МИСАИЛ
Том XLV, С. 396-398
опубликовано: 9 августа 2021г.

МИСАИЛ

Сщмч. Мисаил Рязанский. Икона. Нач. XXI в. (Свято-Троицкий муж. мон-рь в Рязани)Сщмч. Мисаил Рязанский. Икона. Нач. XXI в. (Свято-Троицкий муж. мон-рь в Рязани)

(† 9.04.1655, с. Агломазово Шацкого у.), сщмч. (пам. 10 сент.- в Соборе Липецких святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), Шацкий, архиеп. Рязанский и Муромский (1651-1655). Происхождение и мирское имя М. неизвестны. Род. в с. Грузине Новгородского у., принадлежавшем новгородскому Деревяницкому в честь Воскресения Христова монастырю. В этом мон-ре М. принял постриг и вел строгую благочестивую жизнь, со временем стал иеромонахом и ризничим митр. Новгородского Никона (Минова) (буд. патриарх Московский и всея Руси), к к-рому был близок на протяжении своей дальнейшей церковной карьеры. В 1651 г. Никон предложил кандидатуру М. на замещение вакантной Рязанской кафедры. 13 апр. 1651 г. М. был поставлен патриархом Иосифом в присутствии царя Алексея Михайловича во архиепископа Рязанского и Муромского. 5 мая 1651 г. М. получил ставленную грамоту, а 13 мая прибыл в свою епархию.

В последующие годы М. нередко бывал в Москве. Так, 5 апр. 1652 г. вместе с митр. Казанским Корнилием, архимандритами и игуменами он встречал в с. Тушине у ц. Спаса на Сходне гроб с телом 1-го патриарха Московского свт. Иова. В июле 1652 г. М. участвовал в церковном Соборе, созванном для избрания нового патриарха (избран был Никон), и являлся одним из кандидатов на Патриарший престол. В мае 1653 г. М. был вызван в Москву для участия в совещаниях по вопросу о присоединении Украины к России, а осенью присутствовал на Земском Соборе по тому же вопросу. Весной 1654 г. М. принимал участие в заседаниях церковного Собора по церковной реформе, сторонником к-рой являлся.

М. пользовался благосклонностью царя. Так, осенью 1653 г. он получил из царской казны богатые дары за успехи в миссионерской деятельности. Царь пожаловал ему «шапку святительскую золотую с камени и жемчуги прежних… патриархов… из… ризницы», стоимость к-рой составляла более 1000 р. Также для М. были изготовлены «серебреные позолоченные рипиды… и стул аправной в службе» (Воздвиженский. 1820. С. 115-116).

Архиерейская мантия сщмч. Мисаила Рязанского. Сер. XVII в. (Иоанно-Богословский мон-рь в с. Пощупово Рязанской обл.)Архиерейская мантия сщмч. Мисаила Рязанского. Сер. XVII в. (Иоанно-Богословский мон-рь в с. Пощупово Рязанской обл.)

На кафедре М. показал себя ревностным пастырем. Сразу по прибытии в епархию он в русле начинавшейся церковной реформы озаботился состоянием нравов и различными нестроениями. Сохранилось окружное послание М. к духовенству Рязанской епархии 1651 г. (Там же. С. 61-63), в котором М. осудил пьянство, несоблюдение постов (по 20, 30 и 40 лет), недостойное поведение в церквах и др. Особой заботой М. стало выявление священников и диаконов, действоваших без поставления. При обнаружении подобных случаев М. настаивал на повторном совершении всех обрядов и таинств. Напр., 24 июля 1651 г. в с. Берёзове Рязанского у. по указу М. свящ. Артемий был направлен заново крестить прихожан, к-рых крестил непоставленный «поп» Евсевий Степанов. В 1655 г. во исполнение патриаршего указа М. выслал в Москву из городов Рязанской епархии «роспопов и росдьяконов… кои овдовев, скинули с себя скуфьи и поженилися» общим числом 17 чел. к-рых впосл. отправили в Троице-Сергиев мон-рь. При поставлении новых священников М. следил за тем, чтобы они были грамотными.

