Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАЛАВИ
Т. 43, С. 147-155 опубликовано: 21 января 2021г. 


МАЛАВИ

[Республика Малави; англ. Republic of Malawi; чичева Dziko la Malawi], гос-во на юге Вост. Африки. На северо-западе граничит с Замбией, на северо-востоке - с Танзанией, на юге, юго-востоке и юго-западе - с Мозамбиком. От Танзании и Мозамбика территория М. отделена водами оз. Ньяса (Малави). Площадь - 118,484 тыс. кв. км. Столица - Лилонгве (674,448 тыс. чел., перепись 2008 г.). Крупные города: Блантайр (661,256 тыс. чел.), Мзузу (133,968 тыс. чел.), Зомба (88,314 тыс. чел.). Административно-территориальное деление: 3 провинции (Северная, Центральная и Южная) разделены на 28 округов. Офиц. языки - английский, чичева (чева). М.- член ООН (1964), Содружества (1964), АС (1964; до 2002 ОАЕ), МВФ (1965), МБРР (1965), ВТО (1995). География. М. не имеет выхода к морю, территория страны вытянута с севера на юг на 560 км вдоль оз. Ньяса, третьего по величине в Африке. Основная часть территории М. лежит в обширной области рифтовых озерных долин, сформированных проходящей через страну Восточно-Африканской зоной разломов. 75% поверхности суши занимают плато Ньика и Випья. Наивысшая точка М.- гора Сапитва (3002 м) в горном массиве Муландже, на юге страны. Климат субэкваториальный муссонный. Выделяют 4 сезона: прохладный (с мая по сер. авг.), жаркий (с сер. авг. по нояб.) сезон дождей (с нояб. по апр.) и постсезон дождей (с апр. по май). В нояб. (самый жаркий месяц) средние минимальная и максимальная температуры составляют 17 и 29°C соответственно; в июле (самый прохладный месяц) - 7 и 23°C соответственно. На высоте более 2000 м температура ночью в холодный сезон опускается ниже 0°C, вершины гор покрываются снегом. Осадков выпадает от 750-1000 мм в год в долинах и до 2500 мм в горах. Основу внутренней водной сети образует оз. Ньяса. Из него вытекает судоходная р. Шире, протекающая через оз. Маломбе. На юго-востоке страны расположено крупное бессточное оз. Чилва. Более 20% территории М. занято лесами: на севере преобладают тропические сезонно-влажные леса, на остальной территории - ксерофитные тропические леса, а также растительность саванн. В долинах рек распространены галерейные леса. В районах, лежащих выше 1500 м,- горные степи. В наст. время почти все плодородные земли заняты под сельскохозяйственные угодья, наблюдаются эрозия и истощение почвы. В М. 9 национальных парков и заповедников.

Население

Согласно офиц. переписи населения 2008 г., в М. проживают 13,077 млн чел. По оценкам ООН на сер. 2015 г., население М. насчитывало 17,522 млн чел. В этническом отношении подавляющее большинство жителей составляют народы банту: малави - 53,1% (в т. ч. собственно малави (ньянджа или чева) - 38%, тумбука - 8,8, сена - 3,6%); на севере живут ньякьюса (нгонде; 1,1%), а также ндали и ламбья, на западе и в центре - нгони (11%), на востоке - тонга (2,1%), на юго-востоке - ломве (18%, включая макуа-кокола) и яо (14%). Проживают также бемба, шона, фипа и др. (перепись 2008 г.). Количество иностранцев незначительно, в основном выходцы из Юго-Вост. Азии (синдхи - 0,4%, гуджаратцы - 0,3%), а также приезжие из ЮАР и стран Европы.

Согласно оценке на 2014 г., средняя ожидаемая продолжительность жизни составляет 60 лет (мужчины - 58, женщины - 62), коэффициент естественного прироста населения - 2,76%, естественный прирост - 32,6 на 1 тыс. чел. (рождаемость - 41,8, смертность - 8,74). Средний возраст - 16,3 года. В возрастной структуре доля детей до 15 лет - 46,9%, лиц в возрасте от 15 до 64 лет - 50,4, лиц 65 лет и старше - 2,7%. Средняя плотность - 139 чел. на кв. км. Степень урбанизации - 16%.

Государственное устройство

М.- унитарное гос-во, по форме правления президентская республика. Согласно Конституции М., принятой 16 мая 1994 г., главой гос-ва является президент, избираемый всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Президент возглавляет органы исполнительной власти, ему подчинены 1-й и 2-й вице-президенты, а также все члены правительства. Законодательная власть представлена однопалатным парламентом - Национальным собранием (193 места). Его члены избираются сроком на 5 лет всеобщим голосованием. Конституция предусматривает наличие представительного органа - Сената - в составе 80 представителей различных слоев общества (в наст. время не функционирует) и независимого законосовещательного органа - Комиссии по правовым вопросам, главу которой назначает президент по рекомендации Комиссии судебной службы. Правовая система построена на английском общем и африканском обычном праве. Последнее преобладает в регулировании брачно-семейных, наследственных и земельных отношений. Судебная система состоит из Конституционного суда, Верховного апелляционного суда (высшая судебная инстанция), высокого суда (первая инстанция по наиболее значительным делам) и магистратских судов низшей инстанции.

Религия

Православная ц. мучеников Космы и Дамиана в Нхувале (окр. Чирадзулу). Нач. XXI в.
Православная ц. мучеников Космы и Дамиана в Нхувале (окр. Чирадзулу). Нач. XXI в.

Православная ц. мучеников Космы и Дамиана в Нхувале (окр. Чирадзулу). Нач. XXI в.
Согласно переписи населения 2008 г., большинство верующих - христиане (ок. 76% населения): из них католики - 25%, ок. 51% принадлежат к различным протестант. деноминациям, включая Независимые африканские церкви (НАЦ). Мусульмане составляют 15% населения. Традиц. культы практикуют 8% населения. Их приверженцы не поддаются точному подсчету ввиду двоеверия: мн. жители, продолжая исполнять обряды традиц. верований, параллельно посещают христ. церкви и молитвенные собрания или являются приверженцами ислама. В гос. статистических отчетах таких людей учитывают как христиан или мусульман. 1% населения М. составляют приверженцы проч. религий (индуизм, иудаизм и др.) или люди, не принадлежащие ни к одной религии. Адепты Бахаи религии составляют ок. 0,1%.

