[Греч. Μανουήλ, Σαβὲλ καὶ ᾿Ισμαήλ] († 362/3), мученики Персидские (Халкидонские) (пам. 17 июня). Сведения о мученичестве 3 братьев сохранились в неск. источниках: 1) Мученичество (BHG, N 1023), изданное болландистом Д. Папебруком в Acta Sanctorum (ActaSS. Iul. T. 3. P. 233-273); известно в научной традиции как Acta vetera; 2) Мученичество, составленное прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 1024); издавалось неоднократно, последний раз - В. В. Латышевым (Латышев В. В. Hagiographica Graeca inedita // ЗИАН. 1914. Сер. 8. Т. 12. Ч. 2. С. 28-39); 3) Мученичество (BHG, N 1024c), опубликованное тем же исследователем (Latyšev. Menol. T. 2. P. 67-72); 4) неизданное краткое Мученичество (Эпитома; BHG, N 1024d).
Согласно агиографическим источникам, М., С. и И. были родными братьями, происходили из знатного персид. рода. Их отец был приверженцем персид. религии (зороастризм), а мать - христианкой. В христианском благочестии она воспитала и сыновей. Крещение братья приняли от пресвитера по имени Евник. Достигнув зрелого возраста, они поступили на военную службу к царю Аламундару (это имя приводится у Симеона Метафраста; в Acta vetera имя царя - Валтан (в нек-рых списках - Валан)). Вскоре братья были посланы к имп. Юлиану Отступнику (361-363) для заключения мирного договора. В то время император находился в Халкидоне близ К-поля, в местности под названием Тригон (греч. Τρίγωνος), где по его распоряжению происходило большое языческое празднество. М., С. и И. держались в стороне от нечестивых торжеств и молились о заблудших язычниках. Не обнаружив среди празднующих персид. послов, Юлиан велел разыскать их и привести к нему, чтобы они разделили с ним торжество. Но посланники ответили постельничему императора, который передал им приглашение, что считают идолов бесами и никогда не отступятся от христ. веры. Получив такой ответ, Юлиан пришел в ярость и приказал взять М., С. и И. под стражу, но не допрашивать и не предавать мучениям, чтобы не омрачать торжеств.
На следующий день император вменил посланникам в вину, что они не хотят выполнять свою служебную миссию - заключить мир, и попытался воздействовать на них дипломатическими средствами. Юлиан удивился тому, что представители Персии, где почитаются солнце и огонь (культ Ахура Мазды), не поклоняются рим. богам солнца и огня ни по причине схожести верований, ни по причине своих служебных обязанностей. Отказом принести жертву богам они способствуют возобновлению вражды и препятствуют заключению мира. М., С. и И. ответили через переводчика, что они прибыли к Юлиану не ради религ. споров, а для подписания документа о ненарушении границ и о свободной торговле, т. о., Юлиан сам препятствует заключению этого договора, поскольку вместо политических условий обсуждает их религию и принуждает участвовать в празднике, к-рый чужд их вере.
Юлиан упрекнул братьев, не говоривших по-гречески, в невежестве и в незнании языческой религии, которую они отвергают, сообщив, что он сам отказался от евангельского учения именно потому, что подробно изучил христианское богословие. М., С. и И. ответили, что это безумие - отвергнуть Бога Живого, чтобы поклоняться мертвым каменным изваяниям. Разгневанный Юлиан приказал раздеть посланников и бить ремнями, затем подвесить к дереву и строгать железными крючьями. Мученики непрестанно молились, и им явился Ангел Господень, к-рый даровал святым нечувствительность к боли. После пыток Юлиан вновь начал склонять братьев к отречению от веры, сказав, что намеренно не стал прибегать к более изощренным пыткам в надежде на то, что посланники образумятся. Но братья заявили, что чем сильнее будут их мучения за Христа, тем больше духовной радости им это принесет.
Заметив, что самый смелый и красноречивый из троих - М., Юлиан разлучил его с С. и И., а сам обратился к ним с льстивыми речами, убеждая их в том, что они совсем не похожи на злого упрямого брата своим кротким нравом и благоразумием и без сомнения спасут себя, если принесут жертву идолам. Но С. и И. обличили уловку Юлиана.
Раздраженный стойкостью братьев император велел прижигать их тела факелами, затем вбить гвоздь в голову каждому, под ногти рук вогнать спицы и только потом обезглавить. Для казни их привели в скалистую местность к стене Константина. Перед тем как отойти ко Господу, М., С. и И. вновь горячо молились за окружавших их заблудших язычников и услышали глас с небес, призывавший их получить венцы славы.
