МЕЛЕТИЙ
Том XLIV, С. 536-541
опубликовано: 2 июня 2021г.

МЕЛЕТИЙ

Мелетий (Якимов), еп. Рязанский и Зарайский. Фотография. До 1900 г.Мелетий (Якимов), еп. Рязанский и Зарайский. Фотография. До 1900 г.

(Якимов Михаил Кузьмич; 29.10.1835, с. Нема (Немдинское, Введенское) Нолинского у. Вятской губ.- 14.01.1900, Рязань), свт. (пам. 14 янв., 5 июня, а также в Соборах Рязанских, Липецких, Сибирских, Иркутских и Якутских святых), еп. Рязанский и Зарайский, миссионер, писатель. Род. в семье приходского священника Космы Павловича Якимова и Александры Капитоновны (урожд. Рязановой; † 29 дек. 1888), дочери чиновника. Впосл. мать стала одной из основательниц читинской Богородицкой общины, преобразованной в мон-рь (в к-ром и была похоронена). Свящ. Косма, получив богословско-миссионерское образование в Вятской ДС, не только проповедовал в храме, но и посещал дома прихожан, стараясь оградить паству от влияний раскольников, проживавших в приходе. Через год после рождения М., крещенного в честь арх. Михаила, свящ. Косма скончался. Михаил и его брат Павел поступили в Нолинское ДУ. Когда Павел окончил уч-ще и готовился к поступлению в семинарию, семья была вынуждена переехать к родственникам в Вятку. М. Якимова перевели в высшее отд-ние Вятского ДУ, по окончании к-рого он поступил в Вятскую ДС. Несмотря на слабое здоровье, Михаил с успехом завершил обучение. Ему предложили рукоположение в сан иерея после женитьбы. Но М. Якимов решил принять монашество и обратился с просьбой о постриге к ректору Вятской ДС архим. Амвросию (Красовскому), настоятелю Трифонова вятского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. 26 марта 1857 г. он был пострижен в иночество без перемены имени. В Вятской ДС исполнял обязанности библиотекаря и проповедника, с нового учебного года служил учителем истории и нотного пения (в дневные часы), надзирал за учениками и семинаристами, жившими в мон-ре (в часы вечерние и утренние). Во время каникул М. встретился с одноклассником Федором Георгиевичем Кибардиным (впосл. протоиерей кафедрального собора г. Вятки), к-рый убедил его продолжить образование. По благословению Вятского и Слободского еп. Елпидифора (Бенедиктова) и с согласия матери Михаил поступил в КазДА, в к-рой было открыто неск. миссионерских отделений. Ректор архим. Иоанн (Соколов) (впосл. епископ Смоленский) отметил живой ум и твердость характера молодого инока. 1 февр. 1859 г. инок был пострижен в монашество с наречением имени в честь свт. Мелетия Антиохийского, а 16 марта того же года еп. Чебоксарский Никодим (Казанцев) рукоположил его во диакона.

В апр. 1861 г. в КазДА расследовалось скандальное дело из-за отслуженной панихиды по убитым крестьянам. Поводом послужило то, что в с. Бездна Спасского у. Казанской губ. (ныне Антоновка Спасского р-на Республики Татарстан) при введении уставной грамоты применялась военная сила для усмирения восставших (по донесению генерал-майора гр. А. С. Апраксина, были ранены 77 чел. (по другим сведениям - 87) и убит 51 чел.). Студенты Казанского ун-та решили устроить манифестацию, отслужив на кладбище панихиду по убитым крестьянам. В Вербное воскресенье, когда слушатели КазДА находились во дворе и мимо них проходили на панихиду университетские студенты, нек-рые воспитанники академии присоединились к ним, в т. ч. М. и свящ. Яхонтов. На ектениях причт в присутствии академического духовенства и М. поминали «убиенных рабов Божиих», а свящ. Яхонтов - с прибавлением: «...убиенных за свободу и любовь к Отечеству». Агитировавшие за проведение панихиды-манифестации были сразу же уволены. Относительно М. по рассмотрении всех обстоятельств и по указу митр. Московского и Коломенского свт. Филарета (Дроздова) Синод 16 сент. 1861 г. постановил: «Иеродиакона Мелетия, по вниманию к выказанному начальниками и наставниками духовной академии о нем одобрению и удостоверению об участии его в панихиде только по уступчивости характера, а также имея в виду из особого отдела ревизовавшего академию преосв. Никодима, еп. Чебоксарского, следует иеродиакона Мелетия послать в Посольский Спасо-Преображенский монастырь Иркутской епархии, где он под надзором епархиального начальства может быть полезен в миссионерских занятиях». Накануне выпуска из академии М. был направлен в Сибирь. Но по представлению академического руководства ему было разрешено подать сочинение на соискание кандидатской степени с места служения. Впоследствии за работу «О переводной церковно-канонической литературе в древней России» М. получил звание кандидата богословия.

