МЕЛЕТИЙ
Том XLIV, С. 531-536
опубликовано: 2 июня 2021г.

МЕЛЕТИЙ

Мелетий (Леонтович), архиеп. Харьковский. Литография. XIX в.Мелетий (Леонтович), архиеп. Харьковский. Литография. XIX в.

(Леонтович Михаил Иванович; 6.11.1784, мест. Ст. Сенжары (ныне с. Ст. Санжары Полтавской обл., Украина) - 29.02. 1840, Харьков), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Отец М., Иван Леонтович, был купцом 2-й гильдии Петриковской слободы, мать (2-я жена отца), Анастасия Ивановна (1757-1833),- дочь протоиерея. Один из братьев М., Кирилл, впосл. стал иеромонахом Александро-Невской лавры. Михаил получил домашнее образование, обучался чтению, чистописанию, началам рус. и лат. грамматики. По воспоминаниям прот. Николая Лисневского, племянника М., после гибели отца семья из-за земельных тяжб с соседним помещиком «осталась практически нищей» (Кулжинский. 2001. С. 4). Ок. 1791 (1794?) г. Леонтович был определен в Полтавское приходское уч-ще, 2 сент. 1795 г. переведен в уездное уч-ще в Екатеринославе, где проживал его дядя, свящ. Иеремия Леонтович. В 1808 г. окончил Екатеринославскую ДС и архиеп. Екатеринославским, Херсонским и Таврическим Платоном (Любарским) с одобрения семинарского начальства направлен, как лучший воспитанник, в Духовную Академию при Александро-Невской лавре. 14 янв. 1809 г. прибыл в столицу. Товарищами по учебе Леонтовича были буд. митр. Новгородский и С.-Петербургский Григорий (Постников), архиеп. Подольский и Брацлавский Кирилл (Богословский-Платонов), еп. Нижегородский и Арзамасский Моисей (Богданов-Платонов-Антипов), филолог, переводчик прот. Герасим Павский и др. 7 июля 1813 г. определением правления академии Леонтович был назначен «старшим» среди товарищей. Митр. Московский свт. Филарет (Дроздов), служивший в 1812-1817 гг. ректором академии, вспоминал: «Мелетия Леонтовича я помню очень хорошо, как благонравнейшего из моих учеников» (Там же. С. 14). В авг. 1814 г. Леонтович окончил СПбДА по 1-му разряду, 13 авг. решением Временного испытательного комитета был удостоен степени магистра богословия и определен бакалавром греческого языка в низшее отделение академии, а в окт. того же года - конференц-секретарем.

В кон. авг. 1814 г. Леонтович приехал в Ст. Сенжары повидаться с матерью, которая стремилась устроить его семейную жизнь и искала подходящую невесту среди дочерей соседских помещиков. Но сын, вскоре вернувшийся в С.-Петербург, написал матери: «...я нашел себе невесту Христову Церковь Святую» (Там же. С. 16). 7 янв. 1816 г. подал академическому начальству прошение о постриге в монашество, однако постриг состоялся лишь спустя 4 года.

В 1815 г. Леонтович принимал участие в подписке, открытой ректором архим. Филаретом (Дроздовым) для сбора средств в помощь пострадавшей от пожара КазДА, и пожертвовал 10 р. серебром. 11 марта 1817 г. был назначен секретарем учрежденного при СПбДА Строительного комитета.

30 июля 1817 г. Леонтович был переведен в Киевскую ДС инспектором и профессором церковной истории и греч. языка. Ректором семинарии, офиц. открытие которой состоялось 27 окт. 1817 г., был назначен его однокурсник архим. Моисей (Богданов-Платонов-Антипов). К нояб. 1818 г. Леонтович также исполнял должность ректора уездного и приходского киевских духовных уч-щ. 12 сент. 1819 г. он был назначен инспектором в обновленную КДА. 11 февр. 1820 г., накануне дня памяти свт. Мелетия, еп. Антиохийского, в Киево-Братском в честь Богоявления мужском монастыре перед литургией был пострижен в монашество, 22 февр. рукоположен во диакона, а 24 февр. того же года - во иерея. В том же году М., как инспектор КДА, был командирован для обозрения учебных заведений Киевского духовно-учебного округа, посетил Чернигов, Белгород, Харьков.

