МЦХЕТА
Том XLVIII, С. 112-121
опубликовано: 22 апреля 2022г.

МЦХЕТА

Содержание

Мцхета. Вид с Армазцихе-Багинети. Фотография. 2016 г.Мцхета. Вид с Армазцихе-Багинети. Фотография. 2016 г. [Груз. მცხეთა], первая столица восточногруз. царства Картли (Иберия) (IV-III вв. до Р. Х.- нач. VI в.), военно-политический, религиозный, экономический, просветительский центр Грузии. После объявления христианства гос. религией Картли (ок. 326) - кафедра Предстоятеля Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). В 1994 г. исторические памятники М.- храм Джвари, кафедральный собор Светицховели, мон-рь Самтавро включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

География

Город расположен у слияния рек Арагви и Кура в исторической провинции Грузии Шида-Картли. По описанию историка XVIII в. Вахушти Багратиони, М. «лежит между горами: на восточной стороне от нее вздымается гора Джваро-Зедазнийская, на западной - Саркинетская (хребет Схалтба.- Авт.), на южной - гора Картли и Карсани (отроги Триалетского хребта - Авт.)». К северу от М. находится крепость Белтисцихе (ныне Бебрисцихе, на правом берегу р. Арагви) (Вахушти Багратиони. 1904. С. 68, 70; Он же. 1973. С. 349, 351). Однако в период античности и раннего средневековья территория М. была значительно больше, в нее входили: Цицамури (античное Севсамора), Саркине (букв.- место добывания железа, металлургический р-н Древней М., локализуется в окрестностях мон-ря Шиомгвиме), Земо-Авчала, Накулбакеви (городище на территории совр. Тбилиси), Карсани, Мухатгверди, Калоубани-Кодмани. В груз. нарративных источниках Древняя М. именуется «Город великий Мцхета» (ჟალაჟი დიდი მცხეთა) или «Великий город Мцхета» (დიდი ჟალაჟი მცხეთა) (Обращение Грузии // ПДГАЛ. 1964. Т. 1. С. 116, 118; То же. 1989. С. 37; Леонтий Мровели. 1955. С. 17, 85-86; Он же. 2008. С. 20, 48). В научной лит-ре закрепилось название Большая, или Великая М. (დიდი მცხეთა). Большая М. делилась на 2 части по течению Куры: «внутренний город, Мцхета в сторону Мухнари» и «город в сторону Армази, Картли южнее Куры» (Леонтий Мровели. 1955. С. 43; Он же. 2008. С. 30). Через М. проходили дороги, связывающие царство Картли с соседними странами: Колхидой, Арменией, Албанией Кавказской, а также с Сев. Кавказом, и международный торговый путь, идущий из Индии к черноморским греч. городам.

Этимология названия

. Согласно исторической традиции, сохранившейся в сочинении еп. Леонтия Мровели, М. основана Мцхетосом, старшим сыном Картлоса, мифического этнарха грузин. В «Жизни грузинских царей» сказано, что «Мцхетос, превосходивший как богатырь своих братьев, остался жить на земле своего отца Картлоса, к-рая и называется ныне Армази. Он же построил город в междуречье, у слияния Куры и Арагви, и назвал город своим именем - Мцхета» (Леонтий Мровели. 1955. С. 9; Он же. 2008. С. 16). В научной лит-ре бытуют разные мнения: нек-рые исследователи название М., как и распространение культов хетто-малоазийского происхождения, связывают с племенем мосхов/месхов, проживавших в юго-зап. районах Грузии (Меликишвили. 1959. С. 111; Лордкипанидзе. 1989. С. 309-312); др. ученые не исключают связь названия М. с грузинско-занским словом ჳ1ixe (крепость) (Климов. 1964. С. 239; Кавтарадзе. 2010/2011. С. 57-58).

История

Археологические данные свидетельствуют о том, что М. и ее окрестности были заселены не позднее V-IV тыс. до Р. Х. Начиная со 2-й пол. IV в. до Р. Х. в долине р. Кура стали возникать города, представляющие собой крупные центры ремесла и торговли и владеющие обширной сельскохозяйственной территорией. Одним из таких городов являлась М., ставшая столицей Картли (Иберии). В груз. летописях («Обращение Картли», сочинения еп. Леонтия Мровели) М. называли «царственным градом... где владычествуют боги и царствуют цари». Царская резиденция располагалась на холме Багинети, возвышающемся на правом берегу Куры. Согласно древнегруз. исторической традиции, первый царь Картли Парнаваз воздвиг статую верховного бога Армази на вершине Мта-Картли (гора Картли) и окружил стеной; с тех пор это место стало называться Армази. Последующие цари продолжили строительство, превратив Армази в акрополь: Саурмаг и Мирван достроили Армази и воздвигли идолов Айнину и Данину на дороге в М., Арсок окружил город стеной, Арик построил в Армази внутреннюю крепость (Обращение Грузии // ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 82; То же. 1989. С. 23-24). В греч. надписях, выявленных во время раскопок на холме Багинети (1993-1996), сообщается о строительной деятельности высших сановников во II-III вв.; выяснилось, что построенные бани и проведенные водоканалы преподносили в дар царским особам (Каухчишвили. 2004. С. 227-229).

Местоположение холма Багинети обеспечивало контроль за всеми основными магистралями. По сообщению греч. историка и географа Страбона (64/63 гг. до Р. Х.- 23/24 гг.), «из области северных кочевников идет трудный трехдневный подъем, после чего следует узкая речная долина вдоль Арага, по которой проходит дорога, равная четырехдневному переходу для одного человека. Конечный участок дороги охраняется неприступным укреплением (некоторые исследователи идентифицируют его с крепостью Гартискари в груз. источниках.- Авт.)... Проходы же из Армении - это ущелье Кира и Арага. Ведь выше слияния этих рек расположены на скалах укрепленные города, приблизительно в 16 стадиях друг от друга; на Кире - Гармозика (῾Αρμοζική, является греч. озвучиванием груз. Армазцихе.- Авт.), а на другой реке - Севсамора. Этими проходами воспользовался сначала Помпей, двинувшись из Армении, а затем Канидий» (Strabo. Geogr. XI 3. 5). Поход Помпея в Иберию (Картли) в 65 г. до Р. Х. подробно описан в «Римской истории» Диона Кассия Кокцеяна. Согласно этим сведениям, рим. полководец быстро дошел до города, называвшегося Акрополем. Город лежал у самого ущелья и был хорошо укреплен. Однако царь Картли Арток не решился дать бой у Акрополя; он перешел Куру и сжег мост. Гарнизон сдался противнику. Помпей овладел проходами, поставил стражу и двинулся против Артока (Dio Cassius. Hist. Rom. XXXVII. 1. 1-5). Акрополь подразумевает не только Армазцихе, но и собственно М. на левом берегу Куры. В таком же широком смысле употребляется Армази (Гармаст, Harmastus) в сочинении рим. писателя I в. Плиния Старшего, где он назван главным городом Иберии, напротив которого лежали Кавказские врата, т. е. Дарьяльское ущелье (Plin. Sen. Natur. Hist. VI 29-30). Топоним «Мцхета» впервые засвидетельствован в «Географическом руководстве» Клавдия Птолемея (II в.). В описании Иберии он упоминает города Армактику (῾Αρμάκτικα, ῾Αρμάσικα) и Местлету (Μεστλέτα), т. е. Армазцихе и М. (Ptolem. Geogr. V 10. 3) - две основные части Большой М. Урбанизация территории совр. М. (левобережье Куры), согласно сведениям «Обращения Грузии», происходила в течение II-I вв. до Р. Х.: процесс начался в правление 8-го картлийского царя Братмана («в Мцхете положено было начало городу») и закончился при 11-м царе Роке («совершенно окончил Мцхету») (Обращение Грузии // ПДГАЛ. 1964. Т. 1. С. 82; То же. 1989. С. 24). К нач. IV в. центром городской жизни Большой М. являлась ее левобережная часть. Повествуя о деятельности просветительницы Грузии св. равноап. Нины в М., арм. историк V в. Мовсес Хоренаци дважды подчеркнул, что город лежал напротив «изображения громовержца Арамазда (Армаза.- Авт.)», «по ту сторону могучей реки (Куры.- Авт.)». Также Хоренаци привел интересную деталь: жители М. поклонялись Армазу «ежедневно на рассвете, каждый с кровли своего дома... Если же кто хотел принести жертву, то переправлялся через реку и совершал жертвоприношение перед храмом» (Мовсес Хоренаци. 1984. С. 171). В «Географии» другого арм. историка Анании Ширакаци (VII в.) также названа М., а Армазцихе не упоминается (Geography of Ananias. 1992. P. 57, 57A).

