(† 9 мар. 1126), митр. Киевский (1122-1126). По происхождению грек. Поставлен в К-поле патриархом К-польским Иоанном IX Агапитом после того, как в апр. 1121 г. скончался митр. Киевский Никифор I. В Киев Н. прибыл в 1122 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 292; Т. 2. Стб. 286), вероятно, 15 окт. (эту дату содержит надпись некоего Судилы на стене киевского Софийского собора: «Месяца октября в 15 день при(ш)ьлъ Никита» (Высоцкий С. А. Средневековые надписи Софии Киевской: (По мат-лам граффити XI-XVII вв.). К., 1976. № 112. С. 38-39, 211, 214. Табл. XVIII-XIX; Зализняк А. А. К изучению древнерусских надписей // Янин В. Л., Зализняк А. А., Гиппиус А. А. Новгородские грамоты на бересте. М., 2004. Т. 11: Из раскопок 1997-2000 гг. С. 271-272. № 112 (уточненное прочтение надписи)); нельзя исключать, впрочем, и того, что в граффити упом. не Киевский митрополит, а Новгородский свт. Никита (1096-1109), вполне вероятно посещавший Киев во время своего епископства).
По гипотезе А. Е. Мусина, Н. мог быть 1094 г. до поставления в митрополиты схартофилаксом (хранителем документов и книг) и диаконом собора Св. Софии, как и его предшественник Никифор I; подобно последнему, хартофилакс Никита состоял в переписке с архиеп. Охридским Феофилактом Болгарским (1078-1107), бывш. диаконом Софийского собора (Мусин А. Е. Загадки дома Св. Софии: Церковь Великого Новгорода в X-XVI вв. СПб., 2016. С. 68).
В том же 1122 г., когда Н. прибыл в Киев, в Византии состоялось бракосочетание внучки блгв. кн. Киевского Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха и дочери блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича с «царем» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 286), по всей видимости родственником имп. Иоанна II Комнина (его старшим сыном и соправителем Алексеем?); данное событие знаменовало урегулирование отношений с Византийской империей после военного конфликта 1116 г. Вероятно, в связи с урегулированием русско-византийских отношений по повелению Владимира Мономаха в киевскую ц. во имя св. Иоанна Предтечи на р. Сетомли была перенесена реликвия, привезенная из К-поля,- перст правой руки св. Иоанна Предтечи (Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерусской духовной письменности // СбОРЯС. 1907. Т. 82. № 4. С. 56-57; Лосева О. В. Жития русских святых в составе древнерусских прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 340-341; см. также: Флоря Б. Н. К генезису легенды о «дарах Мономаха» // ДГ СССР, 1987. М., 1989. С. 185-188; Щапов. Памятники. С. 220-221). Имеются основания отождествить ц. Иоанна Предтечи на р. Сетомли с церковью «святаго Ивана в Копыреве конци», заложенной Владимиром Мономахом в 1121/22 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 286; Карпов А. Ю. Перенесение перста св. Иоанна Крестителя из Византии на Русь в контексте визант. политики Владимира Мономаха // Он же. Исследования по истории домонгольской Руси. М., 2014. С. 150-151). Не исключено в таком случае, что реликвию мог доставить прибывший на Русь Н. (Присёлков. 2003. С. 182). Литургическое празднование перенесения данной святыни на Руси было приурочено к 7 янв.- Собору св. Иоанна Предтечи и дню перенесения его десницы из Антиохии в К-поль в 956 г. (Лосева. 2009. С. 228).
По сообщению митрополичьей Никоновской летописи (20-е гг. XVI в. ) под 1123 г., «пресвященный Никита митрополит Киевский и всеа Руси в своем граде в Синелице затвори в темнице злаго еретика Дмитра» (ПСРЛ. Т. 9. С. 152). Представители историографии XIX в. склонялись к мнению, что Дмитр принадлежал к еретическому движению богомилов (см. Богомильство) и, вероятно, прибыл на Русь из Болгарии (см., напр.: Макарий. История РЦ. С. 281; Голубинский. История РЦ. Т. 1. Ч. 2. С. 791-793). Тем не менее сама достоверность этого позднейшего сообщения вызывает сомнения из-за тенденциозного характера уникальных известий указанного свода (см.: Клосс Б. М. Никоновский свод и рус. летописи XVI-XVII вв. М., 1980. С. 98-99).
