МАРИИ МАГДАЛИНЫ СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том XLIII, С. 465-467
опубликовано: 4 марта 2021г.

МАРИИ МАГДАЛИНЫ СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Черноморская жен. пустынь равноап. Марии Магдалины. Хромолитография. Кон. XIX в.Черноморская жен. пустынь равноап. Марии Магдалины. Хромолитография. Кон. XIX в.

(Ейской епархии Кубанской митрополии), находится в ст-це Роговской Тимашёвского р-на Краснодарского края. Учрежден в 1848 г. как общежительная пустынь указом имп. Николая I Павловича на земле Черноморского казачьего войска. Обитель решили строить на территории упраздненного Войскового конного завода (в 7 км от совр. обители).

Первоначально с инициативой основания Черноморской женской Марие-Магдалинской пустыни выступили наказной атаман войска Г. А. Рашпиль и 1-й Кавказский и Черноморский еп. Иеремия (Соловьёв). 22 июня 1846 г. атаман писал командующему войсками на Кавказской линии и в Черномории Н. С. Завадовскому о том, что «учреждение в Войске женской обители, как следствие народной религиозной потребности, не может не быть полезным, потому что, во-первых, и главнее всего оно будет питать живое народное усердие к религии, во-вторых, в нем (монастыре) обретут последнее утешение молитвы и христианского вспомощения беспомощные старицы и вдовы... в-третьих, при отсутствии до настоящего времени в Войске учебных заведений, женская обитель... могла бы служить... местом воспитания женского юношества» (ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 1911, 1919, 2869, 2885). Согласившись с аргументами Рашпиля, Завадовский обратился с прошением о возможности учреждения обители к Кавказскому епископу, к-рый одобрил это начинание.

Днем открытия М. М. м. считается 11 дек. 1848 г., когда имп. Николай I утвердил Положение Военного совета, который, «рассмотрев представление Департамента Военных поселений», предложил учредить «в Черномории» пустынь для «лиц женского пола собственно войскового сословия», стариц и вдов казаков, потерявших детей и мужей. Сестрам отводилось «пустопорожнее, принадлежащее войску место» на р. Кирпили (Там же. Ф. 574. Оп. 1. Д. 155. Л. 1-2).

Церковь Покрова Пресв. Богородицы в мон-ре равноап. Марии Магдалины в ст. Роговская Тимашевского р-на Краснодарского края. 1997 г. Фотография. 2013 г.Церковь Покрова Пресв. Богородицы в мон-ре равноап. Марии Магдалины в ст. Роговская Тимашевского р-на Краснодарского края. 1997 г. Фотография. 2013 г.

Первоначально в М. М. м. были переведены 14 монашествующих казачек из Ладинского Покровского мон-ря Полтавской губ., Лебединского Николаевского мон-ря Киевской губ. и немировского во имя Святой Троицы монастыря; настоятельницей выбрали мон. Митрофанию (Золотаревскую), возведенную в Ставрополе в сан игумении. Согласно принятому Положению о пустыни, для охраны зданий и ведения хозяйства были назначены 8 казаков. Еще весной 1849 г. было отремонтировано «довольно большое жилое помещение», в котором проживали сестры. 22 сент. 1849 г. была заложена и 9 апр. 1850 г. освящена деревянная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы.

При обсуждении вопроса о выделении земли с Тифлисским начальством было решено отвести пустыни 171 дес. земли. 30 сент. 1850 г. рескриптом командующего Отдельным Кавказским корпусом мон-рю передали участок земли по р. Кирпили - «удобной, неудобной и под водами» - в 522 дес. 315 кв. саж. Для строительства М. М. м. Черноморское войсковое правительство внесло в Московский опекунский совет капитал - 20 тыс. р. серебром. 22 апр. 1851 г. именным указом Правительствующего Сената на имя военного министра разъяснялось, что первые 20 лет проценты с капитала пойдут на хозяйственные нужды пустыни, а с 1871 г. положенная под проценты сумма присоединится к войсковому капиталу (2 ПСЗ. Т. 26. Отд. 1. С. 311). Войско предоставило сестрам право на отводимых угодьях косить сено, заниматься скотоводством, хлебопашеством, рыбной ловлей и др. промыслами без постороннего вмешательства и без уплаты в пользу войска пошлины.