Подходы к Большой М. были хорошо защищены мощными крепостями Гартискари и Бебрисцихе (с севера), Цихедиди и Саркине (с запада), Накулбакеви и Земо-Авчала (с юга-востока). Интересным фактом является «укрепление (крепостных) стен» Армазской крепости, произведенное римлянами для царя иберов Митридата, «друга Цезаря и друга римлян», о чем говорит датируемая 75 г. греч. надпись Веспасиана, Тита и Домициана, найденная в 1867 г. на правом берегу Куры в местности Накулбакеви (Каухчишвили. 2004. С. 251-252).

М., как и мн. города М. Азии, отличалась этнической пестротой. Основное население составляли грузины. Они считались слугами божества Армази. После Крещения Картли христ. население М. стало слугами Светицховели - главного храма Картлийской Церкви. Самую значительную негруз. диаспору составляли евреи. Согласно сообщениям источников, включенных в свод груз. летописей «Картлис Цховреба», появление евреев в Картли связывалось со взятием Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором (586 г. до Р. Х.) (Леонтий Мровели. 1955. С. 15-16), затем, во время 2-го потока их эмиграции,- со взятием Иерусалима Веспасианом в 70 г. (Там же. С. 44). В хронике «Мокцевай Картлисай» (Обращение Картли), в к-рую проникли сочинения, написанные представителями евр. колонии в М. (главой мцхетских иудеев IV в. св. Абиатаром, его дочерью св. Сидонией), можно найти другое, более конкретное указание. Так, в челишском варианте этой хроники князь Васпураканский говорит Абиатару, что прошло 503 года с тех пор, как «отцы ваши (т. е. предки евреев.- Авт.) пришли сюда» (Обращение Грузии // ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 102-103). Это позволяет датировать появление евреев в Картли 60-70-ми гг. II в. до Р. Х. Особенно велика была заслуга евр. диаспоры в распространении христианства. В научной литературе было высказано предположение, что иудеохристиане проповедовали христианство в Картли задолго до его признания гос. религией (Мгалоблишвили. 1988. С. 105). Значительную колонию М. составляли также персы-огнепоклонники. Еп. Леонтий Мровели их появление относит к правлению 4-го картлийского царя Парнаджома, который «возлюбил веру персидскую, огнепоклонство, вызвал из Персии огнеслужителей и магов, поселил их в Мцхете, в том месте, которое ныне называется Могвта» (Леонтий Мровели. 1955. С. 29; Он же. 2008. С. 26). Особенно усилилось присутствие персов в М. в V-VI вв. (Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 145; Он же. 2008. С. 77; Мученичество Евстафия Мцхетского // ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 30-45). Кроме служителей культа, в М. проживали персы-ремесленники, объединившиеся в разные корпорации (напр., башмачники и чувячники). От этих этнорелиг. общин произошли названия разных кварталов М.: Уриатубани (ურიათუბანი - поселение евреев), Могвта (მოგვთა - поселение магов) и др. В М. были также общины греков, сирийцев, армян, турко- и ираноязычных кочевников, служащих наемниками картлийских царей. До христианизации страны в М., как и по всей Грузии, были распространены 2 письма: греческое и армазское (арамейское). О распространении грамотности среди среднего населения М. свидетельствуют обнаруженные письменные принадлежности в погребении II в. на территории Светицховели. Археологические находки из Большой М. подтверждают, что в М. значительно были развиты земледелие, виноградарство, производство стекла, златокузнечество. Высоким уровнем отличалось зодчество. Заслуживает внимания упоминание мцхетских главного художника и зодчего Аврелия Ахолиса и старшего зодчего Ахилла в 2 греч. эпиграфических памятниках IV-V вв., обнаруженных на территории М. (Каухчишвили. 2004. С. 230, 256). Многочисленные римские, парфянские и сасанидские монеты, а также богатые изделия свидетельствуют о тесных контактах Картли и ее столицы с внешним миром.

Принятие христианства гос. религией Картли коренным образом изменило облик М. Средоточием столицы стал собор Светицховели, воздвигнутый на месте захоронения Хитона Господня. В М. хранилась еще одна из величайших святынь христ. мира - епанча прор. Илии. Строительство первых церквей в М. связано с местами деятельности св. Нины. Царь св. Мириан построил «Нижнюю церковь» (Светицховели) и назвал ее «Святая святых»; также с участием «многочисленного народа» из камня он построил «Верхнюю церковь» (Самтавро) «в ежевичной куще Нины» (Обращение Грузии // ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 159-160; То же. 1989. С. 57). С важными евангельскими местами связана топонимика окрестностей М. Так, на берегу Куры, где были крещены грузины, сохранилась пещера с развалинами церкви, называемой Бетлеми (т. е. Вифлеем). На правом берегу Куры, напротив М., с юж. стороны возвышается гора Табори (т. е. Фавор), на ней находилась ц. Преображения Господня, построенная в ознаменование крушения идолов св. Ниной. К северу от М., напротив Табори, находится гора Елеони (Елеонская, т. е. связанная с Вознесением Господним). На расстоянии 8-9 км к юго-востоку от М. находится мон-рь Бетаниа (т. е. Вифания). Река Арагви, омывающая М. с северо-востока, осмыслялась как иерусалимский ручей Кедрон, к-рый протекал в Гефсиманском саду: на левом берегу Арагви, напротив М., стоит высокая гора Голгофа, склон которой, обращенный к М., называется Гефсиманией. В центре Гефсимании находится считающийся целебным источник Дзудзус-цкаро (от მუმუს - грудь, и წჟარო - источник), символизировавший Овчую купель (см. ст. Вифезда). В Гефсимании также находилась ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. На горе Голгофа св. Мириан воздвиг крест св. Нины; позже здесь был построен храм Джвари (ჯვარი - крест). С северной и южной сторон к храму примыкали маленькие церкви, отделявшиеся от него небольшим крытым двором. Северная называлась Голгофской церковью (Кекелидзе. 1957. С. 362-363). К ранним церковным строениям М. относятся также Антиохия, построенная не позже VI в. у слияния Куры и Арагви, и ц. св. Нины на Мта-Картли (V-VI вв.). О строительстве церквей преемниками св. Мириана повествуют древнегруз. летописи. Согласно «Обращению Картли», во 2-й пол. IV в. «азнауры выстроили в Мцхете святую ту церковь и с деревнями и поместьями в Картли подчинили ее большой церкви (не идентифицируется.- Авт.)», а в нач. V в., в царствование Арчила, «азнауры построили (церковь.- Авт.) святого Стефана на Арагви (Степанцминда, иногда отождествляют с Антиохией.- Авт.)» (Обращение Грузии // ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 92; То же. 1989. С. 28). Иеротопонимы Большой М. красноречиво свидетельствуют как о тесных контактах М. со Св. землей, так и о постепенном осмыслении М. как «Второго Иерусалима» (Чхартишвили. 2009. С. 131-150; Мгалоблишвили. 2013. С. 8-41). Святыни М. являлись важнейшими центрами паломничества на раннехрист. Кавказе. Мцхетский Джвари в числе значимых центров ГПЦ упомянут во «Всеобщем послании» арм. католикоса Авраама I Албатанеци арм. пастве, созданном после грузино-арм. церковного раскола (607/608): католикос запретил армянам, принявшим монофизитство, поклоняться груз. святыням, в т. ч. мцхетскому Джвари (Книга посланий. 1968. С. 122). В сер. VI в. сир. отцы, пришедшие в Грузию под предводительством прп. Иоанна Зедазнийского, основали в окрестностях Большой М. монастыри Зедазени и Шиомгвиме. Однако обряд захоронения IV-V вв. на Самтаврском могильнике свидетельствует о том, что после офиц. крещения Картли язычники даже в М. долгое время сохраняли свою религию и обычаи (Sagona. 2010. P. 323).