Летом 1862 г. М. прибыл в Посольский в честь Преображения Господня монастырь. Начало его служения совпало с открытием в мае того же года Селенгинского вик-ства для обращения бурят-язычников в Православие и с назначением на должность викария еп. Вениамина (Благонравова). В одной из первых бесед преосв. Вениамин признался М.: «Я чем больше живу, тем больше вижу, что все, что не от меня, то ко благу моему» (Письма Вениамина. 1913. С. 124, 155). В дек. 1862 г. М. был рукоположен во иерея, вскоре назначен в Селенгинское бурятское ведомство и в 3-ю конную бригаду. Через неск. месяцев молодого проповедника направили на самостоятельную миссионерскую работу в Кударинскую степную думу. Здесь он столкнулся с трудностями в деле распространения Православия среди шаманов-ламаистов и политических ссыльных, проживавших в Сибири. Скудное финансирование миссии и природные условия мешали миссионерскому служению. Положение улучшилось с учреждением Православного миссионерского об-ва: жалованье увеличилось со 150 до 400 р. в год. Из этих средств миссионеры выделяли значительную долю на разъезды по станам и улусам, на подарки новокрещеным инородцам (крестики, иконки, рубашки для крещения). В записках М. говорится и о формальном отношении христиан из числа инородцев к исполнению ежедневных молитв. Новопросвещенные христиане покупали церковные свечи для возжжения перед иконами в домах и при этом «успокаивали свою совесть тем только, что ставили свечи, но не молились». Также «крещеные инородцы не составили отдельных от язычников селений, там, если сами они не совращались в язычество, потомство их почти всегда терялось для православия» (Вениамин (Благонравов). 1868. С. 24). Кроме того, трудноисполнимым условием подлинной христ. жизни было соблюдение постов, в т. ч. отказ от пищи животного происхождения (основу питания кочевого народа составляло мясо). В то же время М. отмечал, что инородцы охотно посещали храмы, ставили свечи, «поклонялись» иконам, заказывали для них оклады, во время крестных ходов носили хоругви. Одним из любимых святых был свт. Николай Чудотворец, образ к-рого имелся почти в каждой юрте у забайкальских бурят; почитаемый ими «цаган-убугун» (седой старец) изображался в традициях буддистской школы (созерцающим путешественником), но не в позе «лотоса», а с посохом странника.

В результате деятельности М. новокрещеные начинали заниматься земледелием, «вести подворье», вливались в православную общину. За 5 лет его трудов были обращены в Православие и крещены более 500 чел., в основном главы семейств, в т. ч. неск. шаманов. Даже природные катаклизмы содействовали успеху его проповеди. М. ярко описал случай обращения одного из бурят-язычников ко Христу во время землетрясения 1862 г.: единственная дочь бурята упала в образовавшуюся в земле трещину, настолько глубокую, что не было никакой возможности спасти погибавшую, и она оказалась заживо погребенной. Горе отца не могли утолить ни сочувствие близких, ни камлание шаманов, ни заклинания лам. Душевный мир он обрел, только пообщавшись с М., к-рый напомнил ему слова Христа: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас» (Мф 11. 28). М. писал, что шаманы, чтобы отвратить народ от крещения, в кон. 1863 г. «разнесли по улусам молву, что в полночь на новый год будет такое же губительное землетрясение... Буряты легко поверили лжевещателям». Мн. буряты новогоднюю ночь провели без сна под открытым небом. «Благополучно встретив новый год, они тревожно ждали беды во вторую и третью ночь. Но беды никакой не было. Бог по Своим премудрым целям... показал Свою благость и милость при наступлении нового лета».

Мелетий (Якимов), еп. Якутский и Вилюйский. Фотография. Ок. 1892 г.Мелетий (Якимов), еп. Якутский и Вилюйский. Фотография. Ок. 1892 г.

Помимо основания оседлого поселения из новокрещеных и устройства храма во имя апостолов Петра и Павла в Кударе М. построил еще неск. церквей, преимущественно расположенных по течению р. Хилок. В 1867 г. его направили на самый трудный для проповеди участок - в Тугнуйскую степь, населенную язычниками-ламаитами и окруженную раскольническими поселениями. Еп. Вениамин писал, что М. «не жалеет об ученой службе, хотя и теперь мог бы вступить на нее. Я высказывал ему мысль преосвященного Парфения просить о назначении его в Иркутскую семинарию или в смотрители; но он сам не бросился на нее, почитая настоящую службу указанием Промысла Божия к его благу. Он теперь находит утешение в успехе проповеди» (Письма Вениамина. 1913. С. 37). За усердные труды М. был награжден набедренником, через 2 года получил благословение Синода за обращение из язычества в правосл. веру 200 чел. и благодарность Иркутского и Нерчинского еп. Парфения (Попова) за построение храмов. В 1870 г. М. был награжден Синодом золотым наперсным крестом «За особые заслуги перед Церковью».

