МАРИЯ КЛЕОПОВА
Том XLIII, С. 559-561
опубликовано: 15 марта 2021г.

МАРИЯ КЛЕОПОВА

Содержание
Ап. Иоанн и жены-мироносицы у Распятия. Фрагмент иконы. Ок. сер. XV в. (Музей мон-ря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос)Ап. Иоанн и жены-мироносицы у Распятия. Фрагмент иконы. Ок. сер. XV в. (Музей мон-ря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос)

[Греч. Μαρία ἡ τοῦ Κλωπᾶ] (I в.), ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. в Неделю св. жен-мироносиц; пам. греч. 23 мая; пам. визант. 30 июня). М. К. упомянута в Евангелии только один раз - в сцене описания распятия Господа Иисуса Христа: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин 19. 25). Библейские исследователи по-разному интерпретируют этот фрагмент, пытаясь определить, сколько женщин здесь упомянуто. Согласно одной гипотезе, речь в стихе идет о 2 женщинах: Мать Спасителя отождествляется с М. К., а Мария Магдалина называется ее сестрой, однако данное толкование выглядит неправдоподобно и не поддерживается мн. авторами (Barrett C. K. The Gospel according st. John. L., 19782. P. 551). Согласно др. гипотезе, здесь сказано о 2 парах женщин, первые 2 из к-рых не названы по имени, т. о. число последовательниц Христа (4) соотносится с числом воинов из Ин 19. 23 (Schnelle U. Das Evangelium nach Johannes. B., 1998. S. 288; Beasley-Murray. G. R. John. Dallas, 2002. P. 348. (WBC; 36)). Мн. экзегеты полагают, что в стихе упомянуты 3 женщины, т. о. выражение «сестра Матери Его» (ἡ ἀδελφὴ τῆς μητρὸς αὐτοῦ) служит определением к М. К. и означает, что она была сестрой Пресв. Богородицы и тетей Иисуса Христа (Бокэм. 2015. C. 258; Gunther J. J. The Family of Jesus // EvQ. 1974. Vol. 46. P. 29). В таком случае каждое лицо в этом сообщении отделено от другого с помощью союза καί, что характерно и для др. списков имен в этом Евангелии (см., напр.: Ин 2. 12; 21. 2 - Blinzler. 1967. S. 112). Скорее всего М. К. не была родной сестрой Девой Марии, поскольку маловероятно, чтобы 2 дочери в семье были названы одним именем. В то же время использование в данном стихе греч. слова ἀδελφή не обязательно указывает на родную сестру, но может означать достаточно широкую степень родства (единокровная, двоюродная, сводная сестра - см., напр., употребление этого слова в значении «родственница» в LXX - Иов 42. 11; Тов 8. 4, 7 - Blinzler. 1967. S. 116; Бокэм. 2015. C. 258).

Еще одна трудность заключается в том, что в выражении Μαρία ἡ τοῦ Κλωπᾶ не обозначена точно форма родства Марии с Клеопой. Незамужняя женщина могла именоваться по родству со своим отцом, однако замужняя с гораздо большей вероятностью именовалась бы по мужу. Исследования арам. эпиграфики свидетельствуют об именовании женщин как по имени мужа, так и по имени отца, причем в редких случаях это касалось даже замужних женщин (CIJ, N 1198, 1144, 1353). С большой вероятностью М. К. могла быть женой или незамужней дочерью Клеопы. Однако факт появления незамужней девушки одной в общественном месте нехарактерен для традиционного общества того времени. Аргументом в пользу того, что М. К. была женой Клеопы, служит текст из Мф 1. 6, где Вирсавия, жена Урии, обозначена как τῆς τοῦ Οὐρίου ( Blinzler. 1967. S. 115).

Из Евангелий о М. К. больше ничего не известно. Можно с большой долей вероятности предположить, что М. К. была из тех женщин, к-рые последовали за Христом из Галилеи (см.: Мф 27. 55), и сопровождала Его, возможно, вместе со своим мужем, в Иерусалим на Крестные страдания. Скорее всего М. К. и Клеопа стали впосл. видными членами раннехрист. общины в Палестине. Существует малораспространенная гипотеза о том, что 2-м человеком, которому Господь явился после Своего воскресения в Эммаусе вместе с Клеопой, была именно его супруга (Бокэм. 2015. C. 270).

В церковном предании М. К. упоминается вместе с отсылками к мужу или сыну. Евсевий Кесарийский со ссылкой на несохранившееся сочинение иудейского историка Егесиппа приводит предание, согласно к-рому М. К. была женой Клеопы, брата св. Иосифа Обручника, а их сын - сщмч. Симеон - был 2-м главой Иерусалимской церкви (Euseb. Hist. eccl. III 32. 4-5). Соответственно М. К. как жена брата Иосифа была невесткой Пресв. Богородицы, что также может быть обозначено греч. словом «сестра». Блж. Иероним считал М. К. сестрой Пресв. Богородицы и женой Алфея, по его мнению, она упоминалась в синоптических Евангелиях под именем Марии, матери Иакова и Иосии (Hieron. Adv. Helvid. 13-14). У прп. Анастасия Синаита в соч. «Вопросоответы» в разделе, к-рый, очевидно, имеет более позднее происхождение и авторство (Анастасий Синаит, прп. Вопросы и ответы / Пер. коммент.: А. И. Сидоров. М., 2015. С. 16), со ссылкой на св. Епифания Кипрского приводится предание о том, что М. К. являлась дочерью прав. Иосифа от его 1-й жены Саломеи и была выдана замуж за Клеопу, своего дядю и брата Иосифа, поэтому и называется сестрой Пресв. Богородицы (Ин 19. 25 - Anast. Sin. Quaest. 153 // PG. 89. Col. 812). У Епифания Кипрского, на к-рого ссылается автор этого текста, говорится только, что у Иосифа были дети от др. жены, имя к-рой не приводится (Epiph. Adv. haer. 78. 7. 6). У поздних визант. авторов XI-XII вв. это предание излагается по-иному: после того как Клеопа умер бездетным, его брат прав. Иосиф взял в жены его супругу, от их союза и родилась М. К. Т. о., она является приемной дочерью Пресв. Богородицы, но названа в Свящ. Писании Ее сестрой, т. е. родственницей (Theoph. Bulg. In Ioan. 19. 25).