9 авг. 1821 г. М. был назначен ректором Могилёвской ДС и настоятелем оршанского Кутеинского в честь Богоявления монастыря, вскоре архиеп. Могилёвским и Витебским Иоасафом (Сретенским) возведен в сан архимандрита. Являлся присутствующим в Могилёвской духовной консистории. В семинарии М. преподавал догматическое и пастырское богословие, а также археологию, впервые завел классные журналы. Могилёвский прот. Потапий Твербус-Твёрдый, один из его учеников, вспоминал, что ректор «владел чистым, мягким и выразительным голосом», «при отличном знании своих предметов и умении излагать их живо устною речью вполне овладел вниманием учеников и скоро заставил воспитанников полюбить свои уроки», «даже самые посредственные и слабые из воспитанников высшего отделения начали охотно учиться и хорошо отвечать на уроках».

Ежегодно 12 февр., в день памяти свт. Мелетия, М. приглашал учеников к себе на чай, угощал выпечкой. Весной вместе со студентами совершал загородные прогулки и даже участвовал в играх с мячом. При этом М. жестко пресекал пороки учеников, уволил 3 воспитанников высшего отд-ния семинарии за пьянство. Когда М. узнал, что его келейник-инок, также учившийся в Могилёвской ДС, ухаживает за юной служанкой инспектора, он изгнал его из семинарии (Там же. С. 29, 33-34).

За 2 года пребывания в Могилёве М. лишь 3 раза посетил Кутеинский мон-рь, настоятелем к-рого являлся; освятил в обители храм в честь Богоявления.

В авг. 1823 г. М. был назначен ректором Псковской ДС и присутствующим в Псковской духовной консистории, а 24 янв. 1824 г.- ректором КДА. В академии М. преподавал Свящ. Писание и читал курс лекций по нравственному богословию, составленный им под влиянием «Христианского нравоучения, или Богословия деятельного» свт. Иннокентия (Смирнова). При М. было завершено строительство 3-этажного академического корпуса.

По инициативе М. был восстановлен академический певческий хор, распавшийся в 1823 г. Ректор предложил Академическому правлению отобрать в Киево-Подольском духовном уч-ще 6 учеников с хорошими голосами из числа сирот или выходцев из бедных семей, зачислить их в академический хор и поселить в зданиях академии и Братского мон-ря. Предполагалось, что мальчики на время пребывания в хоре будут получать казенное содержание с процентов от академических капиталов. Этот проект был поддержан Академическим правлением и утвержден Киевским митр. Евгением (Болховитиновым). В 1825 г. М. был командирован для ревизии в ряд учебных заведений Киевского округа, в т. ч. в Орловскую ДС, о беспорядках в к-рой 29 сент. того же года доложил ректору КДА.

В окт. 1826 г. по рекомендации митр. Евгения (Болховитинова) определением Синода М. был назначен епископом Чигиринским, викарием Киевской епархии, и настоятелем киевского Златоверхого во имя архангела Михаила мужского монастыря. 19 нояб. М. был наречен, а 21 нояб. 1826 г. хиротонисан во епископа в киевском Софийском соборе архиеп. Черниговским и Нежинским Лаврентием (Бакшевским) и викарием Киевской епархии еп. Афанасием (Протопоповым). Вскоре в Киев переехала мать епископа.