Во исполнение царского указа 1652 г. М. повелел целовальникам и откупщикам запечатать питейные дома по всем городам под угрозой церковного отлучения. Духовных лиц, замеченных в пороке пьянства, М. удерживал с целью исправления до 6 недель на архиерейском дворе.

В 50-х гг. XVII в. начались выступления противников церковной реформы патриарха Никона. Так, в Муроме в 1653 г. вызывал волнения среди населения свящ. Логгин. М. сообщил об этом патриарху, после чего мятежники были вызваны в Москву и соборно осуждены, Логгин был лишен священства и сослан на заточение в Муром, где вскоре умер. Жители города обратились к М. с челобитной о возвращении опального протопопа, к-рая осталась без удовлетворения.

В 1654 г. М. приложил много усилий в борьбе с моровым поветрием - организовывал карантины и засеки, рассылал грамоты.

Большое внимание М. уделял внешней стороне церковного благочестия. В рязанском Архангельском соборе были украшены гробницы великих князей и княгинь. В 1653 г. по указу М. в целях расширения архиерейского двора была сделана каменная пристройка к старому княжескому дворцу с зап. стороны, а на 2-м этаже в 1653-1655 гг. устроена ц. в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Вскоре М. приписал к архиерейскому дому пустующую дворовую площадь, по той причине, что ему «близ алтаря Соборные и Ивана Предтечи церкви быти не пригоже и от архиепископьев хором зазорно» (Иероним (Алякринский). 1889. С. 74). В Москве на ул. Лубянка по распоряжению М. было построено каменное подворье рязанского архиерея с церковью и домовыми службами. В 1654 г. по его заказу в Москве золотых дел мастером Баженом Ивановым была изготовлена серебряная с позолотой водосвятная чаша весом 30 фунтов. На позолоту М. приказал использовать золотую печать, считавшуюся принадлежавшей монг. хану Батыю, приложенную архиепископом к древнему образу ап. Иоанна Богослова в Иоанно-Богословском мон-ре.

Основным направлением деятельности М. было миссионерство. Он не только вел борьбу с распространенными в народе языческими верованиями и обрядами, но и выходил на открытую проповедь среди нехрист. населения края (мордва, татары). Вероятно, задача христианизации края была поставлена перед М. патриархом Никоном сразу по поставлении (Филарет (Гумилевский). История РЦ. 1853. С. 88), и он ревностно ее выполнял. М. заботился о новообращенных («новокрещеных»): когда в 1652 г. в Рязанскую епархию выехали 170 семей крещеных черкес, он построил им церковь. В 1652 г. усманские казаки и стрельцы сообщили об угоне их жен в татар. плен, и М. добился для них от патриарха разрешения на вступление в повторный брак.

На протяжении 1652-1655 гг. М. направлял миссии в районы епархии, где население было преимущественно нехристианским. В 1653-1655 гг. М. неск. раз выезжал с миссией сам. Успехи в деле крещения мордвы и татар были велики: М. удалось склонить к принятию христианства сибирского и касимовского царевичей. По его собственному свидетельству, крещение приняли более 4,2 тыс. жителей края в Шацком, Касимовском и Тамбовском уездах.

В ходе проповеди М. приходилось сталкиваться с вооруженным сопротивлением; в поездках по царскому распоряжению М. стали сопровождать дворяне с отрядами служилых людей. Среди них был дворовый сын боярский Акиндин Бахолдин, составивший записку о кончине М., в к-рой сообщается, что 1 апр. 1655 г. отряд попал в засаду, с вооруженными местными жителями завязался бой, и М. был ранен стрелой, «пройде стрела сквозь руку под мышку в сердце». М. отвезли в с. Агломазово, где он скончался, завещав похоронить себя в шацком Чернеевом Николаевском мон-ре, возле ц. св. мч. Мины. Следствие признало виновным в убийстве М. мордвина Горечишка.

