(Тверской епархии Тверской и Кашинской митрополии), находится в дер. Николо-Малица Калининского р-на Тверской обл. на юго-зап. окраине г. Твери. Наименование происходит от названия протекающей рядом с обителью р. Малица. Основными источниками сведений по истории М. м. являются документы монастырского архива (ГА Тверской обл. Ф. 184, 1674-1919 гг.) и описания обители XIX в. (Ист. записка. 1855; Феофилакт (Виноградский). 1859).
В XIX-XX вв. считалось, что М. м. основан при царе Феодоре Иоанновиче (1584-1598), о чем в челобитной к царю Михаилу Феодоровичу Романову 1615 г. упоминал строитель Феодосий: «...при Государе Царе... Феодоре Иоанновиче... устроилось наше богомолье Малицкая пустыня» (ГА Тверской обл. Ф. 184. Оп. 2. Д. 38, Л. 3). Но материалы дозорной книги 1551-1554 гг. позволяют утверждать, что М. м. существовал уже в сер. XVI в. Здесь упоминается «монастырек Никола Чудотворец на Ноугородцкой дорозе» (Писцовые мат-лы Тверского у. 2005. С. 273). Монастырь был построен на землях царя и великого князя. М. м. избежал разорения в Смутное время и при литовско-польской интервенции 1604-1610 гг. и даже укрепился после пожалования ему земель запустевших обителей. В 1613 г. к владениям М. м. были причислены земли разоренных тверских обителей: Крестовоздвиженского муж. монастыря и пустоши Мытицкого Николаевского монастыря.
Первоначально в М. м. был построен деревянный храм в честь Покрова Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца (или 2 храма), сгоревший в 1675 г. при игум. Иоиле. На пепелище была обретена икона свт. Николая Чудотворца с неповрежденным ликом и опаленной оборотной стороной.
В 1676 г. на средства царского стольника Г. Д. Овцына, имение которого находилось в с. Ивановское (Овцыных) Тверского у. (ныне дер. Ивановское Калининского р-на Тверской обл.), был возведен каменный 2-столпный 5-главый собор во имя Всемилостивого Спаса с 2 теплыми пределами во имя свт. Николая Чудотворца и в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». Собор, к-рый строила артель ярославских каменщиков под рук. Никиты Белоглаза, был возведен к окт. 1676 г. (ГА Тверской обл. Ф. Р-638. Оп. 1. Д. 12. Л. 51, 52, 52 об.). Одновременно в обители были поставлены шатровая колокольня, настоятельский корпус, братские кельи и службы, ограда. В мон-ре хранилась картина, датированная 20 апр. 1677 г., на которой с южной стороны видны каменные часовня и св. врата (Феофилакт (Виноградский). 1859. C. 23).
Каменное строительство развернулось в мон-ре в XVIII в. После основания С.-Петербурга (1703) понадобилась большая дорога, проложенная с сев. стороны мон-ря. На этой стороне была возведена теплая каменная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы, упомянутая в описи 1720 г. (ГА Тверской обл. Ф. Р-638, Оп. 1. Д. 115). К 1720 г. рядом с храмом стояли каменные св. врата и часовня, предназначенная для исполнения треб проезжавших по дороге. В часовне находился старинный иконостас.
В апр. 1742 г. в Малицкой слободе проездом из С.-Петербурга в Москву остановилась беременная гр. Мавра Егоровна Шувалова († 1759), статс-дама имп. Елизаветы Петровны. Она тяжело заболела в дороге и исцелилась после молебна перед иконой свт. Николая Чудотворца, благополучно добралась до Москвы и родила сына, к-рого назвала Николаем. Вскоре Шувалова вместе с супругом, президентом Военной коллегии гр. П. И. Шуваловым, стала благотворительницей обители. 1 марта 1743 г. на средства Шуваловых на заводе Демидова в Невьянске был отлит колокол весом 126 пудов 27 фунтов.
С 1751 г. по обету и на средства гр. Шувалова († 1762) на территории М. м. началось возведение каменных построек, в результате сложился единый архитектурный ансамбль в стиле барокко. В центре, на месте разобранного Спасского храма (1676), был возведен в 1754 г. одноглавый двусветный 3-престольный Спасский собор с трапезной (с зап. стороны), правым приделом свт. Николая Чудотворца, левым - святых праведных Захарии и Елисаветы (впосл. помещение ризницы). По описи 1910 г., собор был 30 аршин в длину, 30 аршин в ширину, 22 аршина в высоту (Там же. Ф. 184. Оп. 1. Д. 195. Л. 1-5). Строила храм артель Фомы Павлова, крестьянина монастырской слободы Селижаровского Троицкого мон-ря. Внутри стены были полностью расписаны в 1861-1862 гг., новый иконостас помещен в 1862 г. В Никольском приделе был устроен склеп, в котором похоронили гр. М. Е. Шувалову (Ɨ 1759).