В ряде независимых источников представлены др. данные. Согласно Проекту исследования религии в Малави Пенсильванского ун-та (Malawi Religion Project), проведенному в 2010 г., 68% населения М. идентифицируют себя как христиане, 25% являются мусульманами, а 5% исповедуют проч. религии, включая традиционные культы.

Православие

Православные неофиты Малави. Фотография. 2013 г.
Православные неофиты Малави. Фотография. 2013 г.

Православные неофиты Малави. Фотография. 2013 г.
Визит патриарха Александрийского Феодора II в Малави. Фотография. 2011 г.
Визит патриарха Александрийского Феодора II в Малави. Фотография. 2011 г.

Визит патриарха Александрийского Феодора II в Малави. Фотография. 2011 г.
В М. представлено общинами, входящими в состав Замбийской и Малавийской митрополии Александрийской Православной Церкви. Территория М. первоначально входила в Зимбабвийскую митрополию, а в 2009 г., с преобразованием Замбийской епископии в митрополию, перешла в состав последней. Паству составляют живущие в М. греки, русские, сербы, болгары и правосл. африканцы. В М. насчитывается 12 храмов, при которых действуют начальные школы, детские сады, мастерские, б-ки, клиники (по офиц. данным на 2013), проживают ок. 2 тыс. православных (по оценочным данным на 2016). Благодаря активной внутренней миссии наблюдаются высокие темпы роста числа верующих - ок. 4% в год. В окт. 2011 г. патриарх Александрийский Феодор II совершил пастырский визит в М. и освятил в Блантайре ц. Воскресения Христова.

Римско-католическая Церковь

Является самой крупной христианской деноминацией в М. и включает 2 архиеп-ства, в состав которых входят 6 епископств-суффраганов: архиеп-ство Лилонгве (епископства-суффраганы - Дедза, Каронга, Мзузу) и архиеп-ство Блантайр (епископства-суффраганы - Чиквава, Мангоче, Зомба). Действует Епископская конференция Малави. По данным на 2014 г., в стране 152 католич. прихода, в к-рых служат 420 священников (из них 101 монашествующий), также подвизаются 307 монахов и 960 монахинь. Общее количество католиков - ок. 4,3 млн чел. Дипломатические отношения с Папским престолом установлены в 1966 г.

Протестантские церкви, деноминации и секты

(Статистические данные приведены на нач. XXI в., если не оговорено отдельно.) Англиканская Церковь Появилась на территории М. в 1861 г. и в наст. время представлена 4 диоцезами - Озера Малави, Сев. Малави, Юж. Малави, Верхнего Графства. Все диоцезы входят в состав Церкви провинции Центральной Африки, объединяющей верующих в Замбии, М., Зимбабве и Ботсване и являющейся членом Англиканского содружества. Общее количество верующих - ок. 80 тыс. чел., окормляемых в 360 приходах.

Лютеранство представлено Лютеранской Церковью Центральной Африки (Lutheran Church of Central Africa; 128 общин, ок. 40 тыс. чел.), начавшей свою деятельность в М. в 1962 г.

Кальвинизм получил в М. значительное распространение. Самой крупной орг-цией данного толка является Церковь Центральной Африки Пресвитерианская (ЦЦАП; Church of Central Africa Presbyterian), основанная в 1924 г. на базе шотл. миссий, к к-рым в 1926 г. присоединились общины Капского синода Голландской реформатской Церкви в Южной Африке. ЦЦАП состоит из 5 синодов: 3 синодов в М.- синода Ливингстония (на севере), синода Нхома (в центре), синода Блантайр (на юге), а также синода Замбии и синода Хараре (Зимбабве). ЦЦАП насчитывает более 1,3 млн верующих в 503 общинах.

Помимо этого существует ряд независимых кальвинистских орг-ций, отколовшихся от ЦЦАП в 20-х гг. ХХ в.: Церковь Африканского Завета (African Covenant Church; 200 общин, 25 тыс. чел.), от к-рой в свою очередь отделилась Последняя Церковь Бога и Его Христа (Last Church of God and His Christ; 70 общин, 15 тыс. чел.); Африканская Национальная/Международная Церковь (African National/International Church; 30 общин, 5 тыс. чел.); Пресвитерианская Церковь Африки Блэкмена (Blackman's Presbyterian Church of Africa; 10 общин, 2,7 тыс. чел.).

Меннониты объединены в 2 организации: Церковь Братьев во Христе (Brethren in Christ Church; 55 церквей, 6,8 тыс. чел.) и Церковь Бога во Христе (Church of God in Christ; 4 прихода, 184 чел.) (данные на 2009).

Баптисты представлены несколькими орг-циями: Африканской баптистской ассамблеей (African Baptist Assembly; 1160 общин, 75 тыс. чел.), образованной в 1945 г. на основе общин, созданных в 1892 г. австрал. миссионерами; Церковью баптистов седьмого дня (Seventh Day Baptist Church; 90 общин, 10 тыс. чел.; первые общины с 1899); Баптистской конвенцией Малави (Baptist Convention of Malawi; 1375 общин, 175 тыс. членов; основана в 1970 благодаря усилиям миссионеров Южной баптистской конвенции США); Баптистской церковью Ачева (Achewa Baptist Church; 33 общины, 12 тыс. чел.; основана в 1920); Независимой баптистской конвенцией (Independent Baptist Convention; 120 общин, 40 тыс. чел.; баптисты-фундаменталисты; действует с 70-х гг. XX в.); Евангелической баптистской Церковью (Evangelical Baptist Church; 300 общин, 19 тыс. чел. (2006), гл. обр. представители народа яо); Свободной баптистской Церковью (Free Baptist Church; 32 общины, 8,5 тыс. чел.).

Плимутские братья объединены в орг-цию «Христианские братья» (80 общин, 20 тыс. чел.).

Методисты представлены Африканской методистской епископальной Церковью (African Methodist Episcopal Church; 180 общин, 18 тыс. чел. (2005); создана в 1924 усилиями темнокожих миссионеров из США) и Свободной методистской Церковью (Free Methodist Church; 171 община, 20 тыс. чел.; основана в 1973).

