Афанасий Герасимович (1916, дер. Каначак (ныне Турочакского р-на Алтайского края) - 12.09.2008, Енисейский р-н Красноярского края), старообрядец часовенного согласия, крестьянский писатель, полемист. М. род. в многодетной семье зажиточного сибирского крестьянина-старообрядца часовенного согласия, с раннего детства занимался крестьянским трудом. В 1929 г. семья, опасаясь раскулачивания, уехала из деревни, переселилась в края, более суровые, чем Алтай: в поселок на р. Чичкаюл (ныне Тегульдетского р-на Томской обл.). Привлекла глухая тайга, вскоре, однако, ставшая местом водворения спецпереселенцев. Семья еще не раз переселялась, избегая записи в колхоз. В 1940 г. М., уже один, перешел на притоки Енисея, долго скитался, терпя нужду и голод. В 1947 г. он поселился как мирянин в одном из Дубчесских скитов, основанных в кон. 30-х гг. XX в. Симеоном (Лаптевым). В скиту М. стал учеником о. Симеона, овладевал сокровищами древнерус. книжности, что заложило основу его писательского мастерства. При разгроме скита в 1951 г. М. вместе с др. насельниками был арестован, сумел бежать, когда партию захваченных скитских жителей переправляли в центр пересылки - с. Ярцево (Енисейского р-на). После мн. скитаний М. поселился в одной из деревень на Н. Енисее, стал наставником местной общины.
Вся его жизнь была связана с книгами. Он много переписывал, великолепно переплетал книги в кожу и, главное, активно работал в разных лит. жанрах. Важнейшими своими сочинениями он считал эсхатологические: «О временах» (1969-1970), «О останке Израилевом» (1982), «Предатомные предвестии» (1983), «Наука и техника - природе убийца» (1984), «О конце света» (1994). В них он развивал идеи о. Симеона о «порче» мира через достижения науки и техники и об антихристе. Много места в творчестве М. занимала полемика. В жанре древнерус. диалога написан «Пример ко лжедуховномудреникам» - спор о «чувственном» и «духовном» представлении об антихристе. По этому вопросу М. не раз вступал в «письменную перестрелку» с писателем-беспоповцем А. К. Килиным. Килин обличал М. за «чувственное» понимание антихриста, М. опровергал взгляды «духовномудрствующих», в первую очередь Килина. В сер. 90-х гг. М. вступил в ожесточенную полемику по вопросам эсхатологии уже с центром часовенного согласия - нижнеенисейскими скитами. Он написал соч. «О начертании», в котором обрушился на новые представления о признаках конца света, появившиеся у енисейских часовенных и взятые на вооружение скитами. Речь идет о толковании товарного штрихкода как антихристовой печати, разработанном в среде зап. протестант. конфессий и распространившемся в 90-х гг. XX в. в России, в т. ч. у нижнеенисейских скитников. М. называл эту новацию «баптистскими выдумками».
М. был одним из главных переписчиков и редакторов Урало-Сибирского патерика, работу над к-рым начал в Дубчесском скиту о. Симеон (Лаптев), затем она продолжилась под рук. о. Ефрема (Котегова). По просьбе новосибирских исследователей, готовивших патерик к изданию, М. написал «Дополнение» к т. 1 патерика. Публикация памятника осуществлена по экземпляру, переписанному М. (Урало-Сибирский патерик: Тексты и комментарии: В 3 т. М., 2014, 2016. 2 кн.). В 1990 г. М. создал выдающуюся по своим лит. достоинствам «Повесть о Дубчесских скитах», посвященную истории разгрома скитов. С 1992 г. писатель работал над мемуарами, создал 3 редакции текста. М. принадлежит удивительная по теплому чувству повесть, посвященная Пресв. Богородице («Благовещенье Пресвятыя Богородицы и Рождество Христово», 1990). Осенью 1991 г. по просьбе археографов из Новосибирска М. записал на бересте цикл стихов, как собственных, так и своих одноверцев.
Помимо богословских, агиографических тем и вопросов истории своего согласия внимание М. привлекали проблемы контактов старообрядцев с внешним миром. В многочисленных письмах часовенным Сибири и Дальн. Востока писатель давал рекомендации по спорным вопросам конфессиональной жизни старообрядцев. Одним из самых актуальных был вопрос о возможности получать гос. пенсию по старости. М., следуя воззрениям о. Симеона (Лаптева), считавшего светскую работу службой антихристову гос-ву, требовал от часовенных отказа от пенсии и увольнения с работы, хотя бы перед смертью. По мнению М., невозможно было иметь духовного наставника, состоящего на светской работе или получающего пенсию. Так же негативно М. относился и ко всем др. видам социальной защиты населения, считая их греховной роскошью. Со временем взгляды М. смягчились, он признал возможность получения небольшого пособия по старости для одиноких.
Дата кончины писателя приведена в рукописи со стихами в память М.- Ин-т истории СО РАН. № 8/11-г. Рукопись содержит помету: «Ум. память 30 августа 7513 г. (12 сент. 2008 г.)». В дате от сотворения мира сделана ошибка, правильная дата - 30 авг. 7516 г.