Обезглавленные тела мучеников палачи Юлиана хотели сжечь, но внезапно произошло землетрясение и пласт земли, где лежали тела, погрузился в бездну, скрыв останки святых от поругания. Многие видевшие это обратились ко Христу. После 2-дневного моления на месте казни мучеников вновь случилось землетрясение, и тела, от к-рых исходило благоухание, вознеслись из бездны. Мощи были с честью погребены на том же месте, от них происходили многочисленные исцеления.
Имп. Юлиан после казни посланников отправился в поход на Персию, потому что мир так и не был заключен, но несмотря на то, что языческие жрецы предсказывали ему победу, император погиб в битве с персами.
Персид. шаханшах Аламундар или Валтан из исторических источников неизвестен. Во время, к к-рому относится кончина М., С. и И., в Персии правил Шапур II из династии Сасанидов, гонитель христиан. Возможно, в агиографических текстах речь идет не о самом шаханшахе, а о военачальнике или правителе некой местности.
А. В. Муравьёв предположил, что имена правителей в Мученичестве могли носить исторические лица. Так, Валтан, по его мнению, может быть искажением персидского имени Вахрам (Бахрам), а что касается имени Аламундар, то это устойчивая греческая транскрипция араб. имени Мунзир (аль-Мунзир, аль-Мундир). Однако 1-й известный правитель с этим именем - аль-Мундир I из араб. династии Лахмидов (столицей царства Лахмидов был г. Хира (ныне территория Ирака)) - жил почти на 100 лет позже описываемых событий. Аль-Мундир I поддержал Вахрама V (шаханшах Персии в 420-438), сына шаханшаха Йездигерда I, в борьбе за персид. престол. Муравьёв предложил следующее объяснение хронологических нестыковок: во время византино-персид. войны в 420/21-422 гг., участником к-рой был аль-Мундир I, возможно, на границах Византии, Персии и территории пребывания араб. племен шли некие переговоры. Автор одного из сказаний о М., С. и И. мог заимствовать араб. имя Мундир (Аламундар) и персид. имя Вахрам (Валтан) и ввести их в контекст возможных переговоров Юлиана Отступника, происходивших столетием ранее. В случае принятия такого объяснения придется признать, что тексты 2 Мученичеств (BHG, N 1023, 1024) составлены почти через 100 лет после казни братьев. Это с трудом согласуется с тем, что их почитание возникло довольно рано. Так, уже через 30 лет после их мученической кончины имп. Феодосий I Великий построил в К-поле храм во имя М., С. и И., вероятно на месте казни святых, т. е. близ стен Константина. По нек-рым сведениям, неподалеку находилась также ц. прор. Елисея или Илии, однако точная локализация этого храма, где скорее всего хранились мощи 3 мучеников, невозможна (подробнее см.: Janin. Églises et monastères. P. 322). Дальнейшая судьба мощей также неизвестна.
Персид. поход Юлиана, закончившийся гибелью императора, подробно описан в источниках (см.: Ammiani Marcellini Rerum Gestarum libri qui supersunt / Ed. C. U. Clark. B., 1910-1915, 19632. T. 1-2). Но в исторических произведениях посольство М., С. и И. не упомянуто. По предположению Муравьёва, Юлиан вел переговоры не с персами, а с араб. племенами, чтобы найти себе союзников в борьбе с Персией. Т. о., возможно, братья-мученики были не персидского, а араб. происхождения, о чем косвенно свидетельствуют и их семитские имена. Мученичество М., С. и И. может являться источником сведений о римско-араб. отношениях в период правления Юлиана Отступника, а события, описанные в агиографических текстах, отражают следующую ситуацию, по версии Муравьёва: некий араб. военачальник хотел заключить союз с римлянами против Персии, и, зная, что они в основном исповедуют христианство, отправил к ним посольство, состоящее из христиан, не учтя изменения политики Юлиана Отступника в отношении гос. религии, из-за чего дипломатическая миссия окончилась трагически. Отсутствие упоминаний среди историков об этом посольстве и о казни послов, вероятно, говорит о том, что для хронистов это был незначительный эпизод.
Относительно того, какой из источников о мученичестве братьев содержит наиболее раннюю по времени информацию, единого мнения нет. Безусловно, Acta vetera отражают очень древние сведения, но возможно, что Симеон Метафраст также использовал при составлении своего текста некий древний несохранившийся источник.