Движение Святости представлено Церковью Назарянина (Church of the Nazarene; 85 общин, 17 тыс. чел.; первые миссионеры прибыли в 1957).

Адвентисты седьмого дня (АСД), приступившие к работе в М. в нач. ХХ в., представлены Объединенной конференцией Малави, в состав которой входят 3 территориальных управления: Конференция Центр. Малави (Central Malawi Conference; 252 общины, 72,4 тыс. чел.), Зона Сев. Малави (North Malawi Field; 174 общины, 77,1 тыс. чел.) и Зона Юж. Малави (South Malawi Field; 967 общин, 318,3 тыс. чел.). Объединенная конференция Малави находится в подчинении Дивизиона Юж. Африки и Индийского океана Генеральной конференции АСД. Общее количество адвентистов составляет 467,8 тыс. чел. в 1393 общинах (данные на 2015).

Пятидесятники двух и трех кризисов объединены в ряд организаций: Ассамблеи Бога (1,5 тыс. общин, 255 тыс. чел. (2008); первые общины основаны в 1947); Апостольская миссия веры Малави (Apostolic Faith Mission of Malawi; 85 общин, 17 тыс. чел.; создана в 1933 проповедниками из ЮАР); Божья Церковь полного Евангелия (Full Gospel Church of God; 165 общин, 15 тыс. чел.; с 1930); Пятидесятническая Церковь святости (Pentecostal Holiness Church; 100 общин, 15 тыс. чел.; основана в 1932 амер. миссионерами); Объединенная Церковь апостольской веры (United Apostolic Faith Church; 40 общин, 15 тыс. чел.; центр - Претория (ЮАР)); Церковь Бога пророчеств (Church of God of Prophecy; 50 общин, 14 тыс. чел.; с 1977); Международная Церковь четырехугольного Евангелия (International Church of the Foursquare Gospel; 10 общин, 2 тыс. чел.; примерно с 1970); Пятидесятнические ассамблеи Канады (Pentecostal Assamblies of Canada; 40 общин, 1,5 тыс. чел.; с 1970). Пятидесятники-унитарии представлены Объединенной пятидесятнической Церковью (United Pentecostal Church; 110 общин, ок. 10 тыс. чел.; основана в 1978 амер. проповедниками). Также в М. действует ряд независимых пятидесятнических орг-ций: Евангелическая Церковь Замбези (Zambezi Evangelical Church; 300 общин, 45 тыс. чел.; с 1892); Евангелическая Церковь Малави (Evangelical Church of Malawi; 150 общин, 25 тыс. чел.; с 1893); Церковь миссии учеников в Малави (Church of Disciples Mission in Malawi; 283 общины, 20 тыс. чел.; с 1974); Евангелическая Церковь Африка (Africa Evangelical Church; 50 общин, 15 тыс. чел.; с 1900); Апостольская Церковь пятидесятницы Малави (Apostolic Church of Pentecost of Malawi; 150 общин, 12 тыс. чел.; с 1947); Независимые ассамблеи Бога (Independent Assemblies of God; 40 общин, 6 тыс. чел.; с 1958); Свободная пятидесятническая Церковь Христа (Free Pentecostal Church of Christ; 50 общин, 8 тыс. чел.; с 1980); Пятидесятническая Церковь Лилонгве (Lilongwe Pentecostal Church; 8 общин, 9 тыс. чел.; с 1975).

Реставрационисты объединены в неск. орг-ций: амер. Неинструментальную Церковь Христа (Church of Christ (Non-instrumental); 1,2 тыс. конгрегаций, 70 тыс. чел.; действует с 1907); брит. Церкви Христа (Churches of Christ; 2350 общин, 85 тыс. чел.; с 1909); Христианские Церкви и Церкви Христа (Christian Churches/Church of Christ; 20 общин, 21 тыс. чел.; миссионеры действуют с 1970).

Новоапостольская церковь с центром в Цюрихе (Швейцария), начавшая проповедь в 1923 г., насчитывает в М. 30 общин и 25 тыс. прихожан.

Иеговы свидетели, действующие в М. с 1906 г., насчитывают 80 776 адептов в 1447 собраниях (2016). Также действует независимая орг-ция Китавала, отколовшаяся от иеговистов в нач. ХХ в.

Распространены НАЦ, многие из к-рых возникли благодаря деятельности миссионеров из др. африкан. стран, гл. обр. из Замбии, Зимбабве и ЮАР. Подобные орг-ции разнотипны, испытывают влияние пятидесятничества, неохаризматии, традиц. культов и часто имеют синкретический и харизматический характер. Наиболее значительные из НАЦ: Церковь живых вод (Living Waters Church; более 100 общин, ок. 70 тыс. чел.); Библейские служения веры (Faith Bible Ministries; 35 общин, 8 тыс. чел.); Африканская апостольская Церковь Джохана Маранке (African Apostolic Church of Johane Maranke; 60 общин, ок. 15 тыс. чел.); Церковь Нового Иерусалима (New Jerusalem Church; 30 общин, 6 тыс. чел.) и др.

Ислам

Является второй по распространенности религией М. Мусульмане страны - гл. обр. сунниты шафиитского толка, в меньшинстве - шииты. Действует орден кадирийя. Основные мусульманские этнические группы: большинство яо (83%), частично чева и нгонде, немногочисленные суахили, а также выходцы из Индии и Пакистана. М. считается юж. барьером распространения ислама в Африке. Согласно офиц. статистике, в стране насчитывается 2,5 млн мусульман; мусульм. орг-ции оценивают данные цифры как заниженные, утверждая, что ислам исповедуют не менее 4,2 млн чел. (25% населения). В М. действуют ок. 800 мечетей, неск. ислам. школ и радиовещательный канал. В Мпембе создан мусульманский образовательный центр, финансируемый гл. обр. из Саудовской Аравии и Кувейта. Миссионерскую деятельность ведут также представители псевдоислам. секты ахмадийя, к-рая на территории Вост. Африки (в т. ч. и в М.) координируется из Найроби (Кения).

