С. 665-667. Примеч. а). В прошении сказано, что М. был священником Воскресенской ц. в Варницах близ Тотьмы и, оставаясь в иерейском сане, 45 лет юродствовал. Воскресенская ц. впервые упомянута в писцовых книгах 1620 г.: «...на старом посаде, на Хоробардине горе, у варниц, на речке на Ковде, храм Воскресения Христово верх шатровой... строение Ольги Даниловны жены Строгановы» (Григоров. 1995. С. 212). Рядом находились теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца и холодная ц. во имя вмц. Параскевы Пятницы, «строение мирское». Согласно прошению свящ. И. Рохлецова, М. был погребен рядом с Воскресенским храмом. Через некоторое время у его могилы стали происходить многочисленные чудеса, которые записывались. Так появилась «роспись чудес», сгоревшая в пожаре 1676 г. Вслед. новых чудес в 1680 г. начали вести запись, в которую вошло описание 5 чудес, последнее чудо датировано 1708 г. (копия описания чудес, сделанная в 1745, была представлена в Синод: РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723б. Л. 310-311; список чудес - РНБ. Q.I.1216. Л. 33-34, XIX в., см.: Романова. 2004. С. 240). В 1680 г., после молитвы святому и панихиды у его гроба, исцелился житель Тотьмы Б. Т. Тарунин, полгода остававшийся недвижимым из-за паралича. В 1691 г. исцелился крестьянин Тотемского у. Окологородной волости Арефа Малевинский, 9 недель страдавший от «лихорадки». В 1705 г. святой явился во сне больной А. Я. Татауровой и повелел отслужить 2 панихиды у его гроба, женщина исполнила повеление М. и выздоровела. Крестьянин дер. Кокоревской Тотемского у. Ф. В. Мамотов 9 лет был поражен параличом. В ночь на 5 нояб. 1706 г. ему явился некий человек «во одежди во единой срачице» и сказал: «Федоре, скорбиши!» Взяв больного за плечо, он повел его в храм и повелел ему приложиться к образу блж. Максима и отслужить «панихиду звоном» у его гробницы. Наутро больной самостоятельно отправился в церковь, чтобы поклониться мощам святого. В 1708 г. прозрела слепая Анна Яковлева. Каждое чудо было заверено священником или исцелившимся. В конце рассказа о чуде 1680 г. подписано: «К сей скаске Воскресенской церкви священник Стефан вместо Бориса Тарунина по ево велению руку приложил» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723б. Л. 310). Под описанием чуда 1691 г. стоят подписи А. Малевинского, свящ. Воскресенской ц. Григория и диак. Алексия Васильева.
После пожара 1676 г., в котором сгорели Воскресенская ц. и древний храм св. Параскевы Пятницы, над местом погребения святого возвели новый храм во имя вмц. Параскевы, он упомянут в писцовых книгах 1677-1678 гг. (Григоров. 1995. С. 216). 20 февр. 1715 г. по благословению архиеп. Великоустюжского и Тотемского Иосифа в храме св. Параскевы Пятницы была установлена рака с изображением блж. Максима над его мощами. Свящ. Иоанн Рохлецов отслужил святому молебен. Т. о. была совершена канонизация блаженного как местночтимого святого. В церковной описи Воскресенского прихода за 1743 г. упомянут «образ святого Максима, Тотемского чудотворца, венец и гривна серебряные, золоченые» (Там же. С. 217-218). Возле раки святого впосл. была размещена памятная надпись, содержавшая сведения о нем. В утраченной ныне рукописи XVIII в. «Житие и чюдеса преподобнаго отца нашего Феодосия Тотемскаго Суморина монастыря, новаго чюдотворца» из б-ки Суморина мон-ря после «Повести о рождении преподобнаго отца нашего Феодосия Тотемскаго...» были помещены тексты надписей, находившихся над погребениями прп. Феодосия, блж. Андрея и М. (Срезневский. 1902. Ч. 1. С. 12). 