Левобережная М. стала усыпальницей царей Картли. Во 2-й пол. V в., при царе св. Вахтанге Горгасали, М. стала резиденцией католикосов. На левом берегу Куры располагался также царский дворец. На правом берегу, в Армазисхеви, как и в первые века от Р. Х., сохранялась резиденция высших сановников - питиахшей и спаспетов. После перенесения столицы в Тбилиси (кон. V - нач. VI в.) М. осталась церковным центром страны. Долгое время она сохраняла экономическое и политическое значение, оставалась развитым и довольно густонаселенным городом, что подтверждают археологические исследования. С упразднением царской власти в Картли в нач. VI в. М. стала резиденцией персид. цихистави (от ციხე - крепость, თავი - глава), в ведении которого находились как военные, так и адм. дела; здесь же располагался персид. гарнизон. О гонении на христиан источники не сообщают. Позволялся даже брак огнепоклонников с христианами. Однако персов, принявших крещение, жестоко карали. Одним из первых таких мучеников был мцхетский ремесленник Евстафий Мцхетский. М. стала идеологическим центром борьбы против владычества персов. По сообщению Джуаншера, «в Мцхетском епископате каждый вторник собираются и творят поминание первомученика Стефана и всех мучеников, что были закланы в пору великого засилья персов, и епископа Некресского Абиба (сщмч. Авива, еп. Некресского, одного из 12 сир. отцов.- Авт.)» (Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 229; Он же. 2008. С. 107). Конец владычеству персов был положен визант. имп. Ираклием в 627 г. По его приказу в М., Тбилиси и Уджарме «все маги и служители огня или приняли крещение, или были истреблены» (Обращение Грузии // ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 96; То же. 1989. С. 30; Сумбат Давитисдзе. 1955. С. 375; Он же. 2008. С. 223).

В сер. VII в. у границ Картли появились арабы. Хабиб ибн Маслама, по сообщению Аль-Балазури, выдал мирную грамоту «жителям Тбилиси, (а также собравшимся.- Авт.) из Манджалиса (Манглиси.- Авт.), из Красного Джурзана», гарантируя «безопасность их церквей и келий, молитв и религии» (Баладзори. 1927. С. 12). Красный Джурзан (Кирмиз Джурзан) представляет искаженную форму словосочетания Армаз-Джурзан (Картли) (Мусхелишвили. 1980. С. 23): у младшего современника Аль-Балазури, крупного исламского историка и теолога аль-Табари, в грамоте Масламы написано «население Тбилиси в Джурзане и земля ал-hУрмуз» (Al-Tabari. 1994. P. 45-46), а у Йакута - «От Хабиба ибн Маслама к населению Тбилиси, рустака Манджалиса и Армазского Джурзана» (Йакут. 1964. С. 39). Армазский Джурзан, т. е. Картли, охватывал территорию Шида-Картли, преимущественно ее правобережье. Крепость Армази, выявленная в ходе археологических раскопок в 1960-1961 гг., локализуется на горе Мта-Картли и датируется ранним средневековьем (2-я пол. IV - 1-я пол. V в.); самые поздние слои относятся к VIII в. В 1-й пол. VIII в. «земля Армази» (Армазская Картли) как отдельная адм. область была упразднена и объединена с Зена-Сопели (В. Страной) (Мусхелишвили. 1980. С. 26-28, 71).

Коренные изменения произошли в экономической жизни М. в VII-VIII вв., к этому времени город представлял собой полуаграрное поселение. Переломный процесс, к-рый начался в VI в., в груз. летописях описывается следующим образом: «Тогда Мцхета стала редеть, а Тбилиси - обстраиваться, Армаз стал падать, Кала - возвышаться» (Обращение Грузии // ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 95; То же. 1989. С. 29). Эти же сведения повторяют Джуаншер Джуаншериани и Сумбат Давитисдзе. Окончательный удар М. как городскому центру был нанесен арабами: походами Маслама ибн Абд аль-Малика (Al-Tabari. 1989. P. 45) в 728-729 гг. и полководца Мервана ибн Мухаммада (Мурвана Глухого) в 736-738 гг. М. превратилась в маленькое поселение, охватывающее треугольный мыс у слияния Куры и Арагви. Согласно Вахушти Багратиони, М. «после Кру (Мурвана Глухого.- Авт.) пришла в запустение. Говорят, не возобновляли город по причине усиления магометан, дабы они не овладели им и тем не осквернили святыни» (Вахушти Багратиони. 1904. С. 68; Он же. 1973. С. 349). Сведения Вахушти косвенно подтверждают археологические данные - на Самтаврском могильнике не было выявлено ни одного мусульманского погребения. Несмотря на господство арабов, церковная жизнь в М. не прекращалась: в 70-х гг. VIII в. католикос Картли (Мцхетский) Климент воздвиг на вершине г. Зедазени большую базилику во имя св. Иоанна Предтечи. После освобождения Шида-Картли от непосредственного владения арабами (2-я пол. IX в.) в М. и ее окрестностях были построены церкви в Калоубани во имя вмч. Георгия (IX-X вв.) и Карсани (IX-X вв.), отреставрирована ц. во имя св. Нины на Мта-Картли (IX-X вв.). В 888 г. тао-кларджетский кн. Адарнасе Багратиони, внук св. Ашота I Великого (Багратиони), восстановил царскую власть и принял титул «царя картвелов» (т. е. Вост. Грузии). Для легитимации этого акта он ездил в М. и короновался в Самтавро, о чем говорится в однострочной надписи на триумфальной арке кафоликона (Силогава. 2011. С. 20-30, 54-67). В этой связи интересно сообщение араб. историка X в. Масуди: столицей царства Джурзан (Вост. Грузия) он называет «Масджид дзил-Карнай», т. е. М. (Minorsky. 1958. P. 160-161. Not. 3). Вслед за политическим объединением Грузии в М. был воздвигнут новый собор Светицховели (1010-1029) как символ единства нового гос-ва, также был основательно реконструирован и расширен кафедральный собор Самтавро (XI). К X-XI вв. относится строительство ц. во имя вмц. Варвары в зап. части М. Не позже XI в. была воздвигнута церковь в Кодмани (сохранилась лапидарная надпись этого времени), на руинах которой в XVI-XVII вв. была выстроена ц. во имя вмч. Димитрия Солунского. В XII в. с посвящением Пресв. Богородице были основаны мон-ри Армази (у среднего течения Армазисхеви; сохранилась строительная надпись с упоминанием католикоса-патриарха всей Грузии Николая I (Гулаберисдзе, 50-е гг. XII в.)) и Ахалкалакури (на правой стороне Куры, значительно переделан в кон. XIX в.).