Мелетий (Леонтович), архиеп. Харьковский. Роспись св. ворот Святогорской лавры. 2006 г. Худож. А. Н. СолдатовМелетий (Леонтович), архиеп. Харьковский. Роспись св. ворот Святогорской лавры. 2006 г. Худож. А. Н. Солдатов

Главными заботами М. были духовное окормление братии и благоукрашение Златоверхого мон-ря. При нем, в 1827 г., началось обновление резного 5-ярусного иконостаса (1718) и внутреннего убранства Михайловского собора обители. Святитель, отличавшийся простотой и радушием в общении, устраивал регулярные домашние собеседования, на которые приглашал всех желающих. Сохранилось назидание М., сказанное 21 нояб. 1827 г. новопостриженному насельнику Златоверхого мон-ря: «Иноческая жизнь - второе рождение... Будь младенец не умом, но незлобием и кротостью... Храм - единственное прибежище. Ограда обители - предел, далее которого для крестоносца более ничего не существует». Тому же иноку он вручил свои четки со словами: «На сих четках видишь зерна белые и черные. Так и в твоей жизни будут дни белые и черные - радостные и горестные. В радости - не возносись, в горести - не унывай». Др. иноку, огорченному неприятностями, М. писал: «Монах - мертвец. Мертвого хвалят ли, поносят ли - он безмолвствует. И ты безмолвствуй, терпи до конца, когда встречаются какие-либо огорчения!» (Там же. С. 51-52).

Время Страстной седмицы М. проводил почти без пищи, но старался скрывать это от окружающих. Святитель поручал тайно раздавать щедрую милостыню нуждающимся по субботам и накануне больших праздников, посещал заключенных в Киевском тюремном замке, часто служил в тюремной церкви. 13 мая 1828 г. участвовал в хиротонии архим. Кирилла (Куницкого) во епископа Чигиринского. В Киеве М. был награжден орденом св. Анны 1-й степени.

21 апр. 1828 г. М. был назначен епископом Пермским и Екатеринбургским. Посетив Москву и побеседовав со свт. Филаретом (Дроздовым), в июле того же года М. прибыл в г. Пермь.

22 марта 1829 г. он обратился к губернатору К. Я. Тюфяеву с ходатайством о необходимости строительства отдельного здания Пермской духовной консистории (2-этажный корпус был построен только в сер. XIX в. на месте бывш. семинарии).

23 мая 1829 г. напротив кафедрального Преображенского собора был заложен и в нояб. 1832 г. построен 3-этажный каменный корпус Пермской ДС с каменным флигелем для столовой и кухни (дек. 1832). Для подготовки студентов семинарии к принятию священного сана М. составил «Ставленнический катехизис». В 1829 г. М. освятил ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при губернской тюрьме. К храму был определен постоянный штат: священник и 2 причетника; жалованье выплачивал Пермский тюремный комитет. При М. завершилось многолетнее строительство колокольни при Преображенском соборе. 8 сент. 1831 г. в присутствии М. и еп. Аркадия (Фёдорова) на колокольню подняли старинные колокола из Пыскорского Лысвенского Преображенского монастыря Пермской губ., закрытого в 1775 г.

Весной 1829 и летом 1830 г. М. обозревал епархию, вникал во все детали приходской жизни, много проповедовал, изучал б-ки, архивы и ризницы. Летом 1830 г. он писал в консисторию, что при «испытании» священно- и церковнослужителей в знании устава и чинопоследования богослужения обнаружил «многих из них недостаточными, так что некоторые... и заповедей Господних из катихизиса наизусть не знают». При нек-рых храмах не обнаружилось грамотных причетников, «и по сей причине в метрическия книги рождающиеся, браком сочетающиеся» не вписывались, «а в приходно-расходныя книги приход и расход не вписываются по полугоду и более... доколе не пребудет благочинный со своим писцом». Книги в церковных б-ках, по словам М., хранились «без всякаго употребления». Святитель настоятельно рекомендовал консистории наказать благочинных (Шестаков. 1899. С. 122-123). В ответ на прошения М. о поиске кандидатов для занятия вакантных священнических мест Синод предложил ему опросить архиереев ближайших епархий, нет ли в их распоряжении лиц, окончивших семинарии и готовых служить в Пермской епархии. Вскоре выяснилось, что и соседние епархии нуждаются в образованных священнослужителях, а в самой Пермской епархии остаются 63 вакантных священнических места. 26 июня 1830 г. свт. Филарет писал М.: «...как скоро у вас недостаток кончивших курс, Вы можете производить во священники из достойных диаконов, имеющих не менее 30 лет от роду. Были ли они в каком училище,- до того дела нет: надобно, чтобы они имели понятие о вере и церкви, которой священниками будут» (Летопись жизни и служения свт. Филарета (Дроздова). 2010. С. 261). Указом Синода от 7 янв. 1831 г. святителю разрешалось по его личной рекомендации рукополагать во священники лиц, не окончивших семинарский курс.