Спустя неск. месяцев по царскому указу тело М. было торжественно перенесено из Чернеева мон-ря в рязанский Архангельский собор и захоронено 3 июня 1656 г. на юж. стороне алтаря. В 1820 г. над местом захоронения была установлена гробница с высеченными на ней сведениями об обстоятельствах кончины М. Над гробницей висела походная мантия М., в к-рой он был убит, сохранившая повреждения и следы крови. Мантия хранится в Иоанно-Богословском мон-ре (с. Пощупово Рязанской обл.).

В 1987 г. М. был прославлен в Соборе Рязанских святых как священномученик. В 1998 г. были обретены его мощи, а с 2001 г. установлено общецерковное почитание.

Ист.: ААЭ. Т. 4. С. 77; Выходы государей царей и вел. князей Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, Феодора Алексеевича всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 гг.). М., 1844. С. 244; Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3. Стб. 304; Сб. церк.-ист. и стат. сведений о Рязанской епархии. М., 1863. С. 183-185; Список с настольной грамоты патр. Московскому Никону // ХЧ. 1882. Ч. 2. № 7/8. C. 318-320; Док-ты и мат-лы по истории Мордовской АССР. Саранск, 1940. Т. 1. С. 215-216, 297-300.
Лит.: Воздвиженский Т. Я. Ист. обозрение Рязанской иерархии и всех церк. дел ее епархии от учреждения ее до нынешних времен. М., 1820; Филарет (Гумилевский). История РЦ. Х., 18532. С. 88; Сладкопевцев П. М. Преосвящ. Мисаил, архиеп. Рязанский и Муромский // Рязанские ЕВ. 1866. Приб. № 13. С. 378-387; № 14. С. 407-416; № 15. С. 427-440; Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889. С. 60-76; Дубасов И. И. Рязанский архиеп. Мисаил // ИВ. 1889. Т. 38. Окт. С. 109-121; Зеленская Г. М. Патр. Никон и свт. Мисаил, архиеп. Рязанский и Муромский // Макариевские чт. Можайск, 2005. Вып. 12. С. 88-100; Новотрясов Н. И. Сщмч. Мисаил, архиеп. Рязанский и Касимовский, просветитель мордовского народа в XVII в. // Мученики, новомученики и исповедники земли Мордовской. Саранск, 2009. С. 13-16.
И. А. Устинова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВАССИАН (Пятницкий Владимир Васильевич; 1879 - 1941), священноисп. (пам. 14 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), архиеп. Мичуринский, вик. Тамбовской епархии
  • ЗАХАРИЯ (Лобов Захар Петрович;1865-1937), архиеп. Воронежский и Задонский, сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • ИЛАРИОН (Фомин [Фокин] Иларион Мефодиевич; 1774 - 1853), прп., Троекуровский (пам. в Соборах святых Рязанской, Тамбовской, Липецкой и Воронежской епархий)
  • ИОАНН Александрович Кочуров (1871-1917), прот., сщмч. (пам. 31 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Рязанских святых, в Соборе святых Эстонской земли)
  • ПЕТР (Зверев Василий Константинович; 1876-1929), архиеп. Воронежский, сщмч. (пам. 25 янв., 4 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых, в Соборе Московских святых, в Соборе святых Нижегородской митрополии, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Соловецких святых )
  • АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
  • АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)
  • АЛЕКСАНДР Ленидович Орлов (1875-1937), свящ., сщмч. (пам. 20 окт., в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 1851- 1940), архиеп. Харьковский, сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Руской)
  • АЛЕКСАНДР (Трапицын Александр Иванович; 1862-1938), архиеп. Куйбышевский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп. Семипалатинский, сщмч. (пам. 17 окт. в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских)
  • АЛЕКСАНДР Яковлевич Вислянский (1870 – 1930), сщмч., сщмч. (пам. 21 февр., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • АЛЕКСИЙ (Бельковский Петр Филиппович; 1842 - 1937), архиеп. Великоустюжский (с 1924 г. на покое), сщмч. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)