М. не теряла стратегического значения, т. к. через нее проходили дороги, связывавшие западные (Абхазия, Эгриси) и юго-западные (Тао-Кларджети) провинции Грузии с восточными (Кахети и Эрети). Через М. горцы Грузии - гудамакарцы - гнали стада на пастбища Сагурамо (Представление гудамакарских жителей гр. Гудовичу от 28 марта 1807 г. // АКавАК. 1869. Т. 3. С. 108). Высоты и ущелья вокруг М. являлись прекрасными средствами обороны. Во время нашествия персов в 1625 г. одним из предложений военного совета грузин было «пустить кызылбашей до Мцхеты и напасть на них с высот, охватив с обеих сторон... Так как мы будем в защищенных местах, перебьем их из ружей» (Парсадан Горгиджанидзе. 1926. С. 26; Он же. 1990. С. 78). Пошлины, собираемые с мцхетской таможни и мцхетского моста, составляли важную статью доходов Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата.

Вид на Мцхету. Фотография Д. Ермакова. Кон. XIX в.Вид на Мцхету. Фотография Д. Ермакова. Кон. XIX в.М. жестоко пострадала вслед. походов Тамерлана (кон. XIV - нач. XV в.). Согласно груз. хроникам, «была в ту пору вся Грузия безотрадно разрушенной нечестивым Тимуром, полностью разоренной была столица Мцхета, большая святая соборная церковь, а также все церкви и крепости» (Парижская хроника. 1991. С. 26). В XVI-XVIII вв. М. оставалась важнейшим духовным центром Грузии, здесь короновали и хоронили царей Картли и Картли-Кахети. По некоторым сведениям, святыням М. поклонялись даже мусульм. правители. Согласно «Парижской хронике», в нач. XVII в. персид. шах Аббас I решил разрушить М., но законники отговорили его. Когда шах подошел к мцхетскому мосту, он «снял саблю, разулся и прошел от моста до Свети Цховели; обошел крепость и вошел в нее; заставил разложить свой ковер перед патриаршим престолом и помолился... Побыл там три дня: осмотрел Самтавро, Мгвиме, Джвари: понравились ему мцхетские строения» (Парижская хроника. 1991. С. 56). Вслед. походов персов и турок, а также набегов лезгин большинство церквей и крепостей М. лежали в руинах (Вахушти Багратиони. 1904. С. 68, 70; Он же. 1973. С. 349). Европ. путешественники кон. XVIII-XIX в. описывали М. как маленькую деревушку.

Российские власти осознавали значение М.: сразу же после присоединения Вост. Грузии к Российской империи (1801) в М. и Гартискари были расквартированы российские войска. Их задачей являлось противление попыткам сына царя Картли-Кахети Ираклия II царевича Юлона и его братьев короноваться в М., а также защита Вост. Грузии от набегов лезгин (Письмо от царевича Юлона к генерал-майору Лазареву от 20 янв. 1801, из Мухрани // АКавАК. 1866. Т. 1. С. 232; Письмо царевича Давида к генерал-майору Лазареву от 18 янв. 1801 г. // Там же. С. 298; Всеподданнейший рапорт генерал-лейтенанта Кнорринга от 1 февр. 1801 г. // Там же. С. 321; Рапорт генерал-майора Лазарева генерал-лейтенанту Кноррингу от 8 апр. 1801 г. // Там же. С. 337). В мон-ре Самтавро был установлен карантин, однако вслед. протеста экзарха Грузии митр. Варлаама (Эристави; 1811-1817) в 1813 г. пост перенесли из церкви (Письмо маркиза Паулуччи к генерал-лейтенанту Ртищеву от 10 янв. 1812 г., № 88 // АКавАК. Т. 5. 1873. С. 35; Письмо экзарха Грузии митр. Варлаама к генералу Ртищеву от 6 мая 1813 г., № 309 // Там же. С. 403). При главнокомандующем Грузией А. П. Ермолове (1816-1827) был восстановлен мцхетский мост. В XIX - сер. XX в. М. имела статус селения.

В нач. XIX в. появились сообщения об археологических находках в М. Научные археологические изыскания в М. стали проводить с 1874 г. Масштабные археологические раскопки в М. начались в 1930 г. Для развития М. большое значение имело строительство железной дороги Тифлис-Поти (1872), а также Земо-Авчальской ГЭС (1923-1938). В 1959 г. недалеко от М., в Мухатгверди, был построен 1-й в Закавказье атомный реактор. Статус археологического и архитектурного заповедника в 1940 г. получили Армази с окрестностями, в 1957 г.- территория Древней М. между Арагви и Курой, в 1966 - вся М. В 1956 г. М. возвращен статус города, она стала районным центром, в 1968 г. объявлена городом-музеем. В наст. время М.- центр края Мцхета-Мтианети.

Ист.: Латышев В. В. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. М., 1893. Т. 1. Вып. 1: Греческие писатели (на рус. и греч. яз.); Вахушти Багратиони. География Грузии / Введ., пер. на рус. яз., примеч.: М. Джанашвили. Тифлис, 1904; он же. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4); Парсадан Горгиджанидзе. История / Сост.: С. Какабадзе. Тифлис, 1926 (на груз. яз.); То же / Пер.: Р. Кикнадзе и В. Путуридзе, исслед., указ.: Р. Кикнадзе, Тб., 1990; Баладзори. Книга завоевания стран / Пер. на рус. яз.: П. Жузе. Баку, 1927; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали // КЦ. 1955. Т. 1. С. 139-244; То же // Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 75-134; Леонтий Мровели. Жизнь грузинских царей // КЦ. 1955 Т. 1. С. 1-71; То же // Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 13-43; он же. Обращение Грузии св. Ниной // КЦ. 1955. Т. 1. С. 72-138; То же // Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 44-75; Сумбат Давитисдзе. История и повествование о Багратионах // КЦ. 1955. Т. 1. С. 372-386; То же // Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 221-242; Клавдий Птолемей. Географическое руководство. Сведения о Грузии / Сост., пер. на груз. яз.: Н. Ломоури // Материалы по истории Грузии и Кавказа. Тб., 1955. Т. 32. С. 39-65 (на греч. и груз. яз.); Страбон. География / Греч. текст, груз. пер.: Т. Каухчишвили. Тб., 1957 (на груз. яз.); То же / Сост.: Г. Стратановский. М., 1964; Йакут. Сведения Йакута о Грузии и Кавказе / Араб. текст, груз. пер.: Э. Сихарулидзе. Тб., 1964 (на араб. и груз. яз.); Дион Кассий. Сведения Диона Кассия о Грузии / Греч. текст, груз. пер.: Н. Ломоури. Тб., 1966. С. 60 (на греч. и груз. яз.); Книга посланий / Сост., арм. текст, груз. пер.: З. Алексидзе. Тб., 1968 (на арм. и груз. яз.); Мовсес Хоренаци. История Армении / Пер.: А. Абдаладзе. Тб., 1984 (на груз. яз.); Al-Tabari. The History of al-Tabari. Albany, 1994. Vol. 14: The Conquest of Iran / Transl., annot. G. Rex Smith; Vol. 25: The End of Expansion / Transl., annot. Khalid Yahya Blankinship; Обращение Грузии / Пер. на рус. яз.: Е. Такаишвили; сост.: М. Чхартишвили. Тб., 1989; Парижская хроника / Пер., коммент.: Г. Аласаниа. Тб., 1991; The Geography of Ananias of Sirak: The Long and Short Recensions / Introd., transl. and comment. R. Hewsen. Wiesbaden, 1992; Каухчишвили Т. Корпус греческих надписей Грузии. Тб., 2004 (на груз. яз.); Римские географические источники: Помпоний Мела и Плиний Старший / Тексты, пер., коммент.: А. Подосинов, М. Скржинская. М., 2011; Силогава В. Древнегрузинские надписи Самтавро. Тб., 2011 (на груз. яз.).
Лит.: Церетели Г. Армазская билингва. Тб., 1941; Кекелидзе К. К вопросу об иерусалимском происхождении Грузинской Церкви // Он же. Этюды. 1957. Т. 4. С. 358-363; Minorsky V. A History of Sharvan and Derbend in the 10th-11th Cent. Camb., 1958; Меликишвили Г. К истории Древней Грузии. Тб., 1959; Климов Г. Этимологический словарь картвельских языков. М., 1964; Мусхелишвили Д. Основные вопросы ист. географии Грузии. Тб., 1980. Т. 2 (на груз. яз); Мгалоблишвили Т. Раннехристианская Картли (IV-V вв.) // Мацне (Вестник). Сер. языка и лит-ры / АН Груз. ССР. Тб., 1988. Вып. 1. С. 102-117 (на груз. яз); она же. Новые Иерусалимы в Грузии. Тб., 2013 (на груз. и англ. яз); Лордкипанидзе О. Наследие Древней Грузии. Тб., 1989; Мцхета / Сост.: М. Булиа, М. Джанджалиа. Тб., 2000 (на груз. яз.); Чхартишвили М. Мцхета как Новый Иерусалим: Иеротопия «Жития св. Нино» // Новые Иерусалимы / Сост.: А. М. Лидов. М., 2009. С. 131-150; Sagona A. et al. Bridging two Сontinents: Renewed investigations at Samtavro, Georgia // Tüba-ar. Ankara, 2010. Vol. 13. P. 313-334; Кавтарадзе Г. О древнейшем местонахождении и наименовании Мцхеты // Шромеби (Труды) / Ин-т истории и этнографии. Тб., 2010/2011. Вып. 10/11. С. 49-60 (на груз. яз.).
Г. Чеишвили