На территории Пермской епархии проживали раскольники разного толка, для обращения которых в лоно православной Церкви требовались опытные миссионеры. Между тем в епархии не хватало даже рядовых священников, многие приходы долгое время оставались без пастырей. В 1829 г. святитель обратился в Синод с «представлением» об учреждении в Перми духовной миссии «для обращения раскольников в лоно православной Церкви» и просьбой прислать хотя бы 3 миссионеров. 27 мая того же года указом Синода миссия была открыта. Архиерей привлек к миссионерскому делу 3 местных клириков: прот. Авраамия Оглоблина, служившего на Кушвинском заводе (для окормления староверов Екатеринбургского, Шадринского, Камышловского, Ирбитского и Верхотурского уездов), прот. Петра Луканина, служившего в г. Кунгуре (для окормления староверов Кунгурского, Красноуфимского, Осинского уездов), и свящ. Иоанна Дьяконова, служившего в Пожевском заводе (для деятельности в Соликамском, Чердынском и Оханском уездах). В 1829 г. М. избрал еще 3 миссионеров: прот. Иоанна Матвеева (впосл. мон. Илия), служившего в пермской Богородице-Рождественской ц., прот. Иоанна Попова (г. Шадринск) и прот. Феодора Любимова (г. Соликамск). 27 марта 1829 г. свт. Филарет (Дроздов) писал М.: «Мы Вас благодарим, преосвященнейший владыко, за обстоятельные сведения миссионеров. Это помогает делу. Продолжайте так. Ибо миссия продолжена» (Там же. С. 189). К янв. 1831 г. к православной Церкви присоединились 1275 чел., а к единоверию - 1165 чел.

Позже архиеп. Пермский и Верхотурский Аркадий (Фёдоров) назвал М. «светильником Пермской епархии», а 23 окт. 1844 г. викарий Пермской епархии Екатеринбургский еп. Мелхиседек (Золотинский) писал: «Здешние священнослужители и народ очень часто вспоминают с глубочайшим чувством сыновней преданности и благодарности о преосвященном Мелетии, как о благодетельнейшем иерархе».

18 июля 1831 г. М. был переведен в Иркутскую, Нерчинскую и Якутскую епархию в сане архиепископа, 6 нояб. того же года прибыл в иркутский в честь Вознесения Господня (Иннокентиевский) монастырь. После отстранения от управления Иркутской епархией обвиненного в «душевном недуге» архиеп. Иринея (Нестеровича), конфликтовавшего с ген.-губернатором Вост. Сибири А. С. Лавинским и иркутским городничим А. Н. Муравьёвым, епархиальные служители пребывали в состоянии «взволнованной смуты». По свидетельству прот. Василия Касьянова, М. своим миролюбием, сдержанностью и терпеливостью привнес в епархиальные дела атмосферу спокойного добросовестного служения (Кулжинский. 2001. С. 67).