Над св. вратами М. м. была возведена 3-ярусная колокольня. В июле 1891 г. в обитель был доставлен отлитый на московском заводе Самгина колокол, весивший 293 пуда 20 фунтов. На колокольне стало 6 колоколов, в т. ч. самый древний, отлитый при игум. Иоиле в 1687 г. весом 14 пудов; колокол весом 126 пудов 27 фунтов, отлитый в 1743 г. и пожертвованный Шуваловыми; колокол весом 52 пуда, отлитый в 1840 г. строителем Иоасафом; и последний - самый большой колокол, отлитый при архим. Данииле (Чижове). В XVIII в. по сторонам от колокольни симметрично располагались одноглавые церкви: на востоке - в честь Покрова Пресв. Богородицы (теплая) с часовней; на западе - во имя прп. Петра Афонского (не была достроена). На юж. стороне ограды была построена церковь, которую предполагалось освятить во имя мучеников Тимофея и Мавры, но в 1771 г. она была перестроена в настоятельский корпус. Кроме зимних и летних комнат в настоятельском корпусе имелось еще 6 келий.
В XVIII в. одновременно с возведением Спасского собора велось строительство братских келий на вост. стороне мон-ря. Первоначально у каждой кельи был отдельный свод, но после ремонта 1829 г. своды заменили накладным потолком. Сохранился проектный чертеж братского корпуса 1829 г., подписанный губернским архит. И. Ф. Львовым и Тверским и Кашинским архиеп. Амвросием (Протасовым), но при строительстве и перестройках в него были внесены изменения. В XVIII в. в обители также были устроены деревянные хозяйственные помещения, в т. ч. амбар для хлеба, кладовые и поварня. Мон-рь (территория 65 саж. в длину, 40 саж. в ширину) был обнесен каменной оградой, покрытой тесом, по углам возвышались башни с небольшими помещениями под ними.
В 1829 г. к северу от М. м. было проложено новое Московско-Петербургское шоссе. Рядом с дорогой была поставлена деревянная монастырская часовня, а ок. 1885 г.- каменная часовня с кельей для монаха и деревянным сараем. В часовне находились резной образ свт. Николая Чудотворца и др. иконы.
В 1840 г., при строителе Иоасафе, был отремонтирован настоятельский корпус (XVIII в.), в соборе поставлены железные двери. В 1873 г. с разрешения Тверской духовной консистории храм прп. Петра Афонского был разобран, а полученный строительный материал использовался для пристройки к теплой Покровской ц. нового юж. придела во имя арх. Михаила.
В 1886 г. в Николо-Малицкой слободе была открыта церковноприходская школа на 80 учащихся. В 1901 г. рядом с монастырем на его средства было построено школьное здание. В школе преподавали 2 учителя, курс обучения составлял 4 года. В дек. 1916 г. в школе обучались 38 мальчиков и 38 девочек, продолжительность учебного года составляла 157 учебных дней. Школу посещали дети из Николо-Малицкой слободы, из деревень Ст. и Нов. Каликино, Сакулино, Черкасы, Брянцево, из рабочей слободки вагонного завода.
К нач. XIX в. М. м. входил в десятку крупнейших землевладельцев среди обителей Тверской епархии и сохранил свои владения практически без потерь до XX в. На севере владения мон-ря граничили с дер. Брянцево, на юге - с дер. Черкасы, зап. граница проходила по р. Малице, а восточная - около пересечения шоссе Москва - С.-Петербург с Николаевской железной дорогой. Доходы обители складывались из пожертвований проезжавших по тракту и в значительной степени из средств, получаемых от сдачи в аренду пустошей, домов и др. строений, расположенных на землях мон-ря, а также от продажи строевого монастырского леса.
В 1888 г., когда строилась дорога из С.-Петербурга в Москву, архим. Даниил продал казне 26,5 га земли и безвозмездно отдал 6,6 га. С 1880 г. мон-рь начал строить деревянные дачные дома, к-рые сдавались жителям Твери в летний сезон. К 1910 г. за пределами основной территории М. м. было выстроено 16 домов. К нач. XX в. обители принадлежало 568 га пахотных, сенокосных и лесных угодий, пустоши, мукомольная мельница на р. Малица в 2 верстах от мон-ря. Пахотную землю обрабатывали наемные рабочие, пустоши, сенокосные угодья и мельницу сдавали в аренду.