Археология

Территория Вел. М. является наиболее крупным местом археологических раскопок в Грузии. Первые систематические и системные археологические работы в Грузии были проведены именно здесь (30-е гг. XX в.), большинство груз. археологов прошли школу полевых работ в М. и ее окрестностях.

О значимости мцхетских древностей еще в 30-х гг. XIX в. писал франц. исследователь Ф. Дюбуа де Монпере: «Сколько еще сокровищ таят в себе для археолога эти развалины, никем еще не посещенные» (Dubois de Montpereux. 1840. Vol. 4. P. 230). Первые крупные раскопки в М. были произведены на Самтаврском могильнике 1871-1877 гг. по инициативе Кавказского археологического комитета (с 1873 г. Об-во любителей кавказской археологии). Руководил раскопками сотрудник Кавказского музея австр. натуралист Ф. Байерн. Здесь же провели маломасштабные, контрольного характера, исследования франц. антрополог Э. Шантр и рус. археолог гр. Прасковья Уварова; в 1890 г. под рук. проф. Д. Бакрадзе и Е. Такаишвили кратковременные и небольшие археологические исследования были произведены в Багинети; в 1902 г. Такаишвили близ М. раскопал могильник IV-VIII вв.; в 1918 г. в Карсани Г. Леммлейном были обнаружены и раскопаны остатки стеклодувной мастерской.

На территории древнего города и окрестностей обнаружены памятники раннеземледельческого (V-IV тыс. до Р. Х.), раннебронзового (IV-III тыс. до Р. Х.), средне- и позднебронзового (1-я пол. II - I тыс. до Р. Х.) периодов; протогородские поселения (VII-VI вв. до Р. Х.); мцхетский акрополь - царская резиденция Армазцихе (Армази, II-V вв.; ныне в 2 км от М.) на горе Багинети на правом берегу р. Кура, часто упоминающийся в летописях; древние районы Великой М. Севсамора (левый берег р. Арагви) и Саркинети; уникальная оборонная система Гартискари (III в. до Р. Х.- V-VI вв.); армазисхевская (Картлисхеви) резиденция и некрополь питиахшей - высших сановников (после царя) Картлийского царства (II-V вв.); поселение ремесленников в Карснисхеви и т. д.

Дохристианский период

Археологические исследования полностью подтвердили сведения исторических хроник о границах Вел. М.: с запада возвышенности Кодмани и Cаркине; с востока гора Зедазени; с севера ущелье Гартискари по правому берегу р. Арагви и зап. склоны горы Зедазени по левому берегу р. Арагви; с юга гора Картли. На каждом из этих направлений были сооружены крепости, к-рые надежно защищали столицу. Две фортификационные системы - Зедазени и Гартискари - археологически изучены. Следы проживания людей на территории города относятся к V-IV тыс. до Р. Х.; интенсивное освоение района началось на рубеже IV-III тыс. до Р. Х., когда сформировались более или менее компактные поселения и образовались сопровождающие их могильники. Более активное освоение территории произошло в среднебронзовый период, позднебронзовую-раннежелезную эпоху, особенно в VIII-VI вв. до Р. Х. Именно в это время появились протогородские поселения, высокого уровня достигли почти все отрасли хозяйства (добыча и обработка бронзы и железа, земледелие, животноводство, дифференцированные отрасли ремесла, торговля); на развитие института частной собственности указывают глиняные печати, найденные в жилых домах поселений данного периода (Самтавро I, Нареквави). Активизация и усиление указанных процессов вызвали определенный демографический взрыв; за ростом населения последовали создание ряда новых поселений и расширение уже существующих, что спустя 2 века привело к возникновению в Картли городов и формированию буд. столицы страны.

Ожерелье из Мцхеты. II–III вв. (Национальный музей Грузии, Тбилиси)Ожерелье из Мцхеты. II–III вв. (Национальный музей Грузии, Тбилиси)В III в. до Р. Х.- III в. царство Картли являлось высокоразвитым гос. образованием с многоотраслевым сельским хозяйством и ремеслами, с внешней и внутренней торговлей, активным градостроительством. Страбон писал, что страна «в большинстве так хорошо застроена городами и поселками, что там есть черепичные крыши, рыночные площади и другие сооружения, воздвигнутые по правилам архитектуры» (Strabo. Geogr. XI 3. 1). Несмотря на то, что Страбон не называет конкретных городов, можно полагать, что это описание относится в первую очередь к М., что подтверждают археологические изыскания. В античную эпоху М. представляла собой многорайонный полифункциональный урбанический центр, в к-ром вместе с автохтонным населением, грузинами, жили ассирийцы, иудеи, армяне, иранцы, парфяне и представители др. этносов. Большей частью они селились компактно, и это нашло отражение в мцхетской топонимике, сохранившейся в фольклоре и летописях: Еврейский квартал (ებრაული კვართალი), Ворота волхвов (მოგვთა კარი) и др. Существование нек-рых из этих районов, зафиксированных в письменных источниках, подтверждается и археологическими изысканиями (напр., Еврейский квартал); нек-рые, в т. ч. Ворота волхвов, еще не локализованы.

