(† март-апр.? 1184), свт. (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), еп. Полоцкий. Возможно, Д. был греком. Косвенно на это указывает неск. обстоятельств: он занял Полоцкую кафедру после низложения Климента Смолятича и победы т. н. грекофильской партии, преемником Д. на кафедре был еп. Николай Гречин.
Дата поставления Д. на Полоцкую кафедру неизвестна, его предшественником был еп. Косма, скончавшийся после 1156 г. В Житии прп. Евфросинии Полоцкой сообщается о пострижении Д. в монашество 2 племянниц княжны-игумении непосредственно перед ее паломничеством в Св. землю, начавшимся зимой 1166/67 г. Т. о., время хиротонии Д. относится к периоду между 1156/57 и 1166/67 гг. Прп. Евфросиния получила благословение от Д. перед путешествием по св. местам. Ипатьевская летопись сообщает о кончине Д. под 6691 г., что, по расчетам Н. Г. Бережкова, соответствует 1184 г. (после 11 марта). Однако в летописной статье под 6690 (1183) г. о поставлении настоятеля Киево-Печерского мон-ря вместо скончавшегося 24 июня игум. Поликарпа среди архиереев, совершивших монашеский постриг нового настоятеля, назван Полоцкий еп. Николай. Возможно, к лету 1183 г. Д. оставил кафедру, или Николай назван в статье как буд. епископ Полоцкий, или новый настоятель Киево-Печерского мон-ря был избран почти через год после смерти игум. Поликарпа - в 1184 г. (Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 201, 202, 339, примеч. 156). Известны печати Д. с греч. надписями, найденные на Городище в Новгороде (Янин В. Л. Актовые печати в Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1: Печати Х - нач. XIII в. С. 150, 178).
Архим. Леонид (Кавелин) писал о существовании местного почитания Д. (Св. Русь. № 29. С. 8), архиеп. Сергий (Спасский) помещал его среди Киевских святых (Месяцеслов. Т. 3. С. 557). Канонизация Д. подтверждена включением его имени в Собор Белорусских святых (празд. установлено в 1984).
Д. изображен на иконах «Собор Белорусских святых». Московский извод композиции исполнен Б. Кошелевым и Т. Надировой, минские изводы - прот. Игорем Латушко и П. Жаровым. Изображение Д. фронтальное, во весь рост, в архиерейском облачении (фелонь, омофор) и митре, с благословляющей десницей, в левой руке - закрытое Евангелие; борода святителя длинная, до середины груди, с проседью.