В сент. 1872 г. М. получил назначение проповедовать Евангелие бурятам и тунгусам в Цаган-Усунском стане и Цакире - на границе с Монголией (епархиальное начальство из-за малочисленности миссионеров в Сибири было вынуждено непрерывно переводить правосл. проповедников с одного места на другое). В окт. 1872 г. М. по благословению архиеп. Парфения устроил и освятил храм во имя свт. Николая Чудотворца. 11 июля 1873 г. М. приветствовал в Посольском мон-ре возвращавшегося из кругосветного плавания вел. кн. Алексея Александровича. В авг. того же года он встречал назначенного на Иркутскую и Нерчинскую кафедру преосвященного Вениамина (Благонравова), своего наставника и друга. При вступлении в управление епархией архиеп. Вениамин высоко оценил труды ученика, предложив ему возглавить Иркутский отдел Духовной миссии в должности настоятеля Ниловой пуст. в Саянских горах. М., возведенный в сан архимандрита, стал 1-м ее начальником. Началось сооружение новых станов и храмов, росло количество новообращенных. Однако богослужение велось на церковнослав. языке, непонятном для инородцев, что мешало успеху проповеди. Н. И. Ильминский, один из наставников М. в академии, участвовавший в Московском собрании Миссионерского об-ва, посоветовал митр. Московскому свт. Иннокентию (Вениаминову) вызвать М. в Казань для помощи в переводе духовной лит-ры на языки малых народов Сибири, а также для содействия в организации церковноприходских школ на сибир. окраинах России. Синод со вниманием отнесся к представлению маститого архипастыря, и в кон. 1873 г. М. покинул Сибирь. В 1874-1875 гг. он посетил Вятскую губ., затем отправился в Москву. В то время Миссионерское об-во размещалось в московском в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыре. Смотритель монастырского миссионерского корпуса иером. Иосиф оказал М. радушный прием, сопровождая сибирского гостя при осмотре достопримечательностей Москвы, в путешествиях в Киев и в Троице-Сергиеву лавру. Окрепший и отдохнувший от длительных миссионерских трудов, М. ревностно взялся за новое для него дело. Уже в 1874 г. в Казани была напечатана небольшая книга на разговорном бурятском языке под ред. проф. В. В. Миротворцева - «Поучение к новокрещеным о святой христианской вере». Это был сборник проповедей еп. Вениамина, наставника М., сказанных им при крещении балаганских бурят. В 1875 г. М. посетил Казань. Вернувшись в Иркутск, он послал подготовленные к изданию 4 статьи, вошедшие в кн. «Учение о святой православной христианской вере в беседах с бурятами», дополненную изложением истории Ветхого и Нового Заветов и Житием свт. Николая Чудотворца (Правосл. благовестник. М., 1893. № 12. С. 24-25). В 60-70-х гг. XIX в. в журналах «Иркутские епархиальные ведомости», «Странник», «Миссионер», «Церковный вестник», «Православный собеседник» и др. регулярно появлялись его статьи: «Торжество христианства в Тугнице и храм Христа Спасителя», «Церковный собор в Тобольске 1702 г. при митр. Филофее», «Священный памятник события 25 мая 1867 г.- церковь Вознесения на Часовенном о-ве за Байкалом», «Церковь Св. Троицы в Тарбагатае на Хилке», «Что такое бурятский «ОБО» и от чего нередко бывает зараза в степях», «Котокильский образ свт. Николая», «Чудотворный образ Богоматери «Споручницы грешных» в Кяхте», «О предполагаемых переводах Священного Писания на остяцкий язык», «Освящение церкви св. Иннокентия в Жимытинском стане и крещение бурят Тункинского ведомства», «Заметки об инородческих браках». В 15 номерах «Иркутских ЕВ» публиковалось «Описание архипастырских путешествий преосв. Вениамина»; в Казани вышло фундаментальное исследование М. «Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653-1726) и сведения о Даурской миссии».

Значительную часть собранных этнографических материалов музейного характера М. послал в дар Церковно-археологическому об-ву при КДА, действительным членом к-рого являлся (ГАРО. Фонд Т. М. П. Письмо из Гл. архивного управления и Центр. гос. ист. архива Украины при кабинете министров Украины). Вскоре М. стал членом-сотрудником Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те.

За время управления Иркутским отделом Духовной миссии М. обратил к правосл. вере 11 695 язычников (Преосв. Мелетий...: Некр. 1900. С. 79-84).

5 нояб. 1878 г. архиеп. Вениамином и еп. Енисейским и Красноярским Антонием (Николаевским) М. был хиротонисан во епископа Селенгинского с назначением начальником Забайкальской духовной миссии. Первым местом его пребывания стал Посольский мон-рь, но к 1880 г. М. переехал в центр своей «инородческой» паствы - г. Читу. «Простота и доброта» М. настолько «поразила читинцев, что они с тех пор полюбили его». По распоряжению местной думы М. была передана загородная дача (более 30 дес. земли с лесом и озерами) на берегу р. Читы (Читинки), в 2 верстах от города. Еп. Вениамин помогал М. во мн. вопросах, в т. ч. в строительстве Читинской архиерейской резиденции. В апр. 1880 г. М. был награжден орденом св. кн. Владимира 3-й степени. С мая по июль 1881 г., когда отмечалось 200-летие со времени основания Забайкальской миссии, М. объехал все Забайкалье, совершив архиерейские богослужения во всех храмах. Торжества были завершены служениями в Посольском и Селенгинском во имя Святой Троицы монастырях. За время пребывания М. в должности начальника Забайкальской миссии были обращены в Православие и крещены ок. 4 тыс. язычников-шаманистов и ламаитов. В 1881 г. М. стал почетным членом Императорского Православного Палестинского об-ва (ИППО), состоящего под покровительством вел. кн. Сергея Александровича Романова. В 1882 г. М. организовал и открыл в Чите церковное Братство во имя святых Кирилла и Мефодия и свт. Иннокентия. За усердие в проповеди Православия и плодотворные лит. труды М. был избран действительным членом Холмского Свято-Богородицкого братства с выдачей знака братства 2-й степени.