Центром Великой М. был акрополь Армазцихе, где находились царская резиденция и правящие институты страны (эзосмодзгвари - управляющий царским двором и т. д.). Армазцихе прошел неск. этапов развития и падения с IV-III вв. до Р. Х. до VIII в., полного разрушения в период нашествия на Грузию войск Мурвана Глухого. Археологически лучше изучен Армазцихе II-III вв. Обнаружены значительные архитектурные комплексы: мощные оборонительные сооружения, 6-апсидный дохрист. храм с культовым винным погребом, арсенал, гражданские постройки разного типа, в т. ч. 3 бани разных размеров, построенные с полным соблюдением архитектурных законов того периода. Сохранились также неск. надписей на греч. языке, к-рые значительно расширили сведения об устройстве картлийского царского двора и о его образе жизни (хранятся в фондах Национального археологического музея-заповедника Вел. Мцхета). В Багинети был раскопан каменный саркофаг дочери картлийского царя, сохранивший образцы груз. и привозной художественной металлопластики (золотые серьги, браслеты и кольца, украшенные драгоценными камнями, в т. ч. геммами-инталиями и камеями, серебряная посуда для сервировки стола; особо выделяются серебряные ножки от погребального ложа со скульптурными изображениями грифонов); аксессуары жен. платья (остатки тканей тонкой работы, золотые инкрустированные поясные пластинки, золотые пуговки, подвески); стеклянные флаконы для парфюмерии и масел для натирания тела; глиняная посуда, ожерелья. На Армазцихе функционирует открытая археологическая экспозиция и в то же время продолжаются полевые археологические исследования. Еще не обнаружены археологические слои раннего этапа Армазцихе (IV-I вв. до Р. Х.), дворцы картлийских царей (I-III и IV-V вв.), в т. ч. дворцы царей св. Мириана и св. Вахтанга Горгасали.

Колье из Мцхеты. II–III вв. (Национальный музей Грузии, Тбилиси)Колье из Мцхеты. II–III вв. (Национальный музей Грузии, Тбилиси)В 1978-1984 гг. Мцхетская археологическая экспедиция обнаружила и изучила Гартискари - важнейший участок единой оборонительной системы Великой М. III в. до Р. Х.- V-VI вв., представляющий собой комплекс мощных фортификационных сооружений, к-рый защищал с севера (по обоим берегам р. Арагви) 2 важнейших района столицы: Севсамору и собственно М. Ширина стен, воздвигнутых из сырцового кирпича на основе булыжного камня и укрепленных деревянными балками, достигала 3 м. Через каждые 50-55 м были встроены 4-угольные в плане 2-этажные башни (7×7 м по внешнему периметру, 4,5×4,5 м - внутреннее пространство), которые были выдвинуты из стены подобно контрфорсам. Фортификационный комплекс, открытый «на северной окраине Мцхеты, идентифицируется с неприступным укреплением на конечном участке дороги, следовавшей, по Страбону, из северных областей кочевников вдоль Арагви» (Мцхета: Итоги археол. исследований. 1978. Т. 2. С. 36). Стратегически выгодное положение Гартискари способствовало тому, что цари Грузии и в последующие века использовали его, в XIX в. он служил оборонительным пунктом армии Российской империи.

Чернильный набор из Мцхеты. III в. (Национальный музей Грузии, Тбилиси)Чернильный набор из Мцхеты. III в. (Национальный музей Грузии, Тбилиси)В 1937-1946 гг. было проведено археологическое исследование поселения питиахшей в Армазисхеви, выявившее эталонные движимые и недвижимые памятники, к-рые обогатили археологию Грузии и стран бассейна Средиземного м. В их числе дворцовый комплекс с жилыми и общественными зданиями. Особо следует отметить баню с гиппокаустической системой (22×3,8 м) и винохранилище (45×90 м) с 50 пифосами разных размеров; многообразные артефакты, как привозные из вост. стран и Римской империи, так и изготовленные местными мастерами, в т. ч. предметы разного назначения, выполненные в технике клуазон: ножны (золотая обивка ножен от кинжала питиахша Аспаруга, украшенная вставками разноцветного стекла, 1-я пол. II в.); золотое ожерелье с золотой коробочкой, инкрустированное разноцветными камнями (гранаты, бирюза; 2-я пол. II в.); железный кинжал со вставленными в золотую рукоятку камнями (красный альмандин) и зеленой пастой из погребения питиахша Берсуми (2-я пол. III в.) и т. д. Здесь же были обнаружены греческие и арам. надписи, которые помогли по-новому представить устройство Картли, значительно расширили ономастикон (перечень личных имен) царского двора и высших чиновников. Было установлено, что институт питиахшей появился в Картли не позже II-III вв., а не в V в., как считалось ранее. Кроме обилия высокохудожественных и исторически значимых изделий, раскопки Армазисхеви выявили неск. памятников, не лишенных эмоциональной окраски. Напр., в обнаруженном в усыпальнице молодой аристократки золотом кулоне с крышкой, украшенной драгоценными камнями, лежал молочный зуб младенца. В 2-язычной греко-арам. эпитафии, высеченной на надгробном камне и написанной от лица Серафиты, дочери Зеваха, младшего питиахша царя Парсмана, жены Иодмангана, содержатся слова: «Горе, горе тебе... красивая была, что никто не был ей подобен по красоте. И умерла на 21-м году» (Церетели. 1941). На гемме-инталии с портретными (профиль) изображениями молодой женщины и мужчины сохранилась греческая надпись: «Зевах, моя жизнь, Карпак» (перевод проф. Т. Каухчишвили: Древнегреч. источники... 1976. С. 250).

В 1975-1977 гг. у северо-вост. подножия горы Армази (Картли) были исследованы поселение и могильник ремесленников Карснисхеви: жилые здания, гончарные мастерские, в к-рых зафиксированы длинные подчетырехугольные печи для обжига разного рода керамических изделий - от столовой посуды до черепицы; винодельня с винодавильней и погребом. В плане 4-угольные, с каменными стенами на глиняном растворе и с глинобитным полом, жилые здания состояли из 2 отсеков: собственно жилья с очагом в центре и пристройки хозяйственного назначения, также имевшей очаг. Часть зданий была перекрыта плоской желобчатой черепицей. На могильнике, за исключением одного плинфового ящика, раскопаны только погребения, сконструированные плоской желобчатой черепицей.

В Картли античного периода, и в первую очередь в столице, был довольно высокий уровень жизни, на что указывает содержимое могильников в неск. районах Великой М. с многочисленными захоронениями представителей всех слоев общества, с довольно богатым инвентарем (принадлежности одежды, украшения, глиняная, стеклянная, серебряная и бронзовая посуда разного назначения и т. д.).

В отношении Колхиды античных времен в древнегреч. лит-ре зафиксирован образный эпитет «златообильная Колхида»; в какой-то мере эта оценка соответствует Картлийскому царству II-III вв. и в первую очередь его столице. Находки (надписи, комплекты письменных принадлежностей и др.) свидетельствуют также о высоком уровне образования и книжности в Великой М. Уникальны (не только для Грузии и Кавказа, но и для Европы) письменные принадлежности, найденные в погребении 60-х гг. III в. (раскопки 2001 г.) у внешней стены апсиды Светицховели: серебряный футляр для стилосов с рельефным изображением муз, расположенных в 3 фриза, с серебряными стилосами и золотой чернильницей, помещенной в позолоченный серебряный футляр (Национальный музей Грузии, Тбилиси).

