МЕЛХИСЕДЕК
Том XLIV, С. 626-627
опубликовано: 14 июня 2021г.

МЕЛХИСЕДЕК

[Греч. Μελχισεδέκ, ἐπίσκοπος Ραιδεστοῦ], еп. Редестский, греч. ученый, учитель пения, мелург и кодикограф. В 1615 г. и в 20-30-х гг. XVII в. занимал епископскую кафедру г. Редеста (ныне Текирдаг, Турция), был одним из ведущих деятелей К-польской Церкви этого периода. Согласно надписям в некоторых рукописях (напр.: Andros. Nikolaou. 38. Fol. 202, 2-я пол. XVII в.), он был учителем мелурга Георгия Редестского. Сохранились 2 автографа М.: рукопись 1615 г. Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 304 и часть Анфологии 1618 г. Taxiarch. 1 (Fol. 62-202v).

О М. (гл. обр. о его муз. деятельности) написано достаточно много (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). 1936. Σ. 70; Χατζηγιακουμής. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας; Idem. 1999; Κορακίδης. 1984; Jakovljević. 1988; Στάθης. 1989; Герцман. 1996, 1999; ᾿Αναστασίου. 2005). В лит-ре имеются сведения о его происхождении, детстве, образовании и епископском служении (Γεδεών. 1907. Σ. 668; Γερμανός. 1935. Σ. 113; Σταμούλης. 1940. Σ. 162; Γριτσόπουλος. 1953. Σ. 186; Ναυκράτιος (Τσουλκανάκη). 1978).

Особый интерес для совр. музыковедов представляет великое славословие М. на 1-й плагальный (5-й) глас (в числе наиболее ранних списков - Lesb. Leim. 258. Fol. 18v - 21, 20-40-е гг. XVII в.; 284. Fol. 93-96; 350. Fol. 122-126v; 286. Fol. 76-79v, все 3 рукописи - нач. XVII в.; Bodl. Jesus College. 33. Fol. 88-90v, 1635 г.; Ydra. Iliou. 630. Fol. 108v - 111v, нач. XVIII в.; БАН. РАИК. № 35. Л. 197-201, 1-я пол. XVIII в.), являющееся хронологически первым (датируется ок. 1620) полностью распетым произведением этого жанра (Δραγούμης. 2009; Στάθης. 2011). Это славословие может иметь в рукописях определение «большое» (μεγάλη - Ath. Doch. 386. Fol. 261v, сер. XVII в.; Taxiarch. 2. Fol. 66, 1682 г.; 3. Fol. 108v, ок. 1700 г.; Lesb. Leim. 459. Fol. 175v, ок. 1700 г., и др.), сопровождаться ремаркой «константинопольское» (πολιτική - Ath. Xeropot. 100. Fol. 184-187v, сер. XVII в.) или «как поется в Константинополе» (Ath. Xeropot. 328. Fol. 18-34, кон. XVII - нач. XVIII в.), соединяться с «песненными» Трисвятыми мон. Геннадия из Анхиала (напр.: Lesb. Leim. 285. Fol. 92v - 98v, 1-я треть XVII в.; 253. Fol. 141v - 144, 1725-1740 гг.; 258. Fol. 18v - 21v, 1-я пол. XVII в.; Ath. Iver. 993. Fol. 62-63, сер. XVII в.), Константина из Анхиала (Ath. Doch. 324, Fol. 76-79v, 1686 г.; Ath. Iver. 951. Fol. 46-47v, 2-я пол. XVII в.; Lesb. Leim. 238. Fol. 201v - 202v, ок. 1700 г.), иером. Гавриила из Анхиала (Ath. Iver. 970. Fol. 98-99v, 1686 г.; 987. Fol. 243-244v, после 1731 г.) и др. мелургов; и наоборот, Трисвятое из произведения М. могло использоваться с др. славословиями того же гласа - напр., Германа, митр. Нов. Патр (Ath. Paul. 35. P. 477-485, кон. XVIII в.). Славословие М. изложено в нотации Нового метода хартофилаксом Хурмузием (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 704. Fol. 228v - 230, 1819 г.).