В 1886 г. в связи с вызовом архиеп. Вениамина в Москву для присутствия в Синоде М. было поручено управление храмами Забайкальской обл. на правах епархиального архиерея. В Чите отчасти по инициативе матери М., вдовствующей старицы Александры Капитоновны Якимовой, сложилась жен. Богородицкая миссионерская община, для к-рой свящ. Петр Царевский пожертвовал большой участок земли на окраине города. Купец А. Коротков и ссыльнопоселенец Д. И. Завалишин пожертвовали 2 одноэтажных деревянных дома. Летом 1886 г. был заложен каменный фундамент под постройку монастырского корпуса. Епископ особо поддержал устроение жен. мон-ря со специальными миссионерскими целями, т. к. часто инородцы, приняв крещение, становились чуждыми своим соплеменникам-язычникам (особенно женщины, к-рые оказывались без средств к существованию). Мон. Павла (Трегубова) и рясофорная послушница Екатерина стали первыми насельницами общины. 25 марта 1887 г., в день Благовещения Пресв. Богородицы, М. уведомил телеграммой архиеп. Иркутского Вениамина (Благонравова): «...сейчас состоялось открытие читинской женской Богородицкой общины; освящены места для храмов». 30 мая 1889 г. М. освятил для общины ц. во имя св. мц. Александры. В 1893 г. указом Синода община была преобразована в жен. общежительный мон-рь (Родионова. 2004).

5 июля 1889 г. М. возглавил самостоятельную Якутскую и Вилюйскую епархию. 16 сент. того же года он прибыл в Якутск, где его встретил гражданский губернатор В. З. Коленко. Пребывая на Якутской кафедре, М. приложил столько трудов для процветания Якутского края, что уже современники называли его «Апостолом Якутии». Незадолго до этого в одном из писем архиеп. Вениамин заметил: «Жаль мне преосвященного Мелетия. В Питере так много грязи набросал на него барон Корф [приамурский генерал-губернатор]... между тем, он уже скучает на одном месте. Пора бы в епархиальные, хоть в Якутск» (Письма Вениамина. 1913. С. 193). В том же году после установления зимней дороги М. начал объезд епархии на собаках или верхом на оленях, по пустынной и почти безлюдной территории, по глубоким снегам. При сибир. морозах нередко приходилось проводить ночи под открытым небом. И впосл. М. ежегодно посещал самые отдаленные места необъятной епархии, проезжая порой более 10 тыс. верст за 1 поездку. Он неустанно заботился о возведении храмов и часовен, находил для них щедрых благотворителей. Освятил или подготовил к освящению 14 новых церквей; 2 из них, предназначавшиеся для Жиганска и Булунска, были выстроены на монастырском дворе в Якутске. Однажды М. проехал более 2 тыс. верст: частично по воде, частично по суше, встретился с полярной экспедицией исследователя и ученого Ф. Нансена. В честь этой встречи М. при прощании с членами экспедиции заложил на Кумуксурке молитвенный дом во имя св. прор. Илии. М. считал, что местное население нуждается прежде всего в просвещении, поэтому особо заботился об открытии церковноприходских школ. Со времени вступления в управление якутской паствой М. установил обычай в местной семинарии во 2-й и в 3-й дни Пасхи совершать Божественную литургию на якут. языке, благодаря чему обратил в Православие мн. якутов (ЦВед. 1894. № 32. С. 1121). На собственные средства епископ приобретал книги для церковных б-к, в первую очередь экземпляры Свящ. Писания. При активном участии и попечительстве М. в Якутске был организован областной музей. В сент. 1892 г. М. освятил новое здание Якутского епархиального жен. уч-ща, затем - его домовый храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В поучении, сказанном за Божественной литургией, он призвал воспитанниц «обучать себя ко благочестию (1 Тим 4. 7) подвигом добрым и постоянным… При воспитании часто забывается нравственная сторона человека, испорченность греховная и наклонность к нарушению нравственного долга. Если не противодействовать превратным стремлениям души, не поможет никакое внешнее образование» (ПрибЦВед. 1893. № 22. С. 823-834). 16 авг. 1892 г. М. основал в Якутске Церковное братство во имя Христа Спасителя, поставившее целью миссионерско-просветительную деятельность на северо-востоке Российской империи.