При М. активизировалась миссионерская деятельность в Вост. Сибири, более половины населения к-рой составляли буряты, эвенки, якуты, камчадалы, алеуты и др. коренные народности. По словам прот. Г. Гнедича, епископ, совершая объезд епархии, «был в Якутске, у прибрежных жителей Охотского и Ледовитого морей и у американцев. От Уральских гор изволил путешествовать до Восточного океана к племенам ламайских поклонников, последователей Магомета». Особое внимание М. уделял отдаленным окраинам Иркутской епархии, в т. ч. тракту от Иркутска до Охотска. По этой дороге в летнее время направлялись сотни караванов до Охотска, Гижигинска, Камчатки, североамер. колоний и на протяжении более 1 тыс. верст не было ни одного храма. Находившиеся здесь на постоянной службе казаки и православные русские жители не имели возможности ни причаститься, ни повенчаться, ни крестить детей, ни по-христиански похоронить умерших. М. добился ассигнования (10 тыс. р. серебром) на постройку домов для духовенства в Петропавловском порту. По его инициативе на севере Камчатки были устроены 2 церкви: Драникинская во имя свт. Иннокентия (Кульчицкого), еп. Иркутского, и Лесковская во имя свт. Николая Чудотворца. Благодаря усилиям архиерея Синод учредил миссионерские станы в Селенгинске, Кулях и Укыре (Нестор (Анисимов). 1910. С. 21).

Вместе с Тобольским и Сибирским архиеп. Афанасием (Протопоповым) М. выступил с инициативой образования 2 новых епархий - Томской и Енисейской. Свое предложение архиереи мотивировали увеличением количества церквей в регионе. В 1834 г. была учреждена Томская епархия, в составе к-рой оказались отошедшие от Иркутской епархии Енисейское, Красноярское и Канское духовные правления (Наумова. 1996. С. 99).

Суровый сибир. климат подорвал и без того слабое здоровье святителя, к-рый подал в Синод прошение о переводе его в одну из укр. губерний. 22 июня 1835 г. М. возглавил Слободско-Украинскую епархию с кафедрой в г. Харькове. 18 авг. того же года в кафедральном соборе состоялось прощание М. с иркутской паствой, а 9 нояб. он прибыл в г. Харьков. Здесь поселилась и его родная сестра Анна Ивановна с ослепшим мужем свящ. Петром Лисневским и сыном Николаем.

В февр. 1836 г. границы Слободско-Украинской епархии были немного изменены, и она стала называться Харьковская и Ахтырская. Святитель поднял вопрос о восстановлении мон-рей и духовных уч-щ, упраздненных при имп. Екатерине II. В 1837 г. М. освятил храм в Хорошевском в честь Вознесения Господня монастыре. По его ходатайству Куряжский Преображенский мон-рь Харьковского у., упраздненный в 1788 г. и восстановленный в 1796 г. как заштатная пустынь, был возведен во 2-й класс. Епископ хлопотал о восстановлении ахтырского во имя Святой Троицы монастыря Харьковской губ., закрытого в 1788 г. Впосл. его начинание поддержал свт. Иннокентий (Борисов), и в 1842 г. обитель была возрождена. 2 июля 1839 г. в г. Ахтырке М. принимал участие в торжественном праздновании 100-летия чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери. В мае того же года М. посетил закрытую Святогорскую Успенскую пуст. Изюмского у., осмотрел храмы и ризницу, отслужил всенощную и литургию, помолился о восстановлении обители (открытие Святогорского мон-ря состоялось 15 авг. 1844, при свт. Иннокентии). В 1836-1839 гг. по инициативе М. в харьковском Благовещенском соборе были перестроены придельные храмы во имя вмц. Варвары и мч. Иоанна Воина.

В 1839 г. М. ревизовал Харьковский духовный коллегиум, к-рый застал «в весьма обветшалом виде; помещения были тесными» (Кулжинский. 2001. С. 88). Именно М. инициировал преобразование в 1840 г. коллегиума в Харьковскую ДС и последовавшее затем строительство нового семинарского корпуса. Святитель был избран почетным членом Харьковского ун-та.