Память М., С. и И. отмечается в Типиконе Великой церкви, отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., 17 июня без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 314).
В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М., С. и И. не упоминаются, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. № 167, XII в.- под 17 июня содержится служба М., С. и И., включающая минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир-подобнов и седален (Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 68).
В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем собой малоазийскую редакцию Студийского устава, 17 июня совершается служба с пением на утрене «Бог Господь» и тропарем; указан отпустительный тропарь М., С. и И. Οἱ μαρτυρές σου, Κύριε̇ ( ); на вечерне на «Господи, воззвах» назначается цикл стихир М., С. и И., на стиховне к стихирам Октоиха прибавляется самогласен М., С. и И.; на утрене назначаются 2 канона Октоиха и канон М., С. и И., по 3-й песни канона - седален, по 6-й - кондак М., С. и И.; на литургии прокимен, аллилуиарий и причастен М., С. и И., Апостол и Евангелие рядовые (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 461).
В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, 17 июня М., С. и И. назначается тот же отпустительный тропарь, что и в Евергетидском Типиконе; подробно богослужение не описано (Arranz. Typicon. P. 158).
В одной из древнейших сохранившихся редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- память М., С. и И. отмечается 17 июня; указан только отпустительный тропарь 4-го гласа Οἱ μαρτυρές σου, Κύριε̇ ( ) (см.: Lossky. Typicon. P. 228-229). Такие же указания содержатся в Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г. (Миркович. Типикон. Л. 110а).
В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. помимо отпустительного тропаря помещен кондак М., С. и И. 2-го гласа Τῇ πίστῃ Χριστοῦ τρωθέντες̇ ( ).
В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 17 июня не отмечено к.-л. знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); богослужебное последование М., С. и И. описано подробно: указаны отпустительный тропарь и кондак, на вечерне святым назначаются цикл стихир-подобнов и самогласен; на утрене назначается канон 8-го гласа, седален и светилен; на литургии указан прокимен Пс 67. 36, Апостол Еф 6. 10-17, аллилуиарий Пс 33. 18, Евангелие Лк 21. 12-19 и причастен Пс 32. 1. Такие же указания содержатся в изданиях Типикона 1633, 1641, 1682 гг. (последнее лежит в основе совр. Типикона РПЦ).
Последование М., С. и И., содержащееся в совр. греч. Минее, включает только цикл стихир-подобнов и самогласен на вечерне, поскольку основная служба в этот день поется в честь мучеников Исавра, Василия, Иннокентия и др. (Μηναῖον. ᾿Ιούνιος. Σ. 110-117). Тем не менее в греч. Минее на май-июнь, изданной в Риме в 1900 г., под 17 мая помещено полное богослужебное последование М., С. и И.
Богослужебное последование М., С. и И., помещенное в совр. рус. богослужебных книгах и греч. Минее (Рим, 1900. С. 306-311), включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Οἱ μαρτυρές σου, Κύριε̇ ( ); кондак 2-го гласа Τῇ πίστῃ Χριστοῦ τρωθέντες̇ ( ) с икосом (Минея (МП). Июнь. Т. 2. С. 49; в совр. греч. Минее отсутствует, хотя содержится уже в первопечатном греч. Типиконе 1545 г.); канон (в греч. Минее помещен анонимно, но есть основания считать его автором Феофана Начертанного - см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. Ταμεῖον ᾿Εκκλησιαστικῆς ποιήσεως // ΕΘ. 1951. Σ. 334) с акростихом ᾿Αδελφικὴν τρίφωτον αἰνῶ λυχνίαν (Братский трисветлый восхваляю светильник) плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: ῾Ως ἐν ἠπείρῳ πεζεύσας̇ ( ), нач.: ᾿Ανατολῇ φαιδρυνθέντες (От востока радуясь); анонимный канон без акростиха 8-го гласа, ирмос: нач.: (Минея (МП). Июнь. Т. 2. С. 47-51; греч. оригинал этого канона cо 2-й песнью и большим числом тропарей сохр. в греч. рукописях, принадлежит перу Германа I, патриарха К-польского или, возможно, Андрея, архиеп. Критского,- см.: AHG. T. 10. P. 99-116, 357-358); 2 цикла стихир-подобнов (в греч. Минее только один), седален (разные в греч. и рус. Минее); светилен (только в русской).