Ислам получил распространение на территории совр. М. в XVI-XIX вв. благодаря арабам и суахили, привозившим в качестве товара слоновую кость, золото и торговавшим рабами. Предположительно первые контакты народов совр. М. с мусульманами произошли в эпоху расцвета султаната Килва (XIII - нач. XIV в.). После введения запрета на работорговлю (1840) начинается новая волна распространения ислама на территории совр. М. 70-е годы XX в. стали началом усиления ислама в М. В последние десятилетия Агентство африканских мусульман, центр к-рого расположен в Кувейте, ведет в М. активную миссионерскую и педагогическую работу. В 70-80-х гг. XX в. данная орг-ция перевела Коран на язык чичева.

Индуизм

Появился в М. благодаря выходцам из Индии и др. стран, где живет инд. диаспора (в основном гуджаратцам), прибывшим сюда в кон. XIX в. для строительства железной дороги между М. и Мозамбиком. Впосл. они занимались розничной торговлей. Основными языками индуистов в М. являются гуджарати, синдхи и бенгали. Действует Индуистская Ассоциация Малави. Численность индуистов в М., составляющая ок. 2 тыс. чел., неуклонно сокращается. В Блантайре действует центр «Раджа йога» псевдоиндуистской орг-ции Брахма Кумарис.

Традиционные африканские верования

Распространены преимущественно в сельских районах, мало затронутых процессами урбанизации. Традиц. культы сочетают элементы анимизма, тотемизма, фетишизма, а также культа предков. Наиболее распространен т. н. культ Бимби (бимби - жрецы, считающиеся пророками и медиумами, обеспечивающими контакт с духами предков), к-рый имеет сложную систему сельскохозяйственных ритуалов, в первую очередь связанных с погодными явлениями. Магические обряды передаются изустно от поколения к поколению. В М. существует тайное муж. об-во ньяу, основной характеристикой которого являются ритуальные танцы, исполняемые под бой барабанов танцорами в культовых масках. Маски, изображающие животных или человеческие лица, символизируют связь танцующих с божествами и духами предков, к-рые вселяются во время танца в жрецов. Учение ньяу строго секретно. Имена танцующих жрецов также неизвестны. В члены об-ва мальчики принимаются в возрасте 10 лет, дальше их в строгой секретности воспитывают жрецы. Традиц. культы оказывают значительное воздействие на проч. религии, в т. ч. на христианство, создавая разнообразные синкретические формы.

Новые религиозные движения

Представлены последователями бахаизма, к-рые основали первые общины в 1953 г. Вначале адептами бахаизма в М. были выходцы из Индии и Пакистана, затем движение начало приобретать сторонников среди коренного населения. Резкий рост числа приверженцев бахаизма пришелся на 90-е гг. ХХ в. Национальный центр Бахаи находится в Лилонгве, всего по стране насчитывается более 120 локальных центров. Общее количество последователей составляет ок. 36 тыс. чел. (2005).

Межденоминационные организации

Орг-цией, объединяющей основные христ. деноминации традиц. типа, является основанный в 1942 г. Малавийский Совет Церквей (Malawi Council of Churches). Он входит в состав Всемирного Совета Церквей и объединяет 25 христианских Церквей и ряд парацерковных орг-ций. Его членами являются такие организации, как Римско-католическая Церковь, Лютеранская церковь Центральной Африки, англикан. Церковь провинции Центральной Африки, Церковь Центральной Африки Пресвитерианская, Африканская методистская епископальная церковь, Церковь Назарянина и др. Нек-рые крайние пятидесятнические орг-ции и НАЦ входят в состав Федерации независимых африканских церквей (Federation of African Independent Churches).

Религиозное законодательство

Конституция М. 1994 г. гарантирует защиту от любой формы дискриминации, в т. ч. по этническому и религ. признакам (ст. 20, п. 1), и провозглашает, что каждый имеет право на свободу совести, религии, убеждений и мысли без к.-л. ограничений, если это не подвергает опасности жизнь граждан (ст. 30; ст. 44, п.1). В Сенат должны входить представители основных религ. конфессий страны (ст. 68, п. 1).

Всем религ. орг-циям в Мин-ве культов положена по закону регистрация, что позволяет им пользоваться более благоприятным налоговым режимом. Иностранные миссионеры и волонтеры, работающие на благотворительные орг-ции, должны получать разрешение на работу в стране. Они также обязаны платить налог на общей для всех иностранных специалистов основе. Гос. школы дают возможность получить религ. образование при прохождении курса «Изучение основ Библии» или более общего курса «морального и религиозного образования», составленного на основе доктрин др. религий (ислама, индуизма, бахаизма, традиц. культов). В христ. начальных и средних школах изучение основ Библии обязательно. Место религии в системе образования, а также участие религиозных деятелей в политической жизни являются предметом постоянной дискуссии между христианскими конфессиями и мусульманами.

История

Археологические находки на территории совр. М. свидетельствуют о ее заселении древнейшими людьми со времен палеолита. С нач. I тыс. по Р. Х. территорию совр. М. заселяли собиратели и охотники, предки совр. бушменов, тогда же с севера континента сюда пришли говорившие на языках банту скотоводы и земледельцы. С VI в. в центральной и сев. частях совр. М. местные жители занимались земледелием, хлопкопрядением и гончарным делом, обрабатывали медь и железо, вели торговлю медью, к-рая использовалась в качестве валюты. В XI-XIV вв. у бантуязычных жителей данного региона возникает самоназвание «малави» («марави»). В XIV в. в центральном и юж. районах совр. М. появилось раннее гос. образование Марави, к-рое в XV в., в период своего расцвета, распространилось на территории современных Замбии и Мозамбика, достигнув на востоке побережья Индийского океана. В то время в результате укрепления связей с султанатом Килва на территорию Марави впервые проникает ислам. Араб. купцы торговали гл. обр. золотом и др. ценными металлами. В кон. XV в. сев. территории совр. М. были заселены народом тумбука, а в XVI в.- нгонде, к-рые создали гос. образование Нгонде. В кон. XVI в. на территории М. появились португальцы, торговавшие рабами, слоновой костью, изделиями из железа. Попытки португальских иезуитов наладить контакт с местным населением и начать проповедь не принесли существенных результатов. В XVIII в. междоусобные войны привели к распаду гос-ва Марави, население к-рого разделилось на несколько этнических групп - чева, манганджа и др. В то же время распалось и гос. образование Нгонде, ослабленное агрессивным продвижением с севера на юг народа тумбука, вытеснявшего нгонде к р. Лимпопо.