За 4 года управления епархией М. посетил все 10 уездов, расположенных на ее территории. Был строгим аскетом. Однажды он остановился на ночлег в доме священника с. Преображенского Змиёвского у. Архиерею была предоставлена отдельная комната с мягкой постелью. Бодрствовавший священник заметил, что М. всю ночь провел в коленопреклоненной молитве с воздетыми руками и лишь на короткое время перед рассветом, «смяв приготовленную постель... прилег на пол, положивши в изголовье подрясник». По воспоминаниям старшего фельдшера Харьковской университетской клиники И. А. Фищукова, М. «с узелком и палкою в руках» часто навещал больных, беседовал с ними, оставляя им деньги под подушкой (Буткевич. 1894. С. 96; Багалей, Миллер. 2004. С. 889). Духовником М. был иером. Сергий (Измайлов; † 1863), впосл. 1-й настоятель возрожденного ахтырского Свято-Троицкого мон-ря.

В 1838 г., во время тяжелой болезни, М. предсказал, что проживет еще больше года, сообщив об этом своей сестре. В кон. 1839 г. Харьковская духовная консистория во главе с архим. Иоанном (Оболенским) донесла в Синод, что М. стал «медлительным в епархиальных делах». В связи с этим Синод направил архиерею «внушение». Больной святитель пригласил архим. Иоанна в свою келью и показал раны на своем теле: «...на правой лопатке кожа и плоть отсутствовали, кость виднелась на два вершка; с левого боку на ребрах зияла рана в один вершок, то же самое - на обоих бедрах». Пораженный архимандрит покаялся перед М. за донос (Кулжинский. 2001. С. 119-120). 6 дек. 1839 г., в день тезоименитства имп. Николая I Павловича, святитель отслужил последнюю в своей жизни литургию.

По воспоминаниям современника, М. «был роста малого, тонкий, сухощавый», «наружностью весьма похож» на свт. Митрофана, еп. Воронежского и Задонского. У прот. Николая Лисневского, племянника М., хранился портрет архиерея, написанный студентом Ф. Чудиновским (Там же. С. 123-124).

М. скончался сразу после принятия Св. Таин, 5 марта 1840 г. был похоронен в нижней церкви-усыпальнице 2-этажного Покровского собора харьковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря. Чин отпевания и погребение возглавил еп. Курский и Белгородский Илиодор (Чистяков). Святитель был похоронен «по подписке», на пожертвования, т. к. после его кончины осталось всего 350 р. ассигнациями, 2 подзорные трубы, неск. икон и 23 книги. Духовного завещания не оставил, книги были переданы в б-ку Харьковского коллегиума. По преданию, вскоре М. явился во сне одному из клириков и попросил снять со своих останков роскошное облачение, достать из ризницы списанное и надеть на него старое, что и было исполнено.

3 сент. 1843 г. архиеп. Воронежский и Задонский свт. Антоний (Смирницкий) свидетельствовал: «Архиепископа Мелетия я лично знал, уважал и к нему благоговел. Взирая на скончание таковых, надобно подражать вере их, делами споспешествуя». Саратовский и Царицынский еп. Иаков (Вечерков) назвал М. своим «наставником», «архипастырем равноапостольным по кротости и чистоте нравов».

Могила М. в Покровской обители почиталась харьковчанами. После ремонта в 1846 г. усыпальницы гробы др. архиереев замуровали в стену, но гроб с останками М. поместили в металлическую раку и поставили отдельно. Над гробом была устроена сень, повешены лампады, хранились неск. личных икон архиерея. Здесь ежедневно служились панихиды, иногда - заупокойные литургии. При пожаре 1875 г. сгорел весь интерьер усыпальницы, но гроб с мощами М. остался невредим. Сразу после пожара были начаты работы по восстановлению пещерной церкви. Гроб перевязали шнуром, опечатали и перенесли в др. место. На пожертвования благотворительницы Ильиной были сооружены новая металлическая рака и балдахин. После ремонта гроб в новой раке и уцелевшие во время пожара иконы были поставлены на прежнее место.