В годы первой мировой войны монастырь оказывал гос-ву материальную помощь. С сент. 1915 по авг. 1917 г. в помещениях и конюшнях мон-ря размещалось 4-е отд-ние Рижского общего конского запаса, численность которого во много раз превышала число братии. Ежедневно на постое было от 40 до 240 чел., в течение месяца от 1500 до 4800 чел. и от 1500 до 5400 лошадей.
С 1613 г. М. м. возглавляли в основном игумены, с сер. XVIII в.- строители. Первым из известных настоятелей был строитель иером. Феодосий, в 1615 г. обращавшийся с челобитной к царю Михаилу Феодоровичу Романову об утверждении за мон-рем 4 пустошей.
Среди настоятелей наиболее почитаем о. Даниил (Чижов; 1812-1897), духовный сын еп. Можайского Саввы (Тихомирова), 12 марта 1880 г. возглавивший М. м., в 1884 г. возведенный в сан игумена, в 1889 г.- в сан архимандрита, в 1895 г. награжденный орденом св. Анны 3-й степени. Архим. Даниил вел строгую подвижническую жизнь и успешно занимался хозяйством обители. Единственным источником средств существования М. м. был крестный ход в Тверь с иконой свт. Николая Чудотворца. В 1883 г. по инициативе иером. Даниила время пребывания иконы в Твери было продлено с 21 мая до 1 июня, т. к. мн. верующие хотели принять икону в своих домах. Для пополнения монастырских средств архим. Даниил построил за оградой дачи-особняки, к-рые сдавались горожанам на лето. Архим. Даниил был духовным попечителем и законоучителем церковноприходской школы, окормлял сестер тверского в честь Рождества Христова монастыря. Похоронен у зап. входа в соборный храм Всемилостивого Спаса с правой стороны.
По описи 1720 г., в 5 кельях проживали 3 иеромонаха, иеродиакон, 4 монаха-клирошанина, 5 монахов. В 1764 г. М. м. получил статус заштатной необщежительной обители, в к-рой могли проживать 7 насельников (настоятель, 3 иеромонаха, иеродиакон и 2 послушника), им ежегодно отпускалось из казны по 300 р. ассигнациями. Но число братии и послушников обычно составляло 8-14 чел. В 1917 г. в штат М. м. входили настоятель, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, монах, 2 послушника - все по происхождению из крестьян или мещан, за исключением одного иеромонаха, принадлежащего по рождению к духовному сословию.
Главной святыней М. м. считалась икона свт. Николая Чудотворца, обретенная после пожара (ок. 1675). Образ был написан на холсте, наклеенном на доску 5, 5 вершка длиной и 4,5 - шириной (24,5×20 см). По сторонам от поясного образа свт. Николая на полях изображены страстотерпцы Борис и Глеб. Икона прославилась многочисленными исцелениями среди жителей не только окрестных селений, но и Твери. По преданию, когда один из игуменов, желая сэкономить масло и опасаясь пожара, запретил по ночам возжигать перед иконой лампаду, ему явился свт. Николай Чудотворец и обещал, что не оставит обитель без покровительства. К нач. XX в. перед иконами свт. Николая в монастыре (в соборе и в часовне) горели 2 неугасимые лампады.
По завещанию гр. Шуваловой ее муж передал М. м. более 250 семейных реликвий, в т. ч. икон, частиц мощей, благодаря чему обитель стала местом паломничества. Первым его даром мон-рю стала золотая риза с драгоценными камнями, украшавшими «образ чудотворца святителя Николая; на нем венец... в короне в двух запонах, и в двух крестах на омофоре, на Евангелии и на двух по сторонам святых Бориса и Глеба в коронах алмазов сорок, над короною крестик сребреной позлащенной, в середине коего винюса, по краям четыре изумруда, под оным в короне восточный хрусталь, по правую сторону аметист, на Евангелии в средине изумруд, выше онаго и ниже два простых белых камней, в короне в венце и по другим местами красных и других цветов яхонтов… сорок четыре» (ГА Тверской обл. Ф. 184. Оп. 1. Д. 14. Л. 3 об.). Среди др. даров Шуваловых - Казанская икона Божией Матери в позолоченном серебряном окладе с алмазами и самоцветами, серебряный вызолоченный ковчег со створками, в к-ром под слюдой помещены частицы мощей 77 святых; Иверская икона Божией Матери с частицами мощей 18 святых; под прозрачной слюдой в серебряном ковчеге имелись частицы Креста Господня, камня от Гроба Господня, мощей святых Иоанна Предтечи, апостолов Матфея, Луки, Андрея Первозванного, Иакова, брата Господня, святителей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Арсения Тверского и др. Шувалов передал в М. м. и мозаичный Нерукотворный образ Спасителя, созданный М. В. Ломоносовым (ГИМ). В ризнице имелось большое Евангелие с серебряными застежками, изготовленное гр. Шуваловым для вечного поминовения супруги. Особой святыней являлся золотой крест с изображением на финифти распятого Спасителя, Пресв. Богородицы, ап. Иоанна Богослова. В кресте имелась часть ризы Господней. С 10 июля 1759 г. в мон-ре особо торжественно отмечали праздник Положение ризы Господней, с водосвятием и крестным ходом.