Религ. верования народов, населявших территорию совр. М. в ту эпоху, представляли собой территориальные (на более низком уровне - общинные) культы анимистического характера. Племена и семейные кланы имели своих духов, связь с к-рыми, по их представлениям, обеспечивала им благополучие. Повсеместным явлением были обереги, амулеты, жилища охранялись изображениями духов. В нач. XIX в. на территорию совр. М. с севера стали проникать исповедовавшие ислам торговцы-суахили; с 30-х гг. XIX в. в районе юж. побережья оз. Ньяса селились прибывавшие с востока воинственные народы яо, также исповедовавшие ислам, который они приняли в результате тесного контакта с араб. торговцами на зап. берегу Индийского океана. Проникновение новых этнорелиг. групп привело к более тесному знакомству местных жителей с исламом до прибытия первых христ. миссионеров.

С сер. XIX в. территория совр. М. попала в сферу интересов Великобритании. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. знаменитый шотл. исследователь, географ и миссионер Д. Ливингстон изучал бассейн р. Шире и оз. Ньяса. Вернувшись в Великобританию, он призвал к распространению христианства, развитию экономики и торговли в Центр. Африке, в т. ч. вокруг оз. Ньяса. При ун-тах Великобритании и Ирландии (Оксфорд, Кембридж, Дарем, Дублин) под влиянием лекций Ливингстона была сформирована англикан. Университетская миссия в Центр. Африке, которая в 1861 г. основала первые миссии на Ширском нагорье и в Магомеро (ныне в окр. Чирадзулу). В 1864 г. из-за постоянных конфликтов народов яо и манганджа адм. центр миссий был перенесен на о-в Занзибар (ныне Танзания), в 1882 г. возвращен в район оз. Ньяса. В 1885 г. новый стан Университетской миссии был открыт на о-ве Ликома. Его лидер еп. Чонси Мейплз внес значительный вклад в процесс адаптации христианской проповеди к культуре коренных жителей Африки. Вместе со своим помощником У. П. Джонсоном он осуществил 1-й перевод Библии на местный язык, к-рый вышел в 1912 г. на ликомском диалекте языка чичева.

Кальвинистская церковь в Ливингстонии. XIX в.
Кальвинистская церковь в Ливингстонии. XIX в.

Кальвинистская церковь в Ливингстонии. XIX в.
В сер. 70-х гг. XIX в. вслед за англиканами на территорию совр. М. стали прибывать кальвинист. миссионеры. В 1875 г. миссионерская группа Свободной Церкви Шотландии (отделилась от национальной Церкви Шотландии в 1843) во главе с лейтенантом Э. Янгом прибыла в Кейп-Маклер на юж. побережье оз. Ньяса и основала здесь миссию Ливингстония. В 1881 г. из-за малярии, а также по причине агрессии народа яо администрация миссии была перенесена на север, в Бандаве, где проживал народ тонга, нуждавшийся в защите от воинствующих скотоводов нгони, пришедших на данные земли в 40-х гг. XIX в. Миссионеры небезуспешно стремились примирить 2 этнические группы, что привело к значительным результатам в деле проповеди. Благодаря усилиям чернокожего проповедника У. Койи, умевшего общаться с нгони на их родном языке и знавшего их культуру, вождь этого народа разрешил миссионерам беспрепятственно работать на его территории до самой смерти священника (1886). С 1889 г. вожди тонга разрешали открытие миссионерских школ в своих деревнях. К 1894 г. у тонга насчитывалось 18 школ (более 1 тыс. учеников), к 1906 г.- 107 (3 тыс. учеников).

Пресвитерианская ц. арх. Михаила и всех ангелов в Блантайре. XIX в.
Пресвитерианская ц. арх. Михаила и всех ангелов в Блантайре. XIX в.

Пресвитерианская ц. арх. Михаила и всех ангелов в Блантайре. XIX в.
В 1876 г. на Ширском нагорье в Блантайре (в 50 км от Магомеро) была организована миссия пресвитерианской Церкви Шотландии. После ряда столкновений с народом яо, подорвавших изначальный авторитет миссии, ее руководителю еп. Д. К. Скотту удалось наладить отношения с местными жителями на основе уважения к их культуре и традициям. С 80-х гг. XIX в. миссия в Блантайре работала над созданием полного перевода Свящ. Писания на язык чичева, изданного в 1922 г. под названием «Buku Lopatulika» («Священные Книги»).

С кон. 80-х гг. XIX в. в центральной части страны начали работу миссионеры Капского синода Голландской реформатской церкви в Южной Африке во главе с У. Мюрреем, имевшим тесные связи с миссией Ливингстония. Из-за нападений суахили им не удалось изначально закрепиться в северной части совр. окр. Каронга, миссионерский стан был перенесен в Мверу (ныне окр. Дова) на территории народа чивере. В 1896 г. по просьбе вождя этнической группы мазингера, искавшего у миссионеров защиты от соседнего народа нгони, центр миссии был перенесен в Нхому. Нежелание руководства Церкви давать углубленное образование представителям коренного населения привело к отставанию процесса катехизации у голландцев-реформатов по сравнению с англиканами и шотландцами-пресвитерианами.

Католическая ц. св. Людовика де Монфора в Балаке. 1994 г.
Католическая ц. св. Людовика де Монфора в Балаке. 1994 г.

Католическая ц. св. Людовика де Монфора в Балаке. 1994 г.
В 1889 г. брит. правительство выдало хартию на освоение территории совр. М. корпорации «Бритиш Саут Африка Компани». В течение 2 лет ее эмиссары навязывали вождям местных народов союзнические договоры на выгодных для Великобритании условиях. В 1891 г. между Великобританией и Португалией был подписан договор о разделе бассейна р. Замбези, в результате территория совр. М. в том же году стала британским протекторатом Ньясаленд (в 1893-1907 Британская Центральная Африка (БЦА)).