В араб. версии апокрифического «Евангелия детства» (Euangelium infantiae; CANT, N 58) Клеопа назван сыном Марии (Écrits apocryphes chrétiens / Éd. F. Bovon, P. Geoltrain. P., 1997. T. 1. P. 222).

Почитание в Византии и на Руси

Помимо празднования памяти М. К. в Неделю св. жен-мироносиц ряд визант. Синаксарей (в т. ч. Синаксарь К-польской ц.) под 30 июня включали М. К. вместе с женами-мироносицами в Собор 70 апостолов (SynCP. Col. 790). В этом источнике М. К. названа сестрой Пресв. Богородицы, дочерью Иосифа и женой Клеопы, брата Иосифа. Кроме того, в визант. стишных Синаксарях под 23 мая содержатся память и двустишие М. К. (Paris. Coislin. 223, 1301 г.- SynCP. Col. 703-704). Эти сведения были впосл. включены в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца, в совр. календари Греческих Церквей (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 5. Σ. 130), славянские стишные Прологи (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 9. С. 59) и ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 181 (2-я паг.)). В нек-рых русских святцах нач. XVII в. (напр., в Белозерских святцах, вскоре после 1606) память М. К. вместо 23 мая отмечена под 24 мая. В совр. календаре РПЦ М. К. поминается только в Неделю жен-мироносиц.

Рус. путешественники Стефан Новгородец (1348 или 1349), анонимный паломник (нач. 90-х гг. XIV в.), дьяк Александр (90-е гг. XIV в.), Зосима диакон (ок. 1420) видели мощи М. К. в монастыре Кира-Марфа, построенном Марией (в монашестве Марфа), сестрой имп. Михаила VIII Палеолога, к югу от ц. св. Апостолов (Majeska. 1984. P. 43, 153, 165, 189). Неизвестно, где находились эти мощи до основания мон-ря Кира-Марфа. Возможно, они были в числе упоминаемых в лат. описании К-поля XII в. («Анониме Меркати») мощей жен-мироносиц, находившихся в ц. Пресв. Богородицы Халкопратийской (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 448).

Согласно греч. поствизант. традиции, М. К. вместе с равноап. Марией Магдалиной отправилась в Рим к имп. Тиберию. По пути они остановились на о-ве Закинф, и в их память одна из деревень получила название Айиес-Мариес (т. е. Святые Марии) (Πατάπιος ῾Αγιορείτης, μον. ῾Αγία Μαρία ἡ Μαγδαληνή: Αὐτὴ πού ἀγάπησε πολύ. Κατερίνη, 2005. Σ. 64; Святая Мария Магдалина: Радуйся, любви Христовой светоч неугасимый. М., 2007. С. 16, 41).

В XVI в. кард. Цезарь Бароний внес почитание М. К. в составленный им Римский Мартиролог под 9 апр. (MartRom. Р. 131).

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 154-155, 186; Т. 3. С. 535; MartRom. Comment. Р. 208, 132; Spadafora F. Maria di Cleofa, santa // BiblSS. Vol. 8. Col. 972; Blinzler J. Die Brüder und Schwestern Jesu. Stuttg., 1967; Janin. Églises et monastères. P. 324-325; Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 43, 153, 165, 189, 307-308, 381; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 296; ᾿Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), ἐπ. Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2006. Τ. 5: Μάϊος. Σ. 360; Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2007. Τ. 9: Μάϊος. Σ. 266; Бокэм Р. Иисус и женщины: Роль женщин в общине Иисуса и в первоначальном христианстве. М., 2015.
А. Е. Петров, О. В. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля)
  • АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)
  • ВАРЛААМ († 304), мч. Антиохийский (пам. 19 нояб., пам. визант. 16 нояб., пам. арм. 22 нояб.)
  • ГЕРАСИМ ИОРДАНСКИЙ († 475), прп. (пам. 4 марта, пам. визант. 20 марта)
  • ЕВФРОСИН прп. (пам. 11 сент., пам. визант. 7 июня)
  • ИАКОВ АЛФЕЕВ ап. от 12., (пам. 9 окт. и 30 июня в Соборе 12 апостолов; пам. визант. 9 нояб.; пам. зап. 1 и 11 мая)
  • ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта)
  • ИПАТИЙ (ок. 366 - 446), прп. Руфинианский (пам. 31 марта; пам. греч. 17 июня; пам. визант. 29 мая, 9 и 17 июня)
  • ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.)
  • ИСАВР ДИАКОН, ИННОКЕНТИЙ АФИНЯНИН, ФИЛИКС, ЕРМИЙ, ВАСИЛИЙ, ПЕРЕГРИН, РУФ И РУФИН († 283-284), мученики Аполлонийские (Аполлониадские) (пам. 6 июля; пам. визант. 7 июля; пам. греч. 17 июня)