В Покровском соборе имелась книга, в к-рую записывали чудеса, происходившие от мощей и после молитвенного обращения к святителю. К 1918 г. в книге зафиксировали ок. 100 случаев исцелений больных, подтвержденных подписью их или священнослужителей. В нояб. 1918 г. эту книгу доставили Киевскому и Галицкому митр. Антонию (Храповицкому), к-рый инициировал прославление святителя на 3-й сессии Всеукраинского православного церковного Собора. По поручению митрополита 7 дек. того же года викарий Курской епархии еп. Белгородский сщмч. Никодим (Кононов), викарий Харьковской епархии еп. Сумский Митрофан (Абрамов), протоиереи А. М. Станиславский и сщмч. Николай Загоровский вскрыли гроб, переоблачили М. в новые архиерейские одежды и составили акт вскрытия. Однако арест митр. Антония и революционные события помешали офиц. прославлению М., к-рое предполагалось осуществить 12 февр. 1919 г. Позже, в 1948 г., прот. А. Станиславский рассказал об этих событиях в письме Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому) (см.: Талалай. 2013. С. 5-7).

По преданию, в 1942 г., во время Великой Отечественной войны, М. являлся харьковчанам, предсказывая освобождение города от немецко-фашистских захватчиков. В мае 1948 г. по благословению Святейшего патриарха Алексия I гроб с мощами М. перенесли в кафедральный Благовещенский собор Харькова. К 2017 г. мощи находятся в левом приделе вмц. Варвары, близ клироса.

По свидетельству архиеп. Харьковского и Богодуховского Стефана (Проценко), в XX в. М. почитался «как небесный покровитель и заступник» Харькова, и «народный голос уже давно канонизировал святителя» ([Стефан (Проценко), архиеп.] 1948). В 1975 г. архиеп. Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак) выступил с инициативой офиц. прославления М. Вскоре он составил службу и акафист святителю, к-рые отредактировал митр. Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов). 21 февр. 1978 г. Синод принял решение: «Службу и акафист святителю Мелетию, архиепископу Харьковскому, утвердить и благословить их к употреблению во всех церквах Московского Патриархата». 26 февр. того же года в Благовещенском соборе на всенощном бдении Харьковский архиеп. Никодим объявил о решении Синода; была отслужена заупокойная лития по М., и вместо «вечной памяти» пропето величание (ЖМП. 1979. № 4. С. 23-24). По словам прот. В. Цыпина, «это была фактическая канонизация святителя Мелетия (Леонтовича), к-рая оказалась возможной в тот период лишь в такой завуалированной форме» (Цыпин В., прот. Курс церк. права. М., 2004. С. 490).

По свидетельству прот. А. Станиславского, настоятеля храма Покрова Пресв. Богородицы в Лыщиковом пер. Москвы, уже к 1950 г. в церкви имелась икона М., написанная до 1918 г. В доме харьковского прот. Д. А. Пушкаря (1928-2013) также хранилась «старинная икона архиепископа Мелетия, написанная еще до революции» (Талалай. 2013. С. 10, 13). 3 февр. 1980 г. в подвальном помещении харьковского Благовещенского собора архиеп. Никодимом был освящен 1-й престол во имя святителя.