Особую заботу М. проявил о людях, больных проказой, к-рых при обнаружении малейшего признака болезни полностью изолировали от общества: увозили далеко в лес, ставили убогую юрту или шалаш, снабжали одеждой, давали кремень с огнивом и оставляли в полном одиночестве. Больной человек не мог долго сам добывать пищу в тайге, где сложно выжить даже здоровому человеку, и был обречен на скорую смерть. Святитель детально ознакомился с условиями жизни прокаженных и выступил инициатором публикации в «Якутских ЕВ» статьи врача Якутской гражданской больницы К. В. Несмелова «Проказа в Вилюйском округе», в которой ярко описывалась судьба несчастных. Общественная реакция на эту статью была незамедлительной: к борьбе с проказой подключились российские и зарубежные добровольцы; потек обильный поток пожертвований. Архипастырь обратился за помощью ко всем православным людям. Сила его слова была столь велика, что в Якутск приехала сестра милосердия из Англии Кэт Марсден, известная неутомимыми трудами по изысканию средств на строительство лепрозориев и имевшая опыт лечения прокаженных. Марсден описала встречу с М.: «Наконец добрались до Якутска; тут я имела счастье увидеть преосвященного Мелетия; его ласковую встречу я никогда не забуду. Он принял меня с такими словами: «Вы иностранка и чужая, но вы чадо общего нашего Господа и Спасителя, я Его слуга - и во имя Его принимаю вас и благословляю и благодарю, что вы прибыли с целью помочь моим бедным прокаженным». Преосвященный - истинно верный служитель Христов, и деятельность его простирается не только на город Якутск и близкие его окрестности, но он посылает своих миссионеров за тысячи верст с Благою вестью любви Христовой и чужестранцам, как я, он простирает руки, как отец. В Якутске с помощью преосвященного мы основали комитет для помощи прокаженным» (Там же. 1892. № 3. С. 80-83). При содействии Марсден началось устройство колонии для прокаженных недалеко от Вилюйска. Позднее из Москвы для работы с прокаженными приехали 3 сестры милосердия и опытный врач Д. С. Гимер. 5 дек. 1892 г. под Вилюйском М. освятил колонию для прокаженных (лепрозорий) с ц. во имя вмч. Пантелеимона и зимним лазаретом. Молитвенный подвиг М., его труды и заботы способствовали прекращению эпидемии в крае. Об этом стало известно не только в России, но и за рубежом: М. получил благодарственное послание от Эдварда Бенсона, архиеп. Кентерберийского, примаса всей Англии и митрополита.

В мае 1891 г. М. был награжден орденом св. кн. Владимира 2-й степени, 12 февр. 1893 г. избран почетным членом правосл. Князь-Владимирского братства в Берлине, в 1895 г. указом имп. Николая II Александровича награжден орденом св. блгв. кн. Александра Невского. За 7 лет служения в Якутии М. побывал в большинстве храмов края, преодолев в поездках 30 449 верст пути (Калашников. 2002. С. 307). Проповеди, миссионерские отчеты и записки М. продолжали печататься как в столичной, так и в местной периодике. В частности, вышли его книги и статьи: «Исторические сведения о Темлюйской Введенской церкви», «Пустынник Варлаам, основатель Иоанно-Предтеченского скита в Чикойских горах», «Страдалец иеромонах Дамаскин, из первых ставленников св. Иннокентия», «Буддийская космогония», «Положение новокрещеного в среде язычников», «Старый Сибирский тракт», «Подлинное христианское имя покорителя Сибири Ермака Тимофеевича», «Якутский Спасский монастырь: Владетельные акты на земли и угодья монастыря в древний период его существования».

Свт. Мелетий (Якимов), еп. Рязанский и Зарайский. Икона. Нач. XXI в.Свт. Мелетий (Якимов), еп. Рязанский и Зарайский. Икона. Нач. XXI в.

14 окт. 1896 г. М. возглавил Рязанскую епархию. 27 дек. 1896 г. после напутственного молебна в Крестовой ц. он выехал из Якутска, 17 февр. 1897 г. прибыл в Рязань, где его встретили губернатор Н. С. Брянчанинов, викарный еп. Михайловский Полиевкт (Пясковский) и др. С вокзала М. проследовал в кафедральный Христорождественский собор, в к-ром произнес перед паствой 1-ю речь, рассказав о своей 35-летней деятельности в Вост. Сибири. Ознакомясь с делами Рязанского епархиального управления, он предпринял длительное путешествие для обзора и инспекции храмов и мон-рей с освящением вновь построенных церквей, побывав в самых отдаленных уголках Рязанской губ. С XVI в. на территории Касимовского у. Рязанской губ. проживало татар. население, исповедующее ислам. Одними из главных целей поездки М. в Касимов были открытие Карамышевского миссионерского училища и возрождение деятельности Касимовской противомусульманской православной миссии. В Слове, сказанном в миссии, М. определил условия успеха христ. проповеди: «Если свет христианства слабо и медленно действует на окружающую среду, то надо поискать причины этого явления в нас самих. Не слабо ли мы сами веруем? Не пренебрегаем ли мы теми дарами благодати Божией, которые нам даны для пользы нас самих и ближних?» Только истинная жизнь во Христе «делается светом миру», и «на этот свет выйдут люди заблуждающиеся и познают путь спасения» (Слово, сказанное в Вознесенском касимовском соборе. 1897. С. 514). В июле-авг. 1897 г. в Казани проходил III Всероссийский миссионерский противораскольнический съезд, на котором Рязанский епископ выступил с речью «Из пережитого», в которой описал положение правосл. нерус. населения среди раскольников и сектантов. 8 июня 1898 г. по распоряжению М. в Рязани состоялся I Миссионерский епархиальный съезд, для участия в к-ром были вызваны окружные или благочиннические миссионеры (в Рязанской епархии их было 35 чел.), а также священники приходов с большим числом раскольников среди населения. Открытие съезда предварялось архиерейским богослужением в Архангельском соборе Рязанского кремля. Перед молебном М. произнес Слово, обратив внимание на то, что «посылаемые на это служение... должны быть учительны, мудры, яко змия, и в действиях своих искусны и целы, яко голубие... Добрая, христианская жизнь пленительна для ума и сердца: она сама преклоняет к себе сердца других. И это вернейший залог успеха в обращении заблудших» (Слово, сказанное... при открытии съезда миссионеров. 1898. С. 434-435). В 1897 г. М. был избран почетным членом КазДА.