При игум. Митрофании в М. М. м. принимали девочек-подростков, которые, не обязуясь остаться в обители навсегда, обучались рукоделиям, церковному пению и чтению. В 1861 г. пустынь посетил исполняющий должность наказного атамана ген.-майор Н. А. Иванов, вскоре писавший игум. Митрофании, что «пустынь, с воспитательным при ней заведением... образуя благочестивых жен, для простого домашнего быта, удаляющего раздор, приносящего отраду, заведение это, проливающее истинный свет скромного образования на двести питомиц - гражданок, временно в нем находящихся... поставлено высоко, в смысле понимания женщины-матери, достойной этого имени». Но вместе с письмом к настоятельнице он сообщил командующему войсками гр. Н. И. Евдокимову, что недопустимо надолго оставлять девиц при мон-ре. Он обратил внимание командующего на то, что девушки, проживающие в обители с ранних лет, отлучены от родителей и светской жизни «навсегда». По словам Иванова, вместо блага для казачьего населения, обитель будет лишать его лучших женщин, к-рые проведут всю жизнь в монастыре, сначала воспитанницами, потом монахинями. Иванов рекомендовал принять решение, чтобы девушек по достижении 16-летнего возраста по соглашению с родителями и инокинями из обители отпускали (ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 2885. Л. 1, 7-7 об.). На протяжении 1861 г. игум. Митрофания писала письма в Канцелярию наказного атамана с просьбой создать при обители жен. пансион. Военный совет, рассмотрев обращения настоятельницы, рекомендовал пансион при М. М. м. не утверждать, поскольку «пустынь еще не достигла надлежащего содержания». Военный совет также принял решение: впредь, при отдаче детей в школу при мон-ре, необходимо брать с родителей подписку, что по достижении 16-летнего возраста последние обязуются забрать детей из обители. После этого решения в Кубанской обл. в основном стали учреждать жен. станичные сельские учебные заведения, а не монастырские.

В 1861 г. в М. М. м. архим. Герасим освятил домовый храм во имя равноап. Марии Магдалины с примыкающим настоятельским корпусом. Летом 1884 г. еп. Кавказский и Екатеринодарский Герман (Осецкий), совершая обозрение церквей Кубанской обл., прибыл в М. М. м. и 21 июля в сослужении 12 священнослужителей, в т. ч. архим. Нафанаила, настоятеля Екатерино-Лебяжской пуст. и архим. Мартирия (Острового (Островых)), настоятеля Закубанской Афонской во имя архангела Михаила пустыни, совершил освящения каменного собора в честь Вознесения Господня с приделами во имя арх. Михаила и свт. Димитрия Ростовского. При богослужении пели сестры под упр. регента Екатеринодарского войскового хора. На следующий день архипастырь в сослужении 2 архимандритов и 2 священников совершил пострижение 5 инокинь в мантию. (Кавказские ЕВ. 1884. № 18. С. 685-688).

С 1872 г. указом имп. Александра II Николаевича пустынь была передана из войскового управления в ведение Кавказской и Екатеринодарской епархии. Казаки при обители проживали только для хозяйственной деятельности и при условии найма. Пустыни было оставлено лишь 522 дес. земли (2 ПСЗ. Т. 47. Отд. 1. № 50514). В 1875 г., при игум. Олимпиаде, в М. М. м. по предложению духовной консистории было образовано уч-ще для «девиц духовного звания» на 30 чел., причем учреждено 12 монастырских стипендий для сирот с полным обеспечением «пищей, одеждой и учением первоначальной грамоте и письму». 9 нояб. 1898 г. архиеп. Ставропольский и Екатеринодарский Агафодор (Преображенский), благотворитель А. Д. Бигдаев и наказной атаман Я. Д. Малама торжественно открыли при монастыре сиротский приют на 25 воспитанниц. Архипастырь подарил игум. Мариамне икону Божией Матери, «Покровительница детских приютов» (Крыжановский. 1902. № 17. С. 1037).

В 1905 г., согласно сведениям, поданным в Кубанский статистический комитет, в М. М. м. были построены каменный Вознесенский собор, деревянные Покровская и домовая теплая Марие-Магдалининская церкви, 14 корпусов, в т. ч. 4 каменных сестринских, 5 кирпичных «общественных зданий», каменная ограда. Рядом с мон-рем на св. источнике находились деревянная часовня и сруб-купальня. Обитель владела 500 дес. земли, в т. ч. 100 дес. пахотной, 200 дес. «удобной», 20 дес. «неудобной», 110 дес. сенокосной, 10 дес. усадебной. Дополнительно в Ейском отделе в ст-це Должанской имелось 340 дес. земли. Сестры завели огороды, на к-рых выращивали капусту, картофель, томаты, лук, огурцы; в садах произрастали яблони, груши, сливы и вишни. При пустыни имелись 2 странноприимные гостиницы, аптека с фельдшером, церковноприходская школа, отд-ние Кубанского жен. исправительного приюта, кирпичный и свечной заводы, 3 ветряные мельницы, маслобойня, кузница, 2 лавки: бакалейная с годовым оборотом 1,5 тыс. р. и книжная с оборотом 500 р. Вскоре по духовному завещанию от Войскового старшины М. Илляшевича монастырь получил 300 дес. и от есаула Дорошенко 46 дес. земли, т. о. на 1906 г. пустынь владела 866 дес. земли. У обители было подворье в г. Екатеринодаре (по ул. Красной). В 1905 г. в М. М. м. проживали 500 женщин, 80 детей, в 1906 г.- 300 монахинь и 100 послушниц, в 1916 г. в 163 кельях проживали 553 чел. (Кубанский календарь на 1916 г. Екатеринодар, 1916. С. 413).

С 28 февр. по 11 марта 1911 г. в пустыни проводились 1-е миссионерские противосектантские курсы под упр. миссионера свящ. Николая Розанова. «Желающих прослушать курсы собралось из 10 разных местностей... более 40 человек мирян» (Миссионерские известия. 1911. № 13. С. 434-435).

В нач. 1918 г. почти все здания М. М. м. были закрыты и опечатаны местным руководством, монастырское имущество национализировано. Бо́льшую часть монахинь и послушниц сослали в Петровск-Порт (ныне Махачкала) на рыбные промыслы. 10 июля 1918 г. после литургии, отслуженной в Вознесенском соборе, красноармейцы убили монастырского священника сщмч. Григория Никольского выстрелом из револьвера в рот. При этом убийцы кощунствовали: «Мы тебя приобщим!»

5 мая 1918 г. на территории мон-ря была организована коммуна «Всемирная дружба» и создана артель из оставшихся сестер. Артель возглавили Евгения Сапко и Екатерина Рудь. Сестрами был разработан устав артели, но сначала местные власти отказывались его признать, инструктор Ф. И. Караух игнорировал просьбы сестер. Коммунарами были расхищены монастырские припасы, все сельскохозяйственные орудия, ценности и одежда были опечатаны. 28 июля 1920 г. устав артели все же был принят и утвержден Земельным отделом. В общину входили 510 чел., из них от 12 до 50 лет - 179 чел., свыше 50 лет - 331. Все женщины до 50 лет считались трудоспособными. Члены артели просили разрешить им работать на земле мон-ря, но им было отказано, т. к. монастырская земля была передана «трудовому народу». После переписки Рудь и Сапко с руководством Земельного отдела сестры получили охранное свидетельство на то, что как земля, так и «живой и мертвый инвентарь» не могут быть изъяты или конфискованы. Но 25-29 апр. 1921 г. решением собрания коммуны «Всемирная дружба» 450 монахинь и послушниц были выгнаны из обители. Монахини поселились в окрестных станицах и хуторах. Лишь мон. Макрина (Ɨ 50-е гг. XX в.) осталась жить при разоренной обители.

Постройки пустыни были переданы колхозу им. Димитрова. Писательница Д. К. Гуменная, в 1928 г. посетившая коммуну «Всемирная дружба», вспоминала: «В церкви в притворах насыпана пшеница, стоят всякие машины и инвентарь, через разбитые стекла летают ласточки. Только в массивных дверях пооставались средневековые красные и синие стекла ромбовидной и треугольной формы. На стенах понарисованы смешные чертики и записаны пуды: 50 п. 12 ф. На все это с купола взирает Господь Бог Саваоф». Вскоре были разрушены Покровский храм, Вознесенский собор, в 60-х гг. XX в.- Марие-Магдалининская ц. Сохранилось лишь здание бывш. трапезной, в к-ром 25 мая 2009 г. освятили храм во имя свт. Димитрия Ростовского.

4 авг. 1995 г. было совершено освящение возрождающейся обители в 7 км от бывш. пустыни. Решением Синода от 17 июля 1997 г. мон-рь был открыт. Построены 5-главый храм в честь Покрова Пресв. Богородицы с приделом свт. Николая Чудотворца, летний храм во имя равноап. Марии Магдалины, освященный в 1997 г. митр. Екатеринодарским и Кубанским Исидором (Кириченко), часовня св. Марии Магдалины, келейный корпус, трапезная, подсобные помещения, художественная мастерская. Сестры занимаются рукоделием (шитьем, вышивкой, вязанием), резьбой по дереву. Среди святынь обители - Марие-Магдалининская икона Божией Матери, сохранившаяся после разорения пустыни в 1918 г., икона св. Марии Магдалины с частицей мощей. Расчищен и 10 нояб. 2009 г. освящен св. источник. К 2016 г. в мон-ре проживали ок. 25 насельниц, настоятельница - игум. Тавифа (Зоро).

Лит.: Кавказские ЕВ. 1878. № 15. С. 532-534; Крыжановский П. Н. Ист. очерк Черноморской жен. во имя св. Марии Магдалины пуст. (1849-1899) // Ставропольские ЕВ. 1902. № 12. С. 723-743; № 13. С. 786-808; № 14. С. 842-871; № 15. С 893-927; № 16. С. 964-979; № 17. С. 1017-1040; Денисов. С. 343; Кияшко И. И. Черноморская жен. монашеская общежит. пуст. во имя св. Марии Магдалины // Памяти И. Д. Попко: Мат-лы науч.-практ. конф. Краснодар, 1995. С. 64-69; Темиров С. Г. Мат-лы к истории Черноморской жен. во имя св. Марии Магдалины пуст.: (По док-там ГА Краснодарского края) // Там же. С. 70-78; он же. К вопросу о создании первых школ при кубанских мон-рях // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000. С. 155-158; Св. равноап. Марии Магдалины жен. мон-рь // Рус. мон-ри: Юг России. М., 2006. С. 450-460; Горбова И. А. Мон-ри Кубани в кон. XVIII - нач. XIX в.: АКД. Армавир, 2014.
Д. Б. Кочетов
Рубрики
Ключевые слова
См.также