МЕЖИРИЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЖИЗНЕПОДАТЕЛЬНИЦА»
Том XLIV, С. 460-462
опубликовано: 28 мая 2021г.

МЕЖИРИЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЖИЗНЕПОДАТЕЛЬНИЦА»

Межиричская икона Божией Матери «Жизнеподательница»Межиричская икона Божией Матери «Жизнеподательница»

Чудотворный образ, главная святыня Межиричского во имя Святой Троицы мужского монастыря Ровненской епархии (УПЦ). Появление иконы на Волыни связывают с семейством князей Острожских благодаря, в частности, преданию, которое в нач. XX в. зафиксировал создатель в Остроге музея Братства им. князей Острожских И. В. Новицкий. В предании сообщается о 1-м чуде от иконы, относимом ко времени кн. Константина Ивановича Острожского (1460-1530), когда икона Пресв. Богородицы «Одигитрия» защитила Слуцк в июле 1522 г. от набега татар. Так, во время нападения в городе не оказалось защитников, но «дочь князя Слуцкого Александра… решила взять руководство обороной города на себя». Княжна отправила посланника за помощью к кн. Острожскому. Ожидание могло быть долгим из-за дальности расстояния, но Богородица услышала молитву Александры и предварила появление войска чудом явления Своей иконы: «…родовая икона князей Острожских «Богородица Одигитрия», что всегда сопровождала их в военных походах, чудесной силой поднялась в воздух и перенеслась по небу к Слуцку. Увидев в небе икону… ордынцы начали в панике отступать. Константин Иванович… довершил их разгром»; вскоре князь женился на кнж. Александре (цит. по: Бендюк. 2011. С. 130). Канва предания соответствует историческим реалиям, в т. ч. в отношении дат и приведенных имен. Подробности осады Слуцка крымскими татарами в 1522 г. неизвестны, но очевиден перенос событий предания на оборону Слуцка в 1506 г., которую возглавила кнг. Анастасия Ивановна Слуцкая, мать кнж. Александры. Известно, что в 20-х гг. XVI в. кн. Константин Иванович Острожский близ Слуцка действительно разбил отряд татар. конников, а в 1522 г. заключил свой 2-й брак - с кнж. Александрой Семеновной Слуцкой. Источник записанного им предания Новицкий не называет.

Широкое почитание М. и. в Новое время отсутствует; информация об образе с таким названием (в т. ч. с эпитетом «Жизнеподательница») в лит-ре, в т. ч. в сформировавшемся к кон. XIX в. своде чудотворных икон, не представлена. Название иконы «Животодательница» без к.-л. сведений, в т. ч. о месте ее пребывания, содержится в Месяцеслове архиеп. Сергия Спасского в списке икон Божией Матери «в России, дни празднования которым не известны или самыя иконы малоизвестны» (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 2. С. 539). В то же время не позднее 1847 г. икона была включена в лицевой свод икон Божией Матери в его расширенном варианте (со 160 иконами), что является свидетельством не только ее почитания в составе общерус. наиболее чтимых образов, но и о наличии представления об иконографии данной иконы. Так, образ с подписью «Живодательница» помещен в ряду икон, не имеющих дня празднования, на 4-листовой гравюре «Изображение явленных и чудотворных икон» работы выпускника имп. АХ Е. Н. Долгова (1800-1847) (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. №1218. С. 483-485, под № 154). Сведения о М. и. есть в описании Межиричского монастыря 1889 г.: «В четырехъярусном иконостасе, над царскими вратами главного престола имеется чудотворная икона Пресв. Богородицы с предвечным Младенцем, держащим свернутую хартию в левой руке,- письма православного, удержана после францискан... Икона имеет в длину 1 арш. 10 вер. И в ширину 1 арш. 2 вер. На ней находится надпись MP ΘY и IC XC, что показывает, что икона эта в этой церкви была... до отдачи ея ксендзам францисканам. Икона эта почиталась за чудотворную и католиками» (Теодорович. 1889. С. 784. Прим. 1).