В 1727 г. царевны Прасковья Иоанновна и Анна Иоанновна подарили обители икону прп. Кирилла Белозерского (29×27 см), украшенную золотыми узорчатыми листами. 25 дек. 1828 г. дворянка Н. А. Бородина пожертвовала чеканный серебряный вызолоченный крест (15,6×13,3 см) с 72 частицами мощей святых. Их имена были написаны на задней стороне креста, а лики «иконным писанием» изображены на деревянной доске, в к-рую был встроен крест. В обители также хранились «древняя» икона Божией Матери «Троеручица» в басменном окладе (утрачена), устав обители 1547 г., «писанный не одною рукою» (утрачен), рукописное Евангелие 1566 г. (утрачено).
С сер. XVIII в. в Москве 10 июля, в день празднования Положения ризы Господней, совершали водосвятный молебен и крестный ход вокруг обители. С 1829 г., после строительства Никольской часовни на шоссейной дороге и перенесения в нее резного образа свт. Николая Чудотворца, ежегодно 9 мая из обители крестный ход направлялся в часовню. По указу Синода от 2 нояб. 1862 г. в память избавления Твери от эпидемий и пожаров 1860-1861 гг. ежегодно 9 мая совершался крестный ход с образом свт. Николая Чудотворца из М. м. в Тверь, сначала в Знаменскую ц., с 1901 г. в Никольскую ц.
Стольник Овцын, иждивением которого после пожара был выстроен каменный собор, умер 17 апр. 1683 г. и в дек. 1684 г., согласно его завещанию, был похоронен близ собора, напротив сев. придела в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». При перестройке собора на средства Шуваловых место захоронения оказалось внутри собора и было утеряно. По завещанию гр. Шуваловой ее тело было погребено в обители - в склепе под соборным приделом свт. Николая Чудотворца. Каменный склеп имел глубину ок. 3 аршин, длину ок. 6, ширину ок. 5 аршин. Гр. Шувалов был похоронен в фамильном монастырском склепе - под недостроенной ц. прп. Петра Афонского. В усыпальнице покоились также др. представители рода Шуваловых. В 1859 г. по ходатайству потомка благотворителей А. П. Шувалова прах членов семьи был перенесен в склеп Николаевского придела соборного храма, в нише на зап. стороне придела был установлен памятник высотой ок. 4 аршин, изготовленный по проекту архитектора Тверской удельной конторы М. С. Шашина. Ему же принадлежал и проект переделки склепа. Монашеские захоронения располагались вокруг Спасского собора, настоятелей погребали с зап. стороны, справа и слева от входа.
После 1917 г. М. м. лишился земельных владений, потерял право содержать школу. В первые месяцы после революции 1917 г. мон-рь продолжал вести хозяйство, братия пыталась зарегистрироваться как трудовая сельскохозяйственная коммуна. 20 июля 1918 г. Брянцевский волостной исполком уведомил игумена об обложении мон-ря единым чрезвычайным продовольственным налогом (1 тыс. р.), 5 дек.- др. налогом (4 тыс. р.). Остаток средств мон-ря на 1919 г. составил 2180 р. Сохранилось прошение Николо-Малицкого церковного совета от 12 мая 1929 г. в Тверской губ. административный отдел разрешить 22 мая перенести крестным ходом икону свт. Николая Чудотворца из мон-ря в Вознесенскую ц., «что за р. Волгой», а 14 июля вернуть святыню в обитель. (ГА Тверской обл. Ф. Р-1515. Оп. 1. Д. 59. Л. 146). Прошение осталось без ответа.