По рукописям известны песнопения М., С. и И., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак 4-го гласа Τῶν μαρτύρων σήμερον τὴν θείαν μνήμην̇ ( ) с икосом (Амфилохий. Кондакарий. С. 122; возможно, этот кондак принадлежит перу Романа Сладкопевца - см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. Ibid. Σ. 333), дополнительный икос (Там же. С. 186); канон с именем автора - Георгия - в богородичнах, с акростихом Μανουήλ, Σαβέλ, ᾿Ισμαὴλ σέβω πόθῳ (Мануила, Савела, Исмаила ревностно почитаю), 4-го гласа, ирмос: Θαλάσσης τὸ ᾿Ερυθραῖον πέλαγος̇ ( ), нач.: Μαρτύρων ἡ τριφεγγής (Мучеников трисветлая) (Ταμεῖον. Σ. 219); канон авторства Георгия с акростихом ᾿Ωιδὴ πενιχρὰ μάρτυσιν Γεωργίου (Песнь скромная мученикам Георгия) плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: ῾Ως ἐν ἠπείρῳ πεζεύσας̇ ( ), нач.: ῾Ως χορηγὸς τῆς σοφίας (Яко податель мудрости) (Ibid. Σ. 220); 3 цикла стихир-подобнов, 4 самогласна (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. Ibid. Σ. 331-332).
В правосл. искусстве образы этих святых встречаются в лицевых визант. Минологиях с XI в.- в Минологии из мон-ря Сан-Сальваторе в Мессине (Messan. Salvad. 27. Fol. 317v), принесенном К. Ласкарисом в XV в. из К-поля; в греч. Минологиях XI-XII вв. (ГИМ. Греч. 9. Fol. 28v; Vat. gr. 1156. Fol. 313r; Paris. gr. 1528. Fol. 21r). На миниатюрах они более всего похожи на изображения 3 отроков «в пещи огненной»: все в одинаковых вост. одеждах, с разведенными в стороны руками, поднятыми в жесте орации, в персид. маленьких шапочках, все молодые и безбородые с кудрявыми пышными волосами. Этот тип характерен для образов святых и в стенописи - в росписях базилики Протата (ок. 1290 г., мастер Мануил Панселин), Успенской ц. в Грачанице (ок. 1320). Все 3 изображены в юж. части храма, усечение мучеников мечом - в сев.-зап. куполе. Сцена усечения встречается также в росписях Георгиевской ц. Старо-Нагоричино (1317), ц. Св. Троицы в мон-ре Козия (1390/91), ц. свт. Николая в Пелинове (1717-1718). Фигура М., стоящего рядом со св. Иаковом Персянином, входит в состав декора ц. Вознесения Господня в Дечанах (1348-1350) - оба с крестами в руках, на М. шапка с двойной опушкой. С. и И. представлены на соседнем столбе в том же ярусе, в платье С. сочетаются красный и лиловый цвета, в платье И.- зеленый и красный, на головах шапки. Фигура М. входит в чин мучеников в росписи кафоликона мон-ря Ватопед (1312), в чин преподобных - в росписи трапезной мон-ря Хиландар (1-я четв. XIV в.). В поствизант. росписях Афона святые представлены в минейных циклах - в нартексе кафоликона мон-ря Дионисиат (1546/47, мастер Дзордзис Критский), или в сонме святых в наосе, как в росписях кафоликона Вел. Лавры (1556/57, мастер Феофан Критянин). На миниатюре визант. Минология Димитрия Палеолога (Bodl. gr. th. f. 1, 1322-1340) под 17 июня показано усечение главы молодого святого, рядом с ним на фоне гор средовек и юноша, на полях миниатюры подписи с именами С. и И. Все трое изображены как средовеки, в плащах - в греко-груз. рукописи (РНБ. О.I.58. Л. 117 об., кон. XV в.).
В иконописных подлинниках отмечался молодой возраст святых - «млади все», М. подобен вмч. Димитрию Солунскому, ему следовало писать шапку, как у прор. Даниила; все несли в руке по кресту. Согласно подписи одежды братьев сочетали в разных вариантах синий и красный цвета. В Строгановском лицевом подлиннике М., как и его спутники, изображен юношей с короткими волосами, в шапочке, как у прор. Даниила и 3 отроков. Согласно подписи, в одеждах братьев варьировались синий и красный цвета. Академик В. Д. Фартусов рекомендовал (1910) писать святых как братьев, в одеждах персид. воинов, без лат: М., как средовека с круглой бородой, С.- моложе, с малой бородой, И.- с едва пробивающейся бородой.