М. возглавлял Рязанский комитет ИППО, значительно активизировал работу Братства во имя свт. Василия, еп. Рязанского. В февр. 1897 г. по его ходатайству вел. кн. Сергей Александрович принял братство под свое покровительство (Рязанские ЕВ. 1897. Ч. офиц. № 7. С. 111-112). В июле 1897 г. вел. кн. Сергей Александрович посетил Рязань. В кафедральном Успенском соборе М. обратился к нему с речью и подарил икону свт. Василия Рязанского. В дек. 1899 г. для поклонения древней чудотворной Казанской иконе Божией Матери в г. Ряжск Рязанской губ. приехал прот. Иоанн Кронштадтский и 16 дек. 1899 г. сослужил М. во время Божественной литургии. Затем они вместе совершили молебен Божией Матери перед Ее Казанской иконой (Там же. 1915. Ч. неофиц. № 5. С. 197-198).

В рязанский период М. был одним из достойнейших продолжателей деятельности, связанной с учреждением Рязанского церковного древлехранилища, начатой в 1851 г. архиеп. Рязанским и Зарайским свт. Гавриилом (Городковым). Тщательно обследовав б-ку Ольгова в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Рязанского у., он повелел передать в древлехранилище при архиерейском доме «книги и сочинения научного и миссионерского характера, а также рукописи», собранные свт. Гавриилом, скончавшимся на покое в Ольговом мон-ре (ГАРО. Ф. 627. Отношение № 3056 от 9 марта 1899 г.). Собственные сочинения М., в которых проявлялся дух апостольского служения в Сибири, были важны в научном отношении и могли бы составить не один внушительный том. Два его последних фундаментальных труда - «Православие и устройство церковных дел в Даурии (Забайкалье), Монголии и Китае в XVII и XVIII ст.: Историческое исследование» и «Пустынник Варлаам, основатель скита на границах Китайской Монголии, в Чикойских горах за Байкалом: Эпизод из истории русского православного миссионерства в Сибири» - посвящены главному делу его жизни - проповеди Евангелия. Они были опубликованы в 1901 г., уже после кончины святителя.

До последних дней М. совершал богослужения в кафедральном Рождественском соборе кремля и в Крестовом храме архиерейского дома. После кончины святителя, 16 янв. 1900 г., перед Божественной литургией еп. Михайловский Полиевкт (Пясковский) в сослужении архимандритов мон-рей, ректора Рязанской ДС прот. И. К. Смирнова (впосл. архиепископ Рязанский и Зарайский) совершил вынос тела почившего из архиерейских покоев в Крестовую ц. архиерейского дома. Были совершены литии, а по окончании литургии - панихида. 18 янв. тело М. перенесли в Христорождественский собор. Во всех городских храмах в 6 ч. утра была совершена Божественная литургия с молитвой об упокоении души усопшего. М. был погребен в склепе Архангельского собора.

В 1984 г. по представлению еп. Омского Максима (Крохи) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена М. был прославлен в составе Собора Сибирских святых. 12 янв. 1987 г. решением патриарха Пимена М. включен в Собор Рязанских святых. В Архангельском соборе Рязанского кремля 18 июня 1998 г., в год празднования 800-летия учреждения Рязанской епархии, накануне Соборов Рязанских и Сибирских святых (празднуются 10/23 июня, в один день), были обретены нетленные мощи святителя. 18 сент. 1998 г. мощи были перенесены в рязанский во имя Святой Троицы монастырь. 31 мая 1999 г. по благословению патриарха всея Руси Алексия II архиеп. Рязанский и Касимовский Симон (Новиков), викарный еп. Шацкий Иосиф (Македонов) в сослужении братии мон-ря и духовенства епархии совершили в Сергиевском храме чин прославления мощей. 11 сент. 2004 г. крестным ходом через весь город мощи М. и свт. Гавриила были торжественно перенесены в кафедральный Христорождественский собор. В 1999 г. по благословению архиеп. Симона (Новикова) были написаны акафист и молитвы М. Составлены кондак и тропарь святителю.