В 1889 г. католические миссионеры, поддерживаемые португальской администрацией в Мозамбике, основали апостолическую префектуру Ньяса (с 1897 викариат) и предприняли попытку закрепиться в Мпонде (ныне близ Мангочи) на юге оз. Ньяса, однако первое их появление в стране не было успешным, в т. ч. из-за объявления этой территории британским протекторатом. В 1901 г. последователям Гриньона де Монфора удалось основать миссию в Нзаме (близ совр. Нтчеу). В отличие от протестант. миссионеров, к-рые стремились создать в результате прозелитизма и экономического развития христ. общество, проживающее гл. обр. в городах, католики считали своей задачей обратить в христианство жителей сельских районов. Для привлечения местных жителей они допускали использование элементов традиц. африкан. культуры в церковной жизни. Благодаря активной проповеди в сельской среде (католич. священники и монахи сами жили в сельских общинах), изучению языков и культуры коренных народов (для большинства католич. проповедников английский не был родным), контактам с местными религ. лидерами католич. Церковь смогла быстро освоить этот регион.

Католики, как и протестанты, выступали против тайного культа ньяу, к-рый был распространен среди народа чева в центральной и юж. частях совр. М. Между приверженцами ньяу и католич. миссионерами часто происходили конфликты: проповедники запрещали своим ученикам совершать тайные ритуалы; в свою очередь жрецы ньяу заставляли учеников отказываться от обучения в миссионерских школах. В результате в районах распространения культа ньяу было закрыто неск. школ.

В 1892 г. на территорию совр. М. прибыл харизматический проповедник Дж. Бут и организовал «Индустриальную миссию Замбези» в Митсиди (близ Блантайра), недалеко от миссионерского стана Шотландской Церкви. Выходец из баптист. среды, Бут в молодости стал нонконформистом и критически воспринимал миссионеров, связанных с офиц. гос. или церковными структурами. Он не соблюдал соглашений о взаимном признании, использовал противоречия в др. миссиях и переманивал оттуда людей. Считая себя борцом за свободу коренных народов, он действовал под лозунгом «Африка для африканцев!» и стремился к обретению брит. колонией независимости к 1920 г. Своими радикальными взглядами Бут существенно повлиял на общественные и религиозные взгляды африканцев: на его наследие ссылались как те, кто поднимали восстания против англичан, так и те, кто создавали первые НАЦ. В кон. XIX - нач. XX в. в страну стали прибывать проповедники самых разных конфессий, гл. обр. из США и др. неевропейских стран (баптисты, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, реставрационисты и проч.).

К нач. XX в. христ. проповедь на территории совр. М. в течение короткого времени достигла значительных результатов и смогла оттеснить традиц. верования и ислам. На территории вокруг оз. Ньяса проходили постоянные миграции, населявшие этот регион этнические группы не осознавали себя единым народом и вели нескончаемые этнические войны. В этих условиях христианские миссии, проповедовавшие мир и терпимость, становились опорой для незащищенных групп населения и гарантией повышения уровня жизни и доступа к образованию. В 1899 г. в стране было 80 миссионерских школ, в к-рых преподавали 80 учителей, 250 ассистентов-африканцев и обучалось свыше 7 тыс. учеников, в 1914 г. количество школ увеличилось до 750, число преподавателей достигло 1,4 тыс. чел., учеников - 67 тыс. чел.

В эпоху брит. господства экономика протектората была ориентирована на выращивание экспортных культур, таких как чай, табак, хлопчатник; жители выезжали на заработки в Южно-Африканский Союз и др. брит. владения в Африке. Действия брит. колониальной власти встречали сопротивление местного населения: яо вели вооруженную борьбу до 1900 г., нгони - до 1904 г.

В 1915 г. вспыхнуло восстание под рук. Дж. Чилембве, имевшее ярко выраженную религ. окраску. Будучи учеником Бута, Чилембве впитал его антиевроп. идеи. В 1900 г., проведя неск. лет в США, он прибыл в БЦА и стремился основать здесь собственную афрохрист. религиозную группу баптистского толка на основе таких независимых общин, как баптисты седьмого дня, Церкви Христа и проч. С течением времени его проповедь все больше приобретала антиколониальную политическую окраску. В янв. 1915 г. сторонники Чилембве взяли в руки оружие, однако восстание не получило достаточной поддержки местного населения и было подавлено. Чилембве был застрелен колониальными силами в ходе восстания, мн. его сторонники были казнены или брошены в тюрьмы. Несмотря на поражение, движение Чилембве стало толчком для возникновения и роста НАЦ в 20-30-х гг. ХХ в.

В 20-40-х гг. ХХ в. в Ньясаленде в среде коренных жителей возникли т. н. туземные ассоциации, целью к-рых было сопротивление колониальному господству. В тот период в ряде миссионерских церквей разных деноминаций зародилось движение за расширение прав прихожан из коренного населения. Африканцы, пытавшиеся по-своему выразить свою христианскую идентичность, вступали в конфликт с администрацией миссий и создавали независимые школы и церкви. Так возникли Баптистская церковь Ачева, кальвинист. орг-ции Африканская Национальная/Международная Церковь, Пресвитерианская Церковь Африки Блэкмена и Церковь африканского Завета, отколовшиеся от шотл. миссий в 20-х гг. XX в., а также близкая в доктринальном отношении к радикальным пятидесятникам Африканская апостольская Церковь Джохана Маранке, возникшая в Юж. Родезии и распространившаяся на территории совр. М. в 1934 г. Новые церковные орг-ции не создавались богословами или священнослужителями, а возникали по инициативе мирян, которых заботило сохранение национально-культурной идентичности их общин. Считая, что «традиционное западное» христианство исчерпало себя, они отвергали западные образование и культуру. Для большинства подобных орг-ций были характерны сближение христианства с местными традиц. культами и повышение роли женщин в церковной жизни.

Несмотря на успех НАЦ, отвечавших запросам своих прихожан, в религ. жизни продолжали доминировать кальвинисты. Шотл. миссии в сент. 1924 г. объединились в ЦЦАП, к к-рой в 1926 г. присоединились общины Капского синода Голландской реформатской церкви в Южной Африке. Указанные миссии составили основу 3 синодов ЦЦАП на территории совр. М. В 1939 г. (по др. данным, в 1942) был создан Христианский совет Ньясаленда (в 1964-1998 Христианский совет Малави; с 1998 Совет Церквей Малави), ставший правопреемником Консультативного совета федеративных миссий Ньясаленда.

Алтарная часть католич. церкви в Муа. XX в.
Алтарная часть католич. церкви в Муа. XX в.