Лит.: Γεδεὼν Μ. Ι. Εἰδήσεις ἐκ κωδήκων Θρακικῶν: ῾Η λληνικὴ κοινότης Ραιδεστοῦ κατὰ τὸν ΙΗ´ αἰώνα // ᾿Εκκλησιαστικὴ ᾿Αλήθεια. ᾿Αθῆναι, 1907. Τ. 27. Σ. 668-669; Γερμανός (᾿Αθανασιάδης), μητρ. Σάρδεων. ᾿Επισκοπικοὶ κατάλογοι τῶν ἐπαρχιῶν τῆς ᾿Ανατολικῆς καὶ Δυτικῆς Θράκης // Θρακικά. ᾿Αθῆναι, 1935. Τ. 6. Σ. 37-136; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. Θράκες μουσικοί // ΕΕΒΣ. 1936. Τ. 12. Σ. 46-75; Σταμούλης Μ. Συμβολὴ εἰς τὴν ἱστορίαν τῶν ἐκκλησιῶν τῆς Θράκης // Θρακικά. 1940. Τ. 14. Σ. 16-284; Γριτσόπουλος Τ. Α. Συμβολὴ εἰς τὴν ἐκκλησιαστικὴν ἱστορίαν τῆς Ραιδεστοῦ // ᾿Αρχεῖον του Θρακικοῦ Λαογραφικοῦ καὶ Γλωσσικοῦ Θησαυροῦ. ᾿Αθῆναι, 1953. Τ. 18. Σ. 179-192; Στάθης. Χειρόγραφα. 1975-1993. Τ. 1-3 (по указ.); idem. ῾Η πρώτη μελοποίηση τῆς μεγάλης δοξολογίας απ᾿ τὸν Μελχισεδὲκ ἐπίσκοπο Ρεδεστοῦ // Συμπόσιον πνευματικὸν ἐπὶ χρυσῷ ἰωβηλαίω ἱερωσύνης τοῦ μητροπολίτου Πατρῶν Νικοδήμου. ᾿Αθῆναι, 1989. Σ. 678-690; idem. Μορφὲς καὶ μορφὲς τῆς ψαλτικῆς τέχνης, ἤτοι Μελοιποιία-μορφολογία τῆς Βυζαντινῆς μουσικῆς. ᾿Αθήνα, 2011. Σ. 42-52; Χατζηγιακουμής. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας. 1975. Τ. 1. Σ. 66-68, 340; idem. ῾Η ἐκκλησιαστικὴ μουσικὴ τοῦ λληνισμοῦ μετὰ τὴν ἅλωση (1453-1820): Σχεδίασμα ἱστορίας. ᾿Αθήνα, 1999. Σ. 38, 125, ὑποσημ. 93-96; Ναυκράτιος (Τσουλκανάκη), ἀρχιμ. ῾Ο Ραιδεστοῦ καὶ Πανίου Μελχισεδέκ (ιζ´ αἰ.) // ΓΠ. 1978. Τ. 61. Σ. 104-110; Κορακίδης Α. Σ. ᾿Αρχαίοι ὕμνοι. ᾿Αθήνα, 1984. Τ. 2: ῾Ο ἀγγελικὸς ὕμνος (Gloria) «Δόξα ἐν ὑψίστοις θεῷ καὶ ἐπὶ γῆς εἰρήνη...». Σ. 100, πίνακες φωτοτυποὶ 5-8, 9-11; Jakovljević A. Δίγλωσση παλαιογραφία καὶ μελῳδοὶ-ὑμνογράφοι τοῦ κώδικα τῶν ᾿Αθηνῶν 928. Λευκοσία, 1988. Σ. 99; Герцман Е. В. Греческие муз. рукописи Петербурга. СПб., 1996. Т. 1. С. 638; 1999. Т. 2. С. 503; ᾿Αναστασίου Γ. Γ. Τὰ κρατήματα στὴν ψαλτικὴ τέχνη. ᾿Αθήνα, 2005. Σ. 348-349; Δραγούμης Μ. Θ. ῾Η παραδοσιακὴ μας μουσική. ᾿Αθήνα, 2009. Τ. 2: Οἱ μεταγραφὲς τῆς Μεγάλης Δοξολογίας τοῦ Μελχισεδὲκ καὶ ἄλλα κείμενα. Σ. 31-61, 210-221; Χαλδαιάκης Α. Γ. Ψαλτικὲς οἰκογένειες. Α´: Οἱ Ραιδεστινοί // Idem. Βυζαντινομουσικολογικά. ᾿Αθήνα, 2010. Σ. 544-545, ὑποσημ. 28-31.
А. Халдеакис
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНТОНИЙ иконом Великой церкви в К-поле, греч. кодикограф и мелург (раб. в период с 1680 по 1725 гг.)
  • ДИМИТРИЙ ЛОТ ХИОССКИЙ (ок. 1733 - после 1811), протопсалт Смирнской митрополии (1768-1788), мелург и кодикограф
  • ДИМИТРИЙ МАРУКАС ИДРСКИЙ (посл. четв. XVIII - 1-я четв. XIX вв.), греч. мелург, кодикограф
  • ЕВАНГЕЛИН ВАИНОГЛУ СКОПЕЛИТ (нач. XVIII в.- 3-я четв. XVIII в.), греч. мелург, кодикограф
  • ЕЛЕВФЕРИЙ (сер. XVII в.), ритор Амасийский из Синопы, греч. мелург, кодикограф
  • ЕПИСКОПОПУЛЫ Антоний (отец) и Венедикт (сын) (XVI - нач. XVII в.), греч. кодикографы, протопсалты, мелурги, исследователи церковной музыки
  • ЗАФИРОПУЛОС (ок. 1775-1800 - 1851), мелург, кодикограф, учитель церковного пения
  • ИОАНН ТРАПЕЗУНДСКИЙ [Яннакис] (посл. четв. XVIII в. - 1770), протопсалт Великой ц., греч. мелург, кодикограф