Культовые сооружения дохристианской эпохи

На территории Великой М. обнаружены остатки культовых сооружений эллинистической и позднерим. эпох. В 1953 г. во время археологических исследований на внутренней территории крепости одного из районов Великой М. было открыто неск. интересных памятников, среди к-рых выделяется круглое в плане здание, построенное из тщательно обработанных и связанных между собой 2 креплениями каменных квадров. Не исключено, что это храм божества Заден (Апакидзе. 1968. С. 190-198). Четвертый царь Картли Парнаджом «построил крепость Задени, создал идола именем Заден, воздвиг его на Задени» (Леонтий Мровели. 1955. С. 29). В VI в. предводитель сир. отцов прп. Иоанн Зедазнийский основывал мон-рь Зедазени именно здесь, поскольку на этом месте «язычники и бесы сильно обосновались» (цит. по: Апакидзе. 1968. С. 197). В Гартискари, на территории внутреннего периметра фортификационного комплекса, была раскопана молельня эллинистической эпохи, напоминающая храмовые комплексы Картли того же времени (Дедоплис-Миндори, Самадло). Трехчастное строение занимало 100 кв. м. В центральном нефе прослеживается 4-угольный с закругленными сторонами алтарь высотой 0,8 м и шириной 0,6 м. Пол боковых нефов на 20 см выше, чем пол центрального нефа (Николаишвили, Нариманашвили. 2006. С. 45).

В Армазцихе-Багинети был раскопан 6-апсидный 4-угольный в плане языческий храм с культовым винным погребом. Он был выстроен из сырцового кирпича на основе тщательно обработанных каменных квадров и покрыт крашеной в красный цвет плоской желобчатой черепицей. В центре главного зала стояла орнаментированная каменная база - основа колонны, к-рая заканчивалась капителью, украшенной волютами. В углах апсид зафиксированы капители малых размеров (Кипиани. 2006. С. 211-234; Николаишвили. 2011. С. 28-30). По археологическим данным, храм функционировал в первые века от Р. Х. и был разрушен в 1-й пол. IV в.

Из источников известно, что деятельность св. Нины была направлена в первую очередь на те места, где находились главные религ. центры столицы и царства: гору Картли, где стояли изваяния высшей божественной триады языческого пантеона царства Армази, Гаци и Гаима (ныне на этом месте находится зальная церковь св. Нины), а также на место, находящееся в непосредственной близости от кафедральных соборов Самтавро и Светицховели, где до Крещения Грузии с большей долей вероятности функционировали дохрист. храмы (Бибилури. 1999. С. 75-80). В частности, в интерьере храма Самтавро во время археологических раскопок, связанных с реставрационными работами, были обнаружены остатки круглого в плане храма типа ротонда, относящегося к позднерим. эпохе, радиус которого достигал 15 м, ширина дверного проема составляла 5 м. Отдельные архитектурные детали этого храма были использованы при строительстве христ. базилики IV в. (Кипиани. 2009. С. 733-789).

По сведениям груз. летописей, близ того места, где в 1-й пол. IV в. был построен Светицховели, стоял языческий храм. В сирийско-копт. хрониках уточнялось, что это храм солнца Аполлона (Bibiluri. 2009).

Погребальные сооружения и погребальный обряд

На сегодняшний день проведены археологические исследования общегородского некрополя на Самтаврском поле и локальных могильников отдельных кварталов столицы: в Камарахеви (в Цицамури-Севсамора; IV-III вв. до Р. Х.), Мухатгверди (IV-III вв. до Р. Х.), Армазцихе-Багинети (I-III вв.), Армазисхеви (II-V вв.), Карснисхеви (I-III вв.), на т. н. могильнике Могвтакари (II-III вв.), в Туиакочора в Кодмани (II-III вв.), Ахали-Армази (III-IV вв.), Авчалискари (кон. III - IV-V вв.) и т. д. Раскопано более 2,5 тыс. погребений. Удивляет разнообразие могильных сооружений (ямные, с перекрытием из каменных плит, деревянных брусьев, черепицы; каменные ящики; кувшинные; черепичные; плинфовые; саркофаги, высеченные из цельного камня; склеп с двускатным перекрытием). В позднерим. период появился подтип каменных гробниц с двускатным перекрытием, предназначенных для усопших высокого социального статуса или имевших особое экономическое положение. Таковыми являются саркофаг царевны из Армазцихе-Багинети, погребения знатных особ в Армазисхеви, каменный саркофаг на общегородском некрополе Самтавро и др.

Археологические раскопки могильников подтверждают существование единой религии у грузин в дохрист. период на территории Картли. Так, распространенный способ погребения усопших в позе эмбриона головой к западу в VI-IV вв. до Р. Х. (Нерон-Дереси, Шори, Кавтисхеви, Саирхе, Модинахе, Асурети, Бешташени, Уплисцихе), в эллинистический период (Бамбеби, Катланисхеви, Саирхе, Цнисисхеви, Самадло, Трели) и еще чаще в I-IV вв. (Армазисхеви, Карснисхеви, Арагвиспири, Жинвали, Ахали-Жинвали, Эрцо, Модинахе, Клдеети, Череми, Ничбисисхеви и т. д.) был преобладающим. Даже после провозглашения христианства гос. религией в Картли данный способ захоронения наблюдался еще неск. веков (до V-VIII вв.), особенно в горных и предгорных районах страны (Модинахе, Ахали-Жинвали, Бетаниа, Цхваричамиа, Рачисубани, Санта, Гантиади), что связывают с сохранением в этих местах элементов языческого погребального обряда. Примечательно, что в погребениях высшего сословия, датируемых 1-й пол. IV в., т. е. относящихся к периоду после Крещения Грузии, мужчин хоронили исключительно христ. способом - на спине, в вытянутом положении, головой на запад, а женщин - в полном соответствии с дохрист. груз. погребальным обрядом. Данные археологических исследований полностью подтверждают сведения груз. летописцев о том, что Крещение приняли в первую очередь все, кто занимал гос. должности (питиахши, управляющие провинциями, военачальники и т. д.).

Наряду с погребальными обрядами автохтонного населения, на могильниках I в. до Р. Х.- I-IV вв. зафиксированы погребения, обустроенные по религиозным канонам др. этносов либо последователей иных религ. конфессий, проживавших в Картли. В письменных источниках не раз упоминается квартал и храм зороастрийцев на территории Великой М.; в наст. время только одно погребение со вторичным захоронением, принадлежащее питиахшу Берсуме, можно с полной уверенностью связать с маздеизимским погребальным обрядом. Особенно часто встречаются захоронения, принадлежавшие иудейскому и греческому погребальным обрядам.

Среди погребального инвентаря интересны изделия, связанные с конкретным погребальным обрядом. Так, в захоронениях автохтонного груз. населения зафиксированы в основном глиняные, стеклянные, реже серебряные и бронзовые сосуды разного назначения; принадлежности одежды, золотые, серебряные, бронзовые и железные (в основном перстни с резными камнями) украшения (серьги, кулоны, браслеты, перстни; ожерелья, изготовленные из разного рода минералов, стекла, фаянса). Из предметов, связанных с дохристианскими религиозными воззрениями, можно отметить подвески с изображениями птиц, животных (собака, баран и т. д.), бронзовые колокольчики с железным язычком. Монеты, зафиксированные в погребениях (в основном имп. Августа и парфянских царей Готарза и Артабана), с большой долей вероятности связаны с культом Харона. В погребениях с греч. способом захоронения встречаются монеты Харона, листки золотых погребальных венков, наглазники и нагубники, геммы-инталии с изображением богов греко-римского (Афина, Аполлон, Артемида и др.) и египетского (Исида) пантеонов. Особенно часто встречаются резные камни с изображением Тихе-Фортуны - греко-рим. богини судьбы, случая, счастливого и злого рока. В евр. погребениях превалируют бальзамарии для ароматных масел и благовоний.