Алтарная часть католич. церкви в Муа. XX в.
В 1944 г. «туземные ассоциации» были объединены в 1-ю политическую орг-цию - Африканский конгресс Ньясаленда (АКН). Его возглавил Хастингс Камузу Банда, сын известного пресвитерианского проповедника, получивший образование в США и Великобритании и занимавший на протяжении мн. лет высокий пост в ЦЦАП. В 1944-1946 гг. из представителей коренного населения были сформированы совещательные органы - советы провинций и Африканский совет протектората. В 1953 г. была создана Федерация Родезии и Ньясаленда со столицей в Солсбери (ныне Хараре, Зимбабве), при этом приоритет в развитии отдавался Юж. Родезии, в то время как Сев. Родезия (совр. Замбия) и Ньясаленд (совр. М.) оказались в невыгодном положении. АКН боролся за роспуск Федерации и предоставление независимости Ньясаленду. В марте 1959 г. колониальные власти ввели чрезвычайное положение и запретили деятельность АКН, лидер партии Банда был арестован и отправлен в тюрьму. В сент. была образована партия Конгресс Малави (КМ), к-рую в 1960 г., после выхода из заключения, возглавил Банда. В 1961 г. вступила в силу новая конституция, предоставившая африканцам избирательные права. В авг. 1961 г. на выборах в Законодательный совет большинство мест завоевал КМ. После предоставления Ньясаленду в февр. 1963 г. режима внутреннего самоуправления правительство возглавил Банда. В дек. 1963 г. Федерация Родезии и Ньясаленда была распущена, и 6 июля 1964 г. было провозглашено новое независимое гос-во М. в составе Британского Содружества. В том же году принята Конституция М.

Обретение независимости способствовало становлению самостоятельных в адм. плане Церквей, проникновению в религ. жизнь элементов традиц. культуры и верований и росту влияния НАЦ. Уже с 40-х гг. XX в. Римско-католическая Церковь уделяла большое внимание подготовке местных кадров и предоставляла значительную свободу локальным структурам. Особенно быстрый рост числа католиков наблюдался на юге страны, в районах проживания ломве, мигрировавших с территории совр. Мозамбика. Миссионеры принимали их как беженцев, и они охотно крестились и проходили катехизацию. В связи с этим католич. Церковь в этом регионе часто называли «церковью Аломве» (особенно после массового (2080 чел.) крещения представителей народа ломве в 1928). В 1942 г. в Зомбе открылось 1-е католич. среднее учебное заведение. В 1941-1942 гг. Ньясаленд посетила ирландка Э. Куинн, основательница каритативного и миссионерского движения мирян Легион Марии, деятельность к-рого за неск. лет охватила всю страну. В июле 1951 г. викариат Ньяса был переименован в викариат Ликуни, в июне 1958 г.- в викариат Лилонгве, который в мае 1959 г. получил статус еп-ства. В мае 1952 г. из викариата Шире, получившего название Блантайр, был выделен викариат Зомба. В апр. 1956 г. был создан викариат Дедза. В нояб. 1956 г. его возглавил 1-й священник из коренного населения Корнелиус Читсуло (рукоположен в 1937). В апр. 1959 г. викариат Блантайр получил статус архиеп-ства, тем самым в стране было положено начало совр. церковной структуре. В 1961 г. для решения проблем епархиального управления и координации приходской жизни была создана Епископская конференция Малави, а вслед за этим для регулирования взаимодействия с проч. христианскими конфессиями - Национальная католическая комиссия за экуменизм. В дек. 1966 г. данные орг-ции при участии ВСЦ создали Ассоциацию частных госпиталей Малави (с 1992 Христианская ассоциация здравоохранения Малави). В 1968 г. в М. был открыт Комитет церквей христианского служения, к-рый приобрел широкую известность благодаря помощи населению в области медицины, образования и трудоустройства. В 1966 г. был издан подготовленный под рук. католич. свящ. Патрика Калиломбе (с 1972 епископ Лилонгве) перевод Библии на язык чичева под названием «Malembo Oyera» («Священное Писание»).

С сер. 60-х гг. XX в. в политической жизни М. усилилась тенденция к установлению личной власти Банды. Согласно принятой в 1966 г. конституции, был учрежден пост президента М., к-рый занял Банда. В 1970 г. на съезде КМ он был объявлен пожизненным президентом. Деятельность политических партий, профсоюзов, общественных орг-ций и религ. сообщ-в, в т. ч. христ. Церквей, находилась под жестким контролем правящего режима. Прочность данной системы была основана на высоких темпах экономического роста, на тесном сотрудничестве с европ. странами, ЮАР, Юж. Родезией, на широком привлечении иностранных инвестиций.

В 1967 г. ЦЦАП совместно с Англиканской Церковью открыла в Зомбе экуменический образовательный и культурный центр Чилема, призванный объединить представителей различных христ. конфессий. В 1979 г. был создан др. экуменический образовательный центр ЦЦАП, в котором по наст. время проходят обучение кальвинисты, англикане и приверженцы Церквей Христа. Данные центры сотрудничали с Библейским об-вом Малави, инициировавшим новый межконфессиональный перевод Свящ. Писания на язык чичева. К 1977 г. был переведен НЗ, а в 1998 г. опубликован перевод всей Библии под названием «Buku Loyera» («Святая Книга»). Данное издание включило также перевод второканонических книг.

В 60-80-х гг. XX в. в М. появились новые пятидесятнические орг-ции (Церковь Бога пророчеств, Объединенная Церковь апостольской веры, Международная Церковь четырехугольного Евангелия, Объединенная пятидесятническая Церковь, Пятидесятническая Церковь Лилонгве, Церковь миссии учеников в Малави), расцвета достигли харизматические синкретические движения (Церковь живых вод, Библейские служения веры и проч.). Росту их популярности способствовало желание верующих выйти из-под контроля со стороны авторитарного режима.

В 70-80-х гг. XX в. общенациональные выборы в законодательные органы (апр. 1971, май 1976, июнь 1978, июнь 1983, май 1987) проводились на безальтернативной основе. В 80-х гг. XX в. социально-экономическая ситуация в М. стала ухудшаться ввиду энергетического кризиса и снижения цен на основные товары малавийского экспорта - табак и чай. Падение уровня жизни, безработица, ограничение политических и общественных свобод вызвали волну политических протестов, в которых активно участвовали представители различных христианских конфессий, включая адептов ЦЦАП, католиков и англикан. В 1976 г. за критику режима был выслан, а затем посажен под домашний арест еп. П. А. Калиломбе. В 1989 г. состоялся пастырский визит в М. папы Римского Иоанна Павла II, способствовавший развитию политического диалога. Большая роль была отведена образованной в 1992 г. Католической комиссии за справедливость и мир.