Время появления иконы в семье князей Острожских неизвестно. Иконография иконы, указывающая на византийское происхождение, ее статус родовой святыни породили ничем не подтвержденное предположение о том, что в XIV в. она была дарована кн. Острожскому Вселенским патриархом. Существует версия, по которой икона могла появиться в Межириче при кн. Константине Константиновиче Острожском (1528-1608; см., напр.: Пархоменко. 2001. C. 122) благодаря широким связям с греческим миром, инициированным в т. ч. деятельностью в Остроге академии. Следуя этой логике, привезенная в Межирич икона была помещена в заново возведенный в сер. XVI в. Троицкий храм. В качестве основного, вероятно, следует рассматривать мнение ряда исследователей, которые связывают появление М. и. на Волыни с кругом церковных вкладов, сделанных отцом Константина Острожского, кн. Константином Ивановичем (см.: Александрович. 2011; Бендюк. 2011).

Первое документальное упоминание о чтимой иконе в Межириче относится ко времени существования там католич. мон-ря: в 1778 г. папа Римский издал привилей о коронации иконы Божией Матери (ЦГИАК. Ф. 2229. Оп. 1. Д. 142) и 15 авг. 1779 г. Луцкий латинский епископ-суффраган Францишек Коморицкий совершил «обряд канонизации» (Теодорович. 1889. С. 784. Прим. 1). В 60-х гг. XIX в., после перехода Межиричского мон-ря в ведение православных, имп. Мария Феодоровна пожертвовала М. и. «серебряное (84 пробы) ожерелье (цата), украшенное 12 изумрудными камнями» (Там же. С. 784). Драгоценный убор иконы был утрачен во время первой мировой войны: после эвакуации в 1915 г. в Харьков в 1918 г. она вернулась в Межирич без него (Межирiч Острозький // «Ï»: Волинський усе-свiт. № 49).

Принесение Межиричской коны Божией Матери «Жизнеподательница» в Днепропетровскую епархию. Фотография. 17 февр. 2012 г.Принесение Межиричской коны Божией Матери «Жизнеподательница» в Днепропетровскую епархию. Фотография. 17 февр. 2012 г.

Иконография иконы (размер 70×90 см, темпера) относится к одному из наиболее распространенных в визант. и рус. искусстве образов Божией Матери, представленной в типе «Одигитрия» с Младенцем на левой руке. Извод М. и. близок к классическому варианту «Одигитрия», известному, в частности, по Смоленской иконе Божией Матери. Основное отличие заключается в положении правой руки Божией Матери - на иконе с Волыни рука представлена не в молении у груди, а ею Богородица придерживает Сына, едва касаясь Его колена. Близкая аналогия (в том, что касается расположения руки Божией Матери, но не в целом образа «Одигитрия») встречается на двусторонней иконе «Панагия Врефократусса. Распятие» (XIV в., Византийский музей, Афины). О существовании подобного извода«Одигитрия» на свинцовых печатях XI-XII вв. упоминает Н. П. Кондаков: «...правая рука Божией Матери, чтобы придержать Младенца, слегка прикасается к Нему, как бы приподнявшемуся на левой руке» (Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 184). Разворот головы Богомладенца и ее не округлая, а вытянутая форма близки к изображению, напр., на Волынской иконе Божией Матери в Покровской ц. Луцка (нач. XIV в.).

Особенности иконографии, тонкая и в то же время богатая живописная палитра лично́го письма, удивительно пластичная линия абриса лика Божией Матери приближают этот памятник к замечательным образцам искусства палеологовского возрождения (атрибуция И. Пархоменко). Вопрос о времени создания иконы остается сегодня дискуссионным (варианты датировки: нач. XVI в., 1-я треть XVI в.). Кроме того наличие на фоне и полях М. и. декора (по тонкому слою левкаса выполнена гравировка с рисунком в виде ветвей с пышными листьями и цветами) по стилистическим мотивам и характеру резьбы единодушно связываемого с работой волынского мастера 1-й трети XVI в., а также отдельные особенности живописи (если только они не являются результатом поновления иконы; сохр. сведения о ее поновлении в 1898) позволили нек-рым ученым без достаточных оснований рассматривать М. и. в группе памятников, представляющих волынскую художественную традицию, заказчиком к-рых выступал кн. Константин Иванович Острожский (1514-1530 гг. или 1-я треть XVI в., см.: Александрович. 2011).