17 дек. 1742 г. священники Воскресенской ц. подали рапорт архиеп. Великоустюжскому и Тотемскому Гавриилу (Русскому), в к-ром просили разрешить разобрать ветхие деревянные церкви Никольскую и Пятницкую. В июне 1743 г. последовало разрешение; Пятницкая ц. была разобрана в том же году, раку святого, вероятно, перенесли в Воскресенский храм. Как следует из рапорта свящ. Воскресенской ц. Иоанна Васильева от 7 февр. 1745 г., посланного архиеп. Великоустюжскому и Тотемскому Гавриилу, мощи М. находились под спудом, однако в документе не указано, как во время строительства было обозначено погребение святого (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723б. Л. 307-308 об.). К 1750 г. на месте Пятницкого и Никольского храмов построили каменную одноэтажную церковь, освященную во имя свт. Николая. В 1772-1775 гг. на 2-м этаже был устроен еще один храм, который освятили в честь Воскресения Христова (обветшавшую деревянную Воскресенскую ц. в 1783 разобрали). По оценке историков архитектуры, этот храм стал 1-м образцом «тотемского барокко». Архитектурный декор нижнего этажа был выполнен в стиле XVII в., а верхняя часть очерчивала «основную форму (включая простые наличники) с причудливым кирпичным фасадным декором в виде картушей» (Брумфилд. 2005. С. 15). В 1868 г. у левого клироса Никольского храма над местом погребения М. установили резную деревянную раку. На ней в живописных клеймах были изображены чудеса, совершившиеся у мощей святого. На наружной стене место погребения блаженного отмечала фреска с изображением М. в деревянном киоте. По сведениям В. И. Срезневского, в Богоявленском соборе Тотьмы в 1884 г. хранилась рукопись под названием «Жития тотемских угодников преподобных Феодосия, Вассиана Тиксненского и праведных Максима и Андрея» (Срезневский. 1902. Ч. 1. С. 7). Память М. под 16 янв. отмечена в Месяцеслове ростовского купца Н. А. Кайдалова, составленном им в 1868 г. (РГБ. Ф. 231 / V. Карт. 2. Ед. хр. 14. Л. 72 об.). Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. Ныне Воскресенская ц. в Варницах закрыта, но не разрушена, место погребения святого находится в запустении.
Известные лицевые подлинники не содержат описаний облика святого. Первые изображения М. появились не позднее 1715 г., когда было установлено его местное почитание. Прихожанами и священником Воскресенской ц., «что на Варницах» (ныне дер. Варницы Тотемского р-на Вологодской обл.), Иоанном Рохлецовым над мощами М. в тотемской ц. вмц. Параскевы была устроена гробница. На раку был положен нагробный образ (Верюжский. Вологодские святые. С. 665), но сведения о его иконографии не сохранились. Как сообщает свящ. И. Верюжский, на самой гробнице были изображены в клеймах 4 чуда, связанные с исцелениями при гробе в 1680-1706 гг. Свящ. И. Верюжский приводит их описание, включающее имена исцеленных, даты, особо подчеркивает тот факт, что о чудесах известно именно благодаря сохранившимся изображениям на гробнице. Из этого следует, что сюжеты в клеймах сопровождались пространными надписями или сами клейма могли представлять собой тексты с описаниями чудес.
Единоличные образы святого XVIII-XIX вв. неизвестны. Его изображение присутствует на неск. иконах среди Вологодских святых, самые ранние могут быть датированы 1-й четв. XVIII в., напр. икона «Спас на престоле, с предстоящими и припадающими Тотемскими и Великоустюжскими святыми» (Тотемское музейное объединение). М. изображен в верхнем регистре левой части композиции седым старцем, лик в 3/4-ном повороте вправо, руки в молении перед грудью. На нем длинная светлая рубаха с длинными рукавами. У святого высокий открытый лоб с обширными залысинами, короткие вьющиеся волосы, едва достигает груди окладистая борода, надпись: «Максимъ блаженный Тотемский». Напротив него, в правой части композиции, помещен др. Тотемский святой - блж. Андрей, Христа ради юродивый. Их изображения в иконописи составляют устойчивую пару. Исключением является образ 1-й четв. XVIII в. редкой иконографии, происходящий из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (ВГИАХМЗ). В центральной части композиции помещен ростовой образ Божией Матери «Оранта» в круглой мандорле, украшенной звездами, в к-рые вписаны фигуры Киево-Печерских преподобных. Сложносоставная композиция иконы включает изображения Св. Троицы, праздников, сюжетов из Киево-Печерского патерика и предстоящих святых, расположенных в 4 регистра по сторонам Пресв. Богородицы. Слева в верхнем ряду 5 святых, среди к-рых - М. (ближний к центру, вместе с прав. Прокопием и блж. Иоанном Устюжскими). Его образ близок к изображению на иконе «Спас на престоле, с предстоящими святыми».
