МОДУС
Том XLVI, С. 233-235
опубликовано: 5 ноября 2021г.

МОДУС

[Лат. modus - мера, способ, направление], зап. муз. термин. В теории музыки эпохи Ars antiqua (лат.- старое искусство; франц. полифония 2-й пол. XIII - нач. 20-х гг. XIV в.) - строго установленная повторяющаяся последовательность долгих (лонг) и кратких (бревисов) длительностей. В таком значении в муз. теорию этот термин ввел Иоанн де Гарландиа, описавший в трактате «О мензуральной музыке» (2-я четв.- сер. XIII в.) 6 «модусов или манер» (modi sive maneriei).

Формирование модальной ритмики началось еще до появления трактата Гарландиа, в к-ром изменчивый, многообразный ритм парижской полифонии был сведен к системе М. Примерно с 60-х гг. XII в. в школе Нотр-Дам определенные разделы органумов и кондуктов стали записываться с нотацией ритма. Этот репертуар вошел в собрание «Magnus liber organi» (Большая книга органума), сохранившееся в более поздних источниках в уже переработанном виде (важнейшие источники: Guelf. 628 Helmst.; 1099 Helmst.; Laurent. Plut. 29. 1). Модальная ритмика определяет разделы органумов и кондуктов с мелизматическим распевом (клаузулу, дискант, кауду, копулу) и передается преимущественно лигатурами - графемами, заключающими 2 и более ритмические длительности. Разделы с силлабическим распевом, а именно подтекстованные разделы кондуктов, записаны еще квадратной нотацией, не содержащей указаний на ритм. Некоторые исследователи (в частности, Дж. Напп) распространяют модальную ритмику и на разделы кондуктов с силлабическим распевом, в то время как другие (в частности, Э. Сандерс) считают, что для модальной интерпретации нет достаточных оснований, и предлагают транскрибировать подобные разделы черными нотными головками без штилей (подобно тому, как транскрибируется григорианское пение).

Система модусов у французских теоретиков XIII в.Система модусов у французских теоретиков XIII в.

В учении о М. Иоанна де Гарландиа есть терминологические пересечения с учением об античных метрических стопах, которое излагалось в средневек. лат. грамматиках. Аналогом М. выступает метрическая стопа, состоящая из долгих и кратких слогов, с соотношением между ними по количеству времени 2:1. Термин «модус» применительно к метрической стопе встречается в стихотворной грамматике Александра из Вильдьё «Doctrinale pro eruditione puerorum» (Наставление для юнцов; ок. 1200), одном из самых известных в XIII в. руководств по изучению латыни. Здесь же описываются 6 использующихся на практике стиховых размеров - по метрическим схемам они совпадают с 6 М. Иоанна де Гарландиа (см. таблицу).

Иоанн де Гарландиа называет 1, 2 и 6-й М., полностью повторяющие античные метры, «правильными» (recti), но 3, 4 и 5-й, отклоняющиеся от античных стоп,- М. «сверх меры» (ultra mensurabiles). Удлинение в М. «сверх меры» лонги и 2-го в паре бревиса позволяло привести все модусы к единой счетной метрической мере, необходимой в условиях полифонического многоголосия. В силу раннего происхождения и наибольшего распространения 1-го модуса именно к нему подстраивались все прочие. Иоанн де Гарландиа обозначил счетную меру в 3 единицы времени как «эквивалентность» (aequipollentia). Повторение М. образует «ряд» (ordo) - структуру, подобную стиху, складывающемуся из стоп. Иоанн де Гарландиа различает «перфектный модус» (modus perfectus), когда ряд завершается той длительностью, которой М. открывался, и «имперфектный модус» (modus imperfectus), когда ряд завершается к.-л. следующей (не 1-й) длительностью М. (в случае с 4-м М. перфектный вид заканчивается 2-й длительностью М.).

Система М. являлась теоретической абстракцией по отношению к существующей муз. практике. Так, 4-й М. был представлен только в теории, в музыкальных сочинениях он фактически не использовался. М. часто столь интенсивно смешивались, что сами теоретики советовали «не пытаться судить о таком дисканте, какого он модуса» (Franconis de Colonia. 1974. Р. 58). Иоанн де Гарландиа указывает также на практику «редукции» (reductio), допускающую замещение мелких длительностей одной равной им по количеству времени крупной длительностью, и наоборот, раздробление крупной длительности на мелкие.

