[Греч. Νέστωρ] (III в.), сщмч. Пергийский (пам. 28 февр.; пам. зап. 25 и 26 февр.), еп. Магиддийский. Сохранились 2 Мученичества Н.: BHG, N 1328 (издано: Aubé B. Un supplément aux «Acta sincera de Ruinart», actes inédits de l'évêque de Pamphylie Nestor, martyr le 28 févr. 250 // RA. Sér. 3. 1884. T. 3. P. 215-234) и BHG, N 1328е (издано: Franchi de' Cavalieri P. Note agiografiche. R., 1909. T. 3. P. 115-117. (ST; 22); Latyрev. Menol. T. 1. P. 151-153). Последнее бытовало также в лат. традиции (BHL, N 6068), и, по мнению П. Франки де Кавальери и Ж. М. Соже, оно создано на основе 1-го Мученичества.
Согласно источникам, Н., происходивший из г. Пергия Памфилийская (М. Азия), был епископом г. Магида (также в Памфилии). По приказу имп. Деция (249-251) в этой области началось гонение на христиан. Наместник Памфилии, Пуплий (Поплий, Поллий), отвечал за исполнение имп. указа о том, что все население должно принести жертвы языческим богам. Он понимал, что пока Н. на свободе, совладать с христ. общиной, к-рая находится под его окормлением, нельзя, поэтому за епископом были посланы войска. Н. предвидел свой арест. Он велел пастве спасаться, а сам остался один в доме и спокойно встретил посланных за ним воинов. Правитель города Иринарх под угрозой смерти принуждал Н. выполнить указ Деция о жертвоприношении, но епископ отвечал, что он выполняет только приказы Царя Небесного. Мученика отправили в Пергию, где подвергли жестоким пыткам, во время к-рых он говорил, что сколько бы ни истязали его тело, он не отвергнет Христа. Тогда его приговорили к распятию в подражание казни Спасителя, о Котором он постоянно вспоминал во время мучений.
В течение мн. часов, проведенных на кресте, Н. наставлял христиан, собравшихся вокруг него. Произнеся в конце проповеди «Аминь», мученик скончался. Издатель и исследователь Мученичества Франки де Кавальери полагал, что, хотя текст изобилует агиографическими топосами, его можно считать аутентичным, по крайней мере 1-ю часть. Он также предположил, что Мученичество Н. относится к IV в. и написано тем же неизвестным автором, что и Мученичества Конона Градаря, мч. Мандонского (Памфилийского) (пам. 5 марта; пам. визант. 4, 5, 6 марта), к-рый жил близ Магида и пострадал при наместнике Пуплии, а также Папия, Диодора, Конона и Клавдиана, мучеников Памфилийских (пам. 3 февр.), живших и пострадавших в этой местности в то же время.
Возможно, Н. и мч. Нестор (пам. 1 марта) (см. в ст. Нестор и Тривимий) - одно и то же лицо.
В славяно-рус. агиографической традиции известны двустишие и очень краткое сказание в составе стишного Пролога (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2011. Т. 6. С. 77). В ВМЧ включен перевод одной из редакций Мученичества (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 498), в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» помещено краткое сказание. (ЖСв. Февр. С. 494).