Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МЕМНОН
Т. 44, С. 676 опубликовано: 17 июня 2021г.


Содержание

МЕМНОН

Прп. Мемнон. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 111)
Прп. Мемнон. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 111)

Прп. Мемнон. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 111)

Прп. и чудотворец (пам. 29 апр.; пам. греч. 28 апр.). Точное время и место жизни неизвестны. Краткое Житие М. содержится во всех видах визант. Синаксарей. Верхней хронологической границей его жизни является время составления прп. Иосифом Песнописцем († ок. 886) канона в честь М. (AHG. Т. 8. P. 349-358). С ранней юности М. посвятил себя служению Богу, умертвив телесные страсти тяжкими трудами. Он был поставлен начальником над монахами (игуменом). За свое равноангельское житие М. получил от Бога дар чудотворений, исцелял неизлечимых больных, творил также и много других чудес: напр., по молитвам святого на сухом месте появился источник воды, был спасен от потопления попавший в бурю корабль, изгнана саранча с монастырских полей. В течение многих лет жизни М. подвизался в посте и молитве и скончался, угодив Богу своим добродетельным житием. И после смерти М. продолжались исцеления болящих, одним призыванием его имени отгонялась саранча и разрушались вражеские козни. В Синаксаре К-польской ц. и в стишных Синаксарях Житие М. помещено под 29 апр. (SynCP. Col. 637), а в Синаксарях семейства В (по классификации И. Делеэ) - под 28 апр. (PG. 117. Col. 428-429). В одной из рукописей указано, что М. жил в Ликии (AHG. Т. 8. P. 444).

Представление о чудесной помощи М. в борьбе с саранчой привлекло внимание юж. славян, о чем свидетельствует приписка в месяцеслове Апостола ГИМ. Хлуд. № 35, XIV в.: «...призыванием Мемнона прузи прогоняются».

В новогреч. агиографической традиции утвердилось празднование памяти М. 28 апр.: печатная Минея (Венеция, 1603; SynCP. Col. 637-638), «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца, совр. агиографические своды и календари. Прп. Никодим Святогорец помещает Житие М. под 19 мая (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 5. Σ. 107-108).

В рус. традиции установилась др. дата - 29 апр. Под этим числом краткое Житие М. переводилось на слав. язык дважды, в составе нестишного и стишного Прологов (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. T. 8. С. 73), затем оба Жития были включены свт. Макарием в Великие Минеи-Четьи (ВМЧ. Апр. Дни 22-30. Стб. 1133, 1141). Под 29 апр. Житие М. приводится в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского (Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 327 об.), в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского», в совр. календаре РПЦ.

Ист.: SynCP. Col. 633-638; Νικόδημος. Συναξαριστής. 1998. Τ. 4. Σ. 286-287.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 124-125; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 382; Μακάρ. Σιμων. Νέος Συναξ. 2007. Τ. 8. Σ. 266-267.
О. В. Л.

Иконография

Изображения М. достаточно редки и встречаются, как правило, в минейных циклах. Напр., на миниатюре в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58. Л. 111, кон. XV в.) ростовой образ святого помещен под 29 апр. М.- седовласый старец с клиновидной средней длины бородой, в правой руке держит крест, левая - перед грудью раскрыта ладонью вовне; облачен в хитон, мантию, в схиме, с аналавом, голова не покрыта (куколь на плечах). Этому изображению вполне соответствует описание облика святого, данное в рус. иконописных подлинниках сводной редакции XVIII в. также под 29 апр.: «…подобием сед, брада доле Власиевы (сщмч. Власия Севастийского.- Э. Ш.), подвоилась, власы просты, ризы преподобнические» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 332). В подлиннике в редакции С. Т. Большакова к сходному описанию дано уточнение, в к-ром первостепенным считается изображение М. как архиерея, а уже затем как преподобного: «…амфор и Евангелие, и инде ризы преподобнические» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 93). К образу святого как преподобного возвращает составленное в 1910 г. акад. В. Д. Фартусовым пособие для иконописцев: «…типа греческого, старец, сед, с большой, на конце раздвоенной бородой, волосы просты; одежды монашеские. Можно ему писать хартию, по житию: От юносте Богу себе даде, покори бо плоть духу, умертвив страсти жестоким во многих трудех пребыванием» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 264).

Э. В. Ш.
Ключевые слова:
Чудотворцы Преподобные Греческих Православных Церквей Святые Греческих Православных Церквей Иконография преподобных Мемнон, преподобный и чудотворец (пам. 29 апр.; пам. греч. 28 апр.)
См.также:
АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)
АЛИПИЙ СТОЛПНИК († VII в.), прп. (пам. 26 нояб.)
АММОН НИТРИЙСКИЙ († между 345 и 350 г.), прп. (пам. 4 окт., греч. 15 марта, 29 февр., 7 дек.)
АНДРЕЙ ЮРОДИВЫЙ (V или IХ-X вв.), прп., блж. (пам. 2 окт., пам. греч. 28 мая)
АНДРОНИК И АФАНАСИЯ (IV-V вв.), супруги, подвизавшиеся в егип. скитах, преподобные (пам. 9 окт., пам. греч. 2 марта)
АНИН прп., чудотворец Халкидонский (пам. 13 и 18 марта, пам. греч.16 марта)
АФАНАСИЙ († 925), прп. из Траянова монастыря, чудотворец (пам. греч. 3 июня)
АХИЛЛИЙ еп. Ларисский († ок. 330), прп. (пам. 15 мая)
ВИТАЛИЙ (VII в.), прп. Александрийский (пам. 22 апр., пам. греч. 11 янв.)
ГЕРАСИМ ИОРДАНСКИЙ († 475), прп. (пам. 4 марта, пам. визант. 20 марта)