Большинство трактатов периода Ars antiqua повторяют список из 6 М. Иоанна де Гарландиа. Однако некоторые более поздние авторы предлагают иное количество М. Так, магистр Ламберт (Псевдо-Аристотель) в соч. «Tractatus de musica» (Трактат о музыке; ок. 1265-1275) дополняет 6 М. Иоанна де Гарландиа (несколько перестраивая при этом их порядок) 3 новыми с целью ввести в модусы новую, более мелкую ритмическую длительность - семибревис. Франко Кёльнский в трактате «Ars cantus mensurabilis» (Искусство мензурального пения; ок. 1260-1280), напротив, сокращает число М. до 5, объединяя 1-й и 5-й М. Иоанна де Гарландиа. Он также расширяет состав длительностей 6-го М. Иоанна де Гарландиа (у Франко Кёльнского это 5-й М.): теперь он «целиком из бревисов и семибревисов» (ex omnibus brevibus et semibrevibus).

Для Франко Кёльнского уже не существует разделения на М. «правильные» и «сверх меры», «перфектные» и «имперфектные». Система ритмических длительностей перестраивается, в т. ч. получают собственные наименования удлиненные лонга и бревис Иоанна де Гарландиа - «перфектная лонга» (longa perfecta) и «альтерированный бревис» (brevis altera). Франко Кёльнский (как и Ламберт) перемещают в начало списка 5-й М. Иоанна де Гарландиа - «целиком из лонг» (ex omnibus longis) с целью выделить его среди прочих как несущий в себе идею универсальной меры в 3 единицы времени. Трехдольная мера получает у него название «перфекция» (perfectio), а лонга, ее выражающая, - атрибут «перфектная» (longa perfecta). «Перфекция» Франко Кёльнского стала самой ранней исторической разновидностью метрического размера в музыке.

Учение Франко Кёльнского ориентировано на новый жанр мотета (важнейшие источники: Бамбергский кодекс (Bamberg Staatsbibliothek. Msc. Lit. 115) и кодекс Монпелье (Montpellier. Faculté de Médicine de l'Université. H 196)). Силлабическое письмо мотета вызвало обращение к нотации «простыми фигурами» - графическими знаками, передающими определенные длительности нот, чтение к-рых регулировалось перфекцией. Эта нотация позволяла фиксировать более сложные и разнообразные ритмические рисунки.

Во франц. музыке периода Ars nova (лат.- новое искусство; 10-70-е гг. XIV в.) дальнейшее расширение состава длительностей (здесь использовались максима, лонга, бревис, семибревис, минима, семиминима) и распространение наряду с 3-дольной 2-дольной метрической меры привели к установлению многоуровневой метрической системы, в которой М. обозначает один из уровней в иерархии мер «максимодус - модус - темпус - пролация». М. регулирует отношения между лонгой и бревисом и, подобно др. уровням, может быть перфектным или имперфектным. М. является перфектным, если лонга содержит 3 обычных бревиса, и имперфектным, если только 2. Филипп де Витри в трактате «Ars nova» (нач. 20-х гг. XIV в.; рус. пер.: Поспелова. 2003. С. 316-327) закрепил термин «модус» за «перфекцией» Франко Кёльнского.

Нек-рое время сохраняли значение и традиционные М. Ars antiqua. Так, модальная ритмика определяет тенор ранних мотетов Ars nova, помещенных в собрание «Роман о Фовеле» (Paris. fr. 146, ок. 1317 г.). Однако в результате прогрессирующего раздробления бревиса на семибревисы М. значительно замедляется, входящие в его состав лонги и бревисы превращаются в протянутые опорные тоны.

Сведения о М. Ars antiqua продолжали воспроизводиться в более поздних трактатах. При этом теоретики франц. Ars nova и итал. Треченто экспериментировали с М. в условиях нового метра. Иоанн де Мурис в ранних трактатах «Notitia artis musicae» (Познание искусства музыки; 1319 или 1321; рус. пер. 2-й части трактата, без «Заключений»: Гирфанова. 2015. С. 493-502) и «Compendium musicae practicae» (Компендий практической музыки; ок. 1322-1323) распространил ритмоформулы М. Франко Кёльнского на длительности всех других метрических уровней. Маркетто Падуанский в трактате «Pomerium in arte musice mensurate» (Фруктовый сад в искусстве мензуральной музыки; не позднее 1319) приспособил М. Франко Кёльнского к новой, 2-дольной метрической мере.