В 1961 г., после оценки древностей Межиричского мон-ря экспедицией музейных работников, было принято решение о реставрации М. и. Работы проводила худож.-реставратор Киевского музея изобразительных искусств А. В. Холопцева, к-рая способствовала тому, чтобы икона даже на период реставрации оставалась на месте своего исторического пребывания. Известно, что вплоть до этого времени М. и. находилась «над царскими вратами главного алтаря» собора и опускалась «на шнурах для лобызания богомольцами»; очевидно, эта традиция, упомянутая в описании мон-ря 1889 г., была введена в обиход обители со времени ее передачи православным (ср. подобное размещение святынь в Киево-Печерской и Почаевской лаврах). В наст. время чудотворная М. и. находится в киоте в Троицком соборе. Образ имеет 2 оклада; характерной чертой обоих являются рельефно выполненные тонированные кисти рук и ступни ног Богомладенца. В иконографии стационарного оклада, с воспроизведением утраченной цаты с имитацией изумрудов, допущено отклонение от иконографии в положении рук Божией Матери; 2-й оклад, возлагаемый на икону во время ее торжественных выносов, точно повторяет характерные черты извода чудотворного образа.

В 1997 г. Синодом УПЦ было установлено празднование М. и. во вторник 6-й седмицы по Пасхе, в 2015 г. перенесено на четверг 5-й седмицы по Пасхе. По окончании Божественной литургии перед М. и. служат молебен и совершают вокруг храма крестный ход с несомым во главе списком чудотворного образа Божией Матери. М. и. неоднократно «отпускалась» из мон-ря для поклонения в др. епархии УПЦ.

Почитание иконы отмечено мн. вотивными дарами, в т. ч. в виде металлических табличек с рельефными или графическими изображениями.

Изображение М. и. представлено в росписи трапезной Межиричского монастыря: Феодор Острожский (указывает на икону правой рукой) и прп. Иов Почаевский, облаченные в схимнические одежды, держат икону «Одигитрия» с надписью у нимба Божией Матери: «Жизнеподательница»; копия иконы также установлена над проездной аркой на св. вратах мон-ря.

Лит.: Теодорович Н. И., сост. Ист.-стат. описание церквей и приходов Волынской епархии. Почаев, 1889. [Т. 2]: Уезды Ровенский, Острожский и Дубенский; Новицкий И. В. Острожские легенды: (К 400-летнему юбилею кн. К. К. Острожского) // Воскресное чт. Варшава, 1933. № 42/43; Ковальський М. Етюди з iсторiï Острога: Нариси. Острог, 1998; Луц В. Iкона Богородицi Одигiтрiï з Троïцькоï церкви Межирiцького монастиря // Zamojszczyzna i Wołyń w minionym tysiącleciu: Historia, kultura, sztuka. Zamość, 2000. S. 117-119; Пархоменко I. Три шкiци про iкони / I. Пархоменко // Пам'ятки Украïни: iсторiя та культура. 2001. Ч. 4. С. 120-125; Бендюк М. Золотарство Острожчини // Острозька академiя XVI-XVII ст.: Енцикл. Острог, 2010. С. 121-124; он же. Предмети декоративно-ужиткового та образотворчого мистецтва, що пов'язанi з особою кн. К. I. Острозького // Науковi зап. Нац. ун-ту «Острозька академiя»: Iсторичнi науки. Острог 2011. Вип. 18. С. 125-140; Александрович В. Вiленський слiд малярських iнтересiв кн. Костянтина Iвановича Острозького // Там же. С. 113-124.
Э. В. Шевченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также