23 и 24 июня 1124 г., во время большого пожара в Киеве, сгорело почти 600 церквей. Очевидно, большинство из них были деревянными и домовыми. Следует предполагать поэтому большое количество иерейских и диаконских рукоположений, которые совершали Н. и другой митрополиты того времени.
19 мая 1125 г. на р. Альте под Переяславлем (ныне Переяслав-Хмельницкий) скончался блгв. кн. Киевский Владимир Всеволодович Мономах, к-рый был погребен в Киеве в Софийском соборе «у отца своего» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 295). Отпевание князя возглавил, наиболее вероятно, Н., хотя напрямую в летописном сообщении об этом не говорится.
Известно о неск. архиерейских хиротониях, совершенных Н. В 1123 г. он возглавил поставление Симеона во епископа Владимиро-Волынского. В том же году 6 авг. скончался Черниговский еп. Феоктист. О Черниговских архиереях после этого ничего не известно до 1142 г., когда скончался еп. Пантелеимон. Маловероятно, что такая значимая кафедра долгое время оставалась вакантной без видимых причин. Скорее всего уже при Н. был поставлен преемник Феоктиста и не исключено, что им был именно Пантелеимон.
После кончины 12 апр. 1123 г. еп. Переяславского Сильвестра (бывш. игумена киевского Выдубицкого в честь архангела Михаила мужского монастыря и летописца) Переяславская кафедра более 2 лет оставалась вакантной, несмотря на присутствие на Руси митрополита. А. Поппе полагает, что Н. препятствовал открытию Смоленской кафедры вслед. некоего конфликта между ним и Владимиром Мономахом, к-рый намеревался открыть в Смоленске, где княжил его внук блгв. кн. Ростислав (Михаил) Мстиславич, новую кафедру, выделив ее территорию из Переяславской (Poppe. 1988; Поппэ. 1989; он же. 1996; см. также: Смоленские грамоты XII-XIV вв. М., 1963. С. 75; ДРКУ. С. 141). Эта т. зр. была оспорена А. В. Назаренко, по мнению к-рого для предположения о таком конфликте оснований не имеется (Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне: (Ист.-филол. исслед.). М., 2009. С. 174-175). Только 4 окт. 1125 г. Н. совершил хиротонию во епископа Переяславского (Переяславля Южного) Марка (Маркела) (кандидатура игумена мон-ря св. Иоанна была предложена переяславским кн. Ярополком Владимировичем).
Сохранилась печать, атрибутируемая с наибольшей вероятностью Н. На одной стороне ее изображен поясной образ Богоматери «Знамение», на другой - греческая надпись в 4 строки: «Печать Никиты епископа России» (Актовые печати. 1998. Т. 3. С. 28, 118, 261. № 47 а).
Неск. композиций, посвященных деятельности Н., сохранились на миниатюрах Голицынского тома Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225). Облик митрополита сходен с изображениями др. архиереев в рукописи: это старец с седой недлинной клиновидной бородой. Под 1122 г. помещена миниатюра, иллюстрирующая (помимо 2 др. сюжетов) прибытие Н. из К-поля в Киев (Там же. Л. 26). Митрополит показан въезжающим верхом на лошади в городские ворота в сопровождении свиты, на заднем плане храм - вероятно, условное изображение собора Св. Софии в Киеве. Н. облачен в зеленую рясу, коричневую мантию с источниками, на нем черный клобук с воскрилиями. В сцене поставления в 1123 г. епископа во Владимир-Волынский Н. изображен благословляющим склонившегося перед ним Симеона (Там же. Л. 28). На митрополите архиерейское богослужебное облачение: саккос с золотой каймой на подоле и рукавах, темно-красный цвет которого соответствует ярко-красным крестам на омофоре, из-под шапки с опушкой видны слегка вьющиеся волосы, длиной до плеч. В иллюстрации к тексту о том, как Н. «затвори в темнице злаго еретика Дмитра» (Там же. Л. 34), митрополит изображен в келейной одежде (ряса, мантия и клобук) сидящим на скамье (или ступенях), он с указующим жестом обращается к группе горожан; в нижней части композиции горожане отводят Дмитра в темницу. Два последних сюжета, посвященные Н., помещены на миниатюре под 1126 г. (Там же. Л. 43). В левой верхней части иллюстрируется поставление Марка, игумена мон-ря ц. св. Иоанна Предтечи, во епископа Переяславского. Облик митрополита здесь аналогичен его облику в сцене поставления еп. Симеона, но на нем архиерейское облачение в зеленоватых тонах. В правой верхней части миниатюры изображено преставление Н.: он показан лежащим в том же облачении на смертном одре.