Многоуровневая метрическая система, установившаяся в Ars nova и основанная на времяизмерении, будет определять западноевропейскую многоголосную музыку на протяжении XIV-XVI вв. Иерархия метрических уровней в дальнейшем перейдет в тактовую систему, трансформировавшись в иерархию разных по силе акцентов. Термин «модус», обозначающий один из этих метрических уровней, с началом формирования в XVII в. акцентной тактовой ритмики утратит свою актуальность.

В ладовой системе григорианского пения термин «modus» с IX в. также употреблялся в значении «церковный лад» (см. в статьях Глас, Осмогласие).

Ист.: Villa Dei A., de. Doctrinale pro eruditione puerorum: Cum commento Ludovici de Guaschis. Venezia, 1482; [Ps.-]Aristotle. Tractatus de musica // Coussemaker C. E. H., de. Scriptorum de musica medii aevi: N. S. P., 1864. Hildesheim, 1963r. Vol. 1. Р. 251-281; Marchetus de Padua. Pomerium / Ed.: G. Vecchi. R., 1961. (CSM; 6); Johannes de Garlandia. De mensurabili musica: Krit. Ed. mit Komment. und Interpretationen der Notationslehre / Ed. E. Reimer. Wiesbaden, 1972. Bd. 1: Quellenuntersuchungen und Edition; Johannes de Muris. Notitia artis musicae, Compendium musicae practicae, with Petrus de Sancto Dionysio Tractatus de musica. R., 1972. (CSM; 17); Franconis de Colonia Ars cantus mensurabilis. R., 1974. (CSM; 18); Philippe de Vitry. Ars Nova / Ed.: G. Reaney, A. Gilles, J. Maillard. R., 1986. (CSM; 8).
Лит.: Apel W. Die Notation der polyphonen Musik: 900-1600. Lpz., 19624; Евдокимова Ю. К. Многоголосие средневековья: X-XIV вв. М., 1983. (История полифонии; 1); Gallo F. А. Die Notationslehre im 14. und 15. Jh. // Die mittelalterliche Lehre von der Mehrstimmigkeit. Darmstadt, 1984. S. 257-356. (Geschichte der Musiktheorie; 5); Sanders E. H. Conductus and Modal Rhythm // JAMS. 1985. Vol. 38. P. 439-469; Харлап М. Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. М., 1986; Поспелова Р. Л. Гарландия - Франко - Витри: Три реформатора в мензуральной теории XIII - нач. XIV в. // Laudamus: Сб. ст. к 60-летию Ю. Н. Холопова / Отв. ред.: В. С. Ценова. М., 1992. С. 222-229; она же. Западная нотация XI-XIV вв.: Основные реформы (на мат-ле трактатов). М., 2003; она же. Трактат «О мензуральной музыке» Иоанна Гарландского, поэта и музыканта // Журнал Об-ва теории музыки. 2013. № 2(2). С. 120-135 (Электр. ресурс: http://journal-otmroo.ru/sites/journal-otmroo.ru/files/Pospelova.pdf); Федотов В. А. Учение о модусе в западноевроп. ритмической теории XIII в. // Laudamus. М., 1992. С. 215-222; Knapp J. Conductus // NGDMM. 2001. Vol. 6. P. 276-281; Коклико А. П. Compendium musices (1552) / Публ., пер., исслед. и коммент.: Н. И. Тарасевич. М., 2007; Гирфанова М. Е. Антично-средневековые латинские грамматики и учение о ритмических модусах Иоанна Гарландского // Музыка и время. 2013. № 9. С. 11-17; она же. О судьбе ритмических модусов ars antiqua во французском ars nova // Музыка как национальный мир искусства: Мат-лы междунар. науч. конф., Казань, 23-25 апр. 2015 г. Каз., 2015. С. 99-112; она же. Мензуральная система как исторический тип западноевроп. муз. метра: Докт. дис. Каз., 2015.
М. Е. Гирфанова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЬТ название певческого голоса и исполняемой им партии
  • БАС самый низкий муж. певч. голос
  • ДИСКАНТ муз. термин
  • КАНТ восточнославянский песенный жанр духовного и светского содержания в ХVII-ХIХ вв.