На иконе 2-й пол. XVIII в. (Тотемское музейное объединение) М. изображен с др. Тотемскими святыми: прп. Вассианом Тиксненским, прп. Феодосием, блж. Андреем и неизвестной святой, к-рых обеими руками благословляет Спаситель на облаках в центральной верхней части композиции. М. закутан в светлую драпировку с оранжево-желтыми тенями, к-рая прикрывает тело чуть ниже колен. Его ноги босы; волосы короткие, пышные. Обширную лысину, характерную для более ранних образов, заменили глубокие залысины с пучком волос на темени, борода той же формы, но длиннее.
Из Воскресенской ц. в Варницах происходит икона посл. трети XVIII в. «Деисус» с коленопреклоненными преподобными Вассианом Тиксненским и Феодосием Тотемским, блж. Андреем и М. Святой представлен стоящим на коленях справа от подножия сидящего на престоле Спасителя, рядом с блж. Андреем. Фигура М. в 3/4-ном повороте влево, руки перед грудью в жесте моления, черты лика тонкие, вьющиеся волосы зачесаны 3 волнами набок, на лбу большие залысины, вокруг макушки короткая прядь, борода имеет более заостренную форму, усы короче, чем на др. иконах. Те же избранные святые предстоят в молении Казанскому образу Божией Матери на иконе из Сретенской ц. Тотьмы (Тотемское музейное объединение). Одной из особенностей иконы является развернутый текст подписей, к-рый включает информацию о днях памяти изображенных святых. Надпись на оборотной стороне иконы сообщает, что образ создан «усердием монаха Глеба 1855-го Июля 26 д[ня]». М. изображен крайним слева, в рост, в длинной белой рубахе с напуском у талии, с длинными рукавами и воротником, ноги босые. Ладонь правой руки прижата к груди, левая скрыта за гробом прп. Феодосия Тотемского. Иконография лика близка к наиболее ранним образам М.: высокий лоб и обширная лысина, седые брови и вьющиеся волосы лежат 4 волнами, почти не вьющиеся усы и борода, недлинная, пышная, округлой формы. Надпись, сделанная желтой краской, расположена по внутреннему контуру нимба: «Св. Праведный Максим 16 Января 16 дня».
Большинство сохранившихся икон святого находится в Тотьме, являвшейся центром его почитания. Из немногочисленных произведений иконописи за ее пределами известен образ «Спас на престоле с Тотемскими чудотворцами» из с. Голоустного на оз. Байкал, написанный тотемским иконописцем Феодором Никоновским ок. 1790 г. (ИркОХМ). Облик М. близок к изображению на иконе избранных Тотемских святых 2-й пол. XVIII в., но отличается более длинными и пышными волосами и бородой. Это единственный из известных образов XVIII-XIX вв., на к-ром святой представлен со скрещенными на груди руками, но именно этот иконографический вариант получил распространение в совр. церковном искусстве как в самой Тотьме, так и за ее пределами. В 2004 г. на сев. стене ц. Воскресения в Варницах худож. А. С. Пестерев выполнил мозаичный образ М. со скрещенными на груди руками. В иконографии икон-пядниц с поясным изображением М., созданных совр. иконописцами, аналогично сложены руки, но есть нек-рые изменения в прическе и форме бороды.