В апр. 1992 г. была создана оппозиционная политическая партия «Объединенный демократический фронт» (ОДФ), к-рую возглавил этнический яо, мусульманин Бакили Мулузи. В июне 1992 г. на выборах в Национальное собрание вновь победил КМ, но под давлением оппозиционных партий и международного сообщества властям пришлось в июне 1993 г. провести референдум, по результатам которого была введена многопартийная система. В мае 1994 г. состоялись одновременно президентские и парламентские выборы, на которых победу одержала оппозиция: в Национальном собрании ОДФ занял 84 из 177 мест, а его лидер Мулузи стал президентом М. В 1995 г. вступила в силу новая Конституция М. В 1999 г. Мулузи был переизбран на 2-й срок. Он продолжил экономический курс Банды, прибегая к помощи международных финансовых структур, что не способствовало решению проблем экономики и преодолению бедности населения. В июне 2003 г., после депортации 5 подозреваемых в связях с «Аль-Каидой», в Блантайре и Мангочи произошли стихийные выступления мусульман.

В мае 2004 г. президентом был избран представитель ОДФ Бингу ва Мутарика. В февр. 2005 г. он покинул ОДФ и создал Демократическую прогрессивную партию (ДПП). Ва Мутарика начал активную борьбу с коррупцией, пытаясь ограничить возможности сторонников бывш. президента Мулузи. Ситуация осложнилась сильным продовольственным кризисом, вспыхнувшим в 2005 г. из-за тяжелых погодных условий. При содействии международных структур правительство начало оказывать поддержку крестьянским хозяйствам. В реализации данной программы активное участие приняли религ. структуры, такие как Христианский совет Малави, Комитет церквей христианского служения и Христианская ассоциация здравоохранения Малави.

В мае 2009 г. президент ва Мутарика был переизбран на 2-й срок; выборы в законодательные органы выиграла ДПП. В 2011 г. ЕС, Норвегия и США, а также Всемирный банк и Африканский банк развития, обвиняя правительство М. в коррупции, ввели экономические санкции против М., приостановив помощь на развитие сельского хозяйства страны. В июле 2011 г. для решения накопившихся в обществе проблем при активном посредничестве ООН начался диалог между правительством М. и представителями гражданского общества. В авг. 2011 г. в Лилонгве стороны подписали совместное коммюнике, в разработке которого принимали участие представители христ. и мусульм. орг-ций. 5 апр. 2012 г. президент ва Мутарика скоропостижно скончался, его пост заняла вице-президент Дж. Х. Банда. В окт. 2013 г., после ареста неск. обвиняемых в коррупции министров, она распустила правительство. Очередные выборы состоялись в мае 2014 г., в них победу одержала ДПП. 31 мая 2014 г. к президентской присяге приведен кандидат ДПП П. Мутарика.

Лит.: Шаревская Б. И. Старые и новые религии Тропической и Юж. Африки. М., 1964; Шпажников Г. А. Религии стран Африки: Справ. М., 19882; Позднякова А. П. Республика Малави: Справ. М., 1989, 20042; она же. Всеобщие выборы в Малави // УЗ Ин-та Африки РАН. М., 2015. № 2(33). С. 76-86; Hastings A. The Church in Africa, 1450-1950. Oxf., 1994. P. 397-609; Isichei E. A History of Christianity in Africa: From Antiquity to the Present. Grand Rapids (Mich.); Lawrenceville (N. J.), 1995. P. 128-152, 228-263, 323-352; God, People and Power in Malawi / Ed. K. R. Ross. Blantyre; Bonn, 1996; Christianity in Malawi: A Source Book / Ed. K. R. Ross. Gweru (Zimbabwe), 1996; Schoffeleers M. In Search of Truth and Justice: Confrontations Between Church and State in Malawi, 1960-1994. Blantyre, 1999; Malawi's Muslims: Historical Perspectives / Ed. D. S. Bone. Blantyre, 2000; Sundkler B., Steed Ch. A History of the Church in Africa. Camb.; N. Y., 2000. P. 118, 454-459, 467-482, 525-526, 795-799, 978-981; Amanze J. African Traditional Religion in Malawi: The Case of the Bimbi Cult. Blantyre, 2002; Soko B., Kubik G. Nchimi Chikanga: The Battle Against Witchcraft in Malawi. Blantyre, 2002; Initiation Rites for Boys in Lomwe Society in Malawi and other Essays / Ed. J. C. Chakanza. Zomba, 2005; Matemba Y. H. Matandani: The Second Adventist Mission in Malawi. Zomba, 2003; Strohbehn U. Pentecostalism in Malawi: A History of the Apostolic Faith Mission, 1931-1994. Zomba; East Lansing, 2005; African Ancestors' Religion: Chipembedzo cha Makolo Achikuda / Ed. J. C. Chakanza. Zomba, 2006; Tengatenga J. Church, State, and Society in Malawi: An Analysis of Anglican Ecclesiology. Zomba, 2006; McCracken J. Politics and Christianity in Malawi, 1875-1940: The Impact of the Livingstonia Mission in the Northern Province. Zomba, 20082; Munyenyembe Rh. G. Christianity and Socio-cultural Issues: The Charismatic Movement and Contextualization of the Gospel in Malawi. Zomba; Luwinga (Malawi), 2011; Van der Meer E. The Problem of Witchcraft in Malawi // Evangelical Missions Quarterly. Wheaton (Illinois), 2011. Vol. 47. N 1. P. 78-85; Dicks I. D. An African Worldview: The Muslim Amacinga Yawo of Southern Malawi. Zomba, 2012; Longwe H. Christians by Grace - Baptists by Choice: A History of the Baptist Convention of Malawi. Zomba; Mzuzu, 2013; idem. Identity by Dissociation: A History of the Achewa Providence Industrial Mission. Mzuzu, 2013; Ross K. R. Malawi and Scotland Together in the Talking Place Since 1859. Mzuzu (Malawi), 2013.
Э. Небольсин