Христианский период

Существование раннехрист. общин в Великой М. до Крещения Картли доказывают предметы, найденные в погребальных комплексах 2-й пол. III в., расположенных на общегородском могильнике и близ Светицховели: якорь между 2 рыбами, рыбы, дельфины и т. д. (Бибилури. 1983. С. 78-85). Несмотря на неблагоприятные обстоятельства, связанные с переносом столицы Картли из М. в Тбилиси, в М. по-прежнему наблюдался высокий уровень строительного мастерства и сохранялся статус центра зодчества. Так, в IV и последующие века в М. функционировал институт главного художника и зодчего Картли (греч. ἀρχιζώγραφος καὶ ἀρχιτεκτών). Об уровне строительного дела свидетельствует городская оборонительная система V-VII вв., отдельные участки к-рой были раскопаны в 50-х, 60-х и 90-х гг. XX в. Изучены остатки жилых домов и кварталы М. IV-VII вв., к-рые показывают жизнь полиэтнического города. К югу и западу от Светицховели был раскопан плотно населенный и довольно благоустроенный квартал (дома, покрытые черепицей, погреба, водопровод, канализационный коллектор, мощеные булыжником улицы и т. д.), в 1 км к югу от собора был открыт Еврейский квартал. Помимо жилых кварталов, о численности и плотности населения свидетельствуют могильники, раскопанные в разных районах города, в первую очередь общегородской некрополь на Самтаврском поле. Найденный здесь материал показывает, что в М. на высоком уровне сохранялись такие ремесла, как гончарное дело, златокузнечество, художественная обработка минералов, серебра и бронзы, производство стеклянных изделий. Существенную роль играли как внутренняя, так и внешняя торговля.

В христ. погребениях этого периода все чаще встречаются артефакты с христ. символикой (крест, рыба, павлин, голубь, олень и др.). Особенно следует выделить каменное погребение с черепичным полом с Самтаврского могильника (IV-V вв.). На одной из черепиц были выцарапаны крест и монограмма из греч. букв (Ткешелашвили. 1955. С. 11). Также интересно погребение из Цицамури (Севсамора), имеющее на вост. поперечной стене рельефное изображение болнисского креста (Абутидзе, Глонти. 1999. С. 27-28), который начиная с V в. использовался в Грузии наравне с крестом св. Нины.

В XI-XII вв. в Грузии наступила эпоха, к-рая известна как Грузинское Возрождение (ჟართული აღორმინება - Ш. Нуцубидзе, Э. Хонигман, А. Ф. Лосев, Ш. Хидашели). В стране в целом и в частности в М. произошло много позитивных изменений. В М. археологически исследованы памятники этой эпохи. Так, были раскопаны жилые дома горожан, мостовая, отдельные участки водопровода; стеклодувная мастерская; остатки впечатляющих размеров дворца католикоса-патриарха всей Грузии Мелхиседека I (ок. 1010-1033).

Ист.: Dubois de Montpéreux F. Voyage autour du Caucase. P., 1840. Vol. 4; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали // КЦ. 1955. Т. 1. С. 139-244; Леонтий Мровели. Жизнь грузинских царей // Там же. С. 1-71; Каухчишвили Т. Древнегреческие источники истории Грузии. Тб., 1976 (на груз. яз.).
Лит.: Натроев А. Мцхет и его собор Свэти-Цховели: Ист.-археол. описание. Тифлис, 1900; Церетели Г. Армазская билингва: Двуязычная надпись, найденная при археол. раскопках в Мцхета-Армази. Тб., 1941; То же // Вестник / Ин-т языка, истории и материальной культуры АН Груз. СССР. Тб., 1943. Вып. 13. С. 1-85 (на груз. яз.); Ткешелашвили О. Памятники материальной культуры раннефеод. эпохи с Самтаврского могильника: Канд. дис. Тб., 1955 (на груз. яз.); Мцхета: Итоги археол. исследований. Тб., 1958-1996. 11 т.; Апакидзе А. М. Города и городская жизнь в Древней Грузии. Тб., 1963 (на груз. яз.); он же. Города Древней Грузии. Тб., 1968; он же. Культура Грузии античной эпохи // Очерки истории Грузии. Тб., 1970. Т. 1. С. 393-447; Лордкипанидзе О. Античный мир и Древняя Колхети: Об истории торгово-эконом. и культ. отношений в VI-II вв. до н. э. Тб., 1966 (на груз. яз.); он же. Наследие древней Грузии. Тб., 1989; Ломтатидзе Г. Бронзовые кинжалы и мечи из древнейших погребений Самтаврского могильника. Тб., 1974 (на груз. яз.); Мачабели К. Позднеантичная торевтика Грузии. Тб., 1976; Лежава Г. Архит. памятники Грузии античного периода: Альбом. Тб., 1978 (на рус. и груз. яз.); Бибилури Т. Истоки христ. религии в Грузии. Тб., 1983; он же. Плинфовые погребения на территории Грузии позднеантичной эпохи: Дис. Тб., 1983; он же. Могильник картлийских питиахшей в Армазисхеви // Вопросы истории и теории культуры. Тб., 1998. Вып. 5. С. 33-39 (на груз. яз.); он же. Обращение Грузии в христианство: Реально-исторические и художественно-лит. сюжеты // Там же. 1999. Вып. 6. С. 75-86; idem. The Apollo Temple in Didi Mcskheta // Georgian Аrt in the Contexst of Europian and Asian Cultures: 1st Intern. Symp. of Georgian Culture: Proc. Tbilisi, 2009. Р. 71-76; Дундуа Г. Монетное дело и монетное обращение Грузии в античную эпоху (VI до н. э.- IV н. э.): Дис. Тб., 1982; Абутидзе А., Глонти Н. Раскопки в Цицамури: Сб. науч. сессии, посвящ. полевым археол. исследованиям в 1998 г. Тб., 1999 (на груз. яз.); Бибилури Т., Новикова Е. Серьги позднеантичной эпохи из Самтаврского могильника // Вопросы истории и теории культуры. Тб., 2003. Вып. 14. С. 11-17; Бибилури Т., Глонти Н. Археол. памятники Самтаврского могильника II-IV вв. н. э. // Великая Мцхета и ее страна. Тб., 2004. Т. 1 (на груз. и англ. яз.); Кипиани Г. Новые находки в древней столице Грузии Мцхета // Археология Кавказа. 2006. Вып. 1. С. 211-234 (на груз. яз.); он же. Базилика царя Мириана // Византология в Грузии: Сб., посвящ. памяти акад. Г. Церетели. Тб., 2009. Т. 2. С. 733-789 (на груз. яз.); Николаишвили В., Нариманашвили Г. Северные ворота Древней Мцхеты // Вопросы теории и истории груз. архитектуры. Тб., 2006. Вып. 2 (25). C. 43-47 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. Армазская сокровищница: Опыт худож. характеристики предметов из некрополя питиахшей в Армази. Тб., 2007; Николаишвили В. Армазцихе: Резиденция Картлийского царства. Тб., 2011 (на груз. яз.).
Т. Бибилури
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВАРЫ союз кочевых племен монголо-тюркского происхождения
  • АВДАТ [Эбода], город-крепость в пустыне Негев (Палестина), на караванном пути из Петры в Газу
  • АКСУМ столица Аксумского царства
  • АМАРНСКИЕ ПИСЬМА глин. таблички, в кот. освещается период XIV в. до РХ, впервые упомянут Иерусалим
  • АНИ столица арм. гос-ва Багратидов, в X-XII вв. кафедра арм. католикоса
  • АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)