После 1930 г. М. м. был закрыт. Согласно материалам уголовного дела, «служитель культа», вероятно игум. Иосиф (Яровой-Яропольский), 29 янв. 1930 г. был задержан, доставлен в Тверской окружной отдел ОГП, обвинен по статье 58-10 УК РСФСР и приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. В протоколе допроса от 30 янв. 1930 г. со слов обвиняемого записано, что в момент задержания кроме него в мон-ре проживали иеромонах и монах-сторож. Из текста обвинительного заключения от 1 февр. 1930 г. следует, что в то время мон-рь еще не был закрыт: «Произведенным по делу следствием установлено, что Яровой-Яропольский, проживая в д. Малицы, группировал вокруг себя женщин и вел с ними собеседования, направляя свою деятельность к срыву организации коллектива, в чем он лично был заинтересован, т. к. с проведением коллективизации неминуемо встал бы вопрос о ликвидации Николо-Малицкого монастыря, который служит оплотом мракобесия и темноты в данном районе» (ЦДНИ Тверской обл. Ф. 7849. Д. 10337-с. Л. 17). Последний иеромонах - о. Стефан после 1945 г. проживал в дер. Николо-Малица, его могила на Николо-Малицком кладбище находится среди захоронений 1948 г.
В окт.-дек. 1941 г. постройки монастыря, оказавшиеся в зоне активных боевых действий, почти полностью были разрушены. После 1945 г. жителей Николо-Малицы правление колхоза «Нива» поселило в кельях братского корпуса (сер. XVIII - 1-я треть XIX в.).
К нач. XXI в. ансамбль М. м. был почти полностью уничтожен, сохранились полуразрушенный братский корпус и стоящая у дороги перестроенная часовня (2-я пол. XIX в.). В 2002 г. трудами настоятеля тверского храма блж. Ксении Петербургской прот. Сергия Дмитриева и прихожан в юж. крыле братского корпуса была оборудована часовня во имя свт. Николая Чудотворца, начат ремонт здания. В часовне служили молебны с акафистом свт. Николаю Чудотворцу. У входа на территорию мон-ря возвели звонницу. По прошению прихожан Никольского храма дер. Николо-Малица 14 июля 2005 г. клирику Троицкого собора («Белая Троица») иером. Борису (Тулупову) было поручено осуществлять по совместительству служение в бывш. мон-ре.
23 июня 2008 г. по решению Синода М. м. был открыт, наместником назначен иером. Борис (Тулупов). В 2012 г. игум. Борис стал настоятелем. В 2012 г., спустя 90 лет со дня закрытия обители, впервые в мон-ре был совершен монашеский постриг в малую схиму 2 иноков.
Восстановлен братский корпус, колокольня, трапезная с открытой арочной галереей, ограда с 4 угловыми башнями. Возведен 2-престольный Покровский храм (по образцу храма Положения пояса Пресв. Богородицы мон-ря Ватопед), первая литургия в к-ром совершена 3 июня 2012 г., в день Св. Троицы. После 1917 г. почти все реликвии, переданные Шуваловым, были разграблены. После окончания Великой Отечественной войны верующие, тайно сохранившие икону свт. Николая, передали ее в храм во имя Св. Троицы («Белая Троица»), единственный действовавший в Калинине (ныне Тверь). Летом 2010 г. икона свт. Николая была возвращена в монастырь. К 2016 г. в М. м. находилась частица мощей свт. Николая в храмовой иконе, ковчеги с частицами мощей вмч. Георгия Победоносца, свт. Арсения, еп. Тверского, прп. Саввы Вишерского.
Городское Николо-Малицкое кладбище расположено на земле, ранее принадлежавшей мон-рю. В 1945-1971 гг. здесь похоронены 3 архиерея и 6 пресвитеров. На том же кладбище находится могила иером. Стефана (Соколова; Ɨ 1947), последнего насельника закрытого мон-ря.
Подворьями М. м. являются Жёлтиков в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, Могилевская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. Кувшиновского р-на Тверской обл., Нектариева в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. Калининского р-на, Отмицкий (Вотмицкий) в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь Калининского р-на, Саввин Сретенский мон-рь Калининского р-на, Тутанский Вознесенский мон-рь Калининского р-на, тверской Черкасский во имя вмч. Димитрия Солунского мон-рь.
С 2000 г. Тверским союзом правосл. мирян совершается ежегодный крестный ход по берегам р. Тьмы, в маршрут к-рого входят в т. ч. древние мон-ри, являющиеся подворьями М. м.