Арх.: ГАРО. Ф. 627, 869. Оп. 1. Д. 724. Л. 14.
Соч.: Записки забайкальского миссионера за 1864 г. // Иркутские ЕВ. 1865. Приб. № 21. С. 339-346; № 22. С. 351-361; № 23. С. 366-374; Поучение к новокрещеным о святой христианской вере / Под ред. В. В. Миротворцева. Каз., 1874 (на бурятском яз.); Древние церк. грамоты Восточно-Сибирского края (1653-1726) и сведения о Даурской миссии. Каз., 1875; Учение о св. православной христианской вере в беседах с бурятами. Иркутск, 1877 (на бурятском яз.); Ист. описание Голгофораспятского скита на Анзерском о-ве. М., 1882; Подлинное христианское имя покорителя Сибири Ермака Тимофеевича // Иркутские ЕВ. 1888. Приб. № 37. С. 393-396; Якутский Спасский мон-рь: Владетельные акты на землю и угодья мон-ря в древний период его существования // Якутские ЕВ. 1890. № 7, 9-12, 14, 18, 22-24; Слово, сказанное при открытии Якутского церк. братства во имя Христа Спасителя, 28 авг. 1892 г. Якутск, 1892; Речь, произн. при встрече Его Имп. Высочества вел. кн. Сергия Александровича в Рязанском кафедр. соборе [14 июля 1897 г.] // Рязанские ЕВ. 1897. Отд. неофиц. № 15. С. 456-457; Речь, сказанная в собрании Миссионерского Казанского съезда в КазДА 2 авг. 1897 г. // Там же. № 19. С. 609-616; Сведения о состоянии Якутской епархии за истекшее семилетие (1889-1896) // Там же. № 22. С. 723-728; № 23. С. 755-759; № 24. С. 791-796; 1898. № 1. С. 8-14; Слово, сказанное в Вознесенском касимовском соборе 29 мая 1897 г. по случаю открытия действий Касимовской противомусульм. миссии // Там же. 1897. № 16. С. 512-515; Слово, сказанное в монастырском храме Касимовского жен. монастыря при служении в сем храме // Там же. С. 516-519; Речь пред отпеванием тела в Бозе почившего преосв. Александра, еп. Тамбовского и Шацкого, 17 сент. 1898 г. // Там же. 1898. № 21. С. 735-738; Речь, сказанная при открытии Педагогических курсов для учителей и учительниц церковно-приходских школ 21 июня 1898 г. в Рязанской ДС // Там же. № 14. С. 465-470; Слово, сказанное 8 июня 1898 г. при открытии Съезда миссионеров пред молебствием в Архангельском соборе // Там же. № 13. С. 433-437; Слово, сказанное в Успенском кафедр. соборе пред молебствием по случаю открытия в Москве памятника в Бозе почившему имп. Александру II, 16 авг. 1898 г. // Там же. № 18. С. 617-622; Слово, сказанное при освящении кладбищенского храма в г. Егорьевске 25 авг. 1898 г. // Там же. № 20. С. 701-705; Слово, сказанное 16 авг. 1898 г. при погребении Спасского архим. Серафима // Там же. № 18. С. 628-631; Беседа пред молебствием в Семинарской церкви к съезду учителей и учительниц церк.-приходских школ на Педагогические курсы 1 июля 1899 г. // Там же. 1899. № 16. С. 510-516; Новогодние думы о нуждах внутр. миссии нашей Церкви // МОб. 1899. № 1. С. 1-13; Речь Ее Имп. Величеству, вдовствующей государыне имп. Марии Феодоровне, после панихиды при гробе благовернаго государя цесаревича и вел. кн. Георгия Александровича на станции Рязань-Уральск // Рязанские ЕВ. 1899. Отд. неофиц. № 15. С. 473-474; Речь, сказанная в кафедр. соборе при открытии дворянских выборов 12 янв. 1899 г. // Там же. № 3. С. 67-70; Православие и устройство церк. дел в Даурии (Забайкалье), Монголии и Китае в XVII и XVIII ст.: Ист. исслед. Рязань, 1901; Пустынник Варлаам, основатель скита на границах Китайской Монголии, в Чикойских горах за Байкалом: Эпизод из истории рус. правосл. миссионерства в Сибири. Рязань, 19014.
Лит.: Вениамин (Благонравов), еп. Забайкальская духовная миссия в 1867 г. М., 1868. С. 24; он же. Забайкальская духовная миссия: Письма из Посольского мон-ря. Иркутск, 18822. С. 18-19; ТКДА. 1879. Т. 1. С. 252, 268, 277; 1886. Т. 1. С. 279; 1887. Т. 3. С. 318; 1888. Т. 1. С. 519; Барсуков И. П. Иннокентий, митр. Московский и Коломенский. М., 1883. С. 685, 688; ЦВед. 1889. № 29. С. 277; 1890. № 19. С. 211; 1891. № 20. С. 171; Несмелов К. В. Проказа в Вилюйском округе // Якутские ЕВ. 1890. № 17. С. 261-268; ЦВ. 1891. № 45. С. 714; 1895. № 17. С. 541; № 19. С. 594; Ухтомский Э. Э. О состоянии миссионерского вопроса в Забайкалье. СПб., 1892. С. 14, 28; Списки архиереев иерархии Всероссийской. СПб., 1896. № 402. С. 57; № 451. С. 66; Хвостов А. Преосв. Мелетий, еп. Рязанский и Зарайский, бывш. Якутский и Вилюйский // Рязанские ЕВ. 1896. Ч. неофиц. № 23. С. 755-763; № 24. С. 790-795; Доронкин В., свящ. Поездка преосв. Мелетия, еп. Рязанского и Зарайского, в г. Казань и обратно - с 30 июля по 9 авг. 1897 г. // Там же. 1897. № 17. С. 537-543; он же. Путевые заметки при путешествии в г. Касимов и обратно в Рязань с 27 мая по 7 июня 1897 // Там же. № 16. С. 506-512; № 17. С. 543-551; № 18. С. 581-590; Изв. Казанской епархии. 