МАРИН И АСТЕРИЙ
Том XLIII, С. 507-508
опубликовано: 11 марта 2021г.

МАРИН И АСТЕРИЙ

[Греч. Μαρῖνος και Ἀστέριος; лат. Marinus et Asterius] († 260 или 261), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 7 авг.; пам. зап. 3 марта). О мучении М. и А. сообщается в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского. М. «принадлежал к военной знати, был родовит и богат» (Euseb. Hist. eccl. VII 15. 1). Когда его назначили центурионом, один из язычников заявил, что М. не имеет права занимать это место, потому что как христианин не приносит жертв императорам. Легат Сирии и Палестины Ахей в суде расспросил М. о его вероисповедании и, убедившись, что тот действительно христианин, дал ему 3 часа на размышление, что ему выбрать: жизнь или смерть. Когда М. вышел из здания суда, Кесарийский еп. Феотекн отвел его в церковь, поставил у алтаря и, показав святому меч и Евангелие, предложил сделать выбор между служением земному или Небесному царю. М. не задумываясь протянул правую руку и взял Свящ. Писание. Представ перед судьей, М. «явил еще большее усердие к вере» и был немедленно казнен (Ibid. VII 15. 5). Вслед за описанием мученичества М. Евсевий Кесарийский повествует о знатном и богатом рим. сенаторе Астирии (в более поздних памятниках он назван А.), к-рый был любимцем императоров. Однажды Астирий присутствовал при казни некоего христ. мученика. Он взвалил его тело себе на спину, обвил дорогими одеждами и похоронил в особой гробнице (Ibid. VII 16. 1). Далее Евсевий Кесарийский сообщает, что Астирий был известен также благодаря чуду, к-рое сотворил в Кесарии Филипповой. Там, у источников под горой Панейон, откуда берет начало Иордан, совершались жертвоприношения. Демон делал брошенное в воду жертвенное животное невидимым, и присутствующие считали это чудом. Астирий, оказавшись свидетелем жертвоприношения, стал молить Бога изобличить демона. Жертва сразу всплыла, и ничего необыкновенного в том месте больше не происходило (Ibid. VII 17. 1).

Г. Э. Музурилло с сомнением относится к датировке мучения М. 260 г., т. к. Евсевий Кесарийский подчеркивает, что это событие произошло сразу после известия об эдикте имп. Галлиена, изданном, видимо, в 260/1 г. (Musurillo. 1972. P. XXXVI), «когда повcюду для Церквей наступил мир» (Euseb. Hist. eccl. VII 15. 1), и предполагает, что М. был казнен в 261 г. (Musurillo. 1972. P. LVIII).

Памяти М. и А. отмечены в лат. Мартирологах под 3 марта (Mart. Hieron. Comment. Р. 124). В IX в. составители Мартирологов объединили их памяти в общую (напр., MartUsuard. 1965. P. 189). Исследователи считают, что это сделано под влиянием лат. редакции «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, выполненной Руфином Аквилейским, где не названный по имени мученик, погребенный А., отождествлен с М. (Rufin. Hist. eccl. VII 16 // Eusebius Werke. Lpz., 1908. Bd. 2. Teil. 2. Р. 671). Традиция общего празднования памяти М. и А. закреплена в Римском Мартирологе, составленном в XVI в. кард. Цезарем Баронием (MartRom. P. 83).

Память синклитика (т. е. сенатора) А. без Жития и посвященное этому святому двустишие содержатся в визант. стишных Синаксарях под 7 авг. Об А. говорится только то, что он был усечен мечом (SynCP. Col. 874). Впосл. эти сведения были включены прп. Никодимом Святогорцем в составленный им «Синаксарист» (NikÒdhmoj. Sunaxarist»j. T. 6. S. 177), где святой назван преподобномучеником и чудотворцем. Информация из стишных Синаксарей перешла в слав. стишные Прологи (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 12. С. 24), а затем в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 405 (2-я паг.)).

Упоминание мученика М. в греч. Евангелии (РГБ. Рум. 13, XI-XII вв. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 238, 242)) скорее всего относится к др. святому - мч. Марину Аназарвскому, память к-рого отмечена во мн. календарях под 8 авг.

Свт. Димитрий Ростовский, согласуясь с зап. агиографической традицией, внес в свои Четьи-Минеи общую память М. и А., но поместил ее не под 3 марта, а под 7 авг. (Димитрий Ростовский, свт. Книга жития святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 469-470 об.), сопроводив сведениями из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского и «Церковной истории» Никифора Каллиста Ксанфопула (Niceph. Callist. Hist. eccl. VI 13-15 // PG. 145. Col. 1157-1160). Повествование скомпоновано в др. хронологической последовательности по сравнению с изложением Евсевия Кесарийского: сначала говорится о чуде А. в Кесарии Филипповой, затем о страдании М. и о том, что А., бывший свидетелем его казни, завернул тело святого в свою драгоценную одежду и предал погребению, а затем и сам принял мученический конец, будучи обезглавлен. В заключение сообщается о гибели имп. Валериана и об указе его сына Галлиена, который предписывал прекратить гонения на христиан. Но прежде чем указ был доставлен в Кесарию Палестинскую, святые М. и А. приняли мученическую кончину за Христа. На рус. языке эта история приведена в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» (ЖСв. Авг. С. 121-125).

В греч. Церквах до сих пор отмечается только память А. (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ.61; Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2009. Τ. 12. Μάρτιος. Σ. 66).

Ист.: ActaSS. Mart. T. 1. P. 224; Musurillo H. The Acts of the Christian Martyrs. Oxf., 1972. P. 240-243.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 238, 242; Amore A. Marino e Asterio, santi, martiri di Cesarea di Cappadocia // BiblSS. Vol. 8. Col. 1181-1182; Musurillo H. The Acts of the Christian Martyrs. Oxf., 1972. P. XXXVI, LV, LVIII.
О. В. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также