Ист.: Письма и записки А. Н. Муравьёва к С. Д. Нечаеву // РА. 1893. Кн. 2. № 5. С. 141-142, 147; Письма митр. Филарета к С. Д. Нечаеву // Там же. Кн. 1. № 2. С. 130; № 3. С. 223.
Лит.: Прокопович И., прот. Речь при отпевании тела преосв. Мелетия, архиеп. Харьковскаго и Ахтырскаго. Х., 1843; Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Харьковской епархии. М., 1852. Отд. 1. С. 27, 48; Чистович И. А. История СПбДА. СПб., 1857. С. 351, 368; Аскоченский В. И. История КДА по преобразовании ее в 1819 г. СПб., 1863; Ковалевский А. Ф. Из восп. о почившем архиеп. Харьковском Мелетии (Леонтовиче) // ДЧ. 1867. Ч. 1. № 4. С. 164-168; он же. К биографии преосв. Мелетия (Леонтовича), архиеп. Харьковского // Харьковские ЕВ. 1869. № 21. С. 255-259; Малышевский И. И. Ист. записка о состоянии академии в минувшее 50-летие. К., 1869; Солнцев П., свящ. Краткие сведения о харьковских иерархах. Х., 1869; Попов Е., прот. Великопермская и Пермская епархия. Пермь, 1879; Кулжинский Г. И. Свт. Мелетий (Леонтович). X., 1881; он же. Святогорская Успенская общежит. пуст. в Харьковской епархии. Од., 18965. С. 70-74; он же. Возлюбленный Христом: Житие свт. Мелетия Харьковского. М., 2001; Киево-Златоверхо-Михайловский мон-рь: Ист. очерк от основания его до наст. времени. К., 1889. С. 136; Буткевич Т. И., прот. Ист.-стат. описание харьковского кафедр. Успенского собора. Х., 1894. С. 95-98; Шестаков И. В., свящ. Краткий ист. очерк 100-летия Пермской епархии. Пермь, 1899. С. 118-123; он же. Преосв. Мелетий (Леонтович), еп. Пермский и Екатеринбургский. СПб., 1907; Ефимов А., свящ. Архим. Сергий, настоятель Ахтырского Св.-Троицкого мон-ря. Од., 19072. С. 6, 7, 33; Нестор (Анисимов), иером. Православие в Сибири. СПб., 1910; Поселянин Е. Н. [Погожев]. Рус. подвижники XIX в. СПб., 19103. С. 70-80; [Стефан (Проценко), архиеп.] Харьковский свт. Мелетий Леонтович // ЖМП. 1948. № 11. С. 60-67; ЖПодв. Февр. С. 324-329; Наумова О. Е. Иркутская епархия: XVIII - 1-я пол. XIX в. Иркутск, 1996; Никодим (Руснак), митр. Сб. служб и акафистов. М., 1996; Калинина И. В. Правосл. храмы Иркутской епархии: XVII - нач. ХХ в. М., 2000; Иркутская летопись, 1661-1940 гг. / Сост., предисл. и примеч.: Ю. П. Колмаков. Иркутск, 2003; Багалей Д. И., Миллер Д. П. История г. Харькова за 250 лет его существования: (1655-1905). Х., 2004. Т. 2; Дулов А. В., Санников А. П. Правосл. Церковь в Вост. Сибири в XVII - нач. XX в. Иркутск, 2006. 2 ч.; Летопись жизни и служения свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского. М., 2010. Т. 2. С. 3, 189, 261, 295; Талалай М., протодиак. «Я прославлю прославляющих Меня...»: Новые мат-лы к истории канонизации свт. Мелетия, архиеп. Харьковского и Ахтырского // Вестн. Харьковской ДС. 2013. № 3. С. 4-15.
Д. Б. Кочетов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня)
  • ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
  • ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)
  • ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 1717 - 1795), архиеп. Могилёвский, богослов, свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)
  • ГЕРАСИМ (Добросердов Егор [Георгий] Иванович; 1809-1880), еп. Астраханский и Енотаевский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
  • ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
  • ДИОНИСИЙ († 1184), свт. (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), еп. Полоцкий
  • ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • ИННОКЕНТИЙ (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682 - 1731), еп. Иркутский, свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых)
  • ИОАНН (Максимович Иван; 1651-1715), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых)
  • КИРИЛЛ II († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 28 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)
  • ЛАВРЕНТИЙ († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 29 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)