1897. № 18. С. 484; Поездка преосв. Мелетия, еп. Рязанского и Зарайского, в Николо-Радовицкий мон-рь: (19 и 25 июня 1897) // Рязанские ЕВ. 1897. Ч. неофиц. № 19. С. 616-621; № 20. С. 658-663; Прощание преосв. Мелетия, еп. Якутского и Вилюйского, ныне Рязанского и Зарайского, с Якутскою паствою 27 дек. 1896 // Там же. № 12. С. 367-374; № 13/14. С. 387-400; № 15. С. 476-483; № 16. С. 492-506; ПС. 1897. № 10. С. 353; 1898. № 5. С. 513; 1900. № 11. С. 8; 1905. № 4. С. 691; № 7/8. С. 9; Константов В., свящ. Посещение преосв. Мелетием г. Скопина, Скопинского Свято-Духова мон-ря и Ряжского Димитриевского мон-ря // Рязанские ЕВ. 1898. Ч. неофиц. № 16. С. 538-545; Лебедев М., свящ. Обозрение преосв. Мелетием, еп. Рязанским и Зарайским церквей г. Пронска и уездных // Там же. № 21. С. 743-751; он же. Обозрение преосв. Мелетием, еп. Рязанским и Зарайским, церквей гг. Егорьевска и Зарайска, Колычевского жен. мон-ря и церквей подгородних // Там же. № 20. С. 708-720; Лебедев Ф., прот. Посещение преосв. Мелетием, еп. Рязанским и Зарайским, г. г. Ряжска и Скопина 7-11 июля 1898 г. // Там же. Ч. неофиц. № 16. С. 535-538; Еп. Мелетий (Якимов): Некр. // ИВ. 1900. Т. 79. № 3. С. 1242; Мелехов Е., свящ. Речь, сказанная при погребении преосв. Мелетия, еп. Рязанского и Зарайского // Рязанские ЕВ. 1900. Ч. неофиц. № 4. С. 92-95; Преосв. Мелетий, еп. Рязанский и Зарайский: Некр. // Там же. С. 77-84; Смирнов И., прот. Надгробное слово при погребении преосв. Мелетия, еп. Рязанского и Зарайского // Там же. С. 85-89; Толеров Ф., прот. Речь при погребении преосв. Мелетия, еп. Рязанского и Зарайского, января 18 дня 1900 г. // Там же. С. 89-91; Письма Иннокентия, митр. Московского и Коломенского. М., 1901. Т. 3. С. 241-242; Восп. о преосв. Мелетии (Якимове), еп. Селенгинском, викарии Иркутской епархии // Забайкальские ЕВ. 1902. № 8/9. С. 1-5; № 11. С. 1-7; Письма Вениамина, архиеп. Иркутского, к Казанскому архиеп. Владимиру. М., 1913; ЖМП. 1945. № 1. С. 42; Козлов В. Ф. Москва миссионерская // Моск. журнал. 1997. № 8/9. С. 37-45; Мелетия (Панкова), мон., Серафим (Питерский), иером. Житие свт. Мелетия, еп. Рязанского и Зарайского. Акафист свт. Мелетию, еп. Рязанскому и Зарайскому. Рязань, 1999; Панкова Т. Почитаемый в Рязани и Сибири // Вятский епарх. вестн. 1999. № 2. С. 4; № 3. С. 4; Жалсараев А. Д. Поселения, правосл. храмы, священнослужители Бурятии XVII-ХХ ст.: Энцикл. справ. Улан-Удэ, 2001. С. 319; Калашников А. А. Якутия: Хроника, факты, события: 1632-1917 гг. Якутск, 2002. С. 307; Родионова Е. В. Читинский Богородицкий жен. мон-рь // Правосл. Забайкалье. Чита, 2004. С. 222-224.
Мон. Мелетия (Панкова)
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
  • ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
  • ГЕРАСИМ (Добросердов Егор [Георгий] Иванович; 1809-1880), еп. Астраханский и Енотаевский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
  • ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • ИННОКЕНТИЙ (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682 - 1731), еп. Иркутский, свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых)
  • ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей)
  • ИУСТИН (Полянский Михаил; 1830-1903), еп. Уфимский и Мензелинский, свт. (пам. 26 сент., в Соборе Воронежских святых - 4 сент. и в Соборе Крымских святых - 15 дек.)
  • МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых)
  • АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых)
  • АЛЕКСАНДР еп. Переяславский, свт. (пам. - 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)
  • АМФИЛОХИЙ († 1122), еп. Владимиро-Волынский, свт. (10 окт., в Соборе Волынских святых, в Соборе Киево-Печерских преподобных в Дальних пещерах почивающих и в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)
  • АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых)
  • АНТОНИЙ († 1336 ), еп. Ростовский, свт. (пам. 28 июля и 23 мая)
  • АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня)